Скачать 0.5 Mb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет социологииПрограмма дисциплины «Социология культуры» для направления 040200.62 «Социология» подготовки бакалавра Автор программы: кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии Симонова О.А. Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры«Социология» общей социологии Председатель Зав. кафедрой Покровский Н.Е. «_____» __________________ 2009 г. «___»_______________ 2009 г. Утверждена УС факультета социологии Ученый секретарь « ____» ___________________2009 г. Москва, 2009 Программа курса «Социология культуры» для факультета социологии. II-III модуль 2008-2009 гг. Автор программы: кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии социологического факультета ГУ ВШЭ Симонова О. А. I. Пояснительная записка. Аннотация: Курс «Социология культуры» посвящен анализу культурного содержания форм социальной жизни и рассмотрению проблематики современной культурологии с точки зрения социологической теории. Культурное измерение социальной жизни по сути составляет одну из важнейших тем в социологической теории. Поэтому социология культуры это практически и есть сама социология, но с акцентом на культурном многообразии социальной жизни. Основная цель данного курса – показать, что социальные формы жизни людей формируются, легитимируются и регулируются преимущественно культурными ценностями, нормами, образцами поведения, нравами, обычаями и др., которые формируют в современных обществах систему социальных институтов. Поэтому данный курс содержит подробное рассмотрение основных понятий культурологии и социологии культуры, обсуждение фундаментальных характеристик культуры как способа существования человеческого общества. В связи с этим настоящий курс нацелен на ознакомление студентов с основными социологическими, социально-философскими и антропологическими теориями культуры. Особое внимание уделяется темам, связанным с проблематикой культурных процессов в современных обществах, к примеру, глобализации и взаимодействию культур в мировом пространстве. В соответствии с этими целями курс включает следующие разделы: «Изучение культуры в современном обществознании»; «Социологическое понимание культуры и ее фундаментальные характеристики. Общая характеристика основных понятий социологического анализа культуры»; «Культурная обусловленность социальных взаимодействий»; «Культура и личность: социализация и социальный контроль»; «Культура и социальные группы. Формы культуры. Виды культуры»; «Культура и социальная структура»; «Культура и основные социальные институты»; «Культурные процессы»; «Социокультурная динамика: социологический анализ социальных изменений и культурных трансформаций». Учебные задачи курса «Социология культуры»:
В соответствии с принятым в ГУ ВШЭ учебным планом, программа курса «Социология культуры» предполагает лекционную форму занятий и семинарские занятия. Помимо этого предполагается самостоятельная подготовка студентов: ознакомление с учебной литературой, написание реферата по предлагаемым темам, в том числе реферирование статей на английском языке из современной социологической периодики. Предусмотрены консультации преподавателя по интересующим студентов вопросам. По окончании курса - сдача экзамена по результатам проверки реферата, работе на семинарах, итоговой письменной работы. Требования к студентам: данный курс рассчитан на студентов старших курсов, поэтому студент должен иметь знания в области истории социологии и общей социологической теории, а также знания по социальным наукам в объеме тех курсов, которые ему уже были прочитаны в университете. Предполагается, что студенты имеют необходимые навыки работы на персональном компьютере, сформированные навыки работы с литературой. По окончании изучения социологии культуры в объеме данной программы студент должен:
сформировать представление о культурных процессах и их последствиях в современных обществах. Формы контроля:
итоговая оценка: от 0 до 3 – «неудовлетворительно», от 4 до 5 баллов -«удовлетворительно», от 6 до 7 баллов – «хорошо», от 8 до 10 баллов – «отлично». II. Содержание программы. Тема 1. Изучение культуры в современном обществознании. История становления термина «культура». Формирование систематических наук о культуре: философии культуры, культурной и социальной антропологии, этнографии, этнологии и социологии. Соотношение наук о культуре. Культура как органичная составляющая всякого социологического знания. Антропология как сравнительная социология культуры. Идеальные типы традиционного и современного общества в проблемном поле социологии культуры. Культура и цивилизация, соотношение понятий и их значение в изучении культуры. Культурный этноцентризм и культурный релятивизм – две позиции в рассмотрении культуры. Понятия ментальности, культурной картины мира, мировоззрения и соответствующие им группы понятий в социологической теории. Общество, личность, культура: параметры соотнесения. Относительная автономия культурной и социальной системы как методологическая позиция в социологическом изучении культуры. Общая характеристика культурологических учений. Философия культуры. И. Г. Гердер о культуре: гуманистическое понимание культуры. Социология культуры М. Шелера. Антропология как учение о многообразии человеческих культур и обществ. Главные теоретики социальной и культурной антропологии: А. Рэдклифф-Браун, Б. Малиновский, Ф. Боас, Р. Бенедикт, М. Мид, К. Гирц, Л. Уайт, К. Леви-Стросс, А. Кребер и др. Направления и школы «классической» социологии и культурная проблематика (Э.Дюркгейм, Г.Зиммель, М.Вебер, А. Вебер, Ф. Теннис, П.Сорокин, Т. Парсонс и др). Социология культуры в современном социологическом знании: Н. Элиас, Ю. Хабермас, П. Бурдье, М. Фуко, Ж. Бодрийар, Дж. Александер. «Сильная программа» в культурной социологии Дж. Александера как новое направление социологического понимания и исследования культуры. Методы исследования культуры: сравнительно-исторический метод, функциональный анализ, структуралистский метод, биографический метод, этнографический метод. Основная литература: Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000. Гл. I. С. 11-57. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: «Логос», 2005. С. 241-270. Дополнительная литература: Александер Дж. Аналитические дебаты: понимание относительной автономии культуры //Социологическое обозрение.- 2007. № 1, Т. 6// www.sociologica.net Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. Беккер Г. , Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. - М.: Издательство иностранной литературы, 1961. Вебер А. Принципиальные замечания к социологии культуры // Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб, 1999. С.7-40. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. — М.: Наука, 1977. Гирц К.Интерпретация культур / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. Западно-европейская социология ХIХ - начала ХХ вв., Тексты. М., изд-во Международного Ун - та Бизнеса и Управления, 1996. Зиммель Г. Избранное: В 2 т. М., 1996. Иконникова С. Н. История культурологических теорий: В 3 ч. СПб., 2001. Кассирер Э. Логика наук о культуре // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998, с.7-139. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998. Гл. 2. Кребер А. Избранное: Природа культуры. М., 2004. Контексты современности-I: Актуальные проблему общества и культуры в западной социальной теории: Хрестоматия/ Сост. и общ. ред. С.А. Ерофеева. 2-е изд. Казань, 2000. Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. М.: РОССПЭН, 2004. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. Рэдклифф-Браун А. Р. Метод в социальной антропологии /Пер. с англ. В. Николаева. – М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. СПб.: «Владимир Даль», 2002. Шелер М. Формы знания и общество // Социологический журнал. 1996. № 1/2. Ритцер Дж. Современные социологические теории. М., 2002. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М., 2004. Тема 2. Социологическое понимание культуры и ее фундаментальные характеристики. Общая характеристика основных понятий социологического анализа культуры. Фундаментальные характеристики культуры. Соотношение биологического и социокультурного в человеке. Культура как способ существования человеческого общества. Разнообразие культур в рамках одного общества и цивилизации в целом. Определения культуры. Антропологические и социологические определения культуры. Научные задачи социологии культуры, ее объект и предмет. Культура как ценностно-нормативная система. Культура как совокупность институтов. Типологии культуры и элементов культуры. Материальная, идейная и нормативная культура. Функции культуры. Культурные универсалии. Исследование культурных универсалий у К. Клакхона. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, язык. Ценности как основное содержание культуры. Классификации ценностей. Ценности как объект социологического анализа в теориях М. Вебера и Э. Дюркгейма, Ф. Знанецкого, Т. Парсонса. Социальные нормы. Классификация социальных норм Ф. Тенниса. Формальные неформальные социальные нормы. Санкции. У. Самнер о санкциях. Понятие культурного образца или паттерна поведения как синтетического единства ценностей и норм культуры. Культурные традиции. Традиция и стиль в культуре. Традиция и инновация: содержание понятий. Обычаи как формы социальной регуляции, функции обычая. У. Самнер о народных обычаях. Антропология обычая. Обычаи и социальные институты. Теория габитуса П. Бурдье и понятие обычая в социологии. Определения ритуала. Классификации ритуалов. Типы ритуалов по Э. Дюркгейму. Функции ритуалов. Ритуалы перехода и личностная идентичность. Ритуалы в современной жизни, теория Р. Коллинза. Культура как «символическая Вселенная». Понятия символа и знака. Классификация знаков по Пирсу и ее социологическое значение. Л. Уайт: символ как исток и основа культуры. Э. Кассирер о символических формах в культуре. У. Уорнер: теория и метод изучения символической жизни. Символическая коммуникация. Язык как основной компонент культуры. Язык как зеркало культуры в теории К. Клакхона. Функции языка. Социология языка Т. Лукмана. Язык и культура: гипотеза культурно-лингвистической относительности Э. Сепира – Б. Уорфа. Языковые практики в социальной жизни. Язык культуры как текст. Семиотические концепции культуры. У. Эко о знаковой природе языка культуры. Ю. М. Лотман о культуре как семиосфере. Р. Барт: семиотический анализ культуры. Коннотации и денотации. Понятие культурного кода. Культурные тропы К. Гирца. Понятие дискурса в современной социологии – концепция М. Фуко. Дж. Александер: роль семиотики в социологическом изучении культуры. Понятия идеологии и мифологии как социальных и культурных феноменов. Миф и мифологическая символизация. Миф в современной культуре. Наука и миф. А. Ф. Лосев о знаках, символах и мифах. К. Г. Юнг о коллективном бессознательном как «архетипе культуры». Идеология и культурная картина мира. Идеология и менталитет. Идеология в социологических теориях (К. Маркс, К. Мангейм, Т. Адорно, П. Бергер и Т. Лукман). Идеология как культурная система в теории К. Гирца. Основная литература: Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М., 2000. С. 123-221. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: «Логос», 2005. С. 271-323. Дополнительная литература: Барт Р. Мифологии. М., 1996. Бурдье П. Структура, габитус, практика// Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. №2. Гирц К.Интерпретация культур / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. Гл. 6,8. Гофман А. Б. Мода и люди. М., 2000. Гудков Л.Д. Метафора как культурная форма и как компонент социального действия // Гудков Л.Д. Метафора и рациональность как проблема социальной эпистемологии. М., 1994, с.382-402. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации // Мосс М. Общество. Обмен. Личность. М., 1996. Иконникова С. Н. История культурологических теорий: В 3 ч. СПб., 2001. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998. Гл. 4. Кнабе Г.С. Вещь как феномен культуры // Музеи мира. М., 1991. С. 111 - 144. Коллинз Р. Социологическая интуиция: Введение в неочевидную социологию// Личностно-ориентированная социология. – М.: Академический проект, 2004. Леви-Стросс К. Первобытное мышление М.: Республика. 1994. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. М., 1994. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб., 2002. Лукман Т. Аспекты теории социальной коммуникации// Социологическое обозрение. Том 6 №3, 2007// www.sociologica.net. Малиновский Б. Миф в первобытной психологии//Избранное: Динамика культуры. М.: РОССПЭН, 2004. С. 285-334. Маркс К. Энгельс Ф. Немецкая идеология// К. Маркс Социология.М.: Канон-Пресс-Ц. Кучково поле. 2000. С. 325-410. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. // Труды по социальной антропологии. – М., 1996. Ритцер Дж. Современные социологические теории. М., 2002. Рэдклифф-Браун А. Р. Метод в социальной антропологии /Пер. с англ. В. Николаева. – М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2001. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные формы культуры. М., 1989. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989. Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М., 2004. Уорнер У.Л. Живые и мертвые. М. –СПб.: «Университетская книга», 2000. Фуко М. Что такое автор? Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине. М., 1996, с.9-41. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994. Шюц А. Символ, реальность и общество / Пер. с англ. В. Г. Николаева // Шюц А. Избранное. М., 2004. С. 456–530. Шюц А. Смысловое строение социального мира / Пер. с нем. С. А. Ромашко // Шюц А. Избранное. М., 2004. С. 687–1022. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998. Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: «Ренессанс», 1991. Юнг К. Г. Проблема души нашего времени. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Факультет Инноватики и организации производства | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г. Череповце | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Приложение 4 к форме Предложение по срокам (Календарный план выполнения ниокр) | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. С, 2005. (Рекомендовано мо РФ для студентов вузов) | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... «Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных... | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Теория «человеческих отношений» Э. Мейо. Теория поведенческих наук и концепция мотивации А. Маслоу, Д. Макгрегора, Ф. Герцберга | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Об утверждении состава экспертного совета по организации, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий областного... | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Тема I: Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Охватывает все виды смыслов, имеющих различное терминологическое оформление, а именно | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Бухгалтерский финансовый учет: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011 | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Учебно-методический комплекс предназначен для изучения дисциплины «,Нотариат» как студентами очного, так и заочного отделений специальности... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от... |