Рабочая программа «Русский язык и культура речи». 10 класс.
Пояснительная записка.
Необходимым компонентом общей культуры специалистов любого профиля, в значительной степени определяющим успех профессиональной деятельности, является свободное владение русским литературным языком, умение использовать его как инструмент эффективного профессионального и межличностного общения. Содержательная, логичная, правильная речь (устная и письменная) должна стать характеризующим признаком хорошего работника. Курс «Русский язык и культура речи» направлен на решение этой актуальной и важной задачи.
Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, направлена на формирование языковой и духовной культуры школьников, на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Актуальность программы заключается в том, что культура речи – это культура языка, это конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного общения, устного и письменного.
Цель : подвести учащихся к осознанию, что владение нормами литературного языка – это проявление высокого уровня культуры речи, охрана литературного языка
Задачи:
познакомить учащихся с коммуникативными качествами речи и тенденциями развития языка;
пробудить интерес и уважение к языку как национальному государственному достоянию;
помочь учащимся овладеть нормами литературного языка в его устной и письменной форме; совершенствовать речевую практику;
развитие творческих способностей учащихся;
Формы проведения занятий: семинары-практикумы, лекции, лабораторные занятия, практикумы, дискуссия, проектная деятельность, урок-кроссворд, викторина, урок – тест.
Формы контроля: доклады, презентация, редактирование литературного текста, написание рецензии на литературный текст, контрольные тесты.
Практическая направленность.
Содержание курса направлено на освоение норм литературного языка, знание которых учащийся сможет применить при сдаче ЕГЭ.
По окончании изучения курса учащиеся должны знать:
качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
законы русского литературного произношения;
этимологию наиболее часто употребляемых фразеологизмов;
функции историзмов, архаизмов, неологизмов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов и их роль в нашей речи;
особенности употребления числительных и местоимений;
основные причины нарушения синтаксической нормы, приводящие к речевым ошибкам;
уметь:
правильно ставить ударение в слове (орфоэпическая норма);
определять значение фразеологизмов и функционирование их в речи;
находить в тексте историзмы, архаизмы, неологизмы, омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, правильно употреблять их в своей речи
правильно произносить слова в сложных случаях произношения;
правильно употреблять формы числа, рода имен существительных; числительные и местоимения, правильно образовывать формы прошедшего времени глагола;
соблюдать синтаксическую норму;
определять роль знаков препинания в тексте;
отбирать речевые средства с учетом ситуации, избегать тавтологии, многозначности, речевых ошибок.
Календарно-тематическое планирование
№
| Тема
| Основные вопросы
| Кол-во
часов
| Дата
| 1
| Понятие о речевой культуре.
| Культура речи как система знаний и навыков. Язык и речевая культура в жизни людей.
| 1
|
| 2
| Основные качества хорошей речи.
| Правильность, точность, чистота, образность и выразительность.
| 1
|
| 3
| Общенародный язык и его составляющие.
| Литературный язык, просторечие, диалекты, узкие профессионализмы.
| 1
|
| 4
| Литературный язык, его основные свойства.
| Нормированность, существование в двух формах, распространённость, развитая система стилей.
| 1
|
| 5,
6
| Языковая норма, её характерные черты
| Определение языковой нормы. Объективность, исторический характер, вариативность.
| 2
|
| 7
| Акцентологические нормы. Особенности русского ударения.
| Определение акцентологической нормы, ударения. Свойства русского ударения.
| 1
|
| 8,
9
| Ударения в именах существительных
| Распространённые случаи нарушения акцентологических норм.
| 2
|
| 10,
11
| Ударения в именах прилагательных.
| Распространённые ошибки при постановке ударения в именах прилагательных.
| 2
|
| 12,
13
| Ударения в глаголах.
| Распространённые случаи нарушения акцентологических норм при употреблении глаголов.
| 2
|
| 14
| Ударения в причастиях.
| Место ударения в действительных причастиях настоящего и прошедшего времени, в страдательных причастиях прошедшего времени.
| 1
|
| 15
| Произношение твёрдых и мягких согласных перед Е в заимствованных словах.
| Влияние на произношение твёрдого или мягкого согласного перед Е.
| 1
|
| 16
| Произношение [О] и [Э] под ударением после мягких согласных и шипящих.
| Распространённые случаи нарушения произносительных норм.
| 1
|
| 17
| Произношение отдельных сочетаний звуков, слов, форм слов.
| Произношение сочетание ЧН,ЧТ.
| 1
|
| 18
| Лексические и фразеологические нормы.
| Понятие лексической и фразеологической нормы.
| 1
|
| 19
| Лексические ошибки, связанные с непониманием значения слова.
| Употребление в неправильном значении заимствованных слов, терминов.
| 1
|
| 20,
21
| Лексические ошибки, связанные с употреблением паронимов, синонимов и слов, близких по значению.
| Определение паронимов, паронимические пары, смешение синонимов.
| 2
|
| 22
| Лексические ошибки, связанные с употреблением омонимов, многозначных слов.
| Употребление в речи омоформ, омофонов, многозначных слов.
| 1
|
| 23
| Ошибки, связанные с лексической сочетаемостью слов.
| Границы лексической сочетаемости.
| 1
|
| 24,
25
| Многословие, его виды. Слова-плеоназмы, тавтология, расщепление сказуемого, слова -паразиты, лишние слова.
| Понятие о многословии.
| 2
|
| 26,
27
| Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов
| Типы речевых ошибок.
| 2
|
| 28,
29
| Нормы словообразования.
| Ошибки, связанные с нарушением словообразовательной структуры единиц литературного языка.
| 2
|
| 30
| Средства фонетической выразительности.
| Благозвучие речи. Звукопись. Звуковые повторы.
| 1
|
| 31,
32
| Лексические средства выразительности.
| Троп, виды тропов.
| 2
|
| 33
| Лексические средства выразительности.
| Эпитет, метафора, метонимия, гипербола, литота, синекдоха, перифраз.
| 1
|
| 34
| Итоговое занятие.
|
| 1
|
| |