Программа учебной дисциплины «Безопасность работы в клинико-диагностических лабораториях»





Скачать 175.33 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины «Безопасность работы в клинико-диагностических лабораториях»
Дата публикации05.07.2015
Размер175.33 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа
Государственное автономное образовательное учреждение СПО СО «Саратовский областной базовый медицинский колледж»













ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ

СЛУЖБОЙ

2014 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО)

31.02.03 Лабораторная диагностика

Организация–разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Саратовской области «Саратовский областной базовый медицинский колледж»
Разработчик: Гридасова Ольга Ивановна, преподаватель I категории специальных дисциплин «Лабораторная диагностика»

Рецензент: Архипова Наталья Владимировна, врач-лаборант ГУЗ «Областная детская клиническая больница»

СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4

ДИСЦИПЛИНЫ


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5



  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБОЙ


    1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Безопасность работы в клинико-диагностических лабораториях» для специальности среднего профессионального образования 31.02.03 Лабораторная диагностика.


    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина «Экономика и управление лабораторной службой» относится к профессиональному циклу, включающему в себя общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи дисциплинытребования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

уметь:

  • применять общие закономерности теории экономики и управления здравоохранением в конкретных условиях лабораторий медицинских учреждений различного типа и профиля;

  • рассчитать себестоимость медицинской услуги;

  • проводить расчеты статистических показателей.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  • основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

  • организацию лабораторной службы Российской Федерации, ее задачи, структуру, перспективы развития;

  • принципы деятельности клинико-диагностических лабораторий в условиях страховой медицины;

  • основы менеджмента и маркетинга в лабораторной службе;

  • основы статистики.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.


2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

32

в том числе:




теоретические занятия

20

практические занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:




1.Изучение Федеральных законов, инструктивно – нормативных документов

2.Создание презентаций на темы:

«Виды медицинского страхования»

«Методики расчета стоимости медицинских услуг»

«Структура лабораторной службы ЛПУ»

3.Составление конспекта дополнительной литературы по темам:

«Комплексная оценка состояния здоровья населения»

4. Работа с дополнительной литературой по теме: «Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью»

5.Написание реферата на тему:

«Правовое и организационное обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации»


4

2

2

2

1

2

3



Итоговая аттестация в форме зачета





2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Экономика и управление лабораторной службой»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Изучение системы охраны здоровья населения Российской Федерации


14




Тема 1.1.

Введение. Здравоохранение - отрасль социальной сферы

Содержание учебного материала:

2

1

  1. Изучение предмета экономики и управления здравоохранением. Определение.

  2. Изучение места экономики здравоохранения в системе экономических наук.

  3. Изучение здравоохранения как одной из отраслей социальной сферы. Связь с другими отраслями.

  4. Изучение здравоохранения как системы.

  5. Изучение состояния и перспектив развития здравоохранения РФ.

  6. Изучение законодательства Российской федерации в области охраны здоровья граждан.

  7. Основные направления реформирования и реструктуризации здравоохранения РФ.

Тема 1.2.

Изучение общественного здоровья как экономической категории

Содержание учебного материала:

2

1

  1. Изучение основных понятий здоровья (индивидуальное, групповое и общественное).

  2. Изучение факторов, формирующих здоровье населения.

  3. Изучение уровней оценки здоровья

  4. Изучение современного состояния здоровья населения России и региона.

  5. Изучение медико-статистических показателей оценки здоровья населения (физического развития, заболеваемости и инвалидности, медико-демографических показателей).

  6. Изучение медицинской статистики как одного из методов исследования в здравоохранении (цели, задачи, методы).

Тема 1.3.

Изучение экспертной оценки и организации контроля качества в учреждениях здравоохранения

Содержание учебного материала:

2

1

  1. Изучение принципов и задач экспертизы временной нетрудоспособности.

  2. Определение понятий: болезнь, трудоспособность, нетрудоспособность, временная и стойкая утрата трудоспособности, инвалидность, группы инвалидности.

  3. Изучение уровней экспертизы временной нетрудоспособности.

  4. Изучение порядка выдачи листка нетрудоспособности.

  5. Изучение роли КЭК и МСЭК в установлении нетрудоспособности и инвалидности.

  6. Изучение правовых основ контроля деятельности учреждений здравоохранения. Ведомственный и вневедомственный контроль качества работы учреждений здравоохранения.

  7. Изучение и расчет показателей здоровья населения в системе здравоохранения.

Тема 1.4.

Определение показателей здоровья населения в системе здравоохранения

Практическое занятие:

Расчет показателей здоровья населения в системе здравоохранения. Показатели медико-демографических процессов. Показатели заболеваемости населения. Показатели инвалидности населения.


4

2

Самостоятельная работа обучающихся:

по теме 1.1.

Изучение Федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»

по теме 1.2.

Составление конспекта дополнительной литературы: «Комплексная оценка состояния здоровья населения»


2
2




Раздел 2. Изучение рыночных отношений в здравоохранении


8




Тема 2.1.

Изучение экономических моделей финансирования в здравоохранении

Содержание учебного материала:

2

1

  1. Изучение формирования бюджета здравоохранения с учетом законов Российской Федерации.

  2. Изучение сметы расходов лечебно-профилактического учреждения, (основные статьи).

  3. Изучение источников финансирования бюджетно-страховой медицины (государственный бюджет, страховые взносы работодателей, благотворительность, другие внебюджетные источники).

  4. Изучение порядка финансирования страховых медицинских организаций.

  5. Изучение ресурсов здравоохранения: материальные, трудовые.

  6. Изучение форм собственности (государственная, муниципальная, частная).

  7. Изучение условий аккредитации и лицензирования учреждений здравоохранения.

Тема 2.2.

Изучение видов медицинского страхования

Содержание учебного материала:

2

1

  1. Изучение законодательства Российской Федерации в области охраны здоровья граждан.

  2. Изучение основных понятий, принципов и видов медицинского страхования.

  3. Изучение субъектов системы Обязательного (ОМС) и Добровольного (ДМС) медицинского страхования, их структуры и функций.

  4. Изучение учреждений здравоохранения как хозяйствующего субъекта в рыночной экономике и производителя медицинских услуг.

  5. Изучение страховых медицинских организаций в системе ОМС и ДМС как покупателя медицинских услуг (задачи, права, обязанности, страховой медицинской организации).

  6. Изучение базовой программы ОМС бесплатной медицинской помощи.

Самостоятельная работа обучающихся:

по теме 2.2.

  1. Изучение Закона РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации»

  2. Создание презентаций: Виды медицинского страхования






2
2




Раздел 3. Изучение ценообразования на медицинские услуги


14




Тема 3.1.

Изучение основных понятий, целей, задач маркетинга в здравоохранении. Рынок медицинских услуг

Содержание учебного материала:

2

1

  1. Изучение рыночного механизма услуг здравоохранения, его основных элементов и функций.

  2. Определение маркетинга. Изучение основных понятий маркетинга (нужда, потребность, запрос, товар, сделка, обмен).

  3. Изучение целей и задач маркетинга в здравоохранении.

  4. Изучение структуры и функций рынка медицинских услуг в здравоохранении.

Тема 3.2.

Изучение форм и систем оплаты труда медицинских работников

Содержание учебного материала:

2

1

  1. Изучение основ расчета, форм и систем оплаты труда медицинских работников.

  2. Изучение системы повышений, доплат и надбавок работников здравоохранения РФ.

  3. Изучение порядка аттестации (сроки, условия, критерии оценки) средних медицинских работников, как одного из факторов повышения их заработной платы.

Тема 3.3.

Изучение методологии ценообразования на медицинские услуги

Содержание учебного материала:

2

1

  1. Изучение рынка медицинских услуг в здравоохранении.

  2. Изучение методологии ценообразования на медицинские услуги.

  3. Определение понятий: себестоимость, цена, прибыль, рентабельность в здравоохранении.

  4. Изучение видов цен на медицинские услуги.

  5. Изучение законов ценообразования.

  6. Изучение форм взаиморасчетов ЛПУ в системе ОМС и ДМС.

  7. Изучение методики расчета стоимости медицинских услуг.

Тема 3.4.

Освоение методики расчета стоимости медицинских услуг

Практическое занятие:

Методика расчета стоимости медицинских услуг. Основные положения по расчету затрат на медицинские услуги. Расчет прямых затрат на простую медицинскую услугу. Расчет накладных расходов. Расчет рентабельности в затратах на медицинскую услугу. Индексация при расчете затрат на медицинскую услугу. Расчет затрат на сложные и комплексные медицинские услуги.

4

2




Самостоятельная работа обучающихся:

по теме 3.3.

  1. Работа с дополнительной литературой - Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью

  2. Создание презентаций: Методики расчета стоимости медицинских услуг


2

2




Раздел 4. Изучение основ управления лабораторной службой в здравоохранении



12




Тема 4.1.

Основы менеджмента в здравоохранении

Содержание учебного материала:

2

1

  1. Определение понятия менеджмент. Изучение целей, задач, уровней и функций менеджмента в здравоохранении.

  2. Изучение современной структуры Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

  1. Изучение принципов и функций управления учреждениями здравоохранения различных организационно-правовых форм.

  1. Изучение структуры, задач и функций федеральных и региональных органов управления здравоохранением.

  2. Изучение структуры и управления лабораторной службой в системе здравоохранения Российской Федерации.

  3. Изучение организации лабораторной службы в здравоохранении (ЛПУ, Роспотребконтроль).

  4. Изучение роли лабораторной службы в охране здоровья граждан.

Тема 4.2.

Организация медико-социальной помощи населению

Содержание учебного материала:

2

1

  1. Изучение основных положений резолюции всемирной ассамблеи здравоохранения (от 23.06.70г. «Принципы развития национальной системы здравоохранения»), роль международных организаций (ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, МОТ, МАГАТЕ) в охране здоровья населения.

  2. Изучение номенклатуры учреждений здравоохранения.

  3. Изучение структуры лабораторной службы ЛПУ и центров санэпиднадзора.

  4. Изучение структуры и функций первичной медико-социальной помощи (ПМСП). Изучение этапов реформирования ПМСП.

  5. Изучение видов медицинской помощи населению (амбулаторно-поликлиническая, стационарная).

  6. Изучение роли лабораторной диагностики в оказании квалифицированной, специализированной помощи населению.

  7. Изучение основных показателей деятельности учреждений здравоохранения.

  8. Изучение учетно-отчетной документации показателей деятельности учреждений здравоохранения.

  9. Изучение правового и организационного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. Структура, управление, организация работы и основные виды деятельности органов санитарно-эпидемиологического надзора (санитарно-гигиенический мониторинг, лицензирование, сертификация, учет заболеваемости)

Тема 4.3.

Определение основных медико-экономических показателей деятельности учреждений здравоохранения

Практическое занятие:

Основные медико-экономические показатели деятельности учреждений здравоохранения.


4


2

Самостоятельная работа обучающихся:

по теме 4.2.

  1. Создание презентаций: Структура лабораторной службы ЛПУ

  2. Правовое и организационное обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации (электронные ресурсы- реферат)



1
3







Всего

48






  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1.Требования к минимальному материально – техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Лабораторная диагностика»

Оборудование учебного кабинета:

1. Доска классная

2. Шкафы для хранения наглядных пособий и учебно-методической документации

3. Учебно-наглядные пособия

Технические средства обучения:

1. Мультимедийная установка,

2. Компьютер.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Экономика и управление здравоохранением: учебник / Р.А. Тлепцеришев [и др.]. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 623с. - (Среднее профессиональное образование).

  2. Экономика и управление здравоохранением: учебник / Трушкина [и др.]. – Изд. 5-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 501, [1]с. (СПО).

  3. Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М., Малахова Н.Г. Экономика и управление здравоохранением: Учебное пособие. Изд. 3-е. Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 384 с. (Серия «СПО»).

Дополнительные источники:

  1. Дорошенко Г.В., Литвинова Н.И., Пронина Н.А. Менеджмент в здравоохраеннии: учебное пособие для среднего профессионального образования – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, Форум, 2011.

  2. Кишкун А.А. Справочник заведующего клинико- диагностической лабораторией. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013, -704 с.

  3. Журнал. Справочник заведующего КДЛ – Издатель: ЗАО «МЦФЭР».

  4. Журнал. Клиническая лабораторная диагностика – Издательство «Медицина».

  5. Приказ МЗ России № 380 от 25.12.1997 г. «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации».

  6. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.1.3.2630 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

  7. Приказ МЗ от 23.07.2010 г. № 541 н. «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

  8. СанПиН 2.1.3. 1375 – 03 от 18.06.2003 г. «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц и других лечебных стационаров».

  9. Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» № 5487-1 от 18.08.1993 г.

  10. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» № 122-ФЗ от 22.08.04 г.

  11. Приказ МЗ РФ № 377 от 15.10.1999 г. «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» (с изменениями от 17.11.2000 г., 21.06.2002 г., 24.04 и 05.08.2003 г.).

  12. Приказ МЗ и МП № 131 от 23.05.1995 г. «Об аттестации средних медицинских работников».

  13. Приказ МЗ и МП РФ № 100 от 25.031996 г. «О внесении дополнений в Положение об аттестации средних медицинских и фармацевтических работников».

  14. Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52–ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»;

  15. Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан от 24.12.1999 г. № 2288.

Интернет-ресурсы:

  1. Rosmedic.ru. Медицинский информационный ресурс.

  2. http://meduniver.com/Medical Book/[ndex.html. – Электронная медицинская библиотека.

  3. http://www. statsoft. ru/home/textbook/default.htm.




  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Умения:




  • применять общие закономерности теории экономики и управления здравоохранения в конкретных условиях лабораторий медицинских учреждений различного типа и профиля;

  • рассчитывать себестоимость медицинских услуг;

  • проводить расчеты статистических показателей.

  • выполнение самостоятельной работы по составлению конспектов и рефератов;

  • выполнение на практических занятиях расчета себестоимости медицинских услуг;

  • выполнение на практических занятиях расчета статистических показателей;

  • выполнение тестирования.

Знания:




  • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

  • организацию лабораторной

  • службы Российской Федерации, ее задачи, структуру, перспективы развития;

  • принципы деятельности КДЛ в условиях страховой медицины;

  • основы менеджмента и маркетинга в лабораторной службе;

  • основы статистики.

тестирование, выполнение самостоятельной работы студентов по составлению конспектов

тестирование, выполнение ситуационных задач

тестирование, выполнение работы на практических занятиях

тестирование, выполнение работы на практических занятиях

выполнение на практических занятиях расчета статистических показателей, расчета статистических показателей

Итоговый контроль -

включает в себя контроль усвоения теоретического материала (в виде тестирования) и контроль усвоения практических умений (индивидуальное выполнение практического задания в виде

решения ситуационных задач и расчета статистических показателей.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины «Безопасность работы в клинико-диагностических лабораториях» iconДинамика клинико диагностических параметров и эффективность лечения...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа учебной дисциплины «Безопасность работы в клинико-диагностических лабораториях» iconРабочая программа учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»...
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». – Новороссийск: нф мгэи, 2013. – 26 с
Программа учебной дисциплины «Безопасность работы в клинико-диагностических лабораториях» iconКлинико-функциональные особенности и оптимизация диагностических...
Работа выполнена в гбоу впо «Самарский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития России»
Программа учебной дисциплины «Безопасность работы в клинико-диагностических лабораториях» iconРабочая программа учебной дисциплины привила и безопасность дорожного движения
Рабочая программа учебной дисциплины «Правила и безопасность дорожного движения» разработана на основе Федерального государственного...
Программа учебной дисциплины «Безопасность работы в клинико-диагностических лабораториях» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. В. Безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании основной образовательной программы специальности 040201 "Социология"...
Программа учебной дисциплины «Безопасность работы в клинико-диагностических лабораториях» iconУчебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного...
Программа учебной дисциплины «Безопасность работы в клинико-диагностических лабораториях» iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
...
Программа учебной дисциплины «Безопасность работы в клинико-диагностических лабораториях» iconПрограмма учебной дисциплины «безопасность жизнедеятельности»
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (фгос) по специальности...
Программа учебной дисциплины «Безопасность работы в клинико-диагностических лабораториях» iconРабочая программа учебной дисциплины «Безопасность непродовольственных товаров»
Рабочая программа составлена на основании Типовой программы дисциплины «Безопасность непродовольственных товаров» по плану подготовки...
Программа учебной дисциплины «Безопасность работы в клинико-диагностических лабораториях» iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы по специальностям среднего профессионального образования...
Программа учебной дисциплины «Безопасность работы в клинико-диагностических лабораториях» iconПрограмма учебной дисциплины оп. 04. Безопасность жизнедеятельности 2013г
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос) по профессии...
Программа учебной дисциплины «Безопасность работы в клинико-диагностических лабораториях» iconРабочая программа учебной дисциплины
Целями освоения являются углубленное изучение теоретических и методологических основ технического диагностирования, построения диагностических...
Программа учебной дисциплины «Безопасность работы в клинико-диагностических лабораториях» iconРабочая программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2013 г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии...
Программа учебной дисциплины «Безопасность работы в клинико-диагностических лабораториях» iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям по...
Тема: «Структура и задачи патологоанатомической службы. Диагноз: требования к формулировке. Ятрогении. Методы биопсийного и цитологического...
Программа учебной дисциплины «Безопасность работы в клинико-диагностических лабораториях» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая...
Программа учебной дисциплины «Безопасность работы в клинико-диагностических лабораториях» iconПримерная программа учебной дисциплины безопасность жизнедеятельности 2011г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск