Программа разработана в соответствии с принципами реализации программы общеуниверситетских факультативов. Данный курс является базовым и предназначен для студентов





Скачать 449.37 Kb.
НазваниеПрограмма разработана в соответствии с принципами реализации программы общеуниверситетских факультативов. Данный курс является базовым и предназначен для студентов
страница1/3
Дата публикации28.01.2015
Размер449.37 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа
  1   2   3


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"

Общеуниверситетский факультатив


Программа дисциплины
Продовольственная безопасность. Проблемы и пути решения.


Автор программы: профессор Суровцева Е.Ю.

Одобрена на заседании кафедры проблем безопасности «09» сентября 2014 г

Зав. кафедрой В.Л. Шульц ______________________

Утверждена Первым проректором НИУ ВШЭ «__»________ 2014 г.

Первый проректор Радаев В.В. ________________________ [подпись]

Москва, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа разработана в соответствии с принципами реализации программы общеуниверситетских факультативов.

Данный курс является базовым и предназначен для студентов старших курсов бакалавриата Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), обучающихся как по профильным экономическим специальностям так и по специальностям, не связанным непосредственно с проблемами национальной безопасности. Курс создаст условия для успешной адаптации выпускников НИУ ВШЭ в реальном секторе.

Для специалистов, обучающихся в НИУ ВШЭ в системе дополнительного профессионального образования и повышения квалификации (ДПО), будут предложены программы, направленные на углубленное изучение конкретных проблем продовольственной безопасности, изложенных выше в качестве основных направлений.

Для руководителей самостоятельных организаций и предприятий, обучающихся в системе ДПО НИУ ВШЭ, предлагается разработка самостоятельной высоко профессиональной программы на базе структуры данного курса с упором на теорию и практику управленческой деятельности в сфере продовольственной безопасности, оценку обстановки и принятие управленческих решений, углубленную проработку наиболее актуальных вопросов деятельности в отдельных отраслях, производства продовольствия, особенности подбора, использования и обучения персонала, взаимодействию с внешними и внутренними потребителями, уполномоченными государственными органами. На основе программы «Продовольственная безопасность. Проблемы и пути решения» предполагается также регулярное проведение «круглых столов» с участием представителей реального сектора экономики для обсуждения наиболее актуальных проблем обеспечения продовольственной безопасности страны.

  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Продовольственная безопасность» являются:

  • Изучить исторические аспекты возникновения мировой проблемы продовольственной безопасности

  • Определить неценовые детерминанты, оказывающие непосредственное влияние на возникновение угроз продовольственной безопасности

  • Изучить социальные аспекты проблемы продовольственной безопасности: бедность, недоедание и голод в мире

  • Изучить состояние и тенденции развития международного продовольственного рынка, недостаточную эффективность международной торговли продовольственными товарами

  • Определить внутренние и внешние угрозы продовольственной безопасности России в современных условиях

  • Изучить динамику трансформации экономической системы аграрного сектора России, а также современное состояние и тенденции развития продовольственного рынка РФ

  • Сформировать представление об основных тенденциях формирования эффективной инновационной агропродовольственной государственной политики России с целью восстановления национальной продовольственной безопасности




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

способен приобретать новые знания, умения, навыки, необходимые для осуществления профессиональной деятельности;


ОК-1

Дает определения основным понятиям курса

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа

способен работать с информацией: находить, анализировать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и практических задач в профессиональной сфере;


ИК-2

Находит и распознает определения основных понятий курса, применяет знания по работе с информационными системами, ставит задачу и решает ее с помощью полученных знаний и навыков работы с информационными системами, полученными на занятиях

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа, решение кейсов, , написание реферата, участие в открытом круглом столе

способен понимать сущность и значение продовольственной безопасности в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе

ОК-5

верифицирует источники информации на достоверность, владеет инструментами экономического анализа для определения степени угрозы продовольственной безопасности и возможные пути решения проблем

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа, решение кейсов, работа с интеллект-картами, написание реферата




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Данная дисциплина является общеуниверситетским факультативом, не относится ни к одной ООП, реализуемой в НИУ ВШЭ и позволяет индивидуализировать образовательные траектории студентов.

Изучение данной дисциплины базируется на знаниях первого курса бакалавриата.

  1. Тематический план учебной дисциплины





Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа




Лекции

Семинары

Практические занятия

1.

Раздел 1.Возникновение проблемы продовольственной безопасности в мире.


4

2







2

1.1.

Тема 1.1 История вопроса

4

2







2

2.

Раздел2. Теоретические основы продовольственной


12


4

2




6

2.1.

Тема 2.1. Основные определения, содержание и сущность продовольственной безопасности.

4

2







2

2.2.

Тема 2.2. Продовольственная безопасность как объект микро- и макроэкономического анализа.

8

2

2




4

3.

Раздел3. Неценовые детерминанты (факторы, влияющие на продовольственную безопасность).


16


6

2




8

3.1.

Тема 3.1. Бедность, недоедание и голод в мире

4

2







2

3.2.

Тема 3.2. Биоэнергетика и ее влияние на продовольственную безопасность

4

2







2

3.3.

Тема 3.3. Изменение мирового климата и его потенциальное влияние на сельское хозяйство..

8

2

2




4

4.

Раздел 4. Риски и угрозы продовольственной безопасности страны в условиях недостаточной конкурентоспособности продукции.


12


4

2




6

4.1.

Тема 4.1. Особенности формирования конкуренции в сельском хозяйстве.

4

2







2

4.2.

Тема 4.2. ВТО: угроза или новый вектор развития мирового продовольственного рынка.

8

2

2




4

5.

Раздел 5. Социально-экономические приоритеты обеспечения продовольственной безопасности.


6

2

2




2

5.1.

Тема 5.1. Обоснование приоритетов инновационного развития производственного потенциала агропродовольственного сектора.

6

2

2




2

6.

Раздел 6. Современное состояние и тенденции развития продовольственного рынка России.

52


16

10




26

6.1.

Тема 6.1. Динамика трансформации экономической системы аграрного сектора России.

4

2







2

6.2.

Тема 6.2.Состояние, проблемы и тенденции развития продовольственного рынка России

8

2

2




4

6.3.

Тема 6.3 Потребительское поведение и факторы, влияющие на продовольственную безопасность РФ

8

2

2




4

6.4.

Тема 6.4 Поведение производителя и продовольственная безопасность.

4

2







2

6.5.

Тема 6.5. Инновационный вектор развития современных российских агропродовольственных систем

8

2

2




4

6.6.

Тема 6.6. Инновационный вектор развития современных российских агропродовольственных систем

4

2







2

6.7.

Тема 6.7. Региональные особенности продовольственного рынка РФ.

8

2

2




4

6.8.

Тема 6.8. Проблема формирования и развития локальных рынков

8

2

2




4

7.

Раздел 7. Механизм формирования новой архитектоники агропродовольственной системы России с позиций качества жизни и продовольственной безопасности.

12


4

2




6

7.1.

Тема 7 .1 Многофункциональность АПС (агропродовольственный сектор).

4

2







2

7.2.

Тема 7.2. Конкурентоспособность продовольственных товаров и качество жизни населения

8

2

2




4

8.

Раздел 8. Приоритеты развития институциональной среды агропродовольственного сектора России

8


4

2




6

8.1.

Тема 8.1.Продовольственное обеспечение населения в контексте государственной социальной политики.

4

2







2

8.2.

Тема 8.2. Обоснование важнейших направлений совершенствования институтов преодоления «продовольственной бедности».

4

2

2




4

9.

Раздел 9. Особенности формирования ресурсного потенциала аграрного производства в условиях усиления процессов глобализации и интеграции

24


8

4




12

9.1.

Тема 9.1. Риски и угрозы в условиях усиления процессов глобализации и интеграции

6

2







4

9.2.

Тема 9.2. Развитие АПК Россий в условиях глобальной и региональной интеграции

6

2







4

9.3.

Тема 9.3. Обоснование приоритетов информационного обеспечения продовольственного комплекса.

12

4

4




4




Итого

152

50

26




76




  1. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)

Реферат










*

Кафедра проблем безопасности

Не менее10 страниц, оформление согласно общим требованиям НИУ ВШЭ, обязательная проверка в системе антиплагиат.













Домашнее задание







*

*




Итоговый

Зачет











*

Защита реферата

6.1.Критерии оценки знаний, навыков
Домашняя работа состоит в подготовке к ролевой игре по изученным темам. Оценивается полнота подготовленной информации. Оценивается аргументация студента при обыгрывании роли на практическом занятии.

Оценка по домашнему заданию выставляется по 10-ти балльной шкале.

В течение курса осуществляется дистанционная поддержка при проведении контроля (выдача заданий, проверка работ и др.) в рамках системы LMS.

6.2.Порядок формирования оценок по дисциплине
Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях:

Оценивается частота работы, решение кейсов, работа в группе.

Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов:

Оценивается работа студентов над интеллект картами, работа на форуме в LMS.

Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0,5* Отекущий + 0,25* Оауд + 0,25* Осам.работа

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

Отекущий = Одз ;
Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0,5* Онакопл + 0,5 *·Озач

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета - арифметический

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.

На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.


  1. Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Возникновение проблемы продовольственной безопасности в мире.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа разработана в соответствии с принципами реализации программы общеуниверситетских факультативов. Данный курс является базовым и предназначен для студентов  iconПрограмма разработана в соответствии с принципами реализации программы...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Национальный исследовательский университет
Программа разработана в соответствии с принципами реализации программы общеуниверситетских факультативов. Данный курс является базовым и предназначен для студентов  iconПояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных...
Программа разработана в соответствии с принципами реализации программы общеуниверситетских факультативов. Данный курс является базовым и предназначен для студентов  iconУчебно-методический комплекс опд. Р. 05 Гештальтпсихология и гештальттерапия
Основной целью программы является формирование знаний и практических навыков по основным базовым понятиям гештальт-консультирования....
Программа разработана в соответствии с принципами реализации программы общеуниверситетских факультативов. Данный курс является базовым и предназначен для студентов  iconПрограмма дисциплины «Физикохимия наночастиц и наноматериалов» для...
Данный курс предназначен для студентов физического факультета и входит в блок дисциплин специализации
Программа разработана в соответствии с принципами реализации программы общеуниверситетских факультативов. Данный курс является базовым и предназначен для студентов  iconБ. Кедров о творчестве в науке и технике (научно-популярные очерки для молодежи)
Данный курс предназначен для студентов физического факультета и входит в блок дисциплин специализации
Программа разработана в соответствии с принципами реализации программы общеуниверситетских факультативов. Данный курс является базовым и предназначен для студентов  iconАнатомия центральной нервной системы
Данный курс предназначен для студентов первого курса и тесно связан с дисциплиной "Физиология цнс", которая изучается на этом же...
Программа разработана в соответствии с принципами реализации программы общеуниверситетских факультативов. Данный курс является базовым и предназначен для студентов  iconКонкурс рефератов
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Программа разработана в соответствии с принципами реализации программы общеуниверситетских факультативов. Данный курс является базовым и предназначен для студентов  iconПредмет и история эмбриологии
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Программа разработана в соответствии с принципами реализации программы общеуниверситетских факультативов. Данный курс является базовым и предназначен для студентов  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В соответствии с поручением Президента РФ от 02 августа2009г с 2012года во всех субъектах Российской Федерации вводится комплексный...
Программа разработана в соответствии с принципами реализации программы общеуниверситетских факультативов. Данный курс является базовым и предназначен для студентов  iconМетодические указания к самостоятельной работе
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Программа разработана в соответствии с принципами реализации программы общеуниверситетских факультативов. Данный курс является базовым и предназначен для студентов  iconПрограмма является авторской. Данный курс предназначен для учащихся...
Государственное бюджетное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Покровка муниципального района Кинельский...
Программа разработана в соответствии с принципами реализации программы общеуниверситетских факультативов. Данный курс является базовым и предназначен для студентов  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гос и предназначен для студентов факультета иностранных языков в рамках предметов блока дисциплин для подготовки специалиста по профилю...
Программа разработана в соответствии с принципами реализации программы общеуниверситетских факультативов. Данный курс является базовым и предназначен для студентов  iconУчебно-методическое пособие к практическим занятиям
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Программа разработана в соответствии с принципами реализации программы общеуниверситетских факультативов. Данный курс является базовым и предназначен для студентов  iconНикола тесла ржонсницкий Б. Н. Глава первая
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Программа разработана в соответствии с принципами реализации программы общеуниверситетских факультативов. Данный курс является базовым и предназначен для студентов  iconГосударственное учреждение высшего профессионального образования...
Данный курс предназначен для студентов физического факультета и входит в блок дисциплин специализации
Программа разработана в соответствии с принципами реализации программы общеуниверситетских факультативов. Данный курс является базовым и предназначен для студентов  iconСергей Владимирович Мясоедов Рыжов А. И., Мендрина Г. И., Логвинов С. В
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск