Памятка для студентов, обучающихся по специальности 190109 «Наземные транспортно-технологические средства» по изучению дисциплины «экономика» (7 семестр)





Скачать 108.88 Kb.
НазваниеПамятка для студентов, обучающихся по специальности 190109 «Наземные транспортно-технологические средства» по изучению дисциплины «экономика» (7 семестр)
Дата публикации12.08.2015
Размер108.88 Kb.
ТипПамятка
100-bal.ru > Экономика > Памятка

СТО АлтГТУ 14.65.2.2678-2013

Приложение Б

Памятка

для студентов, обучающихся по специальности 190109 «Наземные транспортно-технологические средства»

по изучению дисциплины «ЭКОНОМИКА»

(7 семестр)
Лекции - 17 час.

СРС – 55 час.

зачет

Составил


Бессонов Е.Н.

к.э.н., доцент



Утверждаю

Зав. кафедрой ЭТиП

________________

________ 2012 года


1 Цели курса и требования к результатам его усвоения

Целью освоения дисциплины ««Экономика»» является формирование у студентов научного мировоззрения и современного экономического мышления, приобретение системных экономических знаний и выработка умения пользоваться ими в учебном процессе, научных изысканиях и в реальной хозяйственной жизни.

В результате изучения курса «Экономика» обучающийся должен:

знать:

  • этапы развития основных направлений экономической науки;

  • основные понятия, категории и инструменты экономической теории;

  • закономерности функционирования современной экономики на микро- и макроуровне;

  • методы построения эконометрических моделей объектов, явлений и процессов;

  • основы расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов рынка и функционирование экономики в целом;

  • основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства

уметь:

  • ориентироваться в базовых положениях экономической теории, особенностях рыночной экономики;

  • анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;

  • воспринимать, обобщать, анализировать, экономическую информацию, самостоятельно ставить цели и выбирать пути ее достижения;

  • целенаправленно применять базовые положения экономической теории, элементы экономического анализа при решении социально-значимых и профессиональных задач;

  • находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

  • прогнозировать производственно-хозяйственную деятельность предприятия в зависимости от изменения конъектуры рынка и спроса потребителей, в том числе с учетом экономической политики государства;

  • готовить презентации, научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях

владеть:

-культурой мышления, целостной системой экономических знаний, позволяющих ориентироваться в ценностях реальной хозяйственной жизни;

  • современными методами, способами и средствами получения, обработки и анализа экономических и социальных данных;

  • методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных

теоретических и эконометрических моделей;

  • современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне;

  • навыками использования на практике методов экономической теории в различных видах профессиональной деятельности;

  • навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений

2 Содержание дисциплины

В процессе изучения дисциплины «Экономика» будут рассмотрены следующие темы.

Модуль 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ Литература: [1, 2, 3, 6]

Тема 1. Введение в экономику: базовые понятия (лекции-2 часа)

Экономика как хозяйство и как наука. Предмет экономической теории. Методы исследования экономических процессов. Позитивная и нормативная экономика. Микроэкономика и макроэкономика. Базовые экономические понятия: потребности, блага, ресурсы, экономический выбор. Граница производственных возможностей. Альтернативные издержки производства. Общественное производство, экономические отношения и законы. Экономические системы: сущность, свойства, типы.

Модуль 2. МИКРОЭКОНОМИКА Литература: [1, 2, 3]

Тема 2. Равновесие на рынке товаров и услуг (лекции-2 часа)

Сущность рынка и его место в системе общественного воспроизводства. Модель экономического кругооборота. Спрос и предложение: ценовые и неценовые факторы. Равновесие на рынке товара. Отклонение от равновесия. Эластичность спроса и предложения.

Тема 3. Поведение потребителя и производителя в рыночной экономике (лекции-2 часа)

Теория потребительского поведения: кардиналистский и ординалистский подходы. Равновесие потребителя. Фирма в рыночной экономике. Производство в краткосрочном периоде. Производственная функция. Общий, средний, предельный продукты. Закон убывающей предельной производительности и отдачи. Издержки и прибыль. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Тема 4. Конкуренция и монополия (лекции-2 часа)

Рыночная конкуренция: сущность, виды. Рыночная структура. Основные черты совершенной конкуренции. Правило максимизации прибыли. Несовершенная конкуренция: сущность, модели.

Тема 5. Рынки факторов производства и распределение доходов (лекции-2 часа)

Особенности функционирования рынков факторов производства. Рынок труда: спрос, предложение, равновесие. Номинальная и реальная заработная плата. Монопсония и профсоюзы. Рынок капитала. Номинальная и реальная ставки процента. Дисконтирование. Рынок землепользования и его особенности. Рентные отношения. Арендная плата. Цена земли. Предпринимательство как фактор производства. Распределение и дифференциация доходов.

Модуль 3. МАКРОЭКОНОМИКА Литература: [1, 2, 3]

Тема 6. Национальная экономика. Макроэкономическое равновесие (лекции-2 часа)

Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов. Методы расчета ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП. Макроэкономическое равновесие: модель AD – AS. Равновесие на товарном рынке: кейнсианский подход. Располагаемый доход, потреблен6ие, сбережения, инвестиции. Равновесие в моделях «Расходы-доходы» и «Сбережения-инвестиции». Мультипликационный эффект в экономике.

Тема 7. Экономический рост и макроэкономическая нестабильность (лекции-2 часа)

Экономический рост и цикличность. Сущность, факторы и типы экономического роста. Экономический цикл и его причины. Фазы цикла. Классификация циклов по продолжительности. Безработица и ее формы. Естественный уровень безработицы. Закон Оукена. Инфляция: ее виды и уровень. Кривая Филипса. Социально-экономические последствия инфляции.

Тема 8. Государственное регулирование экономики (лекции-2 часа)

Государство в рыночной экономике и его основные инструменты. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства. Государственный бюджет: доходы, расходы, сальдо. Дефицит бюджета и способы его погашения. Госдолг. Сущность, принципы, виды налогов. Кривая Лаффера. Фискальная политика и ее типы. Денежно-кредитная политика государства. Денежные агрегаты. Равновесие на денежном рынке. Банковская система: функции Центробанка и коммерческих банков. Депозитный мультипликатор. Инструменты кредитно-денежной политики

Модуль 4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Литература: [1, 2, 3]

Тема 9. Международные аспекты рыночной экономики (лекции-1 час)

Мировое хозяйство. Международные экономические отношения: международная торговля, международное движение капитала, миграция рабочей силы, научно-техническое сотрудничество. Платежный баланс страны. Валютный курс.

3 Литература и учебно-методические материалы

(более полный список – у преподавателя)

1. Николаева И.П. Экономическая теория: учебник для бакалавров / И.П. Николаева. М.: изд-во "Дашков и К",2013.-328 с.- Доступ из ЭБС «Лань»

2.Данильчик Т.Л. Экономика: уч. пособие/ Т.Л. Данильчик – Барнаул: АлтГТУ им. И.И. Ползунова, 2007-2010. – 200 с. – 36 экз.

  1. Кожекин Ю.П. Экономическая теория: учебное пособие / Ю.П. Кожекин, И.Н. Сычева; Алт. гос. тех. университет им. И.И. Ползунова. – 3-е изд. – Барнаул: Азбука, 2010. – 290 с. – 150 экз.

  2. История экономической мысли / под.ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьева, Н.А. Макашовой. – М.: ИНФРА-М, 2009. –784 с. – 20 экз.

  3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики : учебник для вузов / Р.М. Нуреев. – 2-е изд, изм. – М.: Норма, 2007. – 576 с.

  4. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика: учебник / под ред. И.Е. Рудаковой. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 576 с.

  5. Никифоров А.А. Макроэкономика : научные школы, концепции, экономическая политика: учебное пособие / А.А. Никифоров, О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская ; под общ.ред. проф. А.В. Сидоровича. – М.: издательство «Дело и Сервис», 2008. – 534 с.

  6. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. 2 изд. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2007. – 544 с.

  7. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной.– М.: КНОРУС, 2007. – 608 с.

  8. Борисов Е.Ф. Экономика: учебник и практикум / Е.Ф. Борисов. - М.: издательство Юрайт, 2010.-596 с.- Доступ из ЭБС «Лань»

  9. Экономическая теория: учебник для вузов / под ред. Е.Н. Лобачевой. - М.: издательство Юрайт, 2010.-515 с.- Доступ из ЭБС «Лань»


4 График контроля (55 час)

Контрольное испытание

Время проведения

Вес в итоговом рейтинге

Выдача задания

1 неделя

-

Домашняя работа

12 неделя

0,25

Реферат

16 неделя

0,25

Зачет

17 неделя

0,5


Примечания:
*Все тесты проводятся в течение 30 - 40 мин., они включают задания на установление соответствия, выбор единственного или нескольких вариантов верного ответа, определение правильности утверждения, решение задач.

**Каждый студент пишет домашнюю работу, которая содержит 10 задач по основным проблемам микроэкономики (СРС – 10 час.). Рекомендации по выполнению и вариант работы выдается преподавателем на первой лекции семестра. Выполненную работу необходимо сдать на кафедру «Экономическая теория и предпринимательство» для проверки на 12 неделе семестра.

*** Каждый студент пишет реферат, в котором раскрывается содержание той или иной социально-экономической проблемы. ее практическая значимость и делаются теоретические выводы.

****На зачете в течение 60 мин. каждый студент выполняет тест промежуточного контроля, включающий 10 вопросов.

К зачету допускаются студенты, выполнившие домашнюю работу и написавшие реферат на положительные оценки. «Автоматы» по экономике выставляются студентам, набравшим не менее 60 баллов.

5 Шкала оценок и правила вычисления рейтинга

В АлтГТУ принята 100-балльная шкала оценок. Именно эти оценки учитываются при подсчёте рейтингов, назначении стипендии и в других случаях. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 75 баллов и выше – «отлично», 50 – 74 балла – «хорошо», 25 – 49 баллов – «удовлетворительно», менее 25 баллов – «неудовлетворительно».

Успеваемость студента оценивается с помощью текущего рейтинга (во время каждой аттестации) и итогового рейтинга (после сессии). Во всех случаях рейтинг вычисляется по формуле:, где Ri – оценка за i-ю контрольную точку, pi – вес этой контрольной точки. Суммирование проводится по всем контрольным точкам с начала семестра до момента вычисления рейтинга.

Семестровый рейтинг выставляется на основе оценок за домашнюю работу и реферат с учетом посещаемости.

Посещаемость занятий П (процент посещений студентом занятий с начала семестра) оценивается дополнительным баллом Бп, определяемым по схеме:

П ≤50% – Бп= 0

50% < П ≤ 60% – Бп = 2

60% < П ≤ 70% – Бп = 4

70% < П ≤ 80% – Бп = 6

80% < П ≤ 90% – Бп = 8

90% < П ≤ 100% – Бп = 10


Порядок вычисления семестрового рейтинга Rсем:

Rсем = 0,9 Rтек + Бп

Порядок вычисления итогового рейтинга Rи:

Rи = 0,5 Rсем + 0,5 Rзач.



6 Возможности повышения рейтинга

Для повышения рейтинга студент может написать эссе по актуальной проблеме курса, подготовить аналитическую справку, предполагающую использование информации из интернета. Работа, выполненная на оценку «удовлетворительно», добавляет к семестровому рейтингу – 2 балла, «хорошо» – 4 балла, «отлично» – 6 баллов.

При написании эссе следует стремиться создать максимально сжатый текст, затрагивающий, однако, все основные аспекты проблемы. Допускается использование только реальных примеров. Необходимо обязательно указать источник информации (номер журнала и страницы, где напечатана соответствующая статья; адрес интернет-сайта и т.п.). Эссе можно разнообразить при помощи графического или иллюстрированного материала.

В отличие от любой другой научной работы, например, реферата или курсового проекта, эссе не имеет четкой структуры.

Основным критерием оценивания является соответствие содержания эссе его теме. При этом учитывается владение экономической терминологией, знание экономических обобщений и законов, умение видеть экономическую проблему в соответствующем контексте, способность анализировать экономическую информацию, объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению, сформулировать и аргументировать собственные суждения.

Студент может выбрать тему эссе из предлагаемых к занятию вариантов либо самостоятельно предложить проблему для обсуждения. Объем эссе – не более 5 страниц, 12-14 шрифтом через 1,5 интервала.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Памятка для студентов, обучающихся по специальности 190109 «Наземные транспортно-технологические средства» по изучению дисциплины «экономика» (7 семестр) iconОсновная образовательная программа по направлению подготовки 23....
Основной образовательной программе 23. 05. 01 (190109. 65) Наземные транспортно-технологические средства
Памятка для студентов, обучающихся по специальности 190109 «Наземные транспортно-технологические средства» по изучению дисциплины «экономика» (7 семестр) iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
...
Памятка для студентов, обучающихся по специальности 190109 «Наземные транспортно-технологические средства» по изучению дисциплины «экономика» (7 семестр) iconПамятка для студентов направления подготовки 190100 «Наземные транспортно-технологические...
«Наземные транспортно-технологические комплексы» по изучению дисциплины «Язык и стиль научного изложения»
Памятка для студентов, обучающихся по специальности 190109 «Наземные транспортно-технологические средства» по изучению дисциплины «экономика» (7 семестр) iconПамятка для студентов направления подготовки 190100 «Наземные транспортно-технологические...
«Наземные транспортно-технологические комплексы» по изучению дисциплины «Язык и стиль научного изложения»
Памятка для студентов, обучающихся по специальности 190109 «Наземные транспортно-технологические средства» по изучению дисциплины «экономика» (7 семестр) iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
...
Памятка для студентов, обучающихся по специальности 190109 «Наземные транспортно-технологические средства» по изучению дисциплины «экономика» (7 семестр) iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
...
Памятка для студентов, обучающихся по специальности 190109 «Наземные транспортно-технологические средства» по изучению дисциплины «экономика» (7 семестр) iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту
Наземные транспортно-технологические средства, специализация «Технические средства агропромышленного комплекса», код дисциплины В....
Памятка для студентов, обучающихся по специальности 190109 «Наземные транспортно-технологические средства» по изучению дисциплины «экономика» (7 семестр) iconПамятка для студентов группы тгв-31 по изучению дисциплины «Исторические...

Памятка для студентов, обучающихся по специальности 190109 «Наземные транспортно-технологические средства» по изучению дисциплины «экономика» (7 семестр) iconПамятка по изучению дисциплины «экономика инновационной фирмы» для...
Изучение дисциплины «Экономика инновационной фирмы», предусматривает рассмотрение следующих тем
Памятка для студентов, обучающихся по специальности 190109 «Наземные транспортно-технологические средства» по изучению дисциплины «экономика» (7 семестр) iconРабочая программа Дисциплины в 02 «Машины и оборудование непрерывного...
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом -высшего профессионального образования и...
Памятка для студентов, обучающихся по специальности 190109 «Наземные транспортно-технологические средства» по изучению дисциплины «экономика» (7 семестр) iconУчреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла магистрантам очной формы обучения...
Памятка для студентов, обучающихся по специальности 190109 «Наземные транспортно-технологические средства» по изучению дисциплины «экономика» (7 семестр) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Памятка для студентов, обучающихся по специальности 190109 «Наземные транспортно-технологические средства» по изучению дисциплины «экономика» (7 семестр) iconУчебное пособие для студентов специальности «Мировая экономика»
Учебное пособие предназначено для углубленного изучения отдельных разделов дисциплины “Транспортное обеспечение внешнеэкономической...
Памятка для студентов, обучающихся по специальности 190109 «Наземные транспортно-технологические средства» по изучению дисциплины «экономика» (7 семестр) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Памятка для студентов, обучающихся по специальности 190109 «Наземные транспортно-технологические средства» по изучению дисциплины «экономика» (7 семестр) iconПамятка для студентов группы тмп–81 по изучению дисциплины «Биохимия» (6 семестр)
...
Памятка для студентов, обучающихся по специальности 190109 «Наземные транспортно-технологические средства» по изучению дисциплины «экономика» (7 семестр) iconПамятка для студентов специальности 080101 «Экономическая безопасность»...
Целью освоения дисциплины «История экономических учений» является формирование у студентов научного мировоззрения и современного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск