Реферат по дисциплине “основы предпринимательства” на тему: “





Скачать 409.39 Kb.
НазваниеРеферат по дисциплине “основы предпринимательства” на тему: “
страница1/4
Дата публикации19.03.2015
Размер409.39 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Экономика > Реферат
  1   2   3   4
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Долгополов Ю.Б.,“Предпринимательство и безопасность”, “Универсум”, М., 1991 г.
2. Казакевич О.Ю. и др. “Предприниматель в опасности: способы защиты (практическое руководство для предпринимателей и бизнесменов)”, Объединение УППИКС, М, 1992 г.
3. Кавеладзе И.Т., “Практика защиты коммерческой тайны в США (руководство по защите вашей деловой информации)”, “ЭКО- консалтинг”, М., 1992г.
4. Раевский Г. “Угрозы экономической безопасности предприятия и задачи службы безопасности по их нейтрализации”, журнал “Частный сыск” №4, “Ось-89”, М., 1994
5. “Гражданский кодекс Российской Федерации”, часть первая (действует с 1 января 1995 г.), “ИНФРА-М”, М, 1995г.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.
3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.
4. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ ОТНЕСЕНИЯ СВЕДЕНИЙ К КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.
5. РЕЖИМНЫЕ МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ УТЕЧКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.
6. КОММЕРЧЕСКИЙ ШПИОНАЖ.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

им. С. ОРДЖОНИКИДЗЕ
КАФЕДРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

РЕФЕРАТ

по дисциплине
“ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА”
на тему:

Предпринимательская тайна.



Москва 1996 г.

1. В В Е Д Е Н И Е

По мнению западных теоретиков-экономистов, успешное развитие пред-принимательство существенно зависит от той политико-экономической среды (командно-административной или рыночно-конкурентной), в которой оно осу-ществляет свою деятельность. Представляется, что подобный взгляд в области хозяйствования следует признать в качестве основополагающего фактора.

Однако не менее важным фактором, постоянно сопутствующим опреде-ленной экономической среде, является криминогенная и иная, затрудняющая или сводящая на нет действия предпринимателя, обстановка. Наличие условий, при которых создается реальная угроза причинения вреда (ущерба) субъектом хозяйствования, ставит в ряд первоочередных и долговременных задач, требующих оперативного решения, проблему обеспечения экономической безопасности.

Многие вопросы предпринимательской деятельности регулируются и обеспечиваются гражданским, административным, трудовым, авторским, уго-ловным и другим законодательством. Вести же речь о том, что с помощью только правового регулирования и охраны можно решить все проблемы, свя-занные с обеспечением безопасности предпринимательства, не только прежде-временны, но и, как показывает практика, не осуществимы в обозримом будущем.

В новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, свя-занных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпри-нимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение.

Совокупность сведений, циркулирующих в предпринимательской дея-тельности, в целях их уяснения, можно условно сгруппировать по направлени-ям:

1. Предпринимательская (коммерческая) информационная система (сведе-ния о состоянии экономической системы, факторах, положительно или отрица-тельно влияющих на ту сферу хозяйствования и коммерции, в которой действу-ет предприниматель);

2. Правовая информационная система (сведения о действующем законода-тельстве, регулирующем и охраняющем деятельность предпринимательских (коммерческих) структур);

3. Специально-оперативная информационная система (сведения о способах, силах и средствах обеспечения безопасности предпринимательской информа-ции от доступа третьих лиц).

Первые две информационные системы предполагается рассмотреть в разделе “Общие вопросы защиты предпринимательской информации”, а третью - в разделе “Специальные вопросы защиты предпринимательской информа-ции”.

2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ИНФОРМАЦИИ.


Предпринимательская (коммерческая) деятельность тесно взаимосвязана с получением, накоплением, хранением, обработкой и использованием разно-образных информационных потоков. Возникает вопрос: вся ли эта информация подлежит защите или только отдельные ее группы? Если же для защиты выде-ляется только определенная группа информации, то по каким критериям (свойствам)?

Отвечая на поставленные вопросы, следует подчеркнуть, защите подле-жит не вся информация, а только та, которая представляет ценность для пред-принимателя. При определении ценности предпринимательской информации необходимо руководствоваться такими критериями (свойствами), как полез-ность, своевременность и достоверность поступивших сведений.

Полезность информации состоит в том, что она создает субъекту выгод-ные условия для принятия оперативного решения и получения эффективного результата.

В свою очередь, полезность информации зависит от своевременного их доведения (получения) до субъекта предпринимательства. Например, из-за несвоевременного поступления полезных по своему содержанию сведений упускается возможность заключить выгодную торговую или иную сделку. Результат - время упущено, информация теряет свою полезность.

Критерии полезности и своевременности тесно взаимосвязаны и взаимо-зависимы с критерием достоверности оцениваемой информации. Недостовер-ные сведения сводят к нулевому эффекту своевременность и кажущуюся их полезность для субъекта предпринимательства. При этом сам факт (например, желание конкретного лица заключить договор купли-продажи) может сущест-вовать реально, тогда как сведения о нем содержат искаженное представление. Причины возникновения недостоверных сведений различны: неправильное восприятие (в силу заблуждения, недостаточного опыта или профессиональных знаний) источникам факта или умышленное, с определенной целью, искажение о нем сведений. Как правило, сведения, представляющие интерес для предпри-нимателя, а также источник их поступления должны подвергаться перепро-верке.

Можно сослаться еще и на такой критерий, как полнота информации. Однако вести речь о том, насколько полна информация о конкретном объекте (факте) и где ее границы, довольно затруднительно и, к тому же, малоэффек-тивно. В предпринимательской деятельности этот критерий особой роли не играет.

В итоге, субъект оценки предпринимательской информации, ее владелец (собственник), на основании совокупности перечисленных критериев, опреде-ляется ценность поступивших сведений для своей хозяйственной деятельности и принимает по ним оперативное решение.

Кстати, в зарубежной экономической литературе предпринимательская информация рассматривается не в качестве средства достижения положитель-ного результата (прибыли), а прежде всего условия, способствующего или препятствующего его наступлению. Особо подчеркивается наличие стоимост-ного фактора предпринимательской информации, т.е. выступать в качестве предмета купли-продажи. Например, отдельные ведомства командно-админи-стративной системы достаточно профессионально учитывали и использовали фактор стоимости информации в своих интересах.

Определение стоимости тех или иных сведений требует дифференциро-ванного подхода. В одних случаях, дешевле обойдется метод собственных проб и ошибок, в других же, целесообразнее получить (купить) информацию о том, как избежать подобных ошибок, а в-третьих, как сохранить ценную информа-цию от доступа посторонних лиц, чтобы не потерять ее стоимость, а следова-тельно, ожидаемую от нее результативность. Факт утечки информации напря-мую связан с падением ее ценности для лица, из владения которого она вышла.

Важное значение в условиях развития многообразных форм собственнос-ти имеет вопрос определения принадлежности информации на правах интел-лектуальной собственности конкретному субъекту предпринимательства, а в итоге наличия у него правомочий на ее защиту.

Закон РФ регламентирующий предпринимательскую деятельность пред-усматривает, что владельцами (собственниками) предпринимательской инфор-мации, как интеллектуальной собственности, могут быть граждане России, граждане иностранных государств, лица без гражданства, а также объединения граждан - коллективных предпринимателей.

В области внешнеэкономической деятельности предпринимательство осу-ществляется в форме смешанных предприятий (СмП) - участвуют предприятия двух и более стран на долевом формировании капитала; совместные предприя-тия на территории Российской Федерации (СП) - участвуют одно или несколько отечественных предприятий и одна или несколько иностранных компаний. Предполагаются и другие формы совместного предпринимательства.

Обширны и направления предпринимательской деятельности. Это внут-ренние и внешние экономические сферы производственной, посреднической, коммерческой, научно-технической, инвестиционной, сервисной деятельности.

Если подвести итог краткому анализу, то можно убедиться, что субъекты предпринимательства, формы и направления их деятельности далеко не равнозначны, а следовательно, и информационные потоки, циркулирующие в этих сферах, не равноценны. Так, государственные предприятия, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут обладать сведениями, определяе-мыми как государственные или служебные секреты.

Информация государственных режимных предприятий (учреждений), в зависимости от степени важности (ценности), подразделяется на сведения, составляющие:

- государственную тайну;

- военную тайну;

- служебную тайну;

- иные сведения, не составляющие тайны, но представляющие интерес для иностранных спецслужб.

Наряду с режимными мерами, безопасность государственных секретов обеспечивается также нормами уголовного закона.

Уголовная ответственность за посягательство на государственные и другие средства предусмотрена: ст.64, 65, 75, 76-1, 259(кроме п.”д”) УК РСФСР. (Здесь и далее рассматривается ныне действующий - “старый” - Уголовный кодекс, так как “новый” Уголовный кодекс вступает в действие с 1 января 1997 года).

Защита государственной секретной информации возложена на сотруд-ников режимных служб и правоохранительных органов (ст. 126 УПК РСФСР).

Обеспечение безопасности государственной интеллектуальной собствен-ности под грифом “сов. секретно”, “секретно” не имеет прямого отношения к защите частной предпринимательской информации. Однако следует указать на некоторые исключения. В случае, если спецслужба иностранного государства проявит интерес к получению определенной предпринимательской информа-ции, то наряду с другими мерами оказывать ей противодействие будет и контр-разведка. Под защиту специальных органов государства может быть взята предпринимательская информация, оцененная как особо важная не только для ее частного собственника, но государства, когда не исключено, что к ней может проявить интерес иностранная спецслужба. Вопрос о подобной защите должен решаться на договорной основе между предпринимателем и органом федераль-ной безопасности с обозначением пределов и функций профессиональной деятельности последних.

Что касается основной массы предпринимательской информации, то она подобной уголовно-правовой, оперативно-следовательной и режимной защитой не обладает и не пользуется.

В гражданском законодательстве, тем не менее, предпринята попытка узаконить предпринимательскую (коммерческую) информацию в качестве защищаемой.

Воспроизведем статью 139 части первой Гражданского кодекса РФ, назы- вающейся: “Служебная и коммерческая тайна”:

“1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, за-щищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими за-конами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая состав-ляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших слу-жебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правоввому договору”.

По существу в пункте 1 вышеизложенной статьи законодатель дал опре-деление понятию “коммерческая тайна”.

Подводя итоги изложенному, можно сделать следующие выводы:

- субъектом оценки предпринимательской (коммерческой) информации является ее владелец (собственник);

- поступившие сведения и их источник подлежат обязательной перепровер-ке;

- ценность информации определяется с помощью таких критериев (свойств), как полезность, своевременность и достоверность;

- предпринимательская информация в зависимости от ценности имеет свою стоимость;

- информация подлежит защите при условии, что ценность информации зависит от сохранности в тайне от третьих лиц, доступ к информации закрыт на законном основании, обладатель информации принимает надлежащие меры по ее охране;

- использование правовой системы позволяет предпринимателю правильно отделять частную информацию от сведений, составляющих государственные секреты, и не допустить конфликта с действующим уголовным правом.

3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.

Приступая к рассмотрению третьей группы сведений, относящихся к специально-оперативной (т.е. наличия способности быстро что-либо осущест-вить на практике) информационной системе, следует отметить, что она направ-лена на защиту не всей предпринимательской информации, как отмечалось уже выше, а только к особо выделенным, ценным сведениям.

Предпринимательская информация, циркулирующая в рыночно-конку-рентной сфере деятельности, подразделяется на техническую, организацион-ную, коммерческую, финансовую, рекламную, о спросе-предложении, конку-рентах, криминальной обстановке и др. Прежде чем принимать меры к защите определенной информации, необходимо уточнить следующие вопросы:

1. Какие сведения нельзя скрывать, защищать от доступа к ним (от кого?);

2. Какие сведения невыгодно скрывать (почему?);

3. Какие сведения подлежат охране (кем и от кого ?).

Ответ на первый вопрос дало российское правительство в своем поста-новлении “О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну”. К ним относятся:

- организационные сведения (устав и учредительные документы предприя-тия, регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

- финансовые сведения (документы об исчислении и уплате налогов, других платежей, предусмотренных законом, документы о состоянии платежеспособности);

- сведения о штате и условиях деятельности (число и состав работающих, их заработная плата, наличие свободных мест, влияние производства на природную среду, реализация продукции, причиняющей вред здоровью населения, участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, нарушение антимонопольного законодательства);

- сведения о собственности (размерах имущества, денежных средствах, вложениях платежей в ценные бумаги, облигации, займы, в уставные фонды совместных предприятий).

не вполне определенным остается вопрос о том, кому предприниматель обязан предъявлять по требованию перечисленные сведения? Вместе с тем, исходя из характеристики информации, можно предполагать, что претендовать на ознакомление с этими сведениями могут в пределах своей компетенции:

- прокурор в порядке надзора и в других случаях, предоставленных ему законом;

- правоохранительные органы по возбужденному уголовному делу;

- налоговые службы (управления);

- аудиторские фирмы (по просьбе самого владельца);

- профсоюзы;

- государственные предприятия (учреждения);

- санэпидемстанции;

- экологические организации;

- предпринимательские предприятия и частные лица, вступающие с ним в сделку.

Данный перечень не является исчерпывающим.

Указанные сведения не являются предметом защиты от ознакомления с ними третьих лиц, но это не исключает их охраны от общеуголовных преступ-лений.

Вторая группа сведений характеризуется тем, что ее невыгодно скрывать от окружения самому предпринимателю. Это касается, прежде всего, рекламной информации. Без рекламы в хозяйственной деятельности трудно добиться эф-фективного результата, особенно в условиях жесткой конкуренции. Практичес-ки реклама широко начинает входить в нашу жизнь. Однако пропаганда и ши-рое распространение рекламы имеют не только положительную, но и отрица-ельную сторону для предпринимателя. Суть в том, что рекламная информация становится достоянием не только законопослушных граждан (на которых она и рассчитана), но и преступных элементов. Предпринимательская информация, рекламируемая в газетах, в журналах, по телевидению, радио помогает преступ-никам выйти на обьект будущего посягательства, изучить его слабые (уязви-мые, например, для закона отдельные виды деятельности, различного рода махинации) стороны, а затем принять решение, каким способом получить для себя от него выгоду.

Предприниматель, рекламирующий свою деятельность, должен быть го-тов к возможному посягательству и своему ответному действию. Некоторые из них, в подобных ситуациях, пытаются найти защиту от преступников у таких же преступников, но из другой группировки. В итоге, запутавшись с преступ-ным миром, попадают под их полное влияние, а иногда лишаются своих предприятий (фирм).

Целесообразнее все же защиту искать не у тех же преступников, а в службах по борьбе с организованной преступностью (милиции или органов госбезопасности), частных сыскных организациях.

Что касается предпринимательства в сыскной сфере деятельности, то она начинает получать достаточное освещение в прессе, включая интервью отдель-ных сотрудников об оказываемых услугах (кому и в каких случаях).

Кстати, в Великобритании частным детективным службам запрещается рекламировать оказываемые ими услуги в средствах массовой информации. Единственным источником, рекламирующим их деятельность, является, спе-циально издаваемый в этих целях, справочник.*

Итак, предприниматель, рекламирующий свою деятельность, должен знать, с какими препятствиями он может столкнуться, и как он сможет их преодолеть в своей конкретной ситуации. Не выход из данного положения и конспирация предпринимательской деятельности, как пытаются это делать некоторые фирмы. Без клиентуры, в зависимости от видов хозяйствования, они не будут иметь необходимой прибыли. Выход один - обеспечить свою безо-пасность с помощью государственных и частных форм защиты.

К третьей группе сведений относятся те, которые представляют хозяй-ственную ценность для предпринимателя, и на них не распространяется закон-ный доступ третьих лиц. С понятием ценной информации мы уже определи-лись. Проблема состоит в том, кто и как должен обеспечить сохранность информации.

Если обратиться к законодательным актам, то ни один из них не ставит прямо под свою защиту данный вид собственности. Если допустить, что такая норма имелась бы, например, в уголовном кодексе, то это еще не говорило бы о том, что предпринимательская информация надежно запрещена. Наличие нор-мы предполагает, что в случае нарушения содержащегося в ней запрета, винов-ный понесет соответствующее наказание. Положительным в плане предупреж-дения такого преступления служил бы еще сам факт наличия такой нормы, т.е. запрет на совершение указанного действия, ибо за него наступит ответствен-ность. Действующее законодательство подобных условий пока не создает.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по дисциплине “основы предпринимательства” на тему: “ iconРабочая программа по дисциплине В. В 1 Основы предпринимательства и управление сервисным
Основы предпринимательства и управление сервисным предприятием является составной частью подготовки бакалавра в области автосервиса,...
Реферат по дисциплине “основы предпринимательства” на тему: “ iconКонтрольная работа Зачет по дисциплине «Организация предпринимательской деятельности»
«Основы экономической теории», «Основы менеджмента», «Маркетинг», «Основы предпринимательства», Экономика предприятия». Курс призван...
Реферат по дисциплине “основы предпринимательства” на тему: “ iconРеферат на тему: "Камеры во дворах и подъездах"
Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства
Реферат по дисциплине “основы предпринимательства” на тему: “ iconРеферат на тему: "Политика сетевой безопасности "
Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства
Реферат по дисциплине “основы предпринимательства” на тему: “ iconРеферат По дисциплине: «Предпринимательское право» Тема: «История...
России социально-экономические преобразования привели к стремительному развитию частного сектора в экономике. Возрождение предпринимательства...
Реферат по дисциплине “основы предпринимательства” на тему: “ iconПредпринимательства
Основы домашней экономики и предпринимательства. Элективный курс профильной подготовки: Учебно-методическое пособие. Тамбов: то ипкро,...
Реферат по дисциплине “основы предпринимательства” на тему: “ iconДоклад по учебной дисциплине «Информационная безопасность» на тему:...
Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства
Реферат по дисциплине “основы предпринимательства” на тему: “ iconРеферат по дисциплине «Деньги и кредит» на тему: «Основы межбанковских расчетов»
Межбанковские платежи и расчеты кровеносная система экономики любой страны, и ей присущи все те характерные черты, которые определяют...
Реферат по дисциплине “основы предпринимательства” на тему: “ iconРеферат по дисциплине: “Основы экономический теории”
Я выбрала эту тему так, как она наиболее актуальна в наше время, потому что Россия находится на этапе перехода от государственно-монополистической...
Реферат по дисциплине “основы предпринимательства” на тему: “ iconРеферат по дисциплине “Основы математической обработки информации” на тему: Отрасли статистики
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный...
Реферат по дисциплине “основы предпринимательства” на тему: “ iconТемы контрольных работ по дисциплине «Экономика»
Происхождение и мировая история предпринимательства: проблемы предпринимательства в трудах выдающихся экономистов
Реферат по дисциплине “основы предпринимательства” на тему: “ iconРеферат на заданную тему: Вариант I возникновение банков на Древнем...
Галаган А. Д. История предпринимательства российского: от купца до банкира. М.: «Ось-89», 1997
Реферат по дисциплине “основы предпринимательства” на тему: “ iconРеферат по дисциплине «Информационная безопасность» Тема: «Антивирусные программы»
Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (ргуитп)
Реферат по дисциплине “основы предпринимательства” на тему: “ iconРеферат по дисциплине «Информационная безопасность» Тема: «П олиморфные вирусы»
Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (ргуитп)
Реферат по дисциплине “основы предпринимательства” на тему: “ iconРеферат по дисциплине «Информационная безопасность» Тема: «Технические...
Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (ргуитп)
Реферат по дисциплине “основы предпринимательства” на тему: “ iconРеферат по дисциплине «Информационная безопасность» Тема: «Антивирусная...
Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства (ргуитп)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск