Скачать 398 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины «ЭКОНОМИКА» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»:
Задачи курса состоят: - в понимании сущности и содержания экономических процессов, принципов и методов хозяйствования на различных уровнях общественного производства; - в уяснении поведения человека в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей; - в сокращении дистанции между во многом абстрактными экономическими категориями и реальными фактами экономической жизни; - в методологической помощи студентам при выборе решений на микро-, макро- и глобальном уровнях экономики. В результате освоения дисциплины обучающийся:
В результате освоения дисциплины студент должен: 1) знать:
2) уметь:
3) владеть:
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (для всех направлений подготовки, на которых читается дисциплина (модуль): «Экономика» Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 2 зачетные единицы (из расчета 1 ЗЕТ = 36 часам): 72 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ): Разделы дисциплины (модуля) и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
9. Содержание разделов дисциплины ВВЕДЕНИЕ Тема 1. Введение в экономическую науку. Основы экономического анализа. Экономика как наука: предмет, функции и метод. Уровни экономического анализа: микро-, макро-, мезо-, мегаэкономика. Позитивная и нормативная экономика. Исторические этапы развития экономических знаний и экономической науки (меркантилизм, физиократы, монетаризм, неолиберализм, маржинализм, марксизм, кейнсианство, институционализм, теория социально-ориентированного рыночного хозяйства). Условия и противоречия экономического развития. Экономические ресурсы и их ограниченность. Выбор альтернатив использования ресурсов. Проблема занятости ресурсов. Кривая производственных возможностей. Вмененные издержки. Закон возрастания вмененных издержек. Альтернативная стоимость. Экономические проблемы, стоящие перед обществом. Экономический рост. Незанятость и неполное использование ресурсов. Изменение количества и качества ресурсов. Современные производственные альтернативы и будущий экономический рост. Основные понятия собственности. Модели экономических систем. Критерии классификации экономических систем. Основные понятия и термины: экономика, политическая экономия, экономическая теория, экономические категории и экономические законы, процесс труда, экономические ресурсы, производительные силы, производственные отношения, анализ, синтез, индукция, дедукция, принципы «при прочих равных условиях», «затраты-выгоды», меркантилизм, физиократы, монетаризм, неолиберализм, маржинализм, марксизм, кейнсианство, институционализм, теория социально-ориентированного рыночного хозяйства, блага, воспроизводство, производство, распределение, обмен, потребление, экономическая система, факторы производства, вмененные издержки, альтернативная стоимость, собственность, приватизация, разгосударствление. МИКРОЭКОНОМИКА Тема 2. Основы обмена. Рыночная система хозяйствования. Конкуренция. Условия появления товарного производства и возникновения рыночной организации производства. Ограниченность ресурсов. Общественное разделение труда и специализация. Обмен. Принцип «невидимой руки». Черты, цели и субъекты рыночной экономики. Модели рыночной системы хозяйствования. Рынок: виды и функции, «провалы» рынка. Инфраструктура рынка. Рынок и государство: цели вмешательства и границы. Основные понятия и термины: общественное разделение труда, натуральная форма хозяйства, товарное хозяйство, рыночная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика, рынок, структура рынка, система рынка, субъекты рыночной экономики, товар, свойства товара, стоимость, цена, «провалы» рынка, рыночная инфраструктура. Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия (чистая монополия, естественная монополия). Монопсония. Методы конкурентной борьбы. Ценовая дискриминация. Монополия «за» и «против». Двойственная роль монополии. Антимонопольное (антитрестовское законодательство). Особенности монополизма в Российской Федерации. Антимонопольное регулирование в России. Основные понятия и термины: конкуренция, совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция, неценовая конкуренция, монополия, естественная монополия, монопсония, олигополия, ценовая дискриминация. Тема 3. Спрос, предложение, рыночное равновесие, рыночная цена. Поведение потребителя Спрос и факторы, влияющие на спрос. Закон спроса. Спрос и величина спроса. Предложение товаров на рынке. Факторы, влияющие на предложение. Закон предложения. График предложения. Предложение и объем предложения. Эластичность спроса и эластичность предложения: расчет и практическое значение показателей. Цена спроса и цена предложения, равновесная цена. Нарушения рыночного равновесия. Основы теории потребительского поведения. Предельная полезность. Анализ потребительских предпочтений. Кривые безразличия. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия. Правило потребительского поведения. Эффект дохода и эффект замещения. Основные понятия и термины: спрос, предложение, функция спроса, функция предложения, эластичность, взаимозаменяемые товары, равновесие, потребности, полезность, потребительский выбор, правило максимизации полезности, закон убывающей предельной полезности, предельная норма замещения, эффект дохода и эффект замещения. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности | Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое... Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Административная... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии | ||
Методические рекомендации по изучению курса «Основы менеджмента обсуждены... Методические рекомендации предназначены для студентов очной, заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины ... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для курсовой... Лапутина, О. А. Организация производства и предпринимательства в апк: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания... | Методические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной... Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... Лапутина, О. А. Менеджмент: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф... | Методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной... Лапутина, О. А. Маркетинг: методические рекомендации по изучению дисциплины и задания для контрольной работы / О. А. Лапутина. Хф... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания... Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии» | Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... |