Скачать 236.3 Kb.
|
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ: КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ Семья и школа Одним из важнейших направлений деятельности школы как организующего центра воспитания является объединение усилий школы, семьи и общественности. Специфика этой деятельности обусловлена факторами, к которым относятся понимание особенностей и тенденций развития современной семьи и практическая подготовленность учителя к работе с родителями по воспитанию подрастающего поколения. Школа является важнейшим социальным институтом, прямо и непосредственно осуществляющим воспитание детей и педагогическое управление семейным воспитанием. Единство воспитательной деятельности школы и семьи создается систематической работой школы, основанной на заинтересованности в результатах семейного воспитания и систематической работой по формированию педагогической культуры родителей. В работах известного педагога В.А. Сухомлинского широко используется понятие «школьно-семейное воспитание», которое определяется единством школьного и семейного воспитания. Как личность ребенка едина, так и не может осуществляться раздельно школьное и семейное воспитание, при этом школе принадлежит ведущая роль. Школа как образовательное учреждение выполняет основную часть воспитательной работы: на нее возлагаются задачи формирования гармонично развитой личности. Это не умаляет роли семьи, а доказывает необходимость согласования действий школы и семьи. Школа расширяет и развивает воспитательные возможностями семьи. В настоящее время, по мнению В.А. Сластенина, педагогические работки должны направлять свои усилия не столько на поиски отдельных форм и методов работы, сколько на обоснование и утверждение системы работы школы с родителями. Система работы с родителями складывается годами путем отбора самых рациональных форм и методов, она должна отвечать ряду требований, обеспечивающих успех в работе: – целенаправленность деятельности всего педколлектива. Нет работы с родителями вообще, а есть конкретные, насущные педагогические проблемы, ради решения которых проводятся родительские собрания, читаются лекции, осуществляется индивидуальный подход к родителям, семье; – повышение профессиональной квалификации, педагогической культуры учителей. Формы могут быть самыми разнообразными: работа секции классных руководителей, работа постоянного педагогического семинара «Семейная педагогика» или «Совершенствование семейного воспитания»; учет неблагополучных семей; использование и обобщение передового опыта семейного воспитания; педагогический анализ работы с родителями, определение ее эффективности; – выработка единых требований педагогического коллектива к работе классного руководителя с родителями. Требования должны быть обоснованными, тактичными, правомерными; - формирование действенной общественной родительской организации. Классный руководитель и родители Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями учащихся вверенного ему класса. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг друга. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания. Естественно стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребенка. Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учеников создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи по отношению к личности ребенка. Взаимную деятельность следует строить на следующих принципах: – обращение к чувству родительской любви и уважение ее; – доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями; – позиция сотрудничества в общении в родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности. Вся деятельность классного руководителя с родителями учащихся может быть представлена следующими направлениями и формами.
Л.В. Байбородова считает, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Л.В. Байбородова дает следующую классификацию форм взаимодействия учителя и родителей. Они бывают коллективные, групповые и индивидуальные (с.48 – 61). Коллективные: родительское собрание, родительский лекторий, конференция по обмену опытом, вечер вопросов и ответов, диспут-размышление по проблемам воспитания, встреча родителей с администрацией школы, учителями класса, «День открытых дверей». Групповые: взаимодействие с родительским комитетом, групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, формирование советов дел, комиссий. Индивидуальные: беседа, задушевный разговор, консультация-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника Следует остановиться на некоторых правилах взаимодействия учителей с родителями учащихся, способов установления их контактов.
Установление контактов с родителями – начало всех начал в работе классного руководителя. Формы установления контактов: – посещение семей школьников; – пропаганда семейного воспитания; – выполнение родителями педагогических поручений: а) предполагающих активную воспитательную позицию (руководство кружком по интересам, спортивной секцией, индивидуальное шефство, наставничество); б) предполагающих оказание организационный помощи (содействие в проведении экскурсий, создании классной библиотеки); в) предполагающих участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач: участие в оборудовании кабинетов, изготовление оборудования, приборов, помощь в ремонтных работах, в благоустройстве школы. Педагогическое образование родителей Реализация первого направления в настоящее время очень актуальна по причине частого отказа родителей от воспитательных функций, низким уровнем их осведомленности в вопросах воспитания детей, высокой степенью трудовой занятости. Это направление широко разработано в педагогической литературе, но на практике со времен существования советской воспитательной системы «кануло в лету». Однако ни один социальный институт не имеет такого влияния на ребенка как семья, особенно в сельской местности, где семейные устои и традиции почитания родителей, уважительного отношения к ним в большей степени сохранились, несмотря на заметные трансформации в общественном сознании. Поэтому в нашей практической части мы решили рассмотреть такое направление деятельности классного руководителя, как педагогическое образование родителей. Цель – повышение педагогической компетентности родителей. Задачи:
Способ достижения – реализация системы работы по педагогическому образованию родителей на основе: 1. Систематического разностороннего педагогического просвещения родителей, т.е. ознакомления их как с основами теоретических знаний, так и с практикой взаимоотношений с детьми. 2. Привлечения родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе. 3. Использования активных методов и разнообразных форм работы с родителями. Система работы по педагогическому образованию родителей включает четыре модуля. Диагностический модуль. Его назначение – определить направления в просвещении родителей, степень их участия в учебно-воспитательном процессе, определиться с выбором методов и форм работы с родителями. Содержание модуля Направления диагностики – изучение: – типичных и единичных проблем взаимоотношений детей и родителей; – уровня психолого-педагогического образования родителей: уровня их элементарных знаний возрастной психологии, особенностей детей разного возраста, особенностей общения, поведения, взаимоотношений; форм и методов взаимодействия, общения; – способов поведения дома, общения с ребенком, – форм семейного воспитания, – типа семейного воспитания; – проблем в воспитании детей. Методы изучения: анкетирование, беседы, посещение семьи, проективные методики (н-р, рисунок семьи), наблюдение, мониторинг. Одним из ведущих методов изучения особенностей и проблем семейного воспитания является социально-педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений. Сущность состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.). При этом важную роль в осуществлении социально-педагогического мониторинга играет умение классного руководителя систематизировать сбор информации и полученные результаты. Теоретический модуль. Назначение – создание теоретической базы для работы с родителями по их педагогическому образованию. Содержание модуля: Под родительским образование понимают обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитанием, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и в обществе. Цель работы классного руководителя – влияние на знания, установки и умения родителей в воспитании детей для создание благоприятных условий личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве. Классный руководитель выступает посредником между ребенком и взрослым, ребенком и семьей в целом. Классный руководитель в работе с семьей выступает в трех основных ролях: Советчик – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей. Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье. Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям. В теоретическом модуле представлены: – тематические подборки; – копилки форм и методов работы (проблемные ситуации, игры педагогической тематики, интерактивные методы, тесты для родителей, афоризмы, тематика для дискуссий и бесед, лекций). В работе с родителями классный руководитель должен пройти этапы развития субъектной позиции родителей: Первый этап направлен на развитие у родителей способности познания своего ребенка и себя как родителя, раскрытие возможностей развития ребенка, возможностей и способов своего педагогического образования. Второй этап нацелен на развитие у родителей умений проектировать свой индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальную программу развития своего ребенка; Третий этап развивает организационно-деятельностные способности в процессе реализации образовательных программ детей и индивидуальных образовательных маршрутов родителей; Четвертый этап направлен на: а) развитие у родителей способности к самоанализу на основе оценки результатов развития ребенка и самооценки собственного педагогического роста; б) определение ими новых задач развития ребенка и своего развития. Практический модуль Назначение – реализация идей педагогического образования родителей с целью повышения их педагогической компетентности. Содержание модуля включает три основных направления педагогической деятельности:
Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы: родительские университеты; конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; тренинги и т.п. Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности: дни творчества детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса; родительское общественное патрулирование; шефская помощь. Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности: участие родителей класса в работе совета школы; участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля; участие в работе совета содействия семье и школе. Охарактеризуем некоторые активные формы работы с родителями (табл.). Таблица
Продолжение таблицы
Продолжение таблицы
Продолжение таблицы
Кроме того, работа с родителями предполагает следующие наиболее используемые формы работы: 1. Родительские конференции: «Развитие современного школьника в воспитательном пространстве школы», «Адаптация школьника к разным условиям современного общества», «Как помочь школьнику учиться» и др. 2. Родительские лектории в микро-группах на основе интересов: для родителей школьников — туристов, одаренных детей и т.д. 3. Родительские университеты, педагогические всеобучи, лекционные и семинарские занятия с родителями по параллелям (не реже двух раз в год). 4. Внеклассное образование родителей: конференции родителей, мам, бабушек и дедушек; индивидуальные и групповые консультации (медицинские, юридические, педагогические – классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога, психолога и др.); разного рода читательские конференции; обзоры и выставки литературы для родителей; вечера вопросов и ответов; «лаборатории нерешенных проблем» семейного воспитания; анкеты и мини-анкеты (например, «Портрет моего ребенка», «Общение детей и родителей» и т.д.). 5. Привлечение узких специалистов — врачей, представителей правоохранительных органов, психологов и т.п. 6. Организация консультативного пункта для родителей будущих первоклассников школы «Лучик». 7. Информативно-иллюстрированные стенды. 8. Памятки и рекомендации по воспитанию детей. Практическая работа социального педагога с родителями реализуется через коллективные (групповые) и индивидуальные формы взаимодействия. К коллективным формам относятся: работа с родителями в группе и в парах, родительское собрание, родительский комитет, встречи за «круглым столом», тематические социально-педагогические консультации и т.д. Эти формы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей. К индивидуальным формам относятся: индивидуальное консультирование и беседу, инструктаж и др. Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться. Формы и методы работы с родителями разнообразны, но главное то, что классному руководителю необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом. Результативный модуль Назначение – подведение итогов работы с родителями по их педагогическому образованию. Используются те же методики, что и на первом этапе деятельности. Критерии оценки образования родителей: а) демонстрация знаний; б) свободное обсуждение общепедагогических проблем; в) оперирование педагогическими терминами; г) изменение отношений с ребенком. При этом можно вывеси уровни проявления этих критериев – высокий, средний и низкий. Однако это будет составлять значительную сложность в работе классного руководителя в школе. Он может признавать свою работу результативной, если появляются сдвиги в родительском сознании – осознании себя «Родителями». Информация для классного руководителя Семья как институт социализации ребенка Литература
Принципы и содержание семейного воспитания Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединят супругов, детей и родителей. Брак двух людей – это еще не семья, она появляется с появлением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи. Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое «охватывает»человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна. Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место, дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае по-разному. Каковы задачи семьи? – создать максимальные условия для роста и развития ребенка; – обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка; – передать опыт создания и сохранения семьи, воспитание в ней детей и отношения к старшим; – научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким; – воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я». Семейное воспитание имеет свои принципы: – гуманность и милосердие к растущему человеку; – вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников; – открытость и доверительность отношений с детьми; – оптимистичность взаимоотношений в семье; – последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); – оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на его вопросы. Кроме этих принципов, есть ряд частных правил: – запрещение физических наказаний; – запрещение читать чужие письма и дневники; – не морализировать, не говорить слишком много; – не требовать немедленного повиновения; – не потакать. Все принципы, однако сводятся к одной мысли: ДЕТЯМ РАДЫ В СЕМЬЕ НЕ ПОТОМУ, ЧТО ДЕТИ ХОРОШИЕ, С НИМИ ЛЕГКО, А ДЕТИ ХОРОШИЕ И С НИМИ ЛЕГКО ОТТОГО, ЧТО ИМ РАДЫ. Содержание семейного воспитания все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание, видоизменяясь от возраста к возрасту. В настоящее время присутствует религиозное воспитание с его культом человеческой жизни и смерти, с почтением общечеловеческим ценностям. Семейному воспитанию присущи свои методы, точнее, приоритетное использование некоторых из них. К ним относятся: личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Семья как специфическая педагогическая система Особенности развития современной семьи Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Но в отличие от других коллективов – производственных, профессиональных – семья не подвергается прямой перестройке. Процесс морального, психологического обновления более длителен, противоречив и сложен. Утверждение новых отношений, новой морали в семье осуществляется более медленными темпами, чем в экономической области. Ведь в преобразовании семьи участвуют, кроме социально-экономических факторов, действуют и другие – биологические, психологические, демографические. Это объясняет живучесть «старого» в семейной психологии, трудность в прогнозировании развития семьи. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Семья выполняет общественно значимые функции по отношению к обществу и человеку. Функции семьи по отношению к обществу: – физическое воспроизводство населения (для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках определенного государства); – воспитательная – передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей – духовное воспроизводство; – производственно-хозяйственная (социологи доказали: чтобы освободить семью от домашних дел, потребуется дополнительно 40-45 млн. человек); – организация досуга. Функции семьи по отношению к человеку: - супружеская (супруги – самые близкие люди, они получают в лице другого супруга поддержку); - родительская (семья дает необходимое для гармонии в жизни, для того, чтобы в старости скрасить жизнь родителей); - организация быта. Принимая во внимание функции семьи, их многообразие и взаимосвязь, можно отметить некоторые особенности и тенденции развития современной семьи.
|
План работы мбоу «сош №22» г. Чебоксары на декабрь 2013 года № Взаимодействие классного руководителя и семьи по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних | «взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника» Цель: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка | ||
О ведении классного журнала муниципального бюджетного общеобразовательного... Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом. Ведение классного журнала является обязательным для каждого... | Внеклассное мероприятие для учащихся 9,10 классов и родителей Тарасова Светлана Валерьевна Для этого в системе классного руководителя должно быть больше мероприятий, объединяющих учеников и родителей — круглые столы, дни... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Анализ плана работы классного руководителя (раздел «Взаимодействие с педагогами», «План мероприятий») | «Информационно – коммуникационные технологии и их применение в работе... | ||
«О ведении классного журнала» Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом. Ведение классного журнала является обязательным для каждого... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В процессе своей педагогической работы, выполняя функции классного руководителя обучающихся младших классов, я стала уделять особое... | ||
Положение о ведении классного журнала. Общие положения Классный журнал является государственным нормативно-финансовым документом. Ведение классного журнала является обязательным для каждого... | Инструкция по ведению классного порядком и хранится в учреждении... Классный руководитель ежедневно на странице «Сведения о количестве уроков, пропущенных учащимися» отмечает количество уроков, пропущенных... | ||
Классный час «Семья и семейные ценности» Цель классного часа – воспитание у учащихся понимания роли семьи, возвышение статуса семьи в обществе | О ведении классного журнала в муниципальном образовательном учреждении Ведение классного журнала является обязательным для каждого учителя и классного руководителя. При заполнении журнала необходимо руководствоваться... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ктд, умеющего организовать свою деятельность, классного коллектива и активного помощника классного руководителя | Правила поведения на уроках ... | ||
Научно-методический журнал «Всё для классного руководителя!» Научно-методический журнал «Всё для классного руководителя!» Выходит ежемесячно. Данный номер – спецвыпуск | О заполнении, ведении и проверке классного журнала Общие положения Классный журнал является государственным нормативно финансовым документом, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного... |