Скачать 287.24 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Методические указания к самостоятельной работе Красноярск СФУ 2013 УДК (узнавать в библиотеке по тел. 2912-761) ББК (там же) Ф (авт. знак дает РИО. Буква по первой фамилии или по названию) Рецензенты: И.О. Фамилия, должность, место работы. Составитель: М.М. Уткина Ф… Философские проблемы естествознания: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. М.М.Уткина. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. – 24 с. ISBN 978-5-7638-????-? (для внешних работ – дает РИО) Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Философские проблемы естествознания». Пособие содержит тематический план вопросов, требующих самостоятельного изучения, представлены источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами занятий. В пособие даны рекомендации для самостоятельного изучения теоретического курса дисциплины, рекомендации для подготовки к семинарам, промежуточному и итоговому контролю. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология». УДК (повтор) ББК (повтор) © Сибирский федеральный университет, 2013 ISBN 978-5-7638-????-? (повтор) СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Цели и задачи самостоятельной работы 2.2. Виды самостоятельной работы и требования к их реализации
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Курс «Философские проблемы естествознания» выполняет синтетическую функцию в системе подготовки магистранта, соединив конкретные естественнонаучные знания и умения с их философской интерпретацией. Философское знание, будучи всеобщим, обобщая данные естественных и гуманитарных наук, создает системный теоретический взгляд на мир (формирует научную картину мира). Философия осмысляет процесс познания, устанавливает связь между чувственным и логическим, эмпирическим и теоретическим, формируя тем самым культуру профессионального научного мышления магистранта и выступая основой его конкретно-научных изысканий. Целями изучения дисциплины являются формирование представления о единстве философской и научной картин мира на основе выявления глубинных связей философии и естествознания, а также углубленное изучение основных онтолого-гносеологических и философско-методологических идей и принципов как основы научного исследования. Задачи изучения дисциплины Задачами изучения дисциплины «Философские проблемы естествознания являются:
В результате изучения дисциплины студенты должны освоить следующие компетенции: ОК-1: способен к творчеству (креативность) и системному мышлению; ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач; ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению; ПК-7: понимает и глубоко осмысливает философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения. Курс «Философские проблемы естествознания» включен в цикл базовой части ФГОС ВПО. Курс обучения длится один семестр. Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 часа (2 з.е.), из которых примерно 75% согласно учебному плану отводится на самостоятельную работу студента-магистра. Аудиторные занятия включают 2-х часовые семинарские занятия проводимые раз в две недели. В течение семестра проводится промежуточный контроль в форме устного собеседования по разделам дисциплины и итогового зачета.
Методика реализации самостоятельной работы Цели и задачи самостоятельной работы Самостоятельная работа студентов имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и аттестации по дисциплине, а также формирование культуры умственного труда и познавательной самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний и навыков, призванных помочь в становлении магистра как молодого научного исследователя. Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:
Реальная самостоятельная работа является исключительно важным элементом в деле эффективного усвоения материала. В процессе самостоятельной работы у студента наиболее четко возникает необходимость целостного, системного восприятия содержания дисциплины, потребность привлечения дополнительных сведений из рекомендованной учебной и методической литературы, просмотра и изучения записей, сделанных во время аудиторных занятий. Виды самостоятельной работы и требования к их реализации На самостоятельную работу по изучению дисциплины «Философские проблемы естествознания» знания» отводится 56 часов, из которых 40 часов направлены на изучение теоретического курса в рамках тем разделов и дополнительных вопросов, 16 часов предполагаются на подготовку творческих заданий (мини-реферата, презентации, эссе и др.) по философским вопросам естествознания. Творческое задание предусмотрено как способ более глубокого проникновения в философское осмысление основных естественнонаучных вопросов и как следствие способ повышения уровня мотивации к изучению основного содержания курса. Навыки критического отношения к философской аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо философского тезиса, развития либо опровержения той или иной философской позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной философской литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ. Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме. Виды самостоятельной работы студента:
Самостоятельное изучение теоретического курса необходимо, поскольку отсутствуют лекционные занятия, а на семинарах обозначены узловые вопросы, требующие более пристального изучения. При подготовке к семинарским занятиям обязательно освоение теоретического материала по теме занятия. Для более подробного изучения этих вопросов студентам предлагается список необходимой литературы. Требования к написанию мини-реферата: самостоятельность, логичность, актуальность, емкость содержания, лаконичность формулировок, новизна (объем 10-12 печатных листов Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,15). Список используемых источников помимо фундаментальных работ, должен включать статьи последних лет из периодических изданий, желательно индексируемых или рецензируемых ВАК. Требования к выполнению презентации:
Возможен самостоятельный выбор темы презентации, но в контексте заявленных тем семинаров. Если магистр формулирует свою тему, то он предварительно должен ее согласовать с преподавателем. В ходе самостоятельной работы студент занимается самостоятельным поиском материалов по вопросам практических занятий, опираясь на список источников, основной и дополнительной литературы настоящей программы, а так же используя результаты инициативного поиска в библиотеках и сети Интернет. Таким образом, в процессе самостоятельной работы студенты должны продолжать развивать способность приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии и уже свободно демонстрировать навыки контекстной обработки информации. Общими критериями оценки успеваемости являются систематичность подготовки (осуществления самостоятельной работы), содержательность и самостоятельность изложения вопросов в устной или письменной форме, творческая инициатива в овладении учебным материалом. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем, выносимых на практические занятия. Перечень тем теоретического курса для самостоятельного изучения Раздел 1. Общие проблемы философии научного знания (11 часов) Тема 1.1. Философия и наука: точки пересечения (2 часа) Вопросы для подготовки:
Примерная тематика мини-рефератов или презентаций
Тема 1.2. Познавательные установки ученого и философское знание (3 часа). Вопросы для подготовки:
Примерная тематика мини-рефератов или презентаций
Тема 1.3. Специфика научного познания, его структуры и динамики (6 часов).
а) понятие, специфика и структура эмпирического уровня б) понятие, специфика и структура теоретического уровня в) понятие, специфика и структура метатеоретического уровня г) соотношение эмпирического теоретического и метатеоретического уровней
Примерная тематика мини-рефератов или презентаций
Раздел 2. Естествознание: философско-методологический подход (29 часов). |
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск Человек: основы антропологии: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский... | Методические указания по самостоятельной работе Красноярск ... | ||
Методические указания по самостоятельной работе красноярск 2013 удк... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400.... | Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) Б 545 Безопасность жизнедеятельности: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. О. А гусейнов. – Красноярск:... | ||
Методические указания по самостоятельной работе студентов содержат... М 20 Математическое моделирование биотехнологических процессов: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. П.... | Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология» Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный... | ||
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия» | Методические указания по самостоятельной работе красноярск 2011 Разработчик: А. В. Бухаров Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | ||
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: В. А. Кратасюк Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: Свидерская И. В ... | ||
Методические указания для самостоятельной работы Красноярск История отечественного государства и права: методические указания [Текст] / сост. Г. Н. Емцов, О. В. Богунова – Красноярск: Сиб федер... | Методические указания для самостоятельной работы Красноярск К 20 Правовое регулирование обязательств по оказанию услуг: Методические указания для самостоятельной работы. – Красноярск: Сиб федер... | ||
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск 2013 удк... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология... | Методические указания по самостоятельной работе красноярск 2011 Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа 020400.... | ||
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине... М молекулярные механизм гормональной регуляции: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Г. И. Боровкова. –... | Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: Свидерская И. В Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая... |