РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
«История экономических учений»
Рекомендуется для специальности
080105.65 Финансы и кредит
Квалификация выпускника
«экономист»
ЦЕЛИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения учебной дисциплины «История экономических учений» является: формирование у студентов правильного понимания последовательности и логики эволюции научных положений, идей, уяснения их связи с происходящими в жизни изменениями, а также более обоснованного суждения о возможных и вероятных путях дальнейшего развития экономической мысли, как в самой России, так и в мировой практике.
ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Задачи курса – изучение основных этапов развития экономической науки; понимание эволюции экономической мысли в период зарождения рыночной экономики; знание истоков и основных направлений современных экономических учений; формирование практических навыков анализа экономических теорий с позиции истории их возникновения и развития.
Учащиеся за время изучения дисциплины должны овладеть как теоретическими основами современной научной методологии системного мышления, так и практическими навыками исследователя для осуществления научной деятельности в экономической области. 1.3.ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины студенты должны:
владеть методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей.
владеть навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу.
владеть навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества;
знать закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;
знать закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;
знать основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
знать основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин;
уметь анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
уметь аргументировать свою мысль теоретическими определениями и приводить соответствующие факты;
уметь выделять основную мысль и логику ее аргументации в письменных текстах, предлагаемых для изучения;
уметь ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
уметь применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
уметь применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности.
уметь раскрывать абстрактные понятия на конкретных примерах из социальной и экономической жизни;
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «История экономических учений» является дисциплиной по выбору гуманитарного и социально-экономического цикла. Дисциплина «История экономических учений» базируется на знаниях школьного курса «Обществознание», а также дисциплин гуманитарного и социального и циклов: «История», «Культурология», «Социология», «Политология» , «Философия». Необходимыми требованиями к «входным» знаниям, умениям и готовностям студента при освоении данной дисциплины и приобретенными в результате освоения предшествующих дисциплин являются:
- умение работать с научным текстом: отделять главное от второстепенного, вычленять значимые идеи для сегодняшней жизни, пользоваться словарями и ресурсами Интернета;
- использование методологических ресурсов таких дисциплин как «История», «Культурология», « Социология», « Политология», « Философия» позволит студентам находить наиболее эффективные пути разрешения нравственных коллизий.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 90 часов. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану)
| Количество часов
очная форма обучения
| Общая трудоемкость
| 90
| Переаттестация
| 0
| Аудиторные занятия
| 36
| Семинарские (практические) занятия
| 18
| Самостоятельная работа
| 54
| НИРС
|
| Форма итогового контроля
| зачет
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Тематический план
форма обучения: очная, 5 лет
№
п/п
| Раздел дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Форма промежуточной аттестации
| лекции
| практ. занятия
| самост. работа
|
|
| 1. Теоретические и методологические проблемы науки. Логика развития науки. Эволюция подходов к анализу научного знания. Философские основы экономической науки
2. Возникновение и становление экономической мысли. Первопроходцы экономической теории
3. Физиократы
4. Классическая школа
| 5
| 4
| 4
| 12
|
|
| 5. Социализм и коммунизм
6. Историческая школа
7. Предшественники маржинализма
8. Маржинализм. Австрийская школа
9. Теория экономического равновесия (лозанская школа)
|
| 4
| 4
| 14
|
|
| 10. Кембриджская и американская школы
11. Экономические концепции социал-демократизма
12. Теоретическая система Дж. М. Кейнса
13. Шведская (стокгольмская) школа
14. Институционализм. Социальное направление
|
| 4
| 4
| 14
|
|
| 15. Концепция государственного социализма и ее критика. Модели социализма
16. Вклад российских ученых в экономическую теорию XX века
17. Неолиберализм (неоавстрийская школа)
18. Основные школы современного неоклассического направления
|
| 6
| 6
| 14
|
|
| Итого
|
| 18
| 18
| 54
| зачет
|
Тематический план
форма обучения: заочная, 6 лет
№
п/п
| Раздел дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Форма промежуточной аттестации
| лекции
| практ. занятия
| самост. работа
|
|
| 1. Теоретические и методологические проблемы науки. Логика развития науки. Эволюция подходов к анализу научного знания. Философские основы экономической науки
2. Возникновение и становление экономической мысли. Первопроходцы экономической теории
3. Физиократы
4. Классическая школа
| 7
| 2
| 2
| 20
|
|
| 5. Социализм и коммунизм
6. Историческая школа
7. Предшественники маржинализма
8. Маржинализм. Австрийская школа
9. Теория экономического равновесия (лозанская школа)
|
| 20
|
|
| 10. Кембриджская и американская школы
11. Экономические концепции социал-демократизма
12. Теоретическая система Дж. М. Кейнса
13. Шведская (стокгольмская) школа
14. Институционализм. Социальное направление
|
| 2
| 2
| 20
|
|
| 15. Концепция государственного социализма и ее критика. Модели социализма
16. Вклад российских ученых в экономическую теорию XX века
17. Неолиберализм (неоавстрийская школа)
18. Основные школы современного неоклассического направления
|
| 2
| 20
|
|
| Итого
|
| 6
| 4
| 80
| зачет
|
Тематический план
форма обучения: заочная сокращенная, 4 года
№
п/п
| Раздел дисциплины
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Форма промежуточной аттестации
| лекции
| практ. занятия
| самост. работа
|
|
| 1. Теоретические и методологические проблемы науки. Логика развития науки. Эволюция подходов к анализу научного знания. Философские основы экономической науки
2. Возникновение и становление экономической мысли. Первопроходцы экономической теории
3. Физиократы
4. Классическая школа
| 3
| 2
| 2
| 20
|
|
| 5. Социализм и коммунизм
6. Историческая школа
7. Предшественники маржинализма
8. Маржинализм. Австрийская школа
9. Теория экономического равновесия (лозанская школа)
|
| 20
|
|
| 10. Кембриджская и американская школы
11. Экономические концепции социал-демократизма
12. Теоретическая система Дж. М. Кейнса
13. Шведская (стокгольмская) школа
14. Институционализм. Социальное направление
|
| 2
| 2
| 20
|
|
| 15. Концепция государственного социализма и ее критика. Модели социализма
16. Вклад российских ученых в экономическую теорию XX века
17. Неолиберализм (неоавстрийская школа)
18. Основные школы современного неоклассического направления
|
| 2
| 20
|
|
| Итого
|
| 6
| 4
| 80
| зачет
|
Программа курса
Тема 1. Теоретические и методологические проблемы науки.
Логика развития науки. Эволюция подходов к анализу научного знания. Философские основы экономической науки Становление развитой научной теории: специфика данных процессов при формировании экономической теории. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Типология научных революций, особенности научных революций в экономическом познании. Экономическая наука как теоретическое осмысление практики. Основы экономической философии.
|