Доклад по теме: «Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики»





НазваниеДоклад по теме: «Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики»
Дата публикации03.05.2015
Размер71.7 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Математика > Доклад
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Солнечная средняя общеобразовательная школа»

Вышневолоцкого района Тверской области.

Доклад по теме: «Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики»


Подготовила Хайрова Т.Е.,

учитель математики

первой квалификационной категории
В пояснительной записке к программам по математике для общеобразовательных учреждений обозначено, что одной из основных образовательных целей обучения математике в школе является формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры. Естественно, что влияние математического образования на развитие интеллекта, творческих возможностей, на формирование логической культуры мышления неоспоримо.

У предмета математики имеются значительные возможности для формирования духовной культуры личности, т.е. формировать в единстве ум человека, его интеллектуальные качества и душу человека, его чувства, его нравственно этические качества. Роль преподавания математики в этом отношении трудно переоценить, ибо она:

- дисциплинирует ум, приучает его к логическому мышлению, к умению планировать свою деятельность, направлять мысль на достижение четко очерченной цели;

- способствует формированию интеллектуальной честности, объективности, настойчивости, способности к труду;

- воспитывает такие качества как аккуратность, аргументированность, принципиальность, умение воспринимать иное мнение, преданность истине;

- воспитывает высокую требовательность к осмысленности своей и чужой речи.

В связи с этим все большую остроту приобретают проблемы создания эффективных средств повышения уровня интеллектуального развития учащихся и формирования их творческих способностей.

В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи, они являются и целью и средством обучения. Обращение к различным сферам общего образования в математических задачах способствует развитию кругозора учащихся, делает занятия более содержательными и разнообразными.

Многие математические темы при формализованном изложении кажутся искусственными, оторванными от жизни, просто непонятными. Если же подойти к этим проблемам с позиции исторического развития, то станет виден их глубинный жизненный смысл, их естественность, необходимость.

Введение культурологического компонента математического образования требует и нестандартных подходов к формам урока. Встреча с культурой прошлого должна быть яркой, запоминающейся.

Таким образом, для решения указанных задач, используются следующие формы урока:

Прежде всего, это традиционный урок математики, содержанием которого становится решение задач, над которыми задумывался человек того или иного исторического времени. При этом на занятии сопоставляется решение задачи как старинным, так и современным способами. В качестве примера можно привести урок в 9 классе по решению задач на арифметическую и геометрическую прогрессию. Учащиеся знакомятся с задачей-легендой об изобретателе шахмат Сете и о плате, которую он запросил у индусского царя Шерами за своё изобретение.

Интегрированные уроки всегда были самой интересной для учащихся формой работы. Понятно, что изучение истории математики неразрывно связано с изучением алгебры, геометрии и физики. Всем известна картина Н. П. Богданова-Бельского «Устный счет», хранящаяся в Третьяковской галерее. На ней изображен урок решения задачи в школе села Татево Смоленской губернии. Эту школу основал и в ней преподавал бывший профессор Московского университета Сергей Александрович Рачинский(1833-1902г.). Художник Богданов-Бельский был его учеником, а задача, запечатленная на картине, носит название «задача Рачинского». Например, на интегрированном уроке математика-изо учитель изобразительного искусства знакомит школьников с особенностями языка картины, а учитель математики предлагает решить эту задачу.

Или урок, в котором учителя математики и литературы обращаются к наследию Л.Н.Толстого. Писатель любил математику и постоянно и интересовался решением различных задач, обучал крестьянских детей и даже издал для своей школы в Ясной Поляне «Арифметику» в составе «Азбуки». После чтения рассказа «Много ли человеку нужно» на уроке литературы, а на уроке математики ученики могут ответить на многие математические вопросы, касающиеся этого произведения. Можно, например, установить сколько примерно десятин земли прошел главный герой Пахом, можно даже начертить план обойденного Пахомом земельного участка. Интересно определить: выгадал ли он или прогадал от того, что его участок оказался не прямоугольным, а трапециевидным. И, наконец, в каком случае Пахом должен был получить большую площадь земли?

Полезно также напоминать учащимся, как только представляется случай, о достижениях античных математиков. Это позволит ученику правильнее оценить свой культурный и интеллектуальный багаж в сравнении с тем, что умели делать люди, отделенные от нас тысячелетиями. Ребенку свойственно некоторое подсознательное пренебрежение к ушедшим поколениям: сам он ощущает себя бессмертным. Кроме того, понимает, что жизнь очень непохожа на жизнь наших далеких предков. Поэтому сильное и благотворное впечатление на него производит неожиданное понимание того, что никакие компьютеры и магнитофоны не помогут ему решить как будто бы простую задачу, поставленную в незапамятные времена.

Также надо отметить и такие формы, как уроки – КВН и вечера. Например, вечер, посвященный великой женщине России-Софье Васильевне Ковалевской. Ребята узнали о ее работах по математике и астрономии (о теории дифференциальных уравнений, о теореме Коши-Ковалевской, о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки и др.) Но самым настоящим открытием для учащихся становятся пьесы и стихи самой Софьи Ковалевской.

Урок - учебная встреча в 10 классе по теме «Софизмы с вековой историей». На этом занятии по истории математики школьники не только знакомятся с известными всему миру парадоксами древности, с открытиями в математике, к которым привели эти парадоксы, но и активно проверяют истинность старинных утверждений. Математические софизмы представляют собой частные случаи ошибок в математических рассуждениях, когда при разительной неверности результата ошибка, приводящая к нему, более или менее замаскирована. Поэтому главное на такой встрече – “загадать” команде противника “необъяснимый” софизм и “разгадать” как можно больше софизмов противника, то есть найти ошибку в доказательстве какой-нибудь явной нелепости. Такие уроки прежде всего развивают внимание, умение обобщать и систематизировать знания.

Известно, что речевая культура является показателем образованности и общей культуры любого человека. Грамотный математический язык является свидетельством четкого и организованного мышления и владения этим языком. Понимание точного содержания предложений, логических связей между предложениями распространяется и на владение естественным языком и тем самым вносит весомый вклад в формирование и развитие мышления человека в целом. Математика имеет свой язык с присущей ему лексикой и грамматикой, в определенной степени связанный с естественным языком. Особенно важны взаимосвязи при сопоставлении соответствующих явлений в математическом и русском языке, причем не только через повышение общего уровня понимания, но и в чисто практическом аспекте. Вопросы порядка слов в предложении и понятие логического ударения также важны для установления этой взаимосвязи.

В связи с этим учителю следует довести до сознания учащихся понимание того, что для успешного изучения математики совершенно необходимо свободно владеть русским языком: уметь четко и грамотно выражать свои мысли, правильно выбирать слова и строить предложения, передавать одну и ту же мысль разными способами. Очень важно научить детей правильно употреблять математические термины и отличать их от близких по значению слов естественного языка.

Для формирования представлений об окружающем мире и его закономерностях в целом имеет значение связь математики с другими дисциплинами эстетического цикла. Так, при изучении темы «Пропорция» учащиеся знакомятся с гармоническим отношением, божественной пропорцией или золотым сечением. Пропорции золотого сечения создают впечатление гармонии и красоты, поэтому часто используются скульпторами, архитекторами, художниками. Здания Парфенона в Афинах, Храма всех богов в Риме, Сената в Кремле, построены по принципу золотого сечения. Мотивы золотого сечения просматриваются в известных картинах «Сосновая роща» И.И. Шишкина, «Тайная вечеря» Сальвадора Дали, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.
Ну и, конечно, необходимо включение культурологического компонента в уроки:

  • «Исторические миниатюры» - краткий популярный рассказ о жизни и деятельности знаменитых ученых, переданный в виде вопросов и заданий.

  • «Философские словарики» - толкование новых слов философского и математического смысла, знакомство с афоризмами и их умелое применение.

  • Творческие домашние задания

    • составление вопросов по теме

    • кроссворды

    • эссе

    • рефераты

    • контрольные работы для моего друга

  • Мини-сочинения:

    • «О чем бы я хотел поговорить с Платоном, Сократом, Фалесом»

    • «Если бы я учился в пифагорейской школе…»

    • «Если бы я был учителем математики…» и т.д.

    • Презентации, как культурологические сюжеты

Систематическая деятельность по осмыслению математики как составной части культуры способствует не только математическому развитию школьников, но и расширяет их сознание, помогает становлению личности учащихся.

Список литературы:

1.Гельман З.Е. История науки и культуры в общеобразовательной школе. Педагогика.1993.

2.ИвановаТ.А. Гуманитаризация общего математического образования. Нижний Новгород.1998.

3.Филинова О.Е. Математика в истории мировой культуры. Москва. 2006.

4.Альхова З.Н. Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. Саратов. 2001.

5.Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Москва.1991.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад по теме: «Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики» iconУроках математики
Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики
Доклад по теме: «Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики» iconДоклад по теме: «Игровые технологии на уроках математики»
Игра – основной вид деятельности дошкольников. Но, к сожалению, взрослые очень часто этим пренебрегают и рано «усаживают» детей за...
Доклад по теме: «Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики» iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Доклад по теме: «Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики» iconДоклад «Семейная политика в крупных городах: опыт реализации, перспективы»
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального,...
Доклад по теме: «Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики» iconУрок математики: сущность
Урок как основная форма обучения. Структура и типы уроков. Подготовка учителя к уроку. Особенности интегрированного урока математики....
Доклад по теме: «Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики» iconДоклад на тему : «Игровые технологии на уроках в начальной школе.»
Особенности использования игровых технологий на уроках математики в начальной школе
Доклад по теме: «Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики» iconУроках математики, способствующих развитию критического мышления...
И это, конечно, правильно. Но порой это и приводит к тому, что учащиеся в определенный момент перестают делать домашнюю работу. Поэтому...
Доклад по теме: «Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики» iconУроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития
Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики
Доклад по теме: «Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики» iconУроках математики Учителя начальных классов
Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением...
Доклад по теме: «Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики» iconУроках математике по теме "Координатная плоскость"
«Координатная плоскость» проводятся либо в компьютерном классе, либо в кабинете математики при наличии одного компьютера и проекционного...
Доклад по теме: «Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики» iconУроках математики в 5 и 6 классах
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому...
Доклад по теме: «Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики» iconУроках математики в 6 классе
Планирование устной работы по математике в 6 классе в соответствии с календарным планированием уроков
Доклад по теме: «Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики» iconУроках математики в 5 классе
Формирование навыков проектной деятельности учащихся в системе работы на уроках математики в 5 классе
Доклад по теме: «Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики» iconУроках математики (5 класс)
В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная
Доклад по теме: «Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики» iconУроках математики как важнейший фактор развития коммуникативных способностей школьников
Опрос не решают проблемы до конца. При любом из них опрашиваются либо все учащиеся, но по весьма ограниченному кругу вопросов. Изучение...
Доклад по теме: «Формы уроков по реализации культурологического компонента на уроках математики» iconМетодическая разработка цикла уроков по кубановедению и изобразительному...
Данная методическая разработка предназначена для реализации на уроках кубановедения и изобразительного искусства в 5 классе общеобразовательной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск