Скачать 206.18 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет –Высшая школа экономики» Факультет ПсихологииПрограмма дисциплины КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПЕРСОНОЛОГИЯ для направления 030300.68 - Психология подготовки магистра Автор: доктор психол. наук, профессор, член-корр. РАО Петровский Вадим Артурович Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры«Психология» психологии личностиПредседатель Зав. кафедрой____________ Штроо В.А. _____________ Старовойтенко Е.Б. “____” ___________ 2010 г. “____” __________ 2010 г. Утверждено УС факультета психологии Ученый секретарь ____________ Старовойтенко Е.Б. «____» ___________2010г. Москва, 2010 АННОТАЦИЯ Основу курса образует проект «общей персонологии – науки личности» (В.А.Петровский, 2002), реализующий идею единства фундаментальной и практической психологии личности. Проводится различие между психологическим консультированием (психопрактика) и консультативной персонологией (теоретико-эмпирическое направление исследований). Предметом консультативной персонологии являются условия обеспечения состоятельности консультативного процесса, прямые и отсроченные, непосредственные и опосредованные эффекты взаимовлияния консультируемого и консультанта, самоопределение и стиль деятельности консультанта как представителя определенной школы консультирования, границы вариативности содержаний и методов работы в пределах школы, оправданность использования данных фундаментальной психологии в консультативном процессе и формирования запросов «к теории», соотношение гуманитарного и естественно-научного знания, возможности построения мультипрофильного консультирования Концептуальное ядро общей персонологии – мультисубъектная теория личности (В.А. Петровский, 1971 – 2010). Мультисубъектная теория личности освещает процессы трансценденции индивидом своих границ («надситуативная активность»), обретение своего инобытия в других («персонализация») и возвращения к себе как субъекту активности («осознание себя как личности»), состоятельность устремлений человека в контексте его жизни. Сфера практической реализации консультативной персонологии – мультисубъектное консультирование: система психологических и психотерапевтических практик, основанных на идеях общей персонологии. Базовый принцип персонологического консультирования: новая драматургия в системе «Мое Я» - «Мое Ты» - «Другие во мне» - «Я в других», - новая логика построения жизни личности, высвоение индивидуальной персоно-логики (В.А. Петровский, 2008 – 2010). Предметом консультатвной персонологии (в пределах учебной программы) является оценка эффектов динамики личности в системе консультируемый-консультант на примере различных консультативных систем (когнитивно-бихевиоральное направление, гештальттерапия, психосинтез, процессуаль-ориентированная терапия и др.). В процессе обучения предлагается к обсуждению будущим магистрам особый вариант реализации мультисубъектного персонологического консультирования – «трансактная персонология», разработанная автором с опорой на принципы современного трансактного анализа и мультисубъектной теории личности. В центре внимания – работа с «отраженными другими» и «своей отраженностью в других», реорганизация способов внутри-личностных и межличностных взаимодействий, субъектность выбора жизненного пути – в противовес сценариям жизни. Тематический план учебной дисциплины
Базовые учебники
Формы контроля Текущий контроль: работа на семинарских занятиях. Промежуточный контроль: эссе, реферат. Итоговый контроль: зачет, экзамен. Итоговая оценка: Работа на семинарских занятиях (доклады, презентации, дискуссии) Домашнее эссе, реферат. Устный зачет, экзамен. Критерии оценки
После округления Оср= 7 Содержание программы 1. Идея общей персонологии – «науки личности». Проблема сосуществования двух ветвей психологического знания: фундаментальной и практической психологии личности: «кризис двух психологий». Идея общей персонологии как «науки личности»: единства «академической» психологии и существующих сегодня «психотехнических систем». Условия синтеза: экспертиза языка науки под углом зрения используемости; эспертиза принципов и фактов под углом зрения нетривиальности, информативности, субъективной значимости, действенности. Проблема синтеза естественно-научной и гуманистической парадигм в построениии консультативной практики. 2. Категориальный строй психологии: персонологический поворот. Проблемы консультативной психологии. Категории психосферы: кластеры категорий «субстанциональности», «направленности», «активности», «когнитивности», «отношения», «со-бытийности», «действительности» и плеяды категорий «биоцентрических», «протопсихологических», «базисных психологических», «метапсихологических, «экстрапсихологических». Категории теоретической психологии как маркеры проблем консультативной персонологии; прямые и посреднические функции психолога-консультанта в контакте врачами и психотерапевтами. Специфика психологического консультирования на фоне психиатрии и немедицинской психотерапии. Подвижность границы «псхологическое консультирование – психотерапия». Проблема спонтанности и заданности в процессе консультирования. Столкновение школ терапии на территории одного, «отдельно взятого», терапевта. Соотношение «чистого сознания» («феноменологическая установка») и «профессиональной компетентности» консультанта (в любой из терапевтических и консультативных систем). Феномен повышения эффективности психотерапии на фоне снижения ее «контролируемости» (произвольная регрессия возраста консультируемого и консультанта как условие повышения эффективности консультативного процесса на фоне снижения его осознанности). Проблема эквифинальности результатов терапии. Проблема «психотерапевтических упований». Проблема психотехнических мифов. Терапевт работает или живет в мифе? Проблема привлечения и диагностических процедур и использования результатов диагностики в работе с клиентом. 3. Мультисубъектная теория личности как ориентир персонологического консультирования. Ключевые понятия теории и их методологический смысл: А. Субъект. Является ли личность субъектом? (аргументы «за» и «против»). «Постулату сообразности» (телеологическая заданность, предрешенность, адаптивность поведения и сознания) и «принцип неадаптивности» (активность не предетерминирована целью) как неявные источники (на фоне других критическх аргументов) методологического упразднения идеи субъектности. В противовес «постулату сообразности» и «принципу неадаптивности» формулируется принцип активной неадаптивности («надситуативности») как условие «реабилитации» идеи субъектности (В.А.Петровский, 1975; 1993). Феноменология «надситативной активности» в витальной, предметной, коммуникативной, когитальной сферах. Методы провокативной терапии Фарелли и парадоксального наменения Франкла как способ актуализации субъектной позиции консультируемого (преодоление внутренних барьеров перед совершением активным действием и – навязчивых действий и мыслей деструктивного плана). В. Избыточные возможности и состоятельность устремлений. Идея «движения деятельности» – порождения возможностей, превышающих уровень исходный запросов; избыток «могу» как источник «хочу» (В.А.Петровский, 1976; 1977). Два вида состоятельности как единства «хочу» и «могу» – состоятельность-удовлетворенность (насыщение, благоденствие) и состоятельность–дееспособность (приумножение возможностей, дееспособность). Формальные модели состоятельности устремлерий. Точки оптимума состоятельности («самостояние», «самоограничение», «самоотдача»), когда усилия оправданы достижениями, а «сход с точки» либо снижает оправданность усилий, либо снижает их эффективность. «Золотая точка» гармонии во взаимоотношениях запросов и ресурсов («золотое сечение» в соотношении уровней запросов и ресурсов). Состоятельность-в-динамике и «веер активности». Феномен «оптимизм устремлений – пессимизм ожиданий» как предиктор психологического благополучия. Изменение состоятельности в процессах персонологического консультирования. Идея коучинга состоятельности. Методы работы с запросами и ресурсами. B. «Мультисубъектность личности»: единство «я в себе и для себя» и «я в другом и для другого»; сопряженность «Мое Я – Мое Ты»; «значимые другие» во мне и «я как значимый другой» в жизни других; феноменология «присутствия» присутствующий в других; потребность и способность персонализации; феноменология отраженной субъектности. Позиция психолога-консультанта – «соучаствование» в процессах порождения целостности я, становления «единомножия я» в противовес «множественному («роистому») я», «множественной личности» в клиническом понимании. Критерии нормы и патологии в функционированни «субъектов» («субличностей»), образующих индивидуальность (основанные на предлагаемых критериях диференциации «ясного» и «измененного» состоятния сознания). Актуализация субъектных позиций (эго-состояний) в условиях гештальттерапии, психодрамы, психосинтеза, процессуально-ориентированной терапии, трансактного анализа. Становление «рефлексивного Я» как условия внутренней коммуникации между эго-состояниями личности. 4. Принципы психологического консультирования как частный предмет консультативной персонологии. Критерии эффективности консультирования. Четырехуровневая модель построения и оценки эффективности консультативного процесса: «Что делать завтра?», «Как это понять и объяснить?», «Каким образом изменить («перерешить»)?», «Что это значит для консультанта и консультируемого?» Значение рабочего альянса и контракта на изменение (ознакомление с процедурами, их «проживание» и оценка). Проблема работы «без запроса». Матрица игнорирования Шиффов; «Окно Джонгварда». Ознакомление с процедурами и техниками осознания своих ограничений и возможностей «в качестве будущих психологов-консультантов» с опорой на матрицы игнорирования. Возможности персонального саморазвития в качестве психологов-профессионалов, – «найти свой стиль и усилить себя». 5. Методы консультирования как частный предмет консультативной персонологии. Методы консультирования. «Поддерживающие техники» и «Психотерапевтические вмешательства». Слушатели знакомятся с базовыми техниками личностно-центрированной терапии (эмпатическое слушание), гештальттерапии (работа с полярностями, техника «здесь и теперь я осознаю»), процессуально-ориентированной терапии (работа с «краевой фигурой»), психосинтеза (техники растождествления, визуализации и др.), техниками «параллелирования» Бьюдженталя и др. Ознакомление с техниками как в позиции психотерапевта, так и в позиции консультанта имеет своей целью стимулировать процессы саморефлексии будущих профессионалов (они осознают и анализирую собственные и чужие реакции, оценивают потенциальную привлекательность предлагаемых техник, «походят» ли они им лично или нет, в силу каких причин и т.п. Методы консультативной персонологии. Метаанализ Граве. Методология «до – после» и методология «мониторинга контакта» Микростуктурный анализ аудио и видеозаписей взаимодействия в системе клиент терапевт. Метод отраженной субъектности в диагностике эффектов психологического консультирования. Метапозиция персонолога–консультанта по отношению к психологу-консультанту и его супервизору. 6. Личность консультанта. Существует ли «идеальный набор» профессионально-личностных черт? Интуитивные (собственные представления слушателей) и «канонические» (общепризнанные в мире консультантов) представления о личности «идеального консультанта». Испытание этих представлений на прочность в процессе консультирования «неудобных» клиентов. Идея неизбежной зависимости состоятельности устремлений терапевта от особенностей акцентуаций (характерологии) консультируемого. Критический взгляд на идею поиска «эталона», представленного списком черт. Типичные ошибки консультирования. Типы психотерапевтов и консультантов; необходимость супервизии. Риск профессиональные деформации личности психотерапевтов и психологов-консультантов, обусловленный принадлежностью их «системе», длительностью и глубиной погружения в профессиональную деятельность. 7. Опыт трансактной персонологии. Реализация целей, задач и методов консультативной персонологии на материале трансактного анализа. Трансактный анализ (теория личности и интегральная психотерапия) привлекается к рассмотрению в неспецифическом для него качестве; он рассматривается как объект консультативной персонологии, в отличие традиционног способа его рассмотрения – как учебного предмета или инструмента познания изменения личности консультируемых. В поле зрения слушателй три основных направления развертки трансактного анализа: структурный анализ (выделение и соотнесение это-состояний Взрослый, Родитель, Дитя; анализ конструктивных и деструктивных композиций); анализ трансакций («игры», «интриги», «эмоциональный рекет» и др.); анализ сценариев жизни и условий преодоления сценариев (родительские послания, детские решения, паттерны входа в сценарии и др., «перерешения» и т.д.). Испытывая на себе некоторые принципы трансактного анализа, а также пробуя себя в качестве трансактного аналитика, слушатели превращаются в персонологов-исследователей, будущих специалистов в области консульттивной персонологии: исследуют условия синтеза психологической теории личности и психопрактики, осуществляя анализ языка ТА под углом зрения его используемости; оценивают научные принципы и факты, на которые опирается создатель ТА как теоретик под углом зрения их нетривиальности, информативности, субъективной значимости, действенности и т.д.; соотносят категории и схемы трансактного анализа как психопрактики с идеями мультсубъектной теории (субъектность, избыточные возможности, дееспособность, единомножие «я» и др.); рассматривают позицию психолога-консультанта в содействии процессам обретения целостности личности, устранению «замешательств» и «расколов» во взаимоотношениях между разными эго-состояниями консультируемого; условия становления «рефлексивного Я» в виде эго-состояния Взрослый (структурный анализ второго порядка) анализируют собственный опыт заключения контракта на изменения; убеждаются в действенности метода отраженной субъектности (прослеживается динамика эго-состояний как эффект присутствия значимого другого) и предлагают модификации метода; изучают и оценивают указания создателя ТА, касающиеся типа терапевтических воздействий (оценивается доступность легкость или затруднительность использования их в собственной практической денятельности); оценивают привлекательность и реализуемость системы ТА в качестве профессионально и личностно значимого инструмента консультативной работы; «риски» ошибок и профессиональной деформации. На примере ТА оценивается перспективность и определяются условия создания мультипрофильного подхода в консультировании (гештальттерапия, когнитивно-бихевиоральная терапия, процессуальная терапия, психосинтез и т.д.). Примерный перечень вопросов к экзамену. 1.Идея общей персонологии – «науки личности»: кризис двух психологий и перспективы выхода. 2. Условия синтеза фундаментальной и практической психологии личности. 3. Категориальный строй психологии: персонологический поворот. Категории теоретической психологии как маркеры проблем консультативной персонологии 4. Специфика психологического консультирования (в контексте психиатрии и психотерапии). Подвижность границы «псхологическое консультирование – психотерапия». 5. Проблема спонтанности и заданности в процессе консультирования. 6. Проблема эквивалентности результатов терапии. 7. Понятие «психотехнический миф». 8. Мультисубъектная теория личности как ориентир персонологического консультирования. Ключевые понятия теории и их методологический смысл 9. Принципы психологического консультирования как частный предмет консультативной персонологии. Критерии эффективности консультирования. 10. Четырехуровневая модель построения и оценки эффективности консультативного процесса 11. Рабочий альянс и контракт на изменение; их функция в консультировании. Проблема работы «без запроса». 12. Матрица игнорирования Шиффов. «Окно Джонгварда». 13. Методы консультирования. «Поддерживающие техники» и «Психотерапевтические вмешательства». 14. Методы консультативной персонологии. Метаанализ Граве. 15. Методология «до – после» и методология «мониторинга контакта» 16. Метод отраженной субъектности в диагностике эффектов психологического консультирования. 17. Личность консультанта. Существует ли «идеальный набор» профессионально-личностных черт? 18. Типичные ошибки консультирования. 19. «Типы» психотерапевтов и консультантов; необходимость супервизии. 20. Метапозиция персонолога–консультанта по отношению к психологу-консультанту и его супервизору. 21. Риск профессиональной деформации личности психотерапевтов и психологов-консультантов. 22. Трансактный анализ – модель испытания принципов консультивной персонологии. 23. Работа с ранними решениями методом «мультисубъектного диалога». 24. Гештальт-технологии и психодраматические технологии, их модификация и интеграция в моделях мультисубъектного консультирования. 25. Построение эгограммы личности. 26. Методы диагностики скриптов. Вопросы, выносимые на самостоятельную работу:
Дополнительная литература:
23. Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. Москва 2007. |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Факультет Инноватики и организации производства | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г. Череповце | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. С, 2005. (Рекомендовано мо РФ для студентов вузов) | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... «Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Теория «человеческих отношений» Э. Мейо. Теория поведенческих наук и концепция мотивации А. Маслоу, Д. Макгрегора, Ф. Герцберга | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Об утверждении состава экспертного совета по организации, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий областного... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы... | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Тема I: Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Охватывает все виды смыслов, имеющих различное терминологическое оформление, а именно | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Бухгалтерский финансовый учет: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011 | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Учебно-методический комплекс предназначен для изучения дисциплины «,Нотариат» как студентами очного, так и заочного отделений специальности... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от... |