Скачать 494.15 Kb.
|
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Углубление рыночных реформ в нашей стране объективно вызывает необходимость определения приоритетов во внешнеэкономической деятельности. Перспективной в этом плане представляется экономическая политика, идущая по пути все большего сосредоточения вывоза сырья в руках государственных структур и одновременного создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) по расширению экспорта продукции высокой степени обработки. Реализация таких подходов лежит через дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы регулирования ВЭД, сокращение административных и расширение экономических методов таможенно-тарифного регулирования ВЭД, усиление экспортного и валютного контроля. Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности среди других направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций представляется наиболее противоречивым и объемным. По оценке отдельных специалистов, по самым приблизительным подсчетам перечень действующих нормативных актов, именуемый таможенным законодательством, представлен следующими документами:
Базовым документом, определяющим валютное регулирование в стране, является ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.03 г. № 173-ФЗ. Содержание данного Закола определяет основные принципы валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в части владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также их ответственность за соблюдение валютного законодательства. Ст. 5 п.1. Закона устанавливает, что органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ РФ и Правительство РФ. ЦБ РФ определяет и устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям. В его компетенцию входит также установление порядка и сроков их представления. Наконец, в его функции входит подготовка и публикация статистической информации по валютным операциям. Если до принятия нового Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10.12.2003 г.) были определены конкретные нормы осуществления валютных операций, находящиеся в компетенции ЦБ РФ, то с принятием указанного Закона ЦБ РФ, а также Правительство РФ и специально уполномоченные на то Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти получили право осуществлять все виды, валютных операций без ограничений. ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» определены принципы осуществления валютных операций в стране, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, а также права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц в сфере валютных операций. Ст. 3 Закона определяет принципы валютного регулирования и валютного контроля внешнеэкономических связей. К их числу относятся:
Последний принцип представляется наиболее важным: государство впервые допускает преобладание во внешнеэкономической сфере экономического содержания хозяйственной операции над ее формой. Нормативно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности распространяется на ее участников, состав которых представлен по законодательству РФ как резидентами, так и нерезидентами. Резиденты представлены как физическими, так и юридическими лицами. Состав резидентов в виде физических лиц представлен гражданами РФ, кроме тех из них, которые постоянно проживают за рубежом в соответствии с законодательством конкретного иностранного государства. К ним относятся также граждане, постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Перечень резидентов – юридических лиц более широкий и включает:
Нерезидентами являются:
В законе впервые более четко определены компетенции Правительства РФ и ЦБ России в области валютного регулирования. Сняты требования о получении участниками внешнеэкономической деятельности индивидуальных разрешений. Отныне все они вправе осуществлять валютные операции без ограничений, кроме тех из них, которые:
Некоторые экономисты усматривают в установлении этих ограничений как отказ от либерализации внешнеэкономической деятельности, которая провозглашена новым валютным законодательством. Представляется, что такой вывод является необоснованным, поскольку государственные органы, и в первую очередь Банк России, должны защищать экономические интересы страны, осуществляя контрольные функции государства в рамках правового поля. Поэтому вполне логичным является в новом ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» наличие статей, разграничивающим полномочия Правительства РФ и Центрального банка РФ в части осуществления валютных операций движения капитала. Указаны статьи, определяющие содержание валютных операций между резидентами (ст. 9) и нерезидентами (ст. 10). В 1995 г. был в основном завершен первый этап создания Таможенного союза Республик Беларуси, Казахстана и России, унифицировано большинство законодательных и нормативных актов, регулирующих таможенное дело. Подписаны соглашения о единстве управления таможенными службами. В целях практического выполнения положений Экономического союза одобрен проект Соглашения о единых принципах осуществления валютного контроля. Введена в действие единая инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, Предстоит также разработать единую пассажирскую таможенную декларацию. Дальнейшее углубление экономического сотрудничества России с бывшими союзными республиками привело к необходимости пересмотра содержания и порядка заполнения грузовой таможенной декларации (ГТД), а равно и таможенной декларации. Поэтому Советом руководителей таможенных служб государств-участников СНГ были утверждены единая форма и порядок применения таможенной декларации. В декабре 1993 г. подписано Соглашение об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ. Оно представляет собой договоренность его сторон на предмет поставок товаров, предоставления услуг в рамках совместной производственной кооперации и специализации производства и целых отраслей. В соответствии со ст. 5 данного Соглашения стороны приняли на себя обязательства не применять ввозные и вывозные таможенные пошлины, налоги, акции и количественные ограничения в отношении товаров, поставляемых по кооперации. Развитию взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества между государствами-членами СНГ способствуют принятые ими Правила определения страны происхождения товаров. Эти Правила распространяются на товары, которые были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в этих государствах. Удостоверением, подтверждающим страну происхождения товара, служит сертификат о происхождении товара (ф. №СТ-1). Он выдается уполномоченным органом страны происхождения товара и предоставляется таможенному органу страны ввоза вместе с ГТД и другими документами, необходимыми для таможенного оформления. При поставке небольших партий товаров (стоимостью до 5000 долларов США) экспортер может декларировать страну происхождения товара непосредственно в одном из любых сопроводительных документов, например в счете-фактуре. Подтверждением подлинности сертификата о происхождении товара из данного государства являются:
Отсутствие надлежаще оформленного сертификата или сведений о происхождении не является основанием для непропуска товара. Таким основанием могут служить только вытекающие из международного соглашения условия, распространенные на данное государство-импортер и (или) причины, связанные с его национальным законодательством. Товары, происхождение которых достоверно не установлено, пропускаются в страну ввоза с уплатой таможенных пошлин по максимальным ставкам страны ввоза. Другими словами, такие товары приравниваются к товарам из стран, не пользующихся в государстве-участнике СНГ преференциональным режимом или режимом наиболее благоприятствуемой нации. Указанные режимы восстанавливаются для таких товаров, если в течение года с момента поставки (выпуска) таможенным органом импортера будет получено надлежаще оформленное удостоверение (сертификат), подтверждающее страну происхождения товара. Таким образом, импортер получает возможность избежать дополнительных расходов, связанных с оформлением таможенных платежей. Представляется разумным распространение системы сертификации на более широкий круг импортируемых товаров, в том числе вывозимых не только из государств СНГ. Серьезную обеспокоенность вызывает то обстоятельство, что значительная часть валютной выручки, полученная коммерческими организациями, не возвращается в нашу страну, а остается на счетах в зарубежных банках. В мировой финансовой системе такое явление рассматривается как «бегство капитала». Этот термин означает массовую легальную распродажу финансовых обязательств какой-либо страны (акций, облигаций и пр.) иностранными инвесторами местным инвесторам или изъятие вкладов клиентами с их счетов в местных банках для перевода вырученных (изъятых) средств в более стабильную валюту с целью последующего использования в хозяйственном обороте за рубежом. Такие действия предпринимаются инвесторами, чтобы избежать высокого налогообложения в период нестабильной экономической ситуации. Для России отток капиталов наблюдается в форме утечки доходов –термина, сходного по содержанию с «бегством капитала», но по целям и задачам соответствующего не столько коммерческой целесообразности, сколько его сохранности и безопасности. Поэтому для такого капитала в большей степени характерна тенденция репатриации в страну при оздоровлении в ней хозяйственной деятельности. Разрабатывается перечень операций, содержание которых позволяет однозначно отнести их к сомнительным операциям. Установление признаков сомнительности совершаемых операций дает основание принимать необходимые меры по их приостановлению соответствующими органами и в первую очередь Банком России. Подобные меры не исключают проведения параллельных мероприятий по формированию пространства для дальнейшей либерализации валютного рынка. Основополагающими законодательными актами, регулирующими ВЭД, являются Закон РФ «О таможенном тарифе» (ТТ) и Таможенный кодекс РФ (ТК РФ). Закон РФ «О таможенном тарифе» признает приоритет международного права над национальным в области внешней торговли. Таможенный кодекс РФ впервые четко регламентировал правовую основу внешнеэкономических отношений в стране, установил механизм и порядок таможенного контроля. Таможенный кодекс РФ содержит 6 разделов, 42 главы, объединяющих 439 статей. Названия разделов и статей раскрывают основные сферы ВЭД ее участников и сопоставимый объем регулирования их правоотношений. Действующий Таможенный кодекс РФ по сравнению с прежним в большей степени унифицирован с Киотской конвенцией и отвечает в значительной степени требованиям Всемирной торговой организации. На базе вышеназванных законов органами исполнительной власти различного уровня – от Правительства РФ до Федеральной таможенной службы РФ, Минфина РФ, Министерства по налогам и сборам РФ, а также других органов – формируются подзаконные акты, раскрывающие механизм таможенно-тарифного регулирования, процедуры его применения и связанные с этим действия субъектов ВЭД. Особо следует отметить, что принятием постановления Правительства РФ от 27.08.2004 г. Министерство экономического развития и торговли РФ получило статус уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области внешнеэкономической деятельности. Следовательно, функции Федеральной таможенной службы РФ в данном направлении по существу упразднены. Теперь на Министерство экономического развития и торговли возложены функции по осуществлению:
Учет участников внешнеторговой деятельности в системе таможенного регулирования ведется в целях идентификации юридических лиц и ИП, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также создания базы данных «Участник ВЭД» для оперативного получения объективной информации и дальнейшего ее обобщения в таможенных органах. Кроме того ведение учета данных участников создает основу для последующего использования в целях информирования и ориентации соответствующих служб по таможенному оформлению и таможенному контролю в частив принятия ими оперативных мер и применения адекватных форм и методов таможенного контроля. |
Рабочая программа по дисциплине опд. В. 03. Правовое регулирование... Задачами изучения дисциплины «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности» являются | Рабочая программа по дисциплине «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности» Рабочая программа по дисциплине «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности» составлена в соответствие с требованиями... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности и международное сотрудничество в сфере энергетики» | Учебно-методический комплекс по дисциплине учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности Регулирование внешнеэкономической деятельности. Особенности организации бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности. Учет... | ||
Курсовая работа по курсу «Мировая экономика и международные экономические... Теоретические аспекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности | Рабочая программа дисциплины правовое регулирование банковской деятельности... Рабочая программа учебной дисциплины «Правовое регулирование банковской деятельности» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом... | ||
Учебно-методический комплекс по курсу «Правовое регулирование лизинговой... Правовое регулирование лизинговой деятельности: рабочая программа /авт сост. Сорокин И. С | Рабочая программа дисциплины правовое регулирование образовательной... Рабочая программа учебной дисциплины «Правовое регулирование образовательной деятельности» подготовлена Федоровым В. Е., к ф н.,... | ||
Тема: «Выбытие основных средств и его отражение в учете» Специальность 030501 Юриспруденция, специализация «Гражданское право, финансовое право, правовое регулирование внешнеэкономической... | Муниципальное учреждение культуры «Библиотечная информационная сеть» г о. Новокуйбышевск Специальность 030501 Юриспруденция, специализация «Гражданское право, финансовое право, правовое регулирование внешнеэкономической... | ||
Программа по дисциплине Правовое регулирование страховой деятельности... Рф и формирование у обучающихся представления о месте и роли страхования во внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций.... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «бухгалтерский учет» Учебное пособие Специальность 030501 Юриспруденция, специализация «Гражданское право, финансовое право, правовое регулирование внешнеэкономической... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (Валютное регулирование) | Федеральная служба по финансовым рынкам приказ от 17 апреля 2012... Специальность 030501 Юриспруденция, специализация «Гражданское право, финансовое право, правовое регулирование внешнеэкономической... | ||
Рабочая программа дисциплины Правовое регулирование предпринимательской... Рабочая программа дисциплины «Правовое регулирование предпринимательской деятельности» предназначена для магистрантов юридического... | Реферат по дисциплине «Организация внешнеэкономической деятельности» «Формирование позитивного имиджа – необходимое условие внешнеэкономической деятельности. Формы и особенности делового общения во... |