Рабочая программа дисциплины Управление предприятием в условиях конкуренции Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа: «Экономика предпринимательства»





Скачать 327.86 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины Управление предприятием в условиях конкуренции Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа: «Экономика предпринимательства»
страница1/3
Дата публикации25.11.2014
Размер327.86 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Экономический факультет
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-

методической работе,

_____________Елина Е.Г.

"__" ____________20__ г.
Рабочая программа дисциплины

Управление предприятием в условиях конкуренции

Направление подготовки

080100 Экономика
Магистерская программа: «Экономика предпринимательства»

Научный руководитель- д.э.н. Т.И. Трубицына


Квалификация (степень) выпускника

Магистр
Форма обучения

очная

Саратов,2012
1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины является изучение поведения и управления предприятием в условиях современной конкурентной борьбы. При этом управлением предприятием в таких условиях имеет большое значение в связи с ужесточением конкурентной борьбы на различных рынках.

В объеме учебной программы предполагается рассмотреть основные подходы к управлению поведением предприятия в условиях конкуренции. Изучение данного курса способствует формированию у магистров системы знаний о необходимости изменения современных подходов к управлению предприятием в условиях конкурентных отношений в экономической системе.
2.Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Управление предприятием в условиях конкуренции» входит в цикл профессиональных дисциплин и предлагается обучающимся для освоения в 1 семестре. Курс по выбору. Данный курс основывается на знании микроэкономики, экономики предприятия. Данный курс раскрывает основное содержание и значение управления предприятием в условиях конкуренции. Курс «Управление предприятием в условиях конкуренции» углубляет и расширяет систему знаний о явлениях и процессах рыночной экономики, о способах и средствах формирования конкурентных стратегий современных предприятий. .
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Управление предприятием в условиях конкуренции»

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК- 1);

способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);

способностью самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК- 3);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

научно-исследовательская деятельность:

способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);

проектно-экономическая деятельность:

способностью самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-5);

способностью разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках (ПК-7);

аналитическая деятельность:

способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне (ПК-8);

способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-10);

организационно-управленческая деятельность:

способностью разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности (ПК-12).
В результате освоения дисциплины «Управление предприятием в условиях конкуренции»:

Знать: Основные теоретические положения и ключевые концепции всех разделов дисциплины, направления управления предприятием в условиях развития конкуренции; понимать проблемы современного развития рыночных отношений на основе конкурентных отношений, видеть взаимосвязь этих проблем с макроэкономическими.

Уметь: использовать методики расчетов конкурентоспособности продукции и фирм в своей профессиональной и организационно-экономической деятельности, проводить базовый анализ конкурентной политики фирмы, ее конкурентного окружения, оценивать конкурентоспособность продукции; выявлять проблемы формирования конкурентных отношений при анализе конкретных ситуаций как на микро так и на макроуровнях, предлагать способы и методики их решения и оценивать ожидаемые результаты; также уметь в письменной и устной форме логично на основе аналитического материала оформлять результаты своих исследований,

Владеть: логикой теории конкуренции; категориальным аппаратом теории конкуренции на уровне понимания и свободного воспроизведения; методиками расчетов наиболее важных показателей деятельности основных субъектов конкуренции, важнейшими методами анализа экономический явлений, владеть навыками работы с информационными источниками и справочной экономической литературой.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)













Лекции

Семин

Сам.р




1

Конкурентоспособность предприятия и его конкурентные преимущества.


3

1,2,3

2

6

18

ситуация для анализа

2

Конкурентные стратегии предприятия и их реализация


3

4,5

2

6

18

Выполнение заданий

3

Административные и социально-психологические методы управления предприятием


3

6,7,8

2

6

18

Тест, ситуации

4

Стратегическое планирование на предприятии.


3

9,10

4

6

20

Ситуации,

эссе




























Итого:

108




10

24

74

Зачет


Тема 1. Конкурентоспособность предприятия и его конкурентные преимущества

Понятие конкурентоспособности и конкурентного преимущества предприятия. Виды конкурентных преимуществ предприятия. Показатели конкурентоспособности предприятия. Связь конкурентоспособности продукции, предприятия, отрасли и национальной экономики.

Тема 2. Конкурентные стратегии предприятия и их реализация

Виды стратегий современного предприятия. Недостаточность традиционной теории экономии на масштабах производства для объяснения эффективности крупных фирм.  Условные и безусловные фиксированные издержки. Преимущества крупных предприятий в эпоху научно-технического прогресса. Маркетинговые и управленческие преимущества.

Преимущества дифференцированного продукта. Дифференциация продукта и прирост его ценности для потребителя. Принципы сегментации рынка. Факторы дифференциации товаров. Выгоды производителя от дифференциации продукта. Критерий эффективности специализированного производства. Значение специализации как фактора защиты от конкурентов. Значение ограничения размеров рыночного сегмента. Принцип конкурентного исключения. Возможность национального и мирового рыночного лидерства для малых фирм.

Тема 3. Административные и социально-психологические методы управления предприятием

Методы управления основанные на контроле. Методы управления основанные на экстраполяции.

Тема 4. Стратегическое планирование на предприятии.

Понятие и этапы стратегического планирования. Школы стратегического планирования. Инструменты стратегического планирования. Стратегический анализ. Информация для стратегического планирования. Альтернативные модели стратегического планирования
5. Образовательные технологии

Содержание учебной дисциплины предполагает лекционные занятия, работа на семинарских занятиях, работа в малых группах, обсуждение прикладных экономических проблем, выполнение специальных заданий в виде тестов, решения задач, анализа проблемных ситуаций. Использование контактных часов позволит индивидуализировать проведение занятий, освоение учебного материала.

Успешное освоение материала курса предполагает большую самостоятельную работу студентов и руководство этой работой со стороны преподавателей. Формы контроля: выполнение контрольных работ и тестов, решение экономических задач, аналитическое изучение, разбор реальных хозяйственных ситуаций, анализ характерных и особых экономических ситуаций, создание перечня возможных экономических рисковых ситуаций и рекомендаций по разрешению этих рисков, обсуждение актуальных проблем на творческих группах, экономические эссе по проблемам изученных тем. Итоговый контроль – зачет.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Вопросы для семинарских занятий:

Чем определяется интенсивность конкуренции на современном рынке?

Назовите пять сил конкуренции по М. Портеру.

Дайте определение конкурентоспособности.

Можно ли считать конкурентоспособными услуги по хранению вкладов Сбербанком, коммерческими банками, спекулятивными финансовыми организациями?

Являются ли, на Ваш взгляд, конкурентоспособными  индексируемые государственные облигации?

От чего зависит ценность товара для институционального потребителя?

Какова связь между потребительской ценностью и конкурентоспособностью?

Назовите факторы повышения конкурентоспособности.

Какие факторы влияют на запас конкурентоспособности продукции?

Какая из черт деятельности фирмы является определяющей для выбора стратегии: а/ то, что она выпускает; б/ то, что она действует в определенной отрасли; в/ то, что она, например, узко специализирована?

В чем Вы видите недостаточность традиционной теории экономии на масштабах производства для объяснения эффективности крупных фирм?

Каковы база и границы эффективности крупного производства?

Приведите примеры потребительских товаров, для рыночного успеха которых особо важна полнота рыночного ассортимента.

Есть ли отрицательные стороны у политики расширения ассортимента?

Как реализуется стратегия подавления конкурентов?

Можно ли считать высокий уровень концентрации российской промышленности естественным результатом рыночного развития?

Первыми жертвами политики сосредоточения усилий на основном производстве в России оказываются объекты соцкультбыта. Подумайте, могут ли приватизированные предприятия сохранить объекты социальной сферы. Какой вам видится политика государства в этой сфере?

Покажите основные возможности роста фирмы.

Выделите преимущества дифференциации продукта.

Каковы преимущества узкой специализации?

Есть ли в России узко специализированные секторы рынка, которым суждено в дальнейшем достигнуть гигантских размеров?

Выделите факторы сегментации рынка.

Как завоевать потребителей: снижать цены или повышать качество?

В чем состоит принцип конкурентного исключения?

Почему в современных условиях возрастает роль гибкости как источника конкурентоспособности?

Каковы конкурентные преимущества ТНК?

Какие классификации типов конкурентной стратегии вы знаете?

Раскройте понятие «индуцированная неконкурентоспособность».

Выделите этапы формирования конкурентных отношений в российской экономике.

Какие модели конкурентных войн вы знаете?

В чем особенности новой структуры сообщества компаний в России?

Как повысить конкурентоспособность фирмы?

Каковы принципы выбора стратегии и основные правила ее проведения?

В какой степени оптовые рынки используют такие пути повышения конкурентоспособности, как снижение издержек и повышение потребительской ценности?

Задания для самостоятельной работы

Ситуации для анализа 1

Канцелярская «война» «Скрипто» против «Бик».
В 50-ые годы американская фирма «Скрипто» успешно специализировалась на выпуске дешевых письменных принадлежностей (автоматические карандаши). Но в 60-70-ые годы на этом рынке произошла маленькая техническая революция. Французская фирма «Бик» выпустила свои знаменитые шариковые ручки, сочетающие дешевизну и удобство при письме.

Для компании более широкого профиля такой поворот вряд ли стал бы проблемой: мало ли нововведений такого масштаба осуществляется в разных отраслях, почти не отражаясь на доминирующих в них фирмах. Но для «Скрипто» это было катастрофой. Раньше автоматические карандаши - единственная опора ее бизнеса - удовлетворяли запросы широкого круга потребителей, нуждавшихся в дешевых орудиях письма.

Теперь верными фирме остались лишь те немногие, для которых почему-то не годились шариковые ручки, а нужны были именно карандаши, причем не простые, а автоматические.
Вопросы для ситуационного анализа:

1. Какой из сценариев пересечения фундаментальных ниш компаний имел место в данном случае?

2. Как связана степень специализации фирмы и ее жизнеспособность в случае вторжения в ее реализованную нишу чужих конкурентоспособных продуктов?
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины Управление предприятием в условиях конкуренции Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа: «Экономика предпринимательства» iconРабочая программа дисциплины Управление рисками фирмы Направление...
Целью освоения дисциплины является усвоения теоретического и практического материала по курсу «Управление рисками фирмы» Задачей...
Рабочая программа дисциплины Управление предприятием в условиях конкуренции Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа: «Экономика предпринимательства» iconРабочая программа дисциплины Интернет-предпринимательство Направление...
Целью освоения дисциплины «Интернет-предпринимательство» является углубление теоретических знаний магистрантов в области современных...
Рабочая программа дисциплины Управление предприятием в условиях конкуренции Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа: «Экономика предпринимательства» iconРабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень)...
Рабочая программа составлена и утверждена на основании фгос впо по направлению подготовки 080100. 68 “Экономика” (магистерская программа...
Рабочая программа дисциплины Управление предприятием в условиях конкуренции Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа: «Экономика предпринимательства» iconРабочая программа дисциплины Инвестиционное проектирование Направление...
...
Рабочая программа дисциплины Управление предприятием в условиях конкуренции Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа: «Экономика предпринимательства» iconРабочая программа дисциплины Инвестиционное проектирование Направление...
...
Рабочая программа дисциплины Управление предприятием в условиях конкуренции Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа: «Экономика предпринимательства» iconРабочая программа дисциплины Микроэкономика (продвинутый уровень)...
Целью освоения дисциплины является усвоения теоретического и практического материала по курсу «Микроэкономика (продвинутый уровень)»...
Рабочая программа дисциплины Управление предприятием в условиях конкуренции Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа: «Экономика предпринимательства» iconРабочая программа дисциплины Микроэкономика (продвинутый уровень)...
Целью освоения дисциплины является усвоения теоретического и практического материала по курсу «Микроэкономика (продвинутый уровень)»...
Рабочая программа дисциплины Управление предприятием в условиях конкуренции Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа: «Экономика предпринимательства» iconУчебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Корпоративное управление...
Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Рабочая программа дисциплины Управление предприятием в условиях конкуренции Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа: «Экономика предпринимательства» iconРабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Профиль подготовки «Экономика предприятий и организаций», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит»
Рабочая программа дисциплины Управление предприятием в условиях конкуренции Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа: «Экономика предпринимательства» iconОсновная образовательная программа 080100. 62 Экономика. Мировая...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, обучающихся по ооп 080100. 62 Экономика. Мировая...
Рабочая программа дисциплины Управление предприятием в условиях конкуренции Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа: «Экономика предпринимательства» iconРабочая программа дисциплины социология направление подготовки 080100 «Экономика»
Программа «Социология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа дисциплины Управление предприятием в условиях конкуренции Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа: «Экономика предпринимательства» iconРабочая программа дисциплины институциональная экономика направление...
Темы дисциплины и виды занятий (учебно-тематический план)
Рабочая программа дисциплины Управление предприятием в условиях конкуренции Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа: «Экономика предпринимательства» iconПрограмма дисциплины Государственное регулирование рынка труда для...
«Институциональная экономика», «Социоэкономический анализ хозяйственных систем», «Эволюционный анализ в экономике инноваций и экономической...
Рабочая программа дисциплины Управление предприятием в условиях конкуренции Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа: «Экономика предпринимательства» iconРабочая программа дисциплины корпоративные финансы направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика»...
Рабочая программа дисциплины Управление предприятием в условиях конкуренции Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа: «Экономика предпринимательства» iconРабочая программа дисциплины «Управление рисками во вэд»
«Экономика» профиль 08010004 «Мировая экономика» в соответствии с фгос во по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация...
Рабочая программа дисциплины Управление предприятием в условиях конкуренции Направление подготовки 080100 Экономика Магистерская программа: «Экономика предпринимательства» iconРабочая программа дисциплины опд. Ф. 08 «мировая экономика» для специальности...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск