Министерство образования и науки Российской Федерации
Пензенский государственный университет
Кафедра "Экономика, финансы и менеджмент"
ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА И ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Методические указания для студентов специальности 080502 (060800) "Экономика и управление на предприятии
(машиностроение)"
Пенза 1999 УДК 658.012.4
П 71
Изложены требования к порядку прохождения преддипломной практики, выбору темы дипломного проекта, определению его объема и содержания, выбору методики разработки, оформлению и порядку защиты.
При подготовке материала использованы разработки ведущих вузов страны, а также непосредственный опыт и разработки кафедры.
Работа подготовлена на кафедре "Экономика, финансы и менеджмент" и предназначена для студентов специальности 080502 (060800) "Экономика и управление на предприятиях (машиностроение)". Издание второе, дополненное.
Составители: В.И.Будина, О.А.Лузгина, Б.А.Шибаев, Е.В.Куницкая, И.В.Никифорова.
Рецензент Н. С. Циндин, кандидат экономических наук, доцент.
Введение В общей системе перестройки высшего образования и адаптации его к рыночным условиям совершенствование дипломного проектирования занимает ведущее место. Дипломное проектирование — завершающий этап подготовки квалифицированного экономиста-менеджера в вузе, в процессе выполнения которого он должен проявить способности решать сложные инженерно-экономические задачи в области экономики, организации и управления машиностроительным предприятием, умение обосновывать и защищать проектные решения перед Государственной аттестационной комиссией. Успешная защита дипломного проекта служит основанием для присвоения студенту квалификации экономиста-менеджера по специальности "Экономика и управление на предприятии (машиностроение)".
Разработанные методические указания предназначены для использования студентами в процессе дипломного проектирования, для руководителей и рецензентов по дипломному проектированию, для членов Государственных аттестационных комиссий с целью выработки единых требований при разработке и оценке дипломных проектов.
Часть 1. Организация преддипломной практики 1.1. Состав задания Преддипломная практика является подготовительной стадией к разработке дипломного проекта.
Задача преддипломной практики заключается в обобщении знаний и материалов, накопленных соискателем ранее. Как правило, исходные данные по теме дипломного проекта необходимо начинать собирать во время прохождения практики.
Направление на практику и задание с указанием места ее прохождения и согласованного со студентом примерного плана работы выдается студенту руководителем.
1.2. Руководство преддипломной практикой Руководитель преддипломной практики назначается кафедрой и является основным консультантом дипломника на весь период прохождения практики.
Руководитель преддипломной практики:
— выдаст задание на практику;
— оказывает научно-методическую помощь;
— рекомендует литературу по теме задания;
— проводит индивидуальные консультации;
— ведет контроль за процессом прохождения практики;
— участвует в комиссии по приему зачета по практике.
На предприятии назначается руководитель практики, который выдаст студенту характеристику о приобретенных навыках, его дисциплине, исполнительности в работе и оценку прохождения практики.
1.3. Содержание практики Наиболее общими задачами студентов при прохождении преддипломной практики являются:
— изучение структуры и функций предприятия (организации), технологии производства, основных функций производственных, экономических и управленческих подразделений;
— изучение вопросов управления, планирования, анализа производства и маркетинговой деятельности;
— изучение материально-технического и кадрового обеспечения предприятия;
— оценка номенклатуры и качества выпускаемой продукции (услуг);
— изучение механизма формирования затрат на предприятии, их эффективности и ценообразования;
— оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
— анализ информационного обеспечения управления предприятием;
— выработка вариантов, оценка и принятие управленческих решений по совершенствованию управления производством и персоналом;
— анализ управления с позиций эффективности производства.
Студент в период прохождения преддипломной практики должен собрать необходимую информацию, определить проблемные вопросы организации для выбора наиболее актуальной темы дипломного проекта (работы).
Дипломнику рекомендуется ознакомиться с литературой, в которой освещается не только отечественный, но и зарубежный опыт деятельности фирм, предприятий и организаций.
Необходимо изучить инструкции, методические указания, законодательные и нормативные документы, постановления по выбранной проблеме, действующие в настоящее время и регламентирующие работу предприятия (организации).
На заключительном этапе студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определиться с его достаточностью и достоверностью для разработки дипломного проекта, оформить отчет по практике.
1.4. Организация и порядок проведения практики Организация и учебно-методическое руководство практикой студентов осуществляется кафедрой. Ответственность за организацию практики на предприятии возлагается на специалистов, назначенных руководством предприятия.
Студенты направляются на места практики в соответствии с договорами, заключенными с предприятиями и организациями. Научно-методическое руководство практикой студентов на предприятии осуществляет Преподаватель университета.
По окончании практики руководителем проверяется отчет и оценивается работа студента.
Отчет о преддипломной практике составляется по основным разделам программы с учетом индивидуального задания. Объем — до. 30 страниц рукописного текста (без приложений).
Студент, не выполнивший программу преддипломной практики я получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, не допускается к дипломному проектированию.
1.5. Оформление и защита отчета по практике Завершающий этап преддипломной практики — составление отчета, в котором приводится обзор собранных материалов, статистические и социологические данные, источники их получения и другие сведения, необходимые для выполнения дипломного проекта.
Отчет по практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики и подготовленность к разработке дипломного проекта.
Отчет состоит из нескольких разделов: введения, основной части и заключения.
Введение должно обобщить собранные материалы и раскрыть основные вопросы и направления, которыми занимался студент на практике.
Основная часть включает в себя аналитическую записку по разделам примерного тематического плана преддипломной практики. По возможности включаются в отчет и элементы научных исследований. Тематика этих исследований определяется заранее, согласовывается с руководителем и увязывается с общим направлением работ данного отдела.
В заключении приводятся общие выводы и предложения, дается краткое описание проделанной работы и практические рекомендации.
Часть 2. Дипломный проект 2.1. Цели и задачи дипломного проектирования Дипломное проектирование имеет целью:
систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности и применение этих знаний при решении конкретных экономических и социальных задач в рыночных условиях;
развитие навыков самостоятельной работы с учетной, статистической и плановой документацией, методическими материалами и литературой;
овладение методикой анализа, исследования, экспериментирования при решении разрабатываемых в проекте задач;
овладение навыками практической самостоятельной работы в сложных условиях рыночной экономики.
При постановке и решении конкретных производственных задач в дипломном проекте (работе) студент обязан:
правильно применять теоретические положения общественных и естественно-научных дисциплин;
уметь использовать современные методы технико-экономического анализа, экономико-математические методы и модели, электронно-вычислительную технику;
грамотно выполнять технические и экономические расчеты;
применять передовые достижения науки и техники и обосновывать экономическую целесообразность их внедрения.
Дипломный проект (работа), будучи квалификационной работой студента, должен быть работой системной, т. е. содержать характеристику, анализ и комплексное решение вопросов экономики, организации, планирования, управления производством, техники и технологии, включать элементы научного исследования.
Дипломный проект должен разрабатываться на конкретном материале предприятий и организаций, содержать решение актуальных организационно-экономических и технико-экономических задач, способствующих повышению эффективности, устойчивости и гибкости производства в рыночных условиях.
К дипломной работе предъявляются следующие требования:
а) работа должна быть написана на достаточном теоретико-методическом уровне;
б) должна быть раскрыта экономическая сущность исследуемой темы и показана ее роль в рыночной экономике;
в) самостоятельность выполняемой работы, наличие практического подхода к действующей на предприятии (организациях, фирмах) практике ведения экономической работы;
г) раскрытие темы должно быть конкретным, насыщенным по возможности фактическими данными, данными из литературных источников;
д) работа должна содержать конкретные предложения, направленные на совершенствование методики в организации, экономической работы на базе ее автоматизации;
е) оформление работы осуществляется согласно имеющимся
правилам;
ж) в работе необходимо предусмотреть использование персонального компьютера и соответствующего программного обеспечения расчетов.
2.2. Выбор темы дипломного проекта Дипломный проект (работа) разрабатывается с целью решения актуальных экономико-организационных и технико-экономических задач, способствующих повышению эффективности производства или деятельности организации.
Тема дипломного проекта должна отражать особенности подготовки студента по избранной специальности и специализации, соответствовать запросам и нуждам предприятия, являющегося базой преддипломной практики.
Учитывая способности студента и его склонность к научно-исследовательской деятельности, тема дипломного проекта может иметь научно-исследовательскую направленность.
Название темы дипломного проекта должно быть кратким и отражать суть проекта. В названии темы должен быть указан объект (предприятие, акционерное общество, цех и т. п.), где выполняется дипломный проект (работа).
Дипломные проекты (работы) могут быть индивидуальными и групповыми (комплексными). Комплексный проект представляет собой разработку сложной темы несколькими студентами на одной кафедре. Каждый студент разрабатывает отдельные составные части темы.
Студенты заочного отделения, разрабатывающие дипломный проект на базе предприятия, представляют на выпускающую кафедру гарантийное письмо своего предприятия. В письме, подписанном одним из руководителей предприятия, подтверждается заинтересованность предприятия в теме дипломного проекта и дается обязательство обеспечить дипломника необходимыми для разработки дипломного проекта материалами.
Тема дипломного проекта утверждается выпускающей кафедрой, и студенту для ее разработки назначается руководитель.
2.3. Основное содержание и структура дипломного проекта Дипломная работа (проект), как правило, состоит из введения (2—5% общего объема), 2—3 глав (25—85%), заключения (3—10%), списка литературы, приложений. В каждой главе рекомендуется не менее 2—3 параграфов.
Общий объем дипломной работы должен составлять не менее 80 и не более 120 страниц набранного на компьютере текста. В исключительных случаях допускается рукописный текст.
Независимо от избранной темы рекомендуется придерживаться приведенной ниже структуры дипломного проекта.
Введение.
Раздел 1. Теоретические и методические основы выбранной проблемы.
Раздел 2. Анализ исследуемой проблемы на предприятии.
Раздел 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы на предприятии.
Раздел 4. Правовое обеспечение проекта.
Заключение.
Список использованных источников.
Приложения.
Краткое содержание основных частей проекта
Введение. Это вступительная часть дипломного проекта, где рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы, формируются цель и задачи проекта, дается характеристика исходной экономико-статистической базы. Объем введения не должен превышать 5% от общего объема дипломного проекта.
Раздел 1 целесообразно начать с характеристики объекта и предмета исследования. Затем сделать небольшой исторический экскурс, по возможности оценить степень изученности исследуемой проблемы, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные, дискуссионные, по-разному освещаемые в научной литературе, и обязательно высказать свою точку зрения. Затем следует осветить изменения изучаемого явления за более или менее длительный период с целью выявления основных тенденций и особенностей его развития.
В разделе дается обзор литературы по проблеме, формируется концепция, обосновывается методика анализа проблемы конкретной организации (предприятия, фирмы).
Раздел 2 предусматривает описание анализируемого объекта действующей практики организации исследуемого вопроса; в нем излагаются различные подходы (методики), доказывается возможность применения последних в практике работы предприятий; показывается возможность использования автоматизации для решения поставленных экономических задач; раскрывается информационная база исследования. Приведенное исследование должно рассматриваться как составная часть единой системы управления предприятия.
В процессе изложения выводы подтверждаются цифровыми расчетами, наиболее типовыми примерами.
В зависимости or темы могут быть рассмотрены следующие проблемы:
анализ результатов деятельности (производственных, экономических, технического развития, социального развития);
анализ эффективности использования ресурсов объекта (трудовых, материальных, основных фондов; затрат на производство);
анализ уровня техники, технологии и организации производства, состояние логистики;
оценка финансового положения; общая оценка эффективности работ;
анализ инвестиционных проектов;
анализ рынков сбыта, спроса и предложения и др.
В аналитической части используются различные приемы анализа, указываются источники информации, приводятся аналитические таблицы и расчеты, графические способы отражения результатов анализа, делаются выводы. Исследование и анализ должны выявить недостатки в работе, вскрыть неиспользованные резервы и наметить направления их реализации. По результатам исследования и анализа в дальнейшем разрабатываются проектные предложения, которые должны вытекать из полученных результатов исследования и анализа.
Объем аналитического раздела дипломного проекта не должен превышать 20—30 страниц.
В разделе 3 разрабатываются рекомендации и мероприятия по решению изучаемой проблемы. Должно быть показано воздействие факторов на улучшение состояния предприятия, повышение его доходности, эффективности деятельности. Анализ рекомендуемых мероприятий служит основой для совершенствования действующей практики и обобщений передового отечественного и зарубежного опыта.
Этот раздел может выполняться также в форме "проектных предложений" или в форме главы "организационно-технические мероприятия".
Проектные предложения должны содержать вытекающую из результатов анализа конкретизацию основных направлений использования производственных резервов, внедрения достижений новой техники, организации и управления, экономики и планирования, математических методов и вычислительной техники.
Конкретизация основных направлений осуществляется в виде предложений в конкретном звене производственного процесса и в конкретном структурном подразделении объекта.
В зависимости от темы дипломного проекта структура проектного раздела должна включать:
а) технико-экономическую сущность предложений; •
б) их техническую (экономическую) целесообразность в данных условиях (качественное обоснование, укрупненный количественный расчет);
в) технико-экономические проектные расчеты, включая расчеты экономической эффективности, в результате которых предложения дипломанта могут быть рекомендованы для внедрения.
Раздел 4 предусматривает правовое обоснование исследуемых вопросов по теме дипломного проекта (работы) с учетом существующей законодательной базы, нормативных документов и инструкций.
По данному разделу консультирование проводится специалистами кафедры "Гражданское право и процесс".
Заключение. Должно содержать краткие выводы и предложения на основе проведенного исследования, анализ результатов и их обобщение.
Библиографический список (список использованных источников) должен быть оформлен в соответствии с ГОСТом (пример оформления приведен в приложении А).
Приложения могут включать первичные и сводные документы, формы отчетности, распечатки и другие необходимые данные; таблицы, графики и рисунки (гистограммы) также помещаются в приложение, если их невозможно включить в основную часть или ссылка на них находится во введении или в заключении.
При оформлении пояснительной записки (ПЗ) студент должен руководствоваться типовым стандартом "Рекомендации. Пояснительная записка дипломного проекта и дипломной работы. Общие требования и правила оформления".
Некоторые сведения и особенности оформления приведены в приложении Б.
Приложение А Список использованных источников (пример)
1. Финансы / В. М. Родионов, Ю. Я. Вавилов, Д. И. Гончеренко и др. Под ред. В. М. Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 1995. - 432 с.
2. Четыркин Е. М. Финансовый анализ производственных инвестиций. — М.: Дело, 1998, — 352 с.
3. Остапенко В. В., Малис Н. И. Оценка основных фондов и налоги // Финансы. — 1998. — № 2. — С. 35—38.
Приложение Б Требования к оформлению пояснительной записки
1. Общие требования
1.1. Пояснительная записка к дипломному проекту является текстовым документом, и ее оформление должно соответствовать требованиям ГОСТ 2.105—95 и ГОСТ 2.106-68.
1.2. ПЗ выполняют на листах белой бумаги формата, близкого к А4 (по ГОСТ 2.301-68).
1.3. ПЗ может быть выполнена как машинописным способом (на пишущей машинке или принтере), так и рукописным способом (при этом необходимо использовать красители синего или черного цветов).
2. Рубрикация и нумерация листов ПЗ
2.1. Текст ПЗ должен разделяться на разделы, подразделы, пункты и подпункты. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей ПЗ, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа (слово "глава" или "раздел" не пишется). Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы и подразделы могут состоять из одного или нескольких пунктов.
2.2. Нумерация пунктов должна быть в пределах каждого раздела или подраздела. Номер пункта должен состоять, из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками.
2.3. Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или строчную букву, после которой ставится скобка.
2.4. Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа.
2.5. Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Заголовки следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая.
2.6. Расстояние между заголовком и последующим текстом должно быть равно 15 мм. Расстояние между заголовками раздела и подраздела — 10 мм.
2.7. Каждый раздел ПЗ следует начинать с нового листа.
3. Построение документа
3.1. Пояснительная записка любого дипломного проекта должна содержать:
титульный лист;
задание;
реферат;
содержание;
введение;
основные разделы;
заключение;
список использованных источников;
приложения.
Общий объем ПЗ не должен превышать 100 — 120 листов формата А4.
3.2. Титульный лист оформляется в соответствии с едиными требованиями по оформлению пояснительных записок дипломных проектов для студентов ПГУ (см. образец).
3.3. Реферат к дипломному проекту — сокращенное изложение содержания документа с основными сведениями и выводами. Реферат должен содержать сведения:
1) об объеме;
2) количестве иллюстраций;
3) количестве таблиц;
4) количестве плакатов;
5) количестве использованных источников.
Текст реферата составляют по следующему плану:
1) предмет исследования;
2) цель работы;
3) методы исследования;
4) полученные результаты я их новизна.
Оптимальный объем реферата — 1200 знаков.
3.4. В содержанки перечисляют наименования и номера разделов и подразделов с указанием номеров листов. Слово "Содержание" записывают в виде заголовка с прописной буквы. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.
3.5. Введение должно состоять из двух смысловых частей:
1) в первой части необходимо обосновать тему дипломного
проекта;
2) во второй части приводится формулировка цели проекта и пути решения поставленной задачи.
3.6. Характер и содержание основной части дипломного проекта устанавливается руководителем совместно со студентом.
3.7. Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной работы, предложения по их использованию.
3.8. В приложении приводятся:
1) текстовые материалы, оформленные как самостоятельные
документы;
2) материалы вспомогательного характера (результаты промежуточных вычислений, таблицы вспомогательных цифровых данных);
3) материалы графического характера.
3.9. В конце ПЗ приводят список литературы, которая была использована при его составлении. Список использованной литературы составляется в следующем порядке:
правительственные документы;
сочинения отечественных и зарубежных ученых (в алфавитном порядке названий или фамилий авторов);
статьи из сборников и журналов (в алфавитном порядке фамилий авторов).
Сначала перечисляют издания на русском языке, затем на иностранных.
4. Оформление документа
4.1. Все листы ПЗ оформляют без рамок и основных надписей. Нумерацию листов проставляют в правом верхнем углу арабскими буквами без точек.
4.2. Текст печатается на одной стороне листа формата А4, шрифт Times New Roman - кегль 14; Arial – кегль 12).
Поля страницы: верхнее – 1,5 см
нижнее – 2 см
левое – 3 см
правое – 1 см
Отступ красной строки: 1,5 см.
Межстрочный интервал: полуторный.
4.3. В ПЗ следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения в соответствии в ГОСТ 8.417.
4.4. В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого нового символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова "где" без двоеточия после него.
4.5. Формулы должны нумероваться сквозной, нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках.
4.6. Примечания приводят в ПЗ, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала.
4.7. Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания, и печатать с прописной буквы с абзаца.
4.8. Оформление иллюстраций и приложений
4.8.1 Иллюстрации могут быть расположены как по тексту документа, так и в конце его. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Иллюстрации должны иметь название и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово "рисунок" и название помешают после пояснительных данных.
4.8.2. Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в приложениях. В приложения могут быть вынесены графический материал, таблицы большого формата, расчеты, описания алгоритмов, программ задач, решаемых на ЭВМ, и т. д.
4.8.3. В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.
4.8.4. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова "Приложение" и его обозначения. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита.
Приложения должны иметь общую с основной частью текста нумерацию страниц.
4.9. Построение таблиц
4.9.1. Числовой материал, как правило, оформляют в виде таблиц в соответствии с рисунком П1.
Таблица____________(название таблицы)
(номер)
Головка
| Заголовки граф
| Подзаголовки граф
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Рисунок П1
4.9.2. Слово "Таблица" указывают один раз слева над таблицей. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Название проставляется над таблицей.
4.9.3. При переносе таблицы на следующую страницу снизу горизонтальная черта не проводится, вторая часть таблицы обозначается словами "Продолжение таблицы" с указанием номера.
4.9.4. На все таблицы ПЗ должны быть приведены ссылки в тексте.
4.9.5. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки — со строчной буквы.
4.9.6. Таблицы слева, справа, снизу ограничивают линиями. Разделять заголовки и подзаголовки и подзаголовки граф и боко-вика диагональными линиями не допускается. Высота строк таблиц должна быть не менее 8 мм.
4.9.7. Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел по всей графе были расположены один над другим. В одной графе должно быть соблюдено одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.
4.10. Оформление плакатов
4.10.1. Плакаты могут быть представлены в виде рисунков, схем, таблиц, графиков и диаграмм, которые должны наглядно дополнять и подтверждать изложенный в тексте материал.
4.10.2. Название плаката должно быть помещено в верхней части листа.
4.10.3. Плакат оформляется без рамок, в нижнем правом углу проставляется надпись, форма которой указана на рисунке П2.
| 40
|
| 50
|
|
|
| 10
|
| Разработал
| Ф.И.О., подпись
| Кафедра ЭФиМ
| 10
|
| Руководитель
| Ф.И.О., дата, подпись
| Группа
|
| 185
| Рисунок П2.
4.10.4. При оформлении плакатов допускается использовать тушь и цветные фломастеры.
Проверка ПЗ на соответствие вышеуказанным требованиям осуществляется нормоконтролером. ПЗ, не соответствующие вышеуказанным требованиям, к защите не допускаются.
Содержание
Введение 3
Часть 1. Организация преддипломной практики 3
1.1. Состав задания 3
1.2. Руководство преддипломной практикой 3
1.3. Содержание практики 4
1.4. Организация и порядок проведения практики 5
1.5. Оформление и защита отчета по практике 5
Часть 2. Дипломный проект 6
2.1. Цели и задачи дипломного проектирования 6
2.2. Выбор темы дипломного проекта 7
2.3. Основное содержание и структура дипломного проекта 8
Приложение А 12
Приложение Б 13
|