Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГОУ СПО «Яранский аграрный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА для специальности среднего
профессионального образования
-
080114
| Экономика и бухгалтерский учёт
(по отраслям)
|
|
|
Знаменка
2011 г.
Одобрена предметной (цикловой)
комиссией общеобразовательных
дисциплин.
Протокол № ________
от _____________2011 года
Председатель______________
Балдина А.Н.
| «Утверждаю»
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе:
__________________Наймушина Т.А.
«______»___________________2011 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА для специальности среднего профессионального образования
-
|
|
| 080114 Экономика и бухгалтерский учёт
(по отраслям)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Составитель: Шушканов В.В. руководитель физвоспитания
ФГОУ СПО «Яранский аграрный техникум»
Рабочая программа учебной дисциплины Физическая культура разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) базовой подготовки.
содержание
|
стр.
|
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 5
| условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
|
10
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
13
|
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Физическая культура» 1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям). 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать физкультурно- оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 236 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 118 часов;
самостоятельной работы обучающегося 118 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 236
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 118
| в том числе:
|
| практические занятия
| 108
| теоретические занятия (сведения)
| 10
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 118
| в том числе:
|
| составление комплекса упражнений;
написание реферата;
подготовка доклада.
| 4
74
40
| Итоговая аттестация в форме зачёта
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физическая культура»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект).
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Введение
| Основы здорового образа жизни
| 2
| 1
| Раздел 1.
| Гимнастика.
| 18
|
| Тема 1.1.
Правила
проведения утренней гимнастики
| Практические занятия.
Проведение комплексов упражнений гигиенической гимнастики. Вольные упражнения.
| 2
|
| Самостоятельная работа.
Составить комплекс упражнений гимнастики без предметов.
Составить комплекс упражнений гимнастики с гимнастической палкой.
| 4
|
| Тема 1.2.
Гимнастика: Акробатика и гимнастические упражнения.
| Практические занятия.
Вольные упражнения (выпады, приседы, упоры в сочетании с различными положениями и движениями рук, туловища). Кувырки вперёд, назад в группировке.
Акробатика: кувырки, длинный кувырок. Стойка на голове, на лопатках. Упражнение на перекладине: висы стоя сзади и прогнувшись. Упор с прыжка
Акробатика: разучивание комбинаций. Упражнение на перекладине: перемахи одной в упор верхом и в упор сзади. Опорный прыжок: «козёл в ширину» - прыжок ноги врозь.
Акробатическая связка (комбинация). Упражнения на перекладине: повороты из упора сзади и упора верхом в упор. Опорный прыжок через «козла».
Упражнения на перекладине: подъёмы верхом после спада из упора верхом, переворот в упор из виса стоя. Опорный прыжок. Упражнения на брусьях: размахивание в упоре и в упоре на предплечьях.
Упражнения на перекладине. Опорный прыжок: «козёл» в длину. Упражнения на брусьях: сед ноги врозь, кувырок вперёд в сед ноги врозь.
Упражнения на брусьях: стойка на плечах из седа ноги врозь. Соскок махом назад и вперёд из размахивания в упоре.
Упражнения на брусьях: сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях. Опорный прыжок: «козёл» в ширину «согнув колени».
| 16
|
| Самостоятельная работа.
Написание реферата по теме:
Виды гимнастики.
Требование к спортивной одежде, обуви.
Режим дня и его значение.
Влияние занятий физической культуры на здоровье и физическое развитие человека.
Научная организация умственного труда и отдыха.
Подготовка доклада на тему:
Гимнастические упражнения в ходьбе, беге, на месте.
Группы мышц (назвать, показать).
Техника безопасности на уроках гимнастики.
| 16
10 6
|
| Раздел 2.
| Волейбол.
| 20
|
| Тема 2.1.
Техника передвижений
и стоек в волейболе.
| Практические занятия.
Правила техники безопасности на занятиях волейболом. Создание и эволюция игры. Стойки волейболиста: высокая, средняя, низкая. Перемещение приставными шагами вправо, влево, вперёд, назад, выпады в различных направлениях.
Стойки и перемещения. Техника приёма и передачи мяча сверху двумя руками.
Техника приёма и передачи двумя руками снизу. Техника нижней прямой подачи.
Техника передач сверху и снизу двумя руками в различных упражнениях. Техника нижней прямой подачи.
Техника передач через сетку в парах. Обучение нижней боковой подаче.
Техника передач и передач. Расстановка и переходы. Учебная игра.
Обучение нападающему удару через сетку. Обучение технике верхних подач.
Техника нападающего удара из 2 и 4 зоны. Техника подач. Учебная игра.
Техника нападающего удара и блокирования. Техника подач.
Техника подач. Тренировочная игра.
| 20
|
| Самостоятельная работа:
Написание реферата по теме:
Краткая история развития волейбола.
Правила соревнований по волейболу.
Форма и обувь игроков, отличие игроков, номера, запрещённые предметы.
Благотворность влияния спортивных игр на молодого человека.
Санитарно-гигиенические требования к одежде занимающихся лыжным спортом. Правила оказания первой помощи при обморожении.
Подготовка доклада на тему:
Основные технические приёмы в игре в волейбол.
Основные правила игры в волейбол.
Площадка и её разметка, сетка, мяч, состав, форма.
Судьи, счёт и результат игры.
Техника нападающего удара с короткой, средней и высокой передачи.
| 20
10
10
|
| Раздел 3.
| Лыжная подготовка.
| 22
|
| Тема 3.1.
Теоретические сведения. Строевые упражнения с лыжами и на лыжах.
| Практические занятия.
Правила техники безопасности на занятиях лыжной подготовки. Упражнения с лыжами и на лыжах.
История и эволюция лыжного спорта.
Обучение технике одновременных ходов: бесшажному, одношажному, двухшажному.
Техника одновременных ходов. Обучение попеременному 2-х шажному ходу.
Техника лыжных ходов. Тренировочная ходьба 3-5 км.
Техника лыжных ходов. Тренировочная ходьба 4-6 км.
Равномерная тренировка на лыжах от 8 до 10 км.
Равномерная тренировка на лыжах от 9 до 11км.
Внутригрупповые соревнования на дистанции 5 км.
Обучение технике подъёмов и спусков.
Техника подъёмов и спусков. Тренировочная ходьба.
Техника подъёмов и спусков. Тренировочная ходьба.
| 22
|
| Самостоятельная работа:
Написание реферата по теме:
Гигиена лыжника. Значение лыжного спорта.
Виды лыжного спорта, способы передвижения.
Оздоровительное, оборонное, прикладное значение лыжного спорта.
Лыжный спорт в олимпийском движении.
Лыжный спорт в системе физической подготовки.
Одежда лыжника; обморожения и профилактика.
Подготовка доклада на тему:
Классификация лыжных ходов.
Техника перемещений на лыжах в зависимости от рельефа.
Стойки лыжника.
Техника спусков в высокой, средней и низкой стойках.
Повороты и подъёмы на лыжах. Подбор лыжного инвентаря.
| 22
12
10
|
| Раздел 4.
| Баскетбол.
| 20
|
| Тема 4.1.
Теоретические сведения. Техника перемещений, стоек.
| Практические занятия.
Правила техники безопасности на занятиях баскетболом. Теоретические сведения: возникновение, история баскетбола, развитие. Техника перемещений, поворотов. Стойка баскетболистов. Передачи и ловля мяча.
Техника стоек и перемещений, передач. Ведение мяча на месте и в движении.
| 4
|
| Самостоятельная работа:
Написание реферата по теме:
Краткая история развития баскетбола.
Гигиена баскетболиста, одежда и обувь.
| 4
|
| Тема 4.2.
Техника баскетбола.
| Практические занятия.
Ведение вокруг препятствий с бросками по кольцу (вокруг штрафной, по 8 –ке).
Ведение по 8 –ке. Правила игры.
Варианты тактических систем. Учебно-тренировочная игра.
Техника бросков с места с различных дистанций.
Учебно- тренировочные игры.
Штрафные броски с 3-х точек. Учебно- тренировочная игра.
Штрафные броски с 3-х точек. Учебно- тренировочная игра.
Штрафные броски с 3-х точек. Тренировочная игра.
| 16
|
| Самостоятельная работа:
Написание реферата по теме:
Основные правила игры в баскетбол (состав команды, продолжительность игры, размеры площадки, фолы и т.д.)
Баскетбол в системе физического воспитания.
История развития баскетбола.
Тактика игры в баскетбол.
Требования к гигиене баскетболиста.
Подготовка доклада на тему:
Основные технические приёмы игры в баскетбол.
Техника бросков мяча в кольцо (двумя руками от груди, бросок двумя руками сверху, бросок одной рукой от плеча).
Элементы техники баскетбола (держание, ловля, передача мяча.)
| 16
10
6
|
| Раздел 5.
| Легкая атлетика.
| 20
|
| Тема 5.1.
Прыжки в высоту.
| Практические занятия.
Правила техники безопасности на занятиях прыжками в высоту. Теоретические сведения. Техника прыжков в высоту способом «перешагивание».
Техника прыжков в высоту: разбег, отталкивание, переход, приземление.
Способы прыжков в высоту. Техника прыжков в высоту.
| 6
|
| Самостоятельная работа:
Написание реферата по теме:
Техника безопасности в прыжках в высоту; спортивная форма легкоатлета.
История возникновения Олимпийских игр. Олимпийские игры в древней Греции.
Олимпийские игры современности. Что такое МОК?
| 6
|
| Тема 5.2.
Беговые виды и технические виды легкой атлетики.
| Практические занятия.
Правила техники безопасности на занятиях легкой атлетикой на стадионе. Теоретические сведения. Техника бега, высокого и низкого стартов. Повторный бег 6х60 м.
Техника бега и стартов. Повторный бег 6х80 м.
Бег 100 м. Техника метания гранаты. Кроссовый бег.
Техника прыжков в длину. Метание гранаты.
Метание гранаты. Прыжки в длину.
Прыжки в длину. Толкание ядра. Кроссовый бег.
Кросс 3000 м.
| 14
|
| Самостоятельная работа:
Написание реферата по теме:
Участие наших спортсменов в олимпийских играх. Московская олимпиада.
Ближайшие зимние и летние Олимпийские игры
Группы общефизической и профессионально- прикладной подготовки.
Быстрота, сила, гибкость. С помощью каких упражнений развиваются эти качества?
Подготовка доклада на тему:
Содержание и дозировка нагрузки на неделю, месяц, год.
Регулирование и контроль физических нагрузок по показаниям пульса.
Кросс переменной интенсивности 2 км. – девушки, 3 км.- юноши
| 14
8
6
|
| Раздел 6.
| Плавание.
| 16
|
| Тема 6.1.
Техника плавания.
| Практические занятия.
Техника безопасности при проведении занятий по плаванию. Теоретические сведения. Способы плавания.
Подготовительные упражнения на суше. Работа рук и ног способом «кроль».
Подготовительные упражнения на суше и в воде. Работа рук и ног способом «кроль».
Упражнения в воде: «поплавок», «медуза», «торпеда».
Проплывание коротких отрезков на скорость.
Техника ныряния на расстояние.
Техника плавания способом «кроль на груди».
Проплывание 50 м на скорость.
| 16
|
| Самостоятельная работа:
Написание реферата по теме:
Значение плавания в жизни человека.
Санитарно-гигиенические требования к занимающемся плаванием.
Оборонное и прикладное значение плавания.
Плавание как активный отдых.
Особенности подготовки и проведения туристских походов с детьми различных возрастов.
Плавание – как средство закаливания и укрепления здоровья.
Плавание в системе физического воспитания. Соревнования по плаванию.
Подготовка доклада на тему:
Выполнение недельного двигательного режима: сгибание рук от пола (3-5 подходов), упражнения на прессе, прыжки скакалкой, ускоренная ходьба, бег.
| 16
14
2
|
| Всего:
| 236
|
|
3. условия реализации программы учебной дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы физической культуры требует наличия кабинета физвоспитания, спортивных залов для занятий спортивными играми и гимнастикой, лыжной базы, стадиона (спортивное ядро с беговой дорожкой, футбольным полем, секторами для прыжков, волейбольной и баскетбольной площадками). Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- шкаф для книг и наглядных пособий;
- стеклянный шкаф для призов и грамот;
- спортивный стенд;
- экран «Рекорды техникума»;
- комплекты плакатов по видам спорта;
- игровой спортивный зал;
- гимнастический зал;
- снарядная;
- лыжная база;
- раздевалки мужская и женская в игровом зале;
- кабинет физического воспитания;
Открытое плоскостное спортивное сооружение.
- спортивное легкоатлетическое ядро (стадион);
- беговая дорожка длиной 333 м.;
- футбольное поле;
- волейбольная и баскетбольная площадки;
- сектор для метания и прыжков в длину;
Спортивный инвентарь и оборудование, необходимое для проведения занятий по гимнастике:
- перекладина;
- брусья параллельные;
- брусья разновысокие;
- конь гимнастический;
- козёл гимнастический;
- мостик подкидной;
- кольца гимнастические;
- канат подвесной;
- канат для перетягивания;
- бревно гимнастическое;
- стенка гимнастическая;
- скамейка гимнастическая;
- палка гимнастическая;
- скакалка гимнастическая;
- штанга;
- мячи набивные «Медицинбол»;
- маты гимнастические в чехлах;
- маты поролоновые;
- аптечка.
по легкой атлетике:
- колодки стартовые;
- гранаты весом 500 и 700 г.;
- ядро 4, 5, 7 кг.;
- стойка и измеритель для прыжков в высоту;
- планка для прыжков в высоту;
- рулетка;
- эстафетные палочки;
- шиповки легкоатлетические;
- аптечка.
Лыжный инвентарь:
- лыжи беговые с креплениями и ботинками;
- палки лыжные;
- мазь лыжная для различных температур.
Инвентарь для спортивных игр:
- мячи баскетбольные;
- мячи волейбольные;
- мячи футбольные;
- щит баскетбольный с кольцами;
- сетка волейбольная;
- измеритель высоты волейбольной сетки;
- ворота для футбола и мини-футбола;
- насос для накачивания мячей;
- свисток судейский;
- судейская вышка для волейбола;
- форма волейбольная;
- форма баскетбольная;
- форма футбольная;
- сетка футбольная для ворот;
- сетка баскетбольная на кольца. Технические средства обучения:
- диапроектор универсальный;
- фотоаппарат;
- мегафон.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Башиева А.А Физическая культура. М.: Академия, 2010г.
Решетников Н.В.,Кислицин Ю.Л. Учебное пособие для студентов СПО М.: Академия, 2010г.
Дополнительные источники:
Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. Учебное пособие. М.: Академия, 2002 г.
Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. М.: Альфа-М, 2003 г.
Кудрявцев Е.И. Лыжный спорт. Учебник для техникумов физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1983 г.
Портных Ю.И. Спортивные и подвижные игры. М.: Физкультура и спорт, 1984 г.
Коробейнико Н.К.. Физическое воспитание. –М.: Высшая школа, 1989 г.
Вайцеховский С.М. – Книга тренера. М., 1971 г.
Виленский М.Я., Горшков А.Г. Основы здорового образа жизни студента. Среднее профессиональное образование. 1995 г. №4,5,6 1996 №1,2,3.
Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. –М.: Знание, 1987 г.
Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. – М.: Мысль, 1990 г.
Кабачков В.А., Пономарчук В.А. Тренажуры в школе: книга для учителя.- М., 1992 г.
Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена:учебник для институтов и техникумов по физической культуре. –М.: ФиС, 1990 г.
Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры.- М.: Астрель-АСТ, 2002 г.
Решеников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. 2-е изд., переработ. И доп.- М.:Изд. Центр «Академия», Мастерство, Высшая школа, 2000 г.
Волков В.Ю., Воинова Л.М. Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры. Учебное пособие.- СПб. 1998 г.
Физическое воспитание в образовательных учреждениях среднего специального образования. Вопросы содержания и методики. Научно-методический сборник.- М., 2004 г.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте Российской Федерации» от 29.04.1999 г. №80-ФЗ.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения физической культуры осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий: сдачи зачётов, выполнение контрольных нормативов.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Уметь:
|
| использовать физкультурно- оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
| Тестирование.
Практические занятия.
Домашние работы.
Зачёты контрольных нормативов.
| Знать:
|
| о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
| Домашняя работа.
Рефераты.
| основы здорового образа жизни;
| Домашняя работа
| |