Формирование мотивации на уроке иностранного языка как основное условие развития коммуникативной компетенции Винникова Г. С., учитель английского языка мбоу «сош №12 с уиоп»





Скачать 48.08 Kb.
НазваниеФормирование мотивации на уроке иностранного языка как основное условие развития коммуникативной компетенции Винникова Г. С., учитель английского языка мбоу «сош №12 с уиоп»
Дата публикации02.07.2014
Размер48.08 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
Формирование мотивации на уроке иностранного языка как основное условие развития коммуникативной компетенции

Винникова Г.С., учитель английского языка МБОУ «СОШ №12 с УИОП»

Большинство школьных предметов представлены в массовых профессиях как знания, без которых профессиональная деятельность была бы затруднена. Почти все считают, что в той или иной степени овладели в школе математикой, физикой, географией и другими предметами, но очень осторожно высказываются об иностранном языке. И буквально единицы полагают, что после завершения школьного обучения они владеют языком. К основным причинам такого положения можно отнести следующее:

  • отсутствие языковой среды, когда обучение иноязычной речевой деятельности осуществляется в искусственных условиях;

  • неразработанность некоторых методических вопросов, имеющих прямое отношение к новым условиям обучения. Главным их них является вопрос о формировании мотивации, т.е. положительного отношения школьников к иностранному языку как учебному предмету.

Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Любая познавательная деятельность учащихся наряду с операционными компонентами (знания, умения и навыки) включает и мотивационные (мотив, интерес, отношение).

Мотивационные компоненты определяют для учащихся значимость того, что им познаётся и усваивается. Его отношение к учебной деятельности, её содержанию, способам выполнения и результатам деятельности. Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Для достижения поставленной цели кроме желания необходим “объект, который, отвечая потребности, являлся бы побудителем деятельности, придал бы ей определённую конкретную направленность”, т.е. необходим мотив.

В настоящее время формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности учащихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит “бескорыстная жажда познания”, “неудержимое стремление познать всё новое и новое”. При такой мотивации учащийся с большой лёгкостью справляется с трудностями.

А трудности появляются в изучении языка уже в 7-м классе. Согласно экспериментальным данным интерес к этому предмету пропадает у 60-70% учащихся именно в 7-8-м классе. В это время возникает целый ряд психологических барьеров в области мотивации: отсутствие веры в успешное овладение иностранным языком, низкая самооценка своих способностей, неясность целей использования иностранного языка в будущей профессиональной деятельности.

Первоочередным условием формирования коммуникативной компетенции и повышения интереса к предмету “Иностранный язык” является формирование коммуникативной мотивации.

Как показывает практика, наиболее действенным средством развития положительной мотивации является включение интеллектуальной деятельности соревновательного характера. Это и ролевые игры, и участие в различной проектной деятельности, КВНы, викторины, игровые моменты на уроках иностранного языка.

Игра несёт в себе большой положительный момент в формировании коммуникативной мотивации, ведь в основе любого общения лежит решение проблемы, которая обсуждается в жизненной ситуации. Ситуация и есть основа общения, а процесс коммуникации – это непрерывный, динамичный ряд сменяющих друг друга ситуаций. Чтобы ученик комфортно чувствовал себя в реальной жизни, учитель должен моделировать подобные ситуации общения. В этом случае целесообразно использовать на уроках иностранного языка ситуативно-ролевые игры.

В качестве цели обучения иностранному языку выдвинуто обучение общению. Ситуация является формой функционирования общения, единицей общения.

Коммуникативное обучение предполагает, что процесс обучения строится как модель процесса общения.

Как известно, успех в обучении иностранным языкам определяется правильной организацией учебного процесса. Вовлечение школьников в активную речевую деятельность на уроке – задача учителя. И поэтому одним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала учащихся является обучение общению. Научить школьников общаться естественным образом на иностранном языке в условиях учебного процесса – проблема сложная и неоднозначно решаемая.

На уроке учебно-речевые ситуации призваны выполнять две основные функции: стимулирующую и обучающую. Эти ситуации должны создаваться с учетом основных условий формирования речевых навыков и умений, только в этом случае может быть реализована их обучающая функция. Психологи установили, что в подростковом возрасте интересные для ребят разговоры – это, во-первых, такие, в которых сообщаются новые факты и сведения из разных областей; во-вторых, это разговоры об отношениях, поступках.

Очень важно обеспечить содержательность высказываний на изучаемом языке, исключить высказывания, не имеющие связи с действительностью, не соответствующие ей. Необходимо постоянно привлекать внимание ребят к тому, о чем говорится: “Is it really so?”, “Do you agree?”, “You don’t say so!”, “How so?” и другие.

Речевые ситуации рассматриваются как модель жизненных ситуаций, в которых учащиеся определенного возраста много и охотно говорят то, что требует от них соответствующая возрасту программа обучения иностранному языку. В некоторых ситуациях люди общаются почти автоматически. Обучающие и воспитывающие возможности ролевого общения могут быть реализованы в полной мере при условии правильного распределения ролей.

Речевая ситуация должна (по возможности) быть адекватной реальной ситуации общения; предельно ясной учащимся; воспитывать у них внимательное отношение к одноклассникам, чувство коллективизма, инициативности; должна стимулировать мотивацию учения; вызывать у школьников интерес к заданию, желание хорошо его выполнить. Предлагая ситуации общения, необходимо учитывать языковую подготовку учащихся. Включение ученика в иноязычную деятельность общения – не только важная практическая задача, её решение является важным вкладом в формирование личности учащегося. Как уже отмечалось, ситуация – единица общения, “русло” общения. Проявляя активность, ученик формируется как активная личность. Что значит проявлять активность? Это значит не быть равнодушным, простым наблюдателем.

речевые ситуации близкие к реальной жизни помогают повысить эффективность урока, активизировать речевую деятельность учащихся, повысить их интерес к языку, а главное в создании речевых ситуаций и в деятельности учителя – поиск. Учителю предоставлена возможность варьировать ситуации от класса к классу, для разных учащихся в зависимости от их интересов и уровня обученности.

В распоряжении творчески работающего учителя имеются большие резервы для стимулирования интереса учащихся к овладению иностранным языком и для повышения качества обучения данному предмету с учётом современных методических тенденций, эффективность которых подтверждена практикой. На уроке иностранного языка может звучать современная музыка, песни, использоваться современные тексты, в которых целенаправленно представлены языковые средства и способы формирования и формулирования мысли. Это основа для порождения собственных высказываний. Иностранный язык – это средство выражения мысли, а мысль приводится в движение мотивом, потребностью. Поэтому современный учитель должен искать всё новые и новые пути в своей работе, чтобы мотивированная мысль учащихся находила свои средства выражения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование мотивации на уроке иностранного языка как основное условие развития коммуникативной компетенции Винникова Г. С., учитель английского языка мбоу «сош №12 с уиоп» iconО. Б. Шервашидзе Учитель английского языка мбоу дубковской сош «Дружба»...
...
Формирование мотивации на уроке иностранного языка как основное условие развития коммуникативной компетенции Винникова Г. С., учитель английского языка мбоу «сош №12 с уиоп» iconСистема работы учителя на уроках английского языка по формированию коммуникативной компетенции
В статье описаны некоторые особенности, достоинства и недостатки аудирования как основного средства для формирования коммуникативных...
Формирование мотивации на уроке иностранного языка как основное условие развития коммуникативной компетенции Винникова Г. С., учитель английского языка мбоу «сош №12 с уиоп» icon«Рассмотрено» «Согласовано»
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т е способности и готовности осуществлять...
Формирование мотивации на уроке иностранного языка как основное условие развития коммуникативной компетенции Винникова Г. С., учитель английского языка мбоу «сош №12 с уиоп» iconФормирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках немецкого языка
Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую и мыслительную...
Формирование мотивации на уроке иностранного языка как основное условие развития коммуникативной компетенции Винникова Г. С., учитель английского языка мбоу «сош №12 с уиоп» iconМурашева Т. В. Учитель английского языка
В статье определены пути повышения мотивации школьников к изучению иностранного языка, обозначены различные методы наблюдения для...
Формирование мотивации на уроке иностранного языка как основное условие развития коммуникативной компетенции Винникова Г. С., учитель английского языка мбоу «сош №12 с уиоп» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т е способности и готовности осуществлять...
Формирование мотивации на уроке иностранного языка как основное условие развития коммуникативной компетенции Винникова Г. С., учитель английского языка мбоу «сош №12 с уиоп» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Описание собственной методической системы «Формирование коммуникативной компетенции на уроке иностранного языка»
Формирование мотивации на уроке иностранного языка как основное условие развития коммуникативной компетенции Винникова Г. С., учитель английского языка мбоу «сош №12 с уиоп» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т е способности и готовности осуществлять...
Формирование мотивации на уроке иностранного языка как основное условие развития коммуникативной компетенции Винникова Г. С., учитель английского языка мбоу «сош №12 с уиоп» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель моей педагогической деятельности создание условий для достижения высокого уровня коммуникативной компетенции при изучении иностранного...
Формирование мотивации на уроке иностранного языка как основное условие развития коммуникативной компетенции Винникова Г. С., учитель английского языка мбоу «сош №12 с уиоп» iconУрок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в от­личие...
Такую личность невозможно формировать без знаний о социо­культурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение языка и культуры...
Формирование мотивации на уроке иностранного языка как основное условие развития коммуникативной компетенции Винникова Г. С., учитель английского языка мбоу «сош №12 с уиоп» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кузнецова Инга Викторовна, учитель английского языка, мбоу сош с уиоп №80 г. Хабаровска
Формирование мотивации на уроке иностранного языка как основное условие развития коммуникативной компетенции Винникова Г. С., учитель английского языка мбоу «сош №12 с уиоп» iconЯрец Екатерина Александровна, учитель английского языка мбоу «сош...
Образовательный аспект расширение кругозора учащихся с повышенной мотивацией к обучению
Формирование мотивации на уроке иностранного языка как основное условие развития коммуникативной компетенции Винникова Г. С., учитель английского языка мбоу «сош №12 с уиоп» iconМетодические рекромендации использования мультимедийной презентации...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г. Шумерля Чувашской Республики (моу сош №6)
Формирование мотивации на уроке иностранного языка как основное условие развития коммуникативной компетенции Винникова Г. С., учитель английского языка мбоу «сош №12 с уиоп» iconИспользование Интернет–Ресурсов для формирования устойчивой мотивации...
Основная задача учителя в настоящее время повысить эффективность использования икт и Интернет ресурсов на уроке английского языка...
Формирование мотивации на уроке иностранного языка как основное условие развития коммуникативной компетенции Винникова Г. С., учитель английского языка мбоу «сош №12 с уиоп» iconДисциплины: повысить уровень коммуникативной компетенции студентов,...
Языковые знания как средство развития и становления коммуникативной и профессиональной компетенции
Формирование мотивации на уроке иностранного языка как основное условие развития коммуникативной компетенции Винникова Г. С., учитель английского языка мбоу «сош №12 с уиоп» iconНа уроках английского языка
Пантилеева Екатерина Сергеевна, мбоу «Красномаяковская сош» учитель английского языка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск