Розанова Н. М. Письменная работа студента и аспиранта: как добиться совершенства // Н. М.





Скачать 145.96 Kb.
НазваниеРозанова Н. М. Письменная работа студента и аспиранта: как добиться совершенства // Н. М.
Дата публикации23.11.2017
Размер145.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы

В качестве методических рекомендаций по написанию эссе предлагаются фрагменты следующего пособия:

Розанова Н.М. Письменная работа студента и аспиранта: как добиться совершенства // Н.М. Розанова. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. — 124 с. — (Высшее образование).
ГЛАВА 2

МАЛЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ
Для активизации самостоятельной работы студентов и развития навыков публичного выступления многие преподаватели прибегают к таким формам контроля знаний, как эссе, доклады, рефераты. Все эти виды деятельности можно отнести к малым письменным работам. Эссе, доклад и реферат по своему объему значительно уступают курсовой и тем более выпускной квалификационной работам. Поднимаемые проблемы, методика их анализа, глубина и широта выводов также существенно различаются. Как правило, курсовая работа носит междисциплинарный характер, она контролирует исследовательскую подготовку студента за определенный период времени (год или семестр). Эссе, доклад и реферат обычно привязаны к определенному изучаемому предмету и включают анализ ограниченного числа концепций, рассматриваемых в ходе обучения.

Эссе, доклад и реферат характеризуются рядом общих черт, а также имеют свои особенности. Вначале рассмотрим то общее, что будет полезно при написании любого из этих малых самостоятельных работ. Затем остановимся на специфических аспектах каждого вида и приведем примеры наиболее удачных из них.

Структура работы
Ключевые элементы малой письменной работы схожи со структурой курсовой.

Во введении точно определите тему, выделите главные проблемы, которые нужно раскрыть, и решите, каким образом эти проблемы будут проанализированы.

В основной части целесообразно выстраивать систему аргументации на основе глубокой проработки темы и доказательств, обосновывающих высказанные утверждения. Следует выдвигать новые идеи по одной, в логической последовательности, которая даст возможность читателю проследить направление ваших рассуждений. Поскольку эссе, доклад и реферат считаются малыми формами, не принято делить основную часть на отдельные главы. Вместе с тем для удобства изложения и ясности логики аргументации основное содержание подразделяется на параграфы или разделы, которые — особенно в докладе и реферате — могут иметь самостоятельные подзаголовки.

В заключении дается обобщение выдвинутых идей и освещаются ключевые моменты главной части работы. Как правило, заключение составляется в соответствии с названием работы. Также здесь можно указать направления дальнейшего исследования и изучения данной темы. В силу небольшого объема всей работы приложения не предусматриваются. Графики и таблицы следует конкретизировать по ходу изложения основного текста.

При проверке работы необходимо в первую очередь обратить внимание на то, расположены ли идеи в логическом порядке и не слишком ли их много для такого небольшого объема, который отличает малую форму. Обычно каждый параграф основного текста должен содержать не более (но и не менее!) одной идеи. Кроме того, следует проверить, объединены ли рассматриваемые идеи общей мыслью, схожей аргументацией и совокупной задачей работы.

Рекомендуемые объемы малых письменных работ:

эссе — 5-8 страниц; доклад — 10-15 страниц; реферат — 15-20 страниц.
Критерии выставления оценки
Для самопроверки работы можно использовать ту же форму, которая была представлена в главе 1. Критерии оценки малых письменных работ могут быть как более, так и менее детальными. Наиболее удачный вариант оценки в процентах к итогу приведен ниже в таблице.

Критерий

Доля в общей оценке, %

Соответствие темы и содержания

5

Собственные мысли

8

Оригинальность работы

8

Интересные примеры

7

Глубина подхода к анализу проблем

10

Новизна подхода к проблеме

5

Ссылки на цитируемые работы и данные

5

Правильность подбора фактического материала

7

Соответствие теории и практического материала

10

Логичность работы

9

Отсутствие лишнего материала, не имеющего отношения к теме работы

8

Правильный выбор автором сочетания краткости изложения и глубины охвата материала

6

Наличие и уместность графиков

3

Охват всех требуемых вопросов

6

Правильность оформления работы

3

Всего

100



Согласование тематики
Очень часто одна и та же тема выступает в качестве эссе, доклада, реферата и, возможно, курсовой работы. Целесообразность подобного «параллелизма» связана с необходимостью углубления и развития одной и той же проблематики по мере того, как студент овладевает новыми знаниями и новыми навыками анализа. Начав с первого знакомства с темой в ходе написания эссе и/или представления на занятии доклада, студент продвигается вперед, накапливая дополнительный материал, расширяя поле анализа в смежные области и рассматривая все более тонкие аспекты проблемы при составлении реферата или курсовой.

Эссе обычно имеет дело с одним-двумя сторонами заявленной темы. Доклад расширяет проблематику до 3-4 вопросов, вносит новые примеры и анализирует новых авторов. Реферат продолжает углублять тему по новым направлениям, рассматривая каждый вопрос более детально.

В качестве примера согласования тематики всех видов письменных работ возьмем следующую тему курса «Макроэкономика».
Тема:

Анализ макроэкономической среды для бизнеса в России (на примере какой-либо отрасли народного хозяйства)
Проблематика эссе может выглядеть таким образом:

1. Общая экономическая ситуация в отрасли как отражение

конъюнктуры бизнеса.

2. Характеристики совокупного спроса в отрасли.

  1. Характеристики совокупного предложения в отрасли.

  2. Инвестиционная привлекательность отрасли.

  3. Международная конкурентоспособность отрасли.



Особенности написания эссе
Эссе предлагаются преподавателем в качестве письменного домашнего задания для демонстрации навыков успешного освоения какой-либо дисциплины специальности обучения. Цель эссе — показать определенный уровень освоения аналитического материала и умение применить теоретические знания к исследованию реальной ситуации из практики, в частности, в экономической области, из практики функционирования российской (или зарубежной) экономики и государственной политики.

Экономическое эссе выполняется по следующей схеме:

  • описание теоретической модели, которая решает выбранную проблему;

  • пример из практики экономической жизни и государственной политики, иллюстрирующий теоретическую модель;

  • рекомендации, которые могут быть сделаны на основе выводов модели, применительно к данной практической ситуации.

Аналогичная схема — (1) модель, (2) практический пример, ее иллюстрирующий, (3) выводы и рекомендации — может быть использована и по другим курсам. Пусть вас не вводит в заблуждение идея модели. В экономических и социологических областях модели, скорее всего, будут математическими. В других гуманитарных дисциплинах под моделью понимается строгое описание какой-либо концепции, лежащей в основе анализа. Задача модели — однозначным образом очертить круг исследуемых явлений, показать механизмы взаимодействия внутри выбранной структуры, особенности поведения элементов этой структуры. Задача может быть решена как количественными (математическими и статистическими методами), так и качественными способами, путем детальной характеристики.
Одной из наиболее оригинальных разновидностей эссе может стать домашнее задание в виде составления и решения самим студентом задачи на любую (или заданную) тему курса. Задача должна включать: количественные параметры, описание решения, качественную интерпретацию полученных результатов, необходимые графики и формулы. Подобная методика позволяет обучающемуся самому проконтролировать эффективность усвоения курса и показывает реальную степень понимания изучаемых концепций.

В этом случае могут быть применены следующие критерии оценки:

  • оригинальность задачи;

  • наличие количественных компонентов задания и решения;

  • наличие качественных компонентов задания и решения;

  • сложность задачи (количественная);

  • сложность задачи (качественная);

  • корректность формулировки задания;

  • правильность решения задания;

  • соответствие выбранной теме курса.


Образец написания эссе

Эссе № I1
Жить или не жить в Москве: экономический анализ предпочтений потребителя
Многие люди (или экономические агенты, как их называют экономисты) утверждают, что они непредсказуемы, что их поведение (а значит, и экономическое поведение) невозможно угадать, однако исследования помогли вывести особенности поведения различных социальных и экономических групп. Редко найдется человек, который как потребитель «не попал» бы в ту или иную категорию. Может быть, и не очень приятно, но все мы как средние потребители предсказуемы.

В декабрьском «Эксперте» (1999 г.) была опубликована статья «Сезон покупок» о невероятном росте спроса на жилье в Москве осенью 1999 г. Согласно этой статье уровень спроса по сравнению с летом вырос вдвое.

Чем же это могло быть вызвано? Для начала взглянем на статистику.

Рынок жилья подразделяется на первичный, где происходит продажа вновь построенного жилья, и вторичный, на котором физическим и юридическим лицам продаются квартиры из существующего жилого фонда. Спрос на жилье в Москве всегда был как повышенным, так и платежеспособным, в связи с чем московское правительство практиковало продажу на аукционах части построенного муниципального жилья по рыночным ценам, направляя большую часть вырученных денег на финансирование нового строительства. Проведение аукционов муниципального жилья способствовало дальнейшему развитию жилищного рынка в городе и позволило практически не снижать объемов жилищного строительства. С 1995 г. от проведения аукционов отказались, и продажа муниципальных квартир стала проводиться специально уполномоченными риэлторскими компаниями. Цены же на вторичном рынке жилья оставались на 10-15% ниже, чем на первичном. Но высокий спрос на московское жилье, высокая прибыльность операций с ним, а также наличие развитой законодательной базы привели к бурному развитию вторичного рынка жилья в Москве. Лишь за последний год операции на вторичном рынке жилья превысили 6 млрд руб. Что касается предложения, то за последние годы оно демонстрирует сильную устойчивость.

Теперь поговорим о спросе. Что руководит нашими действиями при выборе того, а не иного блага? Экономика учит нас, что прежде всего это предпочтения. У каждого человека, как правило, формируется набор таковых. Человек, например, предпочитает удобную квартиру на Ленинградском проспекте любой другой.

Как только мы начинаем изучать проблему предпочтений, то сразу же сталкиваемся с понятием полезности. На вопрос, что это такое и как это измерять, до сих пор не получено лучшего, чем «на пальцах», ответа. Однако даже рядовому потребителю понятно, что полезность трехкомнатной квартиры в центре Москвы выше соответствующего показателя относительно однокомнатной квартиры, скажем, в подмосковном Щелкове. Хочу добавить немаловажное уточнение: мы говорим о рациональных потребителях. То есть о тех, кто стремится приобрести квартиру получше и подешевле.

Казалось бы, чем больше общая полезность, тем лучше. Но экономист понимает: необходимо учитывать и предельную полезность. Часто «полезнее» купить более дорогую квартиру ближе к центру, чем более дешевую в том же Щелкове. Проводя такую оценку вложения своих денег, потребитель, может быть, сам того не подозревая, пытается максимизировать свою полезность. Экономисты заявили бы: здесь работает формула MUt/Pt = MJJ2/PV но среднему потребителю до этого далеко. Критерии его отбора — это чистота района, близость крупных дорог и шоссе (рассматриваемое как существенный минус), наличие лесного массива и т.д. Вывод — растет спрос на квартиры в таких районах Москвы, как Фили, Кунцево, Давыдково. И факты говорят сами за себя: оценка земель показывает, что в центре города потенциал роста цен не исчерпан примерно вдвое, на периферии — примерно в 10 раз, а в упомянутых районах в следующие десять лет ожидается гораздо более значительный, чем где бы то ни было в городе, рост цен на жилье. И вот тут-то и возникает более серьезная, но не менее предсказуемая экономистами проблема: цена.

Факт, явственно ощущаемый на себе любым потребителем, — это ограниченность его бюджета. Может, и хотелось бы купить квартиру за 50 тыс. долл., но, согласитесь, что когда в кармане всего 25 тыс. долл. сделать это довольно проблематично. Кстати, согласно другой статье (Эксперт. 1999. № 42) можно надеяться, что в ближайшем будущем в результате введения ипотечного кредитования проблема «доставания» лишних тысяч долларов не будет стоять столь остро. Что пока представляется туманной перспективой в связи с недоверием россиян к банкам, банков к россиянам и не очень хорошим инвестиционным климатом в целом.

Но мы разговариваем о настоящем, а следовательно, делаем акцент на то, что необходимо продумывать, подсчитывать и оценивать все в совокупности: и полезность, и бюджет, и покупать то, что в большей степени отвечает таким требованиям.

Заручившись теорией, попытаемся ответить на вопрос: что вызвало столь значительный рост спроса на квартиры?

Вариант первый — изменения в ценах. Очевидно, многие нашли выгодным приобрести необычно дешевые (порядка

360 долл. за кв. м, согласно «Эксперту») квартиры, пусть даже и в столь далеком от центра районе Москвы, как Южное Бутово. А почему бы и нет? Дешевле вряд ли где найдешь. Неплохой, довольно чистый район. Оценка полезности субъективна, а значит, есть вероятность, что этот вариант кого-нибудь да заинтересует. На снижение цен могло повлиять и сезонное увеличение рынка в конце финансового года. Получается следующее: рост спроса вызывает снижение цены, а это, в свою очередь, приводит к увеличению спроса.

Статистика показывает, что наибольшим спросом пользуется наименее дорогое жилье. Это не только квартиры в районах-новостройках, но и так называемые подержанные квартиры, предлагаемые к продаже на вторичном рынке. Тоже, кажется, неплохо — получаешь уже обжитую квартиру, да и оформление проходит быстрее. Все это, безусловно, учитывается при покупке.

Вариант второй. С этим фактом можно соглашаться или не соглашаться, но в России определенно складывается долгожданный средний класс. В расчете на него строится жилье в центре или «спальных» районах по ценам «немного» выше — в среднем 800-1300 долл. за кв. м. В таких ситуациях величина спроса оказывается меньше величины предложения жилья, и застройщики заинтересованы в том, чтобы не задирать цены и побыстрее все продать. Так что, судя по всему, скоро спрос на жилье для среднего класса тоже возрастет.

Самым дефицитным товаром, по данным «Эксперта», на рынке жилья являются так называемые элитные квартиры. Странно то, что цена за 1 кв. м здесь превышает 4000 долл. Что это? Увеличение величины спроса в связи с тем, что благо нормальное? Или одно из проявлений социального фактора нефункционального спроса, как, например, эффект Веблена? Вполне вероятно, что такая специфика спроса объясняется, скорее всего, структурой московского контингента. Ведь в столице живут не самые бедные люди, можно даже сказать больше — богатые, преуспевающие «новые русские».

Теоретически интересно составить график спроса на жилье в городе. Очевидно, что это будет кусочная функция, так как явно присутствуют как минимум три различные группы потребителей: те, кто предъявляет спрос на жилье по низким ценам, по средним и по высоким ценам. Пусть для простоты спрос каждой группы потребителей — линейная функция. Рассмотрим их подробнее.

Первая группа: беднейшие из покупателей квартир. Для них цена Pv при которой они входят/уходят с рынка, достаточно низкая (исходя из статистики не выше 600 долл. за кв. м). В то же время спрос на квартиры у них, вероятнее всего, высокий и очень чувствительный к изменению цены. Обозначим функцию их спроса как Рх - Ах - Bt • Q, где Ах и Вх — параметры.

Вторая группа: покупатели квартир со средним достатком. Для них цена Pv при которой они согласны вступить/выйти с рынка, выше, чем для потребителей первой группы (примерно 1200-1400 долл.). Спрос они предъявляют довольно большой, но в абсолютном выражении, скорее всего, меньший, чем «бедные». Другими словами, если функция их спроса выглядит как Р2 = А2 - В2 • Q, то Ахх > А22.

И, наконец, третья группа. Богатые покупатели квартир. Именно эта группа представляет наибольший интерес, так как их спрос довольно необычен. Они приобретают только элитные квартиры, и для них цена Р3 входа на рынок в несколько раз выше аналогичных цен двух остальных групп (она составляет до 4000 долл.). В то же время, поскольку эта группа потребителей самая малочисленная, то Аъъ < А22 < AJBV где Л3 и Въ — параметры функции спроса Р3 - А3 — В3 • Q.

Графики спроса для каждой группы потребителей и рыночного спроса представлены ниже.

Как и можно было ожидать, функция рыночного спроса кусочна и имеет несколько изломов. Это происходит вследствие того, что в разных диапазонах цен на рынке совместно оперируют разные группы потребителей. При цене квартир, превышающей Р2> — только «новые русские»; находящейся между Рх и Р2 — все, кроме «бедных»; при цене ниже Pt — все потребители.

Такой график (рис. 1) отражает неравномерное распределение покупательной способности потребителей, ее большую дисперсию.


Цена А

1,2, 3 - индивидуальный спрос —— - совокупный спрос

Величина спроса Рис. 2. Индивидуальный и рыночный спрос на жилье

Есть и последний, однако не самый безынтересный вариант, объясняющий такой необычный рост спроса на жилье. В это время вступил в действие Закон «О внесении изменений в первую часть Налогового кодекса Российской Федерации», призванный установить относительно жесткий контроль за доходами и расходами физических лиц. Рядовому потребителю бояться нечего, а вот тем, кто собирается что-либо приобретать на крупную сумму, придется объясняться.

Навязчивая идея «потратить деньги, пока не спросили, откуда они взялись» привела к настоящему буму на рынке жилья. И на самом деле, все просто: покупаешь квартиру, после Нового года она уже «своя» (за нее не надо отчитываться), и ее можно в любой момент продать, чтобы, не боясь, пускать средства на крупные расходы.

Итак, три вопроса: «Что купить?», «Сколько стоит?» и «Хватит ли денег?» — определяют выбор любого потребителя. Максимизируя полезность, оценивая свой бюджет, москвичи решают гамлетовскую дилемму «быть или не быть» в форме «купить или не купить», «снять или не снять» и т.п. Предпочтения, цены, бюджет, являющийся для многих наиболее резким ограничителем, всегда были и останутся основными факторами, влияющими на наш выбор, в том числе и относительно приобретаемого жилья. А что касается вопроса «жить или нежить в Москве», то, похоже, прошлой осенью многие решили его в пользу «жить».

Использованная литература:

1. Розанова Н.М. Письменная работа студента и аспиранта: как добиться совершенства // Н.М. Розанова. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. С. 41, 56 - 58, 60 - 68.

13а образец взято эссе студентки факультета экономики ГУ-ВШЭ (Москва) А. Поликарповой.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Розанова Н. М. Письменная работа студента и аспиранта: как добиться совершенства // Н. М. iconСоздание презентаций в Microsoft Office Power Point как форма самостоятельной...
Ьменная работа (реферат, эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), по избранной...
Розанова Н. М. Письменная работа студента и аспиранта: как добиться совершенства // Н. М. iconЭкономическая история темы рефератов
Реферат это самостоятельная письменная работа студента на темы, предложенные преподавателем. Он должен содержать
Розанова Н. М. Письменная работа студента и аспиранта: как добиться совершенства // Н. М. iconЭкономическая история темы рефератов
Реферат это самостоятельная письменная работа студента на темы, предложенные преподавателем. Он должен содержать
Розанова Н. М. Письменная работа студента и аспиранта: как добиться совершенства // Н. М. iconЭкономическая история темы рефератов
Реферат это самостоятельная письменная работа студента на темы, предложенные преподавателем. Он должен содержать
Розанова Н. М. Письменная работа студента и аспиранта: как добиться совершенства // Н. М. iconТемы рефератов по курсу «экономическая история» 2008/2009 учебный год
Реферат это самостоятельная письменная работа студента на темы, предложенные преподавателем. Он должен содержать
Розанова Н. М. Письменная работа студента и аспиранта: как добиться совершенства // Н. М. iconСамостоятельная работа студентов подразделяется на аудиторную и внеаудиторную...
Внеаудиторная самостоятельная работа студента рассматривается как работа с рекомендованной литературой, поиска информации по изучаемой...
Розанова Н. М. Письменная работа студента и аспиранта: как добиться совершенства // Н. М. iconРеферат по разделу «история экономической науки» это самостоятельная...
Учебный курс по истории экономических учений представляет собой первый раздел общего курса «История и философия науки», предназначенного...
Розанова Н. М. Письменная работа студента и аспиранта: как добиться совершенства // Н. М. iconРеферат по разделу «история экономической науки» это самостоятельная...
Учебный курс по истории экономических учений представляет собой первый раздел общего курса «История и философия науки», предназначенного...
Розанова Н. М. Письменная работа студента и аспиранта: как добиться совершенства // Н. М. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Приемы работы: фронтальная беседа; самостоятельная работа с текстом; выразительное чтение; творческая работа по главам; письменная...
Розанова Н. М. Письменная работа студента и аспиранта: как добиться совершенства // Н. М. iconСамостоятельная работа по подготовке студента к лекции Самостоятельная...
Преподавание административной ответственность в комплексе с другими дисциплинами призвано научить студентов-юристов
Розанова Н. М. Письменная работа студента и аспиранта: как добиться совершенства // Н. М. iconСамостоятельная работа по подготовке студента к лекции Самостоятельная...
Преподавание земельного права в комплексе с другими дисциплинами призвано научить студентов-юристов
Розанова Н. М. Письменная работа студента и аспиранта: как добиться совершенства // Н. М. iconКак писать реферат реферат
Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до...
Розанова Н. М. Письменная работа студента и аспиранта: как добиться совершенства // Н. М. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вид урока: интегрированный (т к в нём есть элементы различных видов уроков: беседа, лекция, практическая самостоятельная работа,...
Розанова Н. М. Письменная работа студента и аспиранта: как добиться совершенства // Н. М. iconКонтрольная работа № Письменная контрольная работа по дисциплине «Иностранный язык»
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Розанова Н. М. Письменная работа студента и аспиранта: как добиться совершенства // Н. М. icon«Письменная речь»
Письменная речь предполагает комплексное использование графики, орфографии, лексико-грамматических и стилистических средств для выражения...
Розанова Н. М. Письменная работа студента и аспиранта: как добиться совершенства // Н. М. iconМатериал для промежуточной аттестации по химии в 10 классе Письменная...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск