Скачать 333.4 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» Факультет прикладной политологииОтделение деловой и политической журналистики Программа дисциплины «Методология и методы исследования в сфере журналистики» для направления 031300.68 «Журналистика» подготовки магистра Автор программы: Пенская Е.Н., д.ф.н., профессор
Москва Пояснительная записка Роль научного знания в сфере функционирования и развития средств массовой информации детерминирована бурным развитием массово-информационной деятельности современного общества. В процессе усложнения журналистики и возрастания ее общественной роли формируются новые требования к системе подготовки журналистов в вузах. Одно из них – привитие будущему журналисту культуры методологической, исследовательской. Научно-исследовательская работа – одно из важных слагаемых учебного процесса студентов отделений и факультетов журналистики. В течение учебы они сталкиваются с подготовкой рефератов по различным курсам, итоговых курсовых работ и, наконец, к концу пятого курса пишут дипломное сочинение, являющееся выпускной квалификационной работой. Все эти формы учебного исследования требуют от студента не только определенных знаний в выбранной им теме, но и владения основными навыками исследовательского труда. Для успешной деятельности на этом поприще требуются также методологические знания. Представления о сущности и задачах изучения журналистики, о совокупности методов и методик исследования, понятие о процессе исследования, как движении мысли от определения темы до завершающей работу исследователя интерпретации полученных результатов – все это дается на в рамках курса «Методология и методы исследования в сфере журналистики». Цель курса - получение студентами необходимых знаний и практических навыков по методике исследовательской работы в области журналистики, развитие у них мотивации включения в научную работу. Главные акценты делаются на разработках структуры и организации научного знания, структурных элементах системы познания и т.д. Задачами курса являются: • овладение навыками по определению цели и структурированию задач научного исследования, по формулированию гипотез исследования; • приобретение практических навыков по выбору и использованию методов исследования, сбору и обработке эмпирической информации для научного исследования; • отработка навыков представления полученных результатов. Тематический план учебной дисциплины
Формы рубежного контроля Итоговая оценка складывается из следующих составляющих:
Базовые учебники Учебно-тематический план по курсу «Основы учебного исследования»… Предмет и задачи курса. Основные понятия и категории курса. Результативность курса и его место в системе других дисциплин данного цикла. Рекомендуемая литература. Требования к слушателям курса. Роль научного знания в сфере функционирования и развития СМИ. Представление о журналистике, как науке. Составляющие науки о журналистике: теория, история, социология. Журналистика как объект исследований: - как специфический социальный институт общества; - как комплекс средств передач массовой информации; - как совокупность профессий и профессионалов; - как совокупность произведений и т.д. Уровни существования журналистского исследования: общесоциологический, специальный, эмпирический. Междисциплинарный характер исследования журналистики: журналистика и филология, журналистика и история, философия и политология, журналистика и социология, психология. Проблемы терминологии в журналистике, как науке. Тема: Процесс исследования. Программирование. Структура исследования .Понятие «исследование» и выбор места в исследовательском мире. Типы исследований и открытий. Выбор темы и постановка проблемы. Проблемная ситуация в СМИ и науке о журналистике. Объективные и субъективные стороны проблемной ситуации. Объект и предмет исследования. Онтологическая неисчерпаемость предмета. Устойчивые, константные («нетранзитивные») и подвижные, динамические («транзитивные») стороны предметного знания о явлениях журналистики. «История» предмета. Программа исследования. Различные подходы к структуре исследования. Понятия «цель» и «задачи». Понятие «научная гипотеза». Логическая структура гипотезы. Широта поля гипотезы. Необходимость проверки научных гипотез. Тема: «Литература вопроса»: как ее искать, как с ней работать и как оформлять в исследовании. Знакомство с системным, предметным, алфавитным каталогами. Справочные издания. Полные систематизированные перечни («Летописи журнальных и газетных статей, Летописи рецензий, Летописи авторефератов диссертаций»). Неопубликованные материалы и их хранилища. Виды информационных изданий: библиографические, реферативные и обзорные. Фиксация результатов поиска. Правила цитирования. Плагиат. Этапы изучения научных публикаций: 1. общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению; 2. беглый просмотр всего содержания; 3. чтение в порядке последовательности расположения материала; 4. выборочное чтение какой-либо части произведения; 5. выписка представляющих интерес материалов; 6. критическая оценка записанного, его редактирование. Способы построения библиографических списков: - по алфавиту фамилий авторов или заглавий; - по тематике; - по видам изданий; - по характеру содержания; - списки смешанного построения. Тема: Источники и методы получения научных фактов От явления – к сущности. От эмпирических данных – к концепции. Понятие «факт» в науке. Источники эмпирической информации: материализованные и нематериализованные. Воспоминания, мемуары, как источник исследования журналистики. Документы о СМИ, как объект изучения. Эмпирические методы (опрос, наблюдение, анализ текстов, эксперимент). Формы сбора эмпирической информации: качественные и количественные методы. Опасность эмпиризма в исследованиях журналистских явлений. Тема: Стили и жанры научного текста Стили изложения результатов исследования: - прямое изложение; - компилятивное; - реферативное; - дискуссионное; - проблемное. Жанровые формы: - устные выступления: сообщения, выступления, доклады; - письменная форма: тезисы, конспекты, рефераты, обзорные рефераты, статьи, брошюры, монография, диссертация, аннотация, рецензия, обозрение и т.д. Приемы изложения научных материалов: 1. краткое описание хода исследования и подробное изложение конечных результатов; 2. подробное изложение хода исследования и краткое изложение конечных результатов. Методические приемы изложения научных материалов: 1. строго последовательный; 2. целостный (с последующей обработкой каждой главы); 3. выборочный (главы пишутся отдельно в любой последовательности). Особенности письменной научной речи. ЛИТЕРАТУРА Березина В.Г. Этика и культура научной работы. – СПб., 1999. Курсовая работа: по специализациям в области электронных СМИ: процесс подготовки, оформление, защита./ Методическое пособие для студентов отделений и факультетов журналистики, обучающихся по специализациям: тележурналистика, радиожурналистика, Интернет-журналистика // Автор-составитель Дорощук Е.С.– Казань: Изд-во КГУ, 2004. Методика изучения периодической печати. – М, 1977. Основные понятия теории журналистики. – М., 1993. Учебно-тематический план по курсу «Методика исследования журналистики»… Тема: Введение в предмет Предмет и задачи курса. Основные понятия и категории курса. Результативность курса и его место в системе других дисциплин данного цикла. Рекомендуемая литература, методы работы с источниками. Требования к слушателям курса. Роль научного знания в сфере функционирования и развития СМИ. Переход на новую парадигму деятельности в условиях глубоких цивилизационных сдвигов. Объективная необходимость формирования глобально-гуманистического «нового журнализма» ХХI века. Необходимость методологической культуры. Представление о журналистике, как науке. Составляющие науки о журналистике: теория, история, социология . Системный характер научных исследований о журналистике. Журналистика как объект исследований: - как специфический социальный институт общества; - как комплекс средств передач массовой информации; - как совокупность профессий и профессоров; - как совокупность произведений и т.д. Уровни существования журналистского исследования: общесоциологический, специальный, эмпирический. Междисциплинарный характер исследования журналистики: журналистика и филология, журналистика и история, философия и политология, журналистика и социология, психология. Проблемы терминологии в журналистике, как науке. Социально-мировоззренческая позиция, как одна из предопределяющих научной парадигмы исследования журналистики. |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Факультет Инноватики и организации производства | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г. Череповце | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Приложение 4 к форме Предложение по срокам (Календарный план выполнения ниокр) | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. С, 2005. (Рекомендовано мо РФ для студентов вузов) | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Теория «человеческих отношений» Э. Мейо. Теория поведенческих наук и концепция мотивации А. Маслоу, Д. Макгрегора, Ф. Герцберга | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Об утверждении состава экспертного совета по организации, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий областного... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы... | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Тема I: Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Охватывает все виды смыслов, имеющих различное терминологическое оформление, а именно | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Бухгалтерский финансовый учет: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011 | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Учебно-методический комплекс предназначен для изучения дисциплины «,Нотариат» как студентами очного, так и заочного отделений специальности... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от... |