Скачать 157.72 Kb.
|
В помощь учителю! Подготовка учащихся к выполнению заданий части С ЕГЭ по английскому языку «Письменная речь» Письменная речь предполагает комплексное использование графики, орфографии, лексико-грамматических и стилистических средств для выражения мыслей и осуществления письменной коммуникации. Письменная речь отличается от устной и имеет свою специфику. В чем она выражается? В первую очередь, в стиле и языковом оформлении речи, а также в видах и особенностях продуктов письменной речи. Продукты письменной речи: выписки из текста, открытка, анкета, записи в дневнике, личное и деловое письмо, изложение, сочинение, статья, реферат, аннотация, рецензия, отчет и т.д. Следует сразу отметить, что в настоящее время в мире существует целый ряд национальных вариантов английского языка, у каждого из которых есть свои особенности, в том числе орфографические, грамматические, лексические; разные традиции оформления письменной речи. В нормативных документах российского образования не закреплена установка на какой-либо определенный национальный вариант английского языка. Именно поэтому (хотя у нас в стране традиционно преподаватели и авторы учебников ориентируются скорее на британский вариант английского языка) было бы неправильно считать американские орфографические варианты написания слов за ошибку. Таким образом, следует считать приемлемой и британскую и американскую норму английского языка на всех его уровнях. Отметим, что в заданиях с кратким ответом В4-В11 и В11-16 раздела «Грамматика и лексика» в случаях, допускающих два варианта написания слова, оба варианта засчитываются как правильные. Например, colour<или>color; traveller<или> traveler и т.п. В разделе «Письмо» в задании С1 (написание личного письма) не следует, например, считать ошибкой написание даты на американский манер: 11/30/2008 (месяц, дата, год). УМЕНИЯ, ПРОВЕРЯЕМЫЕ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Эти умения могут контролироваться при помощи различных заданий. В ЕГЭ в разделе «Письмо» в настоящее время данные умения письменной речи контролируются на основе заданий на создание личного письма (задание С1) и развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения (С2). В рамках задания С2 учащимся могут предлагаться 2 типа письменного высказывания: «Ваше мнение» и «За и против». СТРАТЕГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ РАЗДЕЛА «ПИСЬМО» Личное письмо
Письменное высказывание с элементами рассуждения: стратегии общие для двух типов
Письменное высказывание с элементами рассуждения «За» и «против»
Письменное высказывание с элементами рассуждения «Ваше мнение»
Таблица 5
Личное письмо:
Как пишутся адрес и дата? Правильный полный вариант1: flat number house street city (town, village) country index Дата: date/month/year (BE) month/date/year (AE) Правильный краткий вариант2: city (town, village) country Как пишется обращение? Dear Sally, Dear Sally Образцы личных писем Задание 1 для учащегося С1.You have 20 minutes to do this task. You have received a letter from your English-speaking pen friend Bill who writes …I don’t think it will be a problem for me to choose a good job in the future as I’m really interested in foreign languages, cultures and countries and I hope I’ll work as a translator or teacher of foreign languages some day. Have you already decided on your career? What job are you going to choose? Why? I’ve lived in the USA my whole life but I’d really love to travel to other countries… Write a letter to Bill. In your letter
Write 100 – 140 words. Remember the rules of letter writing. Пример личного письма, выполненного учащейся и оцененного 6 баллов 12, Roditeleva Street Kaliningrad Russia 236023 16/05/2008 Dear Bill, I was very happy to get your letter. Sorry, I have not written for so long because I have been busy at school studying for my exams. How are you keeping? In your letter you speak about issues which are interesting for all teenagers. I think a lot about my future career. Furthermore, my parents help me to choose my future profession. So I have already decided on my career. I want to become a teacher of foreign languages, too. I do like to work with children. They make me feel happy. I know that you are fond of traveling. Where are you planning to go next? Are you planning to go with your parents or friends? Where will you live there? I am looking forward to your answer. Keep in touch. Love, Anna Задание 2 для учащегося C1. You have 20 minutes to do this task. You have received a letter from your English-speaking pen friend Steve who writes … At school we are doing projects on reading habits of people in different countries. Could you tell me what kind of books you and the members of your family like reading? As for the family news my sister got married last week… Write a letter to Steve. In your letter - tell him about the kind of books you and your relatives like to read - ask 3 questions about his sister’s husband Write 100 – 140 words. Remember the rules of letter writing. Пример личного письма, выполненного учащимся и оцененного в 6 баллов Moscow Russia 17 November Dear Steve, Thank you for your recent letter. I’m awfully sorry for not writing to you earlier, I had so many tasks at school that I had very little free time. You’ve written that you are also busy doing a project at school. I’ve always thought it might be interesting to know about reading habits of people all over the world. You ask what books my family and I like reading. In general, Russian people are a reading nation and so we are. To be honest, I’m not reading much this year as I’m preparing for my entrance exams, but mostly I choose fantasy books. My mother enjoys reading deyective stories while my father prefers historic literature. I’m so glad for your sister. Pass my congratulations to her, please. Is her husband British? What does he do? Where do they live? Write back soon. Best wishes, Boris Образцы письменных высказываний с элементами рассуждения Задание 1 для учащегося C2. You have 40 minutes to do this task. Comment on the following statement Some people prefer to travel abroad; others say that there is much to be seen in our own country. What can you say for and against international and domestic tourism? Write 200-250 words. Use the following plan Introduction (State the problem) Arguments “for” Arguments “against” Conclusion Пример письменного высказывания с элементами рассуждения («за» и «против»), выполненного учащимся и оцененного в 14 баллов (3 - содержание, 3 - организация текста, 3 - лексика, 3 - грамматика, 2 - орфография и пунктуация) International tourism is often contrasted with domestic tourism, with the former meaning exciting adventure and the latter, boring leisure. Let’s examine some of the reasons for such differences of attitude and opinion. As far as the advantages of international tourism are concerned, these are above all the rich cultural opportunities and an excellent service in hotels. Tourists could visit different museums, galleries, get acquainted with new traditions and customs, taste new food, practice a foreign language and learn something new. Domestic tourism also has many advantages such as an opportunity to meet new friends, to admire the most beautiful places of our country, to learn more about our history. What is more, there are also a lot of sights and interesting museums to be seen in our own country. As far as the disadvantages of international tourism one can name the need to have international passports, to get visas, currency. Besides not everyone can afford to pay big sums of money for travelling expenses and accommodation. There are some disadvantages of domestic tourism as well. Firstly, service at hotels, shops is worse than abroad. Secondly, everything seems boring because there isn’t much change in the world around you. Moreover, a lot of domestic tours cost as much as the international ones. To sum it up, both international and domestic tours have its advantages and disadvantages. An English proverb says “Many men, many minds”. So, one should choose what is better for himself. Пример письменного высказывания с элементами рассуждения («высказывание мнения»), выполненного учащимся и оцененного в 14 баллов (3-содержание, 3-организация текста, 3-лексика, 3-грамматика, 2-орфография и пунктуация) Задание 2 для учащегося C2.You have 40 minutes to do this task. Comment on the following statement. My parents say the way they lived in the past was more secure. However, I believe that young people are given a lot more life opportunities nowadays. What is your opinion? Which way of life will be more satisfying for future generations? Write 200 – 250 words. Use the following plan:
A lot of people, especially of older age, claim that life in their youth was much quieter and they were more sure of tomorrow than young people nowadays. But there are many things I do appreciate today. Among them is a great variety of opportunities we have in life. Firstly, the life has cardinally changed and at present young people, using Internet and traveling abroad, are more and more informed about the world and other cultures. Secondly, there is a wide choice of activities in which we can take part now, starting from leisure clubs up to political and volunteer programmes. Another thing to mention is a different range of job vacancies offered to young people to earn their own money. This gives us more independence from our family but, on the other hand, it teaches us to be responsible for decisions we make. However, our society now faces some serious problems such as high crime rate, drug, game and smoking addictions, AIDS, poor environment, etc. They say the society was kinder, the tempo of life was slower. They were not afraid of unemployment. These are the reasons for the parents’ concern about our future. And though I share their worries, I would rather risk than have uneventful, monotonous, predictable life. To sum up, I believe, modern life gives more opportunities and challenges to the youth. There is more freedom, life is more exciting. That is why I hold an opinion that the way of life of today is more satisfying. Критерии оценивания выполнения заданий раздела «Письмо». Письменная речь относится к продуктивным видам речевой деятельности и, в первую очередь, оценивается с точки зрения успешности выполнения коммуникативной задачи. Тем не менее, до недавнего времени успешность работы учащегося определялась в основном по количеству лексико-грамматических ошибок, и отметка выставлялась без учета выполнения коммуникативной задачи. При этом оценивание было чисто субъективным: не было ни критериев оценивания, ни шкал, позволяющих перейти на более объективное оценивание. В настоящее время разработаны критерии и параметры оценивания, позволяющие достаточно адекватно оценивать раздел «Письмо». Сейчас наиболее важными критериями оценивания выполнения задания стали такие критерии как «содержание» и «организации текста», так как именно они показывают, насколько успешно решена учащимися коммуникативная задача. Для оценивания выполнения коммуникативных заданий раздела «Письмо» применяется сочетание двух рейтинговых шкал в системе, специально разработанной для измерения различных сторон коммуникативной компетенции учащихся. Система предусматривает словесное описание критериев оценивания развернутого ответа (личного письма – задание С1 и письменного высказывания с элементами рассуждения – задание С2) и цифровую характеристику нормативов оценки по каждому критерию. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается рейтинговой шкалой различной длины: 3-0 или 2-0. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за личное письмо, – 6, за написание сочинения-рассуждения –14. Личное письмо (С1) оценивается по трем критериям, а именно, «содержание» (максимальное количество -2 балла) и «организация текста» (максимальное количество -2 балла) и языковое оформление текста(максимальное количество -2 балла). Особенности оценивания задания С1:
Нарушения в объеме в задании С1 (требуемый объем 100-140 слов):
Письменное высказывание с элементами рассуждения (С2) оценивается по пяти критериям: «содержание» (максимальное количество -3 балла) и «организация текста» (максимальное количество - 3 балла), лексика (максимальное количество -3 балла), «грамматика» (максимальное количество -3 балла), «орфография и пунктуация» (максимальное количество -2 балла). Особенности оценивания заданий С2:
Нарушения в объеме в задании С2 (требуемый объем 200-250 слов):
Итого максимальный балл за выполнение заданий раздела «Письмо»- 20 баллов. Проверка работы Личное Письмо Итак, проверка работы начинается с формального, но важного момента подсчета количества слов в выполненном задании. Требуемый объем дается в задании для учащегося (С1: 100-140 слов). В п. 11 спецификации даны четкие инструкции на этот счет: «Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%. Если в выполненном задании С1 менее 90 слов …, то задание проверке не подлежит и оценивается 0 баллов. При превышении объема более чем на 10%, т.е. если в выполненном задании С1 более 154 слов … , проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему. Таким образом, при проверке задания С1 отсчитываются от начала работы 140 слов … и оценивается только эта часть работы». При этом подсчитываются все слова (предлоги и артикли в том числе), краткие (стяженные формы) глаголов (didn’t, can’t, let’s) считаются за 1 слово. В личном письме подсчет слов начинается с первого слова адреса и заканчивается подписью; числа считаются за одно слово. В целом считаются все слова, включая артикли, союзы, предлоги и т.п. Краткие формы глаголов (местоимение + вспомогательный глагол; вспомогательный или модальный глагол + отрицательная частица и т.п.) считаются за одно слово. Оценивая первый критерий - содержание (решение коммуникативной задачи), мы должны ответить на следующие вопросы:
Детализируя первый вопрос, необходимо сформулировать все аспекты содержания, которые должен раскрыть в своем личном письме экзаменуемый. Для этого надо проанализировать письмо-стимул и дополнительное задание, которое дается после него. Второй критерий, по которому оценивается личное письмо – организация текста. Оценивая задание по этому критерию, мы должны ответить на следующие вопросы: 1. Насколько логично в целом высказывание? 2. Присутствуют ли средства логической связи и правильно ли они использованы? 3. Разделен ли текст на абзацы? 4. Соответствует ли оформление текста нормам, принятым в стране изучаемого языка? Это последний вопрос требует детализации: А) Обращение на отдельной строке. Б) Завершающая фраза на отдельной строке. В) Подпись на отдельной строке. Г) Адрес автора в правом верхнем углу (можно краткий Д) Дата Третий критерий, по которому оценивается письменное высказывание с элементами рассуждения, - это лексическо-грамматическое оформление речи. Оценивая по данному критерию, эксперт должен ответить на следующие вопросы: 1.Соответствует ли лексика поставленной коммуникативной задаче 2. Достаточен ли словарный запас, насколько он разнообразен, соответствует ли высокому уровню? 3.Соблюдает ли автор правила словообразования, словосочетаемости (collocations) правильно ли употреблены слова в конкретном контексте и влияют ли ошибки (если они имеются) на понимание содержания 4. Уместен ли выбор использования грамматических средств в соответствии с целью высказывания? 5. Насколько разнообразны грамматические средства? 6. Насколько правильно и точно использованы грамматические средства? Письменное высказывание с элементами рассуждения проверка работы также начинается с формального, но важного этапа: подсчета количества слов в выполненном задании. Требуемый объем дается в задании для учащегося (С2: 200-250 слов). В п. 11 спецификации даны четкие инструкции на этот счет: «Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%. Если в выполненном задании С2 менее 180 слов …, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении объема более чем на 10%, т.е. если в выполненном задании С2 более 275 слов … , проверке подлежит только та часть работы, которая соответствует требуемому объему. Таким образом, при проверке задания С2 отсчитываются от начала работы 250 слов … и оценивается только эта часть работы». При этом подсчитываются все слова (предлоги и артикли в том числе), краткие (стяженные формы) глаголов (didn’t, can’t, let’s) считаются за 1 слово. Оценивая работу по первому критерию - содержание (решение коммуникативной задачи), мы должны ответить на следующие вопросы: 1.Соответствует ли содержание данного сочинения предложенной коммуникативной задаче? В дополнительной схеме оценивания предлагаются следующие вопросы, которые детализируют содержание данного пункта: 1.1. Есть ли вступление с постановкой проблемы? 1.2. Высказано ли мнение автора по проблеме и аргументировано ли оно? 1.3. Представлены ли в сочинении другие точки зрения и объяснение, почему автор с ними не согласен 1.4. Есть ли заключение с выводом? Второй критерий оценивания сочинения – организация текста. Основной вопрос: «Соответствует ли организация текста общепринятым правилам?» необходимо детализировать, а именно: 2.1 Есть ли деление на абзацы и правильно ли оно осуществлено? 2.2 Логично ли сочинение и правильно ли использованы средства логической связи: выстраиванию логичности препятствует отсутствие абзацев, использование средств логической связи минимально. Третий критерий, по которому оценивается письменное высказывание с элементами рассуждения, - это лексическое оформление речи. Оценивая по данному критерию, эксперт должен ответить на следующие вопросы: 3.1.Соответствует ли лексика поставленной коммуникативной задаче 3.2. Достаточен ли словарный запас, насколько он разнообразен, соответствует ли высокому уровню? 3.3.Соблюдает ли автор правила словообразования, словосочетаемости (collocations) правильно ли употреблены слова в конкретном контексте и влияют ли ошибки (если они имеются) на понимание содержания Если мы отнесем лексико-грамматические ошибки к лексике, то в этом случае, лексика может быть оценена 1 баллом (при этом мы не имеем права за те же ошибки лексико-грамматического характера снижать баллы второй раз – по критерию грамматического оформления речи). Четвертый критерий, по которому оценивается письменное высказывание с элементами рассуждения, - это грамматическое оформление речи. Оценивая ответ по данному критерию, эксперт должен ответить на следующие вопросы: 4.1 Уместен ли выбор использования грамматических средств в соответствии с целью высказывания? 4.2 Насколько разнообразны грамматические средства и соответствуют ли их сложность высокому уровню? 4.3 Насколько правильно и точно использованы грамматические средства По пятому критерию – оценивается наличие ошибок в орфографии и пунктуации 1 Не следует считать ошибкой, если в полном варианте адреса экзаменуемый написал номер квартиры, дома и название улицы на одной строке. Ошибкой является «обратный» порядок следования элементов (независимо от их расположения по строкам), например: Russia, Syzran, Osennyaya st., 8-14. 2 Не следует считать ошибкой, если в кратком варианте адреса экзаменуемый написал названия города и страны на одной строке. Ошибкой является «обратный» порядок следования элементов (независимо от их расположения по строкам), например: Russia, Rostov Veliky. |
Письменная речь и ее специфика Письменная речь предполагает комплексное использование графики, орфографии, лексико-грамматических и стилистических средств для выражения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог... | ||
Основная мысль текста. Микротема текста Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог... | Реферат по русскому языку на тему: «Устная и письменная речь» Введение. 3 | ||
Устная и письменная речь Русский язык: 1 класс / под редакцией В. П. Канакиной, В. Г. Горецкий,М.: Просвещение,2011 | Памятка Речь язык в действии, язык в работе, когда мы им пользуемся... Опд. В. 02 является одной из важнейших дисциплин специализации в подготовке юриста, расширяющей и углубляющей знания студентов по... | ||
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса «Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная... | Литература стр ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов | Учащихся Г по результатам проведенного им обширного экспериментально-психологического исследования развития речи младших школьников. На материале... | ||
Контрольная работа по дисциплине «Письменная деловая речь: язык законодательства» Медикаменты, одновременно, оптовый, осведомиться, пломбировать, на похоронах, приговор, призы, приобретение, сироты, таможня, украинский,... | Реферата по культурологии на тему культура делового общения Письменная речь – это самостоятельная целостная целенаправленная речевая структура, обеспечивающая общение с помощью письменного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уметь отличать письменное общение от устного, владеть смыслом понятий: речь устная и письменная, сфера и ситуация речевого общения;... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Содержательная, логичная, правильная речь (устная и письменная) должна стать характеризующим признаком хорошего работника. Курс «Русский... | ||
Реферат По теме: «Письмо и письменная речь как цель и как средство обучения иностранному языку.» Цели и задачи обучения иностранному языку в общеобразовательной школе | Русский язык содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности... |