| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Страны БРИКС, ШОС и современный миропорядок»
для направления 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет мировой экономики и мировой политики
Программа дисциплины «Страны БРИКС, ШОС и современный миропорядок»
для направления 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра
Автор программы:
Шарко С. В., доцент, к. п. н., shuaige@bk.ru
Одобрена на заседании кафедры мировой политики
И.о. зав. кафедрой Братерский М.В.
«___»____________ 20 г Рекомендована профессиональной коллегией
«Международные отношения и регионалистика»
Председатель «___»____________ 20 г Зарегистрирована УС факультета мировой экономики и мировой политики
«___»_____________20 г.
Ученый секретарь Т.Б. Коваль________________________ [подпись]
Москва, 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900.62 Международные отношения подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Страны БРИКС, ШОС и современный миропорядок» Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом НИУ-ВШЭ
Образовательной программой по направлению 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра
Рабочим учебным планом университета по направлению 031900.62 «Международные отношения» подготовки бакалавра, утвержденным в 2013 г.
Цели освоения дисциплины Курс «Страны БРИКС, ШОС и современный миропорядок» в рамках подготовки бакалавра по специальности «Международные отношения» посвящен анализу основных тенденций и перспектив в мировой политике.
Сегодня в мире происходят активные интеграционные процессы и геополитические перестановки, влияющие на современный миропорядок. Место БРИКС и ШОС в системе глобального управления определяется их растущим влиянием на мировую экономику. В посткризисный период структура современного миропорядка подверглась трансформации. На авансцену мировой политики выдвигаются государства с формирующейся рыночной экономикой и развивающиеся страны. Поэтому важно понимать современную экономическую и политическую обстановку в мире и ее влияние на возможности усиления интеграции с участием России, Китая, Индии, Бразилии и Южной Африки в качестве ключевых субъектов мировой политики и экономики и возрастающую роль БРИКС, ШОС в период посткризисной глобальной трансформации.
БРИКС становится одним из элементов формирующегося многополярного мира. Трансконтинентальное измерение БРИКС, которое представляет Азию, Африку, Европу и Латинскую Америку, придает ему особую ценность и значимость. В перспективе к БРИКС возможно подключение и других солидаризирующихся с этой структурой стран Евразии, Латинской Америки и Африки. Нужно учитывать, что Россия, Китай, Индия, Бразилия и ЮАР играют новую роль в глобальной экономике.
Перспективы интеграционных процессов обусловлены не только деятельностью БРИКС, но и ШОС. Каждая имеет свои особенности, функции, приоритеты и направления, а также отличается от других региональных группировок. ШОС является организацией нового типа с открытым интеграционным пространством Восточной Евразией. Перспективы ШОС зависят от того, насколько успешно организация преодолеет целый ряд проблем, как внутреннего, так и внешнего характера. В настоящее время прорабатывается вопросы, связанные с увеличением численного состава ШОС. Расширение ШОС возможно за счет Индии и Пакистана, которые существенно повысят авторитет организации. В посткризисный период ШОС получает шанс стать дополнительным полюсом многополярного мира и активно участвовать в построении нового миропорядка.
В системе международных отношений важно не только понимать фундаментальные различия во взглядах на мир и совпадающие стратегические интересы разных стран, но и действовать с их учетом.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:
Знать: общую структуру БРИКС, ШОС и основные тенденции современного миропорядка, включая теоретические проблемы и политический опыт ключевых геополитических игроков в АТР; осмыслять на фундаментальном и экспертно-прикладном уровне основные типы азиатского развития, их взаимосвязь с традиционной политической культурой и социальным укладом.
Понимать: значение и роль БРИКС, ШОС в мировой политике, национальные особенности стран-участниц данных организаций и актуальные проблемы, тенденции и перспективы региона Восточной Азии и АТР, учитывая трансконтинентальную составляющую БРИКС.
Уметь: применять полученные знания о странах ШОС, БРИКС в политическом прогнозировании перспективных сфер и направлений мировой политики с учётом новой роли этих организаций на международной арене; разработке сценариев ситуаций, предложений, проектов, связанных с раскрытием потенциала стратегического партнерства и взаимодействия России и ШОС, России и БРИКС, России и Китая в русле сходных задач и вызовов в условиях глобализации; вырабатывать рекомендации для российских органов власти, крупных бизнес-структур по формам взаимоотношений с азиатскими партнерами в соответствии с предполагаемыми рисками и выгодами.
Иметь: первичные навыки анализа научной литературы, политических и экономических событий, протекающих в АТР и в мире, а также иметь навыки прогнозирования важнейших социально-экономических и политических процессов в Восточной Азии.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Умение системно мыслить. Способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения.
| ОК – 1
| При формировании цели и задач реферата и эссе. Использует исторические обобщения, системно ставит задачи по раскрытию темы.
| Устные ответы на зачетах
| Осознание роли гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации
| ОК – 19
| Обосновывает свою аргументацию на основе гуманистических ценностей
| Дискуссия на лекции
| Мотивированность к решению практических задач, нахождению нестандартных интерпретаций международной информации
| ОК – 22
| Формирует и формулирует собственную позицию по спектру вопросов, рассматриваемых в рамках курса.
| Дискуссия на лекции
| Умение ориентироваться в основных современных тенденциях мирополитического развития, глобальных политических процессов, понимание их перспектив и возможных последствий для России
| ПДК – 1
| Использует современные глобальные политические и экономические тенденции в анализе исторических и внешнеполитических ситуций и процессов, в формулировании собственных выводов и заключений.
| Дискуссия на лекциях
|
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавра по направлению 031900.62 «Международные отношения».
Для освоения дисциплины студенты должны обладать историческими знаниями в объеме адаптационного курса. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
«Политическая и экономическая история»,
«История международных отношений»,
«Теория международных отношений»,
«Введение в регионоведение»,
научно-методического семинара кафедры мировой политики.
Курс «Страны БРИКС, ШОС и современный миропорядок» является базовым для учебных курсов: «Евразийская интеграция», «Экономика и политика страны/региона», «Экономика и политика стран постсоветского пространства», «История и теория интеграции», «ЕС в мировой экономике и мировой политике», «Внешняя политика и дипломатия», «Регионализация и интеграция», «Международная политическая экономия», «Основные направления политики ЕС», и «Международные политические институты и организации».
|