Скачать 0.64 Mb.
|
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Юридический факультет Регистрационный номер рабочей программы учебной дисциплины РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и международное сотрудничество в сфере энергетики» “Legal regulation of external economic activity and international cooperation in the sphere of power industry” Язык обучения: русский Трудоемкость: 4 зачетных единиц Регистрационный номер рабочей программы:
Санкт-Петербург 2012 Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины 1.1. Цели и результаты изучения дисциплины Цель изучения дисциплины: ознакомление студентов с основами правового регулирования внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества в сфере энергетики, обладающего в современных условиях особой экономической и политической значимостью. Результаты изучения дисциплины: знать содержание учебного курса, обладать представлением об энергетическом праве как комплексной отрасли; уметь выявлять соотношение публично-правового и частно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности в сфере энергетики; уметь анализировать энергетическое законодательство и компетентно использовать его в рамках практической и научно-экспертной деятельности. знать существо легальных и доктринальных подходов к основным вопросам рассматриваемой проблематики, ориентироваться в применении изучаемого законодательства, включая судебно-арбитражную практику; иметь базовые представление об особенностях импортно-экспортных сделок с энергоресурсами, а также правовом регулировании их транзита; уметь определять на основе коллизионных норм применимое материальное право, регулирующее взаимоотношения сторон контрактов на экспорт и импорт энергии и энергоносителей. 1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) Для освоения содержания настоящей учебной дисциплины студенты должны знать международное публичное и частное право, гражданское право, административное право, коммерческое право в объеме бакалавриата. 1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения) Общие компетенции (ОКМ): ОКМ-1 способен совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень; ОКМ-2 готов использовать знание современных достижений науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач; ОКМ-3 способен самостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять профиль своей профессиональной деятельности; ОКМ-4 готов самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях; ОКМ-5 готов работать с текстами профессиональной направленности на русском языке. 1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся 1.4.1. Профессиональные компетенции (ПК): ПК-1 знает состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере; ПК-2 знает цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе; ПК-3 знает закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования; ПК-4 знает состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере; ПК-5 знает соответствующее отраслевое законодательство и механизмы функционирования межотраслевых институтов; ПК-6 знает методологию получения юридических знаний; философские основы формирования представлений о правовой действительности; ПК-7 знает основные этапы в развитии права в целом и развитии отраслей права по специализации магистра; ПК-8 умеет применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики; ПК-9 умеет аргументировать принятые решения, в том числе с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений; ПК-10 умеет анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений; ПК-11 умеет квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии; проводить экспертизу правовых актов; объяснить действие норм права их адресатам; ПК-12 умеет проводить научные исследования по отдельным правовым проблемам и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современных технических средств сообщения информации; ПК-13 умеет самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации, в том числе в смежных областях знаний; ПК-14 владеет навыками составления письменных документов юридического содержания; разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов; ПК-15 владеет навыками устных выступлений по правовым вопросам, в том числе в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике; ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом; ПК-16 владеет навыками составления экспертных заключений, владеет навыками изучения правовой действительности с помощью научной методологии; ПК-17 владеет навыками осуществления разъяснительной и воспитательной работы среди населения по правовым вопросам, в том числе с применением современных интерактивных информационных технологий; ПК-18 владеет навыками консультирования граждан по правовым вопросам. 1.4.2. Компетенции профиля (КП): Для профиля «Энергетическое право»: КП-1 знает антимонопольное законодательство в целом и особенности его применения в сфере энергетики, состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в защиты конкуренции; КП-2 умеет применять нормы конкурентного права в сфере энергетики в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики; КП-3 владеет навыками составления юридических документов, устных выступлений по правовым вопросам, ведения дискуссии и деловых переговоров, проведения научно-исследовательской работы в области правового регулирования отношений конкурентных отношений в сфере энергетики. 1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы: во-первых, классические лекционные методы с использованием презентаций - объем учебной работы: 6 часов; во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде семинарских занятий - объем учебной работы: 16 часа; в-третьих, объем интерактивных занятий - объем учебной работы: 10 часов; в-четвертых, самостоятельная работа студентов - объем учебной работы: 62 часа. Итого: объем учебной работы по учебной дисциплине: 94 часа. 1.6. Организация учебных занятий
1.7. Структура и содержание учебной дисциплины Тема 1. Международно-правовое регулирование в области энергетики. Лекция с использованием презентации -- 1 час. Международное энергетическое право как комплексная отрасль международного права. Соотношение публично- и частно-правового методов регулирования. Международные организации, действующие в энергетической сфере. Международное энергетическое агентство: цели, порядок функционирования, статус рекомендаций в области координации политики энергоэффективности и борьбы с парниковым эффектом. МАГАТЭ и его роль в системе ООН. Цели, создания МАГАТЭ, основные направления деятельности, правовая природа актов МАГАТЭ. Гарантии и стандарты здравоохранения и безопасности. Механизм контроля. WANO: цели создания, основные направления деятельности, правовая природа. Модернизация WANO в свете новых угроз международной безопасности. ОПЕК: правовая природа, цели создания и основные направления деятельности. Общая характеристика международных универсальных и региональных организаций, в той или иной мере причастных к деятельности в энергетической сфере. Энергетическое право в контексте права международной безопасности. Национальная и международная безопасность в энергетической сфере. Современные проблемы универсальной и региональной безопасности в сфере энергетики: постановка, анализ, возможные перспективы урегулирования. Новые угрозы и вызовы в области международной энергетической безопасности. Глобальная энергетическая безопасность: понятие и основные принципы. Повышение эффективности механизма ядерного нераспространения. Энерго-правовые аспекты международного экологического права. Энерго-правовые аспекты международного экологического права. Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Влияние конвенции на энергетические рынки. Киотские соглашения и их структура. Роль и место России в формировании киотского режима. Европейская Директива по созданию единого рынка торговли углеводородными выбросами. Международно-правовые аспекты предотвращения вредоносного воздействия атомной деятельности на окружающую природную среду. Проблемы обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом. Обеспечение безопасности расщепляющихся материалов, высвобождающихся в результате демонтажа ядерного оружия. Правовые аспекты утилизации отслуживших свой срок атомных подводных лодок и иных судов, оборудованных атомными энергетическими установками. Формирование принципа недопустимости радиоактивного загрязнения моря. Механизм охраны окружающей среды в международном водоеме при осуществлении нефтяных операций. Энерго-правовые проблемы в рамках многостороннего торгового режима ВТО. Двусторонние инвестиционные договоры и «зонтичная оговорка». Энерго-правовые аспекты международного морского права. Механизм охраны окружающей среды в международном водоеме при осуществлении нефтяных операций. Международное инвестиционное право: энергетический аспект. Международное инвестиционное право. Толкование инструментов международного права в связи с Договором к Энергетической Хартии. Особенности защиты инвестиций в соответствии с ЕСТ по сравнению с двусторонними соглашениями об охране инвестиций и другими документами о взаимном содействии и защите прямых иностранных инвестиций. Режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Экспроприация и ее правовые последствия. Особенности разрешения инвестиционных споров. Возмещение ущерба в случае споров инвестор против государства. Трансграничные проблемы развития энергетики. Режим трансграничных месторождений. Правовое регулирование транзита энергоресурсов. Межгосударственные соглашения о транспортировке газа и нефти (нефтепродуктов) трубопроводным транспортом. Правовое регулирование трансграничных трубопроводов. Правовые аспекты обеспечения безопасной транспортировки радиоактивных грузов. Физическая защита, учет и контроль ядерных материалов и ядерных установок. Международно-правовые проблемы борьбы с ядерным и радиационным терроризмом. Международно-правовые обязательства государства и деятельность компаний ТЭК: проблема недискриминационности. Процедура конкурентного доступа к свободным мощностям транспортировки. Международно-правовые обязательства России в рамках топливно-энергетического комплекса. Международно-правовые проблемы освоения отдельных нефтегазовых месторождений. Международно-правовые проблемы освоения морских месторождений. Проблемы освоения морских месторождений. Правовые проблемы статуса Арктики. Правовые проблемы добычи и транспортировки нефти и газа на Каспии. Энерго-правовые проблемы в рамках многостороннего торгового режима ВТО. Развитие международно-правового регулирования торговли электроэнергией. Соглашение по транзиту электроэнергии от 1926г. ГАТТ: причины отсутствия специфических норм по электроэнергетике. Противоречия по поводу субсидирования отдельных источников электроэнергии. Роль ст. 17 по государственным компаниям. Соглашение по субсидиям и мерам противодействия: легитимные и нелегитимные субсидии. Особая позиция ЕС в рамках переговоров по ГАТС. Семинар по теме – 6 часов. Задание 1. Определение предмета и метода правового регулирования международного энергетического права. -- Предмет, метод, субъекты и основные источники энергетического право как комплексной внутригосударственной отрасли права; -- Предмет и метод правового регулирования международного публичного и международного частного права; -- Международное энергетическое право как комплексная отрасль права. Сочетание публично-правового и частно-правового методов правового регулирования. -- Перспективы кодификации и прогрессивного развития международного энергетического права. Задание 2. Правосубъектность международных организаций, действующих в сфере энергетики. Участие международных организаций в международном нормотворчестве. -- Правовая природа международных организаций, особенности и характерные черты их правосубъектности. -- Основные виды международных организаций, деятельность которых в той или иной мере связана с энергетикой. -- Формы участия международных организаций, действующих в энергетической сфере, в международном нормотворческом процессе. Правовая природа административно-регламентационных актов. -- Участие международных организаций в осуществлении международных контрольных мероприятий. «Корректирующие» меры воздействия. -- Правовая природа гарантий МАГАТЭ. Задание 3. Обсуждение глобальных проблем современного международного права, имеющих непосредственное отношение к энергетической сфере. -- Международная энергетическая безопасность. -- Проблемы глобального потепления и изменения климата. -- Снижение негативных последствий энергетического кризиса. -- Повышение энергоэффективности. -- Определение возможных перспектив развития атомной энергетики и использования альтернативных источников энергии. -- Обсуждение перспективы повышения эффективности механизма международно-правового регулирования в области охраны морской среды от нефтяных загрязнений. Задание 4. Постановка и обоснования трансграничных проблем развития энергетики. -- Анализ действующих межгосударственных соглашений о транспортировке газа и нефти (нефтепродуктов) трубопроводным транспортом. -- Формулировка предложений по совершенствованию правового регулирования в указанной сфере на международном и национальном уровнях. В ходе самостоятельной работы студенты должны: продумать свою точку зрения с учетом возможных правовых последствий и потенциальной их эффективности; подготовить указанные в задании к задачам документы; подготовить устные выступления по вопросам задачи с целью аргументации и отстаивания своей точки зрения в устной полемике, ведения дискуссии, переговоров. Интерактивное занятие по теме – 4 часа «Глобальный энергетический кризис. Пути возможного выхода из него. Использование альтернативных источников энергии». Форма проведения занятия – деловая игра. Студенты разбиваются на группы: -- сторонники использования традиционных энергетических ресурсов; -- сторонники дальнейшего развития атомной энергетики; -- противники дальнейшего развития атомной энергетики; -- сторонники использования альтернативных источников энергии. Возможны различные варианты обсуждения проблем, принятия решений и выработки предложений: -- на уровне государств в рамках соответствующих международных конференций с подписанием документов правового характера; -- в рамках 2-х и многосторонних дипломатических переговоров; -- на уровне экспертов с принятием промежуточных актов рекомендательного и программного характера; -- на уровне международных организаций правительственных и неправительственных с принятием норм «мягкого права». При подготовке к интерактивному занятию работы студенты должны изучить следующую литературу. Обязательная литература: Вершинин, А. П. Энергетическое право :Учебно-практический курс. СПб.,2007. Городов О. А. Введение в энергетическое право. Учебное пособие. М., 2012. Дополнительная литература: -- Василевич Т.А. Энергетическая безопасность и проблема ее международно-правового обеспечения // Актуальные проблемы российского права. Сборник статей. - М.: Изд-во МГЮА, 2008, № 1 (6). - С.320-326. -- Лизикова М.С. Участие России в международных инициативах в области ядерной энергетики // Экологическое право России: Сборник материалов научно-практических конференций. Вып. 6 М., Форгрейфер. 2009. С. 92-96. -- Малеев Ю.Н. Стратегия и тактика новой энергетической дипломатии // Международное право - International Law. М.: Изд-во РУДН, 2007. № 3 (31). С. 67-91. -- Молодцова Е.С. Охрана окружающей среды и международное регулирование мирной ядерной деятельности. М., 2004. Парамузова О.Г. Ядерная безопасность в условиях современного международного правопорядка. СПб., 2006. Самостоятельное изучение студентами в часы самостоятельной работы следующих вопросов с последующим контролем – 10 часов. В ходе самостоятельной работы студенты должны: изучить международные акты, их доктринальное толкование по вопросам задания. Итогом самостоятельной работы должен стать подготовленный каждым студентом реферат, в котором должны быть определены правовые проблемы, существующие в настоящее время, и предложены пути их разрешения. Объем реферата – до 5 страниц основного текста (не считая титульного листа, литературы, приложений и пр.). Вопросы для самостоятельной работы распределяются следующим образом. Преподаватель распределяет студентов на 4 равные группы (по списку, группы №№1-4). Студенты в группе № 1 самостоятельно работают над вопросами №1 и 2; в группе №2 – 3 и 4; в группе № 3 – 5 и 6; в группе № 4 – 7 и 8. Вопросы:
|
Рабочая программа дисциплины правовое регулирование банковской деятельности... Рабочая программа учебной дисциплины «Правовое регулирование банковской деятельности» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом... | Рабочая программа дисциплины правовое регулирование образовательной... Рабочая программа учебной дисциплины «Правовое регулирование образовательной деятельности» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н.,... | ||
Рабочая программа по дисциплине опд. В. 03. Правовое регулирование... Задачами изучения дисциплины «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности» являются | Рабочая программа дисциплины Правовое регулирование госслужбы Степень... Рабочая программа учебной дисциплины «Правовое регулирование госслужбы» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности» Рабочая программа по дисциплине «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности» составлена в соответствие с требованиями... | Рабочая программа учебной дисциплины «правовое регулирование рынка ценных бумаг» Наименование магистерской программы: «Правовое сопровождение бизнеса (бизнес-юрист)» | ||
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Философия» Цели освоения учебной дисциплины Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные... | Рабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)... Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных... | ||
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Иностранный язык»... Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые общекультурные и профессиональные... | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и примерное... Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос по... | ||
Рабочая программа дисциплины Правовое регулирование предпринимательской... Рабочая программа дисциплины «Правовое регулирование предпринимательской деятельности» предназначена для магистрантов юридического... | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) |