Скачать 174.77 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет ЭМБРИОЛОГИЯ Методические указания к самостоятельной работе Красноярск СФУ 2012 УДК ББК М Составитель О.В. Смирнова М 545 Эмбриология: методические указания к самостоятельной работе [Текст] / cост. О.В. Смирнова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 15 с. В пособии представлены методические указания для самостоятельной работы студентов по следующим темам эмбриологии: история становления эмбриологии как науки, роль отечественных ученых в данном процессе; типы ростовых процессов; особенности клеточной дифференцировки; обзор раннего развития различных классов позвоночных; органогенез; и т.д. Предназначено для студентов специальности 020208.65 – «Биохимия». Предложенные методические указания могут быть использованы преподавателями высшей школы при обучении студентов. УДК ББК © Сибирский федеральный университет, 2012 ВВЕДЕНИЕ В курсе «Эмбриология» изучаются теоретические и практические вопросы индивидуального развития организма, сущность и причины формообразовательных процессов, проблемы детерминации и дифференциации на основе последних достижений не только эмбриологии, но и генетики, цитологии, биохимии и молекулярной биологии. Курс предназначен для студентов третьего курса очной формы обучения направления 020200 – биология. Главная цель практических занятий является создание у студентов целостного представления о закономерностях и механизмах развития организмов; о последовательных изменениях их свойств на уровне целого зародыша, органном, клеточном, субклеточном, молекулярном уровнях, изучение основных закономерностей биологии размножения животных и растений, основных этапов онтогенеза, фаз эмбрионального развития, механизмов, ответственных за рост, морфогенез и цитодифферинциацию, аномалии развития, метаморфоз, регуляции продолжительности жизни и старение. Самостоятельная работа студентов по курсу «Эмбриология» включает изучение теоретического материала: работу с научной, учебной, методической и справочной литературой, изучение лекционного материала; подготовку презентаций и написание реферата. В методических указаниях приведены вопросы для самостоятельной проработки теоретического материала и темы для написания реферата. Приводится список литературы, необходимой для самостоятельной подготовки. Самостоятельная работа способствует развитию у студента таких навыков, как выбор и решение поставленной задачи, сбор и аналитическое изучение опубликованных результатов, умение выделить главное и сделать обоснованное заключение. Самостоятельная работа способствует развитию у студентов навыков творческого исследования, литературного редактирования. В результате изучения дисциплины «Эмбриология» обучающиеся должны знать:
уметь:
владеть:
Систематическое усвоение программы практических занятий и лекционного курса обеспечивает фундаментальную теоретическую и практическую подготовку студентов, позволяющую им впоследствии применять полученные знания в практической деятельности человека, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, охране окружающей среды и медицине. ПЕРЕЧЕНЬ ИЗУЧАЕМЫХ ТЕМ:
ГРАФИК Самостоятельной работы студентов по дисциплине «Эмбриология» образовательной программы направления 020208.65 Биология Института фундаментальной биологии и биотехнологии 3 курса на 5семестр
Условные обозначения: ВЗ – выдача темы для самостоятельного изучения; ЗП – защита презентации; РФ – реферат; ВРФ – выдача темы реферата; ЗРФ – защита реферата. Указания по написанию реферата. Одной из форм самостоятельной работы студентов является написание реферата. Реферат – краткое описание рецензируемых текстов с набором ключевых понятий и основных положений. Работа над рефератом способствует повышению общей и профессиональной эрудиции студентов. Реферирование может быть посвящено отдельной проблеме или содержать обобщение разных точек зрения по определенной теме. Автор реферата определяет свое отношение к рассматриваемым научным позициям, взглядам или определениям, принадлежащим различным авторам. Реферат должен представлять собой научную ценность, поэтому подход студента к написанию реферата должен иметь исследовательский характер. При подготовке реферата следует использовать монографии, обзоры и оригинальные научные статьи. Выполнение реферативных работ осуществляется в несколько этапов: выбор темы, составление плана, проработка литературных источников с их анализом, написание и защита реферата. Тема реферата выбирается из рекомендованного списка или по предложению студента (с согласия преподавателя). Рекомендуемый объём реферата – около 20 страниц компьютерного набора через 1,5 интервала. Высота букв (кегль) – 14. Текст должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм). Страницы должны иметь поля: левое – 30 мм; верхнее – 25 мм; правое – 15 мм; нижнее – 20 мм. Страницы нумеруются вверху (от центра). К реферату прилагается презентационный материал, включающий около 10 слайдов. Структура реферата и правила оформления рисунков, схем, цитируемой литературы аналогичны требуемым, для курсовых и дипломных работ. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:
СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Белоусов Л.В. Основы общей эмбриологии: Учебник, изд. 3, переработ. и доп., (Классический университетский учебник).- М.: МГУ им. М.В. Ломоносова .- 2005.- 368с. 2. Дондуа А.К. Биология развития: в 2 т.т. : Т. 1: Начало сравнительной эмбриологии: Учебник для вузов.- СПб.: Санкт-Петербургского ун-та.- 2005.- 295с. 3. Голиченков В.А. Эмбриология. Учебник. Гриф УМО.- М.: Академия.- 2004.- 224с. 4. Токин Н.П. Общая эмбриология.- М.: Высшая школа, 1987.- 480с. СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Айзенштадт Т.Б. Цитология оогенеза.- М.: Наука.- 1984.- 247с. 2. Антипчук Ю.П. Гистология с основами эмбриологии. - М.: Просвящение.- 1983.- 240с. 3. Белоусов Л.В. Введение в общую эмбриологию: Учебник.- М.: Изд-во Моск. ун-та.- 1980.- 211с. 4. Бодемер Ч. Современная эмбриология.- М.: Мир ,1971,- 446 с. 5. Газарян К.Г., Белоусов Л.В. Биология индивидуального развития животных: Учебник.- М.: Высш. Школа.- 1983.- 287с. 6. Гердон Дж. Регуляция функции генов в развитии животных.- М.: Мир.- 1977.- 196с. 7. Гилберт С. Биология развития. Т.1. - М.: Мир.- 1993.- 226 с. 8. Гилберт С. Биология развития. Т.2. - М.: Мир.- 1993.- 233 с. 9. Гилберт С. Биология развития. Т.3. - М.: Мир.- 1993.- 352 с. 10.Граевский Э.Я., Медникова Б.М. Внешняя среда и развивающийся организм / Под ред. Э.Я. Граевского, Б.М. Медникова./.- М.: Наука.- 1977.- 384с. 11. Данилов Р.К., Боровая Т.Г. Общая и медицинская эмбриология. Учебник, для медицинских вузов.- М.: Спец. лит., РГМУ.- 2003.- 351с. 12. Иванова-Казас О.М. Сравнительная эмбриология беспозвоночных: простейшие и низшие многоклеточные.- Новосибирск: Наука.- 1970.- 372с. 13. Игнатьева Г.М. Ранний эмбриогенез рыб и амфибий. - М.: Наука.- 1971.- 104с. 14. Кифиани К.А., Костомарова А.А. Информационные макромолекулы в раннем развитии животных. - М.: Наука.- 1978.- 335с. 15. Мина М.В., Клевезаль Г.А. Рост животных: анализ на уровне организма.- М.: Наука.- 1976.- 335с. 16. Нейфах А.А., Тимофеева М.Я. Молекулярная биология процессов развития.- М.: Наука.- 1977.- 311с. 17. Объекты биологии развития / Под ред. Т.А. Детлаф. - М.: Наука, 18. Сперматогенез и его регуляция / Под ред. Л.О. Даниловой.- М.: Наука.- 1983.- 232с. 19. Трумэн Д. Биохимия клеточной дифференциации. М.- Мир, 1.- 1980.- 211с. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
Перечень примерных контрольных вопросов к зачету по курсу «Эмбриология»: 1. Предмет биологии индивидуального развития, ее место в системе биологических наук. Становление эмбриологии как науки. Вклад отечественных ученых (К.Ф. Вольфа, К.М. Бэра, А.О. Ковалевского, И.И. Мечникова) в развитие биологии индивидуального развития. 2. Особенности полового и бесполого размножения. Понятие об изо- и гетерогамии. Особенности деления половых и соматических клеток. 3. Особенности половых и соматических клеток. 4. Гаметогенез. Биохимические аспекты сперматогенеза и овогенеза, характерные признаки процессов. 5. Общая характеристика процесса оплодотворения и его биологическое значение. Осеменение (внутреннее и внешнее). 6. Встреча гамет. Гормональная регуляция процесса привлечения спермиев к яйцеклетке. 7. Акросомная реакция спермиев и ее роль в соединении гамет. 8. Изменения происходящие в яйце после оплодотворения. Образование пере-вителлинового пространства, физиология моно- и полиспермии, изменение метаболизма яйца. 9. Общая характеристика процесса дробления яиц. Классификация яиц по ко-личеству желтка и распределению его в цитоплазме. 10. Морфология дробления яиц, зависимость дробления от количества желтка, его распределения в цитоплазме (полное: равномерное и неравномерное; частичное: поверхностное, дискоидальное). 11. Морфология дробления яиц, зависимость дробления от свойств цитоплазмы (радиальное, спиральное). 12. Скорость дробления яиц, в зависимости от температуры, количества желтка и структуры клеточного цикла дробящихся бластомеров. 13. Правила О. Гертвига и их применение к анализу развития амфибий, рыб, птиц и насекомых. 14. Биохимия ранних стадий эмбрионального развития. Смена функций мате-ринского генома зародышевым. 15. Морула и образование различных видов бластул. 16. Общая характеристика процессов гаструляции. Образование различных типов гаструл. 17. Телобластический и энтероцельный способы образования мезодермы. Про-изводные зародышевых пластов. Формирование целома – вторичной полости тела. 18. Особенности развития млекопитающих. Дробление и образование бластоцисты. 19. Особенности гаструляции у млекопитающих. Провизорные органы у амниот: желточный мешок, амнион, харион и алантоис, их развитие строение и функции. 20. Образование и типы плацент у млекопитающих. 21. Особенности биохимических процессов при гаструляции млекопитающих. 22. Производные эктодермы. Нейруляция. Развитие нервной системы. 23. Производные эктодермы. Развитие глаз, органов слуха, эпидермиса и орга-нов, в образовании которых он участвует. 24. Производные энтодермы. Развитие пищеварительного канала, рта жаберной области, легких, печени и поджелудочной железы у низших позвоночных, птиц, млекопитающих и человека. 25. Первые этапы дифференциации мезодермы. Деление сомита на миотом, склеротом, дермотом и нефротом. Развитие осевого скелета и конечностей. 26. Производные мезодермы. Развитие сердца, выделительной и половой систем. 27. Поведение клеток и клеточных комплексов в различных формообразовательных процессов. 28. Общие сведения о постэмбриональном развитии и метаморфозе. 29. Особенности метаморфоза асцидий. 30. Особенности метаморфоза насекомых. 31. Метаморфоз у низших позвоночных. Понятие неотении. 32. Гормональная регуляция репродуктивного цикла. 33. Беременность и связанные с ней эндокринные сдвиги. 34. Внутриутробное развитие плода человека на стадии зародышевого периода (3, 4, 6, 8 недель). 35. Внутриутробное развитие плода (12,16,20,38 недели развития). 36. Физиология плаценты при внутриутробном развитии плода человека. 37. Внешняя среда и необходимые условия развития. 38. Эволюция яиц. Относительная эмансипация от внешней среды эмбрионов разных животных. 39. Влияние на эмбриональное развитие внутренней среды и биотических факторов. 40. Критические периоды в развитии организма. Оглавление
Учебное издание ЭМБРИОЛОГИЯ Методические указания к самостоятельной работе Составитель: Смирнова Ольга Валентиновна Подготовлено к публикации редакционно-издательским отделом БИК СФУ Подписано в печать Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Печать плоская. Усл. печ. л. (3). Тираж 100 экз. Заказ Редакционно-издательский отдел Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79 Тел/факс (391) 206-21-49. E-mail rio@sfu-kras.ru http://rio.sfu-kras.ru Отпечатано Полиграфическим центром Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а |
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) Б 545 Безопасность жизнедеятельности: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. О. А гусейнов. – Красноярск:... | Методические указания к самостоятельной работе Красноярск Человек: основы антропологии: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский... | ||
Методические указания по самостоятельной работе студентов содержат... М 20 Математическое моделирование биотехнологических процессов: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. П.... | Методические указания по самостоятельной работе Красноярск ... | ||
Методические указания по самостоятельной работе красноярск 2013 удк... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400.... | Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология» Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный... | ||
Методические указания по самостоятельной работе студентов Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»... | Методические указания по самостоятельной работе студентов Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической... | ||
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | Методические указания к самостоятельной работе Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия» | ||
Методические указания по самостоятельной работе Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | Методические указания по самостоятельной работе красноярск 2011 Разработчик: А. В. Бухаров Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | ||
Методические указания по самостоятельной работе Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология... | Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: В. А. Кратасюк Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | ||
«Особенности учета в торговле» Методические указания по проведению... Методические указания по проведению практических занятий и самостоятельной работе студентов | Методические указания к самостоятельной работе студентов Специальность... Денисова Т. Ю. Мировой опыт художественной культуры в связях с общественностью: Методические указания к самостоятельной работе студентов.... |