Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
страница1/4
Дата публикации30.12.2014
Размер398 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Экономика > Методические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации по изучению дисциплины «ЭКОНОМИКА»

для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»:


  • раскрыть основные понятия, тенденции, категории и за­коны экономического развития применительно к историческому процессу в целом, к условиям рыночной экономики, в частности;

  • определить базовые закономерности хозяйственной жизни и механизм интерпретации значимых моделей и стереотипов экономического поведения в современной действительности;

  • рассмотреть экономическую систему с точки зрения от­дельных субъектов рыночной экономики и законов их поведения в ме­няющихся рыночных условиях;

  • определить возможность и необходимость применения теоретических положений экономики в рамках регулирования всех сфер хозяйственной жизни;

  • охарактеризовать экономическую систему на микро-, макро- и мезо- эко­номическом уровне;

  • выявить базовые дисфункции рыночных механизмов в современной экономической системе формируемой как на территории отдельно взятых стран, так и в условиях мирового хозяйства.

  • максимально приблизить теоретические экономиче­ские понятия к реальной хозяйственной практике.


Задачи курса состоят:

- в понимании сущности и содержания экономических процессов, принципов и методов хозяйствования на различных уровнях обществен­ного производства;

- в уяснении поведения человека в условиях ограниченности ресур­сов и безграничности потребностей;

- в сокращении дистанции между во многом абстрактными экономи­ческими категориями и реальными фактами экономической жизни;

- в методологической помощи студентам при выборе решений на микро-, макро- и глобальном уровнях экономики.
В результате освоения дисциплины обучающийся:

  1. использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-7);

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) знать:

  • основные концепции развития экономической науки;

  • основные закономерности взаимодействия человека и общества;

  • экономические законы и категории рыночной экономики;

  • механизм и инфраструктуру различных типов экономики;

  • особенности современного экономического развития России и мира;

  • главные элементы экономической политики, которые привели целую группу стран к высокому уровню экономического благосостояния;

  • тенденции и направления развития науки в современной действительности.

2) уметь:

  • применять экономические знания в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности;

  • проводить макро- и микроэкономический анализ работы учреждений сферы образования и культуры;

  • охарактеризовать макроэкономические показатели и их динамику;

  • определять основные тенденции и явления в экономике, а также давать им правильную интерпретацию;

  • пользоваться экономической информацией, решать цифровые эко­номические задачи, объяснить конкретные экономические ситуации на макро- и микроэкономическом уровнях, на уровне мирового рынка;

  • анализировать экономическую политику, особенности ее развития на современном этапе;

  • принимать решения на основе знаний теории и практики экономики, как науки.

3) владеть:

  • навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

  • детерминации базовых явлений и процессов;

  • технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний;

  • практическими основами решения задач в своей профессиональной деятельности.

  1. иметь представление:

  • об основных проблемах и перспективах совершенствования методов исследований и моделирования в экономике;

  • об экономико-математических методах исследования социально-экономических процессов.

  • о методах решения задач исследования и моделирования развития национальной хозяйственной системы;

  • о методологическом аппарате неоклассической экономической теории, описывающей проблемы взаимодействия элементов национальной экономической системы и способы их решения, а также о методологическом аппарате институциональной экономической теории, описывающей проблемы хозяйств на макроуровне;

  • об эконометрических и математических методах и их применении в решении задач оптимизации функционирования экономических систем разного уровня;

  • о механизмах разработки и применения разнообразных моделей в управлении социально-экономическими процессами и системами;

  • о целях и задачах экономико-математического моделирования.

  1. обладать навыками:

  • исследования национальной экономики и национального рынка как объекта моделирования;

  • самостоятельного решения задач по исследованию и моделированию развития национальной хозяйственной системы;

  • применения методологического аппарата неоклассической и институциональной экономической теории в ходе решения прикладных профессиональных задач;

  • использования эконометрических и математических методов в решении задачи оптимизации функционирования экономических систем разного уровня;

  • аналитической деятельности и разработки практических рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятий на основе экономико-математических методов.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(для всех направлений подготовки, на которых читается дисциплина (модуль): «Экономика»

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 2 зачетные единицы (из расчета 1 ЗЕТ = 36 часам): 72 часа.


№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

(форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часы на СРС*

1.

020400.62 Биология, профиль «Общая биология»

(2ББио)

2

4

72 / 2

36

8

14

22

-

36

зачет

  • Общее количество часов по СРС в данной таблице для дисциплин с формой контроля «Экзамен» высчитывается так же как и для дисциплин с формой контроля «Зачёт», где общее количество часов на СРС равно разности общей трудоёмкости по дисциплине и общего количества аудиторной работы.


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ):

Разделы дисциплины (модуля) и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

020400.62 Биология, профиль «Общая биология»

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС




Введение
















1.

Введение в экономическую науку. Основы экономического анализа.

6 / -

2

4

-

5




Микроэкономика
















2.

Основы обмена. Рыночная система хозяйствования. Конкуренция.

4 / 2

2

2

-

5

3.

Спрос, предложение, рыночное равновесие, равновесная цена. Поведение потребителя.

8 / -

2

6

-

5

4.

Фирма. Производство и издержки. Факторы производства и факторы дохода

4 / 2

2

2

-

5




Макроэкономика
















5.

Основные макроэкономические показатели. Макроэкономическое равновесие и его обеспечение

6 / -

2

2

-

5

6.

Денежно-кредитная система. Инфляция. Система антиинфляционных мер

4 / -

2

4

-

5

7.

Финансовая система. Финансовая и фискальная политика государства. Регулирование экономики.

4 / 4

2

2

-

6




И Т О Г О:

36 / 8

14

22

-

36




9. Содержание разделов дисциплины

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Введение в экономическую науку. Основы экономического анализа.

Экономика как наука: предмет, функции и метод. Уровни экономи­ческого анализа: микро-, макро-, мезо-, мегаэкономика. Позитивная и нормативная экономика. Исторические этапы развития экономических знаний и экономической науки (меркантилизм, физиократы, монетаризм, неолиберализм, маржинализм, марксизм, кейнсианство, институционализм, теория социально-ориентированного рыночного хозяйства). Условия и противоречия экономического развития. Экономические ресурсы и их ограниченность. Выбор альтернатив использования ресурсов. Проблема занятости ресурсов. Кривая производственных возможностей. Вмененные издержки. Закон возрастания вмененных издержек. Альтернативная стои­мость. Экономические проблемы, стоящие перед обществом. Экономический рост. Незанятость и неполное использование ресур­сов. Изменение количества и качества ресурсов. Современные производст­венные альтернативы и будущий экономический рост. Основные понятия собственности. Модели экономических систем. Критерии классификации экономических систем.
Основные понятия и термины: экономика, политическая экономия, экономическая теория, экономические категории и экономиче­ские законы, процесс труда, экономические ресурсы, производительные силы, производственные отношения, анализ, синтез, индукция, дедукция, принципы «при прочих равных условиях», «затраты-выгоды», меркантилизм, физиократы, монетаризм, не­олиберализм, маржинализм, марксизм, кейнсианство, институционализм, теория социально-ориентированного рыночного хозяйства, блага, воспроизводство, производство, распределение, обмен, потребление, эконо­мическая система, факторы производства, вмененные издержки, альтернативная стоимость, собственность, при­ватизация, разгосударствление.
МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 2. Основы обмена. Рыночная система хозяйствования. Конкуренция.

Условия появления товарного производства и возникновения рыноч­ной организации производства. Ограниченность ресурсов. Общественное разделение труда и спе­циализация. Обмен. Принцип «невидимой руки».

Черты, цели и субъекты рыночной экономики. Модели рыночной системы хозяйствования. Рынок: виды и функции, «провалы» рынка. Инфраструктура рынка. Рынок и государство: цели вмешательства и границы.

Основные понятия и термины: общественное разделение труда, на­туральная форма хозяйства, товарное хозяйство, рыночная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика, рынок, структура рынка, система рын­ка, субъекты рыночной экономики, товар, свойства товара, стоимость, це­на, «провалы» рынка, рыночная инфраструктура.

Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия (чистая монополия, естественная монополия). Монопсония.

Методы конкурентной борьбы. Ценовая дискриминация. Монополия «за» и «против». Двойственная роль монополии.

Антимонопольное (антитрестовское законодательство). Особенно­сти монополизма в Российской Федерации. Антимонопольное регулирова­ние в России.

Основные понятия и термины: конкуренция, совершенная конку­ренция, несовершенная конкуренция, неценовая конкуренция, монополия, естественная монополия, монопсония, олигополия, ценовая дискримина­ция.
Тема 3. Спрос, предложение, рыночное равновесие, рыночная цена. Поведение потребителя

Спрос и факторы, влияющие на спрос. Закон спроса. Спрос и вели­чина спроса.

Предложение товаров на рынке. Факторы, влияющие на предложе­ние. Закон предложения. График предложения. Предложение и объем предложения.

Эластичность спроса и эластичность предложения: расчет и практи­ческое значение показателей.

Цена спроса и цена предложения, равновесная цена. Нарушения ры­ночного равновесия.

Основы теории потребительского поведения. Предельная полезность. Анализ потребитель­ских предпочтений. Кривые безразличия. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия. Прави­ло потребительского поведения. Эффект дохода и эффект замещения.

Основные понятия и термины: спрос, предложение, функция спро­са, функция предложения, эластичность, взаимозаменяемые товары, рав­новесие, потребности, полезность, потреби­тельский выбор, правило максимизации полезности, закон убывающей предельной полезности, предельная норма замеще­ния, эффект дохода и эффект замещения.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению курса «Основы менеджмента обсуждены...
Методические рекомендации предназначены для студентов очной, заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой...
Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной...
Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» iconМетодические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск