Скачать 255.25 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ Учебная программа дисциплиныпо направлению подготовки080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит 080105.65 Финансы и кредит 080102.65 Мировая экономика 080502.65 Экономика и управление на предприятии 080116.65 МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ЭКОНОМИКЕ 080502.65 Экономика и управление на предприятии тризма и гостиничного хозяйства Владивосток Издательство ВГУЭС 2014 ББК 65.050.9(2)253я73 Учебная программа по дисциплине «Информационные технологии в экономике» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Предназначена для студентов направления подготовки 080105.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105.65 «Финансы и кредит», 080102.65 «Мировая экономика», 080502.65 «Экономика и управление на предприятии», 080116.65 «Математические методы в экономике» 080502.65 «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства». Составитель: Кийкова Е.В., ст. преподаватель кафедры информационных систем и прикладной информатики Утверждена на заседании кафедры ИСПИ от 19.03.2014 г., протокол № 9 Утверждена на заседании Учёного совета института ИИБС от 29.04.2014г., протокол № 7 © Издательство Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2014 Введение Необходимость введения дисциплины «Информационные технологии в экономике» обусловлена тем, что в российских организациях идет внедрение информационных технологий. Организации используют автоматизированные системы бухучёта, финансового анализа и планирования, активно осваивают Интернет для продвижения своей продукции. Для изучения дисциплины необходимы знания в области «Информатика», «Менеджмент», «Маркетинг», «Бухгалтерский учет», «Экономика». Особенность изучаемой дисциплины состоит в том, что студентам даётся представление о возможностях, которые предоставляют современные информационные технологии в области повышения эффективности управления, причём не ставится цель изучения технических тонкостей реализации различных инструментов. Лабораторные занятия по дисциплине «Информационные технологии в экономике» предусматривают выполнение практических заданий на персональных компьютерах с использованием пакетов прикладных программ. Лабораторный практикум даёт студентам опыт исследовательской работы, учит основам проектирования лабораторных моделей, знакомит с методами организации, планирования и обработки результатов экспериментов. Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по направлениям подготовки 080105.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105.65 «Финансы и кредит», 080102.65 «Мировая экономика», 080502.65 «Экономика и управление на предприятии», 080116.65 «Математические методы в экономике» 080502.65 «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства». 1. Организационно-методические указания 1.1 Цели освоения учебной дисциплины Целью дисциплины «Информационные технологии в экономике» является формирование у студентов системы знаний в области теории и практики применения информационных технологий в сфере экономики. Основной задачей дисциплины является обучение студентов приемам работы с современным программным обеспечением для практического освоения принципов и методов решения различных экономических и финансовых задач, связанных с будущей специальностью. Задачи изучения дисциплины: – формирование комплексных знаний об основных тенденциях развития информационных технологий, связанных с изменениями условий в области их применения; – формирование практических навыков применение информационных технологий при решении профессиональных задач. 1.2 Перечень компетенций, приобретаемых при изучении дисциплины При формировании учебной программы дисциплины на основе компетентностного подхода учитывались основные квалификационные характеристики выпускников вышеперечисленных специальностей. Дисциплина направлена на формирование таких профессиональных качеств, как:
Теоретические знания, полученные в процессе изучения дисциплины направлены на формирование знаний о:
Знания, полученные в процессе изучения дисциплины имеют практическое применение в области:
В процессе изучения дисциплины формируются навыки:
1.3 Основные виды занятий и особенности их проведения Дисциплина «Информационные технологии в экономике» изучается в течение одного семестра. Курс лекционных занятий – 34 ч., лабораторных работ – 34 ч., самостоятельная работа – 38 ч. Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций в объеме 2 часов в неделю, проведение лабораторных работ в объеме 2 часов в неделю, выполнение контрольных работ. Для направлений «Мировая экономика» и «Математические методы в экономике» общее количество часов – 136, из них 68 часов – аудиторной работы, 68 часов – самостоятельной работы. Для направлений «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» общее количество часов – 102, из них 68 часов – аудиторной работы, 34 часа – самостоятельной работы. Для направления «Экономика и управление на предприятии» общее количество часов – 120, из них 68 часов – аудиторной работы, 52 часа – самостоятельной работы. Для направления «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства» общее количество часов – 128, из них 68 часов – аудиторной работы, 60 часов – самостоятельной работы. 1.4 Виды контроля и отчетности по дисциплине Дисциплина завершается зачетом. В течение семестра по итогам выполнения лабораторных работ и контрольных работ, проводимых на лекционных занятиях, студентам выставляются промежуточные аттестации по успеваемости. Обязательным условием допуска к зачету является выполнение всех лабораторных работ. Контрольные работы проводятся на лекционных занятиях и включают контрольные вопросы по пройденному материалу. Итоговый контроль знаний студентов по дисциплине проводится в виде электронного теста. Для студентов заочной формы обучения текущий контроль предполагает выполнение и защиту контрольной работы. 1.5 Техническое и программное обеспечение дисциплины Лабораторные работы проводятся в компьютерном классе. Необходимое программное обеспечение: WINDOWS, MS Office. Лекции проводятся в аудиториях оснащённых мультимедийным оборудованием. 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Перечень тем лекционных занятий Тема 1. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества. (2 часа) Информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере. Информационная модель предприятия. Тема 2. Роль и место автоматизированных информационных систем в экономике. (2 часа) Понятие системы, ее свойства, структура, функции, элементы. Понятие информационной системы (ИС). Предприятие как объект информатизации. Классификация ИС. Структура и состав ИС. Функциональные компоненты ИС. Тема 3. Обеспечивающие подсистемы ИС. (2 часа) Информационное обеспечение. Техническое обеспечение. Программное обеспечение. Математическое обеспечение. Организационное обеспечение. Правовое обеспечение. Лингвистическое обеспечение. Тема 4. Последовательность разработки ИС. (2 часа) Жизненный цикл ИС (ИТ). Основные стадии и этапы разработки ИС и их содержание. Роль заказчика в создании ИС. Использование типовых проектных решений. Тема 5. Понятие информационной технологии. (2 часа) Определение информационной технологии. Составляющие информационной технологии. Технологический процесс обработки информации. Этапы развития информационных технологий. Классификация информационных технологий. Тема 6. Виды информационных технологий. (2 часа) ИТ обработки данных. ИТ управления. Автоматизация офиса. ИТ поддержки принятия решений. ИТ экспертных систем. Эволюция систем поддержки принятия решений. Тема 7. Интеллектуальные технологии и системы. (2 часа) Интеллектуальные технологии и системы: понятие, компоненты, классификация, организация, области применения. Назначение, структура и основные характеристики экспертных систем. Инструментальные средства разработки экспертных систем. Применение интеллектуальных технологий в экономических системах. Тема 8. Телекоммуникационные технологии в экономических информационных системах. (2 часа) Сетевые информационные технологии. Эволюция и типы сетей ЭВМ. Распределенная обработка данных. Особенности организации ИС с использованием сетевых технологий. Интернет и Интернет-технологии. Внешние и внутрикорпоративные коммуникации организации в Интернет. Электронная почта. Гипертекстовая технология. Технология мультимедиа. Информационные хранилища. Система электронного документооборота. Геоинформационные системы. Тема 9. Защита информации в современных ИТ. (2 часа) Виды угроз безопасности ИТ. Методы и средства защиты. Тема 10. Основные принципы построения и использования автоматизированных систем бухгалтерского учета, анализа и аудита. (2 часа) Общая характеристика информационной системы бухгалтерского учета. Технология обработки учетных данных и ее этапы. Российский рынок финансово-экономических программ. Классификация бухгалтерских финансово-экономических программ и систем. Тема 11. Использование информационных технологий в экономической деятельности. (10 часов) ИТ создания бюджета. ИТ стратегического планирования. ИТ прогнозирования деятельности предприятия. Информационные технологии автоматизации управления в масштабах всего предприятия. Тема 12. Современное состояние и тенденции развития информационных технологий. (4 часа) Современное состояние информационных технологий. Тенденции развития информационных технологий. Перспективы развития ИТ в экономических системах. 2.2 Перечень тем лабораторных занятий Тема 1. Технологии электронной презентации экономических решений (2 часа). Создание презентаций с помощью Мастера, создание презентаций по собственному сценарию, настройка режимов демонстрации слайдов. Тема 2. Применение гипертекстовых технологий. Web-технологии (2 часа). Изучение гипертекстовых и web-технологий. Тема 3. Информационные технологии обработки табличных данных при решении экономических задач (4 часа). Создание и оформление аналитических таблиц, содержащих экономические показатели и финансовые результаты деятельности предприятий, выполнение вычислений пот заданным формулам с использованием табличного процессора. Тема 4. Информационные технологии решения экономических задач линейной оптимизации (2 часа). Нахождение оптимального плана при решении экономических задач с помощью встроенного инструмента Поиск решения. Тема 5. Информационные технологии в принятии экономических решений (4 часа). Использование встроенных финансовых функций. Тема 6. Принятие экономических решений на основе методов экспертной оценки данных (4 часа). Изучение технологии принятия экономических процессов с помощью встроенного инструмента Подбор параметров. Тема 7. Технологии прогнозирования деятельности предприятия (2 часа). Изучение технологии прогнозирования деятельности предприятия. Тема 8. Информационные технологии обработки данных при решении экономических задач (базы данных) (8 часов). Изучение информационной технологии по созданию и модификации базы данных, создание пользовательских форм и запросов для выборки необходимых данных. Технологии создания отчётов. Тема 9. Технологии поиска информации (6 часов). Технологии создания поисковых запросов для нахождения необходимой информации (документов). 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ дисциплине 3.1 Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине В процессе изучения дисциплины студент очной формы обучения при посещении лекций должен повторить пройденный материал, так как на лекционных занятиях предусмотрены контрольные работы для оценки промежуточных знаний. Студенты готовят доклад с презентацией, с которым могут выступить на лекционных (лабораторных) занятиях. Темы для докладов приведены в разделе 3.1.1. Студенты заочной формы обучения, с применением дистанционной технологии обучения выполняют самостоятельно контрольную работу по заданию выданному методистом соответствующей формы обучения и присылают на проверку выполненное задание в электронном виде. Контрольная работа для заочной формы обучения выполняется в два этапа: подготовка и оформление реферата на одну из перечисленных ниже тем; защита реферата в виде доклада на выбранную тему, с демонстрацией подготовленной заранее электронной презентации. Студенты очно-заочной формы обучения готовят реферат на одну из ниже приведённых тем или описывают информационную систему своей организации. Рефераты сдаются на проверку преподавателю. 3.1.1. Темы рефератов 1. История возникновения и развития информационных технологий. 2. Состав и сущность современных информационных технологий в экономике. 3. Аппаратные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности. 4. Компьютерные сети и устройства коммуникаций. 5. Информационные технологии документационного обеспечения деятельности предприятия. 6. Обзор офисных интегрированных программных пакетов. 7. Теоретические основы распределенной обработки информации. 8. Информационные технологии реинжениринга бизнес-процессов. 9. Информационные технологии бизнес-планирования. 10. Использование Интернет-технологий в бизнесе. 11. Информационные технологии исследования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 12. Безопасность пользователя при эксплуатации компьютерных систем. 13. Организация информационных систем в соответствии со стандартом управления ERP. 14. Организация информационных систем в соответствии со стандартом управления MRP II. 15. Организация информационных систем обеспечения качества. 16. Использование систем искусственного интеллекта в экономической деятельности. 17. Инженерия знаний в области экономики. 18. Ведение внешнеэкономической деятельности предприятия с использованием Интернет-технологий. 19. Мультимедиа системы в экономической деятельности. 20. Проведение маркетинговых исследований на основе Интернет-ресурсов. 21. Сервисы Интернет как средства активизации экономической деятельности. 22. Особенности создания автоматизированного рабочего места экономиста. 23. Комплекс мер по обеспечению информационной безопасности в информационных системах. 24. Компьютерное моделирование в экономической деятельности 25. Электронный бизнес. 26. Электронная коммерция. 27. Представление знаний в интеллектуальных информационных системах. 28. Обзор электронных платежных систем. 29. Использование геоинформационных систем в экономической деятельности. 30. Организационно-экономические характеристики использования ресурсов Интернет. Российские Интернет-провайдеры. 31. Информационная безопасность. Защита информации как часть информационной безопасности информационных систем. 32. Информационные ресурсы Интернет в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности. 33. Финансовые услуги в сети Интернет. 34. Интернет-бизнес. Основные виды бизнеса в сети Интернет. 35. Информационные системы поддержки производства. 36. Автоматизированные системы фондового рынка. 37. Автоматизация в торговле. 38. Информатизация банковской деятельности. 39. Автоматизированные системы бухгалтерского учёта. 40. Автоматизация внешнеэкономической деятельности. 41. Информационные и телекоммуникационные технологии. 42. Функциональные и обеспечивающие информационные подсистемы. 43. Системы поддержки принятия управленческих решений. 44. Информатизация контроллинга. 45. Правовые информационные системы. 46. Информационные системы управления персоналом. 47. Электронный офис и информационные потоки в нем. 3.2 Методические рекомендации по организации СРС При подготовке реферата (доклада) студенты всех форм обучения могут воспользоваться литературой, приведённой в учебной программе, Интернет-ресурсами, интегрированной обучающей средой (ИОС) Аванта http://avanta.vvsu.ru/. Для работы в ИОС Аванта необходима предварительная регистрация. 3.3 Рекомендации по работе с литературой Знания экономического анализа в компьютерной среде являются необходимыми, поскольку очевидна тесная связь профессиональной деятельности экономиста с формированием и использованием электронной информации о функционировании предприятия. В процессе изучения дисциплины «Информационные технологии в экономике», для того, чтобы применять современные программные средства в работе экономиста необходимо получит понятие экономической информации, о её видах, характеристиках (тема 1). Данный вопрос рассмотрен в учебнике: Экономическая информатика: учебное пособие для студентов вузов / под ред. Д. В. Чистова. - М. : КНОРУС, 2010. - 512 с. В учебнике подробно представлена информация, как универсального характера, так и конкретные знания. Даётся полное представление об управлении и информации в экономике. На современном этапе работа с экономической информацией тесно связана с использованием информационных систем. Получить сведения об информационных системах (тема 2,5,6,12) поможет учебник: Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учебник для бакалавров / под ред. В.В. Трофимова; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов (СПбГУЭФ). – М.: Юрайт, 2012. – 521 с. В нём рассматривается современное состояние дел в области создания и эксплуатации информационных систем и технологий, а также перспективы их развития. В изучаемом курсе студент должен приобрести знания и навыки решения экономических задач современными программными средствами, для этого необходимо обратиться к учебнику Информатика: практикум для экономистов: учебное пособие для студентов вузов / В.П. Косарев, Е.А. Мамонтова; под ред. В.П. Косарева; Фин. акад. при Правительстве РФ. – М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2009. – 544 с. 3.4 Рекомендации по работе с техническими средств и программным обеспечением Во время самостоятельной работы студентов должны использоваться персональные компьютеры с техническими характеристиками, обеспечивающими возможность работы с современными версиями операционной системы Windows и пакета Microsoft Office. 3.5 Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины Тема 1. Экономическая информация как часть информационного ресурса общества
Тема 2. Роль и место автоматизированных информационных систем в экономике
Тема 4. Последовательность разработки ИС
Тема 3. Обеспечивающие подсистемы ИС
Тема 5. Понятие информационной технологии
Тема 6. Виды информационных технологий
Тема 7. Интеллектуальные технологии и системы
Тема 8. Телекоммуникационные технологии в экономических информационных системах
Тема 9. Защита информации в современных ИТ
Тема 10. Основные принципы построения и использования автоматизированных систем бухгалтерского учета, анализа и аудита
Тема 11. Использование информационных технологий в экономической деятельности
Тема 12. Современное состояние и тенденции развития информационных технологий
4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 4.1. Основная литература
4.2. Дополнительная литература
СОДЕРЖАНИЕ Введение 31. Организационно-методические указания 31.1 Цели освоения учебной дисциплины 3 1.2 Перечень компетенций, приобретаемых при изучении дисциплины 4 1.3 Основные виды занятий и особенности их проведения 5 1.4 Виды контроля и отчетности по дисциплине 5 1.5 Техническое и программное обеспечение дисциплины 6 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 62.1 Перечень тем лекционных занятий 6 2.2 Перечень тем лабораторных занятий 7 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ дисциплине 83.1 Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине 8 3.1.1. Темы рефератов 9 3.2 Методические рекомендации по организации СРС 11 3.3 Рекомендации по работе с литературой 11 3.4 Рекомендации по работе с техническими средств и программным обеспечением 11 3.5 Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины 12 4. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 164.1. Основная литература 16 4.2. Дополнительная литература 17 СОДЕРЖАНИЕ 19 |
Библиографический указатель трудов преподавателей филиала взфэи в... Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. Г. А. Титоренко – М.: Юнити, 2003, –399 с | Методические рекомендации дисциплины в. 2 Информационные системы... Целями и задачами освоения дисциплины (модуля) в. 2 Информационные системы и технологии в экономике являются | ||
Рабочая программа дисциплины «автоматизированные информационные технологии в экономике» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Автоматизированные информационные технологии в экономике» студентам... | 1. Информационные системы и технологии Информационные ресурсы и технологии в экономике: учебное пособие/Под ред проф. Б. Е. Одинцова, и проф. А. Н. Романова. М.: Вузовский... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в экономике» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины «Информационные технологии в экономике» вариативной части естественнонаучного... | Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Информационные технологии... Акперов И. Г. Информационные технологии в менеджменте: учебник для вузов/И. Г. Акперов, А. В. Сметанин, И. А. Коноплева. М.: Инфра-М,... | ||
Учебно-методический комплекс наименование дисциплины Информационные... Информационные системы в экономике: умк для заочной формы обучения в филиале в г. Калининграде / авт сост доцент Носова О. А. – Ивэсэп,... | Задача курса состоит в приобретении студентами теоретических знаний... ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Информационные технологии в экономике Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины «Информационные технологии в психологии» Иволгина Светлана Витальевна доцент кафедры математических методов и моделей в экономике | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные системы и технологии в экономике» Контрольный экземпляр находится на кафедре Бизнес-информатики и экономико-математических методов шэм двфу | Учебно-методический комплекс дисциплины «информационные системы и технологии в экономике» Контрольный экземпляр находится на кафедре Бизнес-информатики и экономико-математических методов шэм двфу | ||
Рабочая программа учебной дисциплины информационные технологии в прикладной биотехнологии Дисциплина “ Информационные технологии ” относится к дисциплинам математического и естественнонаучного цикла | Учебно-методическое пособие "Автоматизированные информационные системы... Ясенев В. Н. Автоматизированные информационные системы в экономике: Учебно-методическое пособие. – Н. Новгород, 2007 | ||
Н. А. Герасименко информационные технологии в менеджменте Рецензент: А. Ф. Литвиненко, к э н., профессор кафедры «Информационные технологии» | Рабочая программа по дисциплине “алгоритмизация и программирование”... Алгоритмизация и программирование” составлена в соответствии с требованиями Государственного общеобразовательного стандарта высшего... |