Российской федерации





Скачать 179.9 Kb.
НазваниеРоссийской федерации
Дата публикации12.01.2015
Размер179.9 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Институт филологии и журналистики

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.
УТВЕРЖДАЮ

Председатель НМК ИФиЖ

____________________________

Рабочая программа дисциплины (модуля)
ОСНОВНОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС): ЛЕКСИКОЛОГИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Направление подготовки

ВПО 032700 ФИЛОЛОГИЯ
Профиль подготовки

ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ
Квалификация (степень) выпускника

БАКАЛАВР
Форма обучения

очная


Саратов, 2010
1. Цели освоения дисциплины «Основной иностранный язык (теоретический курс): Лексикология английского языка»

Целями освоения дисциплины являются: формирование научного представления о структуре и значении слова. Общая теория слова служит основой для лексических единиц, а также обеспечивает преемственность и переход в исследовании к явлениям других языковых уровней.

Центральной проблемой лексикологии является слово как основная единица языка. В качестве предмета изучения рассматриваются следующие аспекты словарного состава: типы лексических единиц, их структура и семантика, неоднородность словарного состава и пути его развития, лексика и внеязыковая реальность.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Основной иностранный язык (теоретический курс): Лексикология английского языка» (Б.3. Профессиональный цикл, Базовая часть,) изучается в 5 и 6 семестрах. Изучение дисциплины базируется на знаниях студентов, полученных в ходе освоения дисциплин «Введение в языкознание», «Классический язык (латинский)», «Практический курс основного иностранного языка», «Практикум по основному иностранному языку», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Введение в специальную филологию», «История основного языка». Обучающийся должен иметь представление об индоевропейской семье языков; о фонетических особенностях английского языка; об истории его развития как на фонетическом, так и лексическом уровнях. Обучающийся должен уметь читать и понимать специальные лингвистические тексты на английском языке.

Освоение дисциплины формирует знания, развивает умения и навыки, необходимые для освоения дисциплин «Теоретическая грамматика основного иностранного языка», «Стилистика основного иностранного языка», «Второй иностранный язык», «Спецсеминар».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

 - владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- владение нормами русского литературного языка, навыки практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);



-  осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

-  способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

• знать общие закономерности строения, функционирования и развития как отдельного слова, так и всей лексической системы в широком контексте проблематики, разрабатываемой отечественными и зарубежными лингвистами;

• уметь анализировать формальную и семантическую структуры слова, а также всю лексическую систему изучаемого языка с точки зрения синхронии и диахронии;

• владеть приемами лексикологического анализа, такими как структурный анализ, компонентный анализ, анализа по НС с применением в каждом случае синхронного или диахронного подхода.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины «Лексикология основного иностранного языка(английского)» составляет 4 зачетных единицы, 108 часов. Аудиторных часов – 64 ч., самостоятельная работа – 80 часов.





п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)













Лекции

Практические занятия

Контрольная работа

Самостоятельная работа




1

Введение. Лексикология как лингвистическая дисциплина


5

1-3

2

2




2

Опрос

2

Методы лексического анализа


5

4-6

2

2




2

Опрос

3

Структура слова


5

7-8

2

2




2

Опрос

4

Словообразование

Аффиксация.



5

9-10

2

2




3

Опрос


5

Словосложение


5

11,12

2

2




4

Опрос

6

Конверсия


5

13,14

2

2




3

Опрос

7

Сокращение


5

15,16

2

2




3

Опрос

Реферат

8

«Малые» способы словообразования

5

17,18

2

2




2

Контрольная работа Промежуточная аттестация (зачет)

9

Семасиология.

Значение слова. Полисемия


6

1,2

2

2




4

Опрос


10

Коннотативный компонент лексического значения.

6

3,4

2







2

Опрос

11

Типы изменения значений слова


6

5

2







2

Опрос

12

Омонимия


6

6




2




2

Опрос

13

Синонимия и

Антонимия


6

7




2




2

Опрос

14

Фразеология


6

8-9

2

2




4

Опрос

15

Генетический состав лексики современного английского языка


6

10,11

2

2




2

Опрос

16

Терминология как часть лексического состава английского языка


6

12-13

2







2

Опрос

17

Стратификация лексики современного английского языка в хронологическом аспекте


6

13-14




2




4

Опрос

18

Территориальные варианты и диалекты современного английского языка


6

15

2

2




4

Опрос

19

Проблемы современной англоязычной лексикографии


6

16

2

2




4

27

Опрос Контрольная работа

Промежуточная аттестация экзамен


Содержание дисциплины
Лекция 1. Введение. Лексикология как лингвистическая дисциплина

Введение. Лексикология как лингвистическая дисциплина. Связь лексикологии с другими разделами языкознания. Предмет и разделы лексикологии. Лексикология общая и частная. Язык как сложная семиотическая система, ее структура. Понятие о языковом уровне. Понятие языкового знака и его характеристики. Парадигматические и синтагматические отношения элементов языковой системы. Синхронный и диахронный подходы к изучению фактов языка. Теория слова, различные подходы к определению понятия слова. Знаковая природа слова.
Лекция 2. Методы лексического анализа.

Применение различных лингвистических методов в изучении структуры и семантики слова: описательный метод (синхронный анализ), сравнительно-исторический метод (диахронный анализ), сопоставительный метод, метод дистрибутивного анализа, трансформационный метод, метод компонентного анализа, методы количественного анализа, анализ по НС.
Лекция 3. Структура слова.

Понятие морфемы. Типы морфем. Словообразовательная структура английского слова. Понятие основы слова.
Лекция 4. Словообразование. Аффиксация.

Словообразование как лингвистическая дисциплина, ее объект и задачи. Способы словообразования, словообразовательные модели, средства словообразования. Синхронический и диахронический подходы к словообразованию. Аффиксация как одна из продуктивных словообразовательных моделей.
Лекция 5. Словосложение.

Словосложение как один из продуктивных способов словообразования. Различные принципы классификации сложных слов: фонетический, графический, семантический. Роль дистрибутивной модели в образовании сложных слов. Явление фразеологизации в образовании трехкомпонентных сложных слов. Сфера действия словосложения и его продуктивность.
Лекция 6. Конверсия

Конверсия и ее особенности в английском языке. Интралингвистические причины возникновения конверсии как одного из самых продуктивных образования новых глаголов. Понятие лексической парадигмы слова и ее сравнение с грамматической парадигмой. Субстантивация как один из видов конверсии.
Лекция 7. Сокращение

Понятие и определение аббревиации как особого способа словообразования в современном английском. Экстра- и интралингвистические причины возникновения аббревиации. Принципы классификации аббревиатур. Вопрос о статусе аббревиатуры как слова.
Лекция 8. «Малые» способы словообразования.

Типы «малых» способов словообразования: редупликация, умлаут, обратное словообразование, изменение корневой гласной фонемы.
Лекция 9. Семасиология.

Семасиология. Значение слова. Лексическое и грамматическое значения. Лексическое значение и различные подходы к нему (функциональный и референционный). Полисемия.
Лекция 10.Коннотативный компонент лексического значения.

Факторы возникновения коннотации (экстралингвистические и лингвистические). Полисемия (многозначность) слова. Различные трактовки данного явления.
Лекция 11. Типы изменения значений слова.

Виды переноса лексического значения на основе импликационных связей (метафора, метонимия, синекдоха и др.), на основе классификационных и родо-видовых связей.
Лекция 12. Омонимия.

Источники омонимии в английском языке – распад полисемии и совпадение форм в результате исторического развития, заимствования из других языков, сокращения, конверсии. Проблема разграничения полисемии и омонимии. Тематические группы, семантические и понятийные поля, семантические группы.
Лекция 13. Синонимия и антонимия.

Явление синонимии в языке. Антонимия как отражение семантического отношения противопоставления. Парадигматические отношения в лексике.
Лекция 14. Фразеология.

Фразеология. Критерии выделения фразеологических единиц и место фразеологизма в уровневой системе языка. Фразеологические концепции В.В.Виноградова, А.И.Смирницкого, Н.Н. Амосовой, А.В. Кунина, Л.П. Смита. Место пословиц и поговорок во фразеологическом корпусе языка. Специфика фразеологического значения.
Лекция 15. Генетический состав лексики современного английского языка.

Определение заимствования как одного из способов пополнения словарного состава языка. Особенности генетического состава лексики английского языка: экстралингвистические факторы. Процесс заимствования и типы ассимиляции: фонемно-графемный уровень (через явление фонетической субституции или транслитерации), морфологический, семантический.
Лекция 16. Терминология.

Понятие термина и терминосистемы. Критерии определения термина. Интернациональный характер общенаучной терминологии. Термин и слово. Термин и номенклатурное название.
Лекция 17. Стратификация лексики современного английского языка в хронологическом аспекте.

Неологизмы. Устаревшие слова – историзмы, архаизмы.
Лекция 18. Территориальные варианты современного английского языка.

Основные варианты английского языка и их лексические особенности: британский и американский варианты, канадский, австралийский, новозеландский, английский в ЮАР. Основные диалектные зоны и их лексические особенности в британском и американском английском.
Лекция 19. Проблемы современной англоязычной лексикографии.

История английской лексикографии. Особенности американской лексикографии. Различные подходы к типологии словарей. Современные тенденции в развитии лексикографии.
5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями компетентностного подхода изучаемая дисциплина предполагает проведение занятий в интерактивной форме: лекции сопровождаются иллюстративным материалом в виде компьютерных презентаций; работой с материалами (таблицами, упражнениями) из учебного пособия. Практические занятия включают как выступления по теоретическим вопросам (самостоятельно подготовленные на аутентичном материале устные сообщения, компьютерные презентации (индивидуальные и в микрогруппах)), так и работу с электронными пособиями; выполнение тестовых заданий в электронной форме в компьютерном классе (контрольная работа).
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Самостоятельная работа студентов предполагает: подготовку к лекционным и практическим занятиям по аспектам изучаемой дисциплины, работу с обязательной и дополнительной литературой; работу с Интернет-ресурсами; подготовку к контрольным работам и итоговой аттестации (зачеты, экзамены). Контроль самостоятельной работы осуществляется на аудиторных занятиях – оценивается качество подготовленного к занятию материала (анализируются выполненные задания по изучаемым темам и устные выступления); выполнение контрольных работ (письменный тест и реферат по одной из тем курса), а также на консультациях, зачетах и экзаменах.

Темы практических занятий (семестр):

  1. Введение. Лексикология как лингвистическая дисциплина. Предмет и разделы лексикологии. Лексикология общая и частная.

  2. Методы лексического анализа.

  3. Структура слова. Морфемы. Типы морфем. Словообразовательная структура слова. Основа слова.

  4. Словообразование. Словообразование как лингвистическая дисциплина, его объект и задачи. Способ словообразования, словообразовательная модель, средство словообразования. Синхронический и диахронический подходы к словообразованию. Аффиксация, словообразовательная модель. Словосложение, сфера действия словосложения, продуктивность. Конверсия, ее сущность. Сфера действия конверсии. Сокращение, его сущность. Причины, обусловливающие появление сокращенных единиц в языке (экстралингвистические, лингвистические). Так называемые «малые способы словообразования»

  5. Семасиология. Значение слова. Лексическое и грамматическое значения. Лексическое значение и различные подходы к нему (функциональный и референционный). Коннотативный компонент лексического значения. Факторы возникновения коннотации (экстралингвистические и лингвистические). Полисемия (многозначность) слова. Различные трактовки явления. Типы изменения значений слова. Виды переноса на основе импликационных связей (метонимия, синекдоха), на основе классификационных связей и родо-видовые. Омонимия. Источники омонимии в английском языке – распад полисемии и совпадение форм в результате исторического развития, заимствования из других языков, сокращения, конверсии. Проблема разграничения полисемии и омонимии. Тематические группы, семантические и понятийные поля, семантические группы. Явление синонимии. Антонимия как отражение семантического отношения противопоставления.

  6. Фразеология. Критерии выделения фразеологических единиц. Фразеологические концепции В.В.Виноградова, А.И.Смирницкого, Н.Н. Амосовой, А.В. Кунина, Л.П. Смита.

  7. Генетический состав лексики современного английского языка. Интернациональная лексика, ее характерные черты. Терминология. Понятие термина и терминосистемы.

  8. Стратификация лексики современного английского языка в хронологическом аспекте. Неологизмы. Устаревшие слова – историзмы, архаизмы.

  9. Территориальные варианты современного английского языка, их лексические особенности.

  10. Проблемы современной англоязычной лексикографии.



Промежуточная аттестация 5 семестр (устный зачет)

Вопросы:

1. The Morphemic Structure of the Word

2. The Main Types of Word-Formation in English

3. Derivation

4. Compounding

5. Conversion

6. Abbreviation

7. Borrowing

8. Motivation

Промежуточная аттестация 6 семестр (экзамен).

Вопросы:

  1. The Object of Lexicology

  2. The connection of Lexicology with other Branches of Linguistics

  3. The Methods of Linguistic Analysis

  4. The Morphemic Structure of the Word

  5. Word Composition

  6. Affixation

  7. Conversion

  8. Shortening as a specific Type of Word-formation

  9. Minor Types of Word-formation

  10. The Lexical Meaning of the Word. Its Structure and Classification

  11. Lexical Connotation

  12. Types of semantic Change

  13. Homonyms

  14. Polysemy and Its Origin

  15. Synonymy

  16. Antonymy

  17. The Etymological of Md. English. Native and Borrowed Elements.

  18. Terminology as Part of English Vocabulary

  19. Motivation. Its Definition and Types

  20. Phraseology and Its Problems

  21. Problems of English Lexicography. Types of Dictionaries.

  22. Territorial Variants of Md. English



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

1. Гвишиани Н.Б. Современный английский язык. Лексикология [Text] = Modern English Studiens. Lexicology : учеб. пособие / Н. Б. Гвишиани. - М. : Академия, 2007. - 218, [6] с.
б) дополнительная литература:


  1. Амосова Н.Н. Этимологические основы современного английского языка // http://www.twirpx.com/file/71693/

  2. Антрушина Г.Б., Афанасьева О.В., Морозова Н.Н. Лексикология английского языка, «Дрофа», 2008.

  3. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. М., 1974.

  4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов // http://www.classes.ru/grammar/174.Akhmanova/source/worddocuments/a.htm

  5. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. М., 2002.

  6. Вражнова И.Г., Лашкова Г.В., Федяшина А.А. Сравнительно- сопоставительное изучение семантической структуры лексем власть в русском и power / authority в английском языках и их реализация в контексте: учебно-методическое пособие для занятий в семинарах и спецсеминарах по лексикологии и лексикографии – Саратов: ООО Издательский Центр «Наука», 2009.

  7. Дубенец Э.М. Современный английский язык. Лексикология. М.: ГЛОССА-ПРЕСС ; СПб.: КАРО, 2004.

  8. Кунин А.В. Фразеология современного английского языка. М., 2005.

  9. Слово в тексте и в словаре: сб. ст. к семидесятилетию акад. Ю. Д. Апресяна. - М.: Яз. рус. культуры, 2000.

  10. Смирницкий А.И. Лексикология английского языка // http://genhis.philol.msu.ru/article_211.shtml

  11. Щерба Л.В. Опыт общей теории лексикографии // http://www.ruthenia.ru/apr/textes/sherba/sherba9.htm

  12. Brinton L.G., Traugott, E.C. Lexicalization and Language Change. Cambridge: Cambridge University Press, 2006.

  13. Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of the English Language. Cambridge Univ. Press, 1995.

  14. Crystal, D. The Cambridge Encyclopedia of the English Language. Cambridge: Cambridge University Press, 2007.

  15. Dalby A. Language in Danger. London: Penguin Books, 2003.

  16. Fernando C. Idioms and Idiomaticity. Oxford Univ.Press, 1996.

  17. Idioms: Processing Structure and Interpretation. By Cristina Cassiari. Univ. Of Bologna, Italy. 1993.

  18. Sociolinguistics. The study of speaker’s choices / Florian Coulmas. Cambridge University Press, 2007.

  19. Sonomura M.O. Idiomaticity of the Basic Writing of American English. Peter Lang, New York, Washington, 1995.

  20. Wardhough, R. An Introduction to Sociolinguistics. Blackwell Publishing House, 2006.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы на английском языке:

  1. Britannica CD. Encyclopedia Britannica. Versions 1997-2010

  2. www.encyclopedia.com Энциклопедия. Общие сведения. Библиография.

  3. www.wikipedia.com Энциклопедия.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Комплект учебников (включая пособие для практических занятий). Для выполнения тестовых заданий и самостоятельной работы каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом в компьютерном классе со свободным доступом в Интернет.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению и профилю подготовки Филология. Зарубежная филология.

Автор: Лашкова Г.В., доцент кафедры английской филологии
Программа одобрена на заседании кафедры английской филологии от 8 октября 2010 года, протокол № 2.

Зав. кафедрой английской филологии Т.В. Харламова
Директор Института

филологии и журналистики Л.С. Борисова

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации iconРоссийской федерации приказ
Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...
Российской федерации iconБез гражданства в российской федерации
Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав...
Российской федерации iconДоклад Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации...
«О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. №825 «Об оценке эффективности деятельности органов...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации
Цели и принципы стандартизации в российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Указом Президента Российской Федерации от 01. 02. 2005 n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской...
Российской федерации iconКомплексная программа 5-11 классы Под общей редакцией А. Т. Смирнова
Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности, Стратегии национальной...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации автомобили скорой медицинской помощи
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом...
Российской федерации iconКомментарий к уголовно-процессуальному кодексу российской федерации
Смирнов А. В., доктор юридических наук, профессор, советник Конституционного Суда Российской Федерации, действительный государственный...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, 1999, n 14, ст. 1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного...
Российской федерации iconУтверждаю Президент Российской Федерации В. Путин стратегия развития...
Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 18...
Российской федерации iconМинистерство связи и массовых коммуникаций российской федерации
Российской Федерации от 1 февраля 2005 г n 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской...
Российской федерации iconНациональный стандарт российской федерации гост р 53423- 2009
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. №184-фз «О техническом...
Российской федерации iconОб утверждении порядка
Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск