Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100. 62 Социология подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации





Скачать 330.17 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Основы социальной политики для направления 080100. 62 Социология подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации
страница1/3
Дата публикации08.03.2015
Размер330.17 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
  1   2   3



Государственный университет – Высшая школа экономики
Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100.62 – Социология подготовки бакалавра





Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет - Высшая школа экономики»


Факультет социологии

Программа дисциплины
Основы социальной политики


для направления 040100.62 - Социология

подготовки бакалавра

Авторы программы:
Зав.кафедрой социально-экономических

систем и социальной политики,

д.с.н., профессор Тихонова Н.Е. ntihonova@hse.ru
Доцент кафедры социально-экономических

систем и социальной политики,

к.с.н. Лежнина Ю.П. jlezhnina@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры социально-экономических систем и социальной политики

«__» _________ 20__ г ___________________________________ Зав. кафедрой Тихонова Н.Е.


Рекомендована секцией УМС «Социология» «___»____________ 201 г.

Председатель Ледяев В.Г.
Утверждена УС факультета социологии «___»_____________201 г.

Ученый секретарь Надеждина Е.В.

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1. Цели и задачи дисциплины:

Цель курса – изучение взаимосвязи социально-экономического развития общества и социальной политики, основ социальной политики, ее функций в различных типах обществ, их формирования и интитуционализации в ходе исторического развития, механизмов реализации этих функций.

Задачи курса - сформировать понимание специфики моделей социальной политики в различных странах и факторов, обуславливающих эти различия, проанализировать опыт реализации социальной политики в России (прежде всего, в последние десятилетия), общественный запрос со стороны российского общества к модели социальной политики, оптимальной для России, а также представления россиян об ответственности за ее реализацию различных субъектов и об оптимальных целях и механизмах проведения реформ в социальной сфере.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к профессиональному циклу (Б3).
Для изучения дисциплины студент должен знать:

базовые социологические понятия, методологическую специфику и основные понятия социологии как науки об обществе, принципы выделения основных элементов социальной структуры общества.
Студент должен уметь:

  • определять основные понятия, адекватные для описания, сравнения и анализа изучаемых явлений и процессов,

  • раскрывать абстрактные понятия на конкретных примерах из современной социальной, экономической и политической жизни;

  • находить причинно-следственные связи между изучаемыми социальными явлениями и процессами, объяснять изучаемые социальные явления и процессы, приводить примеры, аргументировать свою мысль теоретическими определениями и приводить соответствующие факты;

  • самостоятельно находить дополнительную информацию для подготовки к обсуждению изучаемых вопросов.


Студент должен обладать следующими компетенциями:

  • способность к восприятию, обобщению, анализу информации;

  • умение логично, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

  • владение иностранным языком на уровне, достаточном для чтения, поиска и анализа иностранных источников информации;

  • способность к самостоятельной познавательной деятельности в рамках предложенной программы;

  • способность видеть проблемы в социальной, экономической и политической сферах;

  • навыки работы со статистическими и социологическими данными;

  • способность осуществлять коммуникацию, задавать вопросы, конструктивно взаимодействовать в группе.


Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:

социология медицины, теория и практика социальной работы, этносоциология, социология профессий.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8 - продолжается формирование);

способность использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9 - продолжается формирование);

    способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-10 - формируется частично);

способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1 - формируется частично);

способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4 - формируется частично);

    умение использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5 - формируется частично);

    способность участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6 - формируется частично)

способность использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10 - формируется частично);

способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11 - формируется частично).
В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

основные социальные проблемы современного общества и возможности социальной политики в их решении;

суть социальной политики и ее соотношение с социально-экономической политикой;

ключевые стратегии (модели) социальной политики;

основные проблемные точки современной социальной политики;

базовые закономерности реализации мер социальной политики и механизмы функционирования основных ее направлений;

основные направления и опыт реализации социальной политики в России.

    Уметь:

производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных проблемах общества и о мероприятиях социальной политики;

выстраивать причинно-следственные связи между социально-экономическими процессами и мероприятиями социальной политики.

    Владеть:

понятийным аппаратом, применимым для анализа современной социальной политики;

навыками анализа влияния мер социальной политики на социально-экономические процессы;

способностью использования теоретических знаний для формулирования практических решений в области социальной политики;

навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

7










Аудиторные занятия (всего)




56










В том числе:

-

-

-

-

-

Лекции




36










Семинары (С)




20










Самостоятельная работа (всего)




88










В том числе:

-

-

-

-

-

Реферат




18










Подготовка к семинарам




50










Подготовка к экзамену




20










Вид промежуточной аттестации




Экз

.







Общая трудоемкость 144 час

4 зач. ед.




144













4











5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Предмет и функции социальной политики. Модели государства всеобщего благосостояния и его перспективы в условиях глобализации

Основные функции социальной политики. Связь социальной политики с типом общества. Социальная политика в узком и широком смысле слова. Субъекты и объекты социальной политики в обществах разных типов.

Социально-ориентированная экономика и социальная политика. Дж. Кейнс и концепция «социального государства». Европейская социальная модель, американская и южно-азиатская модели.

Понятие «государства всеобщего благосостояния» и роль в нем социальной политики как инвестиционного инструмента, формирующего человеческий и социальный капитал общества. Основные модели «государства всеобщего благосостояния». Европейская интеграция и развитие социальной политики.

Кризис традиционных моделей социальной политики в условиях глобализации. Изменение понятия социального риска и групп риска.

2.

Эволюция социальной политики в России в 1990-х – нач. 2000-х гг. Федеральная и региональные социальные политики: разделение полномочий, специфика задач и моделей

Особенности советской модели социальной политики. Социальная политика в 90-х годах ХХ века и в 2000-х годах. Идеология социальных реформ последних лет. Специфика представлений россиян об оптимальной модели социальной политики и ее причины.

Региональная неравномерность развития России. Региональная специфика социальных проблем и многообразие моделей региональной социальной политики. Последствия интеграции России в мировую экономику и вступления в ВТО для различных групп регионов.

3.

Проблема наращивания человеческого потенциала страны и роль в решении этой задачи социальной политики

Понятия человеческого потенциала и человеческого капитала. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Человеческий потенциал России и ее регионов.

Показатели человеческого капитала. Общий и специфический человеческий капитал. Методы измерения человеческого капитала в социологии. Общая характеристика видов образования и места России среди других стран мира по показателям образованности населения и развития образовательной сферы. Роль и функции государства в сфере образования. Организация системы образования в СССР и ее эволюция в 1990-х годах. Основные проблемы различных уровней образования в России в настоящее время. Проблемы социального и регионального «замыкания» ВУЗов. Результаты эксперимента с ЕГЭ и ГИФО. Проблема обновления и сохранения человеческого капитала и различные формы дополнительного образования (концепция «непрерывного образования»).

Состояние здоровья населения Российской Федерации. Место России среди других стран мира по показателям здоровья населения и развития системы здравоохранения. Сущность страховой и солидарной модели организации здравоохранения. Основные направления изучения состояния общественного здоровья в социологии: здоровье нации (public health), социология медицины, здоровье и социальное неравенство, понимание здоровья, роль индивидуального поведения и социальных факторов в сохранении здоровья и т.д. Понятие ожидаемой здоровой жизни. Методы измерения уровня здоровья в социологии.

Социальная политика как способ формирования человеческого потенциала страны. Роль социологии в оценке степени эффективности выполнения ею этой функции. Ситуация в этой области в России. Реформа образования и национальный проект «Образование». Основные задачи социальной политики в сфере здравоохранения и основные методы их реализации. Национальный проект «Здоровье» и его место в реформировании системы здравоохранения в России.

4.

Социальный капитал общества и проблемы неравенства, бедности и эксклюзии

Понятие социального капитала общества и факторы его формирования. Понятие социального неравенства и способы его измерения (индекс Джини, коэффициент фондов, децильный коэффициент и т.д.). Нормальное и избыточное неравенство. Социальные и экономические последствия избыточного неравенства. Глубина, факторы и легитимность в общественном сознании социальных неравенств. Сокращение избыточных неравенств и проблема социального капитала общества.

История исследований бедности. Основные подходы к бедности - абсолютный, относительный, субъективный, категориальный. Абсолютная и относительная бедность. «Потребительская корзина», «черта бедности» и прожиточный минимум. Ситуационная и хроническая бедность. Глубина бедности и дефицит ресурсов. «Ловушка» бедности и культура бедности. Бедные и андеркласс. Проблема бедности в СССР. Изменение социального состава бедных в конце ХХ в. в мире и в России.

Понятие социальной эксклюзии. Бедность и эксклюзия. Факторы, повышающие риски эксклюзии. Масштабы эксклюзии в российском обществе.

5.

Многообразие направлений социальной политики (демографическая и семейная политика, пенсионное и социальное обеспечение, политика занятости и жилищная политика и др.) и его причины

Социальная политика и социальное управление. Проблема экстерналий в современной экономике и задачи социальной политики. Основные функции социальной политики в современных обществах и их соотношение с основными направлениями социальной политики в России.

Демографическая проблема и возможности государственной политики в области изменения количественных параметров демографического поведения в современных обществах. Миграционные процессы и миграционная политика. Концепции демографической и семейной политики в развитых странах. Демографическая ситуация и особенности государственной демографической и семейной политики в России.

Проблемы пенсионного обеспечения: виды пенсий, основные формы поддержки пожилых, источники и структура доходов людей пожилых возрастов. Модели государственных систем пенсионного обеспечения. Возраст выхода на пенсию. Льготные пенсии. Экономическая активность пенсионеров. Доходы и уровень жизни пенсионеров. Основные черты новой пенсионной системы в России.

Политика формирования системы рабочих мест определенного качества и структуры и проблема помощи безработным как два основных направления политики занятости. Изменение ситуации на рынках труда в 70-х годах ХХ века и новый смысл проблем безработицы и нестандартной занятости. «Нормальный» уровень безработицы. Проблема хронической и ситуационной безработицы. «Скрытая» и официальная безработица и методики их измерения. Опыт государственной политики занятости развитых стран. Субъекты политики на рынке труда. Государственная политика занятости в России. Региональные особенности политики занятости. Пассивные и активные стратегии поиска работы. Мотивация занятости и программы занятости. Роль социологии в оценке их эффективности.

Роль права на адекватное жилище в системе прав человека и в воспроизводстве качественного человеческого капитала. Жилищная политика в странах с развитой рыночной экономикой. Жилищная обеспеченность населения России и наиболее острые социальные проблемы в этой сфере. Социальные последствия принятия нового Жилищного и Семейного Кодексов. Программа «Жилище» и национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России».

6.

Корпоративная социальная политика

Корпоративная социальная политика как способ наращивания нематериальных активов предприятия (человеческого и социального капитала, бренда и т.д.). Социальная отчетность предприятий. Кадровая политика и социальные проекты предприятий.

Понятие социальной ответственности бизнеса. Благотворительность и бизнес. Государственно-частное партнерство в реализации социальных задач.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1.

Социология медицины




+

+




+




2.

Теория и практика социальной работы




+

+

+

+




3.

Этносоциология




+







+




4.

Социология профессий










+

+

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Предмет и функции социальной политики. Модели государства всеобщего благосостояния и его перспективы в условиях глобализации

6

4

10

20

2.

Эволюция социальной политики в России в 1990-х – нач. 2000гг. Федеральная и региональные социальные политики: разделение полномочий, специфика задач и моделей

4

2

6

12

3.

Проблема наращивания человеческого потенциала страны и роль в решении этой задачи социальной политики

6

2

8

16

4.

Социальный капитал общества и проблемы неравенства, бедности и эксклюзии

6

4

12

22

5.

Многообразие направлений социальной политики (демографическая и семейная политика, пенсионное и социальное обеспечение, политика занятости и жилищная политика и др.) и его причины

10

6

14

30

6.

Корпоративная социальная политика

4

2

6

12

7.

Подготовка реферата







18

18

8.

Экзамен







14

14




Всего

36

20

88

144


6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(час)

1.










2.











7. Семинары

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

1

Предмет и функции социальной политики. Модели государства всеобщего благосостояния и его перспективы в условиях глобализации

4

2.

2

Эволюция социальной политики в России в 1990-х – нач. 2000гг. Федеральная и региональные социальные политики: разделение полномочий, специфика задач и моделей

2

3.

3

Проблема наращивания человеческого потенциала страны и роль в решении этой задачи социальной политики

2

4.

4

Социальный капитал общества и проблемы неравенства, бедности и эксклюзии

4

5.

5

Многообразие направлений социальной политики (демографическая и семейная политика, пенсионное и социальное обеспечение, политика занятости и жилищная политика и др.) и его причины

6

6.

6

Корпоративная социальная политика

2


8. Примерная тематика рефератов:

При написании реферата студенты могут самостоятельно выбрать любую социально-экономическую проблему, решение которой связано с мероприятиями социальной политики, и подготовить работу на тему «Программа исследования … для разработки методов совершенствования социальной политики в сфере ….».

В качестве альтернативного варианта реферат может быть написан по материалам публикаций по любой из проблем, анализировавшихся в курсе.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х. Под ред. Т.М.Малевой. – М.: НИСП, 2007. См. http://www.socpol.ru/publications/pdf/Social_policy_overview.pdf

  2. Социальные неравенства и социальная политика в современной России. Под ред. М.К.Горшкова и Н.Е.Тихоновой. М., Наука, 2008.

  3. Социальная поддержка: уроки кризисов и векторы модернизации / Т.М. Малева, Л.Н. Овчарова, А.Я. Бурдяк, Н.В. Зубаревич, А.И. Пишняк, Д.О. Попова, О.В. Синявская / под ред. Т.М. Малевой, Л.Н. Овчаровой – М.: Издательство «Дело» РАНХ, 2010.


б) дополнительная литература – дифференцирована по темам курса (см. полную программу курса)

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

- Справочники Росстат, базы данных НИСП, ИС РАН, отчеты опросных агентств, размещенные в Интернете;
- Электронные архивы отечественных журналов и других изданий по социологии и социальной политике (выборочный список):

  1. Журнал исследований социальной политики: http://www.jsps.ru/

  2. SPERO: http://spero.socpol.ru/

  3. Информационно-аналитический портал: http://www.socpolitika.ru

  4. Образовательный портал «Экономика, социология и менеджмент»: www.ecsocman.edu.ru

  5. Сайт Независимого института социальной политики: http://spero.socpol.ru/

  6. Социальная реальность (2006-2008): http://socreal.fom.ru/?link=PAST_RELEASES

  7. Сайт Минздравсоцразвития: http://www.minzdravsoc.ru/

  8. Официальный сайт по национальным проектам: http://rost.ru


10. Программа курса (темы лекций, основная и обязательная литература с указанием страниц, необходимых для чтения в ходе подготовки к семинарским занятиям).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100. 62 Социология подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 «Финансы...
Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100. 62 Социология подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...
Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100. 62 Социология подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную...
Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100. 62 Социология подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100. 62 Социология подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100. 62 Социология подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100. 62 Социология подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100. 62 Социология подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 "Культурология"...
Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100. 62 Социология подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100. 62 Социология подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100. 62 Социология подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031600. 62 «Реклама...
Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100. 62 Социология подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»...
Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100. 62 Социология подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины Финансовые рынки и институты для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 «Экономика»,...
Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100. 62 Социология подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconБашкирский государственный медицинский университет министерства здравоохранения...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»...
Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100. 62 Социология подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для...
Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100. 62 Социология подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации iconПрограмма дисциплины для направления подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн",...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск