Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики»





Скачать 333.4 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики»
страница1/3
Дата публикации08.08.2013
Размер333.4 Kb.
ТипНаучно-исследовательская работа
100-bal.ru > Журналистика > Научно-исследовательская работа
  1   2   3
Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Государственный университет –

Высшая школа экономики»

Факультет прикладной политологии


Отделение деловой и политической журналистики
Программа дисциплины

«Методология и методы исследования в сфере журналистики»

для направления 031300.68 «Журналистика» подготовки магистра
Автор программы: Пенская Е.Н., д.ф.н., профессор

Рекомендовано секцией УМС

«___» 20 г.

Утверждено УС факультета






Одобрено на заседании кафедры

Зав. кафедрой

«___» 20 г.


Ученый секретарь

«___» 20 г.



Москва

Пояснительная записка

Роль научного знания в сфере функционирования и развития средств массовой информации детерминирована бурным развитием массово-информационной деятельности современного общества. В процессе усложнения журналистики и возрастания ее общественной роли формируются новые требования к системе подготовки журналистов в вузах.

Одно из них – привитие будущему журналисту культуры методологической, исследовательской.

Научно-исследовательская работа – одно из важных слагаемых учебного процесса студентов отделений и факультетов журналистики. В течение учебы они сталкиваются с подготовкой рефератов по различным курсам, итоговых курсовых работ и, наконец, к концу пятого курса пишут дипломное сочинение, являющееся выпускной квалификационной работой.

Все эти формы учебного исследования требуют от студента не только определенных знаний в выбранной им теме, но и владения основными навыками исследовательского труда. Для успешной деятельности на этом поприще требуются также методологические знания.

Представления о сущности и задачах изучения журналистики, о совокупности методов и методик исследования, понятие о процессе исследования, как движении мысли от определения темы до завершающей работу исследователя интерпретации полученных результатов – все это дается на в рамках курса «Методология и методы исследования в сфере журналистики».

Цель курса - получение студентами необходимых знаний и практических навыков по методике исследовательской работы в области журналистики, развитие у них мотивации включения в научную работу. Главные акценты делаются на разработках структуры и организации научного знания, структурных элементах системы познания и т.д.

Задачами курса являются:

• овладение навыками по определению цели и структурированию задач научного исследования, по формулированию гипотез исследования;

• приобретение практических навыков по выбору и использованию методов исследования, сбору и обработке эмпирической информации для научного исследования;

• отработка навыков представления полученных результатов.

Тематический план учебной дисциплины



Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Сам.работа

Лекции

Семинары и практические занятия



Основы учебного исследования

Роль научного знания в сфере функционирования и развития СМИ. Журналистика как объект исследований





2









Процесс исследования. Программирование. Структура исследования .Понятие «исследование» и выбор места в исследовательском мире. Типы исследований и открытий.





2

2






«Литература вопроса»: как ее искать, как с ней работать и как оформлять в исследовании.





2

2






Источники и методы получения научных фактов





2









Стили и жанры научного текста





2










Методика исследования журналистики



Становление и развитие журналистики, как науки





2









Методология как научная категория




2

2






Формирование научной парадигмы исследователя





2









Эвристическая направленность методологии




2









Процесс исследования. Программирование и реализация. Структура исследования




2









Определение цели и задач исследования. Формулирование гипотез исследования.





2









Работа с библиографией. Оформление библиографического аппарата




2









Эмпирическая информация. Источники и методы получения научных фактов. Эмпирическая группа операций




2

2






Интерпретация научных данных. Представление полученных результатов




2









Стили и жанры научного текста




2

2







ИТОГО:

108

40

68

30

10

 

Формы рубежного контроля

Итоговая оценка складывается из следующих составляющих:

  • посещаемость (10%)

  • участие в работе семинаров (10%)

  • оценка за эссе (20%)

  • зачет (50%)

 

Базовые учебники
Учебно-тематический план

по курсу «Основы учебного исследования»…

Предмет и задачи курса. Основные понятия и категории курса. Результативность курса и его место в системе других дисциплин данного цикла. Рекомендуемая литература. Требования к слушателям курса.

Роль научного знания в сфере функционирования и развития СМИ.

Представление о журналистике, как науке. Составляющие науки о журналистике: теория, история, социология.

Журналистика как объект исследований:

- как специфический социальный институт общества;

- как комплекс средств передач массовой информации;

- как совокупность профессий и профессионалов;

- как совокупность произведений и т.д.

Уровни существования журналистского исследования: общесоциологический, специальный, эмпирический. Междисциплинарный характер исследования журналистики: журналистика и филология, журналистика и история, философия и политология, журналистика и социология, психология. Проблемы терминологии в журналистике, как науке.

Тема: Процесс исследования. Программирование. Структура исследования .Понятие «исследование» и выбор места в исследовательском мире. Типы исследований и открытий.

Выбор темы и постановка проблемы. Проблемная ситуация в СМИ и науке о журналистике. Объективные и субъективные стороны проблемной ситуации. Объект и предмет исследования. Онтологическая неисчерпаемость предмета. Устойчивые, константные («нетранзитивные») и подвижные, динамические («транзитивные») стороны предметного знания о явлениях журналистики. «История» предмета.

Программа исследования. Различные подходы к структуре исследования. Понятия «цель» и «задачи». Понятие «научная гипотеза». Логическая структура гипотезы. Широта поля гипотезы. Необходимость проверки научных гипотез.

Тема: «Литература вопроса»: как ее искать, как с ней работать и как оформлять в исследовании.

Знакомство с системным, предметным, алфавитным каталогами. Справочные издания. Полные систематизированные перечни («Летописи журнальных и газетных статей, Летописи рецензий, Летописи авторефератов диссертаций»). Неопубликованные материалы и их хранилища.

Виды информационных изданий: библиографические, реферативные и обзорные.

Фиксация результатов поиска. Правила цитирования. Плагиат.

Этапы изучения научных публикаций:

1. общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

2. беглый просмотр всего содержания;

3. чтение в порядке последовательности расположения материала;

4. выборочное чтение какой-либо части произведения;

5. выписка представляющих интерес материалов;

6. критическая оценка записанного, его редактирование.

Способы построения библиографических списков:

- по алфавиту фамилий авторов или заглавий;

- по тематике;

- по видам изданий;

- по характеру содержания;

- списки смешанного построения.

Тема: Источники и методы получения научных фактов

От явления – к сущности. От эмпирических данных – к концепции.

Понятие «факт» в науке.

Источники эмпирической информации: материализованные и нематериализованные. Воспоминания, мемуары, как источник исследования журналистики. Документы о СМИ, как объект изучения.

Эмпирические методы (опрос, наблюдение, анализ текстов, эксперимент). Формы сбора эмпирической информации: качественные и количественные методы. Опасность эмпиризма в исследованиях журналистских явлений.

Тема: Стили и жанры научного текста

Стили изложения результатов исследования:

- прямое изложение;

- компилятивное;

- реферативное;

- дискуссионное;

- проблемное.

Жанровые формы:

- устные выступления: сообщения, выступления, доклады;

- письменная форма: тезисы, конспекты, рефераты, обзорные рефераты, статьи, брошюры, монография, диссертация, аннотация, рецензия, обозрение и т.д.

Приемы изложения научных материалов:

1. краткое описание хода исследования и подробное изложение конечных результатов;

2. подробное изложение хода исследования и краткое изложение конечных результатов.

Методические приемы изложения научных материалов:

1. строго последовательный;

2. целостный (с последующей обработкой каждой главы);

3. выборочный (главы пишутся отдельно в любой последовательности).

Особенности письменной научной речи.

ЛИТЕРАТУРА

Березина В.Г. Этика и культура научной работы. – СПб., 1999.

Курсовая работа: по специализациям в области электронных СМИ: процесс подготовки, оформление, защита./ Методическое пособие для студентов отделений и факультетов журналистики, обучающихся по специализациям: тележурналистика, радиожурналистика, Интернет-журналистика // Автор-составитель Дорощук Е.С.– Казань: Изд-во КГУ, 2004.

Методика изучения периодической печати. – М, 1977.

Основные понятия теории журналистики. – М., 1993.

Учебно-тематический план

по курсу «Методика исследования журналистики»…

Тема: Введение в предмет

Предмет и задачи курса. Основные понятия и категории курса. Результативность курса и его место в системе других дисциплин данного цикла. Рекомендуемая литература, методы работы с источниками. Требования к слушателям курса.

Роль научного знания в сфере функционирования и развития СМИ. Переход на новую парадигму деятельности в условиях глубоких цивилизационных сдвигов. Объективная необходимость формирования глобально-гуманистического «нового журнализма» ХХI века. Необходимость методологической культуры.

Представление о журналистике, как науке. Составляющие науки о журналистике: теория, история, социология . Системный характер научных исследований о журналистике.

Журналистика как объект исследований:

- как специфический социальный институт общества;

- как комплекс средств передач массовой информации;

- как совокупность профессий и профессоров;

- как совокупность произведений и т.д.

Уровни существования журналистского исследования: общесоциологический, специальный, эмпирический. Междисциплинарный характер исследования журналистики: журналистика и филология, журналистика и история, философия и политология, журналистика и социология, психология. Проблемы терминологии в журналистике, как науке. Социально-мировоззренческая позиция, как одна из предопределяющих научной парадигмы исследования журналистики.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Факультет Инноватики и организации производства
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г. Череповце
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Приложение 4 к форме Предложение по срокам (Календарный план выполнения ниокр)
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. С, 2005. (Рекомендовано мо РФ для студентов вузов)
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Теория «человеческих отношений» Э. Мейо. Теория поведенческих наук и концепция мотивации А. Маслоу, Д. Макгрегора, Ф. Герцберга
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Об утверждении состава экспертного совета по организации, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий областного...
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы...
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Тема I: Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Охватывает все виды смыслов, имеющих различное терминологическое оформление, а именно
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Бухгалтерский финансовый учет: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Учебно-методический комплекс предназначен для изучения дисциплины «,Нотариат» как студентами очного, так и заочного отделений специальности...
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск