Аспиранта кафедры «Авиационное материаловедение» по дисциплине «История и философия науки»





Скачать 121.27 Kb.
НазваниеАспиранта кафедры «Авиационное материаловедение» по дисциплине «История и философия науки»
Дата публикации25.08.2013
Размер121.27 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Экономика > Доклад
Федеральное агентство по образованию.

ГОУ ВПО «МАТИ» - Российский Государственный Технологический Университет имени К. Э. Циолковского.

Доклад

аспиранта кафедры «Авиационное материаловедение»

по дисциплине «История и философия науки»

Назаркина Романа Михайловича.

По теме: «Проблемы развития современной российской науки»

Москва, 2009 г.
Введение. Проблемы развития науки являются одними из наиболее значимых среди проблем, стоящих перед современной Россией. Наука стала главной силой, определяющей технологическое и экономическое развитие государства и общества. Помимо сильнейшего и определяющего влияния науки на промышленное и технологическое развитие общества, особенно усилившиеся в эпоху научно – технической революции (начиная с середины двадцатого века), наука влияет и на нематериальную сферу общественного бытия. Открытие новых научных законов, создание целостной научной картины мира произвело переворот в общественном мировоззрении и мировосприятии, сформировало новую систему взглядов и ценностей. Именно прорывные открытия и технологии оказывают влияние на социальную структуру общества, например, широкое внедрение механизации и автоматизации производства, информационных технологий, привело к сокращению использования ручного немеханизированного труда и увеличению численности интеллигенции (особенно технической). То есть, в конечном итоге, и на общественно – политический строй данного общества, чем более развита наука и технология, тем большие возможности и перспективы общество может предложить личности (индивиду). Поэтому задача научно – технологического развития является особо приоритетной для российского общества и ей необходимо уделять существенно большее внимание.
Основная часть.
1. Организационные проблемы Российской Науки.

1. 1. Система РАН, РАМН, РАСХН как основных научных организаций фундаментальных исследований.

Российская фундаментальная наука практически с самого момента ее зарождения в начале – середине восемнадцатого века приобрела характерные организационные черты, которые свойственны ей и по сей день. Централизованность фундаментальной науки посредством наличия единого управляющего и целеполагающего органа – Российской Академии Наук и отраслевых академий позволило сформировать единое научное сообщество, обеспечить взаимодействие между учеными смежных научных направлений, привело к обеспечению согласованности научной деятельности, выработке необходимых стандартов и требований, обеспечило взаимный контроль и конструктивную критику внутри научного сообщества, что способствовало разделению науки от паранауки и псевдонауки. Данная система организации фундаментальной науки является наиболее подходящей, поскольку практикой развития российской науки показана ее эффективность при допустимом уровне недостатков.

1.2. Система ГНЦ как основных научных организаций прикладной науки.

Прикладная наука, в отличие от фундаментальной была и остается значительно менее централизованной, что, в основном, объясняется необходимостью поддержания здоровой конкуренции между научными коллективами при разработке новых технологий и осуществлении конструкторской деятельности (НИОКР). В ходе экономических реформ, направленных на построение конкурентной рыночной экономике значительная часть научных учреждений прикладной науки подверглась акционированию и приватизации, что объяснялось тем, что прикладная наука, в отличие от фундаментальной может работать в режиме самофинансирования и прибыльности. Однако помимо достижения прибыльности и самоокупаемости некоторыми научными учреждениями данная реформа привела и к ряду негативных последствий: разрыву или ослаблению связей между учреждениями прикладной науки, ранее подчинявшимися одному отраслевому министерству (МинОбщеМаш, МинРадиоПром и др.), свертыванию научной деятельности, в связи с большей прибыльностью производственной, в некоторых КБ и НИИ, банкротству некоторых предприятий отраслевой нуки. Для того, чтобы сохранить научный потенциал учреждений отраслевой науки, в середине девяностых годов была введена система Государственных Научных Центров, которые были признаны наиболее важными центрами прикладной науки, которым оказывалась необходимая финансовая помощь. Присвоение звания Государственного Научного Центра осуществляется сроком на пять лет при условии успешного прохождения конкурса, при котором научное учреждение подтверждает сохранность своей научной школы и необходимый научный потенциал.

1.3. ВУЗовская наука и ее место в системе научных организаций.

При зарождении науки современного типа исторически первыми научными организациями были университеты, которые были и остаются центрами научной мысли. Основным, и наиболее важным, достоинством университетской науки является то, что высшие учебные заведения совмещают научную деятельность с образовательной, что обеспечивает наиболее быструю передачу научных знаний новому поколению специалистов и научных работников. Кроме того ВУЗовская наука позволяет вовлечь студентов в научную деятельность уже в период обучения в университете, что имеет важную роль в воспитании научных кадров. Основными проблемами, стоящими перед ВУЗовской наукой являются недостаточная оснащенность большинства университетов современным научным и исследовательским оборудованием, недостаточным развитием опытно – производственной базы. Однако создание на базе ведущих институтов и университетов инновационных центров и технопарков позволит максимально эффективно использовать их научный потенциал, и будет способствовать закреплению молодежи в науке.

1.4. Производственная (корпоративная) наука и ее место в системе научных организаций. В нашей стране производственная наука начала развиваться уже в 18 – 19 веке на наиболее крупных и технически оснащенных промышленных предприятиях (Ижорский, Сестрорецкий, Тульский, Златоустовский оружейные заводы и др.). Один из основателей металлургической науки и металловедения Аносов вел свою научную деятельность на Златоустовском Оружейном Заводе. В советское время система заводской науки нашла свое дальнейшее развитие в обязательном создании на большинстве предприятий системы заводских лабораторий (таких как ЦИЛ и ЦЗЛ). Первоначально заводские лаборатории занимались, в основном, технологическим контролем и контролем качества выпускаемой продукции, однако уже на этой стадии развития заводской науки появлялись оригинальные научные работы по разработке методик технологического контроля и диагностики. Некоторые заводские научные лаборатории принимали участие и в усовершенствовании и разработке новых технологических процессов и материалов. В современных условиях заводская наука выделяется относительно хорошим уровнем материально – технического обеспечения для коммерчески успешных промышленных компаний. Однако, в связи с необходимостью сохранения коммерческой тайны и ноу – хау, взаимосвязь между учреждениями заводской науки довольно слаба, и успешные научные разработки остаются неизвестными для остального научного сообщества. Впрочем проблема соотношения открытости для научного сообщества и необходимость сохранения конкурентоспособности, коммерческой и государственной тайны остается остро дискуссионной для научных учреждений всех отраслей науки.
2. Экономические проблемы Российской Науки.

2.1. Недостаточность финансирования научных исследований.

Пожалуй, одной из ключевых проблем российской науки является низкий уровень финансирования научных исследований по сравнению с ведущими мировыми державами, такими как США, Япония, Страны Европейского Сообщества (Германия, Франция). Так, по доступной информации в открытой печати (писатель – футуролог Максим Калашников), расходы на науку в середине 2000х годов в России были равны расходам на научную деятельность Калифорнийского Университета США, что отрицательно сказывается на конкурентоспособности российской науки, а, следовательно, и промышленности и экономики. Надежды на перенос источников финансирования науки от государства к частным спонсорам и компаниям оправдались лишь частично, поскольку частный сектор российской экономики финансирует, в основном краткосрочные договорные работы преимущественно в области прикладной науки. Научные программы в области фундаментальной науки и долгосрочные программы в области прикладной науки остались, в основном, малопривлекательными для бизнес – сообщества. Возможно, несколько улучшить положение в финансовом обеспечении российской науки позволит создание системы технопарков и технополисов, в которых научная деятельность будет совмещаться с опытным и мало – и среднесерийным производством передовой наукоемкой продукцией. Однако, и в этом случае, российской науке потребуется определенная поддержка со стороны государства, направленная на создание и поддержание благоприятных условий для экономической деятельности.

2.2. Экономико-географический фактор. Проблема рейдерства и земельный вопрос.

Другой существенной проблемой российской науки является ее концентрация в небольшом количестве научных центров, в то время как во многих недостаточно развита научная база. Безусловно, размещение ведущих научных учреждений в крупнейших городах России (Москва, Санкт – Петербург) имеет ряд неоценимых преимуществ: большие возможности для контакта и совместной работы для научных организаций, возможность для ведущих ученых совмещать работу в нескольких университетах, НИИ и пр. что позволяет более интенсивно передавать накопленные научные знания и готовить новую смену ученых, большие возможности для международного – научно технического сотрудничества, близость к центральным органам государственной власти, что создает более благоприятные условия при защите своих интересов. В последнее время органы власти России пытаются реализовать ряд программ, направленных на вывод части научных учреждений из крупных городов в малые и средние города Центральной России (особенно учреждений военной и прикладной науки – перевод ВАХЗ из Москвы в Кострому, академии РВСН в Серпухов, планируемый переезд ВИЛС в г. Ступино). Однако, при этом помимо повышения научного потенциала малых и средних городов, обеспечения более тесной связи науки с производством, повышения защищенности от стратегических угроз, происходят и негативные изменения, способные свести на нет положительные эффекты от внедрения новой концепции: потеря научных кадров и научных школ из – за нерешенности проблем перемещения и закрепления на новом месте научных работников, ослабление или разрыв связей между научными организациями из – за возрастания географической удаленности, невозможность перевозки крупногабаритного и уникального научного оборудования, приводящая к его утрате. Также из – за высокой стоимости земельных участков и недвижимости в крупных городах России научные организации подвергаются угрозе лишения принадлежащего им имущества и дезорганизации работы со стороны коммерческих структур, зачастую действующих незаконными методами (примеры в Москве – попытки захвата собственности ГИПРОМЕЗ, НИИ Шинной Промышленности, ММЗ «Авангард» и др.)
3. Основные перспективные направления научных инноваций.

3.1. Инновации в оборонно – промышленном комплексе («Единая перспектива – 2010» в США и необходимость создания аналогичной программы)

Оборонно – промышленный комплекс стал основным источником научных ииноваций начиная со времен второй мировой войны, когда были изобретены и внедрены в использование радиолокация, воздушно – реактивные двигатели, ядерная энергия и особенно сильно во времена «холодной войны», когда разработки военно-промышленной науки, были затем успешно внедрены в сферу гражданской промышленности (электронно – вычислительные суперкомпьютеры, сети Интернет, спутниковые системы связи и навигации, воздушно – космические самолёты и др.). В современном зарубежном военно – промышленном комплексе большинство НИОКР проводиться не в рамках создания и внедрения отдельного образца вооружения и военной техники (винтовки, танка, вертолёта и др.), а в рамках интегрированных программ по созданию принципиально новых глобальных аэрокосмических вооруженных сил, организованных по сетевому принципу. Современные военно – промышленные программы США включают в себя создание многоэшелонной неядерной системы боевого превосходства, в которую входят спутниковые и воздушные системы разведки, аэрокосмические экспедиционные формирования, включая самолёты типа «стеллс» и беспилотные летательные аппараты, новейшие сверхзвуковые крылатые ракеты большой дальности, новые носители большого числа крылатых ракет, включая корабли ВМС, эшелонированную систему национальной ПРО, способную перехватывать баллистические ракеты, которая сочетается с системами ПРО театров военных действий и системой защиты США от крылатых ракет (в перспективе). В связи, с чем поддержание конкурентоспособности ВПК и разработка программ создания вооруженных сил нового типа и принципиально новых систем вооружений становится стратегически важным делом.

3.2. Инновации в космических технологиях («Лунная и Марсианская программы»).

Дальнейшее освоение космического пространства, несмотря на большую затратность и отсутствие на первых порах значительных материальных выгод, может обеспечить развитие нового этапа научно – технической революции. Особенно перспективными, по мнению экспертов, будут являться работы по созданию ракетного двигателя нового типа, который будет многократно превосходить по тяговым характеристикам современные жидкостные ракетные двигатели, к таким технология относят: создания ядерного, а в перспективе и термоядерного ракетного двигателя, использование «солнечного ветра» для перемещения в ближнем космосе, разработка фотонного двигателя. В отдаленной перспективе возможны и целенаправленные научные работы по созданию биосферы на планетах солнечной системы (терраформирование).

3.3. Инновации в жилищно – коммунальном хозяйстве.

Ранее считалось, что жилищное строительств и коммунальное хозяйство не является приоритетным полем в инновационной деятельности, однако возрастание стоимости топлива и электроэнергии, резкое увеличения количества ветхого и аварийного жилья, резкий рост цен на недвижимость, низкая доступность и недостаточная эффективность ипотеки, ее высокие социальные риски, требует новых научных разработок в этой сфере экономики. По мнению экспертов, наиболее перспективным направлением инноваций в этой сфере являются: переход на строительство малоэтажных энергоэффективных домов (с себестоимостью квадратного метра не более 200 – 500 долларов, вместо 1 000), широкое внедрение строительных деталей из дерева и керамики, из "сэндвич" - панелей, полимерно-бетонных смесей и т.д., сокращение использования цемента и железобетонных плит; развитие городского скоростного общественного транспорта, разработка технологий децентрализованного энергообеспечения, водоснабжения, очистки сточных вод и утилизации отходов.

3.4. Инновации в энергетике (новые источники энергии).

Разработка новых научных программ и их внедрение в области энергетики и энергосбережения поднимет конкурентоспособность российской экономики, позволит смягчить последствия мирового экономического кризиса. Наиболее перспективными, вероятно, будут являться работы по повышению эффективности энергосбережения (энергосберегающие источники освещения, электродвигатели, модернизация электрических сетей), разработки новых технологий для безопасной ядерной энергетики, по водородной энергетике, малой гидроэнергетике, созданию систем денецтрализованной и автономной электроэнергетике.

3.4. Инновации в производстве материалов.

Материаловедение является одним из ключевых направлений в развитии современного этапа научно – технической революции. Наиболее интенсивно ведутся работы в области нанотехнологии, материаловедения полупроводников (некремниевые материалы для электроники), разработке новых жаропрочных сплавов, сверхлегких сплавов, новых методов производства металлов («доменное производство» алюминия).
4. Проблемы подготовки научных кадров.

4.1. Кризис системы общего и среднего образования.

Реформирование средней школы, призванное освободить школьные программы от коммунистической идеологии, привело, однако, и к некоторому снижению качества среднего образования, что негативно сказалось на уровне знаний абитуриентов. В основном это было вызвано снижением финансирования учреждений среднего образования, потерей опытных педагогических кадров, снижением доли математических и естественно – научных дисциплин в общеобразовательной программе, перегруженностью школьных программ второстепенными предметами в ущерб основным, неудачными попытками внедрения иностранных педагогических методик без учета отечественной педагогической практики (методики тестирования и алгоритмизации)

4.2. Система ЕГЭ. Плюсы и минусы.

В ходе широкого введения в практику ЕГЭ планировалось: повысить объективность итоговой оценки знаний, повысить доступности высшего профессионального образования для выпускников из отдаленных регионов, сократить уровня коррупции при поступлении в вузы. Но наблюдалось возрастание коррупции в средних школах, кроме того критики ЕГЭ, отмечали, что тестовая форма экзамена не способствует объективной оценке творческих способностей экзаменуемого.

4.3. Болонская система и ее критика.

К достоинствам вводимой в России Болонской системы относят: совместимость большинства программ обучения с европейскими, повышение образовательной мобильности, улучшение качества подготовки предаспирантов, возможность смены специальности. Однако критики Болонской системы указывают на: уникальные методики советского высшего образования, не имеющие аналогов в этой системе, например, метод вовлечения студентов третьего курса в реальные научно-исследовательские и производственные проекты, по принципу «обучаться в реальном деле», выстраивая отношения «подмастерья-мастер», узкую специализацию этой системы и потерю широты научного кругозора специалистами, подготовленными по этой системе.
Выводы и заключение.

В целом можно сделать заключение, что, несмотря на то, что российская наука подверглась тяжелейшим испытаниям и понесла значительные потери при экономическом кризисе 90-х годов, она обладает достаточно высоким потенциалом, и, в целом, способна решать поставленные перед ней задачи, однако для этого ей требуется серьёзная поддержка со стороны государства и общества, причём не только финансово – экономическая, но и организационно – правовая. При сохранении системы подготовки научных кадров и заинтересованности в подготовки новых поколений конструкторов и исследователей можно будет надеяться на успешный вывод науки из кризиса.

Источники.

При написании доклада использовались следующие источники:

  1. Газета «Завтра» (Гл. редактор А. Проханов) www.zavtra.ru

  2. Электронные СМИ www.forum.msk.ru/authors18.htm (автор М. Калашников), www.parshev.ru и др.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аспиранта кафедры «Авиационное материаловедение» по дисциплине «История и философия науки» iconРефератам по дисциплине «История и философия науки»
Мках подготовки к кандидатскому экзамену по дисциплине «История и философия науки» аспирант (соискатель) представляет реферат по...
Аспиранта кафедры «Авиационное материаловедение» по дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
...
Аспиранта кафедры «Авиационное материаловедение» по дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»
Многообразие философии. Философия как наука, идеология, откровение, любовь к мудрости, трансцендирование, искусство спора и т д....
Аспиранта кафедры «Авиационное материаловедение» по дисциплине «История и философия науки» iconРеферата по истории науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине...
Сдача кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» является важным этапом обучения по программам послевузовского...
Аспиранта кафедры «Авиационное материаловедение» по дисциплине «История и философия науки» iconИзложение содержания рабочей программы од. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
ОД. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального...
Аспиранта кафедры «Авиационное материаловедение» по дисциплине «История и философия науки» iconРабочая программа кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
«История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального
Аспиранта кафедры «Авиационное материаловедение» по дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки»
Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук. История экономических учений
Аспиранта кафедры «Авиационное материаловедение» по дисциплине «История и философия науки» iconРеферату по дисциплине «История и философия науки»
Успешное выполнение реферата по курсу «История и философия науки» является необходимым условием для допуска к экзамену кандидатского...
Аспиранта кафедры «Авиационное материаловедение» по дисциплине «История и философия науки» iconЯ. С. Ядгаров история и философия науки
История и философия науки: история экономической науки. Рабочая программа дисциплины для аспирантов и соискателей, обучающихся по...
Аспиранта кафедры «Авиационное материаловедение» по дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки»
Антоненко В. И. Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» (социологические науки) для...
Аспиранта кафедры «Авиационное материаловедение» по дисциплине «История и философия науки» iconАннотации учебных программ
В результате изучения дисциплины «История и философия науки» у аспиранта формируются следующие компетенций
Аспиранта кафедры «Авиационное материаловедение» по дисциплине «История и философия науки» iconРефератов по дисциплине «История и философия науки»
Темы рефератов по дисциплине «История и философия науки» для специальности «Психология»
Аспиранта кафедры «Авиационное материаловедение» по дисциплине «История и философия науки» iconРефератов по дисциплине «История и философия науки»
Темы рефератов по дисциплине «История и философия науки» для специальности «Экономика»
Аспиранта кафедры «Авиационное материаловедение» по дисциплине «История и философия науки» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки»
И 90 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История и философия науки» для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче...
Аспиранта кафедры «Авиационное материаловедение» по дисциплине «История и философия науки» iconИзложение содержания рабочей программы од. А. 01 по дисциплине «История и философия науки»
«История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального
Аспиранта кафедры «Авиационное материаловедение» по дисциплине «История и философия науки» iconПрограмма кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки»
Антоненко В. И. Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» для аспирантов и соискателей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск