Памятка для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «История экономических учений» (1 семестр)





Скачать 141.3 Kb.
НазваниеПамятка для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «История экономических учений» (1 семестр)
Дата публикации27.04.2015
Размер141.3 Kb.
ТипПамятка
100-bal.ru > Экономика > Памятка

СТО АлтГТУ 14.65.1.3177-2013


Приложение Б
Памятка

для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность»

по изучению дисциплины «История экономических учений»

(1 семестр)
Лекции - 17 час

Семинары -17 час

СРС - 74 час.

Зачет

Составил

Бессонов Е.Н.

к.э.н., доцент

Утверждаю

Зав. кафедрой ЭТиП

________________

20___г.
1 Цели курса и требования к результатам его усвоения
Целью освоения дисциплины «История экономических учений» является формирование у студентов научного мировоззрения и современного экономического мышления, усвоение студентами экономического наследия ученых различных стран и различных эпох.

В результате изучения курса «История экономических учений» обучающийся должен:

знать:

  • основные направления, школы и концепции экономической науки (меркантилизм, физиократизм, английская классическая политическая экономия, марксизм, историческая школа, неоклассическое направление, кейнсианство, институционализм, современные экономические концепции);

  • основные понятия, категории и инструменты экономической теории;

  • логику фундаментальных экономических процессов в различных странах мира;

  • общие закономерности современного этапа мирового экономического развития;

  • уметь:

  • использовать понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, применять междисциплинарный подход при изучении социально-экономических моделей и процессов;

  • объективно исследовать эволюцию мировой экономики, анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на всех уровнях (микро- и макроуровне);

  • анализировать в общих чертах вклад каждой школы в развитие экономической мысли;

  • ориентироваться в особенностях русской экономической мысли;

  • определять значение различных экономических концепций в эволюции экономической теории;

  • готовить отчеты, справки и доклады по результатам выполненных исследований.

  • владеть:

- культурой мышления, навыками к анализу информации, постановке цели выбору путей ее достижения;

- современными методами, способами и средствами получения, обработки и анализа экономических и социальных данных;

  • методологией экономического мышления для выработки системного взгляда на социально-экономические проблемы общества;

  • навыками анализа закономерностей эволюции экономической мысли.

2 Содержание дисциплины

В процессе изучения дисциплины «История экономических учений» будут рассмотрены следующие темы.

Модуль 1. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ Литература:[1, 2, 4]

Тема 1. Становление и систематизация экономических знаний (лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, тест – 1)

Особенности экономических воззрений в докапиталистических обществах. Экономические взгляды Ксенофонта и Аристотеля. Экономика и хрематистика. Экономические идеи христианства. Фома Аквинский. Теория «справедливой цены». Отношение к торговле, прибыли и проценту. Накопление экономических знаний в XV – XVIII вв. Меркантилизм. Основные принципы раннего и позднего меркантилизма. Историческое место меркантилизма.

Предшественники классической политической экономии. Д. Норс, Д. Юм – критики теоретических воззрений меркантилизма. Трудовая теория собственности Дж. Локка. Особенности экономических взглядов У. Петти. Вклад П. Буагильбера и Р. Кантильона в теорию богатства.

Школа физиократов. Учение о чистом (прибавочном) продукте. «Экономическая таблица» Ф Кенэ и ее значение для развития экономической науки. Теоретическая система Ж. Тюрго.

Тема 2. Классическая политическая экономия (лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, тест – 1)

Политическая экономия как теория богатства и теория рынка. Концепция экономического либерализма А. Смита. Принципы нормального функционирования рыночной системы. Проблема «экономического человека». «Невидимая рука» рынка. Экономическая роль государства. Теория стоимости и распределения доходов. Потребительная стоимость и меновая стоимость. Измерение стоимости товара. «Догма Смита». Заработная плата, прибыль и рента. Вклад Д. Рикардо в развитие теории стоимости. Концепция Д. Рикардо о ренте. Теория сравнительных издержек.Экономическое учение Ж. Б. Сэя. Отход от трудовой теории стоимости А. Смита. Закон Сэя. Экономические взгляды Т. Р. Мальтуса. «Опыт о законе народонаселения». Критика теории народонаселения Т. Р. Мальтуса. Сходство и различия теоретических позиций Т. Р. Мальтуса и Д. Рикардо.

Модуль 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Литература: [1, 2, 3, 4]

Тема 3. Экономическая теория марксизма (лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, тест – 1)

Условия возникновения марксизма. Промышленный переворот в странах Европы и США. Буржуазные революции в Европе. Первые выступления рабочего класса. Теоретические источники марксистского учения. Теория прибавочной стоимости. Двойственный характер труда, воплощенного в товаре. Особенности товара рабочая сила. Норма прибавочной стоимости. Теория заработной платы.Теории воспроизводства и экономических кризисов. Предпосылки теории воспроизводства. Простое и расширенное воспроизводство. Проблема экономических кризисов.Превращенные формы прибавочной стоимости. Теория прибыли. Торговый капитал и торговая прибыль. Ссудный капитал и ссудный процент. Теория ренты.Роль марксистского экономического учения в истории. Современный подход к проблеме эксплуатации. Переосмысление марксистской теории.

Тема 4. Историческая школа и маржиналистская революция (лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, коллоквиум -1)

Экономические взгляды А. Мюллера и Ф. Листа как оппозиция классической политэкономии. Критика идей А. Смита. Теория стадий экономического развития. «Национальная система политической экономии».Немецкая историческая школа. Методологические особенности социально-исторического направления экономической мысли. Основатели старой исторической школы – В. Рошер, Б Гильдебранд, К. Книс. Периодизация истории экономики. Отрицание экономических законов. Основатели новой исторической школы – Г. Шмоллер, А. Вагнер, К. Бюхер. Теория «социального мира». Ступени экономического развития общества. Новейшая историческая школа (В. Зомбарт, М. Вебер). Проблема рациональности. Этапы маржиналистской революции. Условия возникновения маржинализма. Основная идея маржинализма. Законы Госсена. Первый этап маржиналистской революции. Переход к субъективному направлению политической экономии. Второй этап маржиналистской революции. Становление неоклассической экономической теории. Эволюция австрийской школы маржинализма. Основные методологические особенности австрийской школы. К. Менгер. Классификация благ. Проблемы ценообразования и обмена в теории К. Менгера. Ф. Визер. Мультипликативный способ определения суммарной полезности. Проблема частной собственности. Е. Бем-Баверк. Проблема ценообразования. Субъективная и объективная ценность. Теория ожидания. Неоавстрийская школа. Основные положения социальной философии Ф. Хайека и их значение для экономической теории.

Тема 5. Неоклассическое направление экономической мысли (лекции – 2 часа, семинары – 2 часа. тест -1)

Особенности англо-американского маржинализма. У.С. Джевонс. Закон обмена. Ф.И. Эджуорт. Проблема равновесия. Закон роста производства фирмы. Экономическая теория А. Маршалла. Развитие теории спроса, предложения и цены. Проблема издержек. Теория предельной производительности Дж.Б. Кларка. Развитие денежной теории. И. Фишер. Проблема процента. Уравнение обмена.Лозаннская школа маржинализма. Л. Вальрас. Создание теории общего экономического развития. В. Парето. Проблема выбора вариантов потребления. Критерий общественной полезности. Оптимум Парето.Неолиберальные модели экономического роста. Концепции Р. Солоу и Дж. Мида. Особенности неолиберальных моделей экономического роста. Производственная функция Кобба - Дугласа. Монетаризм и новая классика. Монетарная теория М. Фридмена. Ориентация на долгосрочные задачи. Роль денежного обращения в развитии экономики. Денежное правило Фридмена. Гипотеза рациональных ожиданий Дж. Мута. Равновесная модель Р. Лукаса.

Тема 6. Кейнсианство и его эволюция (лекции – 2 часа. семинары – 2 часа, тест - 1)

Вклад Дж.М. Кейнса в развитие экономической науки. Книга Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». Особенности методологии Дж.М. Кейнса. Переход к макроэкономическому анализу системы хозяйствования. Концепция «эффективного спроса». Основные положения теории Дж.М. Кейнса. Проблема инвестиций. Факторы, определяющие динамику сбережений и инвестиций. Роль инвестиций в определении общего объема занятости. Мультипликатор: экономический смысл и математическое выражение. Макроэкономическое значение мультипликатора.

Программа государственного регулирования экономики. Денежно-кредитная политика государства. Бюджетная политика государства. Перераспределение доходов в интересах малооплачиваемых групп. Политика полной занятости.Основные направления современного кейнсианства. Становление неокейнсианства. Инвестиционная теория Э. Хансена. Механизм акселератора. Неокейнсианские антициклические программы. Теория экономической динамики Р. Харрода и Е. Домара. Посткейнсианство.

Тема 7. Институционализм и эволюционная экономика (лекции – 2 часа, семинары – 2 часа, коллоквиум - 1)

Понятие институционализма. Институциональный подход в экономической науке. Отличия институционализма от других концепций и теорий. Ранний институционализм. Социально-психологическое течение. Т. Веблен. Критика монополий. Индустриалистско-технократический подход. Социально-правовое течение. Дж. Коммонс. Соединение положений теории предельной полезности и юридической концепции в экономике. Конъюнктурно-статистическое (эмпирическое) течение. У.К. Митчелл. Учение об экономических циклах. Эволюция институционализма. Теории трансакционных издержек и прав собственности. Проблема внешних эффектов. Теория нового индустриального общества. Дж.К. Гэлбрейт. Понятие техноструктуры. Теория постиндустриального общества. Д. Белл. Эволюционная экономика. Эволюционный подход в истории экономической науки. Й. Шумпетер о роли инноваций в экономике. Теория экономического развития.

Модуль 3. ВКЛАД РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Литература: [1, 2, 3, 4]

Тема 8. Особенности развития экономической науки в дореволюционной России (лекции – 2 часа, семинары – 1 час)

Особый характер экономической мысли России. Особенности социально-экономического развития России. Связь теоретического анализа с актуальными социально-экономическими проблемами. Влияние первых школ политической экономии на экономическую мысль России. Российский меркантилизм. Физиократия в России. Экономические взгляды Н.С. Мордвинова и Н.И. Тургенева. Влияние классической политэкономии на российскую экономическую мысль.Становление математической школы в России. В.К. Дмитриев. Сочетание трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. Е.Е. Слуцкий. Обоснование взаимосвязей между экономическими категориями. Значение математической школы для дальнейшего развития экономико-математических моделей и методов. Социально-этическое направление экономической мысли. М.И. Туган-Барановский. Новый подход к трактовке категорий стоимости и полезности. Теорема Туган-Барановского. Проблема циклов. Социальная теория распределения. Особенности экономических взглядов С.Н. Булгакова.

Тема 9. Особенности развития экономической науки России в советский период (лекции – 1час)

Научный вклад А.В. Чаянова и Н.Д. Кондратьева. Идея относительной устойчивости крестьянского семейно-трудового хозяйства. Проблема кооперации. Теория больших циклов хозяйственной конъюнктуры. Дискуссии по теории планового хозяйства в 1920-х гг. Проблема сочетания рынка, плана и равновесия. Развитие экономико-математической школы в СССР. Научные исследования Л.В. Канторовича, В.С. Немчинова, В.В. Новожилова. Поиск оптимального варианта распределения ресурсов. Разработка проблем межотраслевого баланса, оптимизации планирования. Система оптимального функционирования экономики (СОФЭ).
3 Литература и учебно-методические материалы

(более полный список – у преподавателя)

  1. История экономических учений: Учеб. пособие / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой.– М.: ИНФРА-М, 2010. – 784 с. –15 экз.

  2. Бартенев С. А. История экономических учений: учебник / С. А. Бартенев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МАГИСТР, 2010. – 478 с. – 15 экз.

  3. История экономических учений: (современный этап): Учебник / Под общ. ред. А. Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 733 с. - 15 экз.

  4. Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 480 с. .

  5. Гусейнов Р. М. Экономическая история. История экономических учений: учебник / Р. М. Гусейнов, В. А. Семенихина. 3-е изд., стер. – М.: издательство «Омега-Л», 2009. – 383 с.

  6. Агапова И. И. История экономических учений: учеб. пособие / И. И. Агапова. – М.: Экономистъ, 2007. – 285 с.

  7. Покидченко М. Г., Чаплыгина И. Г. История экономических учений: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 271 с.

  8. Новикова З. Т. История экономических учений: учебное пособие / З. Т. Новикова, В. Г. Смирнов, А. А. Чуб.– М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2007. - 255 с.

9.Бессонов Е. Н. История экономики и экономических учений: учеб. пособие / Е. Н. Бессонов; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова, Ин-т интенсив. образования. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2006 – Ч. 1. – 2006. – 75 с.

10. Бессонов Е. Н. История экономики и экономических учений: учеб. пособие / Е. Н. Бессонов; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова, Ин-т интенсив. образования. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2006 – Ч. 2. – 2006.- 72 с.
4 График контроля (74 часа)

Тема

Контрольное испытание

Время проведения

Вес в итоговом рейтинге

Вводное занятие

Выдача задания

1 неделя

-

1

Тест

3 неделя

0,06

2

Тест

5 неделя

0,06

3

Тест

7 неделя

0,06

4

Коллоквиум

9 неделя

0,05

5

Тест

11 неделя

0,06

6

Тест

13 неделя

0,06

7

Коллоквиум

15 неделя

0,05

Реферат

16 неделя

0,1

Зачет

17 неделя

0,5

Примечания:

Все тесты проводятся в течение 45 мин., как правило, они включают 10 заданий на выбор верного ответа.

Коллоквиум представляет собой устное собеседование преподавателя с каждым студентом по заданной теме.

Каждый студент пишет реферат по одной из актуальных проблем истории экономических учений.

На зачете в течение 60 минут каждый студент выполняет по 10 заданий, аналогичных заданиям, включенным в тесты текущего контроля.

К зачету допускаются студенты, не имеющие задолженностей по контрольным точкам. «Автоматы» по истории экономики выставляются студентам, успешно выполнившим все контрольные точки учебного плана и набравшим не менее 60 баллов.
5 Шкала оценок и правила вычисления рейтинга

В АлтГТУ принята 100-балльная шкала оценок. Именно эти оценки учитываются при подсчёте рейтингов, назначении стипендии и в других случаях. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 75 баллов и выше – «отлично», 50 – 74 балла – «хорошо», 25 – 49 баллов – «удовлетворительно», менее 25 баллов – «неудовлетворительно».

Успеваемость студента оценивается с помощью текущего рейтинга (во время каждой аттестации) и итогового рейтинга (после сессии). Во всех случаях рейтинг вычисляется по формуле:, где Ri – оценка за i-ю контрольную точку, pi – вес этой контрольной точки. Суммирование проводится по всем контрольным точкам с начала семестра до момента вычисления рейтинга.

Посещаемость занятий (П – процент посещений студентом обязательных занятий по дисциплине от общего числа обязательных занятий с начала семестра, на которых проводилась проверка посещаемости) оценивается дополнительными баллами - Бп, определяемыми по схеме:

П ≤50% –Бп= 0

50%<П ≤ 60% – Бп = 2

60% <П ≤ 70% – Бп = 4

70% <П ≤ 80% – Бп = 6

80% <П ≤ 90% – Бп = 8

90% <П ≤ 100% – Бп = 10

Порядок вычисления суммарного рейтинга R:

Rсем = 0,9Rтек+ Бп

6 Возможности повышения рейтинга

Все тесты, не написанные в срок или написанные на неудовлетворительную оценку, (менее 25 баллов), должны быть переписаны на консультации. Любая контрольная точка, выполненная после установленного срока, оценивается на 10 баллов ниже. Каждый студент имеет право в течение семестра на консультации переписать только один тест, написанный на положительную оценку, с целью повышения рейтинга.

Для повышения рейтинга студент может написать эссе по актуальной проблеме курса, подготовить аналитическую справку, предполагающую использование информации из интернета. Работа, выполненная на оценку «удовлетворительно», добавляет к семестровому рейтингу – 2 балла, «хорошо» – 4 балла, «отлично» – 6 баллов.

При написании эссе следует стремиться создать максимально сжатый текст, затрагивающий, однако, все основные аспекты проблемы. Допускается использование только реальных примеров. Необходимо обязательно указать источник информации (номер журнала и страницы, где напечатана соответствующая статья; адрес интернет-сайта и т.п.). Эссе можно разнообразить при помощи графического или иллюстрированного материала.

В отличие от любой другой научной работы, например, реферата или курсового проекта, эссе не имеет четкой структуры.

Основным критерием оценивания является соответствие содержания эссе его теме. При этом учитывается владение экономической терминологией, знание экономических обобщений и законов, умение видеть экономическую проблему в соответствующем контексте, способность анализировать экономическую информацию, объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению, сформулировать и аргументировать собственные суждения.

Студент может выбрать тему эссе из предлагаемых к занятию вариантов либо самостоятельно предложить проблему для обсуждения. Объем эссе – 5 – 10 страниц, 12-14 шрифтом через 1,5 интервала.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Памятка для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «История экономических учений» (1 семестр) iconУчебно-методический комплекс: рабочая программа для студентов специальности...
Викторова Н. В., Зылёва Н. В. Отраслевые особенности бухгалтерского учета: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа...
Памятка для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «История экономических учений» (1 семестр) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Руф Ю. Н. Экономическая безопасность. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 080101. 65 Экономическая...
Памятка для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «История экономических учений» (1 семестр) iconМетодические указания по изучению курса «История экономических учений»
Учебный курс истории экономических учений связан с такими учебными курсами как: экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика,...
Памятка для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «История экономических учений» (1 семестр) iconУчебно-методический комплекс: рабочая программа для студентов специальности...
Викторова Н. В. 1С бухгалтерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы и заочной формы обучения...
Памятка для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «История экономических учений» (1 семестр) iconРабочая программа дисциплины специальность 08. 00. 01 «Экономическая теория»
«Экономическая теория» (области исследования: экономическая история; история экономической мысли). – М.: Финансовый университет,...
Памятка для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «История экономических учений» (1 семестр) iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы по «Истории экономических учений»
Рф для экономических специальностей. История экономических учений – экономическая наука, изучающая генезис и эволюцию экономического...
Памятка для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «История экономических учений» (1 семестр) iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «история экономики и экономических учений»
Учебная программа дисциплины «История экономики и экономических учений» разработана для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент...
Памятка для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «История экономических учений» (1 семестр) iconИстория экономических учений Методические указания по самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курса очной формы обучения, изучающих историю экономических учений. Данные...
Памятка для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «История экономических учений» (1 семестр) iconПамятка для студентов группы тгв-31 по изучению дисциплины «Исторические...

Памятка для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «История экономических учений» (1 семестр) iconПамятка для студентов, обучающихся по специальности 190109 «Наземные...
Целью освоения дисциплины ««Экономика»» является формирование у студентов научного мировоззрения и современного экономического мышления,...
Памятка для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «История экономических учений» (1 семестр) iconРабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 080101. 65 «Экономическая безопасность»
Памятка для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «История экономических учений» (1 семестр) iconРабочая программа учебной дисциплины история экономических учений...
Рецензенты: д э н проф., Шапкин И. Н., Финансовый Университет при Правительстве РФ
Памятка для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «История экономических учений» (1 семестр) iconПрограмма дисциплины История экономических учений для специальности...
«Экономическая теория» экономическая методологии и истории Председатель проф. О. И. Ананьин Зав кафедрой проф. О. И. Ананьин
Памятка для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «История экономических учений» (1 семестр) iconПрограмма научно-исследовательской работы 17 Фактическое ресурсное...
Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп по направлению подготовки 080101 «Экономическая безопасность» 6
Памятка для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «История экономических учений» (1 семестр) iconПрограмма дисциплины История экономических учений для специальности...
«Экономическая теория» экономическая методологии и истории Председатель проф. О. И. Ананьин Зав кафедрой проф. О. И. Ананьин
Памятка для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «История экономических учений» (1 семестр) icon080101. 65 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «Статистика» (4 семестр)
Дисциплина «Статистка» изучается в 4,5 семестре. Общее количество часов в 4 семестре – 117 часов (3,5 зет), в том числе: лекции –...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск