министерство образования и науки российской федерации
Саратовский социально-экономический институт (филиал)
ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Кафедра налогов и налогообложения
Федеральные налоги и сборы
(продвинутый уровень) Методические материалы
по изучению дисциплины для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит»
профиль «Налогообложение, налоговый контроль и налоговое консультирование» УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
налогов и налогообложения
протоколом № ___
от «__»_______2014 г.
Саратов
2014
Авторы-составители:
доктор экон. наук, профессор О.С.Кириллова
Федеральные налоги и сборы (продвинутый уровень): методические материалы по изучению дисциплины для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит» профиль «Налогообложение, налоговый контроль и налоговое консультирование» / авт.-сост. О.С. Кириллова / Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – Саратов, 2014. – 24 с.
Рекомендует к печати:
кафедра налогов и налогообложения
23.10.2014 г. © Авт.-сост. О.С. Кириллова, 2014
© Саратовский социально-экономический
институт (филиал) ФГБОУ ВПО
«РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2014
Редактор Т.П. Козлова Компьютерная верстка
Подписано в печать XX.09.2014 г. Формат 60х841/16.
Бумага типогр. № 2. Печать RISO.
Тираж экз. Заказ Уч.-изд. л. 2,2.
410003, Саратов, ул. Радищева, 89. ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова
Введение Методические указания по изучению дисциплины «Федеральные налоги и сборы (продвинутый уровень)» разработаны в соответствии с учебным планом и рабочей программой данной дисциплины, входящих в состав документации основной образовательной программы по направлению подготовки 38.04.08 «Финансы и кредит» профиль «Налогообложение, налоговый контроль и налоговое консультирование».
Цель настоящих методических указаний состоит в оказании содействия обучающимся в успешном освоении дисциплины «Федеральные налоги и сборы (продвинутый уровень)» в соответствии с общей целью данной образовательной дисциплины – формированием у студентов фундаментальных знаний в области методологии и методики расчета федеральных налоговых платежей и формирования налоговых обязательств плательщиков.
Выполнение предусмотренных методическими указаниями заданий по данной дисциплине позволит обучающимся расширить необходимые знания, сформировать определенные профессиональные компетенции В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
• Знать:
- различные источники информации для проведения финансово-экономических расчетов (ПК-2);
- финансово-экономические показатели, характеризующие деятельность коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, органов государственной власти и местного самоуправления, и методики их расчета (ПК-3).
• Уметь:
- анализировать и использовать различные источники информации для проведения финансово-экономических расчетов (ПК-2);
- разработать и обосновать финансово-экономические показатели, характеризующие деятельность коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, органов государственной власти и местного самоуправления, и методики их расчета (ПК-3);
- составить и обосновать прогноз динамики основных финансово-экономических показателей на микро-, макро-, мезоуровне (ПК-4);
- на основе комплексного экономического и финансового анализа дать оценку результатов и эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, органов государственной власти и местного самоуправления (ПК-5);
- осуществлять самостоятельно или руководить подготовкой заданий и разработкой финансовых аспектов проектных решений и соответствующих нормативных и методических документов (ПК-7);
- предложить конкретные мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-8);
- обосновать на основе анализа финансово-экономических рисков стратегию поведения экономических агентов на различных финансовых рынках (ПК-11);
- обеспечить организацию работы по исполнению разработанных и утвержденных бюджетов (ПК-14);
- провести консалтинговые исследования финансовых проблем по заказам хозяйствующих субъектов, включая финансово-кредитные организации, органов государственной власти и органов местного самоуправления (ПК-16);
- осуществлять разработку рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок, подготовку заданий для групп и отдельных исполнителей (ПК-17);
- осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования (ПК-19);
- осуществлять разработку теоретических и новых эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной финансовой деятельности в области финансов и кредита, давать оценку и интерпретировать полученные в ходе исследования результаты (ПК-20);
- выявлять и проводить исследование актуальных научных проблем в области финансов и кредита (ПК-21);
- преподавать финансовые и денежно-кредитные дисциплины в образовательных учреждениях Российской Федерации (ПК-26);
- осуществлять разработку образовательных программ и учебно-методических материалов (ПК-27).
• Владеть:
- способностью владеть методами аналитической работы, связанными с финансовыми аспектами деятельности коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, в том числе финансово-кредитных (ПК-1);
- навыками анализа и оценки существующих финансово-экономических рисков (ПК-4);
- способностью оценивать финансовую эффективность разработанных проектов с учетом оценки финансово-экономических рисков и фактора неопределенности (ПК-9);
- способностью руководить финансовыми службами и подразделениями организаций различных организационно-правовых форм, в том числе финансово-кредитных, органов государственной власти и органов местного самоуправления, неправительственных и международных организаций, временными творческими коллективами, создаваемыми для разработки финансовых аспектов новых проектных решений (ПК-13);
- способностью оказать консалтинговые услуги коммерческим и некоммерческим организациям различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, по вопросам совершенствования их финансовой деятельности (ПК-15);
- навыками разработки инструментов проведения исследований в области финансов и кредита, анализа их результатов, подготовки данных для составления финансовых обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-18);
- способностью выявлять и проводить исследование эффективных направлений финансового обеспечения инновационного развития на микро-, мезо- и макроуровне(ПК-22);
- способностью выявлять и проводить исследование финансово-экономических рисков в деятельности хозяйствующих субъектов для разработки системы управления рисками (ПК-23);
- способностью проводить исследование проблем финансовой устойчивости организаций, в том числе финансово-кредитных, для разработки эффективных методов обеспечения финансовой устойчивости с учетом фактора неопределенности (ПК-24);
- способностью интерпретировать результаты финансово-экономических исследований с целью разработки финансовых аспектов перспективных направлений инновационного развития организаций, в том числе финансово-кредитных (ПК-25). Методические материалы содержат по каждому разделу перечень теоретических вопросов, самостоятельно подготавливаемых во внеаудиторное время и обсуждаемых на практических занятиях; контрольные вопросы; практические задания, выполняемые во внеаудиторное время и на практических занятиях; темы докладов и рефератов, подготавливаемых во внеаудиторное время и обсуждаемых на практических занятиях. Методические материалы содержат список литературы, рекомендуемой для изучения дисциплины «Федеральные налоги и сборы (продвинутый уровень)».
Изучение дисциплины предусматривается в 3 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 часов (5 зачетных единицы), в том числе на аудиторные занятия отводится 54 часа, на самостоятельную работу 90 часов. Предусмотрено выполнение курсовой работы (примерная тематика курсовых работ предлагается кафедрой).
Форма итоговой промежуточной аттестации: экзамен.
Тема 1. Место федеральных налогов и сборов в налоговой системе России Практические занятия – 2 часа,
внеаудиторная самостоятельная работа – 4 часа
Аудиторная работа
Практическое занятие 1
Социально-экономические приоритеты построения государственной налоговой политики в отношении федеральных налогов и сборов.
Роль федеральных налогов и сборов в формировании налоговой нагрузки организаций.
Участие в обсуждении теоретических вопросов и ответов на контрольные вопросы, подготовленные во внеаудиторное время.
Участие в обсуждении заданий, докладов и рефератов, выполненных во внеаудиторное время.
Выполнение заданий и участие в обсуждении результатов.
Внеаудиторная самостоятельная работа 1. Изучение теоретических вопросов
Определение понятийного аппарата, содержание дефиниций «методология», «методика», «практика», «элемент налогообложения», «налоговая база», «объект налогообложения».
Сущность налогов.
Основы построения федеральных налогов и сборов.
Состав и структура федеральных налогов и сборов.
Механизм распределения федеральных налогов и сборов между бюджетами разного уровня.
Налоговые доходы государства: понятие, принципа формирования, состав и структура.
2. Подготовка ответов на контрольные вопросы (с последующим их обсуждением)
Социально-экономические приоритеты построения государственной налоговой политики в отношении федеральных налогов и сборов.
Бюджетное значение федеральных налогов и сборов.
Законодательная база, регулирующая налоговую деятельность в России.
Роль федеральных налогов и сборов в формировании налоговой нагрузки организаций
Организации каких отраслей народного хозяйства относятся к сфере материального производства?
Плательщиками каких налогов и сборов могут являться организации, применяющие общий режим налогообложения?
Каков порядок постановки на налоговый учет организаций?
Назовите виды объектов налогообложения, предусмотренные законодательством РФ.
3. Подготовка докладов, рефератов и эссе (с последующим их обсуждением)
Роль федеральных налогов и сборов в государственном регулировании экономики.
Чем руководствоваться добросовестному налогоплательщику – Гражданским кодексом или гражданской ответственностью?
Спасибо Федеральной налоговой службе (Минфину России) «за завтра счастливое наше» (проблемы налогово-бюджетной политики в части отдельных налоговых платежей).
Какие налоговые реформы нужны России?
Почему в борьбе за повышение налогов не будет победителей?
Налоговый комплаенс и налоговое консультирование: вчера, сегодня, завтра.
Мания преследования: грядут ли новые битвы государства с налогоплательщиками?
Государственные (федеральные) налоги в налоговых системах стран-членов Евразийского экономического союза и ОЭСР.
4. Проверка самостоятельной работы (на практических занятиях)
Тема 2. Механизм налога на добавленную стоимость и перспективы его развития Практические занятия – 6 часа,
внеаудиторная самостоятельная работа – 10 часов
Аудиторная работа
Практическое занятие 2, 3, 4
Проблемы расчета НДС и его взимания в бюджет.
Дискуссионные вопросы развития НДС в России.
Участие в обсуждении теоретических вопросов и ответов на контрольные вопросы, подготовленные во внеаудиторное время.
Участие в обсуждении заданий, докладов и рефератов, выполненных во внеаудиторное время.
Выполнение заданий и участие в обсуждении результатов.
Тестирование.
Внеаудиторная самостоятельная работа
1. Изучение теоретических вопросов
Сущность добавленной стоимости как объекта налогообложения.
Методы налогообложения добавленной стоимости.
Характеристика основных элементов механизма исчисления налога (НДС).
Проблемы расчета НДС и его взимания в бюджет.
Дискуссионные вопросы развития НДС в России.
2. Подготовка ответов на контрольные вопросы (с последующим их обсуждением)
Приоритеты формирования налоговой политики государства в отношении НДС.
Назовите основные элементы механизма исчисления налога (НДС).
Оценка налоговой базы по НДС.
Каков механизм формирования стоимости налоговой базы по НДС?
Определите сущность наиболее актуальных проблем расчета НДС и его взимания в бюджет.
Основные условия предоставления налоговых вычетов.
Порядок ведения налогового учета НДС (формирование внутренних учетно-налоговых регистров).
Механизм налогового администрирования НДС.
Дискуссионные вопросы развития НДС в России.
Условия предоставления налоговых вычетов по НДС.
Порядок возмещения НДС из бюджета.
Ваше мнение по поводу перспектив введения в России налога с продаж?
Надо ли проставлять печать на счете-фактуре?
Порядок выставления и получения электронных счетов-фактур.
Порядок освобождения от НДС на основании ст. 145, 145.1 НК РФ.
Что такое единый (сводный) корректировочный счет-фактура по НДС?
Случаи составления корректировочного счета-фактуры.
Порядок налогообложения при реализации (экспорте) товаров из России.
Выполнение заданий (с последующим обсуждением их результатов)
Задача 1: ООО «Факел» получило за оказанные заказчикам услуги выручку в размере 500 000 р. (без НДС) и товары, переданные заказчиком в оплату услуг, рыночная стоимость которых равна 80 000 р. Определите сумму НДС к уплате.
Задача 2: Мебельный магазин реализовал следующие товары: 1)диваны – на сумму 800 000 р.; 2)обеденные столы – на сумму 600 000 р.; 3)детские кровати – на сумму 100 000 р. (все суммы без НДС). Определить сумму НДС, начисленного по указанным операциям.
Задача 3: ООО «Сатурн» в августе заплатило за аренду здания по договору, в котором производится продукция 49 000 руб. (в том числе НДС — 8820 руб.). В этом же месяце выручка у ООО «Сатурн» составила от продажи продукции А на сумму 100000 (с учетом НДС 18000) и продажи продукции В на сумму 50000 (без НДС). 4. Подготовка докладов и рефератов (с последующим их обсуждением)
Быть или не быть НДС в России?
Спорные вопросы исчисления и уплаты НДС.
Плюсы и минусы электронного документооборота счетов-фактур.
Недостатки механизма возмещения НДМ при перемещении товаров через таможенную границу России.
Подготовка к тестированию
Проверка самостоятельной работы (на практических занятиях)
|