Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»





НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
страница1/4
Дата публикации06.07.2013
Размер0.5 Mb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Культура > Программа курса
  1   2   3   4


Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Факультет социологии


Программа дисциплины
«Социология культуры»
для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра
Автор программы: кандидат социологических наук,

доцент кафедры общей социологии Симонова О.А.


Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Социология» общей социологии

Председатель Зав. кафедрой

Покровский Н.Е.

«_____» __________________ 2009 г. «___»_______________ 2009 г.
Утверждена УС факультета

социологии

Ученый секретарь
« ____» ___________________2009 г.
Москва, 2009
Программа курса «Социология культуры»

для факультета социологии.

II-III модуль 2008-2009 гг.
Автор программы: кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии социологического факультета ГУ ВШЭ Симонова О. А.
I. Пояснительная записка.

Аннотация:

Курс «Социология культуры» посвящен анализу культурного содержания форм социальной жизни и рассмотрению проблематики современной культурологии с точки зрения социологической теории. Культурное измерение социальной жизни по сути составляет одну из важнейших тем в социологической теории. Поэтому социология культуры это практически и есть сама социология, но с акцентом на культурном многообразии социальной жизни.

Основная цель данного курса – показать, что социальные формы жизни людей формируются, легитимируются и регулируются преимущественно культурными ценностями, нормами, образцами поведения, нравами, обычаями и др., которые формируют в современных обществах систему социальных институтов. Поэтому данный курс содержит подробное рассмотрение основных понятий культурологии и социологии культуры, обсуждение фундаментальных характеристик культуры как способа существования человеческого общества. В связи с этим настоящий курс нацелен на ознакомление студентов с основными социологическими, социально-философскими и антропологическими теориями культуры. Особое внимание уделяется темам, связанным с проблематикой культурных процессов в современных обществах, к примеру, глобализации и взаимодействию культур в мировом пространстве.

В соответствии с этими целями курс включает следующие разделы: «Изучение культуры в современном обществознании»; «Социологическое понимание культуры и ее фундаментальные характеристики. Общая характеристика основных понятий социологического анализа культуры»; «Культурная обусловленность социальных взаимодействий»; «Культура и личность: социализация и социальный контроль»; «Культура и социальные группы. Формы культуры. Виды культуры»; «Культура и социальная структура»; «Культура и основные социальные институты»; «Культурные процессы»; «Социокультурная динамика: социологический анализ социальных изменений и культурных трансформаций».
Учебные задачи курса «Социология культуры»:

  • дать студентам представление о широком спектре тем и проблем современной социологии культуры;

  • познакомить с основными принципами и понятиями дисциплины;

  • сформировать понимание закономерностей функционирования культуры;

  • познакомить с основными социологическими, антропологическими и философскими концепциями культуры;

  • привить навыки работы с социологической литературой по исследованию культуры и использовать приобретенные понятия и навыки в интересах собственной профессиональной деятельности.

В соответствии с принятым в ГУ ВШЭ учебным планом, программа курса «Социология культуры» предполагает лекционную форму занятий и семинарские занятия. Помимо этого предполагается самостоятельная подготовка студентов: ознакомление с учебной литературой, написание реферата по предлагаемым темам, в том числе реферирование статей на английском языке из современной социологической периодики. Предусмотрены консультации преподавателя по интересующим студентов вопросам. По окончании курса - сдача экзамена по результатам проверки реферата, работе на семинарах, итоговой письменной работы.
Требования к студентам:

данный курс рассчитан на студентов старших курсов, поэтому студент должен иметь знания в области истории социологии и общей социологической теории, а также знания по социальным наукам в объеме тех курсов, которые ему уже были прочитаны в университете. Предполагается, что студенты имеют необходимые навыки работы на персональном компьютере, сформированные навыки работы с литературой.
По окончании изучения социологии культуры в объеме данной программы студент должен:

      • знать главные понятия социологии культуры, основные социологические и антропологические теории культуры;

      • уметь ориентироваться в широком спектре проблем социологии культуры и в литературе по проблемам культуры;

      • иметь представление о перспективах развития социологической теории культуры;

сформировать представление о культурных процессах и их последствиях в современных обществах.
Формы контроля:

  • текущий контроль предполагает устную работу на семинарах и написание реферата, каждый вид работы оценивается по 10-ти балльной шкале;

  • итоговый контроль проводится в форме экзамена (тестирование с оценкой результатов по 10-ти балльной шкале):

  • W (работа на семинарах) = 0, 4; W (реферат) = 0, 3; W (итоговое тестирование) = 0,3.

итоговая оценка: от 0 до 3 – «неудовлетворительно», от 4 до 5 баллов -«удовлетворительно», от 6 до 7 баллов – «хорошо», от 8 до 10 баллов – «отлично».

II. Содержание программы.
Тема 1. Изучение культуры в современном обществознании.

История становления термина «культура». Формирование систематических наук о культуре: философии культуры, культурной и социальной антропологии, этнографии, этнологии и социологии. Соотношение наук о культуре. Культура как органичная составляющая всякого социологического знания. Антропология как сравнительная социология культуры. Идеальные типы традиционного и современного общества в проблемном поле социологии культуры. Культура и цивилизация, соотношение понятий и их значение в изучении культуры. Культурный этноцентризм и культурный релятивизм – две позиции в рассмотрении культуры. Понятия ментальности, культурной картины мира, мировоззрения и соответствующие им группы понятий в социологической теории. Общество, личность, культура: параметры соотнесения. Относительная автономия культурной и социальной системы как методологическая позиция в социологическом изучении культуры.

Общая характеристика культурологических учений. Философия культуры. И. Г. Гердер о культуре: гуманистическое понимание культуры. Социология культуры М. Шелера. Антропология как учение о многообразии человеческих культур и обществ. Главные теоретики социальной и культурной антропологии: А. Рэдклифф-Браун, Б. Малиновский, Ф. Боас, Р. Бенедикт, М. Мид, К. Гирц, Л. Уайт, К. Леви-Стросс, А. Кребер и др. Направления и школы «классической» социологии и культурная проблематика (Э.Дюркгейм, Г.Зиммель, М.Вебер, А. Вебер, Ф. Теннис, П.Сорокин, Т. Парсонс и др). Социология культуры в современном социологическом знании: Н. Элиас, Ю. Хабермас, П. Бурдье, М. Фуко, Ж. Бодрийар, Дж. Александер. «Сильная программа» в культурной социологии Дж. Александера как новое направление социологического понимания и исследования культуры.

Методы исследования культуры: сравнительно-исторический метод, функциональный анализ, структуралистский метод, биографический метод, этнографический метод.
Основная литература:

Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000. Гл. I. С. 11-57.

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: «Логос», 2005. С. 241-270.

Дополнительная литература:

Александер Дж. Аналитические дебаты: понимание относительной автономии культуры //Социологическое обозрение.- 2007. № 1, Т. 6// www.sociologica.net

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Беккер Г. , Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. - М.: Издательство иностранной литературы, 1961.

Вебер А. Принципиальные замечания к социологии культуры // Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб, 1999. С.7-40.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. — М.: Наука, 1977.

Гирц К.Интерпретация культур / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

Западно-европейская социология ХIХ - начала ХХ вв., Тексты. М., изд-во Международного Ун - та Бизнеса и Управления, 1996.

Зиммель Г. Избранное: В 2 т. М., 1996.

Иконникова С. Н. История культурологических теорий: В 3 ч. СПб., 2001.

Кассирер Э. Логика наук о культуре // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998, с.7-139.

Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998. Гл. 2.

Кребер А. Избранное: Природа культуры. М., 2004.

Контексты современности-I: Актуальные проблему общества и культуры в западной социальной теории: Хрестоматия/ Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. 2-е изд. Казань, 2000.

Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. М.: РОССПЭН, 2004.

Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.

Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000.

Рэдклифф-Браун А. Р. Метод в социальной антропологии /Пер. с англ. В. Николаева. – М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001.

Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. СПб.: «Владимир Даль», 2002.

Шелер М. Формы знания и общество // Социологический журнал. 1996. № 1/2.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. М., 2002.

Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М., 2004.

Тема 2. Социологическое понимание культуры и ее фундаментальные характеристики. Общая характеристика основных понятий социологического анализа культуры.

Фундаментальные характеристики культуры. Соотношение биологического и социокультурного в человеке. Культура как способ существования человеческого общества. Разнообразие культур в рамках одного общества и цивилизации в целом. Определения культуры. Антропологические и социологические определения культуры. Научные задачи социологии культуры, ее объект и предмет. Культура как ценностно-нормативная система. Культура как совокупность институтов. Типологии культуры и элементов культуры. Материальная, идейная и нормативная культура. Функции культуры. Культурные универсалии. Исследование культурных универсалий у К. Клакхона.

Основные компоненты культуры: ценности, нормы, язык. Ценности как основное содержание культуры. Классификации ценностей. Ценности как объект социологического анализа в теориях М. Вебера и Э. Дюркгейма, Ф. Знанецкого, Т. Парсонса. Социальные нормы. Классификация социальных норм Ф. Тенниса. Формальные неформальные социальные нормы. Санкции. У. Самнер о санкциях. Понятие культурного образца или паттерна поведения как синтетического единства ценностей и норм культуры.

Культурные традиции. Традиция и стиль в культуре. Традиция и инновация: содержание понятий. Обычаи как формы социальной регуляции, функции обычая. У. Самнер о народных обычаях. Антропология обычая. Обычаи и социальные институты. Теория габитуса П. Бурдье и понятие обычая в социологии. Определения ритуала. Классификации ритуалов. Типы ритуалов по Э. Дюркгейму. Функции ритуалов. Ритуалы перехода и личностная идентичность. Ритуалы в современной жизни, теория Р. Коллинза.

Культура как «символическая Вселенная». Понятия символа и знака. Классификация знаков по Пирсу и ее социологическое значение. Л. Уайт: символ как исток и основа культуры. Э. Кассирер о символических формах в культуре. У. Уорнер: теория и метод изучения символической жизни. Символическая коммуникация. Язык как основной компонент культуры. Язык как зеркало культуры в теории К. Клакхона. Функции языка. Социология языка Т. Лукмана. Язык и культура: гипотеза культурно-лингвистической относительности Э. Сепира – Б. Уорфа. Языковые практики в социальной жизни. Язык культуры как текст. Семиотические концепции культуры. У. Эко о знаковой природе языка культуры. Ю. М. Лотман о культуре как семиосфере. Р. Барт: семиотический анализ культуры. Коннотации и денотации. Понятие культурного кода. Культурные тропы К. Гирца. Понятие дискурса в современной социологии – концепция М. Фуко. Дж. Александер: роль семиотики в социологическом изучении культуры.

Понятия идеологии и мифологии как социальных и культурных феноменов. Миф и мифологическая символизация. Миф в современной культуре. Наука и миф. А. Ф. Лосев о знаках, символах и мифах. К. Г. Юнг о коллективном бессознательном как «архетипе культуры». Идеология и культурная картина мира. Идеология и менталитет. Идеология в социологических теориях (К. Маркс, К. Мангейм, Т. Адорно, П. Бергер и Т. Лукман). Идеология как культурная система в теории К. Гирца.
Основная литература:

Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000. С. 123-221.

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: «Логос», 2005. С. 271-323.

Дополнительная литература:

Барт Р. Мифологии. М., 1996.

Бурдье П. Структура, габитус, практика// Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. №2.

Гирц К.Интерпретация культур / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. Гл. 6,8.

Гофман А. Б. Мода и люди. М., 2000.

Гудков Л.Д. Метафора как культурная форма и как компонент социального действия // Гудков Л.Д. Метафора и рациональность как проблема социальной эпистемологии. М., 1994, с.382-402.

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации // Мосс М. Общество. Обмен. Личность. М., 1996.

Иконникова С. Н. История культурологических теорий: В 3 ч. СПб., 2001.

Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998. Гл. 4.

Кнабе Г.С. Вещь как феномен культуры // Музеи мира. М., 1991. С. 111 - 144.

Коллинз Р. Социологическая интуиция: Введение в неочевидную социологию// Личностно-ориентированная социология. – М.: Академический проект, 2004.

Леви-Стросс К. Первобытное мышление М.: Республика. 1994.

Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. М., 1994.

Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002.

Лукман Т. Аспекты теории социальной коммуникации// Социологическое обозрение. Том 6 №3, 2007// www.sociologica.net.

Малиновский Б. Миф в первобытной психологии//Избранное: Динамика культуры. М.: РОССПЭН, 2004. С. 285-334.

Маркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология// К. Маркс Социология.М.: Канон-Пресс-Ц. Кучково поле. 2000. С. 325-410.

Мосс М. Общества. Обмен. Личность. // Труды по социальной антропологии. – М., 1996.

Ритцер Дж. Современные социологические теории. М., 2002.

Рэдклифф-Браун А. Р. Метод в социальной антропологии /Пер. с англ. В. Николаева. – М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001.

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные формы культуры. М., 1989.

Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М., 2004.

Уорнер У.Л. Живые и мертвые. М. –СПб.: «Университетская книга», 2000.

Фуко М. Что такое автор? Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине. М., 1996, с.9-41.

Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994.

Шюц А. Символ, реальность и общество / Пер. с англ. В. Г. Николаева // Шюц А. Избранное. М., 2004. С. 456–530.

Шюц А. Смысловое строение социального мира / Пер. с нем. С. А. Ромашко // Шюц А. Избранное. М., 2004. С. 687–1022.

Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998.

Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: «Ренессанс», 1991.

Юнг К. Г. Проблема души нашего времени. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Факультет Инноватики и организации производства
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г. Череповце
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Приложение 4 к форме Предложение по срокам (Календарный план выполнения ниокр)
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. С, 2005. (Рекомендовано мо РФ для студентов вузов)
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
«Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных...
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Теория «человеческих отношений» Э. Мейо. Теория поведенческих наук и концепция мотивации А. Маслоу, Д. Макгрегора, Ф. Герцберга
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Об утверждении состава экспертного совета по организации, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий областного...
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Тема I: Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Охватывает все виды смыслов, имеющих различное терминологическое оформление, а именно
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Бухгалтерский финансовый учет: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Учебно-методический комплекс предназначен для изучения дисциплины «,Нотариат» как студентами очного, так и заочного отделений специальности...
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск