Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»





Скачать 187.21 Kb.
НазваниеПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Дата публикации01.08.2015
Размер187.21 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ




Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ




Факультет социологии

СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ШКОЛЫ
Программа курса

для студентов магистратуры

по направлению 521200 «Социология» всех специализаций

100 часов

Москва

2003
Программа дисциплины «СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ШКОЛЫ» составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения, а также требованиями, предъявляемыми НФПК к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.
Программа подготовлена при содействии НФПК – Национального Фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.


Авторы: Головин Николай Александрович, канд. философских наук, доцент, СпбГУ.

Ломоносова Марина Васильевна, асс, без степ, СпбГУ.
Рецензенты: Бороноев Асалхан Ользонович, доктор философских наук, профессор,

СПбГУ.

Современные социологические теории и школы

(Составители доц. Н. А. Головин, асс. Ломоносова М.В.)


50 час.
Аннотация
Учебная дисциплина направлена на углубление теоретических знаний студентов магистратуры, полученных ими ранее при обучении по программе «Бакалавр» или «Специалист». Задачами изучения предмета являются:

  • знакомство с современной ситуацией в теоретической социологии, участие в актуальной теоретической дискуссии в социологии;

  • углубление знаний по фундаментальным теоретическим направлениям социологии, дальнейшее развитие ориентаций в этих направлениях,

  • овладение общей логикой социологической теории, умением выдвигать теоретические модели для решения научных и учебных проблем, научно-исследовательских задач;

  • использование полученных теоретических знаний для подготовки магистерской диссертации.

Изучения предмета осуществляется посредством анализа и оценки социологических теорий на с помощью понятия научно-теоретической позиции. Будучи обобщением сходных «реальных» теорий, научно-теоретическая позиция означает общность в понимании предмета социологии и задач социологической теории, познавательных интересов, близость исходных мировоззренческих основ теории, однотипность структуры и логики рассуждений, техники построения теории, критериев истинности и ложности знания, научности высказываний и других содержательных элементов теории.

Первая тема посвящена интернациональной теоретической дискуссии в социологии, две последующие темы — мировоззренческим основам социальной теории. В частности, особое место отводится ее ценностной структуре и антропологическим основам. Затем изучаются темы, углубляющие фундаментальный уровень социологической теории (социобиология, социология повседневности, историческая социология), далее — теории современного общества, в том числе представителей теории социальной системы (Луман) и критической теории общества (Хабермас). Заключительная тема посвящена ситуации и дискуссиям в российской социологии.

Лекции по предмету содержат материал по темам, позволяющий студентам организовать самостоятельную работу с теоретическими произведениями по социологии.

Самостоятельная работа является основной формой изучения предмета. Она занимает половину из 100 часов, отведенных программой на изучение материала. При 2 часах аудиторных занятий в неделю студент должен посвятить 2 часа в неделю самостоятельной работе над предметом, иначе программа не может быть освоена. В результате самостоятельной работы студенты создают небольшие рефераты, служащие вспомогательным учебным материалом и распространяемые в группе студентов. Дальнейшее овладения темами программы осуществляется путем участия студента в дискуссиях на семинарских занятиях.

В перечень текстов, рекомендуемых для дискуссии по темам курса, вошли в основном произведения современных авторов по фундаментальным теоретическим проблемам социологии, содержащие интересные идеи, а также небольшое число классических текстов, не изучаемых ранее, позволяющих придать целостность теоретической подготовке студента.

Аттестация по предмету осуществляется на экзамене.


Тематический план


Тема

Количество часов




Лекций

Семин.

Самост.

Тема 1. Понятие научно-теоретической позиции. Ситуация в теоретической социологии и анализ социальных теорий

4

-

6

Тема 2. Мировоззренческие основы социальной теории. Ценностная структура социальной теории.

4

2

8

Тема 3. Антропологические основы социологической теории. Теории антропосоциогенеза

4

2

8

Тема 4. Социобиология как парадигма социальных наук

4

2

8

Тема 5. Теоретические основы социологии повседневности

4

2

8

Тема 6. Системная теория общества Лумана

4

2

6

Тема 7. Критическая теория общества

4

2




Тема 8. Историко-социологический анализ современности

4

2




Тема 9. Теоретические дискуссии в российской социологии

2

2

6

Всего

34

16

50

Итого

100



Тема 1. Понятие научно-теоретической позиции.

Ситуация в теоретической социологии и анализ социальных теорий
Социологическое мышление и социологическая культура. Этапы развития и традиции теоретической мысли в социологии. Роль теоретического знания в социологии и функции теоретической социологии в обществе. Задачи теоретической социологии в связи с глобализацией социальной жизни.

Понятие научно-теоретической позиции, ее структура и функции в анализе и оценке теории. Плюрализм теоретических позиций в современной социологии. Стратегии теоретического мышления в социологии.
Тексты для дискуссии

Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // Thesis. 1993. Т. 1. Вып. 1. С. 57-82.

Джонсон Т., Дандекер К., Эшуорт К. Теоретическая социология: условия фрагментации и единства // Thesis. 1993. Т. 1. Вып. 1. С. 83-104.

Култыгин В. П. Современные зарубежные социологические концепции. М., 2000.

Оукс Г. Прямой разговор об эксцентричной теории // Теория общества / Фундаментальные проблемы. Москва, 1999. С. 293-306.

Тернер Д. Аналитическое теоретизирование // Теория общества / Фундаментальные проблемы. Москва, 1999. С. 103-156.

Филиппов А. Ф. Теоретическая социология // Теория общества / Фундаментальные проблемы. М., 1999. С.7-34.
Тема 2. Мировоззренческие основы социальной теории.

Ценностная структура социальной теории.
Значение научного и обыденного знания для социальной теории: просвещенческая и феноменологическая традиция. Понятие и структура мировоззрения: его гуманитарный, естественнонаучный и гносеологический аспекты.

Роль ценностей в социальном познании. Постановка проблемы Максом Вебером, последующая дискуссия и ее результаты.

Ценностная структура теории: внешние и внутренние ценности, явные и неявные ценности и их влияние на логику рассуждений теоретика (на примере теории «друга и врага» К. Шмитта).

Решение проблемы ценностей в социальном познании Ю. Хабермасом. Консенсусная теория истины.
Тексты для дискуссии

Ивин А. А. Основания логики оценок. М., 1970.

Ивин А. А. Ценности в научном познании // Логика научного познания. Актуальные проблемы. М., 1987.

Мангейм К. Консервативное мышление // Социологические исследования. 1993. № 1, 4, 9, 11.

Филиппов А. Ф. Политологические взгляды Карла и Шмитта и их влияние на

Черноволенко В. Ф. Мировоззрение и научное познание. Киев., 1970

Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. Т.1. № 1. С. 37-67.

Щютц. А. Здравый смысл и научная интерпретация человеческой деятельности // Вестник СПбГУ. Серия 6. 1994. Вып. 4. С. 37-67.
Дополнительная литература

Кант И. К вечному миру // Соч. в 8 томах. Т. 7. М., 1994.
Тема 3. Антропологические основы социологической теории.

Теории антропосоциогенеза
Место философской антропологии среди антропологических наук. Связь философско-антропологической мысли с социальной теорией.

Проблема человека в истории социальной философии и социологической теории. Традиция Гоббса и традиция Руссо в трактовке природы человека. Постановка проблемы и ее решение Кантом.

Современные философско-антропологические концепции человека и их значение для социологической теории фундаментального уровня. Оценка теорий антропосоциогенеза Б. Ф. Поршневым. Концепция начала истории и общества Поршнева.

Философско-антропологическая концепция А. Гелена и ее влияние на социологию. Антропологические основы современной социологической теории (Парсонс, Луман, Хабермас) и их влияние на теорию общества.
Тексты для дискуссии

Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. Сб. переводов/ Общ. ред. Ю. Н. Попова. М., 1988. С. 152-200.

Кант И. Об изначально злом в человеческой природе (1792) // Соч. в 6 томах. Т. 4. Ч. 2. М., 1965. С. 5-57.

Плеснер Х. Ступени органического и человек // Проблема человека в западной философии. Сб. переводов/ Общ. ред. Ю. Н. Попова. М., 1988. С. 95-151.

Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М. 1974.

Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. Сб. переводов/ Общ. ред. Ю. Н. Попова. М., 1988. С. 31-95.
Дополнительная литература

Гердер И. Трактат о происхождении языка (1770) // Избр. соч., М.-Л., 1959.


Тема 4. Социобиология как парадигма социальных наук



Предмет и задачи социобиологии, ее понятийный аппарат. Исторические этапы развития социобиологии и ее основные представители. Социальная эволюция и социальное поведение ― важнейшие предметы социобиологии.

Теория генно-культурной коэволюции и полемика вокруг нее. Теории агрессивного поведения, сексуального поведения, проблема альтруизма.

Перспективы социобиологии. Социобиологические идеи в российской социологии (А. А. Зиновьев, Ю.И. Новоженов).
Тексты для дискуссии

Вайнгардт П. Биология как социальная теория. Проблемы теоретической социологии / Под ред. А. О. Бороноева. СПб., 1994. С. 87-101.

Игнатьев З. Н. Социобиология человека: «Теория генно-культурной коэволюции // Философские науки 1980. № 6. С. 134-141.

Кипятков В. Е. Мир общественных насекомых. Л., 1991.

Лоренц К. Агрессия. Так называемое зло. М., 1994.

Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. Опыт естественной истории человеческого познания // Там же. С. 243-467.

Лоренц К. Так называемое зло. К естественной истории агрессии // Оборотная сторона зеркала. М., 1998. С. 62-242.

Новоженов Ю. И. Таинственное либидо. Екатеринбург, 2000. Гл. V. Повышенная сексуальность человека. С. 201-240

Панов Е. Н. Современное состояние и перспективы развития эволюционной социобиологии // Зоологический журнал 1982, том LXI. Вып. 7. С. 988-999

Рьюз М. Философия биологии. М., 1977.

Сатдинова Н. X. Критический анализ социобиологии // Научные доклады высшей школы. Философские науки. 1980. № 6. 9096.

Сатдинова Н. Х. Социобиология — «за» и «против» / /Вопросы философии 1982 № 9. С. 129-136.

Харбах Х. Биологическая эволюция и альтруистическое поведение / Пер. с нем. В.В. Козловского // Социологический журнал 1997 №1.
Тема 5. Теоретические основы социологии повседневности
Понятие повседневности. Причины социологического интереса к повседневной жизни. Теоретические источники социологии повседневности.

Научные интересы, проблемы и предмет социологии повседневности. Основные теоретические положения социологии повседневности: вклад символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии и социально-драматургического подхода в формирование предметной области социологии повседневности. Парадигма социологии повседневности.

Прикладные социологические исследования повседневности. Работы Н. Н. Козловой о повседневной жизни советского человека. Состояние социологии повседневности в России.
Тексты для дискуссии

Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб., 1999.

Бергер П. и Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Социальная психология. Тексты / под ред. Г. М. Андреевой. М., 1974.

Гарфинкель Г. Понятие «доверия»: Доверие как условие стабильных согласованных действий и его экспериментальное изучение // Социальные и гуманитарные науки. Социология. 1999. № 4. С. 126-166; 2000. № 1.

Григорьев Л. Г. «Социология повседневности» Альфреда Шюца // Социологические исследования. 1998. № 2.

Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1998.

Козлова Н. Н. Горизонты повседневности советской эпохи: голоса из хора. М., 1996.

Смирнова Н. М. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки». М., 1997.

Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2.

Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / Пер. с фр. М., 1998

Habermas J. Legitimationsprobleme im Spätkapitalismus. Frankfurt am Mein: Suhrkamp Verlag, 1994. Kapitel 1. Kultur und Lebenswelt.

Дополнительная литература
Кравченко Е. Эрвин Гоффман. Социология лицедейства. М.: 1997.

Крук С. Минотавр и другие монстры: «Повседневная жизнь» в современной социальной теории // Социальные и гуманитарные науки. Социология. 1999. № 4. С. 13-22.

Попова И. М. Повседневные идеологии // Социологический журнал 1998 № 3/4

Смирнова Н. М. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки». М., 1997.

Тема 6. Системная теория общества Лумана



Замысел и структура теории общества Лумана. Подсистемы социальной системы, их среды коммуникации и функции. Проблема границ общества (Нужно ли связывать границы общества с государственными границами?); существует ли «всемирное общество»? Движущие силы социальной эволюции.
Тексты для дискуссии

Бранский В. П. Теоретические основы социальной синергетики // Петербургская социология. 1997. № 1.

Вагнер Г. Социология: к вопросу о единстве дисциплины // Теория общества. Фундаментальные проблемы. Сб. перев. Под ред. А. Ф. Филиппова. М., 1999. С. 236-261.

Василькова В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. Синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб., 1999.

Головин Н. А. Логика системной теории общества // Вестник СПбГУ. Сер. 6. 1999. Вып. 4

Зименкова Т. В. Никлас Луман глазами коллег // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 2. № 1. С. 158-165.

Луман Н. Теория общества // Теория общества. Фундаментальные проблемы. Сб. перев. Под ред. А. Ф. Филиппова. М., 1999. С. 196-235

Парсонс Т. Понятие общества // Thesis. 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 94-121.

Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1996, 1998.

Посконин В. В. Социально-политическая теория Т. Парсонса. Методологический аспект. Ижевск., 1994.

Посконин В. В., Посконина О. В. Т. Парсонс и Н. Луман: два подхода в правопонимании. Ижевск, 1998.

Посконина О. В. Никлас Луман о политической и юридической подсистемах общества. Ижевск., 1997.

Посконина О. В. Общественно-политическая теория Н. Лумана: Методологический аспект. Ижевск, 1997.

Посконина О. В. Философия государства Н. Лумана. Ижевск, 1996.

Универсализм системной теории. Интервью с профессором Рудольфом Штихве. Университет г. Билефельд (Германия) // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 2. № 1. С. 166.

Тема 7 Современная критическая теория общества
Периоды развития критической теории общества и их основное содержание. Первый период (Маркс и Энгельс) ― критика политической экономии. Второй период (Маркузе, Хоркхаймер, Адорно) ― критика авторитарного государства и тоталитарных тенденций в обществах Запада и Востока. Третий период (Хабермас и др.) ― анализ кризисных тенденций современных демократий.

Предмет теоретических исследований критической теории общества ― трансформация общества в направлении эмансипации в конкретно-исторических условиях. Предметная область эмпирических исследований: социально-психологические проблемы, исследование “авторитарного характера”, изменение семьи, вопросы развития демократии (в политике и в экономике), трансформации социального государства.

Социально-философская критика социальных отношений Адорно. «Негативность» общественных отношений, ее субъективный и объективный аспекты. Проблема идентичности в социологии Адорно. Понятие «не-идентичности». Метод “микрологии”.

Концепция души и динамическая концепция социального характера Фромма. Формы индивидуального характера, формирующиеся в процессе социализации в обществе, организованном на принципах рыночной экономики. “Непродуктивные”, “деструктивные” типы характера и “продуктивные”. Учение Фромма об искусстве жизни.
Тексты для дискуссии
Дэвид М. Общество риска сквозь призму критической теории // Кому принадлежит культура ? Казань, 1999. С. 35-46.

Миллс Ч. Высокая теория // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. С. 147-167.

Морган Д. Интерпретация модерна: кому принадлежит Просвещение, что это за проект? // Кому принадлежит культура ? Казань, 1999. С. 21-34.

Тенниес Ф. Общность и общество // Социологический журнал. 1997 № 1/2

Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1998.

Хабермас Ю. Отношение между системой и жизненным миром в условиях позднего капитализма // Thesis. 1993. Т. 1. Вып. 2. С. 123-152.

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М.-СПб., 1997. Гл. «Культуриндустрия. Просвещение как обман масс».

Тема 8. Историко-социологический анализ современности



Предмет социологического анализа современности. Родоначальники исторической социологии в США и в Европе, их основные сочинения, сходство предмета исследования (современный капитализм) и общие элементы стиля теоретизирования.

Парадигма исторической социологии: ее возникновение и круг проблем. Концепция социологического анализа современности: основные теоретические положения и понятийный аппарат.

Основная проблематика социологического анализа современности за последние 20 лет: проблема интеграции общества, механизмы интеграции (а также дезинтнеграции и сверхинтеграции). Представители социологического анализа современности в США, Англии, Франции, Италии, России. Аспекты исследования интеграции: социальная интеграция (интеграция человека в общество); системная интеграция общества (интеграция подсистем общества в общественное целое); экологическая интеграция (в смысле сочинений Римского клуба)
Тексты для дискуссии:
Гидденс Э. Социология. М., 1999.

Дарендорф Р. После 1989 г. Размышления о революции в Европе: мораль, революция и гражданское общество. М., 1998.

Дарендорф Р. Современный социальный конфликт // Иностранная литература 1993 № 4 С. 236-242

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта// Социологические исследования. 1994. № 5. С. 142-146. А также в Хрестоматии на сервера факультета социологии СПбГУ

Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна. М., СПб., 1998.

Медоуз Д. Пределы роста. М., 1991.

Общество и политика. СПб., 2000. Статьи:

  • Крамник В. В. Власть и мы

  • Бороноев А. О., Смирнов П. И. Российский менталитет и реформы

  • Васильев Л. П. Психологический анализ экономических реформ в России

Парк Р. Экология человека.// Теория общества. Фундаментальные проблемы. / Под ред. А. Ф. Филиппова М.,1999

Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985

Турен А. Возвращение человека действующего. М., 1998.

Фарман И. П. Социально-культурные проекты Ю. Хабермаса. М., 1999.

Фурс В. Н. Философия незавершенного модернизма Ю. Хабермаса. Минск, 2000.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

Штихве Р. К генезису мирового общества ― инновации и механизмы // ЖССА. 1999. № 3. С. 67-77.

Тема 9. Теоретические дискуссии в российской социологии
Этапы развития социологии в России, формирование традиций социологического мышления и общественной позиции социолога. Современные дискуссии: Дискуссия об историческом материализме конца 80-х- начала 90-х годов. Дискуссия о предмете социологии. Дискуссия о количественных и качественных методах в социологии. Опыт рецепции западных теоретических концепций и его оценка. Разработка теории социальных систем. Проблема заимствования теоретических положений из зарубежной социологии. Идеи к теории современного российского общества.

Процессы дезинтеграции и институционализации в научном сообществе социологов.
Тексты для дискуссии
Бороноев А. О., Ельмеев В. Я., Орлов В. О предмете социологии как общей науке об обществе // Социологические исследования. 1991. № 5. С. 35-39.

Дороговцев М. Ф. Трудности российской политической социологии // Социологические исследования. 1999. № 9.

Заславская Т. И. Роль социологии в преобразовании России // Социологические исследования. 1996. № 3. С. 3-9.

Зборовский Г. Е. Еще раз о реальных проблемах социологии // Социологические исследования. 1999. № 6.

Немировский В. Г., Невирко Д. Д. Теоретическая социология: нетрадиционные подходы. Красноярск. 1997.

Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах / Ред. Г. Г. Батыгин. СПб., 1999.

Социология в России / Под ред. В. А. Ядова. М., 1998.

Социология на пороге ХХI века. Новые направления исследований / Под ред. С. И. Григорьева. М., 1998.

Социология перестройки / Под ред. В. А. Ядова. М., 1990.

Фирсов Б. М. Как добивались послушания социологии // Социологический журнал. 1995. No 2.

Шкода В. В. Идея многообразия и научное познание // Социологические исследования. 1987. № 6. С. 23-28.

Шпакова Р. П., Головин Н. А. История социологии. Хаген., 1997.

Ядов В. А. Куда идет российская социология? // Социологический журнал. 1995. №1. С. 5-9.

Ядов В. А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования. 1990. № 2. С. 3-16.

Яковец Ю. В. Школа русского циклизма: истоки, этапы развития, перспективы. М., 1998.

Davydov J. N., Gaidenko P. P. Rußland und der Westen. Frankfurt a. M., 1995.
Контрольные вопросы


  1. Понятие научно-теоретической позиции (парадигмы) и его роль в анализе теорий.

  2. Структура мировоззрения и его связь с исходными теоретическими положения фундаментального уровня.

  3. Антропологические основы социологической теории, их роль в формировании логики теоретических рассуждений.

  4. Ценностная структура теории. Полемика о ценностях в социологии. Внутренние и внешние, явные и неявные ценности (на примере работы К. Шмитта «Понятие политического»).

  5. Социально антропологическая концепция Гелена (по статье «О систематике антропологии»)

  6. Социобиология как парадигма социологии

  7. Социологическое содержание работы К. Лоренца «Оборотная сторона зеркала».

  8. Теоретико-социологическое содержание книги К. Лоренца «Агрессия».

  9. Парадигма социологии повседневности (по кн. Х. Абельса «Интеракция, идентичность, презентация»)

  10. Проблемы разработки теории современного общества (по статье Лумана «Теория общества» и др.)

  11. Ситуация и теоретические дискуссии в российской социологии.

  12. Ситуация в мировой социологической дискуссии и тенденции развития социологической теории (по статье Гидденса «Девять тезисов о будущем социологии»).

  13. Логика повседневного социального действия (по книге Л. Ионина «Социология культуры»).

  14. Парадигма социологического анализа современности в исторической социологии (По Ч. Тилли).

  15. Теоретическое содержание концепции глобализации (по статье: Штихве Р. К генезису мирового общества? Инновации и механизмы // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. № 3)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Нфпк у новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанных в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПроект развития образования программа «Совершенствование преподавания...
Целью курса является формирование представлений и базовых навыков организации и проведения полевых социологических исследований
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма дисциплины глобальное управление
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма дисциплины Теории политической харизмы
Нфпк к новым и модернизированным программам учебных курсов, разработанным в рамках программы «Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconСборник Тестов по предмету «Финансирование и финансовые аспекты экологии» ( спецкурс )
Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы "Совершенствование преподавания социально-экономических...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебное пособие подготовлено при содействии нфпк – Национального фонда подготовки кадров в рамках программы «Совершенствование преподавания...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах»
Парусные корабли. История географических открытий. Известные мореходы. Картины маринистов и фотографии современных парусников
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconСодержание Введение I. История развития методов преподавания иностранных языков за рубежом
Составитель: Толстых Анатолий Александрович, к и н., доцент кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма курса музыка в пространстве культуры цикл* общих гуманитарных...
«Музыка в пространстве культуры» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки...
Проект развития образования программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» iconПрограмма учебной дисциплины «Методика преподавания экономических дисциплин»
Преподавание этого курса в школах ведут либо преподаватели экономики вузов, либо школьные учителя истории, географии, информатики...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск