СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5
| условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 12
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 16
|
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ 1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060604 Лабораторная диагностика.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в качестве сокращенной и ускоренной образовательной программы подготовки медицинского лабораторного техника. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.06 «Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ» входит в общепрофессиональные дисциплины профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
готовить рабочее место, посуду оборудование для проведения анализов с соблюдением техники безопасности и противопожарной безопасности;
выполнять основные операции, предшествующие или сопутствующие проведению лабораторных исследований;
владеть практическими навыками проведения качественного и количественного анализа методами, не требующими сложного современного оборудования;
готовить приборы к лабораторным исследования;
работать на фотометрах, спектрофотометрах, иономерах, анализаторах;
проводить калибровку мерной посуды, статистическую обработку результатов количественного анализа;
оценивать воспроизводимость и правильность результатов анализа;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
устройство лабораторий различного типа, лабораторное оборудование и аппаратуру;
правила техники безопасности при проведении лабораторных исследований в клинико-диагностических лабораториях различного профиля и санитарно-гигиенических лабораториях;
теоретические основы лабораторных исследований, основные принципы и методы качественного и количественного анализа;
классификацию методов физико-химического анализа;
законы геометрической оптики;
принципы работы микроскопа;
понятия дисперсии света, спектра;
основной закон светопоглощения;
сущность фотометрических, электрометрических, хроматографических методов;
принципы работы иономеров, фотометров, спектрофотометров;
современные методы анализа;
понятия люминесценции, флуоресценции;
методики статистической обработки результатов количественных определений, проведения контроля качества выполненных исследований, анализа ошибок и корригирующие действия.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 213 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 142 часа;
самостоятельной работы обучающегося 71 час.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 213
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 142
| в том числе:
|
| лабораторные работы
|
| практические занятия
| 126
| контрольные работы
|
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 71
| в том числе:
|
| Подготовка реферативных сообщений.
Решение расчетных и ситуационных задач.
Составление конспектов.
Составление таблиц, схем, алгоритмов, карт по теме занятия.
Создание электронных презентаций по заданной теме.
Подготовка к практическим занятиям (составление уравнений, расчеты по формулам, изучение инструкций).
| 12
12
14
8
8
17
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета (1 семестр), экзамена (2 семестр)
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1. Устройство и оснащение лабораторий
|
| 12
|
| Тема 1.1.
Устройство лабораторий. Принципы организации работы в лабораториях
| Содержание учебного материала
| 2
| 1
| Задачи, стоящие перед медицинскими лабораториями. Лаборатории различного профиля: лечебные – больниц, поликлиник, диспансеров, медпунктов; научно-исследовательских институтов; центров санэпиднадзора.
| 2
| 2
| Штаты медицинских лабораторий. Устройство, оснащение лабораторий. Организация рабочего места лаборанта.
| 2
| 3
| Правила работы с инфекционными материалами, режимы дезинфекции. Охрана труда.
| 2
| Практические занятия
1. Устройство лабораторий. Организация рабочего места
| 4
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка реферативного сообщения: «История развития лабораторной службы».
Составление структуры лаборатории различного профиля.
| 3
| Тема 1.2. Лабораторная посуда
| Содержание учебного материала
|
| 1
| Лабораторная посуда общего и специального назначения.
| 2
| 2
| Мерная лабораторная посуда.
| 2
| 3
| Уход за посудой.
| 2
| Практические занятия:
1. Работа с мерной посудой.
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
1. Подготовка к практическим занятиям: изучение инструкций по работе с лабораторными нагревательными приборами.
|
1
| Раздел 2. Основные операции лабораторных исследований
|
| 27
| Тема 2.1.
Фильтрование и центрифугирование
| Содержание учебного материала
|
| 1
| Фильтрование: простое, при нагревании, при давлении, под вакуумом. Правила выбора фильтров.
| 2
| 2
| Правила фильтрования, перенесения и промывания осадков. Техника безопасности при фильтровании под вакуумом.
| 2
| 3
| Центрифугирование: виды и назначение центрифуг. Правила центрифугирования. Техника безопасности при центрифугировании.
| 2
| Практическое занятие:
1. Фильтрование и центрифугирование
| 6
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
конспект виды фильтрования;
2. конспект инструкций по правилам техники безопасности при работе с центрифугами.
| 3
| Тема 2.2. Весы и взвешивание
| Содержание учебного материала
|
| 1
| Весы: их виды и назначение; точность различных видов весов.
| 2
| 2
| Устройство технохимических и торсионных весов; уход, хранение и настройка весов.
| 2
| 3
| Правила взвешивания на технохимических, аналитических и торсионных весах.
| 2
| Практические занятия:
1. Весы и взвешивание
| 6
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
составление алгоритма правила взвешивания на весах
| 3
| Тема 2.3. Устройство различных видов микроскопов
Техника микроскопирования
| Содержание учебного материала
|
| 1
| Микроскопы, их виды и назначение. Устройство микроскопа. Виды микроскопов. Подбор окуляра, объектива, освещенности для микроскопии.
| 2
| 2
| Подготовка материалов для микроскопирования. Способы окраски препаратов. Нативные препараты.
| 2
| 3
| Техника микроскопирования различных препаратов.
| 2
| Практические занятия:
1. Устройство различных видов микроскопов. Техника микроскопирования
| 6
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
создание электронной слайд- презентации «современные микроскопы»
| 3
| Раздел 3. Качественный и количественный анализ
|
| 91
| Тема 3.1. Качественный анализ катионов и анионов, их классификация
| Содержание учебного материала
| 2
| 1
| Задачи качественного анализа. Методы анализа.
| 2
| 2
| Способы выполнения качественного анализа (дробный и систематический анализ).
| 2
| 3
| Аналитические (качественные) реакции, признаки качественных реакций, чувствительность реакций, открываемый минимум, групповые и частные реактивы.
| 3
| 4
| Деление катионов и анионов на аналитические группы.
| 2
| Практические занятия:
Выполнение качественного анализа катионов 1 аналитической группы.
Выполнение качественного анализа катионов 2 и 3 аналитических групп.
Выполнение качественного анализа катионов 4 и 5 аналитических групп.
Выполнение качественного анализа катионов 6 аналитической группы, анионы.
| 24
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка реферативного сообщения: «История развития аналитической химии»
Составление схем: качественные реакции на катионы.
3. Составление презентации: развитие аналитической химии, ее роль в медицинской практике.
| 14
| Тема 3.2. Основные положения количественного анализа
| Содержание учебного материала
| 4
| 1
| Весовой гравиметрический метод анализа: задачи и общие положения; важнейшие операции: растворение, осаждение, фильтрование, промывание осадка, подготовка тиглей.
| 2
2
| 2
| Произведение растворимости
| 3
| 3
| Объемный титриметрический метод анализа: сущность титрования, основные понятия.
| 2
| 4
| Кислотно-основное титрование
| 2
| 5
| Окислительно-восстановительное титрование.
| 2
| 6
| Осадительное и комплексонометрическое титрование
| 3
| Практические занятия
Проведение метода нейтрализации.
Проведение метода перманганатометрии.
Проведение метода иодометрии.
Проведение метода осаждения.
Проведение метода комплексонометрии.
| 30
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Решение расчетных и ситуационных задач.
2. Конспект: практическое применение методов количественного анализа
| 17
| Раздел 4. Растворы
|
| 18
| Тема 4.1. Приготовление растворов различной концентрации
| Содержание учебного материала
|
| 1
| Классификация растворов.
| 2
| 2
| Способы выражения технических и аналитических видов концентрации растворов, расчетные формулы.
| 3
| 3
| Выполнение основных операций по подготовке лабораторной посуды, оборудования, химических реактивов. Техника безопасности при работе с реактивами.
| 2
| Практические занятия
Расчет и техника приготовления растворов технических концентраций.
Расчет и техника приготовления растворов аналитических концентраций.
| 12
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
1. Составление алгоритма действий при применении ареометров.
2. Решение расчетных задач.
3. Составление сравнительной таблицы по видам концентрации
| 6
| Раздел 5. Физико-химические методы анализа
|
| 53
| Тема 5.1. Фотометрический метод анализа
| Содержание учебного материала
| 2
| 1
| Физико-химические методы анализа: классификация, сущность методов, применение в медицине.
| 2
| 2
| Фотометрический анализ: сущность метода, основные положения.
| 2
| 3
| Основной закон светопоглощения и следствие из него.
| 3
| 4
| Цветные реакции.
| 2
| Практические занятия
Проведение метода визуальной колориметрии
Фотометрический определение ионов железа в растворе.
Фотометрическое определение белка.
| 18
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к практическим занятиям: построение калибровочных графиков.
2. Презентация по теме «Современные анализаторы».
| 10
| Тема 5.2. Электрометрические методы анализа
| Содержание учебного материала
| 2
| 1
| Понятие об электрометрических методах анализа.
| 2
| 2
| Ионометрия: сущность метода; возникновение электродных потенциалов; ЭДС; электроды сравнения и определения; гальванический элемент;
| 3
| 3
| рН-метрия: сущность метода; устройство рН-метода; настройка прибора по буферным растворам.
| 2
| 4
| Определение рН-раствора ионометрическим методом. Иономеры.
| 2
|
| Практические занятия:
1. Определение рН-раствора ионометрическим методом.
| 6
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Составление схемы устройства иономеров.
2. Подготовка к практическим занятиям.
| 3
| Тема 5.3 Оптические, хроматографические методы анализа
| Содержание учебного материала
| 2
| 1
| Сущность, виды хроматографии. Бумажная, тонкослойная хроматография.
| 2
| Классификация оптических методов.
| 3
| Сущность рефрактометрии. Подготовка рефрактометра к работе.
| Практические занятия:
1. Рефрактометрические определения концентрации растворов.
| 6
| Самостоятельная работа обучающихся:
1. Презентация по теме «Поляриметрия»
2. Подготовка реферата по теме «гематологические анализаторы в лабораторной диагностике»
| 4
| Раздел 6. Метрологическая характеристика методов анализа
|
| 12
| Тема 5.1
Методики статистической обработки результатов количественных определений
| Содержание учебного материала
| 2
| 1
| Понятие о погрешностях и ошибках. Их классификация. Воспроизводимость и точность анализа.
| 2
| 2
| Статистическая обработка результатов анализа. Оценка воспроизводимости и правильности анализов по полученным данным.
| 2
| 3
| Методики статистической обработки результатов количественных определений,
| 3
| 4
| Проведение контроля качества выполненных исследований. Анализ ошибок и корригирующие действия.
| 3
| Практические занятия
1. Расчет относительной и абсолютной погрешностей. Контроль качества лабораторных исследований.
| 6
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
Составление алгоритма правила калибровки мерной посуды.
Составление карт контроля качества.
| 4
|
Всего:
| 213
| Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
|