Скачать 186.72 Kb.
|
1Область применения и нормативные ссылкиПрограмма научно-исследовательского семинара «Регулирование внешнеэкономических отношений» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студентов магистерской программы и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, учебных ассистентов и студентов направления 080100.68 подготовки магистра, обучающихся по магистерской программе «Мировая экономика», специализация «Регулирование внешнеэкономических отношений» (1 курс). Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныРазвитие у студентов навыков научно - исследовательской и аналитической работы является неотъемлемой и обязательной составляющей обучения в рамках магистратуры факультета мировой экономики и мировой политики. Важнейшим аспектом данной работы является подготовка и написание письменных научных работ студентов, а также их защита. Научно – исследовательский семинар призван стимулировать самостоятельную работу студентов и творчески увязывать исследовательскую работу студента с формализацией ее результатов исследования в виде качественной магистерской диссертации. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Иметь навыки (приобрести опыт):
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНаучно-исследовательский семинар относится к циклу обще-профессиональных дисциплин и дисциплин, обеспечивающих подготовку магистра по направлению «Экономика» для специализации «Регулирование внешнеэкономических отношений». Для 1 курса специализации «Регулирование внешнеэкономических отношений» направления «Экономика» НИС является обязательной дисциплиной. Успешная работа в НИСе базируется на следующих дисциплинах: - Мировая экономика и международные экономические отношения; - Международная система экономического регулирования. 5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
7Содержание дисциплины
Международная система магистерского образования и Россия. Научно – исследовательский семинар. Цели и задачи. Порядок работы. Организация. Магистратура как новая форма обучения в системе российского образования. Специфика целей и задач. Участие Министерства образования РФ в европейских и международных программах. Европейская система образования. Россия в Болонском процессе. Участие ВШЭ в программе «Тьюнинг». Международная программа АХЕЛО ОЭСР. Включение России в программы ОЭСР и роль НИУ ВШЭ. Проблема выработки универсальных критериев сопоставимости уровня знаний и оценки качества образования. Роль образования в реализации задач модернизации экономики России. Роль международного сотрудничества, международных и региональных организаций. НИУ ВШЭ и международные магистерские программы. Возможности международного научного сотрудничества. Возможности НИУ ВШЭ по раскрытию научного потенциала обучающихся в Университете слушателей. Специфика обучения в магистратуре по направлению «Мировая экономика», специализация РВЭО. Постановка задач. Обязательная литература:
Дополнительная литература: 1. Сайт Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ - http://www.hse.ru/org/hse/iff/ 2. Официальный сайт Министерства образования - http://mon.gov.ru/ 3. Программа AHELO в НИУ ВШЭ - http://www.hse.ru/ahelo/ программа AHELO в ОЭСР - http://www.oecd.org/document/22/0,3746,en_2649_35961291_40624662_1_1_1_1,00.html 4. Описание программы тюнинг (настройка) в ВШЭ - http://www.hse.ru/org/hse/iori/pr15 5. Официальный сайт ОЭСР http://www.oecd.org
Научное исследование. Основы и принципы построения. Организация исследования. Методология научных исследований. Особенности методологии исследований по мировой экономике. Государственный стандарт исследований по мировой экономике. Особенности глобальных и региональных исследований. Специфика специализации «РВЭО» в рамках магистратуры по направлению «Мировая экономика». Цели, задачи, ориентиры исследований. Методы организации научных исследований. Основные методологические подходы в исследованиях. Процесс научного исследования. Этапы научного исследования. Системный подход и проведение комплексного анализа. Количественные оценки, организация статистического материала, построение графиков, таблиц, моделей. Обязательная литература 1. Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 2. Martin, Lisa L., and Simmons, Beth A. (1998), Theories and Empirical Studies of International Institutions, International Organization, vol. 52, no 4, Autumn. Дополнительная литература Самарский А.А., Михайлов А.П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. 2-е изд., испр. М.: Физматлит, 2001.
Выбор и формулирование темы исследования. Актуальность работы. Разбор примеров наиболее актуальных тем курсовых по предмету специализации. Формулирование цели исследования. Задачи научного исследования. Разбор типичных ошибок в формулировке темы исследования. Подходы к определению предмета и объекта исследования. Содержание и значение гипотезы в рамках научного исследования. Выбор и формулирование гипотезы. Понятие концепции исследования. Обоснование и формулирование концепции. Подготовка слушателями обоснования темы работы, подготовка и представление презентаций по выбранной теме курсовой работы (обоснование, актуальность, объект, предмет, гипотеза и концепция). Обсуждение. 4. Структура исследования и подходы к составлению плана научно-исследовательской работы. Разбор типовых подходов к построению работы. Тема и структура работы. Оглавление, введение, основное содержание, выводы. Основные элементы работы: теория, эмпирическое исследований, прикладные элементы работы. Научный аппарат. Элементы научного анализа и синтеза. Самостоятельность анализа, принципы цитирования, плагиат. Структура работы и описание методики исследования. Новизна и основные результаты работы. Теоретическая и практическая значимость и личный вклад автора. Обеспечение достоверности работы. Оформление и представление выводов и основных положений работы. Подготовка и обсуждение планов работ и их корректировка. Обязательная литература 1. Богатуров А.Д. Десять лет парадигмы освоения. Pro et Contra, 2000. Том 5. № 1. С. 66 -80. 2. Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 3. Martin, Lisa L., and Simmons, Beth A. (1998), Theories and Empirical Studies of International Institutions, International Organization, vol. 52, no 4, Autumn.
Подготовка к самостоятельным научным исследованиям – неотъемлемая часть экономического образования. Исследование – как процесс познания сущности явления. Предмет экономических научных исследований. Планирование экономических исследований. Виды и типы научных организаций. Работа с источниками и литературой. Работа с понятийным аппаратом. Подходы к классификации литературы и разбивке. Методы обработки подобранной литературы. Использование электронных библиотечных ресурсов ВШЭ. Работа в электронных базах данных периодики. Использование базы цитирования Web of Science. Подбор литературы по теме при помощи карт цитирования. Оформление списков источников. Библиографические ссылки. Электронные ресурсы. Обязательная литература 1. Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. Практическое пособие. М., 2005 2. Новиков А. Как работать над диссертацией. // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/novik/02.php
Слушателям необходимо выбрать как минимум одну статью теоретического характера из подготовленного ранее обзора литературы, относящуюся к теме работы. Подготовить развернутый доклад (с презентацией), содержащий основные положения данной статьи, включая обоснование выбора данной статьи, ее основных теоретических положений, используемый автором научный и методический аппарат и анализ соотношения положений представляемой работы с имеющимися в литературе альтернативными точками зрения. Также слушатель должен предложить свое видение использования положений данной статьи при написании курсовой работы. После представления презентаций происходит ее общее обсуждение.
Виды статистических источников. Ресурсы, содержащие нормативную, аналитическую и статистическую, новостную информацию. Базы данных экономических и социологических данных. Базы данных международных организаций. Статистические порталы российских государственных органов. Информационно-статистический портал INTRACEN. Работа в веб интерфейсе с инструментами на базе Trade Map и Market Access Ma и обработка данных. Использование аналитических и графических инструментов для представления данных.
Доклад, презентация. Выбор формы для адекватного представления результатов исследования. Соблюдение определенных рекомендаций при выборе формы. Требования НИУ ВШЭ. Специфические требования кафедр и преподавателей. Общий и индивидуальный подход. Разбор примеров плохих и хороших презентаций. Разбор подготовленных слушателями вариантов докладов и презентаций по тематике специализации. Выявление ошибок, рекомендации. Обязательная литература 1. Богатуров А.Д. Десять лет парадигмы освоения. Pro et Contra, 2000. Том 5. № 1. С. 66 - 80. 2. Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. Дополнительная литература 1. Сайт Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ - http://www.hse.ru/org/hse/iff/ 2. Официальный сайт Министерства образования - http://mon.gov.ru/ 3. Программа AHELO в НИУ ВШЭ - http://www.hse.ru/ahelo/ программа AHELO в ОЭСР - http://www.oecd.org/document/22/0,3746,en_2649_35961291_40624662_1_1_1_1,00.html 4. Описание программы тюнинг (настройка) в ВШЭ - http://www.hse.ru/org/hse/iori/pr15 5. Официальный сайт ОЭСР http://www.oecd.org
Семинары, круглые столы, конференции, симпозиумы. Научный доклад на конференции. Традиции проведения конференций. Апрельские конференции НИУ ВШЭ. Летние студенческие школы, организуемые ВШЭ и факультетом. Возможности участия, условия, ориентиры, требования, публикации. Формы выступлений. Прения. Дискуссия. Организация дискуссии. Как правильно сформулировать и задать вопрос. Умение слушать и слышать. Культура дискуссии. Уважение позиции оппонента. Плюрализм мнений, формирование доминирующих научных мировоззрений. Либеральные традиции научной мысли и научные школы. Миссия НИУ ВШЭ. Обязательная литература 1. Богатуров А.Д. Десять лет парадигмы освоения. Pro et Contra, 2000. Том 5. № 1. С. 66 -80. 2. Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 3. Молочков Ф.Ф. Дипломатический этикет. М.: Международные отношения, 1977. Дополнительная литература 1. Сайт Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ - http://www.hse.ru/org/hse/iff/ 2. Официальный сайт Министерства образования - http://mon.gov.ru/ 3. Официальный сайт ОЭСР http://www.oecd.org
Реферат, эссе, статья. Требования к содержанию и форме подготовки рефератов и эссе. Особенности подготовки реферата и требования к оригинальности содержательной части эссе. Как качественно выполнить письменную работу? Критерии оценки письменных работ. Разбор примеров плохих и хороших письменных работ по тематики специализации РВЭО. Оформление научных работ: ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Обязательная литература 1. Богатуров А.Д. Десять лет парадигмы освоения. Pro et Contra, 2000. Том 5. № 1. С. 66 -80. 2. Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 3. Martin, Lisa L., and Simmons, Beth A. (1998), Theories and Empirical Studies of International Institutions, International Organization, vol. 52, no 4, Autumn. Дополнительная литература 1. сайт Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ - http://www.hse.ru/org/hse/iff/ 2. Официальный сайт Министерства образования - http://mon.gov.ru/ 3. Официальный сайт ОЭСР http://www.oecd.org
Фундаментальные и прикладные исследования. Связь науки с практикой и задача повышения практической значимости и эффекта научных исследований для решения экономических задач государства. Специфика исследований по направлению «Мировая экономика». Актуальные практические задачи российской внешнеэкономической политики, требующие научной проработки и концептуального наполнения. Работа выпускника магистратуры на предприятии, в компании, в банке, в министерстве, в ведомстве, в международной организации. Сочетание научного метода и деловых качеств для успешной карьеры. Использование аналитических способностей и научных компетенций в деловой карьере. Основы подготовки полиси брифов. Лаконичность формы, полнота раскрытия существа проблемы, предложение способа решения проблемы. Полиси брифы в международной практике. Компетенции выпускника магистратуры, необходимые для работы на международном уровне. Разбор подготовленных полиси брифов на заданную тему по специализации РВЭО. Обязательная литература 1. Богатуров А.Д. Десять лет парадигмы освоения. Pro et Contra, 2000. Том 5. № 1. С. 66 -80. 2. Вебер М. Наука как призвание и профессия. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. Дополнительная литература 1. Сайт Фонда образовательных инноваций НИУ ВШЭ - http://www.hse.ru/org/hse/iff/ 2. Официальный сайт Министерства образования - http://mon.gov.ru/ 3. Официальный сайт ОЭСР http://www.oecd.org 4. Сайт Стенфордского Университета 8Образовательные технологииИспользуются:
Использование исследовательских и проектных технологий в работе НИСа обеспечивает формирование необходимых качеств:
В НИСе преподаватель становится в большей мере консультантом-координатором. Информационная функция отходит на второй план. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студентаВ работе НИСа в качестве средства текущего контроля используется форма представления обоснования темы курсового проекта и драфта глав курсовой работы. Оценка ставится после защиты и дискуссии участников НИСа. 10Порядок формирования оценок по дисциплинеРезультирующая оценка за текущий контроль (От) учитывает результаты работы студента по обоснованию темы курсовой работы.Результирующая оценка за промежуточный контроль (Оп) учитывает результаты работы студента по подготовке драфта курсовой работы, включая «Введение» (предмет и объект исследования, цель и задачи работы, библиография, рабочая гипотеза) + 1 глава работы и развернутые планы остальных глав, черновик заключения.Результирующая оценка за итоговый контроль (Ои) учитывает результаты работы студента по учебной дисциплине следующим образом:Ои = От + Оп11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныОбобщающего учебника по данному курсу нет. Для методического раздела предлагается: Ларсен С.У. Теоретический вызов. Теория и методы в социальных науках. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. 12Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля проведения занятий по учебной дисциплине необходима мультимедийная аудитория со специальным оборудованием (проектор, ноутбук) для презентации учебных материалов. Кроме того, должна быть открыта электронная страница курса на сайте ГУ-ВШЭ. |
Программа дисциплины «Национальное и многостороннее регулирование внешнеэкономических отношений» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 62 «Международные... | Программа дисциплины «Национальное и многостороннее регулирование... Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | ||
Программа дисциплины «Национальное и многостороннее регулирование внешнеэкономических отношений» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 031900. 62 -«Международные... | Доклад с семинара Практика оценки собственности в России и за рубежом. Регулирование оценочной деятельности | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля)... Цели и задачи дисциплины: формирование у студентов углубленного научного представления о правовом регулировании инвестиционных отношений,... | Программа научного семинара «Актуальные проблемы экономики невозобновляемых ресурсов» Программа предназначена для магистрантов направления подготовки 080100. 68 «Экономика», обучающихся по магистерской программе «Мировая... | ||
Программа научного семинара «Актуальные проблемы управления энергетической и сырьевой компанией» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данный научный семинар, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки... | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ государственное... Правовое регулирование семейных отношений. Воспитание в разных типах семей, влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие... | ||
Статья 56 Кодекса содержит новое нормативное определение одной из... Кодекса принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений... | Программа семинара «Основы внешнеэкономической деятельности» (25 февраля 2013 года) Лекционные занятия на тему «Внешнеэкономическая деятельность: понятие, формы, участники, государственное регулирование»- 4 часа | ||
Институт внешнеэкономических связей Московский государственный институт международных отношений (университет) мид российской федерации | «Правовое регулирование трудовых отношений с медицинскими работниками» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Программа семинара: 9 30 10 00 регистрация участников семинара. 10... «Современные образовательные технологии как средство повышения качества знаний сельских школьников с учетом их познавательных и творческих... | Рабочая программа учебной дисциплины деловые коммуникации Направление... Магистерская программа «Административно-правовое регулирование экономических отношений» | ||
Значение международного кредита в развитии внешнеэкономических связей Международных отношений, в т ч и во внешнеэкономических связях. Эти отношения осуществляются путем предоставления валютных и товарных... | Р. Г. Пихоя. Историческое значение и уроки Февральской революции 1917 г в России Сборник научных статей по материалам регионального научного семинара (Екатеринбург, 2 марта 2007 г.) |