Хрешкова Виктория Валентиновна, аспирантка 2 года обучения кафедры финансового права гу-вшэ





Скачать 116.82 Kb.
НазваниеХрешкова Виктория Валентиновна, аспирантка 2 года обучения кафедры финансового права гу-вшэ
Дата публикации11.08.2015
Размер116.82 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы


Таможенно-тарифные льготы как институт таможенного права1
Хрешкова Виктория Валентиновна, аспирантка 2 года обучения кафедры финансового права ГУ-ВШЭ
Таможенно-тарифные льготы являются одним из институтов таможенного права и входят в сложную систему таможенных льгот. Законодательное определение таможенных льгот отсутствует. Большинство специалистов по таможенному и финансовому праву (например, А.Н. Козырин2, С.В. Халипов3, М.В. Миляков4, Е.В. Романова 5, Т.Н. Трошкина6, И.В. Тимошенко7) относят к таможенным льготам любые преимущества (исключения) касающиеся правил, установленные таможенным законодательством, в частности, в сфере таможенных платежей, таможенного оформления и контроля товаров.

В соответствии со ст.318 ТК РФ, к таможенным платежам относятся ввозная и вывозная пошлины, налог на добавленную стоимость (далее НДС), акцизы и таможенные сборы, взимаемые при перемещении товаров через таможенную территорию РФ. Следовательно, в систему льгот по уплате таможенных платежей, входят льготы по уплате ввозной и вывозной пошлины, далее НДС, акцизу и таможенным сборам, взимаемым при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

НДС и акциз, кроме того, относятся налоговым законодательством к налогам, а таможенная пошлина с января 2005 г. исключена из их числа. Как и таможенные сборы, в соответствии с законами о федеральном бюджете на 2005-2007 гг., таможенная пошлина отнесена к такому виду доходов бюджета, как доходы от внешнеэкономической деятельности. Если рассматривать льготы по уплате указанных таможенных платежей с точки зрения налогового и бюджетного регулирования, то можно было бы подразделить их на две группы – налоговые и неналоговые (или просто иные).

Чтобы проанализировать таможенно-тарифные льготы как инструмент реализации внешнеторговой политики государства определим к какому методу регулирования, тарифному или нетарифному, отнесена уплата того или иного таможенного платежа. Уплата таможенной пошлины представляет собой тарифный метод регулирования внешнеторговой деятельности. НДС, акцизы и таможенные сборы входят в группу нетарифных методов.

Существует несколько классификаций нетарифных методов регулирования. По одной из классификаций (разработанной ЮНКТАД) нетарифные ограничения внешней торговли подразделяются на семь категорий: паратарифные, меры контроля над ценами, финансовые, меры автоматического лицензирования, меры количественного контроля, монополистические меры, технические меры. К паратарифным инструментам традиционно относят налоги и сборы, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу (кроме таможенной пошлины). Формально их уплата не связана с таможенно-тарифным регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние.

Следовательно, можно сделать вывод об особой роли таможенной пошлины во внешнеторговом регулировании и, следовательно об особой роли льгот по ее уплате, как абсолютно самостоятельном инструменте регулирования.

Учитывая вышеуказанное, можно подразделить льготы по уплате таможенных платежей на две группы:

1. Льготы по уплате ввозной и вывозной пошлин;

2. Льготы по уплате иных таможенных платежей (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы). Учитывая характер воздействия их на внешнеторговую деятельность, автор предлагает называть их паратарифными льготами.

Классифицировать льготы по уплате таможенных платежей также можно по объекту предоставления, субъектам, форме и юридическим основаниям предоставления, по моменту уплаты.

Вернемся к приведенной выше общей системе таможенных льгот и охарактеризуем таможенные льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю. Данные льготы представляют собой некие преимущества, связанные с упрощением таможенных процедур таможенного оформления товаров и таможенного контроля. Упрощение данных процедур может состоять в уменьшении количества требуемых таможенными органами документов и сведений, сокращение времени прохождения всех таможенных формальностей, либо полное освобождение от них.

Если обратиться к подразделу 3 ТК РФ, в котором описываются специальные таможенные процедуры, то можно заметить, что они, по сути, представляют собой совокупность таможенных льгот (и по уплате таможенных платежей и по прохождению таможенного оформления товаров и таможенного контроля), предоставляемых в зависимости от категории перемещаемых через таможенную границу предметов и лиц, перемещающих через таможенную границу товары. Например, в соответствии с п.3 ст. 281 ТК РФ «порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления. Обязательным условием получения преимуществ в данном случае может выступать их использование в совокупности, без возможного неприменения даже одного из них. Подобные «комплексы» льгот, по мнению автора, можно отнести к специфическим видам таможенных льгот и обозначить как комплексные таможенные льготы.

Для определения преимуществ, предоставляемых при уплате ввозной и вывозной пошлин, применяются следующие понятия: «тарифная льгота», «тарифная преференция».

Понятия «тарифная льгота» закреплена в Законе РФ «О таможенном тарифе». В определении законодатель использует понятия тарифная льгота и тарифная преференция как синонимы, что является не вполне точным.

Во-первых, можно отметить, что предоставление тарифных льгот и преференции осуществляется в разных формах. Во-вторых, предоставление тарифных преференций, прежде всего, зависит от страны происхождения товара. Для решения вопроса о возможности использования тарифных льгот, необходимо определить иные критерии, такие, например, как временно ли, и под каким режимом ввозится товар, в каких целях ввозится товар и т.д. То есть тарифные льготы и тарифные преференции также отличаются и по основаниям предоставления.

На основе вышеизложенного можно дать следующие определения тарифных льгот и тарифных преференций. Тарифные льготыльготы, предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в зависимости от избранного таможенного режима, цели ввоза товаров или их предназначения. Тарифные преференцииэто льготы, предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в зависимости от страны происхождения товаров.

В совокупности же к льготам по уплате ввозной и вывозной пошлины применим термин «таможенно-тарифные льготы».

Далее рассмотрим правовые основы предоставления таможенно-тарифных льгот. До 1995 г. нормы, определяющие порядок предоставления тарифных льгот и преференций можно было найти среди различных нормативно-правовых актов: как в нормах специальных законов по таможенно-тарифному регулированию, так и в целой «плеяде» непрофильных законов. Такое положение дел вызывало множество судебных споров. Так, ФЗ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности»8 отменил все льготы, ранее (т.е. до момента вступления в силу указанного закона) предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности, в том числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и других платежей, по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами на товары, за исключением льгот предоставленных в соответствии с Законами Российской Федерации "О таможенном тарифе", "О налоге на добавленную стоимость"9, "Об акцизах"10 и Таможенным кодексом Российской Федерации11. Таким образом, в настоящее время к нормативно-правовым актам, на основании которых могут предоставляться льготы по уплате таможенных платежей, относятся: НК РФ (главы 21 и 22 2 части), ТК РФ и Закон «О таможенном тарифе».

Если обратиться к положениям ст.34 Закона «О таможенном тарифе», то, буквально понимая текст, можно прийти к выводу, что тарифные льготы и преференции предоставляются исключительно на основании закона «О таможенном тарифе»: «Тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров устанавливаются настоящим Законом и могут…». В отдельных положениях по вопросам предоставления конкретных льгот часто содержатся отсылочные нормы (т.е бланкетные) на ТК РФ, в котором не устанавливаются виды льгот и порядок их предоставления, а урегулированы детальные подробности по предоставлению льгот, уже закрепленных в законе «О таможенном тарифе». Кроме того, к одному из видов таможенно-тарифных льгот, традиционно относятся отсрочка и рассрочка уплаты таможенных платежей. А данная льгота никак не упоминается в законе «О таможенном тарифе», порядок ее регулирования закреплен только в ТК РФ.

По-мнению автора подобные «несостыковки» возникли вследствие невнесения своевременно поправок в Закон «О таможенном тарифе», принятого в 1993 г., после принятия в 1995 г. Закона «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности». Положения ТК РФ лишь дополняют нормы Закона «О таможенном тарифе» по тем видам льгот, которые в нем (законе) закреплены. И соответственно, нормы ТК РФ, регулирующие конкретный вид тарифной льготы, не должны противоречить положениям закона.

В законе «О таможенном тарифе»12 закреплено законодательное (нормативное) определение тарифных льгот и преференций, установлены порядок, случаи и формы их предоставления. При регламентировании определенных случаев предоставления льгот, в законе содержатся ссылки на международные договоры и соглашения, законодательные акты РФ.

На основе этого можно вывести первый принцип предоставления тарифных льгот: «предоставление тарифных льгот и преференций осуществляется только на основании закона».

Кроме законодательного порядка предоставления тарифных льгот следующим по значимости следует отметить такой принцип, как «запрет индивидуализации тарифных льгот и преференций»: «Тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров устанавливаются настоящим Законом и не могут носить индивидуального характера, за исключением случаев, предусмотренных статьями 35, 36 и 37 настоящего Закона» (аб. 1 ст. 34 Закона «О таможенном тарифе»).

Недопустимость персональных льгот отвечает такому принципу государственного регулирования внешнеторговой деятельности, как: равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации, закрепленных в ст. 4 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"13. Государство не должно предоставлять одним субъектам условия для внешнеторговой деятельности худшие, чем те, которые были предоставлены другим субъектам.

Более того, такой запрет обеспечивает также соблюдение сразу двух конституционных принципов: принцип юридического равенства (ст. 19 Конституции РФ) и принцип признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ). В тоже время он не нарушает, другой, не менее важный конституционный принцип - равенство прав и свобод человека и гражданина. Принцип равенства прав и свобод гражданина не исключает наличия специальных прав, льгот и преимуществ для отдельных категорий лиц, если они установлены законом. Согласно ст. 34 предоставление льгот возможно не только в отношении отдельных категорий лиц, но и государствам.

Запрет индивидуализации льгот также можно выразить как принцип равенства и дифференциации по предоставлению тарифных льгот и преференций.14

Предоставление участникам внешнеторговой деятельности определенных льгот по уплате таможенных платежей является одним из инструментов таможенно-тарифного регулирования. При реализации внешнеторговой политики уступки могут предоставляться как на взаимной основе, так и в одностороннем порядке. Решение вопросов по предоставлению льгот в первом случае должно быть основано, прежде всего, на нормах международного права и также должно содержаться в нормах российского законодательства, во втором - регламентации на уровне национального законодательства бывает достаточно.

Как правило, предоставление льгот основано на условиях взаимности, так как преобладание одностороннего порядка экономически невыгодно для государства. Поэтому в практике зарубежных государств односторонний порядок применяется только в отношении развивающихся государств.

Кроме того, взаимность — общепризнанный принцип межгосударственных отношений, в соответствии с которым государства должны строить отношения друг с другом, в том числе в торговой сфере, на взаимовыгодной, равноправной основе, с учетом законных интересов другой стороны.

Таким образом, предоставление тарифных льгот и преференций осуществляется в соответствии с принципом «предоставления льгот на условиях взаимности или в одностороннем порядке».

В большинстве случаев льготы предоставляются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, при условии соблюдения их целевого использования. Поэтому можно отметить как принцип обязательность соблюдения условий целевого использования товаров, в отношении которых установлены льготы.

Товары и транспортные средства, в отношении которых представлены льготы, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены льготы. Использование их в иных целях влечет за собой отмену соответствующей льготы и выполнение требований таможенного законодательства по уплате таможенных платежей и выполнение иных процедур.15

В достижении целей тарифного регулирования таможенно-тарифные льготы выполняют регулирующую и стимулирующую функции. Государство, устанавливая ту или иную льготу старается создать наиболее благоприятные условия по импорту или экспорту товаров в тех областях, которые способствовали бы, прежде всего улучшению экономической ситуации в стране, развитию той или иной отрасли производства. Соответственно, государство не вводит льготы по тем операциям и товарам, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на отечественную экономику и составить конкуренцию отечественным производителям. Государство снижает или полностью отменяет таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики.

Преимущества финансового характера, предоставляемые участникам внешнеторговой деятельности, являются одним из условий заключений внешнеторговых контрактов. Различные «бонусы», например, в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины, предоставляемые по ввозу конкретных видов товаров, являются зачастую одной из главных причин повышенной активности экспортеров.

Предоставление таможенно-тарифных льгот является одним из условий успешного сотрудничества стран по таможенным вопросам, так как предполагает в первую очередь установление взаимовыгодных по отношению друг к другу режимов торговли. Таким образом, таможенно-тарифные льготы способны влиять не только на экономическую ситуацию внутри станы, но регулировать международный рынок товаров и благоприятно воздействовать на межгосударственные политические отношения. Предоставление льгот наименее развитым и развивающимся странам со стороны более сильных государств способствует сокращению экономического неравенства между нациями различных регионов мира.


1 Данная статья подготовлена в рамках гранта «Учитель-Ученики»: «Место и значение экономических инструментов в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 06-05-0028 в рамках Инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении».

2 Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе». М.: Издательство «Легат». 1997. с. 175

3 С.В.Халипов. Таможенные режимы и специальные таможенные процедуры (Комментарий к Таможенному Кодексу РФ и краткий словарь специальной терминологии) – М.: Издательство «ТАМОЖНЯ.РУ», 2004. С.309

4 Миляков Н.В. Таможенная пошлина. -М.: Финансы и статистика, 2004. с.58

5 Романова Е.В. Таможенные платежи. - СПб.: Питер, 2005. с. 154

6 Трошкина Т.Н., Шахмаметьев А.А. Правовое регулирование таможенных платежей. – М.: Новая Правовая Культура, 2003. с.342.

7 Тимошенко И.В. Таможенное право России: Курс лекций. 3е изд., переработанное и дополненное. М.: «Приоритет», 2003. с. 294

8 Федеральный Закон 13.03.1995 N 31-ФЗ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности».// СЗ РФ. 13.03.1995, N 11, ст. 942

9 Утратил силу в связи с принятием и вступлением в силу главы 21 НК («Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СЗ РФ. 07.08.2000. № 32. Ст. 3340)

10 Утратил силу в связи с принятием и вступлением в силу главы 22 НК

11 ст. 1 ФЗ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности» от 13.03.1995 N 31-ФЗ. СЗ РФ. 13.03.1995, N 11, ст. 942

12 ст.ст. 34-37 Закона «О таможенном тарифе»

13 Козырин А.Н. Комментарий к Закону «О таможенном тарифе». - М.: Статут, 2001

14 Романова Е.В. Указ. соч. С. 156

15 Миляков Н.В. Указ. соч. С.59


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Хрешкова Виктория Валентиновна, аспирантка 2 года обучения кафедры финансового права гу-вшэ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы программы: профессор кафедры уголовного права факультета права гу-вшэ, доктор юридических наук, профессор Е. Г. Самовичев,...
Хрешкова Виктория Валентиновна, аспирантка 2 года обучения кафедры финансового права гу-вшэ iconРоссийский государственный торгово-экономический университет кафедра...
Опилат Наталья Ивановна кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права
Хрешкова Виктория Валентиновна, аспирантка 2 года обучения кафедры финансового права гу-вшэ iconСтатья: Некоторые аспекты реализации свободы совести в России Осипова...
Осипова Людмила Валентиновна, к ю н., доцент кафедры гражданского права, фгбоу впо «СыктГУ»
Хрешкова Виктория Валентиновна, аспирантка 2 года обучения кафедры финансового права гу-вшэ iconКафедра Административного и Финансового права
Преподаватель: к ю н., к т н., доцент, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доцент кафедры административного и...
Хрешкова Виктория Валентиновна, аспирантка 2 года обучения кафедры финансового права гу-вшэ iconПрограмма дисциплины «Налоговое право» для специальности 030501....
Рецензент: к ю н доцент кафедры коммерческого, предпринимательского и финансового права Юридического института фгу «Сибирский федеральный...
Хрешкова Виктория Валентиновна, аспирантка 2 года обучения кафедры финансового права гу-вшэ iconИ. в доцентом кафедры государственного и муниципального права юридического...
Григорьева Мария Александровна, преподаватель кафедры административного, финансового и коммерческого права
Хрешкова Виктория Валентиновна, аспирантка 2 года обучения кафедры финансового права гу-вшэ iconА. И. Зенкевич Консультант отдела международного права и анализа...
Аспирантка кафедры Международного публичного права Государственного университета – Высшей школы экономики
Хрешкова Виктория Валентиновна, аспирантка 2 года обучения кафедры финансового права гу-вшэ icon«история права и государства зарубежных стран»
Одобрена на заседании кафедры теории права и сравнительного правоведения ниу вшэ
Хрешкова Виктория Валентиновна, аспирантка 2 года обучения кафедры финансового права гу-вшэ iconПрограмма дисциплины Правоведение
...
Хрешкова Виктория Валентиновна, аспирантка 2 года обучения кафедры финансового права гу-вшэ iconУчебно-методический комплекс «Банковское право» (специальность «Юриспруденция»)...
Преподаватель: к ю н, доцент кафедры административного и финансового права Прошунин М. М
Хрешкова Виктория Валентиновна, аспирантка 2 года обучения кафедры финансового права гу-вшэ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор программы: Черняева Д. В. – магистр права (Манчестерский университет), ст преподаватель кафедры Трудового права гу вшэ
Хрешкова Виктория Валентиновна, аспирантка 2 года обучения кафедры финансового права гу-вшэ iconБугель Николай Васильевич заслуженный юрист РФ. Дата рождения 23...
Должность – профессор кафедры Административного и финансового права Санкт-Петербургского университета управления и экономики
Хрешкова Виктория Валентиновна, аспирантка 2 года обучения кафедры финансового права гу-вшэ iconУчебно-методический комплекс
Преподаватель: к ю н, доцент кафедры административного и финансового права Краснопёрова О. А
Хрешкова Виктория Валентиновна, аспирантка 2 года обучения кафедры финансового права гу-вшэ iconВступительное слово
Мелехин А. В., доктор юридических наук, профессор кафедры административного, финансового и коммерческого права
Хрешкова Виктория Валентиновна, аспирантка 2 года обучения кафедры финансового права гу-вшэ iconСтатистическое наблюдение
Мелехин А. В., доктор юридических наук, профессор кафедры административного, финансового и коммерческого права
Хрешкова Виктория Валентиновна, аспирантка 2 года обучения кафедры финансового права гу-вшэ iconНалоговое право согласовано
Григорьева Мария Александровна, преподаватель кафедры административного, финансового и коммерческого права


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск