Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия)





Скачать 336.42 Kb.
НазваниеМетодические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия)
страница1/3
Дата публикации25.09.2013
Размер336.42 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Химия > Методические указания
  1   2   3



Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет


Безопасность жизнедеятельности
Методические указания к самостоятельной работе

(для специальности биохимия)

Красноярск

СФУ

2012

УДК 577.1

ББК 28.072

Б 545

Составитель О.А.Гусейнов

Б 545 Безопасность жизнедеятельности: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. О.А Гусейнов. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 28 с.
В пособии даны структура и методика реализации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

Предназначено для студентов специальности 020208.65 – «Биохимия.

Предложенные методические указания могут быть использованы преподавателями высшей школы при обучении студентов основам безопасности жизнедеятельности.
УДК 577.1

ББК 28.072

© Сибирский

федеральный университет, 2012

ВВЕДЕНИЕ

Самостоятельная работа способствует развитию у студентов таких ценных навыков, как постановка и решение выбранной задачи, сбор и анализ данных по проблеме, умение отделять главное от второстепенного и сделать обоснованный вывод. В процессе самостоятельной работы студенты приобретают навыки творческого исследования, литературного редактирования.

В курсе «Безопасность жизнедеятельности» целью является формирование профессиональной культуры безопасности. Под ней понимается готовность и способность личности использовать приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной и социальной деятельности; характер мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета. Автор не ставит своей целью разработать инструкцию по правилам поведения. Предполагается, что после изучения содержания курса будет легче найти выход из различных опасных ситуаций. Курс предназначен для студентов для студентов специальности 020208.65 – «Биохимия».

Задача данной дисциплины – не только познакомить читателя с возможными опасными ситуациями, но и научить правильно вести себя в таких ситуациях, чтобы сохранить здоровье, а может быть и жизнь.

Предлагаемые методические указания для самостоятельной работы будут содействовать глубокому усвоению студентами учебного материала. Особое внимание обращается на проблему предупреждения и упреждения потенциальной опасности. Потенциальная опасность является непременным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего технические средства и технологии) обладают способностью генерировать наряду с положительными свойствами и результатами опасные и вредные факторы. При этом новому положительному результату, как правило, сопутствует новая потенциальная опасность или группа опасностей.

Самостоятельная работа студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности» включает изучение теоретического материала: работу с научной, учебной, методической и справочной литературой, изучение лекционного материала и написание реферата. В методических указаниях приведены вопросы для самостоятельной проработки теоретического материала и темы для написания реферата. Приводится список литературы, необходимой для самостоятельной подготовки.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» обучающиеся должны

знать:

  • основные методологические принципы научного исследования;

  • основные техносферные опасности, их свойства и характеристики;

  • характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду;

  • методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

уметь:

  • идентифицировать основные опасности среды обитания человека;

  • оценивать риск их реализации;

  • выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

  • безопасно работать с биологическим материалом;

  • оценивать и обрабатывать полученные экспериментальные результаты;

  • выбирать оптимальные методы достижения поставленных целей;

владеть:

  • приемами и навыками работы с современным спектральным оборудованием;

  • способами и технологиями защиты от вредных факторов профессиональной среды;

  • законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды.

Систематическое усвоение программы и лекционного курса обеспечивает фундаментальную теоретическую и практическую подготовку студентов, позволяющую им впоследствии самостоятельно работать в лабораториях самого различного профиля.

Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» включает следующие виды самостоятельной работы:

– изучение теоретического материала,

– написание реферата.

Трудозатраты на выполнение различных видов самостоятельной работы показаны в таблице 1.
Таблица 1
Объем самостоятельной работы в общей трудоемкости дисциплины

Вид учебной работы

Всего

часов

Семестр 8

Семестр 9

Общая трудоемкость дисциплины

140

55

85

Аудиторные занятия:

62

32

30

лекции

62

32

30

Самостоятельная работа:

78

23

55

изучение теоретического курса (ТО)

38

11

27

реферат

40

12

28

Вид итогового контроля

зачёт




зачёт


Для освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» необходимы знания по естественным, техническим и социологическим наукам. Графики учебного процесса и самостоятельной работы представлены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2

ГРАФИК

учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», образовательной программы по специальности 020208.65 Биохимия Института фундаментальной биологии и биотехнологии, 4 курса, на 8 семестр.


№ п/п

Наименование

дисциплины

Семестр

Число часов аудиторных занятий

Форма контроля

Часов на самостоятельную работу

Недели учебного процесса семестра

Всего

По видам

Всего

По видам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

Безопасность жизнедеятельности

8

55



Лекции – 32


зачет

23

ТО – 11

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

РФ – 12







ВРФ































СРФ




СРФ


Таблица 3

ГРАФИК

учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», образовательной программы по специальности 020208.65 Биохимия Института фундаментальной биологии и биотехнологии, 5 курса, на 9 семестр.


№ п/п

Наименование

дисциплины

Семестр

Число часов аудиторных занятий

Форма контроля

Часов на самостоятельную работу

Недели учебного процесса семестра

Всего

По видам

Всего

По видам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

Безопасность жизнедеятельности

9

85



Лекции – 30


зачет

55

ТО – 27

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

РФ – 28




ВРФ




























СРФ







СРФ

Условные обозначения: ТО – изучение теоретического курса; РФ – реферат; ВРФ – выдача темы реферата; СРФ – сдача реферата.
1. СТРУКТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Курс «Безопасность жизнедеятельности» изучается в течение двух семестров на 4 и 5 курсах обучения в специалитете.

Общая трудоемкость дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составляет 140 часов. На самостоятельную работу отводится 78 часов, в том числе на изучение дополнительных вопросов в рамках тем теоретического курса – 38 часов и на подготовку рефератов – 40 часов (таблица 4). Самостоятельное изучение теоретического курса необходимо, поскольку в лекциях представлен только основной материал курса, а также обозначены проблемные направления безопасности жизнедеятельности, особенно в таких областях как биологическая защита и безопасность
Таблица 4

Расклад самостоятельной работы по видам и семестрам

Вид самостоятельной работы

Всего

часов

Семестр 8

Семестр 9

Самостоятельная работа:

78

23

55

изучение теоретического курса (ТО)

38

11

27

реферат

40

12

28

Вид итогового контроля

зачёт




зачёт

2. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

Самостоятельное изучение теоретического материала предполагает работу с учебной, научной и справочной литературой, итогом которой являются конспект, схемы, таблицы.

Конспект – краткая запись информации, полученной на лекции, при чтении литературы, просмотре видеоматериала или из других источников. Работа над конспектом включает анализ полученной информации, выделение в ней самого необходимого для решения конкретной задачи, представление ее в сжатом письменном виде. Конспект способствует запоминанию текста, помогает в овладении специальными терминами, облегчает подготовку к более сложной работе в виде реферата, доклада, диплома, диссертации, статьи, книги.

Чтобы качественно составить конспект сначала надо научиться структурировать информацию. Конспект должен четко указывать, о чем в нем идет речь. Основой для конспекта могут быть тезисы и выписки из изучаемого материала. В идеале конспект объединяет в себе все записи, то есть и план и выписки из материала и тезисы.

Выписки – самая простая форма конспектирования. Она состоит в записывании части текста в виде цитат или в виде собственных предложений.

План – это последовательный перечень проблем, затрагиваемых в конспектируемой работе.

Тезис – краткое изложение основных положений, идей и результатов конспектируемой работы.

Ключевое понятие применимое к любому конспекту это систематически обработанная и логически связанная на всем протяжении конспектирования источника запись. По сути, систематизация и логика записей и будут основным требованием к конспекту. Качественный конспект, который составил конкретный человек, без труда должен стать источником информации для любого другого человека. Для достижения таких целей в материалах конспекта всегда в качестве связующего элемента следует избирать скорее логику изложения, чем красоту языковой связности.

В зависимости от структуры конспектов их можно разделить на плановый конспект, текстуальный конспект и свободный конспект. Первая разновидность конспекта подразумевает наличие в своей основе плана, который чаще всего составлен предварительно или же заявлен в начале работы по конспектированию источника. Структура планового конспекта очень проста. Каждый глава конспекта соответствуют пункту из плана конспекта. В этом виде конспект наиболее близок к идеальному стилю этой работы и позволяет легко усвоить законспектированный материал. По сути, такой конспект это чрезвычайно сжатый пересказ источника. Плановый конспект всегда может гарантировать высокий процент усвоения материала еще в процессе работы по составлению конспекта. Обладая развитыми навыками работы можно составить плановый конспект на основе довольно крупного по объему информации источника за сравнительно малое время. Наиболее простой вид планового конспекта это работа, составленная в виде вопросов и ответов. Вопросы в таком случае выносятся в план, а ответы и составляют основную часть конспекта.

Второй вид конспектов – текстуальный конспект имеет несколько иную структуру. В основе конспекта такого типа лежат цитаты из источника. Однако даже в этом случае следует помнить о наличии логики в последовательности конспектирования. За логичность изложения в текстуальном конспекте отвечают тезисы автора конспекта и присутствие плана. Текстуальный конспект буквально состоит из фактов, приведенных в источнике и дословных цитат. В некоторых случаях текстуальный конспект может облегчить работу по анализу фактов приведенных в источнике, поскольку предлагает эти факты в дословном изложении и таком порядке, при котором будут наиболее заметны, как сильные, так и слабые стороны позиции изложенной в источнике конспекта. Такие конспекты – очень ценный источник информации для анализа и после нескольких лет с момента их написания. Однако составление текстуального конспекта довольно трудоемкая работа, которая требует определенного навыка.

Следующий тип конспекта это свободный конспект. В данном типе можно встретить элементы и планового конспекта и текстуального конспекта. Свободный конспект может начинаться с плана, а закончиться приведением объемных цитат из источника. Для составления свободного конспекта особое значение приобретает способность к логичному, краткому и точному формулированию сути вопроса. Составляя этот конспект нужно иметь навыки по осмыслению сути материала и богатый словарный запас. Свободный конспект позволяет начать усвоение материала уже на стадии работы над конспектом, развивает способность к логическому мышлению, дает навыки работы с цитатами, выписками и планом конспекта.

Схемы это графические документы, на которых в виде условных обозначений или изображений показаны составные части некоторой системы и связи между ними. Схема является альтернативным вариантом плана. Полученные знания являются основой для получения новых, поскольку то, как мы мыслим, влияет на то, как и что мы изучаем. Составление схем идентифицирует образ нашего мышления, путь, где мы видим связи между разной полученной информацией. Схема объеденяет то, что ее создатель знает, с тем, что он изучает и что он должен доделать для полной ясности понимания.

Таблица – перечень сведений, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам. Таблица должна быть настолько полной, чтобы ее можно было понять без ссылки на основной текст, однако она должна содержать только необходимые данные. Название таблицы должно быть кратким и информативным; обычно оно должно состоять из одного предложения.
Вопросы для самостоятельной подготовки.
На самостоятельное изучение выносятся в соответствии с тематикой следующие вопросы:

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) iconМетодические указания к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) iconМетодические указания к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) iconБиохимия тканей
Биохимия тканей: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. Е. В. Инжеваткин – Красноярск: Сибирский федеральный...
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов Красноярск...
Методические указания предназначены для студентов специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена структура дисциплины,...
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) iconМетодические указания к самостоятельной работе (для специальности 020208. 65 «биохимия»)
Самостоятельная работа студентов включает блоки индивидуальной практики языковых и речевых умений по всем модулям курса, а также...
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов содержат...
М 20 Математическое моделирование биотехнологических процессов: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. П....
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) iconМетодические указания к семинарским занятиям Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Человек: основы антропологии: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский...
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) iconМетодические указания по самостоятельной и индивидуальной работе...
Имитационное моделирование экономических процессов: методические указания по самостоятельной и индивидуальной работе студентов всех...
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) iconМетодические указания по самостоятельной работе красноярск 2013 удк...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400....
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология»
Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный...
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»...
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) iconМетодические указания по самостоятельной работе Красноярск
...
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) iconМетодические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам)...
Методические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам) и самостоятельной работе
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов по искусству (мхк) для специальности
Методические рекомендации предназначены для подготовки и выполнения самостоятельных научно-исследовательских работ в форме докладов,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск