Конституционные принципы экономического строя россии





Скачать 166.25 Kb.
НазваниеКонституционные принципы экономического строя россии
Дата публикации13.03.2015
Размер166.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы

Н. БОРИСОВА,

доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института проблем эффективного государства и гражданского общества Финансового университета при Правительстве РФ
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТРОЯ РОССИИ
Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта – человека, семьи, группы, коллектива предприятия – выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали.
Ключевые слова: экономический строй, рыночный тип экономики, нормы морали, конституционное начало общественного устройства.
N. BORISOVA,

the doctor of jurisprudence, the professor conducting the scientific employee of Institute of problems of the effective state and a civil society of Financial university at the Government of the Russian Federation
THE CONSTITUTIONAL PRINCIPLES OF THE ECONOMIC SYSTEM

OF RUSSIA
The market economy major principle declares the right of any managing subject – the person, a family, group, enterprise collective – to choose a desirable, expedient, favourable, preferable kind of economic activities and to carry out this activity in any form supposed by the law. The law urged to limit and forbid those kinds economic and economic activities which represent real danger of a life and freedom of people, public stability, contradict norms of morals.
Key words: an economic system, market type of economy, norm of morals, the constitutional beginning of a social system.

На современном этапе развития Российского государства идет становление качественно нового по содержанию, целям и задачам экономического строя, основанного на конституционных принципах единого экономического пространства, поддержки добросовестной конкуренции, свободы экономической деятельности, равной защиты всех форм собственности. Научное осмысление юридической природы, понятия, содержания экономического строя представляет собой одну из насущных проблем современного развития науки конституционного права.

Рыночная экономика представляет собой многозначное понятие, при этом ее главный признак все же можно выделить. Это принцип свободы экономической (хозяйственной) деятельности.

Принцип свободы экономической деятельности содержится в статье 8 Конституции РФ, которая входит в главу 1 Конституции «Основы конституционного строя». Как видно, данное конституционное положение относится к наиболее важным принципам конституционного строя, на которых строится государство и общество. На конституционный принцип свободы экономической деятельности опирается целый ряд норм следующей главы Конституции, «Права и свободы человека и гражданина», закрепляющих основные экономические права. Причем эти экономические права имманентно присущи обществу, в котором функционирует рыночный тип экономики. Здесь существует строгая корреляция между конституционно-правовым регулированием и типом экономической системы: если Конституция не будет закреплять перечень этих прав, то в этом обществе не может существовать рыночная экономика (Г.А. Гаджиев).

Применительно к личности свобода экономической деятельности означает свободу приложения ею своих сил в материальной (экономической) сфере, в отличие от предшествующих конституций, закреплявших обязательность трудовой деятельности, общественно полезного труда на благо страны1. Что касается Конституции РФ 1993 года, то в соответствии с ней человек и гражданин имеет право: быть предпринимателем, то есть стать организатором экономической деятельности (производства), работодателем; стать наемным работником (ограничиться продажей своего труда); заняться индивидуальной трудовой деятельностью и обеспечивать удовлетворение своих потребностей; не заниматься никакой деятельностью (жить в качестве иждивенца, рантье и т.п.).

Главный принцип рыночной экономики декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия и т.д., выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Закон же призван ограничивать и запрещать те виды экономической и хозяйственной деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, общественной стабильности, противоречат нормам морали. Все остальное должно быть разрешено как в форме индивидуальной трудовой, так и в ее коллективных и государственных формах деятельности.

Таким образом, в рыночной экономике действует следующий исходный принцип: каждый субъект вправе избирать для себя произвольную форму экономической, хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом, ввиду их общественной опасности.

Принцип свободы экономической деятельности является основой конституционного начала общественного устройства. Экономическую деятельность можно определить как участие людей в производстве, распределении, перераспределении материальных и иных благ для удовлетворения своих потребностей. Важные элементы этой деятельности – ресурсы, труд, капитал, товарно-денежные отношения. Свобода экономической деятельности дает возможность каждому беспрепятственно вступать в нее, выбирать вид и характер, создавать и преобразовывать предприятия, распоряжаться продуктами своей деятельности, в том числе с целью извлечения прибыли. Закрепление данного принципа в Конституции – свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, выбор профессии, объединение по экономическим интересам, техническое творчество.

При обсуждении принципов экономического строя, послужившими исходными началами любой экономической деятельности, необходимо подчеркнуть их логическую, конституционно-правовую, нормативную, а также обусловленную экономическими процессами объективную взаимосвязь. Принципы, как и сами конституционные положения, не существуют независимо друг от друга, они взаимообусловлены, связаны друг с другом, один является продолжением другого, а иногда и раскрывает предыдущий. Так, можно сказать, что государство гарантирует свободу экономической деятельности путем обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, равной защиты прав субъектов экономической деятельности, единой валютой и принципами налогообложения и т.д.

Свобода труда невозможна без признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Принцип свободы экономической деятельности от российской правовой системы требует оптимального соотношения публичных и частных начал1. Речь идет об оптимальном государственном регулировании.

С одной стороны, свободная экономика предполагает широкое саморегулирование хозяйственных, имущественных отношений их участниками, развитость договорной практики. Здесь роль государства – задать лишь общие рамки с помощью норм гражданского права, с другой стороны, ограничить их саморегулирование экономических отношений в целях обеспечения прав людей, равных условий участия в экономических отношениях граждан, организаций, преследуя иные общественные, общесоциальные интересы. Это можно сделать путем регулирования инвестиционной, инновационной деятельности, цен и ценообразования, введения антимонопольного законодательства; методами стандартизации, сертификации (работ и услуг), лицензирования, квотирования, государственных и муниципальных заказов; мерами принуждения, установленными административным, бюджетным, налоговым, предпринимательским, земельным и др. законодательством. Задача конституционного права в регулировании экономических отношений состоит в обеспечении согласованного действия норм отраслей частного (гражданского) и публичного права при приоритете первых1.

Конституция нашей страны провозглашает свободу экономической деятельности, то есть право каждого использовать свои способности и имущество любым не запрещенным законом способом. Обязательным для реализации указанного права является соблюдение принципа равных возможностей. На деле, однако, этот важнейший принцип не всегда находит должное отражение в действующем законодательстве2.

В частности, в России, как и во многих других странах, существует институт специального права, обусловливающего владение какой-либо вещью или занятие какой-либо деятельностью особым дозволением со стороны государства. Например, для приобретения огнестрельного оружия в собственность необходимо получить разрешение в органах внутренних дел. Многими видами экономической деятельности нельзя заниматься без получения лицензии. Подобные ограничения допустимы и оправданны и, в силу этого, не могут рассматриваться как нарушающие свободу экономической деятельности.

Следующая группа принципов касается организации хозяйствования в государстве. В статье 8 Конституции, определяющей экономическую основу конституционного строя России, содержатся важнейшие принципы регулирования экономических отношений: гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Принцип единства экономического пространства. Установление единого экономического пространства рассматривается как один из элементов конституционно-правового регулирования экономической системы.

Отметим, что начало реформ в России совпало с распадом единого экономического пространства СССР, упразднением союзного командно-административного механизма управления внешнеэкономической деятельностью и ликвидацией Совета Экономической Взаимопомощи. Кардинальное изменение геополитических и геоэкономических реалий в мире повлекло за собой переориентацию внешнеэкономических связей бывших советских республик, включая Россию. В рыночных условиях хозяйственные связи, отлаженные в рамках социалистического разделения труда, оказались во многом неэффективными и нерациональными, что явилось одной из главных причин их свертывания.

Установление единого экономического пространства на всей территории современной России (статья 74 Конституции Российской Федерации) представляется и как одна из основ экономического строя, без которой невозможно вести речь о создании единой экономической системы суверенного федеративного государства, коим является Российская Федерация. В качестве принципа регулирования экономических отношений и экономической деятельности данный принцип означает следующее.

Конституционное право запрещает установление таможенных границ, пошлин, сборов, каких-либо иных препятствий для свободного развития хозяйства, перемещения товаров, услуг, финансовых средств, о чем свидетельствуют и решения Конституционного Суда РФ. Подобные ограничения могут устанавливаться только федеральными законами в строго определенных законом условиях чрезвычайного и военного положения, введения карантина и других мер в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Режим единого экономического пространства включает в себя и систему налогообложения, и объявление рубля в качестве основной денежной единицы в РФ.

Одной из форм ограничения свободы экономической деятельности является установление государством квот или запрета на конкретные виды продукции или виды предпринимательства. К сожалению, далеко не все подобные ограничения представляются оправданными. Например, принцип единства экономического пространства России предполагает равенство возможностей ведения предпринимательской деятельности на всей ее территории. Вполне очевидно, что при наличии достаточных оснований законодатель вправе установить в этой области ряд ограничений. Плохо, однако, когда основания устранены, а ограничения остаются.

В течение трех с лишним лет на контроле у Уполномоченного по правам человека в РФ находился необычный вопрос о таможенном регулировании внутри России, а именно на территории Чеченской Республики1. Впервые в поле зрения Уполномоченного этот вопрос попал в связи с поступлением ряда жалоб на запрет ввоза в Чеченскую Республику товаров иностранного происхождения. Указанный запрет был установлен Правительством Российской Федерации в постановлении от 5 ноября 1999 г. № 1223 в связи с проведением на территории этой республики контртеррористической операции. Конституционность указанного постановления была проверена Конституционным Судом, который Определением от 16 января 2007 г. № 22-О отказал в принятии к рассмотрению соответствующего запроса Народного Собрания Чеченской Республики. Конституционный Суд счел, что, вводя запрет на ввоз иностранных товаров, Правительство России преследовало законные цели и действовало в пределах своей компетенции, а запрет как форма ограничения свободы экономической деятельности был соразмерен обстановке, существовавшей в момент его введения. Вопрос же о том, насколько актуальными оставались мотивы и цели введения запрета, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, не входил в его компетенцию.

Не вполне удовлетворившись таким исходом, Уполномоченный обратился к Председателю Правительства России с просьбой поручить рассмотреть вопрос о возможности отмены упомянутого запрета. При этом Уполномоченный подчеркнул, что контртеррористическая операция почти завершена, положение в Чеченской Республике стабилизируется, в связи с чем права граждан на возвращение к месту прежнего проживания и на свободное занятие экономической и иной не запрещенной законом деятельностью не должны ограничиваться. Обращение Уполномоченного к Председателю Правительства было передано на рассмотрение в Федеральную таможенную службу. Федеральная таможенная служба предложение Уполномоченного об отмене запрета на ввоз иностранных товаров в Чеченскую Республику поддержала, но помочь в этом не смогла, сославшись на то, что отмена постановления Правительства Российской Федерации находится в компетенции Правительства. Получив такой ответ, Уполномоченный по правам человека в РФ повторно обратился к Председателю Правительства Российской Федерации с тем же предложением.

В начале 2010 г. запрет на ввоз товаров иностранного производства на территорию Чеченской Республики был, наконец, отменен. Эта несколько припозднившаяся мера, по мнению Уполномоченного по правам человека в РФ, должна способствовать обеспечению свободы экономической деятельности на территории республики.

Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств непосредственно связан с предыдущим принципом. По своему содержанию это очень глубокий принцип, из которого следует богатое юридическое содержание. Интерпретируя этот принцип, можно говорить, что Конституция требует, чтобы государство ставило стабильные условия хозяйства, а стабильность – это императив Конституции. Государство должно так регулировать экономические отношения, чтобы всемерно способствовать тому, чтобы условия для хозяйственной деятельности были стабильными. Все гражданское правовое регулирование преследует эту одну цель – обеспечить стабильность гражданского оборота, от которой во многом зависит и стабильность гражданского общества.

В современных условиях государственное регулирование экономической сферы решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта и т.п. Конкретные направления, масштабы, механизмы и средства государственного регулирования экономики связаны, в том числе, с характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период. При этом социальная стабильность нередко называется в качестве основного критерия выбора возможных стратегий государства.

Принцип поддержки конкуренции. Без конкуренции не может быть рыночных средств. Согласно Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции (статья 8), не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34). Как следует из приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), добросовестная конкуренция и предотвращение монополизации являются конституционной основой правовой рыночной экономики, адекватной принципу юридического равенства.

Экономическое пространство является сложной правовой и экономической системой. В нем отражается взаимосвязь различных экономических процессов, происходящих в стране, общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и перераспределения продукции. Принцип единства экономического пространства – это система правил, обеспечивающих это единство и не ограничивающихся только характеристикой федеративных отношений. Под единством экономического пространства понимаются все те его проявления, признаки, которые в том или ином виде закреплены Конституцией и законодательством РФ. Их перечень довольно широкий: единое регулирование экономики; единство федеральных рамок и принципов регионального, муниципального, корпоративного регулирования; установление единых правил и условий экономической деятельности; свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств и рабочей силы и т. д.

Правовое обеспечение единства экономического пространства невозможно без обеспечения единого правового пространства. Единство экономического пространства неразрывно связано с принципом антимонопольного регулирования. В пункте 2 статьи 1 Федерального закона «О защите конкуренции» подчеркивается, что одной из целей данного Закона является обеспечение единства экономического пространства. В 1991 году впервые в истории России был принят антимонопольный законодательный акт – Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», с этого времени начали исследоваться проблемы правового регулирования антимонопольной деятельности. Проблема демонополизации российской экономики, однако, еще далеко не решена, экономика России – одна из самых монополизированных в мире.

Сегодня возрастает значение фактора конкуренции в производстве и сбыте товаров и услуг, особенно в банковской сфере и финансах, в том числе в межгосударственных отношениях. Вот почему рост конкурентоспособности одних стран рассматривается как реальная опасность, угроза их национальным интересам.

Определяющим принципом рыночной экономики является также равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности. Иногда он звучит как принцип равной защиты и равного признания различных форм собственности – государственной, муниципальной, частной и иных.

Этот принцип гласит: экономические права каждого из данных субъектов, включая возможности осуществления экономической деятельности, ограничения, налоги, льготы, санкции, должны быть адекватны для всех субъектов в том смысле, что они не зависят от формы собственности, существующей на данном предприятии.

Плюрализм форм собственности в рыночной экономике, их экономическое равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно экономике государственного типа. Уже было сказано о самостоятельности в выборе форм и видов деятельности, однако к этому следует добавить: рыночной экономике свойственны процессы саморегулирования, распространяющиеся не только на управление предприятием, но и на его создание и ликвидацию. Причем, в отличие от условий государственной экономики, в рамках рынка предприятия независимы от разного рода государственных директив, а в идеале – зависят только от финансового состояния на самом предприятии.

Защита конкретизируется в гарантиях. К специальным конституционным гарантиям основ (принципов) экономической деятельности можно отнести такие:

1. «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» (часть 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации).

2. «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию» (часть 2 статьи 34 Конституции РФ).

3. «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (часть 2 статьи 35).

4. «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» (часть 3 статьи 35).

Данные конституционные гарантии выступают гарантиями предпринимательской деятельности и ее разновидностей. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В конституционно-правовом механизме реализации конституционных основ экономического строя любого государства важная роль принадлежит экономическим правам граждан. Реальность последних есть показатель эффективности экономического строя.

Важность экономических прав человека и гражданина состоит в том, что это права, без которых принципы не могут быть реализованы. Речь, прежде всего, идет о свободе труда, праве выбирать род деятельности или занятий; эта свобода выбора гарантируется статьей 37 Конституции РФ; без этого конституционного права рынок труда не состоится. Это один из элементов рынка вообще.

К этому же понятию рынка труда относятся и другие конституционное права, которые гарантируются статьей 27, – «свобода передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Без этого конституционного права свобода рынка труда не может существовать. В настоящее время этот процесс мы можем наблюдать в Москве, где значительная часть экономического потенциала создается так называемыми гастарбайтерами (gastarbeiter – в переводе с немецкого «гостевой рабочий»). Свобода передвижения – это основа рынка труда, основа мобильности.

Еще одно основное право, имеющее отношение к экономике, – это право на объединение для совместной деятельности. Оно также гарантировано статьей 34 (часть 1). Иными словами, Конституция гарантирует свободу выбора каких-либо организационно-правовых форм предпринимательской деятельности: акционерных обществ, товариществ или производственных кооперативов. Это свобода выбора различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности и образования юридических лиц. Право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им единолично и совместно с другими лицами предусмотрено статьей 34 Конституции РФ, а право владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами – статьей 36 Конституции РФ. По сути, эти конституционные права обеспечивают то, что называется «свобода рынка земли». Это еще одни сегмент рынка вообще: к свободе рынка труда добавляется свобода рынка земли.

Важное конституционное право – это право на свободу договора, которое, как отмечают многие авторы, в Конституции прямо не выражено. Самого понятия «свобода договора» в Конституции РФ нет, однако это не означает, что нет конституционного понятия свободы договора. Задача ученых и правоприменителей – выявлять смысл конституционного регулирования из конституционных положений. В ряде решений Конституционного Суда РФ указывается, что конституционно-правовая свобода договора выводится из ряда конституционных норм, прежде всего статей 35, 37. Свобода договора касается не только сферы гражданско-правового регулирования и сферы трудовых отношений. Нельзя не сказать о еще одном конституционном экономическом праве – праве на защиту от незаконной конкуренции (часть 2 статьи 34).

Кроме того, из конституционного смысла части 1 статьи 34 Конституции РФ следует, что каждый человек и гражданин имеет право на свободный выбор использования своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Иначе говоря, гарантируется свобода заниматься любой предпринимательской и любой иной экономической деятельностью в соответствии с принципом «разрешено все, что не запрещено законом».

В Конституции Российской Федерации имеется также целый ряд основных прав, которые не являются в полном объеме экономическими, однако имеют некоторое хозяйственно-конституционное значение. В силу этого они тоже оказывают воздействие на гражданское право, например, конституционное право на интеллектуальную собственность; на свободу литературного, научного, технического и других видов творчества (часть 1 статьи 44 Конституции РФ); конституционное право на свободу мысли и слова (часть 1 статьи 29 Конституции РФ).
Библиографический список:

  1. Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях КС РФ). М., 2002. С. 154.

  2. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 год // Российская газета. 2011. 13 мая.

  3. Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. М.: Юристъ, 2009. С. 110, 111.



1 Обязанность трудиться закреплена в Конституции КНР: «Граждане Китайской Народной Республики имеют право на труд и обязаны трудиться… Труд – почетная обязанность всех трудоспособных граждан. Трудящиеся предприятий государственной собственности и коллективных хозяйственных организаций города и деревни должны относиться к своему труду как хозяева страны. Государство поощряет социалистическое трудовое соревнование, награждает отличников труда и передовиков. Государство поощряет занятие граждан добровольным безвозмездным трудом» (статья 42).

1 Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях КС РФ). М., 2002. С. 154.

1 Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. М.: Юристъ, 2009. С. 110, 111.

2 См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 год // Российская газета. 2011. 13 мая.

1 Там же.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конституционные принципы экономического строя россии iconПрограмма учебной дисциплины «Экономическая теория»
Познакомить студентов с базовыми закономерностями развития экономического строя общества на основе взаимодействия основных категорий...
Конституционные принципы экономического строя россии iconМетодическая разработка урок учителя обществознания О. Н. Зенченко...
Раскрыть сущность Конституции РФ как основного закона страны, имеющего высшую юридическую силу и основ Конституционного строя РФ
Конституционные принципы экономического строя россии iconКонституционные права и свободы личности в россии
Методическое пособие предназначено для бакалавров по направлению подготовки 030900. 62 Юриспруденция
Конституционные принципы экономического строя россии icon«конституцонному праву российской федерации»
Целью изучения курса является освоение и сущность реализации курса Основного закона государства. Каждый гражданин России, а тем более...
Конституционные принципы экономического строя россии iconПринципы муниципального избирательного права
«принципы избирательной системы», «принципы выборов», «принципы организации и проведения выборов», «принципы избирательных прав»....
Конституционные принципы экономического строя россии iconУрока: я – гражданин России: мои права и обязанности
«Конституция Российской Федерации: основы конституционного строя», «Права и обязанности гражданина Российской Федерации» и «Конституция...
Конституционные принципы экономического строя россии iconПринципы деятельности адвокатуры в России
Основные принципы адвокатской деятельности закреплены в ст. 3 закона об адвокатуре, к ним относятся
Конституционные принципы экономического строя россии iconРабочая программа по дисциплине с 7 Экономический потенциал Российской Федерации
России; отраслевого строения экономического потенциала таможенной территории России; регионального строения экономического потенциала...
Конституционные принципы экономического строя россии iconВнешнеторговые факторы интенсификации экономического роста в россии
Диссертация выполнена на кафедре мировой экономики и международных отношений экономического факультета Государственного образовательного...
Конституционные принципы экономического строя россии iconОсновы Конституционного строя России
Ведущий 1: Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации
Конституционные принципы экономического строя россии iconПрограмма дисциплины «Конституционные основы экономических и политических...
Содержание учебного курса сформировано исходя из важности его тематики для современной России
Конституционные принципы экономического строя россии iconПрограмма дисциплины «Конституционные основы экономических и политических...
Содержание учебного курса сформировано исходя из важности его тематики для современной России
Конституционные принципы экономического строя россии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Активизация предметного и глагольного словаря, словаря признаков по теме «Дикие животные зимой». Совершенствование грамматического...
Конституционные принципы экономического строя россии iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд в 2 технология формирования...
Цель – подготовить студентов к индивидуальной и фронтальной формам коррекционной логопедической работы с детьми, страдающими недоразвитием...
Конституционные принципы экономического строя россии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить обучающихся с изменениями политического строя в России в начале XVII века
Конституционные принципы экономического строя россии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Горецкого В. Г и др. (Умк школа России). Данный умк ориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников, развитие...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск