ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ "ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"
Кафедра финансового менеджмента Направление: 080100.62 ЭКОНОМИКА, профиль Финансы и кредит Дисциплина: Экономика природопользования Количество часов (по учебному плану всего/ аудиторных): 72/36 Статус дисциплины (по учебному плану): по выбору Семестр: 2
Распределение часов: лекции 18 часов
практические занятия 18 часов
самостоятельная работа 36 часов
Преподаватель: Базиль Татьяна Викторовна, к.э.н., доцент
Условия накопления баллов и критерии оценивания Обязательные: посещение занятий;
активная работа на практических занятиях (устный опрос);
выполнение тестовых заданий;
выполнение комплексного задания;
итоговая аттестация (зачет).
Дополнительные:
подготовка реферата
Балльная структура оценки № п/п
| Форма контроля
| Минимальное для аттестации количество баллов
| Максимальное для аттестации количество баллов
| Единица измерения
| Всего
| Единица измерения
| Всего
| 1.
| Посещение занятий
| 1
| 18
| 1
| 18
| 2.
| Устный опрос
| 1
| 5
| 2
| 10
| 3.
| Комплексное задание
| 2
| 8
| 5
| 20
| 4.
| Тест
| 2
| 12
| 4
| 24
| 5.
| Защита реферата
| 4
| 4
| 8
| 8
| 6.
| Зачет
| 5
| 5
| 20
| 20
| Итого
| min
| 52
| max
| 100
|
Описание курса Цель освоения данной дисциплины – показать основы теории экономики природопользования, ознакомить студента с методами экономического регулирования отношений в системе «общество-природа» для охранения среды обитания и разумного пользования ресурсным потенциалом в условиях рыночной экономики, сформировать у студентов экологическое мышление, позволяющее рассматривать и оценивать результаты хозяйственной деятельности не только с учетом экономических, но и экологических последствий.
Изучение дисциплины «Экономика природопользования» основывается на сумме знаний, полученных студентами в процессе изучения таких дисциплин, как «Микроэкономика», «Макроэкономика». Изучение данной дисциплины способствует освоению следующих дисциплин – «Корпоративные финансы», «Финансы», «Государственные и муниципальные финансы».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих общекультурных компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).
Учебно-методическая карта Наименование тем, изучаемых по данной дисциплине
| Занятия (часы)
| Самостоятельная работа студентов
| Формы контроля
| Мин. для аттестации количество бал лов
| Макс. для аттестации количество бал лов
| ЛК
| ПЗ
| Содержание
| Часы
| Обязательные виды учебной деятельности | Лекции:
| 1.
| Природопользование, его сущность и значение. Экологические основы экономики природопользования
| 2
|
| Изучение теоретического материала
по теме лекции:
1.Предмет, структура, задачи курса «Экономики природопользования».
2.Окружающая среда, как объект познания.
3.Природные условия и природные ресурсы.
4. Сущность, цель, основные задачи, принципы рационального природопользования.
| 1
| Учет посещаемости
| 1
| 1
| 2.
| Экономическая оценка природных ресурсов
| 2
|
| Изучение теоретического материала
по теме лекции:
1. Сущность экономической оценки природных ресурсов.
2. Определение, функции, принципы, концепции (виды) экономической оценки естественных ресурсов.
3. Экономическая оценка различных видов природных ресурсов.
| 1
| Учет посещаемости
| 1
| 1
| 3.
| Экологизация материального производства
| 2
|
| Изучение теоретического материала
по теме лекции:
1. Сущность экологизации материального производства.
2. Основные критерии и показатели экологической оценки материального производства.
3. Экономическая оценка эффективности использования отходов.
| 1
| Учет посещаемости
| 1
| 1
| 4.
| Эколого-экономическая эффективность природопользования
| 4
|
| Изучение теоретического материала
по теме лекции:
1.Эффективность природопользования: понятия, виды, виды, формы ущербов, эффективность природоохранных затрат.
2.Методика определения экономического ущерба от загрязнения окружающей среды.
3.Предотвращенный экономический ущерб.
4.Показатели общей экономической эффективности затрат и капитальных вложений в средозащитные мероприятия.
| 1
| Учет посещаемости
| 2
| 2
| 5.
| Хозяйственный механизм рационального природопользования
| 4
|
| Изучение теоретического материала
по теме лекции:
1.Хозяйственного механизма природопользования: понятие, содержание, структура, направления совершенствования.
2.Методы экономического стимулирования рационального природопользования.
3.Платность природопользования, недостатки существующей системы платежей.
4.Методика расчета платы за природные ресурсы и платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и других вредных воздействий.
5.Финансирование природоохранной деятельности.
6.Внебюджетные экологические фонды.
| 1
| Учет посещаемости
| 2
| 2
| 6.
| Экологические контроль и экспертиза
| 2
|
| Изучение теоретического материала
по теме лекции:
1.Экологизация процесса разработки, принятия и реализации хозяйственных решений.
2.Сущность экологического контроля.
3.Сущность экологической экспертизы.
| 1
| Учет посещаемости
| 1
| 1
| 7.
| Концепции мирового развития с учетом экологических ограничений. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию
| 2
|
| Изучение теоретического материала
по теме лекции:
1.Техногенный тип экономического развития: характерные черты, основные модели, глобальные экологические проблемы.
2.Устойчивое экономическое развитие: понятие, основные направления формирования, варианты решения экологических проблем.
3. Природоохранные мероприятия.
| 1
| Учет посещаемости
| 1
| 1
| 8.
| Международный опыт и сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды
| -
|
| Изучение теоретического материала
по теме лекции:
1.Международные аспекты охраны окружающей среды.
2.Национальные программы природопользования.
3.Международные организации в области охраны окружающей среды.
4.Международное сотрудничество в области природоохраны, конвенции, много- или двусторонние договора, соглашения, резолюции, программы, международные экологические проекты.
5.Формы международной кооперации в области природопользования на российском ДВ.
| 1
| -
| -
| -
| 9.
| Глобальные экологические проблемы и пути их решения
| -
|
| Изучение теоретического материала
по теме лекции:
1.Глобальные экологические проблемы в 21-ом веке
2. Пути решения глобальных экологических проблем..
| 1
| -
| -
| -
|
| Всего (лекции)
| 18
|
|
| 9
|
| 9
| 9
| Практические занятия:
| 1.
| Природопользование, его сущность и значение. Экологические основы экономики природопользования
|
| -
| Изучение материала
Учебник:
Бобылев, С.Н., Ходжаев, А.Ш. Экономика природопользования,
стр. 4
Лукьянчиков, Н.Н., Потравный, И.М. Экономика и организация природопользования,
стр.7
Блинов, Л.Н., Перфилова, И.Л., Юмашева, Л.В. Экологические основы природопользования, стр. 11
| 2
| -
| -
| -
| 2.
| Экономическая оценка природных ресурсов
|
| -
| Изучение материала
Учебник:
Лукьянчиков, Н.Н., Потравный, И.М. Экономика и организация природопользования,
стр.17
Шимова, О.С., Соколовский, Н.К. Экономика природопользования,
стр. 24
| 2
| -
| -
| -
| 3.
| Экологизация материального производства
|
| 4
| Изучение материала
Учебник:
Анисимов, А.В. Прикладная экология
и экономика природопользования,
стр. 59
Основы экологии и экономика природопользования: Учебник. О.С. Шимова, Н.К. Соколовский,
стр. 62
Подготовка к тесту
| 2
| Учет посещаемости. Учет активности работы на занятии
Тест
| 2
2
4
| 2
4
8
| 4.
| Эколого-экономическая эффективность природопользования
|
| 4
| Изучение материала
Учебник:
Лукьянчиков, Н.Н., Потравный, И.М. Экономика и организация природопользования,
стр. 48
Бобылев, С.Н., Ходжаев, А.Ш. Экономика природопользования, стр. 74
Подготовка к комплексному заданию
| 2
| Учет посещаемости. Комплексное задание
| 2
4
| 2
10
| 5.
| Хозяйственный механизм рационального природопользования
|
| 4
| Изучение материала
Учебник:
Магарил, Е.Р., Локетт, В.Н. Основы рационального природопользования,
стр.36
Лукьянчиков, Н.Н., Потравный, И.М. Экономика и организация природопользования, стр. 58
Подготовка к комплексному заданию
| 2
| Учет посещаемости.
Тест
Комплексное задание
| 2
4
4
| 2
8
10
| 6.
| Экологические контроль и экспертиза
|
| -
| Изучение материала
Учебник:
Анисимов, А.В. Прикладная экология и экономика природопользования,
стр.71
Папенов, К.В. Экономика природопользования,
стр.94
| 2
| -
| -
| -
| 7.
| Концепции мирового развития с учетом экологических ограничений. Концепция перехода РФ к устойчивому развитию
|
| 2
| Изучение материала
Учебник:
Шимова, О.С., Соколовский, Н.К. Экономика природопользования,
стр.126
Лукьянчиков, Н.Н., Потравный, И.М. Экономика и организация природопользования, стр.209
| 2
| Учет посещаемости. Учет активности работы на занятии.
| 1
1
| 1
2
| 8.
| Международный опыт и сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды
|
| 2
| Изучение материала
Учебник:
Лукьянчиков, Н.Н., Потравный, И.М. Экономика и организация природопользования,
стр.317
Бобылев, С.Н., Ходжаев, А.Ш. Экономика природопользования,
стр.423
Подготовка к тесту
| 2
| Учет посещаемости. Учет активности работы на занятии.
Тест
| 1
1
2
| 1
2
4
| 9.
| Глобальные экологические проблемы и пути их решения
|
| 2
| Изучение материала
Учебник:
Емельянов, А.Г. Основы природопользования,
стр.233
Экономика природопользования: Учебник для экономических специальностей / под ред Т. С. Хачатурова,
стр.198
Подготовка к тесту
| 2
| Учет посещаемости. Учет активности работы на занятии.
Тест
| 1
1
2
| 1
2
4
|
| Всего (семинары)
|
| 18
|
| 18
|
| 34
| 63
| Другие виды учебной работы: | 1
| Реферат
|
|
| Подготовка к защите реферата
| 3
| Защита реферата
| 4
| 8
| 2
| Итоговый контроль за семестр
|
|
| Подготовка к зачету
| 6
| Ответ на зачете
| 5
| 20
|
| Всего
(другие виды УР)
|
|
|
| 9
|
| 9
| 28
|
| Всего по обязательной учебной работе:
| 18
| 18
|
| 36
|
| 52
| 100
|
Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 26 баллов (удовлетворительно). Дополнительные требования:
студентам, пропустившим занятия по уважительной причине, необходимо набрать по основным 43 баллов и 9 баллов по дополнительным видам учебной деятельности, выполнить домашнее задание.
Преподаватель ______________________________ /Базиль Т. В./
Подпись Ф. И. О.
Утверждено на заседании кафедры финансового менеджмента
Протокол № 1 от «03» октября 2013 г.
Заведующий кафедрой к.э.н., доцент _______________ /Карякина И. Е./
Уч. степень, звание Подпись Ф. И. О. |