Скачать 197.89 Kb.
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВУЗОВ РОССИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, УЧЕТА И МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ УТВЕРЖДАЮ Зам. Председателя Совета УМО _____________Л.И. Гончаренко «____»_______________2013 г. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Макроэкономика» Рекомендуется для направления 080100 «Экономика» Квалификация (степень) выпускника: БАКАЛАВР Москва 2013 1. Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины «Макроэкономика» – формирование у студентов научного экономического мировоззрения, умения анализировать и прогнозировать экономические ситуации на разных уровнях поведения хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики. Задачи дисциплины: теоретическое освоение современных макроэкономических концепций и моделей; приобретение практических навыков анализа и интерпретации показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на макроуровне как в России, так и за рубежом; понимание содержания и сущности мероприятий в области бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и инвестиционной политики, политики в области занятости, доходов и т.п. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Макроэкономика» является дисциплиной базовой части профессионального цикла дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 080100 Экономика (квалификация – "бакалавр"). Дисциплина «Макроэкономика» является общим теоретическим и методологическим основанием для всех экономических дисциплин, входящих в ООП бакалавра экономики и предшествует изучению следующих дисциплин профессионального цикла: «Макроэкономическое планирование и прогнозирование», «Деньги, кредит, банки», «Мировая экономика и международные экономические отношения», «Финансы», «Эконометрика» и др. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: В совокупности с другими дисциплинами базовой части ФГОС ВПО дисциплина «Макроэкономика» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра экономики: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5); способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7); способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8); способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9); осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 11); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования к информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13); способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2); способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5); способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6); способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8); способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9); способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10); способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11); способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12); способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13); способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14). В результате изучения дисциплины «Макроэкономика» студент должен: Знать: закономерности функционирования современной экономики на макроуровне; основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин; основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на макроуровне; основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства. Уметь: анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макроуровне; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий; рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели; использовать источники экономической, социальной, управленческой информации; анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач; осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы; строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты; прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений, на макроуровне; представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи; организовать выполнение конкретного порученного этапа работы; организовать работу малого коллектива, рабочей группы; разрабатывать проекты в сфере экономики и бизнеса с учетом нормативно-правовых, ресурсных, административных и иных ограничений; Владеть: методологией макроэкономического исследования; современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических макроэкономических моделей; современными методиками расчета и анализа макроэкономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на макроуровне; навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Введение в макроэкономический анализ Предмет макроэкономики. Макроэкономическая политика. Актуальные проблемы современной макроэкономики. Становление и развитие макроэкономических исследований. Особенности методологии и аналитического аппарата. Методологические принципы макроэкономического анализа. Макроэкономическая статика и динамика. Краткосрочный и долгосрочный периоды. Макроэкономические модели, их переменные и виды. Агрегирование экономических субъектов и экономических показателей. Кругооборот расходов и доходов как отражение взаимосвязей между макроэкономическими агентами и макроэкономическими рынками. Реальный и монетарный макроэкономический анализ. Понятие «закрытой» и «открытой» экономики. Национальная экономика (народное хозяйство) и её элементы: функциональные, отраслевые, территориальные. Цели её развития. Основные сферы экономической деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. Эволюция научных подходов к исследованию общественного воспроизводства. Межотраслевой баланс. Измерение результатов экономической деятельности. Валовой внутренний продукт (ВВП). Валовой национальный доход (ВНД). Чистый доход факторов производства, полученный из-за границы. Методы расчета ВВП. Отраслевая и секторальная структуры национальной экономики. Структура производства ВВП в западных странах и в России. Понятие прогрессивной отраслевой структуры национальной экономики. Проблемы учета натурального производства и теневой экономики. Взаимосвязь макроэкономических показателей в системе национальных счетов (СНС). Номинальный и реальный ВВП. Макроэкономические индикаторы и индексы. Динамика основных макроэкономических показателей в России. Особенности макроэкономической ситуации в разных странах. Раздел 2. Макроэкономический анализ закрытой экономики Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения в модели AD — AS. Шоки спроса и предложения. Нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением в экономике России. Макроэкономический анализ потребления и сбережения. Модели потребления. Соотношение потребления и сбережений в современной России. Инвестиционный спрос. Проблемы превращения сбережений в инвестиции в современной России. Модель совокупных расходов и доходов или Кейнсианский крест. Мультипликативные эффекты. Мультипликатор автономных расходов. Раздел 3. Макроэкономическая динамика Долговременные тенденции роста ВВП (ЧВП) в современных экономиках. Экономический рост: сущность, факторы, типы, модели. Экономический рост и развитие. Качество экономического роста. Концепция устойчивого экономического развития. Проблема диспропорций экономического роста российской экономики. Переход России на инновационный путь развития: разработка концептуальных моделей и практика реализации национальных проектов. Основные составляющие экономической динамики ВВП: линия тренда ВВП и экономические колебания. Цикличность как форма движения рыночной экономики. Эволюция научных подходов к объяснению циклических колебаний. Классификация экономических циклов и кризисов. Проблемы циклов и кризисов в российской экономике. Особенности трансформационного кризиса в России. Раздел 4. Макроэкономическая нестабильность Инфляция: сущность, уровень, виды, социально-экономические последствия. Инфляционные процессы в России. Безработица: сущность, измерение уровня безработицы, типы, социально-экономические последствия безработицы. Государственная политика содействия занятости. Безработица в макроэкономических моделях рынка труда. Проблема гистерезиса. Гипотеза естественного уровня безработицы М. Фридмана. Устойчивый уровень безработицы, стабилизирующий инфляцию (NAIRU). Особенности и динамика безработицы в России. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филипса и ё современные интерпретации. Дилемма экономической политики, заложенная в кривой Филлипса. Поиск «социально приемлемой точки» на кривой Филлипса. Раздел 5. Теоретические основы макроэкономической политики Обоснование государственного вмешательства в экономику. Общественные товары. Побочные или экстернальные (экологические и др.) издержки в экономике. Провалы (фиаско) рынка (экономическая неэффективность) и неравенство (несправедливость, социальная неэффективность и т.п.) при рыночном распределении доходов. Экономическая организация государства и его экономические функции: распределение, перераспределение, стабилизация. Роль государства в установлении рамочных условий функционирования рыночной экономики. Макроэкономическая политика государства: сущность, цели, инструменты, основные направления. Выбор приоритетов. Краткосрочная и долгосрочная экономическая политика. Виды макроэкономической политики. Макроэкономическая политика современной России. Проблема реализации экономических функций государства. Эффективность макроэкономической политики. Факторы, осложняющие проведение эффективной экономической политики. Противоречивость целей, ограниченность инструментов, временные лаги. Кратко– и долгосрочная эффективность макроэкономической политики. Финансовые ресурсы. Общественные финансы: сущность, основные функции (аллокация, перераспределение, стабилизация), формы. Формирование финансовых ресурсов: проблема согласования интересов. Внебюджетные институты: проблемы организации и функционирования. Государственные финансовые ресурсы: проблемы формирования и расходования. Финансовая система государства и её особенности. Общая схема финансового устройства в Российской федерации. Бюджет и его функциональная роль в регулировании экономики. Мультипликатор государственных расходов. Долговое финансирование дефицита бюджета. Проблема государственного долга, ее особенности в России. Налоги: экономическое содержание, цели, функции, виды. Налоговый мультипликатор. Бюджетно-налоговая политика государства: цели, основные направления, инструменты, виды. Проблема сбалансированного государственного бюджета. Встроенные (автоматические) стабилизаторы. Основные направления модернизации государственных финансов. Проблема управления результатами. Теоретические основы кредитно-денежной политики государства. Денежный рынок. Спрос на деньги. Предложение денег. Денежная масса и денежные агрегаты. Структура денежной массы в России и в развитых странах. Денежная база и денежный мультипликатор. Равновесие денежного рынка и механизм его установления. Кредитно-денежная политика государства: сущность, цели, инструменты, виды, результаты. Кредитно-денежный трансмиссионный (передаточный) механизм: теоретические представления, цепочка последствий. Косвенный характер влияния кредитно-денежной политики. Особенности кредитно-денежной политики в России. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства в закрытой экономике. Модель «Инвестиции, сбережения – Ликвидность, деньги» (IS – LM). Макроэкономическое равновесие в модели IS – LM и механизм его установления. Воздействие бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики на равновесие в модели IS – LM. Ликвидная ловушка. Инвестиционная ловушка. Последствия регулирования ставки процента. Раздел 6. Макроэкономический анализ открытой экономики Международные потоки товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Модель большой открытой экономики. Мультипликационный эффект в открытой экономике. Мультипликатор открытой экономики. Проблема конкурентоспособности российской экономики. Платежный баланс и проблема внешнеэкономического равновесия. Валютный курс: сущность и факторы, его определяющие. Режимы валютного курса: фиксированный и плавающий. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике. Влияние степени мобильности капитала на эффективность бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики. Глобализация мировой экономики: факторы, направления, этапы. Формирование глобальных систем: финансовой, информационной, продвижения товаров и услуг. Риски глобализации. Влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики и экономических реформ в России. 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
* Перечень дисциплин может быть расширен с учетом реализуемых вузом профилей подготовки. 5.3. Разделы дисциплины и виды занятий
Вуз может расширить перечень видов учебных занятий с учетом используемых технологий обучения. 7. Примерная тематика курсовых проектов (работ): Вуз может запланировать курсовые проекты с учётом применяемых технологий обучения. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература:
б) дополнительная литература:
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Модули внутри дисциплины могут определяться вузом с учётом технологий организации учебного процесса. Дисциплина «Макроэкономика» может входить в модуль «Экономическая теория». Семинары рекомендуется проводить на основе широкого использования активных и интерактивных форм проведения занятий: семинаров в диалоговом режиме, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, групповых дискуссий, обсуждения результатов работы студенческих исследовательских групп. Пример тестовых заданий для контроля текущей успеваемости: «Раздел 1. Введение в макроэкономический анализ»: 1. Номинальный ВВП пересчитывается в реальный с помощью: а) индекса потребительских цен; б) индекса оптовых цен; в) дефлятора ВВП; г) всех вышеперечисленных индексов. Ответ: в. 2. Индекс цен может быть использован для того, чтобы: а) оценить различия между структурой производства в данном и предыдущем году; б) оценить различия в рыночной стоимости «товарной корзины» двух различных временных периодов; в) оценить различия в уровнях цен двух разных стран; г) правильный ответ отсутствует. Ответ: б. 3.Если реальный ВВП увеличивается, и уровень цен также увеличивается, то: а) процент изменения номинального ВВП меньше, чем процент изменения уровня цен; б) номинальный ВВП или увеличивается, или уменьшается; в) номинальный ВВП увеличивается; г) номинальный ВВП уменьшается. Ответ: в. 4. Если объем реального ВВП снизился на 6%, а численность населения в том же году сократилась на 3%, то: а) реальный ВВП на душу населения снизился; б) реальный ВВП на душу населения увеличился; в) реальный ВВП увеличился, а номинальный снизился; г) номинальный ВВП не изменился; д) цены упали на 3%. Ответ: а. Разработчики: Эксперты:
|
Примерная программа наименование дисциплины Эконометрика Материал учебной дисциплины предназначен для использования в курсах, связанных с количественным анализом реальных экономических явлений,... | Рабочая программа дисциплины Макроэкономика Направление подготовки 080100 «Экономика» Цель освоения дисциплины «Макроэкономика» – формирование у студентов представления о взаимосвязях и тенденциях в разнообразных экономических... | ||
Рабочая программа дисциплины «Макроэкономика» Макроэкономика относится к числу фундаментальных, общетеоретических дисциплин, изучающих мировоззренческие проблемы и экономические... | Примерная программа наименование дисциплины Линейная алгебра Рекомендуется... Эконометрика, Математический анализ, Микроэкономика, Макроэкономика, Дифференциальные и разностные уравнения, Дискретные математические... | ||
Программа дисциплины Макроэкономика 3 для направления 080100. 68... Студенты должны обладать знаниями в рамках следующих курсов бакалаврского уровня: Макроэкономика–2, Микроэкономика–2, Эконометрика... | Цель и задачи дисциплины Дисциплина «Макроэкономика» является одним из базовых учебных курсов, необходимым для углубленного изучения прикладных экономических... | ||
Программа дисциплины «Макроэкономика» для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и бакалавров направления подготовки 040100.... | Рабочая программа дисциплины б б 1 Макроэкономика | ||
Примерная программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы учебной дисциплины образовательным учреждениям спо | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика» «Макроэкономика» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Целью дисциплины является формирование у студентов целостного представления о важнейшем разделе современной экономической теории... | Примерная программа учебной дисциплины слушание музыки разработала преподаватель Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в... | ||
Примерная программа учебной дисциплины оп. 02. Материаловедение 2011г Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Международная макроэкономика»... Макроэкономика [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 53 с | ||
Примерная программа учебной дисциплины основы терапии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... | Примерная программа учебной дисциплины основы неврологии Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности... |