Скачать 158.29 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет прикладной политологии Программа дисциплины Концепции современного естествознания для направления 080500.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра Автор: д.ф.н. И.В. Кирсберг Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры «Философия» онтологии, логики и теории познания Председатель Е.Г. Драгалина-Черная Зав. кафедрой В.Н. Порус ________________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г Утверждена УС факультета менеджмента Ученый секретарь И.В. Макарова _________________________________ « ____» ___________________200 г. Москва Цель Курса: знакомство с концепциями современного естествознания. Задачи:
Описание Курса: Разбор общепризнанных естественно-научных концепций как исторический эскиз, предусматривающий (согласно заглавию Курса) не только современные концепции, но и те, что составляют их основу или не устарели в науке. Выбор концепций и последовательность их разбора предопределены основополагающим значением физики для естествознания и ее содержательными особенностями. Структура оценки: Складывается по итогам семинаров (обсуждений лекционной и окололекционной тематики), эссе и зачета. Основная литература: Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007. Почасовое распределение тематики Курса по лекциям, семинарам и самостоятельным работам:
Содержание программы:
Понятие науки: специфика научного знания в отличие от знания вообще и ценности, критерии науки, научно-познавательная деятельность. Взаимодействие науки с околонаучным фоном и мировоззрением. Структура науки: теоретический и эмпирический уровни, разнопорядковые теории и гипотезы, гипотезы ad hoc. Научная картина мира, исследовательская программа и парадигма (структура и соотношение). О различии выражений «концепции современного естествознания» и «современные концепции естествознания». Вопрос об историческом начале науки. Античная и средневековая наука как пример научности, но не науки. Дисциплинирование науки в новое время: закладка ценностно-нейтральной методологии, очищение научного знания от вненаучно-познавательного и ценностей, первые научно-исследовательские программы (Декарт и Ньютон), научные школы и учреждения. Литература Основная: Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с. 26-191. Дополнительная: Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000, с. 7-14, 17-20, 111-125, 136-145, 150-152, 213-214. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000, с. 113-152, 209-254. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 2004, с. 204-266. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997, с. 323-344. Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М., 2003, с. 3-67. Никифоров А.Л. Философия и история науки. М., 2008, с. 37-51. Павленко А.Н. Европейская космология. Основания эпистемологического поворота. М., 1997, с. 117-139. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М. 2000, с. 36-99, 188-231.
Физика как образец естественных наук (общеметодологическая и отчасти содержательная значимость ее концепций для естествознания). Механическая картина мира и ее общеконцептуальные понятия (пространство и время, масса, сила, перемещение). Примеры ее преодоления в классике: обоснование идеи инерции Галилеем; пространственно-временная характеристика вещества, вихревая космология и протополевая модель магнита Декарта; волновая и корпускулярная теории света Гюйгенса-Юнга-Френеля и Ньютона; теории электромагнетизма Ампера-Вебера и Фарадея-Максвелла; сохранения и превращения энергии Майера-Джоуля-Гельмгольца. Объединительные тенденции в корпускулярно-волновых теориях света и электромагнетизма. Понятие поля. Кризис в физике рубежа XIX- нач. XX в.: вопрос эфира, скорость света и исследования микромира. Литература Основная: Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с. 177-216, 277-292. Дополнительная: Баженов Л.Б. Место физики в системе наук // Философия науки. М., 2007, с. 317-324. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М. 2000, с. 113-152, 191-199, 209-254. Девис П. Пространство и время в современной картине вселенной. М., 1979, с. 29-38, 42-48. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1982, с. 56-80, 90-113, 144-157, 160-196. Спасский Б.И. Физика для философов. М., 1989, с. 9-43, 48-90. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000, с. 185-355, 387-417, 503-532, 533-609.
Специальная и общая теории относительности: особенности идей Лоренса, Пуанкаре, Маха и Эйнштейна. Преемственность классики: принцип относительности Галилея, идея инерции, массы как меры инерции в составе СТО и ОТО. Логический круг в этих теориях, противоречивое отношение к эфиру, необоснованность скорости света как всеобщей предельной величины и всеобщей точки отсчета, сомнительность экспериментальных подтверждений (напр. возможность их толкования согласно закону всемирного тяготения). Идея квантов Планка. Ее неочевидность в исследованиях излучения абсолютно черного тела. Идея квантово-волнового дуализма света как основа объяснения фотоэффекта. От Эйнштейна к де Бройлю: всеобщность квантово-волновых свойств микрочастиц. Складывание планетарной модели атома Резерфорда-Бора. Классическая основа этой модели: взаимодействие притягательно-отталкивательных сил через центры масс, эллиптическая орбита электрона, ускоренное движение. Отличие этой модели от модели Нагаоке. Взаимосвязь этой модели и квантовой механики. Постулаты Бора. Принципы соответствия и дополнительности Бора. Общенаучное методологическое значение этих принципов. Принцип неопределенности Гезенберга и лапласовский детерминизм. Строение атома и вопрос строения микрочастиц. Виды взаимодействий. Вопрос «великого объединения». Феноменологичность физики и вопрос объяснений. Литература Основная: Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с. 310-410. Дополнительная: Ацюковский В.А. Материализм и релятивизм. Критика методологии современной теоретической физики. М., 1993, с. 27-91, 130-160. Баженов Л.Б. Проблема пространства-времени // Философия науки. М., 2007, с. 337-367. Девис П. Пространство и время в современной картине вселенной. М., 1979, с. 38-42, 49-81. Девис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. М., 1989, с. 28-57, 79-161, 182-185. Князев В.Н. Концепция взаимодействия в современной физике. М., 1991, с. 21-81. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1982, с. 299-344, 350-369, 391-401, 403-410, 415-419. Липкин А.И. Философские проблемы квантовой механики // Философия науки. М., 2007, с. 368-406. Липкин А.И. Естественно-научная, наддисциплинарная и натурфилософская стороны синергетики // Философия науки. М., 2007, с. 407-427. Спасский Б.И. Физика для философов. М., 1989, с. 91-125, 152-188. Хокинг С. Краткая история времени: от большого взрыва до черных дыр. СПб., 2000, с. 80-116, 214-232.
Стационарная модель вселенной Эйнштейна: взаимосвязь с ОТО и классикой (обоснованием бесконечности вселенной через закон всемирного тяготения). Состав стандартной модели. «расширяющаяся вселенная» Фридмана, «Большой взрыв» Гамова и ОТО. Ее экспериментальные подтверждения и теоретические обоснования: «красное смещение», «реликтовое излучение», соотношение химических элементов вселенной, асимметрия вещества и антивещества (концепции Ли-Янга-Ву, Кронина-Фитча). Трудности: вопросы сингулярного состояния вселенной, однородности и изотропности, антропного принципа. Попытки решения: хаотичность начала вселенной, «раздувающаяся вселенная», «раздувание вселенной с медленным нарушением симметрии». Литература Основная: Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с. 292-295, 411-544. Дополнительная: Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М., 1981, с. 12-15, 98-115, 124-144. Девис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. М., 1989, с. 186-242. Зельдович Я.Б. Дополнения редактора русского перевода // Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М., 1981, с. 173-186, 191-197. Павленко А.Н. Европейская космология. Основания эпистемологического поворота. М., 1997, с. 140-213, 232-245. Хокинг С. Краткая история времени: от большого взрыва до черных дыр. СПб., 2000, с. 56-79, 161-199.
Трудности механической физики в химии: теория флогистона. Теория атомно-молекулярного строения вещества (от Бойля к Дальтону) и соответствующая номенклатура. Теория горения Лавуазье. Физическая основа кинетико-каталитических реакций: взаимосвязь строения атома и реакционной способности молекул. Периодичность как выражение числа электронных зарядов; особенности веществ в зависимости от числа, расположения, взаимосвязи и взамопереходов электронов (идеи Томсона, Рамзая, Резерфорда, Штарка и Бора). Несводимость химии к физике – физическая основа и физико-химический пересмотр общеконцептуальных понятий химии (химического атома, элемента, связи и соединения) как показатели синтеза этих наук, а не подмены. Литература Основная: Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с. 296-299, 346-356. Дополнительная: Боряз В.Н., Солопов Е.Ф. Философские вопросы химии. Очерк истории диалектико-материалистической разработки. Л., 1976, с 207-249. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1982. с. 335-340,413-419. Липкин А.И. Проблема редукционизма: сводится ли химия к физике? // Философия науки. М., 2007, с. 428-436. Соловьев Ю.И. Эволюция основных теоретических проблем химии. М., 1971, с. 25-50, 287-318, 327-345.
Влияние классической механики и начальной химии: идея трансформизма, классификаций живого, идея самозарождения живого из неживого Вольфа (затвердевание питательных соков и их регуляция). Теории эволюции как основа спецификации биологии: идеи историзма, наследования свойств, неизменности видов, взаимодействия со средой в теории ламаркизма, катастрофизма и униформизма. Углубление понимания наследственности и взаимодействия со средой в теории Дарвина: от идеи упражнений и наследственности в общем виде к идее борьбы за существование и естественного отбора; к идее различения изменчивости (определенной и неопределенной), ее различных взаимосвязей со средой (непосредственных и опосредованных) и наследственностью (утрата или сохранение свойств); идея геммул как предвосхищение теории блуждающих генов. Вопрос ограничения теории эволюции в понимании происхождения человека. Трудности теории: «кошмар Дженкинса», вопрос подтвержденности естественного отбора и т.д. Синтетическая теория эволюции – теория взаимодействия эволюционных и генетических явлений. Несводимость живого к неживому: асимметрия, поэтому трудносинтезируемость живого (хиральность живого-неживого), увеличение биологической разнородности (индивидуации), биологические принципы организма. Вопрос витализма. Невозможность понимания живого вне его физико-химических основ: химическая природа генетических структур, значение термодинамики, синергетики, принципа дополнительности, периодического закона Менделеева. Литература Основная: Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с. 172-177, 255-276, 545-628, 633-644. Дополнительная: Гороховская Е.А. Редукционизм и антиредукционизм в биологии // Философия науки. М., 2007, с. 437-452. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983, с. 22-55. Назаров В.И. Эволюция не по Дарвину: смена эволюционной модели. М., 2005, с. 43-75, 79-84, 89-102. Найдыш В.М. Научная революция и биологическое познание: философско-методологический анализ. М., 1997, с. 117-166. Опарин А.И. Материя Жизнь Интеллект. М., 1977, с. 26-30, 82-83, 96-164. Опарин А.И., Фесенков В.Г. Жизнь во Вселенной. М., 1956, с. 15-51. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы ,правила, принципы и гипотезы). М., 1994, с. 45-90. Сойфер В.Н. Генетика. Зарождение хромосомной теории неследственности // История биологии (с начала XX века до наших дней). М., 1975, с. 295-313. Сойфер В.Н. Молекулярная генетика // История биологии (с начала XX века до наших дней). М., 1975, с. 479-495. Тимофеев-Ресовский Н.В. и др. Краткий очерк теории эволюции. М., 1969, с. 53-59, 100-157.
Этапы развития науки: классический, неклассический, постнеклассический. Междисциплинарные взаимодействия, взаимопроникновения естествознания и гуманитарных наук, антропный принцип как особенности современной науки и вопрос их этапной локализации. Вопрос субъект-объектного и ценностно-познавательного сдвигов современной науки. Литература Основная: Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с. 630-632. Дополнительная: Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М., 2003, с. 132-151. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000, с. 578-702. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЭССЕ
Контрольные вопросы к зачету
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Факультет Инноватики и организации производства | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г. Череповце | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Приложение 4 к форме Предложение по срокам (Календарный план выполнения ниокр) | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. С, 2005. (Рекомендовано мо РФ для студентов вузов) | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... «Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Теория «человеческих отношений» Э. Мейо. Теория поведенческих наук и концепция мотивации А. Маслоу, Д. Макгрегора, Ф. Герцберга | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Об утверждении состава экспертного совета по организации, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий областного... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы... | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Тема I: Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Охватывает все виды смыслов, имеющих различное терминологическое оформление, а именно | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Бухгалтерский финансовый учет: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011 | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Учебно-методический комплекс предназначен для изучения дисциплины «,Нотариат» как студентами очного, так и заочного отделений специальности... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от... |