Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Общеуниверситетский факультатив
Программа дисциплины Продовольственная безопасность. Проблемы и пути решения.
Автор программы: профессор Суровцева Е.Ю.
Одобрена на заседании кафедры проблем безопасности «09» сентября 2014 г
Зав. кафедрой В.Л. Шульц ______________________
Утверждена Первым проректором НИУ ВШЭ «__»________ 2014 г.
Первый проректор Радаев В.В. ________________________ [подпись]
Москва, 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа разработана в соответствии с принципами реализации программы общеуниверситетских факультативов.
Данный курс является базовым и предназначен для студентов старших курсов бакалавриата Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), обучающихся как по профильным экономическим специальностям так и по специальностям, не связанным непосредственно с проблемами национальной безопасности. Курс создаст условия для успешной адаптации выпускников НИУ ВШЭ в реальном секторе.
Для специалистов, обучающихся в НИУ ВШЭ в системе дополнительного профессионального образования и повышения квалификации (ДПО), будут предложены программы, направленные на углубленное изучение конкретных проблем продовольственной безопасности, изложенных выше в качестве основных направлений.
Для руководителей самостоятельных организаций и предприятий, обучающихся в системе ДПО НИУ ВШЭ, предлагается разработка самостоятельной высоко профессиональной программы на базе структуры данного курса с упором на теорию и практику управленческой деятельности в сфере продовольственной безопасности, оценку обстановки и принятие управленческих решений, углубленную проработку наиболее актуальных вопросов деятельности в отдельных отраслях, производства продовольствия, особенности подбора, использования и обучения персонала, взаимодействию с внешними и внутренними потребителями, уполномоченными государственными органами. На основе программы «Продовольственная безопасность. Проблемы и пути решения» предполагается также регулярное проведение «круглых столов» с участием представителей реального сектора экономики для обсуждения наиболее актуальных проблем обеспечения продовольственной безопасности страны.
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Продовольственная безопасность» являются:
Изучить исторические аспекты возникновения мировой проблемы продовольственной безопасности
Определить неценовые детерминанты, оказывающие непосредственное влияние на возникновение угроз продовольственной безопасности
Изучить социальные аспекты проблемы продовольственной безопасности: бедность, недоедание и голод в мире
Изучить состояние и тенденции развития международного продовольственного рынка, недостаточную эффективность международной торговли продовольственными товарами
Определить внутренние и внешние угрозы продовольственной безопасности России в современных условиях
Изучить динамику трансформации экономической системы аграрного сектора России, а также современное состояние и тенденции развития продовольственного рынка РФ
Сформировать представление об основных тенденциях формирования эффективной инновационной агропродовольственной государственной политики России с целью восстановления национальной продовольственной безопасности
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| способен приобретать новые знания, умения, навыки, необходимые для осуществления профессиональной деятельности;
| ОК-1
| Дает определения основным понятиям курса
| Лекции, практические занятия, самостоятельная работа
| способен работать с информацией: находить, анализировать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и практических задач в профессиональной сфере;
| ИК-2
| Находит и распознает определения основных понятий курса, применяет знания по работе с информационными системами, ставит задачу и решает ее с помощью полученных знаний и навыков работы с информационными системами, полученными на занятиях
| Лекции, практические занятия, самостоятельная работа, решение кейсов, , написание реферата, участие в открытом круглом столе
| способен понимать сущность и значение продовольственной безопасности в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе
| ОК-5
| верифицирует источники информации на достоверность, владеет инструментами экономического анализа для определения степени угрозы продовольственной безопасности и возможные пути решения проблем
| Лекции, практические занятия, самостоятельная работа, решение кейсов, работа с интеллект-картами, написание реферата
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Данная дисциплина является общеуниверситетским факультативом, не относится ни к одной ООП, реализуемой в НИУ ВШЭ и позволяет индивидуализировать образовательные траектории студентов.
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях первого курса бакалавриата.
Тематический план учебной дисциплины
№
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
|
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
| 1.
| Раздел 1.Возникновение проблемы продовольственной безопасности в мире.
| 4
| 2
|
|
| 2
| 1.1.
| Тема 1.1 История вопроса
| 4
| 2
|
|
| 2
| 2.
| Раздел2. Теоретические основы продовольственной
| 12
| 4
| 2
|
| 6
| 2.1.
| Тема 2.1. Основные определения, содержание и сущность продовольственной безопасности.
| 4
| 2
|
|
| 2
| 2.2.
| Тема 2.2. Продовольственная безопасность как объект микро- и макроэкономического анализа.
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 3.
| Раздел3. Неценовые детерминанты (факторы, влияющие на продовольственную безопасность).
| 16
| 6
| 2
|
| 8
| 3.1.
| Тема 3.1. Бедность, недоедание и голод в мире
| 4
| 2
|
|
| 2
| 3.2.
| Тема 3.2. Биоэнергетика и ее влияние на продовольственную безопасность
| 4
| 2
|
|
| 2
| 3.3.
| Тема 3.3. Изменение мирового климата и его потенциальное влияние на сельское хозяйство..
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 4.
| Раздел 4. Риски и угрозы продовольственной безопасности страны в условиях недостаточной конкурентоспособности продукции.
| 12
| 4
| 2
|
| 6
| 4.1.
| Тема 4.1. Особенности формирования конкуренции в сельском хозяйстве.
| 4
| 2
|
|
| 2
| 4.2.
| Тема 4.2. ВТО: угроза или новый вектор развития мирового продовольственного рынка.
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 5.
| Раздел 5. Социально-экономические приоритеты обеспечения продовольственной безопасности.
| 6
| 2
| 2
|
| 2
| 5.1.
| Тема 5.1. Обоснование приоритетов инновационного развития производственного потенциала агропродовольственного сектора.
| 6
| 2
| 2
|
| 2
| 6.
| Раздел 6. Современное состояние и тенденции развития продовольственного рынка России.
| 52
| 16
| 10
|
| 26
| 6.1.
| Тема 6.1. Динамика трансформации экономической системы аграрного сектора России.
| 4
| 2
|
|
| 2
| 6.2.
| Тема 6.2.Состояние, проблемы и тенденции развития продовольственного рынка России
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 6.3.
| Тема 6.3 Потребительское поведение и факторы, влияющие на продовольственную безопасность РФ
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 6.4.
| Тема 6.4 Поведение производителя и продовольственная безопасность.
| 4
| 2
|
|
| 2
| 6.5.
| Тема 6.5. Инновационный вектор развития современных российских агропродовольственных систем
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 6.6.
| Тема 6.6. Инновационный вектор развития современных российских агропродовольственных систем
| 4
| 2
|
|
| 2
| 6.7.
| Тема 6.7. Региональные особенности продовольственного рынка РФ.
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 6.8.
| Тема 6.8. Проблема формирования и развития локальных рынков
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 7.
| Раздел 7. Механизм формирования новой архитектоники агропродовольственной системы России с позиций качества жизни и продовольственной безопасности.
| 12
| 4
| 2
|
| 6
| 7.1.
| Тема 7 .1 Многофункциональность АПС (агропродовольственный сектор).
| 4
| 2
|
|
| 2
| 7.2.
| Тема 7.2. Конкурентоспособность продовольственных товаров и качество жизни населения
| 8
| 2
| 2
|
| 4
| 8.
| Раздел 8. Приоритеты развития институциональной среды агропродовольственного сектора России
| 8
| 4
| 2
|
| 6
| 8.1.
| Тема 8.1.Продовольственное обеспечение населения в контексте государственной социальной политики.
| 4
| 2
|
|
| 2
| 8.2.
| Тема 8.2. Обоснование важнейших направлений совершенствования институтов преодоления «продовольственной бедности».
| 4
| 2
| 2
|
| 4
| 9.
| Раздел 9. Особенности формирования ресурсного потенциала аграрного производства в условиях усиления процессов глобализации и интеграции
| 24
| 8
| 4
|
| 12
| 9.1.
| Тема 9.1. Риски и угрозы в условиях усиления процессов глобализации и интеграции
| 6
| 2
|
|
| 4
| 9.2.
| Тема 9.2. Развитие АПК Россий в условиях глобальной и региональной интеграции
| 6
| 2
|
|
| 4
| 9.3.
| Тема 9.3. Обоснование приоритетов информационного обеспечения продовольственного комплекса.
| 12
| 4
| 4
|
| 4
|
| Итого
| 152
| 50
| 26
|
| 76
|
Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма контроля
| 1 год
| Кафедра
| Параметры **
| 1
| 2
| 3
| 4
| Текущий
(неделя)
| Реферат
|
|
|
| *
| Кафедра проблем безопасности
| Не менее10 страниц, оформление согласно общим требованиям НИУ ВШЭ, обязательная проверка в системе антиплагиат.
|
|
|
|
| Домашнее задание
|
|
| *
| *
|
| Итоговый
| Зачет
|
|
|
| *
| Защита реферата
| 6.1.Критерии оценки знаний, навыков Домашняя работа состоит в подготовке к ролевой игре по изученным темам. Оценивается полнота подготовленной информации. Оценивается аргументация студента при обыгрывании роли на практическом занятии.
Оценка по домашнему заданию выставляется по 10-ти балльной шкале.
В течение курса осуществляется дистанционная поддержка при проведении контроля (выдача заданий, проверка работ и др.) в рамках системы LMS.
6.2.Порядок формирования оценок по дисциплине Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях:
Оценивается частота работы, решение кейсов, работа в группе.
Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов:
Оценивается работа студентов над интеллект картами, работа на форуме в LMS.
Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:
Онакопленная= 0,5* Отекущий + 0,25* Оауд + 0,25* Осам.работа
где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП
Отекущий = Одз ; Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:
Орезульт = 0,5* Онакопл + 0,5 *·Озач
Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета - арифметический
На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.
На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Возникновение проблемы продовольственной безопасности в мире.
|