МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Оренбургский государственный университет» Кафедра финансов и кредита
| Утверждаю
Декан факультета «Экономика и право»
__________________Т.М. Ожерельева
«_____»______________________2012г.
|
|
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ»
Направление подготовки 080100.62 Экономика
Профиль подготовки:
«Финансы и кредит»
Квалификация выпускника:
бакалавр Форма обучения:
очная
Бузулук 2012
Рецензент кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Иванова Н. А.
Рабочая программа дисциплины «Международные стандарты финансовой отчетности в банковском деле» /сост. Е. Г. Ревтова – Бузулук: БГТИ (филиал) ОГУ, 2012. - 24 с.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения на базе СПО в 5 семестре по направлению подготовки 080100.62 Экономика.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.62 Экономика, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «21» декабря 2009 г. № 747.
Составитель ____________________ Е. Г. Ревтова (подпись)
27.09.2012 г.
© Ревтова Е.Г., 2012
© БГТИ (филиал) ОГУ, 2012
Содержание
|
|
| 1
| Цель и задачи освоения дисциплины.…………………………………...
| 4
| 2
| Место дисциплины в структуре ООП ВПО………….…………………
| 4
| 3
| Требования к результатам освоения содержания дисциплины………..
| 5
| 4
| Содержание и структура дисциплины (модуля)……………….…………
| 7
| 4.1
| Содержание разделов дисциплины...………………….…………….…..
| 7
| 4.2
| Структура дисциплины …………………………………………………..
| 9
| 4.3
| Практические занятия (семинары) ………………………………………
| 11
| 4.4
| Самостоятельное изучение разделов дисциплины……………………..
| 12
| 5
| Образовательные технологии……………………………………………...
| 13
| 5.1
| Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях………………………………………………………
|
13
| 6
| Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации………………………………………………
|
14
| 6.1
| Примерные тестовые задания по дисциплине.…………….…………
| 14
| 6.2
| Тематика рефератов по дисциплине…………………………………
| 17
| 6.3
| Перечень вопросов к зачету……………………………………………..
| 18
| 7
| Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)……………...
| 20
| 7.1
| Основная литература……………………………………………….….....
| 20
| 7.2
| Дополнительная литература…………………...………………………...
| 22
| 7.3
| Периодические издания…………………..…………….…………..…….
| 21
| 7.4
| Интернет-ресурсы ………………………………………………………..
| 21
| 7.5
| Методические указания к практическим занятиям……………………..
| 22
| 7.6
| Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы………………………………………………….
|
22
| 7.7
| Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий………………………………………….
|
22
| 8
| Материально-техническое обеспечение дисциплины……….…………..
| 22
|
| Лист согласования рабочей программы дисциплины……………………
| 23
|
| Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины…………
| 24
|
1 Цели и задачи освоения дисциплины Введение международных стандартов финансовой отчетности является важнейшим шагом обеспечения информационной инфраструктуры рынка капитала в России, создания благоприятного инвестиционного климата и, соответственно, экономического роста.
В условиях рыночных отношений нормальное функционирование конкурентного рынка капитала возможно только при условии, что его участники обеспечены достоверной качественной информацией об объектах инвестиций. Основным источником такой информации является бухгалтерский учет, а точнее, бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций. За последние полвека в мировой практике бухгалтерского учета формировались такие требования к финансовой отчетности, которые делают ее максимально полезной и удобной для принятия экономических решений неограниченным кругом пользователей. МСФО стали тем инструментом, с помощью которого эти требования формализуются с начала 70-х годов прошлого века. К сегодняшнему дню МСФО оказались наиболее распространенной и широко признанной в мире основой, для обеспечения качества представляемой в отчетности информации и ее полезности для принятия экономических решений в бизнесе, в том числе и банковском.
Цели освоения дисциплины: изучение основных принципов подготовки и составления финансовой отчетности кредитных организаций по МСФО для дальнейшего практического применения полученных навыков.
Задачи:
приобретение теоретических и практических знаний по методологии бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности кредитных организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;
овладение знаниями стандартов финансовой отчетности;
приобретение навыков в работе с нормативно-законодательной документацией для принятия правильных решений при определении оптимальных вариантов методики бухгалтерского учета в кредитных организациях.
2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина относится к дисциплинам по выбору вариативной части профессионального цикла - Б3. Профессиональный цикл ФГОС ВПО по направлению 080100.62 Экономика, обеспечивает формирование знаний студентов, необходимых для подготовки бакалавров по направлению 080100.62 «Экономика».
Освоение курса базируется на дисциплинах:
- гуманитарного цикла Б.1: «Право»;
- естественнонаучного цикла Б.2: «Математический анализ», «Методы оптимальных решений»;
- профессионального цикла Б.3: «Бухгалтерский учет и анализ», «Деньги, кредит, банки», «Финансовые рынки и институты», «Банковское дело», «Финансы», «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения».
При этом студент должен иметь представление о том, на каких участках своей будущей профессиональной деятельности он сможет использовать получение им знания в рамках компетенций, обусловленных спецификой его предстоящей работы.
Знания, полученные при изучении дисциплины, будут использованы при подготовке к государственному экзамену и написанию выпускной квалификационной работы бакалавров.
3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурных (ОК):
развитие способностей к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14).
б) профессиональных (ПК):
способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- принципы составления финансовой отчетности кредитных организаций в соответствии с МСФО;
- содержание МСФО и рекомендации по составлению финансовой отчетности кредитных организаций в соответствии МСФО;
- структуру и основные положения Международных стандартов финансовой отчетности, принципиальные отличия МСФО и РПБУ;
Уметь:
- свободно ориентироваться в правилах применения важнейших теоретических положений и принципов международных стандартов на практике;
- прослеживать взаимосвязь принципов, обосновывать их использование в различных случаях;
- использовать положения всех стандартов, понимать причины установления в стандартах тех или иных правил отражения в отчетности учетных объектов;
- самостоятельно работать с международными стандартами для целей составления отчетности кредитной организации (как посредством ведения параллельного учета, так и путем трансформации), управления кредитной организацией и анализа ее финансового положения.
Владеть:
- теорией и практикой применения рекомендаций МСФО для составления финансовой отчетности кредитной организации.
Приобрести опыт деятельности:
- самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии, и участия в научных дискуссиях;
- профессионально пользоваться законодательным материалом и применять его на практике.
4 Содержание и структура дисциплины (модуля) 4.1 Содержание разделов дисциплины Таблица 1 - Содержание разделов дисциплины «Международные стандарты финансовой отчетности в банковском деле»
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| Тема 1
| «Теоретические основы МСФО коммерческого банка».
| Сущность МСФО. Организации, разрабатывающие МСФО. Элементы и структура МСФО. МСФО, применимые к коммерчески м банкам.
| (Т), (Р), (К)
| Тема 2
| «Внедрение МСФО в практику российских коммерческих банков».
| Мероприятия по реформе бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе России. Роль ЦБ РФ в реформировании отчетности коммерческих банков.
| (Т), (Р), (К)
| Тема 3
| «Методика составления финансовой отчетности по МСФО. Международный план счетов»
| Метод трансформации. Метод параллельного учета. Международный план счетов. Особенности аудита финансовой отчетности, составленной по МСФО. Организация составления и представления российскими кредитными организациями финансовой отчетности, составленной по МСФО.
| (Т), (Р), (ДЗ), (К)
|
Продолжение таблицы 1
1
| 2
| 3
| Тема 4
| «Международные стандарты по финансовой отчетности и раскрытию информации».
| Принципы подготовки и представления финансовой отчетности по МСФО. МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств». МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в учетных оценках и ошибки». МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах». МСФО (IAS) 10 «Условные события и события, произошедшие после отчетной даты».
| Тема 5
| «Международные основные и частные стандарты, специальные стандарты для банков, зарегистрированных на бирже».
| Основные стандарты МСФО: МСФО (IAS) 12 «Налог на прибыль», МСФО (IAS) 19 «Вознаграждение работникам», МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы». Частные стандарты: МСФО (IAS) 21 «Влияние изменения валютных курсов», МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции». Специальные стандарты для банков, зарегистрированных на бирже: МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты», МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию».
| Тема 6
| «МСФО по долгосрочным активам и обязательствам»
| МСФО (IAS)16 «Основные средства». МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы». МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов». МСФО (IAS) 17 «Аренда». МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи и прекращения деятельности». Учет собственности по МСФО
| Тема 7
| «МСФО по консолидации».
| МСФО (IAS) 3 «Объединение бизнеса». Принципы консолидированной отчетности и кредитных организаций (FINREP)»
| Тема 8
| «МСФО для финансовых инструментов»
| МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации». МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации». МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка». Учет кредитный операций по МСФО. Практическое значение МСФО для управления кредитным риском. Учет залога по МСФО. Операции репо и обратного репо по МСФО. Учет инвестиционных и торговых ценных бумаг по МСФО.
| Продолжение таблицы 1
1
| 2
| 3
| 4
| Тема 9
| «МСФО и Базельское Соглашение II (Международная конвергенция и изменения капитала и стандартов капитала: новые подходы»
| Краткая характеристика основных положений Базеля II. Сравнение МСФО и Базеля II. Роль Базеля II в повышении внутреннего аудита.
| (Т), (Р), (К)
| Тема 10
| «Анализ финансовой отчетности коммерческого банка по МСФО. Перспективы применения российской банковской системой МСФО»
| Методика анализа финансовой отчетности по МСФО. Анализ отдельных финансовых инструментов по МСФО. Анализ капитала коммерческого банка по МСФО. Анализ доходов и расходов коммерческого банка по МСФО. Анализ прибыли, приходящейся на оду акцию по МСФО. Анализ отчета о движении денежных средств по МСФО. МСФО как основа построения системы управленческой отчетности в коммерческом банке. Отличительные преимущества использования МСФО .
| (Т), (ДЗ), (К), (СУ).
|
|