МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет»
филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет» в г. Камень-на-Оби
среднее профессиональное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
История экономики
(наименование учебной дисциплины)
Уровень основной образовательной программы базовый
(базовый, повышенный)
Специальность 080110 «Банковское дело»
Форма обучения очная
(очная, заочная)
Срок освоения ОПОП 1 год 10 месяцев
(нормативный или сокращенный срок обучения)
При разработке программы в основу положены:
ФГОС СПО по специальности 080110 «Банковское дело»
утвержденный Министерством образования и науки РФ «24 » июня 2010 г.
Программа одобрена на заседании УМС филиала АлтГУ в г. Камень-на-Оби
от «___» ________20__г., протокол № ___
Разработчики:
преподаватель филиала АлтГУ в г.Камень-на-Оби А.Б. Евтушенко
(занимаемая должность) (подпись)
Рецензенты:
_____________________________________________ ____________
(занимаемая должность) (подпись)
Председатель учебно-методического совета:
Директор филиала ______________ О.А. Иванова
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6
| условия реализации учебной дисциплины | 11
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 12
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ 1.1. Область применения примерной программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080110.51 «Банковское дело». 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина вариативной части профессионального цикла общепрофессиональных дисциплин ОПОП СПО базовой подготовки (образовательный цикл). 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель изучения дисциплины – обеспечить овладение студентами знаниями об исторических основах экономического реформирования зарубежной и российской экономических систем. Студенты должны усвоить основные закономерности развития экономики основных цивилизаций, исторический опыт важнейших экономических реформ, особенности экономической политики ведущих стран в соответствующие исторические эпохи, главные вехи хозяйственной эволюции, хронологический материал.
Формирование знания и навыков студентов осуществляется в ходе лекционных и семинарских занятий, выполнение индивидуальных заданий, самостоятельной работы, написания рефератов, выступлений с докладами, ответов на тесты.
Задачи изучения дисциплины определяются требованиями к подготовке кадров, установленными в квалификационной характеристике специалистов по всем специальностям, требованиями к знаниям и умениям, которыми они должны обладать. Основная задача состоит в умении использовать приобретенные теоретические знания в конкретной практической деятельности. Требования к знаниям и умениям
Студент должен знать:
предмет и метод истории экономики;
периодизацию истории экономики;
место истории экономики в системе экономических наук;
основные черты развития первобытного, рабовладельческого и феодального способов производства;
общее и особенное в развитии западноевропейских стран в эпоху феодализма;
особенности экономического развития стран на рубеже XIX – XX вв.;
экономические реформы, осуществляемые в развитых капиталистических странах и особенности развития экономики стран в послевоенный период;
основные экономические реформы в СССР и их последствия;
проблемы становления рыночных отношений в России.
Студент должен уметь:
применять полученные теоретические знания для анализа социально-экономической политики;
использовать на практике полученные знания для оценки результатов проводимых экономических реформ;
определять пути совершенствования управления промышленностью, строительством, совершенствования хозяйственного механизма.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 часов;
самостоятельной работы обучающегося 28 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 84
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 56
| в том числе:
|
| лабораторные работы
| нет
| практические занятия
| 24
| контрольные работы
| нет
| курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
| нет
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 28
| в том числе:
|
| самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
| 28
| Итоговая аттестация в форме зачета
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины История экономики Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень
освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Тема 1.
Введение в историю экономики.
| Содержание учебного материала:
Предмет, метод и задачи курса истории экономики. Функции истории экономики. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений и их роль в развитии цивилизации. Способ производства. Общественно-экономическая формация. Источники и историография экономической истории. Периодизация истории экономики. Место истории экономики в системе экономических наук.
|
2
|
1
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия: семинар №1 по теме «Введение в историю экономики»
| 2
| 2
| Контрольные работы
| -
|
| Самостоятельная работа обучающихся: рефераты на темы
" Значение истории экономики для подготовки современных специалистов."
"Возникновение и развитие истории экономики и ее связь с другими дисциплинами."
|
2
|
3
| Тема 2.
Хозяйственные формы и отраслевая структура экономики древнего мира.
| Содержание учебного материала:
Основные черты и периодизация первобытного хозяйства. Предпосылки возникновения социального и имущественного неравенства. Разложение первобытнообщинного строя.
Особенности экономического развития древневосточных обществ. Особенности земледелия. Экономические функции государства. Патриархальное рабство.
Основные этапы развития Древней Греции и Древнего Рима. Экономика античных государств. Общее и особенное в развитии древнегреческих городов – государств и Древнего Рима. Античное рабовладение и его особенности. Кризис рабовладельческого строя. Основные направления колонизации, процессы феодализации.
|
4
|
1
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия: семинар № 2 по теме "Основные черты развития первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального способов производства".
| 4
| 2
| Контрольные работы
| -
|
| Самостоятельная работа обучающихся развернутый конспект темы: "Две модели хозяйственного развития: "азиатский способ производства" и античное хозяйство"
[1]История экономики: учебник/Под общ. ред. О.Д. Кузнецовой, -М.: Издательство ИНФРА-М, 2009. – с. 19-24
|
2
|
3
| Тема 3.
Экономическое развитие в эпоху Средневековья
| Содержание учебного материала
Общее и особенное в развитии западноевропейских стран в эпоху феодализма. Экономическое развитие Франкского государства. Сельское хозяйство Западной Европы в XI-XV веках. Хозяйственный рост городских республик Северной Италии в XI-XV веках. Городская экономика. Уровень общественного разделения труда. Цеховой строй.
|
2
|
1
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия: семинар № 3 по теме "Основные этапы развития капитализма свободной конкуренции."
| 2
| 2
| Контрольные работы
| -
|
| Самостоятельная работа обучающихся: реферат на тему "Сравнительная характеристика развития капитализма в Германии и России."
| 2
| 3
| Тема 4.
Хозяйственный строй русских земель в IX–XVII вв.
| Содержание учебного материала:
Организация феодального хозяйства в Киевской Руси. Хозяйство русских земель в период феодальной раздробленности (XII-пер. пол. XV вв.). Экономическое развитие Русского централизованного государства в сер. XV – сер. XVII вв. Хозяйственные реформы второй половины XVII в.
|
4
|
1
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия: семинар № 4 по теме "Хозяйственный строй русских земель в IX–XVII вв."
| 2
| 2
| Контрольные работы
| -
|
| Самостоятельная работа обучающихся развернутый конспект темы: "Экономика России в доиндустриальные эпохи"
[2]Гусейнов Р. История экономики России: Учебное пособие. - М.:ИВЦ "Маркетинг", ООО "Издательство ЮКЭА", 2009. - с. 64 - 71
|
3
|
2
| Тема 5.
Особенности экономического развития европейских стран в эпоху первоначального накопления капитала и мануфактурного производства
| Содержание учебного материала:
Великие географические открытия и их влияние на экономическое развитие Европы. «Революция цен» и ее значение. Первоначальное накопление капитала как исходная точка становления капитализма. Особенности становления капиталистического способа производства в Голландии. Первоначальное накопление капитала в Англии. Промышленный переворот и его социально-экономические последствия. Развитие капиталистического сельского хозяйства, индустриализация Англии и ее первенство в мировом капиталистическом хозяйстве в домонополистический период. Отличительные черты генезиса капитализма во Франции. Французское мануфактурное строительство. Особенности развития капиталистических отношений в Германии. Предпосылки и основные этапы промышленной революции в Германии. Изменение структуры производства. «Прусский» путь развития капитализма в сельском хозяйстве в Германии. Таможенный союз.
|
4
|
1
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия по теме: семинар № 5 по теме "Особенности экономического развития европейских стран в эпоху первоначального накопления капитала и мануфактурного производства"
| 2
| 2
| Контрольные работы
| -
|
| Самостоятельная работа обучающихся: рефераты на темы
"Факторы экономического развития России в конце Х1Х-ХХ вв."
"Хозяйственный подъем в Германии в конце Х1Х века."
|
3
|
3
| Тема 6.
История промышленного переворота и индустриализации конца XVIII–XIX вв.
| Содержание учебного материала
Содержание промышленного переворота. Особенности индустриализации западного мира .
Развитие финансовой системы. Страны-лидеры и их экономическая роль в мире.
Хозяйственное развитие России в эпоху промышленного переворота.
|
4
|
1
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия «Круглый стол» по теме «История промышленного переворота и индустриализации конца XVIII–XIX вв.»
| 2
| 3
| Контрольные работы
| -
|
| Самостоятельная работа обучающихся развернутый конспект темы: "Промышленный капитализм Англии".
[1]История экономики: учебник/Под общ. ред. О.Д. Кузнецовой, -М.: Издательство ИНФРА-М, 2009. – с. 120-140
развернутый конспект темы: "Переселенческий" капитализм США".
[1]История экономики: учебник/Под общ. ред. О.Д. Кузнецовой, -М.: Издательство ИНФРА-М, 2009. – с. 166-186
|
2
|
2
| Тема 7.
Основные тенденции в развитии мирового хозяйства в конце XIX-первой трети XX вв.
| Содержание учебного материала:
Прогресс науки, техники и технологии производства в последней трети ХIХ – начале ХХ века. Монополизация экономики. Концентрация и централизация производства и капитала. Образование финансового капитала и финансовой олигархии. Вывоз капиталов. Экономический и территориальный раздел мира.
Особенности развития на рубеже ХIХ – ХХ веков США, Германии, Англии, Франции, Японии, России.
Развитие монополистического капитализма в США. Экономический подъем конца XIX - начала XX века и его причины. Особенности экономической экспансии США. Развитие сельского хозяйства.
Причины ускорения индивидуализации Германии, формирование крупной промышленности. Особенности формирования хозяйственной системы. Причины промышленного отставания Англии, колониальная экспансия и ее роль. Особенности структуры народного хозяйства Франции. Аграрные противоречия. Причины отставания французской промышленности.
|
4
|
1
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия
семинар № 6 по теме "Основные тенденции в развитии мирового хозяйства в конце XIX-первой трети XX вв."
Семинар № 7 по теме " Экономическое положение развитых капиталистических стран между первой и второй мировыми войнами (1919-1939)."
|
2
2
|
2
| Контрольные работы
| -
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
рефераты на темы:
"Опыт государственного регулирования экономики в странах запада в 1919-1939 гг."
"Последствия первой мировой войны для стран Западной Европы."
|
3
|
3
| Тема 8.
Экономика «государственного социализма»
| Содержание учебного материала:
Экономика СССР в годы НЭПа (1921 – 1929 гг.). Сущность НЭПа. Социальная эволюция советской деревни. Восстановление и перестройка промышленности. Основные общественно-экономические уклады; использование государственного капитализма, его основные формы. Развитие системы планирования. Денежная реформа 1922 – 1924 гг. Денежная реформа 1947 года и дальнейшие изменения в денежной системе. Отмена карточек.
Экономические реформы 30-х годов. Реорганизация управления промышленностью. Кредитная реформа. Налоговая реформа.
Экономические реформы 50-60-х годов и их результаты. Поиски путей совершенствования управления промышленностью и строительством. Совершенствование хозяйственного механизма. Меры по подъему сельского хозяйства. Хозяйственная реформа 1965 г. поиски путей совершенствования хозяйственного механизма.
|
4
|
1
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия: семинар № 8 по теме "Экономика "государственного социализма"
| 2
| 2
| Контрольные работы
| -
|
| Самостоятельная работа обучающихся рефераты на темы:
"Кредитная реформа конца 1920 – начала 1930 гг. в СССР."
"Налоговая реформа конца 1920 – начала 1930 гг. в СССР."
"Коллективизация сельского хозяйства в 1929-1932 гг."
|
3
|
3
| Тема 9.
История мировой экономики в послевоенный период
| Содержание учебного материала:
Экономические итоги второй мировой войны. План Маршалла и его вклад в возрождение послевоенного хозяйства стран Западной Европы. Экономическая программа Л.Эрхарда в ФРГ. Германское «Экономическое чудо» и выдвижение ФРГ на ведущие позиции в Европе в конце 50-х годов – 60-е годы.
Развитие экономики Франции после второй мировой войны. Послевоенная национализация. Основные направления экономической политики Франции в 50 – 60-е годы. Индикативное планирование во Франции. Политика голлизма. Пересмотр приоритетов экономического развития Франции. Особенности развития британской экономики в послевоенный период.
|
2
|
1
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия: "Круглый стол" по теме: "История мировой экономики в послевоенный период"
| 2
| 3
| Контрольные работы
| -
|
| Самостоятельная работа обучающихся рефераты на тему:
"Создание ООН и системы международных экономических институтов (МБРР, МБР, МВФ, ГАТТ)."
"Бреттон-Вудская валютная система."
"Интеграционные процессы в мире. Западноевропейская экономическая интеграция."
"Экономические последствия второй мировой войны для Японии. Роль США в послевоенном развитии Японии."
|
4
|
3
| Тема 10.
Становление рыночных отношений в России.
| Содержание учебного материала:
Состояние экономики СССР в конце 1991. Российский вариант перехода к рыночной модели хозяйствования. Проведение массовой приватизации: ее значение и результаты. Экономические преобразования в сфере аграрных отношений.
|
2
|
1
| Лабораторные работы
| -
|
| Практические занятия семинар № 10 на тему: " Становление рыночных отношений в России."
| 2
| 2
| Контрольные работы
| -
|
| Самостоятельная работа обучающихся рефераты на темы:
"Динамика жизненного уровня населения за годы реформ."
"Хронология мероприятий и последствия радикальных экономических реформ в России в 1992г".
|
4
|
3
| Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)
| -
|
| Консультации (не входят в нагрузку)
| -
|
| Всего:
| 84
|
|
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах)
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета. Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя. Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор. Мультимедийное оснащение кабинета: мультимедиа проектор, мультимедиа экран, доска для плакатов, схем, таблиц. Аудиторная мебель: столы, стулья для студентов – по количеству обучающихся, рабочее место для преподавателя.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники:
Агапова И.И. История экономики. – М.: Магистр, 2010. – 176с.
История экономики / Под общ. ред. О.Д.Кузнецовой. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 416с.
Дополнительные источники:
Куликов А.Л. История экономики в вопросах и ответах. - М.: Велби, Проспект, 2009. - 224с.
Толмачева Р.П. Экономическая история. - М.: Дашков и К, 2009. - 604с.
История мировой экономики / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 671с.
Интернет-сайты
http://www.kreditbrokeripoteka.ru
http://www.deniskredit.ru
http://www.deniscredit.ru
http://www.samoobrazovanie.narod.ru
http://www.zaochkurs.narod.ru
http://www.mgu-frank.narod.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| Уметь:
применять полученные теоретические знания для анализа социально-экономической политики;
использовать на практике полученные знания для оценки результатов проводимых экономических реформ;
определять пути совершенствования управления промышленностью, строительством, совершенствования хозяйственного механизма.
Знать:
предмет и метод истории экономики;
периодизацию истории экономики;
место истории экономики в системе экономических наук;
основные черты развития первобытного, рабовладельческого и феодального
способов производства;
общее и особенное в развитии западноевропейских стран в эпоху феодализма;
особенности экономического развития стран на рубеже XIX – XX вв.;
экономические реформы, осуществляемые в развитых капиталистических странах и особенности развития экономики стран в послевоенный период;
основные экономические реформы в СССР и их последствия;
проблемы становления рыночных отношений в России.
|
Фронтальный и индивидуальный опрос, экспертная оценка работы на семинарских занятиях. Итоговая аттестация в форме зачета.
|
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Предмет и метод истории экономики.
Экономические категории истории экономики.
Периодизация истории экономики и общая характеристика общественно-экономических формаций.
Характеристика экономики первобытного общества.
Система производительных сил и экономических отношений азиатского способа производства.
Особенности развития ремесла и товарно-денежных отношений в азиатском способе производства.
Факторы развития раннеклассовых обществ.
Производительные силы и производственные отношения рабовладельческого способа производства.
Развитие хозяйств античных полисов и Древнего Рима.
Развитие феодального способа производства на примере Франции.
Формы феодального хозяйства, феодальной ренты, товарно-денежные отношения феодализма.
Предпосылки возникновения капиталистического уклада в странах Западной Европы.
Сущность и результаты первоначального накопления капитала.
Мануфактурный период: сущность, роль в развитии капитализма, итоги.
Особенности генезиса капитализма в Англии начала XVI– XVII вв. Аграрный переворот. Огораживание.
Промышленный переворот XVIII–XIX вв.: предпосылки, основные открытия и изобретения, значение для развития капиталистической экономики.
Особенности генезиса капитализма в США.
«Прусский путь» развития капитализма в сельском хозяйстве в Германии.
Промышленный подъем 50–60 гг. ХIХ в. в Германии: сущность, особенности, итоги.
Проблемы генезиса капитализма в России.
Крестьянская реформа 1861 г. в России: причины проведения, сущность, итоги.
Основные тенденции развития мирового капиталистического хозяйства на рубеже ХIХ – начала ХХ в.
Монополизация капиталистической экономики: причины, сущность, последствия для экономики.
Экономические итоги Первой мировой войны.
Причины и формы проявления мирового экономического кризиса 1929–1933 гг.
«Новый курс» Рузвельта: основные мероприятия на первом и втором этапах его проведения, итоги.
Экономическая политика фашистской Германии.
План Маршалла и его вклад в восстановление и развитие послевоенного хозяйства стран Западной Европы.
Экономическая программа Л. Эрхарда в ФРГ: сущность, итоги.
«Обратный курс» Доджа – Шоупа в Японии.
Экономическая политика советской власти в России в период «военного коммунизма».
Нэп в России: причины его проведения, экономические итоги.
Экономическая политика советской власти в СССР в 30–40-е гг. Становление тоталитарной экономики.
Реформы Хрущева в 50–60-е гг: причины проведения и неудач.
Падение темпов роста советской экономики в 70-е гг., причины застоя.
Причины, сущность и последствия перестройки советской экономики в 1985 г.
Экономические реформы в России в 1992 г.: проблемы реформирования экономики и последствия реформ. Современное состояние экономики и пути выхода из кризиса.
Смешанная экономика: сущность, формы проявления.
Тенденции развития современной мировой экономики конца ХХ начала – ХХI вв.
«Рейганомика» и ее результаты.
Особенности экономической политики правительства М. Тетчер.
Экономические проблемы современности. НТР и его последствия.
|