Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в от­личие от других предметов, в качестве основной цели обучения вы­двигается формирование коммуникативной компетенции учащихся





Скачать 87.92 Kb.
НазваниеУрок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в от­личие от других предметов, в качестве основной цели обучения вы­двигается формирование коммуникативной компетенции учащихся
Дата публикации06.07.2014
Размер87.92 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Интегрированный урок как средство

формирования коммуникативной компетенции

при обучении иностранному языку

Громова Т. М., учитель немецкого языка,

МАОУ СОШ № 14 В. Новгород

В аспекте модернизации современной школы происходят изме­нения в характере образования, которые ориентируют учителя ино­странного языка на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компе­тенцию, так как без знания социокультурного фона нельзя сформи­ровать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных преде­лах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуника­ции. Такую личность невозможно формировать без знаний о социо­культурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей.

Первая и естественная потребность изучающих иностранный язык - коммуникация. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выби­рать такие формы урока, которые будут стимулировать деятель­ность учащихся.

Как сформировать коммуникативные навыки учащихся в обу­чении иностранному языку, чтобы добиться наиболее оптималь­ного усвоения его базового уровня в обычной общеобразователь­ной школе, где в отличие от специализированных школ, лицеев и гимназий на изучение иностранного языка отводится меньшее ко­личество часов?

Говоря об уроке как структурно значимой единице учебного процесса, Б. П. Есипов видел в уроке «законченный» отрезок учебной работы, на протяжении которого осуществляется дости­жение определенной дидактической задачи, поставленной учите­лем. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин углубляли эту мысль, подчер­кивая, что урок является законченным, целостным, ограниченным во времени отрезком учебного процесса, в котором представлены в сложном взаимодействии основные элементы этого процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Урок как ос­новная единица учебного процесса выполняет все его функции: образовательную, развивающую и воспитательную. [9]

Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в от­личие от других предметов, в качестве основной цели обучения вы­двигается формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Формирование коммуникативной компетенции как цели обу­чения иностранным языкам в общеобразовательной школе дости­гается в процессе активной речевой деятельности учащихся, орга­низуемой учителем на уроке. Задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностран­ного языка с использованием различных приемов работы, так как овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка трудно. Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям на­рода носителя языка.

В настоящее время глобальной целью овладения иностран­ным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования спо­собности к межкультурной коммуникации.

Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требу­ется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нуж­но с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязыч­ную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), читать, то есть понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, то есть научиться пользовать­ся графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли. Действительно, чтобы заложить основы по каждому из перечисленных видов рече­вой деятельности, необходимо накопление языковых средств, обес­печивающих функционирование каждого из них на элементарном коммуникативном уровне, позволяющем перейти на качественно но­вую ступень их развития в дальнейшем. [6]

Вслед за методистами И.Л. Бим и М.3. Биболетовой можно утверждать, что обучение иностранному языку в «интегрированном» составе ориентировано на разностороннее развитие учащих­ся, их общее образование и воспитание (что достигается за счет объединения воспитательных, образовательных и развивающих возможностей разных учебных предметов); помогает формировать у учащихся более целостную картину мира, в котором сам ино­странный язык является средством познания и общения. [4]

Интегрированный урок как средство познания и общения *

Нами разработаны и проводятся интегрированные уроки, которые являются одной из форм, активизирующих речевую дея­тельность, способствующих совершенствованию навыков говоре­ния, аудирования, чтения и письма. Интегрированные уроки про­водятся на разных ступенях обучения. В соответствии со ступе­нью обучения дифференцируется отбор содержания материала, целей и задач интегрированных уроков. При этом учитываются возрастные особенности школьников.

Интегрированные уроки немецкий язык - музыка (3-4 классы)

Для младших школьников характерны: эмоциональность, бо­гатое воображение, подвижность, непосредственность восприятия учебного материала. Им нравится необычность проведения уро­ков. Именно поэтому для них был проведён интегрированный урок-праздник немецкий язык - музыка по теме «Зимние праздни­ки. Рождество в Германии». Идея интеграции немецкий язык - му­зыка возникла по той причине, что через музыку, которая является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции младших школьников, легче преподнести страноведче­ский компонент. В немецких песнях по теме «Зимние праздники. Рождество в Германии» встречаются имена собственные, геогра­фические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Знакомство с немецкими песнями способствует развитию у младших школьников чувства языка, пониманию стилистических особенностей немецкого языка. Интегрированный урок способст­вует совершенствованию навыков немецкого произношения, музыкального слуха. Разучивание и исполнение коротких несложных песенок по теме помогает более прочному усвоению и расшире­нию лексического запаса по теме «Зимние праздники. Рождество в Германии», так как тексты песен включают новые слова и выражения на немецком языке. Знакомая немецкоязычная лексика встреча­ется в новом контекстуальном значении, что способствует её акти­визации. Основная цель интегрированного урока - приобщить уча­щихся 3-4 классов к культуре, традициям и реалиям Германии, учиться осуществлять общение на немецком языке с учётом воз­можностей и потребностей младших школьников. В рамках интег­рированного урока-праздника немецкий язык - музыка в соответст­вии с образовательным стандартом основного общего образования по немецкому языку были поставлены следующие задачи:

  • формировать знание о наиболее употребительной немец­кой лексике по теме «Зимние праздники. Рождество в Гер­мании»;

  • активизировать лексику по теме в процессе интегрирован­ного урока-праздника;

  • разучить рождественские игры немецких школьников.

Из вышесказанного следует, что интегрированный урок помо­гает решению поставленной цели, то есть формированию элемен­тарных коммуникативных умений и навыков в говорении, аудировании, чтении, письме и эстетическому воспитанию.

В связи с тем, что учитель работает в общеобразовательных классах с разным уровнем подготовки учащихся, осуществляется дифференци­рованный подход к обучению уже на этапе отбора содержания об­разования, целей и задач. Это касается и интегрированных уроков. При проведении «рождественских праздников» наряду с практи­ческими учитель ставит также коррекционно-развивающие задачи.

Практические задачи:

  • разучить стихи, песни, игры по теме «Рождество»;

  • обучить мини-диалогу с последующей инсценировкой;

• научить писать поздравления и пожелания к Рождеству,
опираясь на тексты-образцы.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать память;

  • развивать творческие способности детей;

  • развивать индивидуальные способности отдельных учащихся.

Интеграция немецкий язык - русский язык. Основной целью обучения немецкому языку на первом этапе обучения явля­ется обогащение словарного запаса с целью формирования ком­муникативной компетенции.

Интеграция немецкий язык - русский язык даёт возможность проследить причины заимствований немецкоязычной лексики, её фонетическое, грамматическое, лексико-семантическое освоение (задачи с точки зрения русского языка). Интегрированный урок немецкий язык - русский язык ставит следующие задачи:

  • обогатить словарный запас с помощью слов-интернационализмов (заимствований из немецкого языка);

  • активизировать употребление немецкоязычных заимство­ваний;

  • научить работать со справочной литературой (со словар­ными статьями и т. д.).

Одним из результатов интегрированного урока немецкий язык - русский язык явилось создание учащимися 5-х классов «Краткого сло­варя заимствований из немецкого языка современным русским язы­ком», защита которого состоялась на школьной научно-практической конференции учащихся средней школы № 14 в 2005 году.

Интегрированные уроки помогают вести учащихся от просто­го к сложному, от элементов игры к элементам исследования.

Актуальность интеграции с другими предметами обусловлена тем, что наша школа имеет партнёрские отношения с Германией (г. Билефельдом). Ежегодно с гимназией «Мариеншуле» прово­дятся совместные международные культурно-образовательные интегрированные проекты. Поэтому ученики старших классов го­товятся к участию в совместных международных проектах «О спорт! Ты мир!» (знания об истории олимпийского движения), «Защитим нашу планету!» (интеграция с биологией, экологией, географией, химией), «Прикладная математика - ключ к успеху в будущем!» (знания по алгебре, геометрии, экономике, социоло­гии), «Музыка соединяет сердца» (художественно-эстетический цикл музыка - немецкий язык), «Мы и информационное про­странство» (информатика - немецкий язык). В рамках этой работы постоянно проводятся уроки-диалоги, уроки защиты аналитиче­ских проектов, интернет-презентаций.

Интегрированные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.

Анализ качества знаний показывает, что у учащихся сформи­рованы речевые умения и языковые навыки в соответствии с тре­бованиями, высок уровень лингвострановедческих и страноведче­ских знаний и умений, самостоятельности в работе над языком.

Высокий уровень знаний и постоянно повышающийся интерес к немецкому языку посредством разнообразия методов и форм обу­чения позволяет учителю сохранить контингент учащихся. На­блюдается стопроцентное подтверждение отметок из года в год.

Второй год учащиеся 1 1 класса выбирают своей профессией немецкий язык. Имеются призовые места в городской олимпиаде. Учащиеся стали дипломантами международного предметного проекта «Музыка соединяет сердца» в рамках партнерских отно­шений между школой № 14 города Великого Новгорода и гимна­зией «Мариеншуле» города Билефельда (Германия).

Литература:

  1. Егоров О. Коммуникативная функция учебного занятия [Текст] / О. Егоров// Учитель. - 2001. - № 1. - С. 52.

  2. Елухина Н. В. [Текст] Роль дискуссии в межкультурной ком­муникации и методика формирования дискурсивной компетенции. / Н. В. Елухина // Иностранный язык в школе. - 2002. - № 3., С. 9.

  3. Лукьянчикова Н. В. Обучение иностранному языку на на­чальном этапе обучения [Текст] / Н. В Лукьянчикова /У Начальная школа.-2001.-№ 11.-С. 49.

  4. Мартынова М. В. Интегрированное обучение. Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков [Текст]: мето­дические рекомендации / М. В. Мартынова. - Томск, 2003. - С. 35.

  5. Мильруд Р. П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку [Текст] / Р. П. Мильруд И. Р. Максимова // Иностранный язык в школе -2000.-№ 4. С. 14.

  6. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе [Текст] / Е. И. Пассов. - М.: Просвещение, 1988.

  7. Полат Е. С. Интернет на уроках иностранного языка [Текст] / Е. С. Полат // Иностранный язык в школе. - 2001. - № 2. - С. 14.

  8. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст] / Е. С. Полат // Иностранный язык в школе. - 1991. - № 2. - С. 3.

  9. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений / И. П. Подласый. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001.

Ю.Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. - М.: Просвещение, 2000.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в от­личие от других предметов, в качестве основной цели обучения вы­двигается формирование коммуникативной компетенции учащихся iconФормирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках немецкого языка
Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую и мыслительную...
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в от­личие от других предметов, в качестве основной цели обучения вы­двигается формирование коммуникативной компетенции учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основной целью обучения иностранного языка в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, то есть обучение...
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в от­личие от других предметов, в качестве основной цели обучения вы­двигается формирование коммуникативной компетенции учащихся iconСовременный подход к преподаванию иностранного языка
Эта цель достигается путем формирования в учащемся коммуникативной компетенции, что и является основной целью обучения иностранному...
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в от­личие от других предметов, в качестве основной цели обучения вы­двигается формирование коммуникативной компетенции учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель моей педагогической деятельности создание условий для достижения высокого уровня коммуникативной компетенции при изучении иностранного...
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в от­личие от других предметов, в качестве основной цели обучения вы­двигается формирование коммуникативной компетенции учащихся iconИ. Ю. Усатова Электронная почта
Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в от­личие от других предметов, в качестве основной цели обучения вы­двигается формирование коммуникативной компетенции учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: формирование коммуникативной компетенции посредством иностранного языка
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в от­личие от других предметов, в качестве основной цели обучения вы­двигается формирование коммуникативной компетенции учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это объясняется прежде всего спецификой самого учебного предмета «Иностранный язык», основной целью которого является формирование...
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в от­личие от других предметов, в качестве основной цели обучения вы­двигается формирование коммуникативной компетенции учащихся iconФормирование мотивации на уроке иностранного языка как основное условие...
Той или иной степени овладели в школе математикой, физикой, географией и другими предметами, но очень осторожно высказываются об...
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в от­личие от других предметов, в качестве основной цели обучения вы­двигается формирование коммуникативной компетенции учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Описание собственной методической системы «Формирование коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка»
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в от­личие от других предметов, в качестве основной цели обучения вы­двигается формирование коммуникативной компетенции учащихся iconМетодическая разработка нетрадиционных уроков русского языка
Известно, что целью обучения является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как научную, так и социо-культурную...
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в от­личие от других предметов, в качестве основной цели обучения вы­двигается формирование коммуникативной компетенции учащихся icon«Рассмотрено» «Согласовано»
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т е способности и готовности осуществлять...
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в от­личие от других предметов, в качестве основной цели обучения вы­двигается формирование коммуникативной компетенции учащихся iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью обучения является формирование коммуникативной компетенции студентов, которая включает три компонента: 1 образовательный: формирование...
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в от­личие от других предметов, в качестве основной цели обучения вы­двигается формирование коммуникативной компетенции учащихся iconРабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)...
Целью освоения дисциплины является формирование у магистрантов набора компетенций, позволяющих полноценно осуществлять свою профессиональную...
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в от­личие от других предметов, в качестве основной цели обучения вы­двигается формирование коммуникативной компетенции учащихся iconСистема работы учителя на уроках английского языка по формированию коммуникативной компетенции
В статье описаны некоторые особенности, достоинства и недостатки аудирования как основного средства для формирования коммуникативных...
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в от­личие от других предметов, в качестве основной цели обучения вы­двигается формирование коммуникативной компетенции учащихся iconДисциплины: повысить уровень коммуникативной компетенции студентов,...
Языковые знания как средство развития и становления коммуникативной и профессиональной компетенции
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в от­личие от других предметов, в качестве основной цели обучения вы­двигается формирование коммуникативной компетенции учащихся iconРабочая учебная программа «Английский язык»
Основная цель иностранного языка состоит в формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их способность...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск