Правительство Российской Федерации





Скачать 118.61 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации
Дата публикации21.06.2013
Размер118.61 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

“Высшая школа экономики”»

Факультет Экономики

Утверждена на заседании

Ученого совета

факультета экономики
_________________________2012г
Декан факультета
___________________ Замулин О.А.

ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА



По специальности

квалификация

специализация

080116.65 (Математические методы в экономике)

экономист-математик

Управление в экономических системах

Москва, 2012 г.

1. Цели и задачи государственного экзамена
Итоговый государственный экзамен относится к завершающему этапу подготовки специалистов и проводится после полного освоения студентами программ теоретического и практического курсов обучения.

Целью проведения государственного экзамена является определение уровня подготовки выпускника, претендующего на получение степени «специалист» и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по направлению «Экономика».

Государственный экзамен проводится в виде междисциплинарного экзамена по тематике общепрофессиональных, специальных дисциплин и дисциплин специализации.

Основная задача государственного экзамена – выявление способности студентов к решению теоретических и практических задач на междисциплинарном уровне.

Итоговый государственный междисциплинарный экзамен по специальности «Математические методы в экономике» включает тематику следующих дисциплин:

  • Математический анализ и дифференциальные уравнения

  • Теория вероятностей и математическая статистика

  • Теория случайных процессов

  • Методы оптимизации

  • Планирование эксперимента

  • Теория риска и моделирование рисковых ситуаций

  • Имитационное моделирование экономических процессов

  • Теория игр


2. Требования к профессиональной подготовке специалистов

Специалист-экономист-математик должен уметь решать задачи, соотве6тствующие его квалификации:

владеть культурой мышления, знать его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

знать современные методы социально-экономического анализа, идентификации и прогнозирования, информационные технологии и вычислительные средства для обоснования принятия оптимальных решений в области управления и бизнеса;

-компьютерные технологии при экономико-математическом моделировании социально-экономических процессов с использованием мировых информационных ресурсов;

-современные методы мониторинга экономико-математических моделей.

Экономист-математик должен уметь и иметь опыт:

-применения экономико-математических методов и моделей на предприятиях и в организациях различных отраслей экономики, включая интернет-экономику;

-эконометрического моделирования с использованием современных пакетов программ статистического анализа и мировых информационных ресурсов;

-организации и проведения практических исследований социально-экономической обстановки, разработки конкретных предложений по результатам исследований, подготовки справочно-аналитических материалов;

-разработки вариантов управленческих решений и обоснования их выбора по критериям социально-экономической эффективности;

-навыками систематизации и обработки экономической информации с использованием пакетов прикладных программ статистического анализа и прогнозирования.

Экономист-математик должен обладать:

-способностью осуществлять профессиональные функции в рамках одного или более видов деятельности;

-коммуникационной готовностью выпускника, определяемой: владением основами бытового и делового общения; умением читать и переводить профессионально ориентированные тексты на одном из наиболее распространенных иностранных языков; умением разрабатывать техническую документацию и пользоваться ею; умением пользоваться компьютерной техникой и другими средствами связи и информации; знанием психологии и этики общения; владением навыками управления в профессиональной среде;

-способностью к творческим подходам в решении профессиональных задач; умением ориентироваться в нестандартных условиях и ситуациях, анализировать возникающие проблемы, разрабатывать и осуществлять план действий;

-стремлением к непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.

3. Форма проведения экзамена и критерии оценки

Форма проведения итогового междисциплинарного государственного экзамена – смешанная, включающая письменную работу и устный ответ.

При проведении государственного экзамена соблюдается следующее обязательное условие: наличие трёх контрольных вопросов в каждом билете.

При проведении государственного междисциплинарного экзамена устанавливаются следующие критерии оценки знаний выпускников:

Оценка «отлично-10» - глубокое исчерпывающее знание всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание положений смежных дисциплин. Логически последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии при грамотном чтении и четком изображении схем и графиков. Активное использование в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы.

Оценка «отлично-9» - глубокое исчерпывающее знание всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, знание положений смежных дисциплин. Логически последовательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета при грамотном чтении и четком изображении схем и графиков. Полные, правильные и конкретные ответы на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии. Использование в необходимой мере в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы.

Оценка «отлично-8» - глубокое знание всего программного материала, понимание сущности рассматриваемых процессов и явлений, знакомство с положениями смежных дисциплин. Логически последовательные, правильные и конкретные ответы на все вопросы экзаменационного билета при грамотном чтении и четком изображении схем и графиков. Полные, правильные ответы на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии. Использование в ответах на вопросы материалов всей рекомендованной литературы.

Оценка «хорошо-7» - твердые и достаточно полные знания всего программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений. Последовательные, правильные, конкретные ответы на поставленные вопросы при свободном устранении замечаний по отдельным вопросам; грамотное чтение и четкое изображение схем и графиков. Правильные и конкретные ответы на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии. Использование в ответах на вопросы отдельных материалов рекомендованной литературы.

Оценка «хорошо-6» - твердые и достаточно полные знания программного материала, понимание сущности рассматриваемых процессов и явлений. Последовательные и правильные ответы на поставленные вопросы при свободном устранении замечаний по отдельным вопросам; грамотное чтение и четкое изображение схем и графиков. Правильные неразвернутые ответы на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии. Ссылки в ответах на вопросы на отдельные материалы рекомендованной литературы.

Оценка «удовлетворительно-5» - знание и понимание основных вопросов программы. Правильные и конкретные, без грубых ошибок, ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах экзаменатора. Наличие отдельных ошибок в чтении и изображении схем и графиков. Недостаточное использование в ответах на вопросы материалов рекомендованной литературы.

Оценка «удовлетворительно-4» - знание основных вопросов программы. Правильные, без грубых ошибок, ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах экзаменатора. Затруднения в ответах на дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии. Наличие ошибок в чтении и изображении схем и графиков. Слабое использование в ответах на вопросы материалов рекомендованной литературы.

Оценка «неудовлетворительно-3-2-1» - неправильный ответ хотя бы на один из основных вопросов, непонимание сущности излагаемых вопросов. Неуверенные неточные и неправильные ответы на дополнительные вопросы. Наличие грубых ошибок в чтении и изображении схем и графиков. Демонстрация незнания в ответах на вопросы материалов рекомендованной литературы.

4. Содержание программы

РАЗДЕЛ 1. Математический анализ и дифференциальные уравнения

1. Формула Тейлора. Теоремы о формуле Тейлора с остаточным членом в форме Лагранжа и в форме Пеано. Формула Тейлора-Маклорена для основных элементарных функций.

2. Определенный интеграл. Критерий интегрируемости. Классы интегрируемых функций.

3. Абсолютная и условная сходимость числового ряда. Признаки сходимости знакопеременных рядов.

4. Достаточные условия экстремума функции многих переменных.

5. Теорема существования и единственности решения задачи Коши для дифференциального уравнения первого порядка.

6. Линейные дифференциальные уравнения порядка n. Фундаментальная система решений. Теоремы о структуре общего решения.
РАЗДЕЛ 2. Теория вероятностей и математическая статистика

1. Аксиомы и свойства вероятности.

2. Случайные величины. Функция распределения, ее свойства.

3. Математическое ожидание: определение и свойства.

4. Условная вероятность, условное математическое ожидание.

5. Закон больших чисел. Теоремы Чебышева, Маркова, Бернулли.

6. Центральная предельная теорема. Теоремы Ляпунова, Леви, Муавра - Лапласа.

7. Определения и основные свойства оценок (несмещенность, состоятельность, эффективность).

8. Критерий Колмогорова - Смирнова.

9. Неравенство Рао - Крамера. Методы получения оценок, их свойства.
РАЗДЕЛ 3. Теория случайных процессов

1. Дискретные цепи Маркова. Свойства вероятностей перехода. Классификация состояний. Альтернатива солидарности (общая формулировка).

2. Необходимые и достаточные условия существования эргодического, предельного и единственного стационарного распределений марковской цепи с конечным и счетным множеством состояний.

3. Марковский процесс с непрерывным временем и счетным множеством состояний. Переходные вероятности и их свойства. Уравнения Колмогорова (прямая и обратная системы). Свойства траекторий.

4. Процесс гибели и размножения. Условия существования предельного распределения. Процесс Пуассона. Вероятностные характеристики и свойства траекторий пуассоновского процесса.

5. Процесс восстановления. Интегральные уравнения восстановления. Теорема Блекуэлла. Узловая теорема восстановления.

6. Процессы с независимыми приращениями. Определение винеровского процесса. Распределения винеровского процесса. Свойства траекторий винеровского процесса.

7. Системы массового обслуживания (СМО). Общая характеристика и составные части СМО. Символика Кендалла. Система M |M |n |N .
РАЗДЕЛ 4. Методы оптимизации

1. Гладкие задачи с ограничениями типа равенств. Необходимые условия экстремума. Условия регулярности. Конечномерная задача.

2. Выпуклые задачи оптимизации с ограничениями типа неравенств. Теорема Куна-Таккера. Условие Слейтера.

3. Простейшая задача классического вариационного исчисления, задача Больца, общая задача с граничными условиями. Необходимые условия экстремума.

4. Принцип оптимальности Беллмана. Метод динамического программирования.
РАЗДЕЛ 5. Планирование эксперимента

1. Задача планирования эксперимента.

2. Оценки МНК и их свойства. Теорема Гаусса-Маркова.
РАЗДЕЛ 6. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций

1. Аксиомы теории фон Неймана — Моргенштерна и существование функции полезности (ф.п.).

2. Определения денежного эквивалента и платы за риск.

3. Определения  mean-variance  предпочтений, эффективной границы критериального множества, множества эффективных решений.

4. Связь линейной теории полезности и   mean-variance предпочтений в случае квадратичной ф.п.

5. Связь линейной теории полезности  и   mean-variance  предпочтений в случае нормально распределенных рисков.
РАЗДЕЛ 7. Имитационное моделирование экономических процессов

1. Метод  обратных  функций как общий метод моделирования произвольной случайной величины. Пример.

2. Алгоритм моделирования траектории марковской цепи по заданному начальному распределению и матрице переходных вероятностей.

РАЗДЕЛ 8. Теория игр

1. Матричная игра, ее решение в чистых и смешанных стратегиях. Теорема фон Неймана о существовании седловой точки у выпукло-вогнутой функции. Основная теорема матричных игр.

2. Критерий существования седловой точки у функции. Свойства седловых точек. Антагонистическая игра, роль седловой точки в ее решении.

3. Решение матричных игр 2хn и mх2. Теоремы о доминировании. Связь матричной игры и линейного программирования.

4. Бескоалиционная игра. Равновесие по Нэшу. Оптимальность по Парето. Кооперативная игра. Принципы оптимального дележа: C− ядро, вектор Шепли.

5. Рекомендуемая литература

РАЗДЕЛ 1. Математический анализ и дифференциальные уравнения

1. Ильин В.А., Позняк Э.Г. Основы математического анализа. Учеб.: в 2 ч., МНЦМО, Москва, 2001 г.

2. Фихтенгольц Г.М. Курс дифференциального и интегрального исчисления.- Тт. 1, 2, 3.- МНЦМО, Москва, 2003 г.

3. Демидович Б.П. Сборник задач и упражнений по математическому анализу. -.АСТ. Астрель, Москва, 2002 г.
РАЗДЕЛ 2. Теория вероятностей и математическая статистика

1. Боровков А.А. Теория вероятностей . М.: Наука, 1986

2. Чистяков В.П. Курс теории вероятностей. М.: Наука, 1982

3. Сборник задач по теории вероятностей, математической статистике и теории случайных функций. Под общей редакцией А.А.Свешникова – СПб Лань, 2007

4. Вентцель Е.С., Овчаров Л.А. Теория вероятностей. М.: Наука, 1973

5. Ивченко Г.И., Медведев Ю.И. Введение в математическую статистику. Учебник. М. Изд- во ЛКИ, 2010

РАЗДЕЛ 3. Теория случайных процессов

1. Гихман И.И., Скороход А.В. Введение в теорию случайных процессов. – М.: Наука, 1977.

2. Карлин С. Основы теории случайных процессов. - М.: Мир, 1973.

3. Ширяев А.Н. Вероятность. – М.: МЦНМО, 2004
РАЗДЕЛ 4. Методы оптимизации

1. Алексеев В.М., Галеев Э.М., Тихомиров В.М. Сборник задач по оптимизации. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007.

2. Галеев Э.М. Оптимизация: теория, примеры, задачи. – М.: Эдиториал УРСС, 2002.

3. Иоффе А.Д., Тихомиров В.М. Теория экстремальных задач. – М.: Наука, 1974.
РАЗДЕЛ 5. Планирование эксперимента

1. Ермаков С.М., Жиглявский А.А. Математическая теория оптимального эксперимента. М.: Наука. 1987.

2. Ермаков С.М., Жиглявский А.А и др. под редакцией Ермакова С.М. Математическая теория планирования эксперимента. М.: Наука. 1983.

3. Бежаева З.И., Малютов М.Б. Введение в теорию планирования регрессионных экспериментов. Учебное пособие. М.: МИЭМ. 1983.

4. Асатурян В.И. Теория планирования эксперимента. М.: Радио и связь. 1983.
РАЗДЕЛ 6. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций

1. Шоломицкий А.Г. Теория риска. Выбор при неопределенности и моделирование риска. М.: Высшая школа, 2005.

2. Аукенталер К. Математические основы современного управления портфелем. М.: ТВП, 1999.

3. Голубин А.Ю. Построение эффективных портфелей для активов со случайными доходностями. Методические указания к лабораторным работам. М.: МИЭМ, 2007, 10 с.

4. Фишберн П.С. Теория полезности для принятия решений. М.: Наука, 1978.
РАЗДЕЛ 7. Имитационное моделирование экономических процессов

1. Ермаков С.М., Михайлов Г.А. Курс статистического моделирования. М.: Физматлит, 2005.

2. Метьюс Д.Г., Финк К.Д. Численные методы. Использование MATLAB. Издательский дом “Вильямс”, 2001.

3. А.П. Михайлов, А.А. Самарский. Математическое моделирование. Идеи. Методы. Примеры. М.: Физматлит, 2005.
РАЗДЕЛ 8. Теория игр

1. Петросян Л.А., Зенкевич Н.А., Семина Е.А. «Теория игр», М. Высшая школа, 1998.

2. Васин А.А., Краснощеков П.С., Морозов В.В. «Исследование операций», М. Академия, 2008.

3. Давыдов Э.Г. «Исследование операций», М. Высшая школа, 1990.

4. Мулен Э. «Кооперативное принятие решений: аксиомы и модели», М. Мир, 1991.

5. Морозов В.В, Сухарев А.Г., Федоров В.В. «Исследование операций в задачах и упражнениях», М. Высшая школа, 1986.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации iconПравительство российской федерации постановление
В соответствии со статьей 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации п о с т а...
Правительство Российской Федерации iconПравительство российской федерации постановление от 8 апреля 2000...
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Правительство...
Правительство Российской Федерации iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации iconРезолюция XV cъезда Коммунистической партии Российской Федерации
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской...
Правительство Российской Федерации iconОб утверждении правил продажи отдельных видов
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,...
Правительство Российской Федерации icon"О порядке награждения граждан нагрудным знаком "Почетный донор России"...
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, n 28, ст. 1064; Собрание...
Правительство Российской Федерации iconО правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей
...
Правительство Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 8...
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской...
Правительство Российской Федерации iconПостановление От 15 мая 2010 г n 337 о министерстве образования и...
Во исполнение пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 г. N 271 "Вопросы Министерства образования и науки Российской...
Правительство Российской Федерации iconУдк 37. 026. 1 Иерархия основных категорий
Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий...
Правительство Российской Федерации iconМинистерство здравоохранения российской федерации министерство транспорта...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации iconСтатья 2 Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают следующее:...
Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации, именуемые
Правительство Российской Федерации iconПравительство российской федерации постановление о внесении изменений...
«О правилах дорожного движения» Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, №47, ст. 4531; Собрание законодательства...
Правительство Российской Федерации iconМетодические указания к выполнению реферата по дисциплине «введение в специальность»
Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 21. 10. 2011 n 856 "о программе государственных гарантий...
Правительство Российской Федерации iconМинистерство образо вания и науки российской федерации федеральное...
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти"...
Правительство Российской Федерации iconУтверждена решением комиссии по мониторингу достижения в Волгоградской...
В соответствии со статьей 88 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск