Скачать 196.95 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА» АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ Кафедра Политической экономии и мирового глобального хозяйства УТВЕРЖДАЮ заведующий кафедрой ПЭ и МГХ ____________ Мамонтов В.Д. «___»________20__г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности Направление подготовки: Квалификация (степень) выпускника бакалавр Формы обучения (очная, заочная) Тамбов 2011 Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПООП ВПО доцентом кафедры ПЭ и МГХ Н.К. Родионовой и обсуждена на заседании кафедры ПЭ и МГХ академии экономики и управления. Протокол № ___ от «___» _________20__ г. Зав. кафедрой ________________ В.Д.Мамонтов
Целью освоения дисциплины «Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности» является: комплексное изучение содержания, организации и управления ВЭД на предприятиях, вовлеченных в мирохозяйственные связи, и системы их взаимоотношений с предприятиями инфраструктуры ВЭД в Российской Федерации и зарубежными контрагентами с учетом способа и формы выхода в мирохозяйственную среду, специфики предмета внешнеэкономических сделок и особенностей международного и национального регулирования отдельных видов и форм ВЭД.
Дисциплина «Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности» относится к циклу профессиональных дисциплин ООП подготовки бакалавра по профилю «Коммерция». Изучение дисциплины «Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности» основывается на ранее изученных студентами предметах, прежде всего, таких как «Основы предпринимательской деятельности», «Основы экономической теории», и других. Требования к студентам: овладение в полном объеме материалом курсов микроэкономики и макроэкономики, основы предпринимательской деятельности. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «ВЭД фирмы». Курс обеспечивает овладение следующими компетенциями: - способность участвовать в подготовке и проведении мероприятий маркетинговой, коммерческой, инвестиционной и иных видов политики организации (компании) в сфере внешней торговли и международного бизнеса; - способность собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность субъектов современной мировой экономики (ПК-1); - способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8); - способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы (ПК-9); - способность обобщать отечественную и зарубежную практику по вопросам внешней торговли товарами и услугами и опыт проведения международных валютных, финансовых и кредитных операций (ПКП-6). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - основные закономерности и тенденции развития современной мировой хозяйственной системы; - ключевые закономерности функционирования предприятия в глобальной среде; - особенности документарного оформления и нормативно-правового регулирования различных видов внешнеэкономических сделок. Уметь: - проводить работу по поиску зарубежного партнера, заключению и исполнению внешнеэкономических сделок различных видов; - использовать систему знаний о формах и направлениях развития международных экономических отношений для проведения анализа целесообразности и эффективности участия страны во внешнеэкономической деятельности;
- современными инструментами и методиками обоснования целесообразности и эффективности осуществления ВЭД, расчета внешнеторговых цен, разработки внешнеэкономической стратегии в целом и отдельных ее элементов; - специальной терминологией и лексикой данной дисциплины. 4. Структура дисциплины (модуля) «Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности» Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц – 171 час. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Семестр 3.
Тема 1. Внешнеэкономическая деятельность: понятие, виды, участники. Понятие внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических связей. Основные формы ВЭС: торговля (товарами конечного, промышленного, общественного потребления, продуктами интеллектуального труда); совместное предпринимательство (в промышленности, сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, транспорте, культуре, искусстве, кредитно-финансовой сфере); оказание услуг (посреднические, банковские, биржевые, страхование, туризм, международные перевозки, услуги компьютерных сетей); сотрудничество и содействие (научное, техническое, экономическое, культурное). Основные направления ВЭД: внешняя торговля; научно-экономическое сотрудничество; научно-техническое сотрудничество. Соотношение ВЭС и ВЭД с точки зрения управления. Экономическое обоснование ВЭД. Субъекты внешнеэкономической деятельности: международные экономические организации; государства; регионы; предприятия, осуществляющие внешнеэкономические операции (импортные, экспортные, инвестиционные); посредники (торговые представительства, торговые дома, маклеры, брокеры, комиссионеры, дистрибьюторы); инфраструктурные участники (банковско-кредитные, страховые, транспортные, телекоммуникационные компании, биржи). Тема 2. Классификация международных экономических операций. Понятие и виды международных коммерческих операций. Виды внешнеторговых операций по направлениям торговли: экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт. Виды внешнеторговых операций по формам и методам торговли: прямой, косвенный, кооперативный, собственный, метод встречной торговли, институционально-конкурсный, электронный методы. Виды внешнеторговых операций по видам товаров и услуг: сырьевые и продовольственные товары, товары массового спроса, машинотехническая продукция, международный лизинг, международный туризм, международный консалтинг, международный инжиниринг, объекты интеллектуальной собственностью. Международные посреднические операции: комиссионные операции, торговые фирмы и дома, агентские операции, брокерские операции. Тема 3. Международные договоры и контракты Сущность, структура, виды и функции международных контрактов. Венская конвенция (1980 г.) о договорах международной купли-продажи товаров и ее значение. ИНКОТЕРМС-2000 и его значение для заключения внешнеторговых контрактов. Гражданский кодекс РФ как нормативный документ при заключении международных контрактов российскими участниками ВЭД. Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов в РФ. Коммерческие условия контракта международной купли-продажи товаров. Валютно-финансовые условия внешнеторгового контракта. Транспортные условия в контракте. Другие условия контрактов международной купли-продажи товаров: страхование, рекламация, санкции, форс-мажор, арбитраж. Специфические статьи внешнеторгового контракта. Этапы работы над внешнеэкономическим контрактом. Тема 4. Организационно-правовая характеристика внешнеэкономической сферы. Понятие внешнеэкономической сферы страны. Уровни исследования внешнеэкономической сферы (микроэкономики – уровня хозяйствующих субъектов; мезоэкономики – уровня регионов, являющихся субъектами РФ; макроэкономики – уровня национальной экономики; мегаэкономики – уровня мировой экономики). Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Модели внешнеэкономических связей страны и типы государственного вмешательства во внешнеэкономическую сферу. Структура механизма государственного регулирования ВЭД и характеристика его элементов. Классификация субъектов государственного регулирования и управления ВЭД в РФ. Общественные организации, содействующие развитию ВЭД, и направления их деятельности. Сущность и структура правового регулирования внешнеэкономической сферы в РФ. Международные акты как составляющая российской правовой системы регулирования ВЭД. Сущность и сферы использования международных обычаев и судебной практики. Российское законодательство государственного регулирования ВЭД. Особенности регулирования ВЭД в различных группах стран (развитых, развивающихся, стран с переходной экономикой). Тема 5. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в России. Таможенные органы РФ на современном этапе. Основные задачи и функции таможенных органов РФ. Источники таможенного права РФ. Формы таможенного контроля внешнеэкономической деятельности. Порядок производства таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ. Классификация таможенных режимов. Декларирование. Грузовая таможенная декларация, сроки ее подачи. Декларант, таможенный брокер, специалист по таможенному оформлению, их права и обязанности. Классификация товаров в соответствии с задачами таможенно-тарифного регулирования. Определение таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров. Порядок производства таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ. Понятие о нетарифных мерах регулирования внешнеэкономической деятельности. Лицензирование и квотирование экспорта и импорта товаров (услуг). Процедура экспортного контроля. Разрешения иных контролирующих органов РФ. Сертификация товаров. Тема 6. Порядок государственной регистрации российских участников внешнеэкономической деятельности Регламентация деятельности российских предприятий при осуществлении и обеспечении внешнеторговой деятельности. Создание коммерческих организаций с иностранными инвестициями, их филиалов и представительств на территории Российской Федерации. Порядок создания предприятий за рубежом с участием российского капитала. Тема 7. Стратегия развития внешних связей. Стратегические аспекты принятия решения о ведении внешнеэкономической деятельности. Система целей предприятия в сфере ВЭД. Формы присутствия на рынках других стран: «чистый экспорт», франчайзинг, подразделения по продажам и маркетингу, производственная структура за рубежом, ведение сопутствующей основной деятельности. Факторы влияющие на выбор форм присутствия на зарубежном рынке. Этапы формирования стратегии ВЭД. Работа предприятия по выходу на внешний рынок. Структура маркетингового исследования рынка. Стратегии выхода предприятия на рынок конечных потребителей: стратегия контрольной точки; стратегия «снятия сливок»; стратегия внедрения товара на рынок; стратегия, основанная на воспринимаемой ценности товара; стратегии реализации группы товаров. Факторы, влияющие на выбор стратегии. Учет затрат на производство и реализацию товара. Жизненный цикл товара, изменение рыночной стратегии. Особенности рынка производственных товаров (учет множества факторов при организации производства за рубежом; изучение правовых вопросов; исследование потенциальных возможностей предприятия и т.д.). Сущность и методические основы планирования ВЭД предприятия. Принципы планирования ВЭД (принцип единства, принцип участия, принцип непрерывности и гибкости планирования, принцип точности). Инструменты планирования ВЭД предприятия (программы, бизнес-планы, технико-экономические обоснования). Бизнес-план - наиболее распространенная форма внутрифирменного планирования. Структура бизнес-плана, обязательные элементы. Бюджетирование в системе планов предприятия. Тема 8. Оценка конкурентоспособности предприятия и его продукции на внешнем рынке. Сущность и проявления конкурентоспособности. Национальная конкурентоспособность в условиях глобализации. Международные и национальные организации, работающие над проблемами конкурентоспособности. Методика оценки конкурентоспособности товара и производителя. Качество как основа конкурентоспособности продукции на мировом рынке и способы его подтверждения. Идентификация продукции и ее значение в международной практике. Проблемы конкурентоспособности российской экономики. Россия в мировом табеле о рангах по критериям конкурентоспособности. Причины низкой конкурентоспособности российских производителей на мировом рынке. Конкурентоспособные отечественные продукты. Тема 9. Международный маркетинг и его роль во внешнеэкономической деятельности предприятия. Сущность и структурообразующие элементы маркетинга во внешнеэкономической деятельности предприятия. Функции маркетинга в ВЭД. Организация маркетинга во внешнеэкономической деятельности предприятия. Коммуникационная политика на внешних рынках. Методы международных коммуникаций. Система товаропродвижения на предприятии и ее организация. Структура логистической системы. Тема 10. Внешнеэкономическая служба предприятия. Сущность и формы организации ВЭД на предприятии: специалист по ВЭД, отдел внешнеэкономической деятельности (ОВЭД), департамент по ВЭД, внешнеторговые фирмы (ВТФ). Принципы организации управления ВЭД предприятия. Функции организации управления ВЭД на предприятии: планирование ВЭД, организация ВЭД, координация (регулирование), стимулирование (активизация), контроль. Анализ различных структур управления ВЭД предприятий и функциональных обязанностей их специалистов. Типы организационных структур управления предприятием: линейная, линейно-штабная, функциональная, дивизиональная, ориентированная на поиск нового, матричная. Должностные требования к сотрудникам внешнеэкономического подразделения. Основы организации кросскультурных коммуникаций. Тема 11. Организация поиска зарубежного партнера. Информационное обеспечение поиска зарубежного партнера. Классификация фирм, действующих на мировом рынке (по виду хозяйственной деятельности и характеру операций, характеру собственности, принадлежности капитала). Правовое положение и ответственность фирм. Способы поиска зарубежного партнера. Выбор страны и исследование иностранного рынка. Оценка потенциального зарубежного партнера. Основные виды оперативной и финансовой отчетности фирмы, позволяющие: выделять тенденции их развития, оценивать экономические и финансовые возможности, определять научно-технический уровень выпускаемой продукции, судить о конкурентоспособности продукции. Проблемы сопоставимости финансовой отчетности. Показатели, характеризующие фирму. Тема 12. Оценка эффективности ВЭД предприятия. Методики оценки внешнеэкономической деятельности предприятия. Показатели оценки эффективности внешнеторговой деятельности предприятия (базовый коэффициент эффективности экспорта, альтернативный коэффициент эффективности экспорта, базовый коэффициент импорта товаров для перепродажи, альтернативный коэффициент импорта товаров для перепродажи, базовый коэффициент импорта товаров для собственного производства, альтернативный коэффициент эффективности импорта товаров для собственного производства, показатель интегрального экономического эффекта от экспортно-импортной деятельности и др.). Сущность и методы определения эффекта внешнеэкономических операций. Применение дисконтирования во внешнеэкономических расчетах. Особенности оценки экономической эффективности создания КОИИ. Определение экономической эффективности международного научно-технического сотрудничества (расчет экономической эффективности научно-технического импорта, экспорта; экономический эффект от продажи патента или лицензии, экономическая эффективность экспорта лицензий (патентов)). 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. В рамках изучения дисциплины «ВЭД фирмы» самостоятельная работа студентов носит комплексный характер и направлена на закрепление и оптимальное усвоение пройденного материала. Основное место занимает подготовка к семинарским занятиям в соответствии с методическими разработками по каждой запланированной теме. Кроме того, самостоятельная работа студента результируется выполнением ряда письменных работ - реферат, эссе; составление терминологического словаря, конспекта нормативно-правовых актов, статей. Задания и методические рекомендации по организации перечисленных форм работы студенты получают по мере изучения материала, либо в начале семестра (тематика докладов, рефератов). 7. Образовательные технологии Лекции, практические занятия, групповые обсуждения/дискуссии, выполнения заданий в малых группах в течение занятия, кейсы, самостоятельная работа групповая/индивидуальная, презентации. 8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Примерные темы рефератов
Особенности организации ипотечного кредитования: зарубежный опыт и российская практика. Перечень примерных вопросов к экзамену
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Организация внешнеэкономической деятельности на предприятии» а) основная литература:
б) дополнительная литература:
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности Регулирование внешнеэкономической деятельности. Особенности организации бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности. Учет... | Рабочая программа по дисциплине «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности» Рабочая программа по дисциплине «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности» составлена в соответствие с требованиями... | ||
Рабочая программа по дисциплине опд. В. 03. Правовое регулирование... Задачами изучения дисциплины «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности» являются | Реферат по дисциплине «Организация внешнеэкономической деятельности» «Формирование позитивного имиджа – необходимое условие внешнеэкономической деятельности. Формы и особенности делового общения во... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Управление и организация... Радион М. А. Управление и организация внешнеэкономической деятельности [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп».... | Курсовая работа по курсу «Мировая экономика и международные экономические... Теоретические аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности | ||
Рабочая программа по дисциплине В. В налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 080100. 62 Экономика | Рабочая программа по дисциплине В. В налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности Рабочая программа составлена на основе фгос впо и учебного плана мгту по направлению (специальности) 080100. 62 Экономика | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и международное сотрудничество в сфере энергетики» | Международного маркетинга и торговли Рабочая программа по учебной дисциплине «таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость»... | ||
Международного маркетинга и торговли Рабочая программа по учебной дисциплине «таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость»... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (Валютное регулирование) | ||
Рабочая программа по дисциплине Организация внешнеэкономической деятельности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по дисциплине Правовое регулирование страховой деятельности... Рф и формирование у обучающихся представления о месте и роли страхования во внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций.... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «бухгалтерский учет» Учебное пособие Специальность 030501 Юриспруденция, специализация «Гражданское право, финансовое право, правовое регулирование внешнеэкономической... | Учебный комплекс по дисциплине «Основы внешнеэкономической деятельности» Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Конечной целью обучения является формирование... |