Формирование логической культуры студентов средствами иностранного языка





Скачать 371.09 Kb.
НазваниеФормирование логической культуры студентов средствами иностранного языка
страница1/3
Дата публикации24.05.2015
Размер371.09 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

Баринова Ольга Юрьевна

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Казань – 2009

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Татарский государственный

гуманитарно-педагогический университет»


Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Фахрутдинова Резида Ахатовна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Туктамышов Наиль Кадырович

кандидат педагогических наук, доцент

Сабирова Диана Рустамовна

Ведущая организация - ГОУ ВПО «Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского»

Защита состоится «16» декабря 2009 года в 15 часов 30 минут на заседании диссертационного совета Д 212.078.01 при ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» по адресу: 420021, г. Казань, ул. Татарстан, 2.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет».
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» «13» ноября 2009 года. Режим доступа: www.tggpy.ru

Автореферат разослан «__» ноября 2009 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук,

профессор Валеева Р.А.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современное российское общество остро нуждается в специалистах качественно нового уровня, обладающих способностью масштабно мыслить и быть конкурентоспособными. Овладение студентами умениями обобщать сравнивать, систематизировать, делать индуктивные и дедуктивные умозаключения в рамках обучения в системе высшей профессиональной школы, в значительной степени, связано с их логико-методологической подготовкой.

Логика является неотъемлемой составной частью системы наук, образующих интеллектуальное ядро духовной культуры. В процессе вузовской подготовки важно не только становление студента как будущего специалиста, но и как личности, обладающей развитой логической культурой мышления.

Иностранный язык, как одно из средств общения и познания окружающего мира, занимает особое место в системе современного образования. Он обладает большим потенциалом развития логического мышления студентов. Одна и та же мысль выражается по-разному на разных языках. При этом иностранный язык включает в себя множество различных элементов, образующих определенную систему. Для передачи иноязычной мысли требуется умение выбрать в этой системе те элементы, которые необходимы в конкретном смысловом контексте. При использовании речи на иностранном языке необходимо не только правильно определить, какую мысль выражает данное сочетание языковых элементов, но и сформулировать ее на родном языке. Это требует больших мыслительных усилий и овладения способами мыслительной деятельности. Формирование у студентов логической культуры средствами иностранного языка, основанной на законах и операциях логического мышления, способствует пониманию ими процесса и методов познания, осмыслению сущности изучаемых языковых явлений.

Однако, как показывают исследования, большинство студентов не владеют даже минимумом логических умений, необходимых для успешного обучения в вузе. Многие из них испытывают большие трудности в усвоении материала, заучивают наизусть правила и доказательства, не могут дать определения понятиям; затрудняются провести классификацию, установить правильность сделанных умозаключений.

Все вышесказанное актуализирует проблему формирования логического мышления студентов средствами иностранного языка.

Проблема развития мышления получила освещение еще в наследии античных философов - Аристотеля, Демокрита, Парменида, Сократа, Эпикура. Различные аспекты проблемы развития системно-логического мышления нашли отражение в философских трудах А.Ф. Аббасова, Ж.М. Абдильдина, К.А. Абишева, Н.Т. Абрамова, А.Н. Аверьянова, И.Д. Андреева, В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, Г. Гегеля, А.В. Иванова, И. Канта, А.А. Петрушенко, А.Г. Спиркина, Ф.В. Шеллинга, Э.Г. Юдина.

Интерес психологов к проблеме развития логического мышления определен общей теорией мышления (К.А. Абдульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштей,) и теорией развития мышления (Д.Б. Богоявленская, Л.В. Занков, З.И. Калмыкова, Т.В. Кудрявцев, Л.А. Люблинская, Н.А. Менчинская, И.С. Якиманская). Особенности развития мыслительной деятельности личности проанализированы в трудах Д.В. Вилькеева, В.В. Давыдова, Э.В. Ильенкова, Е.Н. Кабановой-Меллер, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, А.М. Матюшкина М.И. Махмутова, П.И. Пидкасистого, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной. В зарубежной психологии проблемам развития мышления посвящены труды Ж. Пиаже, Э. де Боне, Р. Пола, Р. Энниса.

Вопросы проектирования дидактических систем на основе различных подходов раскрыты в трудах В.И. Андреева, С.И. Архангельского, А.А. Кирсанова, В.В. Кондратьева, В.В. Серикова и других.

Вопрос формирования профессионального мышления предста­вителей разных специальностей разработан в трудах отечественных ученых: М.Н. Алексеева, А.А. Баталова, Д.В. Вилькеева, Г.И. Ибрагимова, М.М. Кашапова, Ю.Н. Кулюткина, Г.В. Мухаметзяновой, Е.К. Осиповой, А.М. Сохор и др. Различные аспекты профессиональной подготовки специалистов освещены в работах А.В. Барабанщикова, В.П. Иванова, Т.В. Кудрявцева, М.Л. Шубас и др. Опубликовано немало исследова­ний об особенностях профессионального мышления учителя, юриста, менеджера и т.д. Формирование логической культуры будущего юри­ста рассматривается в работах С.С. Алексеева, Л.В. Васильева, П.С. Дагеля, М.И. Еникеева, А.Э. Жалинского, А.В. Запорожец, В.И. Новоселова, Н.И. Овчинникова, И.М. Резниченко, Ю.В. Чуфаровской, Г.Г. Шиханиева, Е.В. Яковлевой и др.

Вопросам взаимосвязи мышления и речи посвящены работы Ю.А.Веденяпина, Л.С. Выготского, В.Ф. Габдулхакова, И.Н. Жинкина, И.А. Зимней, М.К. Кабардова, С.Д.Толкачевой, Н.К. Туктамышова. Существенный вклад в развитие теории и методики обучения иностранным языкам внесли: Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов, И.М. Попов, О.Б. Тарнопольский и др.

Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования по проблеме развития логического мышления студентов, в научной литературе не нашло должного отражения формирование логической культуры студентов в процессе обучения иностранному языку, хотя имеющиеся работы представляют серьезную научную источниковедческую базу.

Таким образом, обнаруживаются противоречия между:

  • между объективной потребностью общества в становлении будущего специалиста, обладающего развитой логической культурой мышления и недостаточным уровнем овладения студентами знаниями о законах и методах формальной и диалектической логики и сформированностью умений и навыков оперировать ими на практике;

  • между имеющимся потенциалом учебной дисциплины «Иностранный язык» в развитии логического мышления студентов и отсутствием научно-обоснованных педагогических условий его реализации.

Исходя из вышеизложенного, проблему исследования мы определили следующим образом: каковы содержание, формы, методы и условия формирования логической культуры студентов в процессе изучения иностранного языка.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность дидактических условий и модели формирования логической культуры студентов средствами иностранного языка.

Объект исследования: учебно-познавательная деятельность студентов в процессе обучения иностранному языку.

Предмет исследования: дидактические условия формирования логической культуры студентов в процессе обучения иностранному языку.

Гипотеза исследования: процесс формирования логической культуры студентов будет более эффективным, если:

- осуществлять структурирование содержания обучения на основе обобщенных логических способов и приемов познавательной деятельности;

- обеспечить реализацию специальных логических форм и методов учебной работы, способствующих развитию логических свойств мышления;

- разработать специальные учебные задания мыслительно-коммуникативного характера по овладению студентами логическими операциями мышления;

- обеспечить реализацию развивающих технологий обучения по формированию логико-познавательных умений и навыков будущей профессиональной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Раскрыть и обосновать сущность и содержание формирования логической культуры студентов на основе обобщенных логических способов и приемов учебно-познавательной деятельности.

  2. Разработать дидактическую модель формирования логической культуры студентов и определить логико-познавательные формы и методы её реализации в процессе обучения иностранному языку.

  3. На основе разработанных показателей и критериев проверить эффективность дидактических условий и модели формирования логической культуры студентов средствами иностранного языка.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретические (анализ философской, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме); эмпирические (анкетирование, интервьюирование, метод экспертной оценки, беседа, тестирование, изучение педагогической документации, продуктов деятельности студентов); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента); педагогическое моделирование, методы математической статистики.

Теоретико-методологическую основу составили исследования: по теории и логике научного познания (М.Н. Алексеев, В.С. Библер, Б.М. Кедров, П.В. Копнин и др.); концепции развития мышления (К.А. Абдульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн); по теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, Д.Б. Эльконин), по теории проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, Г.И. Ибрагимов, М.И. Махмутов, М.А. Чошанов и др.); компетентностному подходу в образовательном процессе (В.И. Андреев, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.М. Новиков, А.В. Хуторской и др.); по теории коммуникативно-развивающего обучения (И. Пассов); по теории содержания образования (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, В.В. Краевский, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и др.).

Экспериментальная база исследования: Казанский юридический институт МВД России (г. Казань).

Этапы исследования:

На первом этапе (2005-2006 гг.) осуществлялся теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме: были изучены работы философов, психологов, социологов, педагогов и методистов, посвященные проблемам мыслительной деятельности; была определена тема исследования; разрабатывалась рабочая гипотеза, были определены основные задачи исследования; проводился диагностический этап эксперимента.

На втором этапе (2006-2008 гг.) были выявлены особенности познавательной деятельности студентов – будущих юристов, дидактические условия; разработана модель формирования их логической культуры средствами иностранного языка; в ходе проведения формирующего этапа эксперимента проверялась правильность выдвинутой гипотезы и эффективность разработанной модели; был реализован авторский курс и методическое пособие «Exercises for the development of logical thinking» с применением упражнений мыслительно-коммуникативного характера.

На третьем этапе (2008-2009 гг.) производились анализ и обобщение результатов эксперимента; математическая обработка результатов с целью получения достоверных данных; осуществлялась систематизация промежуточного и контрольного срезов экспериментальной работы по определению результатов исследования.

Научная новизна исследования:

  1. Выявлены и экспериментально проверены дидактические условия формирования логической культуры студентов в процессе обучения:

- структурирование содержания обучения на основе обобщенных логических способов и приемов познавательной деятельности;

- реализация специальных логических форм и методов учебной работы, способствующих развитию логических свойств мышления студентов;

- разработка специальных учебных заданий мыслительно-коммуникативного характера по овладению студентами логическими операциями мышления;

- обеспечение реализации развивающих технологий обучения по формированию логико-познавательных умений и навыков будущей профессиональной деятельности.

  1. Разработана и реализована дидактическая модель формирования логической культуры студентов в процессе обучения иностранному языку. В модель включены следующие компоненты: цель, задачи; структура; технологии, обеспечивающие эффективность и качество речевой деятельности студентов и применяемые комплексно, как целостная совокупность дидактических, психологических и методических процедур; взаимосвязанная деятельность преподавателя и студента с использованием адекватного содержания, форм и методов учебной работы; показатели развития логической культуры, а также критерии её сформированности.

  2. Выявлены дидактические возможности развивающих технологий обучения средствами иностранного языка (метод проектов, дискуссионный метод, метод ролевых игр, портфолио, кейс-стади, мозговой штурм) в аспекте развития логического мышления студентов: развитие активности и стремления к созданию чего-то нового; способностей концентрировать мыслительные усилия по решению учебных задач; генерировать идеи, выдвигать гипотезы; гибкости и рационализма мышления; критичности и способности к оценочным суждениям; видение проблем и противоречий; обобщение и свертывание мыслительных операций; рефлексия мышления и преодоление инерции; способность к переносу принципов и методов научного познания в новые ситуации на основе лингвистического (язык – речь), психологического (потребность – мысль – речь) подходов, а также коммуникативно-речевой, лингвопознавательной и мыслительно-коммуникативной стратегий обучения.

  3. Разработаны содержание специальных логических заданий - упражнений мыслительно-коммуникативного характера, а также логические формы и методы его реализации в процессе обучения иностранному языку.

5. Определены показатели (логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, абстрагирование, обобщение, конкретизация; логические свойства мышления: глубина, аналитичность, осознанность, гибкость, перспективность, доказательность; формы и способы мышления: суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция), критерии (овладение студентами знаниями законов, форм и методов формальной и диалектической логики; усвоение формально-логических и диалектических форм и методов мышления, превращение их в логико-познавательные умения и навыки профессиональной деятельности; сформированность у студентов логико-познавательных операций и логических способов деятельности, умение ими пользоваться на практике) и уровни (низкий, средний, высокий) сформированности логической культуры студентов в процессе обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит в углублении теоретических подходов к формированию логической культуры личности в аспекте выявления связей мышления с другими психическими процессами (восприятие, представление, воображение, память, внимание); видов и этапов мыслительных операций; взаимообусловленности мышления и речи в контексте развития лингвистического мышления, проявляющегося в теоретическом анализе языкового материала, овладении правилами и приемами анализа и решения учебных задач; особенностей развития логического мышления студентов, а именно логические свойства (глубина, аналитичность, осознанность, перспективность, доказательность) и качества (прогностичность, гибкость, самостоятельность); определения принципов развития логического мышления; обоснования дидактико-методических подходов обучения иностранному языку в соответствии с тремя фазами речевой деятельности (мотивационно-побудительной, ориентированно-исследовательской и исполнительной).

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что представленные в нем материалы могут быть использованы преподавателями высшей школы, учителями и специалистами системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров; методистами в процессе разработки учебно-методического инструментария по повышению эффективности процесса обучения в целом и формирования логической культуры студентов в процессе обучения иностранному языку в частности; для обогащения курсов «Общая педагогика» и «Теория обучения и педагогические технологии».

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечены обоснованным выбором методологических основ исследования, опорой основ­ных положений и научных выводов на достижения педагогики, психоло­гии и методики преподавания языка; внутренней непротиворечивостью логики исследования; адекватностью использованных методов исследо­вания его цели и задачам; практическим подтверждением основных поло­жений исследования результатами опытно-экспериментальной работы; применением методов математической статистики при обработке экспе­риментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения, результаты и рекомендации, изложенные в диссертации, док­ладывались на конферен­циях различного уровня: IV Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитательный потенциал национальной культуры в условиях поликультурного образовательного пространства» (Казань, 2007), Международная научно-практическая конференция, посвященная 130-летию ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» (Казань, 2007), Международная научно-практическая конференция «Теория и практика непрерывного психолого-педагогического образования: Проблемы, поиски, перспективы» (Казань, 2009); на ежегодных научно-практических конференциях молодых ученых и специалистов ТГГПУ (Казань, 2006-2009), а также КЮИ МВД России (Казань 2005-2009); а также через представление в методическом по­собии «Exercises for the development of logical thinking» (Казань, 2008) и учебно-методическом пособии «Формирование логической культуры студентов средствами иностранного языка» (Казань, 2009).

На защиту выносятся:

  1. Модель формирования логической культуры студентов средствами иностранного языка и её реализация в системе высшего профессионального образования.

  2. Совокупность дидактических условий, способствующих эффективности формирования логической культуры студентов средствами иностранного языка.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Работа содержит 1 схему, 4 рисунка и 5 таблиц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении определяются актуальность темы исследования, его цель, объект, предмет, охарактеризованы теоретические основы, формулируется гипотеза, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту.

В первой главе – «Теоретические основы формирования логической культуры студентов в процессе обучения», содержащей три параграфа, отражены ключевые понятия, сущность и содержание формирования логической культуры студентов, определены психолого-педагогические характеристики развития логического мышления студентов; взаимосвязь мышления и речи, а также особенности логического мышления студентов – будущих юристов: принципы, логические свойства и качества.

Как показывает теоретический анализ научных трудов по проблеме исследования, идея развития логического мышления рассматривалась еще Аристотелем, который впервые выделил два способа мышления: логическое и интуитивное.

В период средневековья доказательство носило преимущественно формально-логический характер. В XVI – XVII вв., как основной метод исследования, дающий достоверные знания о мире, утвердился метод научной индукции.

Чешский педагог Я.А. Коменский предлагал не просто знакомить обучаемых с краткими правилами умозаключений, используя яркие жизненные примеры, но и постоянно, анализируя дискуссионные проблемы из области физики, математики, этики, совершенствовать их логическое мышление.

Эти взгляды получили дальнейшее развитие в работах выдающихся русских педагогов и методистов дореволюционной России (А.Я. Герда, К.Д. Ушинского, К.П. Ягодовского). Представители русской прогрессивной дидактики приложили значительные усилия, чтобы доказать необходимость замены схоластически-дедуктивной логики обучения логикой опытно-индуктивной.

В контексте проведенного исследования в работе раскрывается структура и содержание логической культуры студентов.

В 50-х годах XX века под руководством Н.Ф. Талызиной психологами Г.А. Буткиным, Л.Ф. Ермаковой, А.Ф. Меняевым, Н.А. Подгорецкой были выделены не только логические приемы мышления и установлены составляющие их действия, но и определена система объективных условий, обеспечивающая правильность их выполнения; разработаны методики овладения логическими приемами путем поэтапного формирования составляющих их действий. Результаты проведенного исследования свидетельствовали о том, что интеллект обучаемых не всегда доходит до стадии оперирования формально-логическими процедурами, а успешность в овладении приемами познавательной деятельности, в том числе и логическими, определяется типом обучения.

Многие исследователи считали, что основой для развития логического мышления должно являться формирование научных понятий (М.И. Кругляк, А.З. Редько, Ю.В. Ходаков и др.). Они обращали внимание на то, что в процессе обучения необходимо учитывать психологию и логику формирования понятий, способствующих развитию формально-логического мышления.

В 60-е годы ХХ века решающее значение в дидактике начинает приобретать проблема развития у студентов познавательной активности. В начале 70-ых годов, внимание исследователей уделялось рассмотрению проблемы развития основ научного и творческого мышления. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли М.Н. Алексеев, Д.В. Вилькеев, Ю.В. Кулюткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Д. Пойа, А.М. Сохор, О.К. Тихомиров, С.А. Шапоринский и др.

Раскрывая значение культуры в образовании И.Я. Лернер выделил в ней четыре элемента: 1) добытые обществом знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности; 2) опыт осуществления известных способов деятельности, который воплощается в умениях и навыках личности; 3) опыт осуществления известных способов деятельности по решению новых, возникающих перед обществом проблем; 4) нормы отношения к миру, друг другу, т.е. система волевой, моральной, эстетической, эмоциональной воспитанности.

Итак, анализ элементов культуры с педагогической точки зрения, был впервые представлен И.Я. Лернером, который утверждал, что «культура - это, прежде всего, совокупность процессов материальной и духовной деятельности, выработанных человечеством, которая может быть усвоена личностью и стать ее достоянием». Раскрывая особенности своей концепции, он подчеркивает изменение содержания и смысла самой идеи образования в контексте культуры. Цель образования состоит не в простом приобретении сведений, усвоении правил, законов, а в способах их получения. Выпускник высшей школы с развитым логическим мышлением впоследствии сам приобретает те сведения, в которых он испытывает потребность в практике своей профессиональной деятельности. В учебном процессе широко используются поисковые, проблемные, эвристические и исследовательские методы обучения и обеспечивается реализация развивающих технологий обучения.

Как показал анализ психолого-педагогической литературы, в исследованиях обоснован и раскрыт множественный ряд ключевых понятий исследования.

Понятие «логическая культура» представлено в них с разных позиций. Рассматривая понятие «логическая культура», Е.А. Иванов представляет её структурную упорядоченность и определяет логическую культуру как культуру мышления, проявляющуюся в культуре письменной и устной речи. Она включает: а) определенную совокупность знаний о средствах мыслительной деятельности, ее формах и законах; б) умение использовать эти знания в практике мышления - оперировать понятиями, правильно производить те или иные логические операции с ними, строить умозаключения, доказывать и опровергать; в) навыки анализа мыслей, как своих собственных, так и чужих, с тем, чтобы выработать наиболее рациональные способы рассуждения и предотвращения логических ошибок.

А.Д. Гетмановой логическая культура определяется как «овладение методологией и методикой научного познания, усвоение рациональных методов и приемов доказательного рассуждения, формирование творческого мышления».

По мнению А. Муранова, логическая культура (культура мышления) – это совокупность способов обработки информации, которые включают в себя формирование алгоритмического, абстрактно-логического, интуитивного и творческого мышления, а также приемы организации мыследеятельности.

В.И. Свинцов считает, что в общем виде под логической культурой личности (индивидуальной логикой) следует понимать более или менее развитые способности осуществлять такие действия как умозаключение, доказательство, классификация - способности, оцениваемые мерой соответствия указанных действий определенным критериям логической строгости.

В исследованиях многих авторов отмечено, что формирование логического мышления идет в двух направлениях – на основе житейской практики, в процессе которой формируется житейская логика, и посредством образования. В процессе образования обеспечивается отражение логической структуры усваиваемых знаний и системное овладение обучаемыми логическими методами научного познания.

Итак, под логической культурой мышления понимается умение владеть логическими законами, методами и формами, которые в свою очередь взаимодействуют с индивидуальными особенностями личности. К индивидуальным особенностям, в первую очередь, следует отнести обусловленные типом темперамента некоторые психодинамические показатели, аналитический или синтетический тип мышления, социальные установки личности и т.д.

Подчеркивая взаимосвязь формальной и диалектической логики, Д.В. Вилькеев отмечает, что «по мере проникновения человеческой мысли во все более глубокие сферы бытия яснее обнаруживается диалектическая сущность изучаемых объектов. Традиционная формальная логика, в том числе формально-логические методы индукции и дедукции, в подобных ситуациях малоэффективны». В то же время по определению Д.В. Вилькеева, «формальная логика является необходимой начальной ступенью развития мышления человека, предшествующей формированию логики диалектической». Отсюда, первой ступенью всякого логического мышления является элементарное формально-логическое мышление. В дальнейшим необходимо осуществить переход от формально-логической ступени мышления к диалектической. Анализ показал, что структура формирования логической культуры заключается в последовательном раскрытии таких её составляющих как: культура «здравого смысла»; формально - логическая культура и диалектико-логическая культура.

Итак, выше представленные определения раскрывают сущностные характеристики формирования логической культуры.

В рамках нашего исследования представлено следующее определение: логическая культура - это элемент общей культуры личности, который проявляется в знании законов, методов и форм формальной и диалектической логики; в умениях и навыках студентов давать определения понятиям, оперировать и производить логические операции с ними; делать умозаключения, доказательные выводы, оперировать гипотезами, рациональными способами рассуждения; раскрывать противоречия и предотвращать логические ошибки, а также систематизировать и классифицировать в определенную систему имеющиеся знания.

Логическая культура взаимосвязана со всеми другими элементами культуры, которые формируют, в конечном счете, целостную культуру личности студента.

Так как необходимым условием формирования логического мышления студентов является язык и речь в исследовании раскрыто взаимодействие этих компонентов и взаимосвязь мышления и речи.

Исследования особенностей вербального мышления показали, что различия между способными и малоспособными студентами наблюдались: в гибкости мышления (в широте ассоциаций, подвижности словарного фонда, легкости перехода от одной темы разговора к другой и др.); в глубине мышления (при понимании вербальной и невербальной информации, заложенной в текстах, пословицах, картинках и т.п.); в продуктивности мышления (объем полноценной речевой продукции) т.д.

Результаты многих исследований доказывают, что речевая деятельность строится при участии специальных механизмов, обеспечивающих смысловое построение речевого высказывания (программирование речевого высказывания - переход от программы к грамматической и синтаксической структуре предложения - подбор слов по смысловым и звуковым признакам - переход от моторной программы к её звуковому оформлению).

В работах И.А. Зимней выделяется ряд общефункциональных и специфических механизмов соотносимых с тремя фазами речевой деятельности: мотивационно-побудительной, ориентировочно-исследовательской и исполнительной. При этом обучение иностранному языку не должно превращаться в неосознанную тренировку его коммуникативного использования. В современных концепциях обучения иностранному языку коммуникативный подход органически сочетается с сознательной систематизацией языковых явлений, т.е. строится на основе лингвистического (язык - речь) и психологического (потребность - мысль - речь) подходов. В обучении иностранному языку, с позиции возможности его использования в формировании логической культуры студентов, важна реализация коммуникативно-речевой, лингвопознавательной и мыслительно-коммуникативной стратегий обучения.

Учитывая, что доказательство теоретических положений исследования по формированию логической культуры осуществлялось со студентами юридических специальностей в работе были выявлены особенности логического мышления юристов. Нами выделен ряд основных качеств логического мышления юристов, а именно: познавательная активность, легкость генерирования идей, в этом свойстве проявляются поисковая активность сознания, отражение в нем различных явлений, их свойств и связей; прогностичность, рефлексивность мышления тесно связана с активностью мышления, его глубиной и широтой; гибкость, подвижность мыслительных процессов, т. е. способность увидеть изучаемый объект под новым углом зрения, обнаружить его новые свойства, предназначение, способность переключаться с одного изучаемого явления на другое; самостоятельность мышления проявляется в самостоятельном, критическом отношении к различным явлениям.

В качестве наиболее характерных логических свойств мышления юриста нами выделены: нормативность, системность, ценностный, оценочный, логико-формальный характер, аналитичность, дедуктивность, повышенная связность, точность, терминологичность, конвенциональность, формальная истинность.

В исследовании обоснованы принципы формирования мышления юриста: определенности, последовательности, обоснованности.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование логической культуры студентов средствами иностранного языка iconФормирование толерантной личности студента средствами иностранного...
Работа выполнена на кафедре педагогики гоу впо «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Формирование логической культуры студентов средствами иностранного языка iconДоклад по теме: «Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики»
Вных образовательных целей обучения математике в школе является формирование представлений о математике как части общечеловеческой...
Формирование логической культуры студентов средствами иностранного языка iconФормирование зож на уроках иностранного (английского) языка
Однако время и жизнь расставили все по своим местам, доказав, что одному физическому воспитанию здесь не справиться. Так появилось...
Формирование логической культуры студентов средствами иностранного языка iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 04. 2 Практический курс второго иностранного языка
Целью преподавания данной дисциплины является совершенствование лингвистической и коммуникативной компетенции студентов средствами...
Формирование логической культуры студентов средствами иностранного языка iconУрок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в от­личие...
Такую личность невозможно формировать без знаний о социо­культурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение языка и культуры...
Формирование логической культуры студентов средствами иностранного языка iconОпыта: «Воспитание и развитие коммуникативно ориентированной личности...
Обобщение и распространение опыта работы учителя немецкого языка Гамаюновой Л. В
Формирование логической культуры студентов средствами иностранного языка iconРоссийской федерации
Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Классический...
Формирование логической культуры студентов средствами иностранного языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вниманию учителей иностранного языка! Подведены итоги областных конкурсов на лучшую методическую разработку «Интеграция современных...
Формирование логической культуры студентов средствами иностранного языка iconРабочая учебная программа предназначена для ознакомления студентов...
Рабочая учебная программа предназначена для ознакомления студентов с содержанием курса «Практическая фонетика первого иностранного...
Формирование логической культуры студентов средствами иностранного языка iconУчитель немецкого языка высшей категории Шилкова Л. А
Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться в познание окружающего...
Формирование логической культуры студентов средствами иностранного языка iconСтатья опубликована в журнале «Эксперимент и инновации в школе»
Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов средствами иностранного языка
Формирование логической культуры студентов средствами иностранного языка iconРабочая программа по изобразительному искусству 2а класс
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания,...
Формирование логической культуры студентов средствами иностранного языка iconА. В. Хаванов 2013 г. «Утверждаю» Директор Центрального музея физической...
Мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания...
Формирование логической культуры студентов средствами иностранного языка iconАнализ работы мо учителей иностранного языка мобу сош №1 с. Бураево за 2012-2013 учебный год
Тема деятельности методического объединения учителей иностранного языка на 2012-2013 учебный год: «Профессиональное развитие учителя...
Формирование логической культуры студентов средствами иностранного языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык предоставляет благоприятные условия для усиления культурологического компонента образования. Образование средствами...
Формирование логической культуры студентов средствами иностранного языка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью программы является формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск