Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии
страница1/6
Дата публикации29.06.2013
Размер0.76 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Б3. В.2 Основы нейропсихологии
(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению
подготовки бакалавриата (магистратуры)

050400 Психолого-педагогическое образование,

профиль Психология образования

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) с указанием
профиля (названия магистерской программы)


Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.)

Зав. кафедрой

_______________И.А. Синкевич

2012


1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б.3В2 Основы нейропсихологии
2. Автор программы: Оконешникова О.В., канд. психол. наук, доцент
4. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Основы нейропсихологии» ставит целью изучение

Целью данного курса является формирование у студентов знаний о психологических закономерностях изменения и распада структуры высших психических функций, личности и деятельности при локальных поражениях мозга.

Основные задачи курса:

  1. Сформировать у студентов знание об основных теоретических постулатах нейропсихологии и основных направлениях развития данной отрасли науки.

  2. Сформировать у студентов понимание основных методических принципов построения нейропсихологического исследования.

  3. Сформировать у студентов понимание основных закономерностей развития высших психических функций, личности и деятельности при локальных поражениях мозга.

  4. Дать общее представление о механизмах, принципах и методах нейропсихологической коррекции больных при локальных поражениях мозга.

В результате освоения данной дисциплины студент должен:

  1. знать содержание, предмет и методы нейропсихологии;

  2. знать основные нейропсихологические синдромы; нарушения высших психических функций, личности и деятельности при локальных поражениях мозга;

  3. знать проблему функциональной асимметрии мозга,

  4. знать проблему правшества и левшества;

  5. иметь представление о психологических закономерностях развития психики и деятельности больных с локальными поражениями мозга, о методах коррекции нейропсихологических нарушений;

уметь применять полученные знания в практической профессиональной деятельности.
5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Основы нейропсихологии относится к профессиональному циклу ООП ВПО. Изучение дисциплины опирается на базовые курсы общей психологии, психологии развития, а также на дополнительную профессиональную подготовку («Актуальные проблемы психологии»).

Изучение основ нейропсихологии важно для понимания педагогики и психологии развития детей, клинической психологии, психокоррекции и консультирования детей и подростков.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Методологической основой программы является учение о высших психических функциях и деятельностный подход, интегрирующие представления о развитии психики и личности в онтогенезе.

Курс включает в себя лекционные, семинарские и самостоятельные занятия. На лекционных и семинарских занятиях студенты знакомятся с феноменологией, теорией и практикой нейропсихологии. Самостоятельные занятия включают проработку литературы, подготовку к контрольным работам и зачетам по прочитанным монографиям.

Итоговые требования к уровню освоения курса изложены в экзаменационных вопросах.

Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями:

В области психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании (ПКСПП):

способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями (ПКСП-1);

В социально-педагогической деятельности (ПКСП):

  • готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося (ПКСП-1).

10. Темы для самостоятельного изучения – 66 час.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)

Форма самостоятельной

Работы

Кол.

Часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Предмет, задачи и методы нейропсихологии.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


8

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ


2

Основные понятия нейропсихологии.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


8

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ

3

Основные модели нейропсихологических нарушений. Структурно-функциональная модель мозга (А.Р.Лурия).

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


8

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ

4

Основные нейропсихологические нарушения высших психических функций.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


12

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ

5

Психические особенности больных с поражением лобных отделов коры больших полушарий (лобный синдром).

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


6

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ

6

Нейропсихологическая реабилитация больных.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


8

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ

7

Межполушарная асимметрия мозга и межполушарные взаимодействия.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


8

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ

8

Учет нейропсихологических факторов в развитии и обучении детей и подростков.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


8

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ


11.Интерактивные формы занятий:


№ раздела (темы)

Формы

1. Предмет, задачи и методы нейропсихологии.

Групповая дискуссия по теме

2. Основные понятия нейропсихологии.

Подготовка групповых проектов и их защита (интерактивная форма)

3. Основные модели нейропсихологических нарушений. Структурно-функциональная модель мозга (А.Р.Лурия).

Конференция по теме курса (интерактивная форма)

4. Основные нейропсихологические нарушения высших психических функций.

Конференция по теме курса (интерактивная форма)

5. Психические особенности больных с поражением лобных отделов коры больших полушарий (лобный синдром).

Групповая дискуссия по теме

Конференция по теме курса (интерактивная форма).

6. Нейропсихологическая реабилитация больных.

Групповая дискуссия по теме

Конференция по теме курса (интерактивная форма)

7. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарные взаимодействия.

Групповая дискуссия по теме

Конференция по теме курса (интерактивная форма)

8. Учет нейропсихологических факторов в развитии и обучении детей и подростков.

Групповая дискуссия по теме

Конференция по теме курса (интерактивная форма).


12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:
Практическое занятие 1.

Нейропсихология – наука о мозговых механизмах психической деятельности


  1. Нейропсихология: история становления.

  2. Предмет нейропсихологии. Основные теоретические и прикладные проблемы нейропсихологии.

  3. Место нейропсихологии в ряду других наук.

  4. Методы нейропсихологии.

  5. Схема нейропсихологического заключения.

  6. Основные разделы нейропсихологии.

  7. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.

  8. Практическое значение нейропсихологии.

Литература

  1. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М. : Академия, 2006. – С. 22-44 (структурная и функциональная организация коры головного мозга).

  2. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга. – М.: Мир, 1983.

  3. Хомская Е. Д. Нейропсихология. – СПб. : Питер, 2006. – С. 12-124.


Задание:

  1. читать источники и подготовить ответы на вопросы;

  2. выписать основные персоналии нейропсихологии, указать их вклад в развитие нейропсихологии;

  3. сделать краткие выписки по вопросу 4;

  4. выписать схему нейропсихологического заключения;

  5. подготовить доклады и рефераты по теме занятия.


Методические рекомендации по составлению конспекта:

Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

Выделите главное, составьте план;

Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Методические рекомендации по работе с темой:
При анализе нарушений следует опираться на теорию высших психических функций Л.С.Выготского и Лурия, структурно-функциональную модель А.Р.Лурия и деятельностный подход А. Н. Леонтьева.
Практическое занятие 2.

Основные понятия нейропсихологии
1. Основные понятия нейропсихологии.

2. Высшие психические функции. Мозговые механизмы высших психических функций. Норма функции.

3. Нейропсихологический симптом, синдром.

4. Нейропсихологический фактор. Основные нейропсихологические факторы.

5. Нейропсихологическая диагностика.

6. Нейропсихологическая реабилитация.

7. Основные принципы строения мозга.

8. Первичные, вторичные и третичные зоны коры: архитектоника и функции.
Литература

  1. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М. : Академия, 2006. – С. 22-44 (структурная и функциональная организация коры головного мозга).

  2. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. – М.: МЕДпресс-Информ, 2008 (и др. издания).

  3. Хомская Е. Д. Нейропсихология. – СПб. : Питер, 2006. – С. 12-124.


Задание:

  1. читать источники и подготовить ответы на вопросы;

  2. выписать основные понятия нейропсихологии, используя предложенные источники;

  3. сделать краткие выписки по вопросу 7 и вопросу 8;

  4. подготовить доклады и рефераты по теме занятия.


Методические рекомендации по составлению конспекта:

Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

Выделите главное, составьте план;

Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Методические рекомендации по работе с темой:
При анализе нарушений следует опираться на теорию высших психических функций Л.С.Выготского и Лурия, структурно-функциональную модель А.Р.Лурия и деятельностный подход А. Н. Леонтьева.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 3 Основы экономики...
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии iconПрограмма учебной дисциплины семейное право шифр дисциплины и её название в строгом соответствии
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии iconПрограмма учебной дисциплины семейное право шифр дисциплины и её название в строгом соответствии
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 7 «правоведение»...
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 11 Экономика шифр...
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Направление шифр
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии iconПрограмма учебной дисциплины основы автоматизации производства
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск