Скачать 243.63 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИЗБРАННЫЕ ГЛАВЫ МЕДИЦИНСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ Методические указания по самостоятельной работе Красноярск 2013 УДК ББК И Рецензенты: Составитель Н.И.Сарматова И Избранные главы медицинской микробиологии: Методические указания по самостоятельной работе [Текст] / сост. Н.И. Сарматова. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013. – 17 с. ISBN Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Избранные главы медицинской микробиологии». Пособие содержит тематический план лекций, лабораторных занятий, вопросы для подготовки к экзамену; представлены источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами дисциплины. В пособие даны рекомендации для самостоятельного изучения теоретического курса дисциплины и подготовки к входному, промежуточному и итоговому контролю. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400.68 «Биология», магистерская программа «Микробиология и биотехнология». Н.И. Сарматова ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», 2013 СОДЕРЖАНИЕ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Цель самостоятельной работы – более полное и глубокое освоение дисциплины, пополнение теоретических сведений, полученных в курсе лекций и на практических занятиях; контроль приобретенных знаний и умений; понимание связи дисциплины «Избранные главы медицинской биологии» с другими предметами для обобщения и расширения представлений о микроорганизмах, возбудителях инфекционных заболеваний в свете последних экологически обоснованных научных данных. Задачи дисциплины:
Целью методических указаний по изучению курса является обеспечение эффективности самостоятельной работы студентов при усвоении материала курса лекций, выполнении практических занятий, подготовке рефератов и работе с литературой на основе рациональной организации ее изучения. Задачи настоящих методических указаний по изучению дисциплины включают: – активизацию самостоятельной работы студентов, – содействие развитию творческого отношения студентов к учебе, – выработку умений и навыков рациональной работы с литературой, – обеспечение контроля над ходом самостоятельной работы студентов и ее результатами, – управление познавательной деятельностью студентов. Методические указания по самостоятельной работе дисциплины «Избранные главы медицинской биологии» составлены в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400.68 «Биология». Актуальность и значимость учебной дисциплины «Избранные главы медицинской биологии» основывается на том, что микроорганизмы (бактерии, грибы), а также вирусы и прионы составляют микромир — грандиозную по численности и видовому составу совокупность невидимых существ, обитающих на нашей планете. Повсеместная распространённость и суммарная мощность метаболического потенциала микроорганизмов определяет их важнейшую роль в круговороте веществ и поддержании динамического равновесия в биосфере Земли. Микроорганизмы и в настоящее время представляют самую многочисленную и разнообразную группу существ. От их деятельности во многом зависит жизнь макромира. Большинство микробов отличает удивительная экологическая пластичность, они — единственные формы жизни, способные заселять любые, сколько-нибудь пригодные для обитания субстраты. Именно благодаря микроорганизмам поверхность Земли не выглядит свалкой останков павших животных и погибших растений. Кроме того, они колонизируют макроорганизмы и, выступая как эндоэкологические агенты, способствуют некоторым процессам их жизнедеятельности. Довольно значительная группа микробов (около 5000 видов) обитает в организмах других существ, включая человека. Самый древний след их «деятельности» — поражение позвонков динозавров, живших в мезозойскую эру. Человек, если считать таковым прямоходящего Pithecanthropus erectus, столкнулся с патогенными микроорганизмами 1-2 млн лет назад. Более благоприятные условия для эволюции патогенных для человека микроорганизмов развились в мустьерский период (40-100 тыс. лет назад), когда неандертальцы стали обитать в общих жилищах и вести совместный быт. Как, пожалуй, никакие другие существа, микроорганизмы испытывают постоянное давление окружающей среды, вследствие чего постоянно эволюционируют. В свою очередь изменчивость патогенных микроорганизмов — основная движущая сила для развития и совершенствования систем защиты животных и человека. Более того, микроорганизмы до недавнего времени служили важнейшим фактором естественного отбора в человеческой популяции. На протяжении многих веков человечество использует микроорганизмы в хлебопечении, виноделии, при выделке кож, при изготовлении сыров и кисломолочных продуктов. На фоне этого не представляется парадоксальным применение более 2400 лет назад древнеегипетскими жрецами содержащих тетрациклин экстрактов белой зерновой плесени. Разумеется, в настоящее время число известных видов микроорганизмов значительно увеличилось, соответственно расширился и спектр их хозяйственного и технологического применения. Актуальной проблемой медицинской микробиологии до настоящего времени остаётся исследование всего комплекса взаимодействий внутри экосистемы «макроорганизм-микроорганизм», будь это микроб-комменсал или микроб-патоген. Учитывая, что биотехнология – это новейшее направление, объединяющее достижения комплекса наук биологического и небиологического профиля и имеющее огромное значение для различных сфер хозяйственной деятельности человека – воспроизводства пищевых и лекарственных веществ, минерального сырья и энергетических ресурсов, рационального использования ресурсов биосферы и охраны окружающей среды. Не вызывает сомнения необходимость изучения магистрам- биотехнологам дисциплины «Избранные главы медицинской биологии». 1 СТРУКТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачётных единицы, 108 часов. Аудиторные занятия: лекции – 8 часов, лабораторные занятия – 16 час. Самостоятельная работа: изучение теоретического материала 44 часа, написание реферата – 4 часа. Подготовка к экзамену – 36 часов.
Самостоятельное изучение теоретического курса необходимо, поскольку в лекциях представлен только основной материал курса, а также обозначены проблемные и перспективные направления развития медицинской микробиологии. Для более подробного изучения этих вопросов студентам предлагается список необходимой литературы, имеющейся в библиотеке университета. Для освоения данного курса необходимы базовые знания по микробиологии, вирусологии, микологии, биохимии микроорганизмов, генетике. Чтобы восполнить необходимые знания по этим предметам, можно воспользоваться дополнительной литературой: 1. Микробиология : учебник для студентов вузов по направлению 510600 "Биология" и биологическим специальностям : рекомендовано Министерством образования РФ / М. В. Гусев, Л. А. Минеева. - 9-е изд., стер. – М. : Академия, 2010. - 462 с. – 20 экз.4. Гусев, М. В. Микробиология: учебник для вузов по направлению 510600 «Биология» и биологическим специальностям / М. В. Гусев, Л. А. Минеева. - 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2003. - 462 с. 2. Микробиология с основами вирусологии. Версия 1.0 [Электронный ресурс]: электрон. учеб.-метод. комплекс/ Н. Д. Сорокин, С. В. Прудникова, Н. И. Сарматова и др.– Электрон. дан. (124Мб).– Красноярск: ИПК СФУ, 2008.– (Микробиология с основами вирусологии: УМКД №142-2007/ рук. творч. коллектива Н. Д. Сорокин). - Режим доступа: из читальных залов НБ СФУ. 3. Жимулев, И. Ф. Общая и молекулярная генетика: учебное пособие для студентов университетов /И. Ф. Жимулев; отв. ред. Е. С. Беляева, А. П. Акифьев. - изд. 4-е, стереотип. третьему. – Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2007. - 478 с. 4. Льюин, Б. Гены = Genes IX : / Б. Льюин ; пер. с англ. И. А. Кофиади и др. ; ред. Д. В. Ребриков. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 896 с. 5. Гарибова, Л. В. Основы микологии. Морфология и систематика грибов и грибоподобных организмов : учебное пособие / Л. В. Гарибова, С. Н. Лекомцева . – М. : Товарищество научных изданий КМК, 2005. - 220 с. Изучение дисциплины необходимо для формирования компетенций, соответствующих уровню подготовки магистра и необходимых для научно-исследовательской и производственной деятельности в области микробиологии и биомедицины. 2 МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА Учебной программой дисциплины «Избранные главы медицинской микробиологии» предусмотрено 84 часа на самостоятельную работу студентов. Программа курса предусматривает 3 вида самостоятельной работы: - изучение теоретического материала по разделам дисциплины с использованием рекомендованной литературы; - подготовку рефератов и презентаций к семинарским занятиям; - подготовку к экзамену. Основные принципы изучения курса «Избранные главы медицинской микробиологии» с помощью учебно-методического комплекса включают следующее: 1. Студент изучает теоретический материал курса, используя конспект лекций и при необходимости список рекомендуемой литературы. Для лучшего усвоения курса «Избранные главы медицинской микробиологии» дан понедельный календарный график изучения курса на семестр, рекомендовано придерживаться этого графика. 2. После изучения нескольких разделов (модулей) теоретического курса студент готовит рефераты с учетом настоящих методических рекомендаций и осваивает самостоятельно дополнительные теоретические темы согласно разработанной Программе дисциплины. 3. Освоение теоретического курса сопровождается выполнением студентами заданий на практических (семинарских) занятиях, для которых в рамках настоящей дисциплины разработаны специальные Методические указания. Для каждой темы практического занятия приведены контрольные вопросы, по которым проводится опрос и обсуждение заданной темы. 4. В ходе освоения теоретического материала на каждом занятии проводится входной контроль виде тестового опроса, что позволяет оценить степень усвоения теоретического материала студентами. На последнем занятии по каждому модулю дисциплины «Избранные главы медицинской микробиологии» проводится контрольная работа. Показателем качества знаний студентов служат также результаты оценки реферата преподавателем. Семестр завершается экзаменом по дисциплине. Для получения допуска к экзамену студенты должны освоить материал лекционного курса и дополнительные теоретические темы дисциплины, предназначенные для самостоятельного изучения. Выполнить на положительную оценку промежуточные контроли, оформить и защитить два реферата по темам курса, предусмотренные в семестре. Студенты, получившие допуск к экзамену, готовятся к нему, используя список контрольных вопросов, и сдают экзамен по экзаменационным билетам. 2.1 Перечень тем теоретического цикла для самостоятельного изучения Раздел 1.1 Предмет и задачи медицинской микробиологии. Тема 1.1.1. Исторические периоды становления и развития медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии. Оснащение современной микробиологической лаборатории. Общелабораторное и специальное оборудование микробиологической лаборатории. Тема 1.1.2 Действие физических и химических факторов среды на микроорганизмы. Цели и способы антимикробных мероприятий. Организация контроля выполнения требований биологической безопасности. Внутренний лабораторный контроль 1.1.5. Медицинская микроэкология. Характеристика основных микробиоценозов организма человека. Понятия эубиоз и дисбиоз. Лабораторная диагностика и профилактика дисбиоза. Раздел 1.2. Учение об инфекции. Общая характеристика инфекции. Определения, условия возникновения инфекции и пути передачи возбудителя. Формы инфекции и их характеристики. Периоды инфекционной болезни. Раздел 1.3. Основы иммунологии. Общая характеристика иммунитета, виды и формы иммунитета. Факторы и механизмы врожденного иммунитета (неспецифическая резистентность). Нормальная микрофлора организма человека, внешние барьеры (кожа, слизистые оболочки). Внутренние барьеры – клеточные и гуморальные факторы. Антитела (иммуноглобулины). Структура и классы иммуноглобулинов. Раздел 2.1. Медицинская бактериология. Тема 2.1.1. Грамотрицательные кокки. Менингококки. Гонококки Тема 2.1.2. Псевдомонады, стенотрофомонады, буркхольдерии Тема 2.1.3. Грамотрицательные анаэробные палочки. Бактероиды, фузобактерии, лептотрихии Тема 2.1.4. Условно-патогенные представители порядка Actinomycetales. Актиномицеты. Нокардии. Тема 2.1.5. Спирохеты и другие изогнутые, спиральные бактерии. Трепонемы, боррелии, лептоспиры. Раздел 2.2. Медицинская вирусология. Тема 2.2.1. ДНК(двунитевые)-вирусы. Поксвирусы, герпесвирусы, аденовирусы. Тема 2.2.2. РНК (плюс однонитевые)-вирусы. Пикорнавирусы: вирус полиомиелита, гепатита А. Гепевирусы вирус гепатита Е. Тема 2.2.3. РНК (минус однонитевые)-вирусы. Парамиксовирусы – вирус кори. Рабдовирусы – вирус бешенства. Тема 2.2.4. ДНК вирусы (обратно транскрибирующиеся). Гепадновирусы – вирус гепатита В. Тема 2.2.5. Субвирусные агенты – прионы. Раздел 2.3. Медицинская микология Тема 2.3.1. Возбудители оппортунистических микозов. Mucor spp., Rhizopus spp. - возбудители зигомикоза Тема 2.3.2. Возбудители микотоксикозов – Fusarium spp., Aspergillus spp., Penicillium spp. 2.2 Перечень тем для подготовки к лабораторным занятиям Тема 1.1.1. Общие требования к организации работ с патогенными для человека микроорганизмами Тема 1.1.2 Дезинфекция и стерилизация. Тема 1.1.3. Генная инженерия в медицинской микробиологии. Тема 1.1.4. Молекулярно-биологические методы диагностики. Тема 1.1.5. Микрофлора тела здорового человека. Тема 1.2.2. Способность микроорганизмов вызывать инфекцию, пути внедрения и распространения патогенных микробов в макроорганизме. Тема 1.3.1. Антигены микроорганизмов. Формы иммунного ответа. Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Тема 1.3.2. Серологическое исследование. Аллергические диагностические пробы. Тема 2.1.1. Грамположительные: стафилококки, стрептококки. Грамотрицательные: клебсиеллы, протеи. Тема 2.1.2. Возбудители газовой гангрены, столбняка, ботулизма Тема 2.1.3. Социально значимые бактериальные заболевания: туберкулез, дифтерия. Бактериальные заболевания, представляющие опасность для окружающих: сибирская язва, холера, чум Тема 3.1.1. Вирусологическое исследование. Работа с клеточными культурами. Взятие и подготовка материала для вирусологической диагностики. Выявление (индикация) и идентификация вирусов Тема 3.1.2 Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Тема 2.4.1. Основные принципы диагностики микозов: микроскопическое исследование, микологическое исследование, серологическое, аллергологическое, биологическое, гистологическое исследование. Тема 2.4.2. Патогенные дрожжеподобные мицелиальные (плесневые), диморфные грибы 2.3 Контрольные вопросы При оценке успеваемости студентов по дисциплине значительное внимание уделяется текущему контролю успеваемости, промежуточному контролю и итоговой аттестации. Текущий контроль осуществляется путем устного опроса в ходе обсуждения материала. Промежуточный контроль проводится в конце каждого модуля дисциплины в форме контрольной работы и защиты рефератов. Итоговый контроль проводится в виде экзамена. Модуль 1. Общие вопросы медицинской микробиологии
Модуль 2. Частные вопросы медицинской микробиологии
3 МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ДРУГИХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Второй вид самостоятельной работы включает подготовку студентами рефератов. Для качественной подготовки рефератов студенты должны использовать не только материал лекций, но работать активно самостоятельно по разработанному списку основной и дополнительной литературы, а также использовать ресурсы Интернета. Студенты должны продемонстрировать умение самостоятельно представить выбранную тему в целостном, системном виде, последовательно раскрывая ее основные аспекты, и с соответствующими ссылками на степень научной изученности новейшей литературы по конкретной теме 3.1 Список тем рефератов
3.2 Методические рекомендации по подготовке рефератов Рекомендации по написанию реферата и других письменных работ призваны организовать самостоятельную работу студента и помочь ему выполнить требования, предъявляемые кафедрой. Студентам в рамках дисциплины «Избранные главы медицинской микробиологии» предоставляется право самостоятельно выбрать тему реферата из обозначенных преподавателем. Темы рефератов соответствуют тематике лекций по соответствующим разделам. В течение семестра каждому студенту необходимо подготовить и оформить реферат. Защита рефератов проводится в соответствие с графиком дисциплины. Преподаватель, закрепляя за студентом тему реферата, выдает рекомендации по необходимой литературе, предоставляя также студенту самостоятельно провести поиск по базам данных в Интернете и в библиотеках. Оформление реферата осуществляется в соответствии с инструктивными материалами и стандартами: 1. ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Переиздание дата введ. 01.07.2004. Дата изм. 19.04.2010 – М.: ИПК Издательство стандартов, 2004. – 80 с. 2. СТО 4.2-07-2012 Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности. – Переиздание. Введен взамен СТО 4.2-07-2010. Дата введ. 27.02.2012 – Красноярск: СФУ, 2012. – 57 с. Реферат включает следующие структурные элементы:
4 РЕАЛИЗАЦИЯ ГРАФИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Реализация графика самостоятельной работы студентов представлена в приложении. График предусматривает самостоятельное изучение теоретического материала в течение 10-го семестра по модульному принципу, подготовку рефератов и их защиту. Темы рефератов предоставляются студентам преподавателем на первом практическом занятии. Сдача рефератов проводится на соответствующих теме занятиях. Итоговым этапом контроля знаний студентов является устный экзамен. Допуском к экзамену служат удовлетворительные результаты проверки теоретических знаний по пройденным разделам курса, выполненных и защищенных рефератов. Студенты, получившие допуск к экзамену, готовятся к нему, используя перечень контрольных вопросов, и сдают его по экзаменационным билетам. 5 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Основная литература
Дополнительная литература
Электронные ресурсы
Учебное издание Сарматова Наталья Ивановна Избранные главы медицинской микробиологии. Методические указания по самостоятельной работе Редактор И.О. Фамилия Корректор И.О.Фамилия Компьютерная верстка: И.О.Фамилия Подписано в печать (дата) 2013 г. Формат 60х84/16. (А5) Бумага офсетная. Печать плоская. Усл. печ. л. … (количество страниц/…). Уч.-изд. л. ? ?. Тираж 100 экз. Заказ ????. (Дает РИО) Редакционно-издательский отдел Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79 Тел/факс (391) 244-82-31. E-mail rio@sfu-kras.ru http://rio.sfu-kras.ru Отпечатано Полиграфическим центром Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а |
Методические указания по самостоятельной работе студентов Красноярск... Методические указания предназначены для студентов специальности 012300 Общая биохимия. В учебном пособии представлена структура дисциплины,... | Методические указания по самостоятельной работе красноярск 2013 удк... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400.... | ||
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск Человек: основы антропологии: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский... | Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: В. А. Кратасюк Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | ||
Методические указания по самостоятельной работе Красноярск ... | Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: Свидерская И. В ... | ||
Методические указания по самостоятельной работе студентов содержат... М 20 Математическое моделирование биотехнологических процессов: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. П.... | Методические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: Свидерская И. В Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая... | ||
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) Б 545 Безопасность жизнедеятельности: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. О. А гусейнов. – Красноярск:... | Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология» Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный... | ||
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | Методические указания к самостоятельной работе Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия» | ||
Методические указания по самостоятельной работе красноярск 2011 Разработчик: А. В. Бухаров Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | Методические указания по выполнению практических работ Пенза 2005... ... | ||
Аннотированная программа дисциплины М 20 Математическое моделирование биотехнологических процессов: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. П.... | Методические указания для самостоятельной работы Красноярск История отечественного государства и права: методические указания [Текст] / сост. Г. Н. Емцов, О. В. Богунова – Красноярск: Сиб федер... |