МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА»
(МГЮА)
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА)
ОРЕНБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) Кафедра уголовного права и криминологи «УТВЕРЖДАЮ» Заместитель директора
по учебной работе
_____________ А.Ф. Колотов
“___”______________2013 г.
Учебная программа дисциплины
«Квалификация корыстных преступлений и преступлений в экономической сфере » Наименование магистерской программы
Теория и практика применения уголовного закона Направление подготовки
030900.68 юриспруденция Квалификация (степень) выпускника
магистр Форма обучения
очная, заочная Оренбург 2013 Содержание
Целевая установка 4
Организационно-методические рекомендации 9
Программа курса «Квалификация корыстных преступлений и иных преступлений в экономической сфере» 11
Тематический план 17
Вопросы к экзамену (зачету) по спецкурсу: «Квалификация корыстных преступлений и иных преступлений в экономической сфере» 21
Тематика рефератов по спецкурсу: «Квалификация корыстных преступлений и иных преступлений в экономической сфере» 24
Вопросы для самоподготовки по курсу «Квалификация корыстных преступлений и иных преступлений в экономической сфере» 25
Нормативные материалы и учебно-методическая литература 28
Целевая установка Происходящие в современной России коренные экономические, социальные и политические преобразования с неизбежностью предопределили демократизацию системы защиты прав и свобод личности, привели к реформированию всей правовой системы. Радикальное изменение отношений собственности заложило основу для развития рыночной экономики, расширения конкуренции, ликвидации монополизма государства в производстве, торговле, сфере услуг.
Процесс реформирования экономики России осуществляется с большими трудностями. Основной причиной сложившейся ситуации является то, что в России не разработаны основы развития рыночных отношений, отсутствует единая экономическая политика, в том числе, и политика регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере собственности.
Аналитический взгляд на историю развития уголовного законодательства России об ответственности за преступления в сфере экономики показывает определенные общие тенденции в уголовном праве: стремление законодателя расширить число видов ответственности в указанной сфере, ужесточив при этом ответственность за наиболее общественно опасные виды преступлений, за менее тяжкие снизить уголовную ответственность.
Масштабность криминализации экономики и ее разрушительное воздействие почти на все сферы жизни нашего общества, неуклонный рост преступности в сфере экономики представляют реальную угрозу для экономической безопасности государства. Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики предусмотрена нормами, объединенными в Раздел VIII «Преступления в сфере экономики», включающий в себя главу 21 «Преступления против собственности», главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», главу 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях».
Ухудшение криминальной ситуации в сфере собственности становится возможным еще и потому, что законодатель не успевает охватывать правовым регулированием непрерывно развивающиеся рыночные отношения. Именно поэтому правовые акты принимались в стране либо с опозданием, либо без достаточно глубокой правовой проработки, а также без учета реальной современной обстановки, а порой и без четкого предвидения негативных последствий.
Поэтому в настоящее время, в условиях экономических преобразований возрастает роль государства, регулирующего процессы перехода общества к рыночной экономике, контролируя ее нормальное функционирование.
Отмеченные выше обстоятельства свидетельствуют об актуальности и значимости дисциплины, предлагаемого для изучения студентам.
Целью дисциплины является развитие, совершенствование юридического мышления студентов, углубление полученных теоретических знаний о проблемах применения уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за преступления в сфере экономики, закрепление полученных навыков юридического анализа признаков конкретных составов преступлений, обучение работе с научным и практическим материалом, получение знаний в аналитической и резолютивной сферах.
В результате изучения курса «Квалификация корыстных преступлений и иных преступлений в экономической сфере» магистры должны знать:
- составы преступлений в сфере экономики;
- основные нормативные акты, использование которых необходимо для правильного понимания смысла уголовно-правовых норм о преступлениях в сфере экономики;
- толкование норм, предусматривающих преступления в сфере экономики;
- основные ошибки в квалификации преступлений в сфере экономики, совершаемые в правоприменительной практике.
Магистры должны уметь:
- всесторонне анализировать материалы о состоянии преступности;
- четко определять наличие состава преступления в конкретном деянии отдельных лиц;
- правильно квалифицировать преступления в сфере экономики;
- верно устанавливать наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих уголовную ответственность либо наказуемость деяния, учитывая в полном объеме требования закона.
Осваивая учебную дисциплину «Квалификация корыстных преступлений и преступлений в экономической сфере», студент готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
правоприменительная;
правоохранительная;
экспертно-консультационная;
педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).
В результате он должен быть способен решать следующие профессиональные задачи:
1) обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией норм уголовного права;
2) составление юридических документов (в части их мотивировки по вопросам материального уголовного права);
3) обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства в части соблюдения и применения норм уголовного права;
4) охрана общественного порядка в части соблюдения и применения норм уголовного права;
5) предупреждение, выявление, раскрытие и расследование преступлений в части соблюдения и применения норм уголовного права;
6) защита собственности в части соблюдения и применения норм уголовного права;
7) консультирование по вопросам уголовного права;
8) осуществление правовой экспертизы документов в части их соответствия нормам уголовного права;
9) преподавание уголовного права в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений;
10) правовое воспитание в части формирования уважительного отношения к охраняемым уголовным законом интересам личности, общества и государства.
Освоение дисциплины (в комплексе с другими дисциплинами основной образовательной программы) направлено на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
1) осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
2) способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
3) владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
4) способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
5) обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
6) имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
7) стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
8) способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
9) способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
10) способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
11) владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
12) способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).
13) способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
14) способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
15) способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
16) способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
17) способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
18) владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
19) готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
20) способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
21) способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
22) способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
23) способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
24) способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);
25) готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
26) способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
27) способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
28) способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
29) способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);
30) способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
|