Скачать 87.92 Kb.
|
Интегрированный урок как средство формирования коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку Громова Т. М., учитель немецкого языка, МАОУ СОШ № 14 В. Новгород В аспекте модернизации современной школы происходят изменения в характере образования, которые ориентируют учителя иностранного языка на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, так как без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Такую личность невозможно формировать без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение языка и культуры одновременно обеспечивает эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей. Первая и естественная потребность изучающих иностранный язык - коммуникация. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся. Как сформировать коммуникативные навыки учащихся в обучении иностранному языку, чтобы добиться наиболее оптимального усвоения его базового уровня в обычной общеобразовательной школе, где в отличие от специализированных школ, лицеев и гимназий на изучение иностранного языка отводится меньшее количество часов? Говоря об уроке как структурно значимой единице учебного процесса, Б. П. Есипов видел в уроке «законченный» отрезок учебной работы, на протяжении которого осуществляется достижение определенной дидактической задачи, поставленной учителем. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин углубляли эту мысль, подчеркивая, что урок является законченным, целостным, ограниченным во времени отрезком учебного процесса, в котором представлены в сложном взаимодействии основные элементы этого процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Урок как основная единица учебного процесса выполняет все его функции: образовательную, развивающую и воспитательную. [9] Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. Формирование коммуникативной компетенции как цели обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе достигается в процессе активной речевой деятельности учащихся, организуемой учителем на уроке. Задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы, так как овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка трудно. Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа носителя языка. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), читать, то есть понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, то есть научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли. Действительно, чтобы заложить основы по каждому из перечисленных видов речевой деятельности, необходимо накопление языковых средств, обеспечивающих функционирование каждого из них на элементарном коммуникативном уровне, позволяющем перейти на качественно новую ступень их развития в дальнейшем. [6] Вслед за методистами И.Л. Бим и М.3. Биболетовой можно утверждать, что обучение иностранному языку в «интегрированном» составе ориентировано на разностороннее развитие учащихся, их общее образование и воспитание (что достигается за счет объединения воспитательных, образовательных и развивающих возможностей разных учебных предметов); помогает формировать у учащихся более целостную картину мира, в котором сам иностранный язык является средством познания и общения. [4] Интегрированный урок как средство познания и общения * Нами разработаны и проводятся интегрированные уроки, которые являются одной из форм, активизирующих речевую деятельность, способствующих совершенствованию навыков говорения, аудирования, чтения и письма. Интегрированные уроки проводятся на разных ступенях обучения. В соответствии со ступенью обучения дифференцируется отбор содержания материала, целей и задач интегрированных уроков. При этом учитываются возрастные особенности школьников. Интегрированные уроки немецкий язык - музыка (3-4 классы) Для младших школьников характерны: эмоциональность, богатое воображение, подвижность, непосредственность восприятия учебного материала. Им нравится необычность проведения уроков. Именно поэтому для них был проведён интегрированный урок-праздник немецкий язык - музыка по теме «Зимние праздники. Рождество в Германии». Идея интеграции немецкий язык - музыка возникла по той причине, что через музыку, которая является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции младших школьников, легче преподнести страноведческий компонент. В немецких песнях по теме «Зимние праздники. Рождество в Германии» встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Знакомство с немецкими песнями способствует развитию у младших школьников чувства языка, пониманию стилистических особенностей немецкого языка. Интегрированный урок способствует совершенствованию навыков немецкого произношения, музыкального слуха. Разучивание и исполнение коротких несложных песенок по теме помогает более прочному усвоению и расширению лексического запаса по теме «Зимние праздники. Рождество в Германии», так как тексты песен включают новые слова и выражения на немецком языке. Знакомая немецкоязычная лексика встречается в новом контекстуальном значении, что способствует её активизации. Основная цель интегрированного урока - приобщить учащихся 3-4 классов к культуре, традициям и реалиям Германии, учиться осуществлять общение на немецком языке с учётом возможностей и потребностей младших школьников. В рамках интегрированного урока-праздника немецкий язык - музыка в соответствии с образовательным стандартом основного общего образования по немецкому языку были поставлены следующие задачи:
Из вышесказанного следует, что интегрированный урок помогает решению поставленной цели, то есть формированию элементарных коммуникативных умений и навыков в говорении, аудировании, чтении, письме и эстетическому воспитанию. В связи с тем, что учитель работает в общеобразовательных классах с разным уровнем подготовки учащихся, осуществляется дифференцированный подход к обучению уже на этапе отбора содержания образования, целей и задач. Это касается и интегрированных уроков. При проведении «рождественских праздников» наряду с практическими учитель ставит также коррекционно-развивающие задачи. Практические задачи:
• научить писать поздравления и пожелания к Рождеству, опираясь на тексты-образцы. Коррекционно-развивающие задачи:
Интеграция немецкий язык - русский язык. Основной целью обучения немецкому языку на первом этапе обучения является обогащение словарного запаса с целью формирования коммуникативной компетенции. Интеграция немецкий язык - русский язык даёт возможность проследить причины заимствований немецкоязычной лексики, её фонетическое, грамматическое, лексико-семантическое освоение (задачи с точки зрения русского языка). Интегрированный урок немецкий язык - русский язык ставит следующие задачи:
Одним из результатов интегрированного урока немецкий язык - русский язык явилось создание учащимися 5-х классов «Краткого словаря заимствований из немецкого языка современным русским языком», защита которого состоялась на школьной научно-практической конференции учащихся средней школы № 14 в 2005 году. Интегрированные уроки помогают вести учащихся от простого к сложному, от элементов игры к элементам исследования. Актуальность интеграции с другими предметами обусловлена тем, что наша школа имеет партнёрские отношения с Германией (г. Билефельдом). Ежегодно с гимназией «Мариеншуле» проводятся совместные международные культурно-образовательные интегрированные проекты. Поэтому ученики старших классов готовятся к участию в совместных международных проектах «О спорт! Ты мир!» (знания об истории олимпийского движения), «Защитим нашу планету!» (интеграция с биологией, экологией, географией, химией), «Прикладная математика - ключ к успеху в будущем!» (знания по алгебре, геометрии, экономике, социологии), «Музыка соединяет сердца» (художественно-эстетический цикл музыка - немецкий язык), «Мы и информационное пространство» (информатика - немецкий язык). В рамках этой работы постоянно проводятся уроки-диалоги, уроки защиты аналитических проектов, интернет-презентаций. Интегрированные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. Анализ качества знаний показывает, что у учащихся сформированы речевые умения и языковые навыки в соответствии с требованиями, высок уровень лингвострановедческих и страноведческих знаний и умений, самостоятельности в работе над языком. Высокий уровень знаний и постоянно повышающийся интерес к немецкому языку посредством разнообразия методов и форм обучения позволяет учителю сохранить контингент учащихся. Наблюдается стопроцентное подтверждение отметок из года в год. Второй год учащиеся 1 1 класса выбирают своей профессией немецкий язык. Имеются призовые места в городской олимпиаде. Учащиеся стали дипломантами международного предметного проекта «Музыка соединяет сердца» в рамках партнерских отношений между школой № 14 города Великого Новгорода и гимназией «Мариеншуле» города Билефельда (Германия). Литература:
Ю.Рогова, Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина. - М.: Просвещение, 2000. |
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках немецкого языка Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую и мыслительную... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Основной целью обучения иностранного языка в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, то есть обучение... | ||
Современный подход к преподаванию иностранного языка Эта цель достигается путем формирования в учащемся коммуникативной компетенции, что и является основной целью обучения иностранному... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель моей педагогической деятельности создание условий для достижения высокого уровня коммуникативной компетенции при изучении иностранного... | ||
И. Ю. Усатова Электронная почта Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: формирование коммуникативной компетенции посредством иностранного языка | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Это объясняется прежде всего спецификой самого учебного предмета «Иностранный язык», основной целью которого является формирование... | Формирование мотивации на уроке иностранного языка как основное условие... Той или иной степени овладели в школе математикой, физикой, географией и другими предметами, но очень осторожно высказываются об... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Описание собственной методической системы «Формирование коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка» | Методическая разработка нетрадиционных уроков русского языка Известно, что целью обучения является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как научную, так и социо-культурную... | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т е способности и готовности осуществлять... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью обучения является формирование коммуникативной компетенции студентов, которая включает три компонента: 1 образовательный: формирование... | ||
Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)... Целью освоения дисциплины является формирование у магистрантов набора компетенций, позволяющих полноценно осуществлять свою профессиональную... | Система работы учителя на уроках английского языка по формированию коммуникативной компетенции В статье описаны некоторые особенности, достоинства и недостатки аудирования как основного средства для формирования коммуникативных... | ||
Дисциплины: повысить уровень коммуникативной компетенции студентов,... Языковые знания как средство развития и становления коммуникативной и профессиональной компетенции | Рабочая учебная программа «Английский язык» Основная цель иностранного языка состоит в формировании иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как их способность... |