Скачать 170.58 Kb.
|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Моделирование кредитных рейтингов» для направления 38.06.01 «ЭКОНОМИКА» профили «Финансы, денежное обращение и кредит», «Математические и инструментальные методы экономики» подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Программа дисциплины «Моделирование кредитных рейтингов» для направления 38.06.01 «ЭКОНОМИКА» профили «Финансы, денежное обращение и кредит», «Математические и инструментальные методы экономики» подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Авторы программы: Карминский А.М., д.э.н., д.т.н., профессор karminsky@mail.ru Одобрена на заседании Академического совета аспирантской школы по экономике «30» октября_ 2014 г. Академический директор Аспирантской школы по экономике _________________О.А.Демидова Москва - 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения разработчика программы. 1.Область применения и нормативные ссылкиДанная программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям аспиранта по направлению 38.06.01 «ЭКОНОМИКА» подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов аспирантов направления 38.06.01 «ЭКОНОМИКА» подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, изучающих дисциплину «Моделирование кредитных рейтингов». Программа разработана в соответствии c: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ; Образовательной программой 38.06.01 «ЭКОНОМИКА» подготовки аспиранта. Учебным планом подготовки аспирантов по направлению 38.06.01 «ЭКОНОМИКА», утвержденным в 2014 г. 2.Цели освоения дисциплиныФормирование рыночного механизма в России и необходимость глубоких структурных преобразований в банковской сфере, восстановление работы финансовых рынков и использование новых технологий в операционной работе банков невозможно без оценки, анализа и моделирования финансовых рисков и рейтингов как меры риско, прежде всего кредитных. Приобретённые знания будут полезны аспирантам в их профессиональной деятельности в финансовом секторе и других сферах экономики и государственного управления. Овладение основами оценки деятельности, как отдельных банков, так и банковских систем в целом, повысит конкурентоспособность выпускника в научной деятельности в финансовой сфере, где в последнее время усиливаются потребности в навыках и знаниях оценки и управления рисками деятельности. В курсе обобщаются имеющиеся возможности по осовению использования рейтингов в эмпирических исследований и в системах риск-менеджмента и раннего предупреждения, как для коммерческих банков, так и для регулятора (пруденциальный надзор, система страхования вкладов). Рейтинги все в большей мере являются показателем надежности контрагентов и заимствований. Они являются важным параметром при принятии инвестиционных решений, допуска к участию в аукционах, конкурсах, тендерах. В данной дисциплине углубленно рассматриваются основополагающие вопросы теории и практики построения и использования моделей рейтингов. Цель курса «Моделирование кредитных рейтингов» (далее – Курса) состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными аспектами организации и принципами присвоения рейтингов с акцентом на кредитные рейтинги, возможностями и методами их моделирования в развитие базельских соглашений и с учетом рекомендаций Банка России. В курсе обобщены не только методологические положения, но и сделан упор на возможности проведения исследований в этом направлении, прежде всего проведенных применительно к России за последнее десятилетие. В ходе освоения дисциплины решаются следующие задачи:
После изучения курса студент должен иметь представление:
уметь:
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины аспирант должен:
В результате освоения дисциплины аспирант осваивает следующие компетенции:
4.Место дисциплины в структуре образовательной программыДанная учебная дисциплина является дисциплиной по выбору. К началу ее изучения предполагается, что аспиранты разбираются в основах экономической теории и эконометрики, понимают основы банковского дела, владеют английским языком на уровне, позволяющем им читать и понимать академическую литературу по рейтинговой тематике, в том числе источники из приведённого в данной программе списка. Ожидается синергетический эффект от изучения настоящей дисциплины и курсов, входящих в основную и вариативную часть программы аспирантской подготовки, которые должны расширить эрудицию слушателей в области управления финансовыми рисками в коммерческих организациях и управлении этой сферой. 5.Тематический план учебной дисциплины
6.Формы контроля знаний аспирантов
7.Критерии оценки знаний, навыковТекущий контроль знаний по дисциплине «Моделирование кредитных рисков» осуществляется путем активных форм проведения занятий, включая компьютерный практикум и семинары и в рамках самостоятельной работы. Итоговый контроль знаний – в форме письменного экзамена длительностью 120 минут в конце 1-го семестра. 8.Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает текущую работу аспирантов по подготовке к занятиям и работу собственно на лекциях и семинарских занятиях (посещение занятий, дисциплина во время занятий и опоздания, поведение на занятиях, участие в дискуссии, чтение рекомендованных источников, выступления с докладами и сообщениями). Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оауд. Оценка за самостоятельную работу относится к промежуточному контролю и отражает качество подготовленного выступления по материалам своего исследования. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Осам.работа. Накопленная оценка за текущий и промежуточный контроль учитывает результаты следующим образом: Онакопленная= k1* Оауд + k2* Осам.работа , где k1=0,4 ; k2 = 0,6. Результирующая оценка за семестр рассчитывается по формуле: Орезульт. = k3* Онакопленная + k4 *·Оэкзамен , где k3=0,6; k4 = 0,4. Экзамен проводится по итогам курса в письменной форме. Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Используется арифметический способ округления. Оценка за итоговый контроль Оэкзамен - блокирующая, при неудовлетворительной оценке Оэкзамен она равна результирующей. 9.Содержание дисциплиныТема 1. Кредитные рейтинги и рейтинговые агентства Рейтинги. Определения. Область использования. Кредитный риск. Кредитные рейтинги. Назначение. Объекты и субъекты рейтингования. Внешние и внутренние рейтинги. IRB-подход. Требования Базельских соглашений. Классификация субъектов рейтингования. Основные целевые группы. Основные объекты рейтингового процесса. Рейтинговая шкала. Примеры рейтинговых шкал. Понятие упорядоченного множества и отображение шкал в упорядоченные множества. Российская банковская система: формирование, развитие, состояние, риски, перспективы. Регулирование рейтинговой деятельности. Регулирование рейтинговой деятельности в России Обзор подходов к формированию рейтингов. Содержание и цели рейтинговых методик. Принципы, задачи и организация формирования рейтингов. Зарубежные и российские агентства. Рейтинговые отчеты. Система рейтингов. Тема 2. Модели рейтингов и вероятности дефолта. Основные понятия, цели использования, данные Зачем моделировать рейтинги? Единое рейтинговое пространство. Основные понятия и определения. Задачи, возникающие при формировании ЕРП. Классификация моделей вероятности дефолта и рейтингов. Эконометрические модели и их особенности. Модели бинарного выбора. Модели множественного выбора. Тема 3. Модели вероятности дефолта Модели вероятности дефолта банков и промышленных компаний. Модели дефолта индивидуальных заемщиков. Модели дефолта при ипотечных кредитах. Выбор объясняющих переменных. Особенности формирования наборов данных. Статистические характеристики данных. Прогнозная сила моделей. Верификация. Тема 4. Модели рейтингов Модификация назначения рейтингов. Дистанционные рейтинги. Понятие конструктора рейтингов и основные принципы его построения. Учет временной компоненты и порядковых шкал для повышения устойчивости рейтингов. Классификация моделей рейтингов. Внутренние рейтинги. Эконометрические модели рейтингов и их особенности. Специфика построения моделей рейтингов банков. Особенности рейтингов агентства Moody’s. Модели в различных шкалах. Рейтинги депозитов и рейтинги финансовой устойчивости. Анализ экономической сущности полученных моделей. Особенности использования моделей для российских банков. Верификация. Модели рейтингов промышленных компаний и суверенов. Анализ значимых факторов. Экономическая интерпретация моделей. Прогнозная сила моделей. Верификация моделей. Предпосылки построения системы моделей Тема 5. Сопоставление рейтинговых шкал Сопоставление рейтинговых шкал. Статистика рейтинговой активности в России. Классификация методов сопоставления шкал. Описание дистанционного метода и формирование таблиц соответствия. Использование таблиц соответствия рейтинговых шкал в регуляторной деятельности. Семинары и рефераты. В ходе проведения курса будут предложены темы рефератов. Рефераты будут обсуждены на отдельном занятии. Практикум по моделированию вероятности дефольа банков будет проведен в компьютерном классе. 10.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студентаПримерные темы рефератов
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
11.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныОсновная литература:
Дополнительная литература
12.Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля проведения Курса на каждом занятии потребуется проектор и ноутбук с возможностью воспроизведения презентаций в формате .pptx и .pdf, а также с выходом в сеть «Интернет». Автор программы: /А.М. Карминский/ 26 января 2015 года |
Программа дисциплины Институциональная экономика 2 для направления... Курс институциональная экономика предназначен для студентов магистратуры направления «Экономика» магистерской программы «Прикладная... | Программа дисциплины «Практика применения международных стандартов... Гос впо по специальности 080105. 65 Финансы и кредит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., 180 эк/СП | ||
Программа дисциплины «Экономика окружающей среды» для направления 080100. 68 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, проводящих занятия, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки 080100.... | Программа дисциплины Английский язык, 4 курс, экономика, 080100,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Программа дисциплины «Российская экономика» для направления 080100. 62 «Экономика» ... | Программа дисциплины «Моделирование методом наколки» для направления 072500. 62 «Дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн",... | ||
Программа дисциплины «3D моделирование и анимация» для специальности 072500. 62 «Дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | Тюменская государственная академия Программа дисциплины «Пространственная экономика и территориальное развитие» для направления 080100. 68 «Экономика» для магистерской... | ||
Содержание педагогических измерительных материалов (пим) Программа дисциплины «Пространственная экономика и территориальное развитие» для направления 080100. 68 «Экономика» для магистерской... | Содержание педагогических измерительных материалов (пим) Программа дисциплины «Пространственная экономика и территориальное развитие» для направления 080100. 68 «Экономика» для магистерской... | ||
Программа дисциплины Региональная экономика для направления 080100.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | Программа дисциплины иностранный язык (английский) для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Программа дисциплины иностранный язык (английский) для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Взаимодействие школы и семьи: классного руководителя и родителей Программа дисциплины «Пространственная экономика и территориальное развитие» для направления 080100. 68 «Экономика» для магистерской... | ||
Абитуриентам к вступительным испытаниям по русскому языку знать Программа дисциплины «Пространственная экономика и территориальное развитие» для направления 080100. 68 «Экономика» для магистерской... | Сборник методических материалов IV интернет конференции по учебной работе Программа дисциплины «Пространственная экономика и территориальное развитие» для направления 080100. 68 «Экономика» для магистерской... |