Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Молекулярные механизмы гормональной регуляции»





Скачать 226.81 Kb.
НазваниеМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Молекулярные механизмы гормональной регуляции»
Дата публикации26.10.2014
Размер226.81 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Химия > Методические указания



Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет

Молекулярные механизмы гормональной регуляции

Методические указания к самостоятельной работе

Красноярск

СФУ

2012

УДК 577.1

ББК 28.072ОЯ73

М

Составитель Г.И.Боровкова

М Молекулярные механизм гормональной регуляции: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Г.И.Боровкова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 19 с.
В пособии представлены методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Молекулярные механизмы гормональной регуляции», дающие и формирующие знания о системном химическом управлении основными процессами жизнедеятельности. Предлагаемая дисциплина позволяет дать систематические знания в области биохимии гормонов, сформировать представление о регуляторной роли гормонов на молекулярном, субклеточном уровнях в реализации механизмов биохимических, физиологических, генетических и иммунологических процессов.

Данное методическое указание предназначено для студентов специальности 020208.65 – «Биохимия» и могут быть использованы преподавателями высшей школы при обучении студентов вопросам гормональной регуляции основных процессов жизнедеятельности.

УДК 577.1

ББК 28.072ОЯ73

© Сибирский федеральный университет, 2012

ВВЕДЕНИЕ

В курсе «Молекулярные механизмы гормональной регуляции» целью является формирование у студентов представлений об основных теоретических и методологических подходах к изучению молекулярных механизмах гормональной регуляции а также о взаимосвязи нервной, иммунной и эндокринной систем как единого целого, в подержании гомеостаза и адаптационных процессах посредством гормонов, лимфокинов, различных факторов роста, которые осуществляют своё действие с помощью ауто-и/или паракринных механизмов. Курс предназначен для студентов четвертого курса очной формы обучения специальности 020208.65 – «Биохимия».

Задачей изучения дисциплины является: теоретическое освоение современных знаний о гормонах, гормоноподобных веществах, и нейромедиаторах, их строении, эндокринной системы в целом, образовании комплексов рецептор-гормон для передачи сигнала в клетку, проницаемости мембран, химической модификации белков, рецепции действия на генную экспрессию, реализации гормонального эффекта

Самостоятельная работа студентов по курсу «Молекулярные механизмы гормональной регуляции» включает изучение теоретического материала: работу с научной, учебной, методической и справочной литературой, изучение лекционного материала; подготовку презентаций и написание реферата. В методических указаниях приведены вопросы для самостоятельной проработки теоретического материала и темы для написания реферата. Приводится список литературы, необходимой для самостоятельной подготовки.

Самостоятельная работа способствует развитию у студента таких навыков, как выбор и решение поставленной задачи, сбор и аналитическое изучение опубликованных результатов, умение выделить главное и сделать обоснованное заключение. Самостоятельная работа способствует развитию у студентов навыков творческого исследования, литературного редактирования.

В результате изучения дисциплины «Молекулярные механизмы гормональной регуляции» обучающиеся должны

знать:

- принципы структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции;

- принципы клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности;

- базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики, о геномике, протеомике;

- строение, синтез, секрецию эндокринных желез и их место в иерархии многоуровневой системе регуляции метаболических процессов, дифференцировки и репродукции;

- типы гормональных рецепторов и последующего каскада внутриклеточных передатчиков для понимания особенностей механизма действия гормонов на клетки;

- основные свойства живых систем, их самовоспроизведениие, гомеостаз и механизмы адаптационных процессов.

уметь:

- составлять схемы регуляции на молекулярном уровне от передачи сигнала на клетку до реализации биологического ответа и интерпретировать нарушения, связанные с патологическими процессами;

- использовать основные технические средства в профессиональной деятельности: работать на компьютере и в компьютерных сетях, использовать универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создавать базы данных на основе ресурсов Internet, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

- использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач, соблюдает основные требования информационной безопасности,

- правильно ставит цели, проявляет настойчивость и выносливость в их достижении;

  • оценивать и обрабатывать полученные экспериментальные результаты;

  • выбирать оптимальные методы достижения поставленных целей;

владеть:

- современной аппаратурой и оборудованием для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ;

- основными физиологическими и биохимическими методами анализа и оценки состояния живых систем;

- знаниями клеточной сигнализации;

- приемами и навыками работы с современным биохимическим оборудованием;

  • способами и технологиями защиты от вредных факторов профессиональной среды.


Систематическое усвоение программы лекционного курса обеспечивает фундаментальную теоретическую и практическую подготовку студентов, позволяющую им впоследствии самостоятельно разбираться в нормальном функционировании и сбоях эндокринной системы, процессах регуляции обмена веществ, обеспечении согласованности в работе различных систем жизнеобеспечения и профессионально работать в биохимических лабораториях самого различного профиля.

ПЕРЕЧЕНЬ ИЗУЧАЕМЫХ ТЕМ.





п/п

ПЕРЕЧЕНЬ ИЗУЧАЕМЫХ ТЕМ:


Самостоятельная работа

(часов)


Рефераты

( часов)



1.


Гипоталамо-гипофизарная система.


6 ч





2.


Аденотропные и нейротропные гормоны.


8 ч



8 ч



3.


Гормоны периферических желез


10 ч


6 ч



ГРАФИК

Самостоятельной работы студентов по дисциплине «Молекулярные механизмы гормональной регуляции» образовательной программы специальности 020208.65 «Биохимия» Института фундаментальной биологии и биотехнологии 4 курса на 8 семестр


Недели учебного процесса семестра

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

ВЗ




ВЗ




ВЗ




ВЗ




ВЗ




ВЗ




ВЗ













ЗП




ЗП




ЗП




ЗП




ЗП




ЗП




ЗП










ВРФ




ВРФ







ВРФ





























































ЗРФ

ЗРФ




ЗРФ





Условные обозначения: ВЗ – выдача темы для самостоятельного изучения; ЗП – защита презентации; РФ – реферат; ВРФ – выдача темы реферата; ЗРФ – защита реферата.

ТЕМА 1. Гипоталамо-гипофизарная система.

Указания к изучению тем.

1.1. Анатомия гипоталамуса. Отделы гипоталамуса. Передний гипоталамус и его наиболее крупные парные супраоптические и паравентрикулярные ядра, а также ряд других ядер. Какими нейронами образованы ядра и какую функцию они выполняют. Средний (медиобазальный) гипоталамус. Нейроны формирующие средний гипоталамус и его аркуатно-медиобазальный комплекс. Задний гипоталамус включающий маммилярные тела и перифорникальное ядро и его функции. Строение гипоталамо-гипофизарной системы.

1.2 Система кровоснабжения гипофиза. Нейросекреторные нейрона гипоталамуса. Гипоталамо-гипофизарный тракт. Гипоталамические рилизин – гормоны их строение и функции. Механизмы регуляции по принципу короткой обратной связи

Ι.3. Взаимодействие между нервной и эндокринной системами. Эстафетная система проведения сигнала. Основные эффекты либеринов и статинов и их реализация через активацию синтеза цАМФ. Контроль активности гипоталамуса эпифизом и по принципу длинной обратной связи.

Литература к теме 1.

1.Балаболкин М.И. Эндокринология. М.: «Универсум пабалицинг», 1998,581 с.

2.Смирнов А.Н.Эндокринная регуляция. Биохимические и физиологические аспекты: учеб.пособие/ А.Н. Смирнов; под ред. В.А. Ткачука – М.:ГЭОТАР – Медицина, 2009. 368 с.

3.Бочков В.Н.,Добровольский А.Б и др.Клиническая биохимия./Под ред.В.А.Ткачука.-2-е изд.,испр.и доп. – М.: ГЭОТАР. 2004. – 512 с.

4.Вильям М. Кэттайл, Рональд А.Арки. Патофизиология эндокринной системы. М.: Из-во Бином. 2009 335 с.

5. Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.Ф. Эндокринология.- М.: ГЭОТАР-Медиа,2007.-432с.

6.Лавин.Н. Эндокринология. М.: «Практика»,1999. 831 с.

7.Биохимия: Учебник/ Под ред. Е.С.Северина.- 2-изд.,-М.: ГЭОТАР-МЕД,2004.-784 с.

8.ЗайчикА.Ш., Чурилов Л.П. Патохимия( эндокринно-метаболические нарушения) Учебник для студентов медицинских вузов. Изд. 3-е дополненное и исправленное.-СПб.: ЭЛБИ- СПб, 2007.-768 с.

9. Клиническая эндокринология: руководство(3-ед.)/ Под. ред. Н.Т. Старковой.-СПб.:Питер,2002.- 576 с.

10. Березов. Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. 3-е изд., Москва: Медицина, 2007.

11. Биохимия. Ключевые пути метаболизма. – Мн.: БГМУ. – 2002.– С. 192-198.

12. Строев Е.А. Биологическая химия. – М.: Высшая школа, 1986. – С. 370–412.

13. Маршалл В. Клиническая биохимия. СПб., 2002. – 380 с.

14. Руководство по клинической эндокринологии / Под ред. Н.Т. Старковой. – СПб., 1996. – С. 15–486.

15. Марри Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека: Учебник, в 2-х томах. Т. 1. Пер. с англ. – М.: «Мир», 1993. – 384 с. – С. 52–62.

16. Charles G.D. Brook, Nicholas J. Marshall. Essential Endocrinology. – 2001, Blackwell Science (Oxford).

Вопросы для самоконтроля:

Отделы гипоталамуса;

Строение гипоталамо-гипофизарной системы;

Система кровоснабжения гипофиза;

Нейросекреторные нейрона гипоталамуса;

Гипоталамические рилизин – гормоны их строение и функции; Механизмы регуляции по принципу короткой обратной связи; Взаимодействие между нервной и эндокринной системами; Эстафетная система проведения сигнала;

Основные эффекты либеринов и статинов.

ТЕМА 2. Аденотропные и нейротропные гормоны.

2.1. Гонадотропные гормоны. Фолликулостимулирющий гормон (ФСГ) его строение, секреция и её контроль. Архитектура рецептора, реализация гормонального эффекта в семенниках и яичниках. Ингибины и активины. Гонадотропные гормоны. Лютеинизирующий гормон (ЛГ) - влияние на овуляцию. Взаимодействие с другими гормонами. Нейрогуморальная регуляция менструального цикла. Хорионический гормон (ХГ) – поддержка желтого тела при беременности. Лактотропный гормон (ЛТГ), пролактин (ПРЛ) – гормон белковой природы. Физиологическая функция пролактина и его регуляция допамином, ТРГ и ВИП.

2.2. Соматотропин (СТГ), гормон роста. Экспрессия генов в соматотро-фах, отвестственных за синтез прогормона, сплайсинговые формы. Видовая специфичность. Строение рецептора к гомону роста. Акромегалия и карликовость.

2.3. Адренокортикотропный гормон (АКТГ), кортикотропин, как производное проопимеланокортина (ПОМК). Стероидогенная активность фрагментов кортикотропина и его иммунологические свойства.

2.4. Тиреотропный гормон (ТТГ), тиротропин. Синтез тиротрофами, стимуляция транскрипции гена тиролиберином, аргинин-вазопрессином и угнетение экспресии трийодтиронином, допамином, соматостатином, кортизолом. Образование гормон-рецепторного комплекса, участие нескольких вторичных мессенджеров. Циркадный и пульсирующий ритмы..
Литература к теме 2.

1.Балаболкин М.И. Эндокринология. М.: «Универсум пабалицинг», 1998,581 с.

2.Смирнов А.Н.Эндокринная регуляция. Биохимические и физиологические аспекты: учеб.пособие/ А.Н. Смирнов; под ред. В.А. Ткачука – М.:ГЭОТАР – Медицина, 2009. 368 с.

3.Бочков В.Н.,Добровольский А.Б и др.Клиническая биохимия./Под ред.В.А.Ткачука.-2-е изд.,испр.и доп. – М.: ГЭОТАР. 2004. – 512 с.

4.Вильям М. Кэттайл, Рональд А.Арки. Патофизиология эндокринной системы. М.: Из-во Бином. 2009 335 с.

5. Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.Ф. Эндокринология.- М.: ГЭОТАР-Медиа,2007.-432с.

6.Лавин.Н. Эндокринология. М.: «Практика»,1999. 831 с.

7.Биохимия: Учебник/ Под ред. Е.С.Северина.- 2-изд.,-М.: ГЭОТАР-МЕД,2004.-784 с.

8.ЗайчикА.Ш., Чурилов Л.П. Патохимия( эндокринно-метаболические нарушения) Учебник для студентов медицинских вузов. Изд. 3-е дополненное и исправленное.-СПб.: ЭЛБИ- СПб, 2007.-768 с.

9. Клиническая эндокринология: руководство(3-ед.)/ Под. ред. Н.Т. Старковой.-СПб.:Питер,2002.- 576 с.

10. Березов. Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. 3-е изд., Москва: Медицина, 2007.

11. Биохимия. Ключевые пути метаболизма. – Мн.: БГМУ. – 2002.– С. 192-198.

12. Строев Е.А. Биологическая химия. – М.: Высшая школа, 1986. – С. 370–412.

13. Маршалл В. Клиническая биохимия. СПб., 2002. – 380 с.

14. Руководство по клинической эндокринологии / Под ред. Н.Т. Старковой. – СПб., 1996. – С. 15–486.

15. Марри Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека: Учебник, в 2-х томах. Т. 1. Пер. с англ. – М.: «Мир», 1993. – 384 с. – С. 52–62.

16. Charles G.D. Brook, Nicholas J. Marshall. Essential Endocrinology. – 2001, Blackwell Science (Oxford).
Вопросы для самоконтроля:

Фолликулостимулирющий гормон (ФСГ) его строение, секреция и её контроль;

Ингибины и активины;

Лютеинизирующий гормон (ЛГ), взаимодействие с другими гормонами;

Нейрогуморальная регуляция менструального цикла;

Хорионический гормон (ХГ) – поддержка желтого тела при беременности;

Лактотропный гормон (ЛТГ), пролактин (ПРЛ) – гормон белковой природы. Физиологическая функция пролактина и его регуляция допамином, ТРГ и ВИП;

Адренокортикотропный гормон (АКТГ), кортикотропин, как производное проопимеланокортина (ПОМК);

Стероидогенная активность фрагментов кортикотропина и его иммунологические свойства;

Тиреотропный гормон (ТТГ), синтез тиротрофами;

Образование гормон-рецепторного комплекса, участие нескольких вторичных мессенджеров;

Циркадный и пульсирующий ритмы выделения гормона ТТГ.
ТЕМА 3. Гормоны периферических желез.
3.1., 3.2. Морфологические изменения в тироцитах, связанные с синтезом Т3 и Т4. Синтез тироидных гормонов в фолликурах. Процессы включения йода в щитовидную железу, транспорт иодидов в тироцит. Работа Na-K-АТФазы.

3.3. Функция остеокластов. Рабочие зоны остеокластов Восстановительная репарация костной ткани. Кальцитонин – строение, синтез, механизм действия. Влияние на гомеостаз кальция в организме других гормонов.

3.4. Арахидоновоя кислота как главный субстрат для синтеза эйкозаноидов. Структура, номенклатура и биосинтез простагландинов и тромбоксанов. Циклооксигеназный путь. Механизм действия эйкозаноидов. Основные биологические эффекты.

3.5. Локализация эндокринных желёз в ЖКТ. Гастрин, секретин, глюкогонопептид, холецистокинин, мотилин, панкреатический полипептид, энтероглюкон – гормоны желудочно-кишечного тракта. Многообразие путей реализации их биологических эффектов.

Литература к теме 3.

1.Балаболкин М.И. Эндокринология. М.: «Универсум пабалицинг», 1998,581 с.

2.Смирнов А.Н.Эндокринная регуляция. Биохимические и физиологические аспекты: учеб.пособие/ А.Н. Смирнов; под ред. В.А. Ткачука – М.:ГЭОТАР – Медицина, 2009. 368 с.

3.Бочков В.Н.,Добровольский А.Б и др.Клиническая биохимия./Под ред.В.А.Ткачука.-2-е изд.,испр.и доп. – М.: ГЭОТАР. 2004. – 512 с.

4.Вильям М. Кэттайл, Рональд А.Арки. Патофизиология эндокринной системы. М.: Из-во Бином. 2009 335 с.

5. Дедов И.И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.Ф. Эндокринология.- М.: ГЭОТАР-Медиа,2007.-432с.

6.Лавин.Н. Эндокринология. М.: «Практика»,1999. 831 с.

7.Биохимия: Учебник/ Под ред. Е.С.Северина.- 2-изд.,-М.: ГЭОТАР-МЕД,2004.-784 с.

8.ЗайчикА.Ш., Чурилов Л.П. Патохимия( эндокринно-метаболические нарушения) Учебник для студентов медицинских вузов. Изд. 3-е дополненное и исправленное.-СПб.: ЭЛБИ- СПб, 2007.-768 с.

9. Клиническая эндокринология: руководство(3-ед.)/ Под. ред. Н.Т. Старковой.-СПб.:Питер,2002.- 576 с.

10. Березов. Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. 3-е изд., Москва: Медицина, 2007.

11. Биохимия. Ключевые пути метаболизма. – Мн.: БГМУ. – 2002.– С. 192-198.

12. Строев Е.А. Биологическая химия. – М.: Высшая школа, 1986. – С. 370–412.

13. Маршалл В. Клиническая биохимия. СПб., 2002. – 380 с.

14. Руководство по клинической эндокринологии / Под ред. Н.Т. Старковой. – СПб., 1996. – С. 15–486.

15. Марри Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека: Учебник, в 2-х томах. Т. 1. Пер. с англ. – М.: «Мир», 1993. – 384 с. – С. 52–62. Вопросы для самоконтроля:

16. Charles G.D. Brook, Nicholas J. Marshall. Essential Endocrinology. – 2001, Blackwell Science (Oxford).
Вопросы для самоконтроля:

Этапы синтез тириодных гормонов в фолликулах щитовидной железы;

Строение остеокластов и их функции;

Кальцитонин – строение, синтез, механизм действия;

Эйкозаноиды;

Циклооксигеназный путь преобразования арахидоной кислоты; Механизм действия эйкозаноидов и их основные биологические эффекты;

Локализация эндокринных желёз в ЖКТ.

Написание и защита реферата.
В рамках изучения курса студент должен подготовить реферат по одной из предложенных преподавателем тем или предложить свою тему.

Задания по написанию реферата выдаются согласно графику вместе со списком учебной литературы по соответствующим разделам
Указания по написанию реферата.

Одной из форм самостоятельной работы студентов является написание

реферата. Реферат – краткое описание рецензируемых текстов с набором

ключевых понятий и основных положений. Работа над рефератом способствует повышению общей и профессиональной эрудиции студентов. Реферирование может быть посвящено отдельной проблеме или содержать обобщение разных точек зрения по определенной теме. Автор реферата определяет свое отношение к рассматриваемым научным позициям, взглядам или определениям, принадлежащим различным авторам. Реферат должен представлять собой научную ценность, поэтому подход студента к написанию реферата должен иметь исследовательский характер. При подготовке реферата следует использовать монографии, обзоры и оригинальные научные статьи.

Выполнение реферативных работ осуществляется в несколько этапов: выбор темы, составление плана, проработка литературных источников с их

анализом, написание и защита реферата. Тема реферата выбирается из рекомендованного списка или по предложению студента (с согласия преподавателя).

Рекомендуемый объём реферата – около 20 страниц компьютерного набора через 1,5 интервала. Высота букв (кегль) – 14. Текст должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4

(210 х 297 мм). Страницы должны иметь поля: левое – 30 мм; верхнее – 25 мм; правое – 15 мм; нижнее – 20 мм. Страницы нумеруются вверху (от центра). К реферату прилагается презентационный материал, включающий

около 10 слайдов. Структура реферата и правила оформления рисунков, схем, цитируемой литературы аналогичны требуемым для курсовых и дипломных работ.

Примерные темы рефератов:
1.Аденилатциклазная мессенжерная система.

2.Гуанилатциклазная мессенжерная система.

3.Мембранные механизмы регуляции метаболизма.

4.Гормональная регуляция метаболизма глюкозы.

5.Гормональная регуляция углеводного обмена.

6.Гормональная регуляция липидного обмена.

7.Гормональная регуляция белкового обмена.

8.Принцип обратной связи в регуляции гормонов.

9.Гипоталамические нейротрансмиттеры.

10.Заболевания, связанные с нарушением секреции гормона роста.

11.Синдром гиперпролактенемии.

12.Гипоталамический синдром пубертатного периода.

13.Гонадотропные гормоны и их роль в гипоталамо-гипофизарных заболеваниях.

14.Гипопитуитаризм.

15.Несахарный диабет.

16.Гиперосмолярные синдромы.

17.Синдром избыточной секреции вазопрессина.

18.Диффузный токсический зоб.

19.Аутоиммунный тироидит.

20.Эндемический зоб.

21.Спорадический зоб.

22.Гипотироз.

23.Кальцитонин и механизм его действия.

24.Классический сахарный диабет.

25.Гормоны надпочечников и механизм их действия.

26.Нейротрансмиттеры.

27.Первичный альдостеронизм.

28.Гипоальстеронизм.

29.Бесплодие у мужчин.

30.Болезни женских половых желёз.

31.Сигнальные пути опосредованныелипофильными гормонами.

32.Структурная организация 1-ТМ-рецепторов.

33.Структурная организация 7-ТМ-рецепторов.

34.Строение и механизм действия фосфолипазы С.

35.Строение м механизм действия протеинкиназы G/

36/ 37.Ras-белки их строение механизм действия.

38.Сфингомиелин-опосредованные пути.

39.Рецепторы для липофильных гормонов.

40. Механизм действия стероидных гормонов: внутриклеточная рецепция, взаимодействие с геномом клетки, активация синтеза ферментов.

41. Молекулярный механизм действия инсулина и сахарный диабет 42Молекулярный механизм действия тиреоидных гормонов. Зоб, микседема ибазедова болезнь.

43.Применение анаболических гормонов в спортивной медицине.

44. Эндокринная функция эпифиза.

45.Оксид азота: происхождение, регуляторное действие в организме, использование влекарственной терапии.

46. Факторы роста, их рецепторы, механизм действия. Значение в межклеточном взаимодействии.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Молекулярные механизмы гормональной регуляции»

1. Общая характеристика эндокринной системы.

2. Классификация желез и органов, входящих в понятие эндокринной системы.

3. Классификация гормонов по их химической природе.

4. Классификация гормонов по биологическому эффекту.

5. Гипоталамические и гипофизарные гормоны. Общая характеристика, строение, биологические эффекты.

6. Цитокины, тимичекие гормоны их роль в нейроэндокринно-иммунной системе организма.

7. Гормоны желудочно-кишечного тракта. Их биологическая роль.

8. Гормоны сердца. Биологические эффекты.

9. Гормоны почек. Их биологическая роль.

10. Варианты действия гормонов.

11. Классификация мембранных рецепторов а зависимости структуры.

12. Гормоны, реализующие свое действие через цАМФ (привести схему).

13. Гормоны, реализующие свое действие через цГМФ (привести схему).

14. Гормоны, реализующие свое действие через Са2+ , иназитолтрифосфат и диацилглицерол (привести схемы).

15. Гормоны, реализующие свой эффект через стимуляцию каскада киназ и фосфатаз.

16. Регуляция секреции гормонов – первый и второй уровни.

17. Регуляция деятельности гипофиза нейротрансмиттерами.

18. Принцип обратной связи в регуляции гормонов. Длинные, короткие и ультракороткие цепи.

19. Контроль секреции и высвобождение кортиколиберина.

20. Контроль секреции и высвобождение соматолиберина.

21. Контроль секреции и высвобождение тиролиберина.

22. Контроль секреции и высвобождение гонадолиберина.

23. Контроль секреции и высвобождение пролактостатин.

24. Меланостатин и меланолиберин. Строение, происхождение, биологические эффекты.

25. Белковые гормоны передней доли гипофиза. Общая характеристика

26. Гликопротеиновые гормоны передней доли гипофиза.

27. Гормоны производные ПОМК передней доли гипофиза.

28. Соматотропин. Экспрессия гена, биологический эффект.

29. Соматотропиновые рецепторы. Образование гормон-рецепторного комплекса.

30. Акромегалия. Клиническая картина.

31. Пролактин, строение изоформы, особенности секреции и биологические эффекты.

32. АКТГ. Структура, суточный ритм, биологический эффект.

33. ФСГ и ЛГ. Структура, строение, биологические эффекты.

34. Вазопрессин, окситоцин – гормоны нейрогипофиза, система их регуляции, биологическое значение.

35. Несахарный диабет, как недостаточность синтеза секреции вазопрессина.

36. Тиреотропный гормон. Характеристика, регуляция синтеза и секреции.

37. Этапы синтеза тиреоидных гормонов. Захват I2 и его орагнификация.

38. Этапы синтеза тиреоидных гормонов. Процесс конденсации и высвобождение гормонов.

39. Морфологические изменение в тироцитах в соответствии с этапами синтеза гормонов щитовидной железы.

40. Тирозинсвязывающие белки, их характеристика и влияние гормонов на их количество.

41. Ферменты периферического монодеиодирование Т4.

42. Диффузно-токсический зоб (Базедова болезнь). Причины заболевания.

43. Гипотирозы. Последствия данного заболевания.

44. Паратгормон. Его биологические эффекты.

45. Действие паратгормона на кости.

46. Действие паратгормона на почки.

47. Инсулин. Химическое строение, локализация его гена, механизм действия.

48. Роль питания в развитии ИЗСД.

49. Действие гормонов через внутриклеточные рецепторы (привести схему).

50. Гормоны коркового вещества надпочечников и механизм их действия.

51. Гормоны мозгового вещества надпочечников и механизм их действия.

52. Глюкокортикоиды (кортизол). Синтез, суточный ритм, его действие.

53. Минералокортикоиды (альдостерон). Синтез, факторы его секреции.

54. Ренин-ангиотензиновая система. Общая характеристика.

55. Катехоламины. Место синтеза и их влияние на обмен веществ.

56. Мужские половые гормоны. Общая характеристика. Биологические эффекты.

57. Женские половые гормоны. Общая характеристика. Биологические эффекты.

58. Глюкагон: образование активной формы, мишени, механизм действии и эффекты.

59. Гормоны, производные арахидоновой кислоты. Механизм действия и эффекты.

Оглавление

Введение

3

Перечень изучаемых тем

5

График

5

Тема 1. Гипоталамо-гипофизарная система

6

Литература к теме 1

6

Вопросы для самоконтроля

7

Тема 2. Аденотропные и нейротропные гормоны.

7

Литература к теме 2

8

Вопросы для самоконтроля

9

Тема 3. Гормоны периферических желез

10

Литература к теме 3

11

Вопросы для самоконтроля

12

Указания к написанию рефератов

12

Темы рефератов

14

Перечень примерных вопросов к экзамену

15


Учебное издание


Молекулярные механизмы гормональной регуляции.

Методические указания к самостоятельной работе

Составитель: Боровкова Галина Ивановна

Подготовлено к публикации редакционно-издательским

отделом БИК СФУ

Подписано в печать мая 2012 г. Формат 60х84/16.

Бумага офсетная. Печать плоская.

Усл. печ. л. (3).

Тираж 100 экз. Заказ

Редакционно-издательский отдел

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79

Тел/факс (391) 206-21-49. E-mail rio@sfu-kras.ru

http://rio.sfu-kras.ru


Отпечатано Полиграфическим центром

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Молекулярные механизмы гормональной регуляции» iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»...
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Молекулярные механизмы гормональной регуляции» iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической...
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Молекулярные механизмы гормональной регуляции» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг»
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг». Ростов н/Д, / Издательский центр дгту 2012
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Молекулярные механизмы гормональной регуляции» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг»
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг». Ростов н/Д, / Издательский центр дгту 2012
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Молекулярные механизмы гормональной регуляции» iconМетодические указания для студентов по выполнеию внеаудиторной самостоятельной работы
В работе даны методические указания для студентов 1 курса учреждений начального и среднего профессионального образования по выполнению...
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Молекулярные механизмы гормональной регуляции» iconПрограмма дисциплины дисциплина сд. Ф. 5 Молекулярные механизмы
Целью изучения дисциплины является: формирование представлений об основных теоретических и методологических подходах к изучению молекулярных...
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Молекулярные механизмы гормональной регуляции» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология»
Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный...
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Молекулярные механизмы гормональной регуляции» iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
В методические указания включены рекомендации по самостоятельной проработке тем курса, вопросы для подготовки к зачету, перечень...
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Молекулярные механизмы гормональной регуляции» iconМетодические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов техникума, обучающихся по специальности
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Молекулярные механизмы гормональной регуляции» iconМетодические указания для студентов График и методические указания...
График и методические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине «Исполнительное производство» для студентов заочной...
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Молекулярные механизмы гормональной регуляции» iconМетодические указания для самостоятельной работы по дисциплине «скотоводство»
Цель методических указаний – повышение теоретической подготовки бакалавров по дисциплине «Скотоводство» за счёт активизации самостоятельной...
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Молекулярные механизмы гормональной регуляции» iconМетодические указания по дисциплине «Английский язык»
Учебно-методические указания предназначены для студентов 1-2 курсов, обучающихся заочно по всем направлениям. В методических указаниях...
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Молекулярные механизмы гормональной регуляции» iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
В методические указания включены рекомендации по самостоятельной проработке тем курса, вопросы для подготовки к экзамену, перечень...
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Молекулярные механизмы гормональной регуляции» iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов Направление подготовки
Культурно-историческая роль России на евразийском пространстве: Методические указания по организации самостоятельной работы студентов....
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Молекулярные механизмы гормональной регуляции» iconМетодические указания для самостоятельной работы по дисциплине «физиология животных»
Цель методических указаний – повышение теоретической подготовки студентов по дисциплине «Физиология животных» за счет активизации...
Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Молекулярные механизмы гормональной регуляции» iconМетодические указания для самостоятельной работы по дисциплине «основы физиологии»
Цель методических указаний – повышение теоретической подготовки студентов по дисциплине «Основы физиологии» за счет активизации самостоятельной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск