Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»





Скачать 158.29 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Дата публикации26.06.2013
Размер158.29 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Физика > Программа дисциплины



Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет прикладной политологии
Программа дисциплины

Концепции современного естествознания
для направления 080500.62 «Менеджмент»

подготовки бакалавра
Автор: д.ф.н. И.В. Кирсберг

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры

«Философия» онтологии, логики и теории познания

Председатель Е.Г. Драгалина-Черная Зав. кафедрой В.Н. Порус

________________________________

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

менеджмента

Ученый секретарь И.В. Макарова

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва

Цель Курса: знакомство с концепциями современного естествознания.
Задачи:

  1. осознание специфики науки в целом и естествознания;

  2. обучение первичному умению различать науку и ненауку;

  3. обучение первичному умению научной работы.


Описание Курса:

Разбор общепризнанных естественно-научных концепций как исторический эскиз, предусматривающий (согласно заглавию Курса) не только современные концепции, но и те, что составляют их основу или не устарели в науке. Выбор концепций и последовательность их разбора предопределены основополагающим значением физики для естествознания и ее содержательными особенностями.
Структура оценки:

Складывается по итогам семинаров (обсуждений лекционной и окололекционной тематики), эссе и зачета.

Основная литература:

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007.

Почасовое распределение тематики Курса по лекциям, семинарам и самостоятельным работам:


Темы

Всего

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

Общая характеристика науки и ее историческая конкретизация

13

4

-

9

Концепции классической физики как предвосхищения современной релятивистско-квантовой физики

15

3

2

10

Концепции релятивистско-квантовой физики

20

4

4

12

Стандартная модель эволюции вселенной и ее трудности

14

-

2

12

Концепции химии в ракурсе физики

18

4

2

12

Концепции биологии в ракурсе физики и химии

18

4

2

12

Методологические особенности современной науки

10

1

-

9

Итого:

108

20

12

76


Содержание программы:


  1. Общая характеристика науки и ее историческая конкретизация

Понятие науки: специфика научного знания в отличие от знания вообще и ценности, критерии науки, научно-познавательная деятельность. Взаимодействие науки с околонаучным фоном и мировоззрением.

Структура науки: теоретический и эмпирический уровни, разнопорядковые теории и гипотезы, гипотезы ad hoc. Научная картина мира, исследовательская программа и парадигма (структура и соотношение). О различии выражений «концепции современного естествознания» и «современные концепции естествознания».

Вопрос об историческом начале науки. Античная и средневековая наука как пример научности, но не науки. Дисциплинирование науки в новое время: закладка ценностно-нейтральной методологии, очищение научного знания от вненаучно-познавательного и ценностей, первые научно-исследовательские программы (Декарт и Ньютон), научные школы и учреждения.

Литература

Основная:

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с. 26-191.

Дополнительная:

Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М., 2000, с. 7-14, 17-20, 111-125, 136-145, 150-152, 213-214.

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М., 2000, с. 113-152, 209-254.

Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М., 2004, с. 204-266.

Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997, с. 323-344.

Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М., 2003, с. 3-67.

Никифоров А.Л. Философия и история науки. М., 2008, с. 37-51.

Павленко А.Н. Европейская космология. Основания эпистемологического поворота. М., 1997, с. 117-139.

Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М. 2000, с. 36-99, 188-231.


  1. Концепции классической физики как предвосхищения современной релятивистско-квантовой физики

Физика как образец естественных наук (общеметодологическая и отчасти содержательная значимость ее концепций для естествознания).

Механическая картина мира и ее общеконцептуальные понятия (пространство и время, масса, сила, перемещение). Примеры ее преодоления в классике: обоснование идеи инерции Галилеем; пространственно-временная характеристика вещества, вихревая космология и протополевая модель магнита Декарта; волновая и корпускулярная теории света Гюйгенса-Юнга-Френеля и Ньютона; теории электромагнетизма Ампера-Вебера и Фарадея-Максвелла; сохранения и превращения энергии Майера-Джоуля-Гельмгольца. Объединительные тенденции в корпускулярно-волновых теориях света и электромагнетизма. Понятие поля.

Кризис в физике рубежа XIX- нач. XX в.: вопрос эфира, скорость света и исследования микромира.

Литература

Основная:

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с. 177-216, 277-292.

Дополнительная:

Баженов Л.Б. Место физики в системе наук // Философия науки. М., 2007, с. 317-324.

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М. 2000, с. 113-152, 191-199, 209-254.

Девис П. Пространство и время в современной картине вселенной. М., 1979, с. 29-38, 42-48.

Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1982, с. 56-80, 90-113, 144-157, 160-196.

Спасский Б.И. Физика для философов. М., 1989, с. 9-43, 48-90.

Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000, с. 185-355, 387-417, 503-532, 533-609.


  1. Концепции релятивистско-квантовой физики

Специальная и общая теории относительности: особенности идей Лоренса, Пуанкаре, Маха и Эйнштейна. Преемственность классики: принцип относительности Галилея, идея инерции, массы как меры инерции в составе СТО и ОТО. Логический круг в этих теориях, противоречивое отношение к эфиру, необоснованность скорости света как всеобщей предельной величины и всеобщей точки отсчета, сомнительность экспериментальных подтверждений (напр. возможность их толкования согласно закону всемирного тяготения).

Идея квантов Планка. Ее неочевидность в исследованиях излучения абсолютно черного тела. Идея квантово-волнового дуализма света как основа объяснения фотоэффекта. От Эйнштейна к де Бройлю: всеобщность квантово-волновых свойств микрочастиц.

Складывание планетарной модели атома Резерфорда-Бора. Классическая основа этой модели: взаимодействие притягательно-отталкивательных сил через центры масс, эллиптическая орбита электрона, ускоренное движение. Отличие этой модели от модели Нагаоке. Взаимосвязь этой модели и квантовой механики. Постулаты Бора. Принципы соответствия и дополнительности Бора. Общенаучное методологическое значение этих принципов. Принцип неопределенности Гезенберга и лапласовский детерминизм. Строение атома и вопрос строения микрочастиц.

Виды взаимодействий. Вопрос «великого объединения». Феноменологичность физики и вопрос объяснений.

Литература

Основная:

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с. 310-410.

Дополнительная:

Ацюковский В.А. Материализм и релятивизм. Критика методологии современной теоретической физики. М., 1993, с. 27-91, 130-160.

Баженов Л.Б. Проблема пространства-времени // Философия науки. М., 2007, с. 337-367.

Девис П. Пространство и время в современной картине вселенной. М., 1979, с. 38-42, 49-81.

Девис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. М., 1989, с. 28-57, 79-161, 182-185.

Князев В.Н. Концепция взаимодействия в современной физике. М., 1991, с. 21-81.

Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1982, с. 299-344, 350-369, 391-401, 403-410, 415-419.

Липкин А.И. Философские проблемы квантовой механики // Философия науки. М., 2007, с. 368-406.

Липкин А.И. Естественно-научная, наддисциплинарная и натурфилософская стороны синергетики // Философия науки. М., 2007, с. 407-427.

Спасский Б.И. Физика для философов. М., 1989, с. 91-125, 152-188.

Хокинг С. Краткая история времени: от большого взрыва до черных дыр. СПб., 2000, с. 80-116, 214-232.


  1. Стандартная модель эволюции вселенной и ее трудности

Стационарная модель вселенной Эйнштейна: взаимосвязь с ОТО и классикой (обоснованием бесконечности вселенной через закон всемирного тяготения).

Состав стандартной модели. «расширяющаяся вселенная» Фридмана, «Большой взрыв» Гамова и ОТО. Ее экспериментальные подтверждения и теоретические обоснования: «красное смещение», «реликтовое излучение», соотношение химических элементов вселенной, асимметрия вещества и антивещества (концепции Ли-Янга-Ву, Кронина-Фитча).

Трудности: вопросы сингулярного состояния вселенной, однородности и изотропности, антропного принципа. Попытки решения: хаотичность начала вселенной, «раздувающаяся вселенная», «раздувание вселенной с медленным нарушением симметрии».

Литература

Основная:

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с. 292-295, 411-544.

Дополнительная:

Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М., 1981, с. 12-15, 98-115, 124-144.

Девис П. Суперсила. Поиски единой теории природы. М., 1989, с. 186-242.

Зельдович Я.Б. Дополнения редактора русского перевода // Вайнберг С. Первые три минуты. Современный взгляд на происхождение Вселенной. М., 1981, с. 173-186, 191-197.

Павленко А.Н. Европейская космология. Основания эпистемологического поворота. М., 1997, с. 140-213, 232-245.

Хокинг С. Краткая история времени: от большого взрыва до черных дыр. СПб., 2000, с. 56-79, 161-199.


  1. Концепции химии в ракурсе физики

Трудности механической физики в химии: теория флогистона. Теория атомно-молекулярного строения вещества (от Бойля к Дальтону) и соответствующая номенклатура. Теория горения Лавуазье.

Физическая основа кинетико-каталитических реакций: взаимосвязь строения атома и реакционной способности молекул. Периодичность как выражение числа электронных зарядов; особенности веществ в зависимости от числа, расположения, взаимосвязи и взамопереходов электронов (идеи Томсона, Рамзая, Резерфорда, Штарка и Бора).

Несводимость химии к физике – физическая основа и физико-химический пересмотр общеконцептуальных понятий химии (химического атома, элемента, связи и соединения) как показатели синтеза этих наук, а не подмены.

Литература

Основная:

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с. 296-299, 346-356.

Дополнительная:

Боряз В.Н., Солопов Е.Ф. Философские вопросы химии. Очерк истории диалектико-материалистической разработки. Л., 1976, с 207-249.

Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М., 1982. с. 335-340,413-419.

Липкин А.И. Проблема редукционизма: сводится ли химия к физике? // Философия науки. М., 2007, с. 428-436.

Соловьев Ю.И. Эволюция основных теоретических проблем химии. М., 1971, с. 25-50, 287-318, 327-345.



  1. Концепции биологии в ракурсе физики и химии

Влияние классической механики и начальной химии: идея трансформизма, классификаций живого, идея самозарождения живого из неживого Вольфа (затвердевание питательных соков и их регуляция).

Теории эволюции как основа спецификации биологии: идеи историзма, наследования свойств, неизменности видов, взаимодействия со средой в теории ламаркизма, катастрофизма и униформизма. Углубление понимания наследственности и взаимодействия со средой в теории Дарвина: от идеи упражнений и наследственности в общем виде к идее борьбы за существование и естественного отбора; к идее различения изменчивости (определенной и неопределенной), ее различных взаимосвязей со средой (непосредственных и опосредованных) и наследственностью (утрата или сохранение свойств); идея геммул как предвосхищение теории блуждающих генов. Вопрос ограничения теории эволюции в понимании происхождения человека. Трудности теории: «кошмар Дженкинса», вопрос подтвержденности естественного отбора и т.д. Синтетическая теория эволюции – теория взаимодействия эволюционных и генетических явлений.

Несводимость живого к неживому: асимметрия, поэтому трудносинтезируемость живого (хиральность живого-неживого), увеличение биологической разнородности (индивидуации), биологические принципы организма. Вопрос витализма. Невозможность понимания живого вне его физико-химических основ: химическая природа генетических структур, значение термодинамики, синергетики, принципа дополнительности, периодического закона Менделеева.

Литература

Основная:

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с. 172-177, 255-276, 545-628, 633-644.

Дополнительная:

Гороховская Е.А. Редукционизм и антиредукционизм в биологии // Философия науки. М., 2007, с. 437-452.

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983, с. 22-55.

Назаров В.И. Эволюция не по Дарвину: смена эволюционной модели. М., 2005, с. 43-75, 79-84, 89-102.

Найдыш В.М. Научная революция и биологическое познание: философско-методологический анализ. М., 1997, с. 117-166.

Опарин А.И. Материя  Жизнь  Интеллект. М., 1977, с. 26-30, 82-83, 96-164.

Опарин А.И., Фесенков В.Г. Жизнь во Вселенной. М., 1956, с. 15-51.

Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы ,правила, принципы и гипотезы). М., 1994, с. 45-90.

Сойфер В.Н. Генетика. Зарождение хромосомной теории неследственности // История биологии (с начала XX века до наших дней). М., 1975, с. 295-313.

Сойфер В.Н. Молекулярная генетика // История биологии (с начала XX века до наших дней). М., 1975, с. 479-495.

Тимофеев-Ресовский Н.В. и др. Краткий очерк теории эволюции. М., 1969, с. 53-59, 100-157.


  1. Методологические особенности современной науки

Этапы развития науки: классический, неклассический, постнеклассический.

Междисциплинарные взаимодействия, взаимопроникновения естествознания и гуманитарных наук, антропный принцип как особенности современной науки и вопрос их этапной локализации. Вопрос субъект-объектного и ценностно-познавательного сдвигов современной науки.

Литература

Основная:

Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2007, с. 630-632.

Дополнительная:

Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М., 2003, с. 132-151.

Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000, с. 578-702.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЭССЕ

  1. Значение ценностно-познавательных различий для науки.

  2. Значение физики в современном естествознании.

  3. Значение математики в современном естествознании.

  4. Каковы отличительные черты науки по отношению к другим отраслям культуры?

  5. Какова классификация естественных наук?

  6. Существует ли постнеклассическая наука?

  7. Научный метод познания окружающего мира.

  8. Что и как мы видим?

  9. Как увидеть невидимое?

  10. Религиозная картина мира: ее значение для науки.

  11. Ценностно-познавательные смешения: их значение для науки и обыденного сознания.

  12. Наука и псевдонаука.

  13. Наука и богословие.

  14. Являются ли естественные науки лидирующими науками?

  15. Развитие идеи атомизма от Демокрита до наших дней.

  16. Значение идеи эфира в развитии науки.

  17. Великие географические открытия и их роль в построении научной картины мира.

  18. Механическая картина мира: триумф и упадок.

  19. Значение «Математических начал натуральной философии» Ньютона в науке.

  20. Планеты Солнечной системы.

  21. Солнечная активность и ее влияние на происходящие на Земле процессы.

  22. Великие загадки Земли.

  23. Фантастика как метод интеллектуального научного поиска.

  24. Искусство как метод формирования картины мира.

  25. Возможности компьютерного моделирования.

  26. Виртуальная реальность и ее роль в научном познании.

  27. Память человека и ее возможности.

  28. Мозг, разум и поведение.

  29. Особенности переработки информации человеком.

  30. Происхождение человека: эволюционизм и креационизм.

  31. Несводимость социального к биологическому и эволюционное происхождение человека: проблема взаимосвязи.

  32. Трудности теории эволюции Дарвина.

  33. Научная критика синтетической теории эволюции.

  34. Идеи Лысенко: наука или псевдонаука?

  35. Пространство и время: их основные свойства и возможность описания.

  36. Связь геометрии и физики.

  37. Четырехмерный мир Минковского.

  38. Научная деятельность Эйнштейна.

  39. Научная критика теорий относительности Эйнштейна.

  40. Электродинамическая картина мира.

  41. Динамическая Вселенная.

  42. Квантовофизическая картина мира: успехи и проблемы.

  43. Что такое «черные дыры»?

  44. Природа «аномальных» явлений.

  45. Биополе: фантастика или реальность?

  46. Проблема НЛО.

  47. Жизнь, смерть и бессмертие.

  48. Перспективы научно-технической эволюции человечества.

  49. Жизнь как космическое явление.

  50. Антропный принцип в современной науке.

  51. Концепция Большого взрыва в космологии.

  52. Наука и телеология.

  53. Инерция парадигмального сознания.

  54. Самоорганизация как механизм творческого мышления.

  55. Порядок и динамический хаос в сложных системах.

  56. Синергетика на перекрестке культур.

  57. Самоорганизация как источник и основа эволюции систем.

  58. Кибернетика и синергетика.

  59. Современная химическая картина мира.

  60. Концепция химической эволюции и биогенезис.

  61. Формирование биологической картины мира.

  62. Концепция Вернадского о биосфере и феномен человека.

  63. Особенности синтетической теории эволюции.

  64. Человек в научной картине мира.


Контрольные вопросы к зачету


  1. Понятие знания и ценности. Знания и ценности в науке.

  2. Понятие науки. Ее критерии, структура и фон.

  3. Генезис науки и проблема периодизации ее истории.

  4. Особенности античной рациональности. Ее рецепция в естествознании.

  5. Учение об эфире: от Аристотеля до начала XX в.

  6. Космологическая революция.

  7. Основные научные программы Нового Времени. Методологическая революция.

  8. Понятие инерциальной системы отсчета и его роль в формировании классической механики. Принцип относительности Галилея.

  9. Пространство, время и взаимодействие в физике Декарта и Ньютона.

  10. Классическая механика как образец классического естествознания: ее основные понятия.

  11. Институционализация науки и становление классического естествознания.

  12. Подготовка неклассического естествознания: идеи корпускулярно-волнового дуализма и поля.

  13. Значение физики в формировании классического и неклассического естествознания.

  14. Первая половина ХХ века: зарождение и развитие неклассического естествознания.

  15. Основные идеи и понятия специальной теории относительности.

  16. Основные идеи и понятия общей теории относительности.

  17. Основные идеи и принципы квантовой механики.

  18. Фундаментальные физические взаимодействия.

  19. Виды элементарных частиц.

  20. Особенности астрономии XXв. Ее теоретическая и эмпирическая база.

  21. Современные представления о возникновении и строении Солнечной системы.

  22. Современные представления о возникновении и эволюции звезд.

  23. Галактики и галактические скопления. Проблема «темной материи».

  24. Стандартная модель эволюции вселенной. Инфляция физического вакуума и Большой взрыв.

  25. Нестационарные модели вселенной Фридмана.

  26. Антропный принцип и проблема методологического размывания науки.

  27. Основные понятия и идеи химии.

  28. Эволюция понятия химического элемента.

  29. Проблема редукционизма в химии и биологии.

  30. Жизнь и разум во вселенной. Проблема поиска внеземных цивилизаций.

  31. Теория эволюции: от концепции Дарвина до СТЭ.

  32. Основные понятия и принципы генетики.

  33. Особенности живых систем. Характеристики организма.

  34. Основные уровни организации живого. Проблема витализма.

  35. Возникновение жизни на Земле. Пути эволюции органического мира.

  36. Возникновение человека и общества (антропосоциогенез).

  37. Глобальный эволюционизм и будущее человечества.

  38. Синергетика как миропонимание.



Автор программы

профессор кафедры онтологии, логики и теории познания факультета философии ГУ - ВШЭ






И.В. Кирсберг



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Факультет Инноватики и организации производства
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г. Череповце
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Приложение 4 к форме Предложение по срокам (Календарный план выполнения ниокр)
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. С, 2005. (Рекомендовано мо РФ для студентов вузов)
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
«Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных...
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Теория «человеческих отношений» Э. Мейо. Теория поведенческих наук и концепция мотивации А. Маслоу, Д. Макгрегора, Ф. Герцберга
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Об утверждении состава экспертного совета по организации, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий областного...
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы...
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Тема I: Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Охватывает все виды смыслов, имеющих различное терминологическое оформление, а именно
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Бухгалтерский финансовый учет: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Учебно-методический комплекс предназначен для изучения дисциплины «,Нотариат» как студентами очного, так и заочного отделений специальности...
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск