Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса





Скачать 212.66 Kb.
НазваниеТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
Дата публикации16.10.2014
Размер212.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Практическое занятие №1.

Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса.

Теоретические вопросы:

  1. Предмет, цель и задачи курса «Русский язык и культура речи».

  2. Основные понятия курса «Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная речь, речевая культура общества, речевая культура личности, функции языка, коммуникативные качества речи, правильность речи, речевое мастерство.

  3. Литературный язык и нормы современного русского литературного языка.

  4. Уровни и единицы русского языка.

  5. Происхождение русского языка и письма.


Практические задания:

    1. Подготовьте ответы на вопросы: а) Почему в русском языке оглушаются согласные? б) Почему некоторые гласные в русском языке «убегают» из корня при изменении формы слова? в) Почему в настоящем и будущем времени русские глаголы изменяются по лицам, а в прошедшем – не изменяются (зато изменяются по родам)?

    2. Докажите, что слово эфиоп нерусского происхождения.

    3. Почему местоимения каков и таков не склоняются в современном русском языке?

    4. Почему краткие качественные прилагательные и краткие страдательные причастия в современном русском языке, в отличие от древнерусского языка, не склоняются?

    5. На какой слог падает ударение в следующих словах:

Аристократия, суверенитет, баллотироваться, дозвониться, завидно, заржаветь, звонит, издавна, изредка, индустрия, каталог, квартал, коклюш, комбайнер, красивее, медикаменты, намерение, обеспечение, обострить, осведомиться, отчасти, премировать, принудить, приобретение, простыня, ржаветь, сирота, сироты, средства, статуя, столяр, усугубить, формировать, ходатайствовать, хозяева, цыган, черпать, шофер, брала, принято, продана, взята, создал.

    1. Произнесите данные слова в соответствии с орфоэпической нормой русского языка; составьте с данными словами словосочетания:

Агент, баловать, закупорить, избаловать, включат, изредка, каталог, звонит, договор, афера, жалюзи, облегчить, ходатайство, феномен, апостроф, исчерпать, мизерный, пихта, столяр, танцовщица, украинец, холеный, досыта, обеспечение, торты, углубить, углубленный, щавель.

    1. Расшифруйте и произнесите правильно аббревиатуры: ФСБ, КПРФ, ЛДПР, МВД, МЧС, СНГ, ЗАГС, РСФСР.

    2. Какой звук: [е] или [о]- произносится под ударением в приведенных ниже словах? Проверьте произношение по «Орфоэпическому словарю русского языка» (М., 1989).

Шерстка, заем, амеба, атлет, гренадер, блестки, береста, маневр, многоженство, новорожденный, опека, оседлость, недоуменный, несовременный, никчемный, одновременно, осужденный, платежный, приведший, принесший, истекший.

    1. Вставьте пропущенные гласные:

Просв…щение, св…зали, выгл…нуть, пос…гнули, вытр…сла, земл…тр…сение, угн…тали, объ…динились, нар…дились, м…теж, оч…ровательный, без…сходный, неизм…римый.

    1. Разделите приведенные слова на три группы в зависимости от варианта произношения чн: а) слова, в которых произносится [чн]; б) слова, в которых произносится [шн]; в) слова, в которых возможны оба варианта произношения:

Вечный, античный, нарочно, яичница, ночной, пустячный, порочный, скворечник, скучно, булочная, гречневый, сливочный, перечница, горчичник, конечно, сердечный, очечник.

    1. Составьте словосочетания с приведенными словами в их разных значениях, в зависимости от ударения: видение, атлас, мука, пристань, кружки.

    2. Запишите слова, услышанные Вами в речи окружающих, в которых допускаются орфоэпические ошибки (не менее 5 слов).


Список литературы:

  1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи.- Ростов-на-Дону, 2003.

  3. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. М.: Просвещение, 1996. – 304 с.

  4. Головин Б.Н. Как говорить правильно. М., 1988.

  5. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. М., 2003.

  6. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи: Учеб. для студентов-нефилологов / Под ред. О.Б. Сиротининой. Саратов, 2001.

  7. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: учеб. /под ред. Н.А. Ипполитовой. М., 2005. – 440 с.

  8. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник-практикум. М. 1998.

  9. Русский язык и культура речи: Практикум /Под ред. В.И. Максимова. М., 2002.

  10. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов /А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 509 с.

  11. Русский язык и культура речи: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Проф. О.Я. Гойхмана. М.: ИНФРА-М, 2005. – 240 с.

  12. Ширяев Е.Н., Граудина Л.К. Культура русской речи: Учебник для вузов. М.: Норма ИФРА, 1999.


Словари:

  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. 8-е изд. М., 1995.

  2. Большой толковый словарь иностранных слов: В 3 т. /Сост. М. А.Червинская, П.П.Червинский. Ростов-н/Д, 1995.

  3. Бучкина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. М., 1998.

  4. Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы, ударения. М., 1994.

  5. Ефимова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. М., 1986.

  6. Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка /Под ред. Л.А.Новикова. 7-е изд. М., 2001.

  7. Новичков Н.И. Словарь современных русских сокращений и аббревиатур. Париж; Москва, 1995.

  8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.

  9. Рогожникова Р.П., Карская Т.С Школьный словарь устаревших слов русского языка: (По произведениям русских писателей XVIII — XX вв.). М., 1996.

  10. Новый словарь сокращений русского языка. М., 1995.

  11. Орфографический словарь русского языка /Под ред. В. В.Лопатина. М., 1996.

Практическое занятие №2.

Тема: Фонетический уровень русского языка. Орфоэпические нормы русского языка.

Теоретические вопросы:

  1. История русского правописания. Русский алфавит. Соотношение звуков и букв; характеристики звуков речи (акустика, артикуляция; когда буквы е, е, ю, я обозначают два звука; когда звонкие и глухие согласные звуки заменяют друг друга; парные и непарные согласные по твердости/мягкости, по звонкости/глухости; непроизносимые звуки). Современная русская графика (как на письме обозначается мягкость; гласные после шипящих).

  2. Фонетический уровень русского языка. Фонетические нормы. Ударение и интонация. Позиционные и комбинаторные изменения звуков.

  3. Орфоэпические нормы в системе норм русского языка.


Практические задания:


  1. Затранскрибировать следующие слова: делается, приходская, участник, съели, возчик, уздечка, майонез, гибкий, литься, развязка, поезд, чувство, съемка, выходка, смотрится.

2. Сделать фонетический разбор следующих слов: будет, походка, скучно.

3. Определить, какими звуками различаются следующие слова, охарактеризовать происходящие процессы: сказочка – сказка; ложечка – ложка; обрубить – обтесать; колдовать – колдовской; готовите – готовьте; просить – просьба; молотить – молотьба; такой – также; смыть – сдуть; сердце – сердчишко.

4. Определить произношение одного и того же предлога с в сочетаниях: С Саней, с Симой, с Герой, с Димой, с Зоей, с Зиной, с Шурой, с Женей.

5. Поставьте ударение в существительных мужского рода: алкоголь, алфавит, досуг, дефис, документ, доллар, занавес, квартал, инсульт, коклюш, километр, магазин, партер, портфель, планер, псевдоним, пурпур, созыв, отсвет, стартер, столяр, творог, центнер, часовщик, шофер.

6. Составьте словосочетания с приведёнными словами в их разных значениях, зависящих от ударения: видение, кирка, хаос, ледник, характерный, острота, рожки.

7. Составьте предложения, в которых различались бы слова-омонимы: выдержка, занять, класс, мир, нота, среда, точка, язык.
Практическое занятие №3.

Тема: Лексические нормы русского языка.

Теоретические вопросы:

  1. Лексический уровень русского языка.

  2. Лексика с точки зрения сферы употребления и происхождения.

  3. Многозначные и однозначные слова. Полисемия и омонимия (лексические омонимы, омофоны, омоформы, омографы).

  4. Синонимы. Антонимы. Паронимы.

  5. Устаревшие слова: архаизмы, историзмы. Неологизмы.

  6. Фразеологизмы.

Практические задания:

  1. Выписать из Словаря русского языка значения слов дом, земля. Придумать свои примеры с каждым значением.

  2. Имеются ли у слов язык, дисциплина омонимы? Докажите.

  3. Определить, относятся ли значения выделенных слов к явлению многозначности или омонимии?

Спортивный клубклуб дыма.

Затопить печь – затопить корабль.

Крутой берег – крутой кипяток.

Вид моря – вид глагола.

Трубит горн – пылает горн.

Серебряный подстаканник – серебряный иней.

Книжная полкаполка свеклы.

Железнодорожный мост – воздушный мост.

4. Определить, из какого языка заимствованы слова:

Космонавт, юннат, вуз, зарплата, день, десять, бык, волк, штора, штиль, шарф, джем, джигит, джинсы, витязь, килька, Кострома, сарафан, деньги, сахар, тетрадь, идол, декан, субъект, апельсин, брюки, абрикос, швабра, салат, абажур, жилет, балет, виртуоз, сонет, бумага, вахта, букинист, бутылка, шулер.

5. Подобрать к следующим словам синонимы:

Аннотация, аудитория, полемика, пессимист, оптимист, тенденция, репродукция, феномен, транскрипция, пиетет, анонс, лингвистика, пролонгировать, консенсус, толерантность.

6.Переведите существительные с конечным –нт на русский язык (латинские по происхождению причастия настоящего времени действительного залога): студент, пациент, доцент, ассистент, аспирант, консультант, резидент, президент, лаборант, диссидент.

7.Прочитайте высказывания и прокомментируйте употребление иностранных слов. Всегда ли оно уместно и почему? Замените нужным словом.

  1. Эти новации направлены на укрепление ресурсной базы коммерческого банка.

  2. Так в конце Х1Х века формировался имидж ивановских предпринимателей: заводчиков, купцов, подрядчиков.

  3. Переселять стариков в Митино, в Бутово?... Ну зачем же переселять человека из той микрофлоры, в которой он жил?

  4. В новом альянсе соединились и средства и возможности.

  5. Все сильнее ностальгия по прекрасному.

  1. Подберите подходящие синонимы к данным паронимам: злой - злостный, понятный – понятливый, скрытый – скрытный, удачный – удачливый, явный – явственный.

  2. Составьте предложения с каждым из паронимов, определите, чем они отличаются друг от друга.

Дружеский – дружественный, трагичный – трагический, желанный – желательный, практичный – практический; освоить – усвоить, отразить – отобразить, представить – предоставить, основать – обосновать; невежа – невежда, эффективность – эффектность, адресат – адресант, абонент – абонемент.

  1. Замените слова синонимичными фразеологизмами.

Быстро, мало, медленно, лгать, много, близко, хитрый, бездельничать, грустить.
Практическое занятие №4.

Тема: Морфологические и синтаксические нормы русского языка.

Теоретические вопросы:


  1. Морфологический уровень русского языка и его единицы.

  2. Морфологические нормы русского языка. Варианты морфологических форм у разных частей речи: у существительных (род сложносокращенных слов, употребление существительных в форме одного числа, окончания одушевленных и неодушевленных существительных, окончания в им. и род. падеже мн. числа, несклоняемые существительные); у числительных (склонение собирательных и количественных числительных); у местоимений (морфологические категории рода и числа у вопросительных местоимений, склонение местоимений); у глаголов (категория вида, спряжение).

  3. Синтаксический уровень русского языка и его единицы.

  4. Синтаксические нормы русского языка. Согласование, управление, примыкание. Употребление сказуемого при подлежащем, выраженном различными сочетаниями. Употребление предлогов с причинным значением, со значением условия, цели и т.д. Средства связи в сложном предложении.



Практические задания:

  1. Определите род имени существительного (муж., жен., ср., общий (конкретное значение рода определяется по контексту), не имеет рода, имеет две формы рода) и назовите средства выражения рода (морфологические: окончание им.пад. и характер основы, окончания род. и тв. падежей ед. ч.; словообразовательные средства: суффиксы с субъективно-оценочным значением и характер производящей основы; семантические средства: лексическое значение слова; синтаксические средства: формы согласования; средства выражения отсутствуют: существительное употребляется только во множественном числе). Согласуйте определения с данными словами.

Жизнь, коллега, бригадир, кольцо, мозги, соболь, конституция, мощь, хлебушко, оранжерея, мозоль, невежда, сознание, музей, ясли, матч, жираф, тюль, вояка, чистюля, сумерки, микроб, осадки, акация.

  1. Определите род и его семантические показатели у несклоняемых существительных.

Ассорти, хинди, салями, пони, портье, какаду, фортепьяно, авторалли, безе, Конго, кенгуру, алоэ, Миссури, бра, такси, кашпо, харчо, эскимо, пюре, табло, колье, колибри, крупье, декольте, кофе, пончо, рефери, досье, пенальти, лото, Токио, желе, фламинго, маэстро.

  1. Просклоняйте сочетание числительного с существительным в ед. числе: 1764 километра.

  2. Образуйте форму род. падежа мн.ч. от следующих существительных: статья, кухня, шалунья, вишня, барышня, простыня, блюдце, озерко, киргиз, грузин, хозяин, шалаш, гостья, запястье, копье, щупальце, гость, певунья, ущелье, предместье, апельсин, баржа, килограмм, носок, чулок, помидор, просьба, солдат.

  3. Укажите, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания:

а) домов, столов, коров, ковров, голов, основ;

б) степей, ножей, батарей, шей (от шея), ушей, юношей.

6. Какой частью слова является -ий в словах медвежий, синий?

7. Каков состав слов двумястами, тремястами?

8. Являются ли глаголы увядать, увянуть, завял однокоренными?

9. Устраните ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

а) Сыграв роль сильной женщины, актрисе стали предлагать аналогичные роли.

б) Поняв свою беспомощность, ему стало страшно.

в) Написав диссертацию, работа будет допущена к защите.

г) Имея право выбирать своего руководителя, судьба коллектива во многом зависела от самих людей.

д) Прочитав внимательно произведение, каждому станет понятна его основная мысль.

е) Вернувшись в родные края, их жизнь будет в безопасности.

Практическое занятие №5.

Тема: Орфографические и пунктуационные нормы русского языка Теоретические вопросы:

  1. Принципы русской орфографии.

  2. Принципы русской пунктуации.

Практические задания:

  1. От приведенных слов образуйте существительные с суффиксом –ок-/-ек-, -онок-/-енок, -онк-/-енк-. Объясните правописание гласных в суффиксах.

Берег, бумага, верблюд, волк, галка, душа, изба, клок, кляча, книга, корова, крюк, лошадь, медведь, мужик, мышь, нога, пастух, река, рубаха, рука, собака, старик, старуха.

  1. От приведенных слов образуйте прилагательные с суффиксом –ов-/-ев-. Объясните правописание гласных в суффиксах.

Биржа, вече, вещь, грош, груша, душ, еж, ерш, камыш, ключ, ковш, кумач, морж, нож, парча, плечо, плод, поле, плющ, сторож, холст, плюш.

  1. От данных глаголов образовать формы страдательного причастия настоящего и прошедшего времени.

Читать, рисовать, слышать, видеть, корчевать, считать, купать, просить, носить, греть, шлифовать, лакировать, блокировать, копировать, группировать, классифицировать.

  1. От данных глаголов образовать возможные формы действительного причастия настоящего и прошедшего времени.

Веять, держать, выдержать, полоскать, дремать, мылить, проскакать, брызгать, клеить, расколоть, роптать, клеветать, полоть.

5. Могут ли приведенные ниже слова употребляться с количественными и собирательными числительными? Составьте с ними словосочетания со следующими числами:

Два (двое): варежки, шарф, носки, тиски; три (трое): дети, невежда; четыре (четверо): сутки, грязнуля; пять (пятеро): фамилия, рояль, подруга; шесть (шестеро): перчатки, бандероль.

Практическое занятие №6.

Тема: Функциональные стили русского языка. Стилистические нормы

Теоретические вопросы:

  1. Понятие стиля в лингвистике. Стиль языка и стиль речи. Стилистическая окраска стилистические средства языка.

  2. Понятие стилистической нормы. Стилистические ресурсы русского литературного языка.

  3. Функциональные стили русского языка.


Практические задания:

1. Ознакомьтесь, в каких значениях употребляется слово «стиль» в «Словаре современного русского литературного языка» (М.-Л., 1963. С.875-878). В каком из указанных значений это слово используется в изучаемой дисциплине? Проиллюстрируйте значения слова «стиль» своими примерами.

Стиль

  1. Совокупность признаков, характеризующих искусство определенного времени и направления со стороны идейного содержания и художественной формы. Готический стиль.

  2. Совокупность признаков, характеризующих искусство какого-либо народа, страны и т.п. Дом в китайском стиле.

  3. Совокупность характерных признаков, особенностей, свойственных чему-либо, отличающих что-либо. Стиль построек.

  4. Совокупность приемов использования средств языка, характерная для какого-либо писания или литературного произведения, направления, жанра. Стиль Тургенева. Газетный стиль.

  5. Совокупность особенностей в построении речи и словоупотребления, манера словесного изложения. Лаконичный стиль.

  6. Построение речи в соответствии с нормами синтаксиса и словоупотребления. Работать над стилем.

  7. Метод, характер какой-либо деятельности. Бюрократический стиль работы.

  8. Способ выполнения, осуществления чего-либо, характеризующийся совокупностью определенных технических приемов. Стиль брасс.

  9. Характерная манера вести себя, говорить, одеваться и т.п. Одеваться в английском стиле.

  10. Способ летоисчисления. 20 числа нового стиля.


2. Определите, в каких значениях употребляется слово стиль в следующих словосочетаниях:

Романтический стиль, восточный стиль, стиль рококо, высокий стиль, ошибки в стиле, авторитетный стиль.

3. Укажите, какие представленные слова являются стилистически нейтральными:

Дом, объект, хата, улица, вода, хлебушек, ветер, погода, день, морфема, грядущий, неделя, созидание, будущность, хороший, плохонький, потрясающий, большой, огромный, отрицательный, гуманный, бежать, дерзать, жить, носить, заявлять, систематизировать..

4. Определите стилистическую характеристику следующих слов (книжное, разговорное, просторечное):

Абсолютный, барахтаться, бетонка, болтаться, брюзжать, взимать, всепрощение, грузооборот, диплом, дочурка, заочник, классифицировать, лежебока, методология, мямля, подсобка, простофиля, резонанс, сачок, старичок, свидетель, трудоголик.

5. Запишите по пять слов, обладающих нейтральной, книжной и разговорной окраской. Составьте с ними предложения.

6. Определите, какое языковое средство привносит стилистическую окрашенность в следующих словах и выражениях? Определите их стилевую принадлежность.

Водица, притча во языцех, толстенький, бежать сломя голову, подать в отставку, секретарша, хвать друга камнем в лоб; И делать не делает, а время тянет; бра-аво!

7. Подберите к следующим словам синонимы по стилистической окраске, напр.: рука (нейтр.) – длань (книж.) – лапа (разг.).

Наказание, создатель, есть, захотеть, глаза, уста, кричать, лгун, дочь, добрый.

8. Составьте два варианта небольшого текста на тему «Как я провел выходной день»: в художественном стиле и в разговорном (ответ на вопрос друга по телефону, устный рассказ в кругу семьи).

Практическое занятие №7.

Тема: Культура деловой речи

Теоретические вопросы:

  1. Особенности официально-делового стиля (ОДС). Роль языка в профессиональной деятельности.

  2. Подстили ОДС.

  3. Жанры ОДС.

  4. Специфика делового документа.

  5. Устная деловая речь. Языковые нормы в деловом общении.

  6. Этикет в деловом письме.


Практические задания:

  1. Напишите: а) заявление с просьбой разрешить вам академический отпуск, продлить сессию и т.д.; б) доверенность на получение стипендии вашим одногруппником, на получение посылки по почте и т.д.; в) объяснительную записку в следующих ситуациях: вы пропустили занятие, не явились на дежурство, опоздали на занятие и т.д.

  2. Составьте развернутые предложения, характерные для официально-делового стиля, используя следующие предлоги: ввиду, в целях, в отношении, на предмет, в силу, в связи, в соответствии, в течение, во избежание, на основании, в счет, в порядке.

  3. Из приведенных ниже слов и словосочетаний выделите те, которым свойственна окраска официально-делового стиля.

Дипломная работа, ответчик, несоблюдение, соглашение, прогулка, прямые обязанности, посоветовать, единовременное пособие, установленный порядок, теология, обвинительный приговор, ходатайствовать, проводить исследование, чудесный случай, принять к исполнению, квадратный корень, жилищный фонд, воздать должное, нетрудоспособность, страховой полис, надлежащий, медленно, мирное сотрудничество.

  1. Составьте развернутые предложения, используя синтаксические модели, выражающие стандартное содержание деловой переписки.

а) характер сообщения

Сообщаем (Вам; о том), что…

Извещаем (Вас; о том), что…

Ставим (Вас) в известность (о том, в том), что…

Доводим до (Вашего) сведения (то, о том), что…

Уведомляем (Вас; о том, в том), что…

б) выражение просьбы, требования, пожелания

Университет (редакция, завод, отдел) просит (Вас) о (о том, чтобы)…

выражает просьбу……настаивает…

Требует выполнения… убедительно требует…выражает пожелание…

в) мотивировка действия

Ввиду возникающих трудностей…обязать (поручить, предложить)…

В связи с отказом (решением, указанием, проведением, задержкой, возможным уточнением)…

Решение (обязательство, обещание) не выполнено ввиду (в связи с, так как, из-за, потому что, вследствие, по причине)…

В целях (для; чтобы принять, уточнить; в порядке; затем, чтобы; в связи с, ввиду) оказания помощи…

Согласно указаниям…

г) выражение отказа

Ваше предложение отклонено (отклоняется, не может быть принято, не получило поддержки, не отвечает требованиям, нереально, не соответствует, недействительно)…

Ваше предложение отклонено (отклоняется) в связи (ввиду, по соображениям, из-за, согласно, благодаря)…

д) выражение согласия

Университет (отдел, завод) не возражает (согласен, поддерживает, присоединяется, одобряет, удовлетворяет)…

  1. Переделайте текст одного стиля в текст другого стиля, стараясь полностью сохранить передаваемую информацию: а) запишите сказку языком официально-делового стиля; б) законодательную статью – разговорным стилем.

  2. Напишите резюме.



Практическое занятие №8.

Тема: Культура научной речи
Теоретические вопросы:

  1. Особенности научного стиля. Терминология в русском языке.

  2. Жанры научного стиля.

  3. Реферат как жанр научно-информативного типа.

  4. Структура текста научного стиля.

  5. Правила оформления научного текста (цитирование, библиография и т.д.).

  6. Законы логики в научной речи.


Практические задания:

  1. Составить тексты научного стиля: аннотацию, реферат, конспект и т.д. (на выбор). Расскажите об особенностях каждого жанра.

  2. Составьте библиографическое описание 3-х книг.

  3. Переделайте текст одного стиля в текст другого стиля, стараясь полностью сохранить передаваемую информацию: запишите инструкцию по использованию бытовой техники языком молодежного жаргона;


Практическое занятие №9.

Тема: Разговорно-бытовой стиль речи.

Теоретические вопросы:

  1. Особенности разговорной речи. Основные признаки разговорной речи.

  2. Речевая деятельность. Речевые стратегии и тактики.

  3. Принципы коммуникации.

  4. Жанры разговорно-бытового стиля речи.

  5. Нормы в разговорной речи.

  6. Невербальные средства общения.



Практические задания:

  1. Назовите критерии и факторы эффективности межличностной коммуникации. Какие способы коммуникации, по вашему мнению, помогают людям достичь того, чего они хотят?

  2. Какую стратегическую задачу говорящего выполняет комплимент? Покажите последовательность ходов в речевой тактике комплимента.

  3. Опишите наиболее характерные для вас жесты и мимику, которые вы используете при разговоре с другими. Помогают ли они вам эффективно передать сообщение или отвлекают от смысла сообщения?

  4. Опишите эпизод конфликта, недавно пережитый вами. Как вели себя вы и другой человек? Каков был результат? Как вы себя чувствовали тогда и теперь? Можно ли было иначе разрешить конфликт? Как эффективно реагировать на конфликт?


Практическое занятие №10.

Тема: Стиль массовой коммуникации.

Теоретические вопросы:

    1. Основные функции, цели и задачи средств массовой коммуникации.

    2. Жанры стиля массовой коммуникации.

    3. Стилистическая нагрузка языковых единиц в массовой коммуникации.



Практические задания:

      1. Запишите определения термина информация. Какие виды информации принято различать? Какие типы недостоверной информации вам известны?

      2. Напишите рецензию на газетную (журнальную) статью, кинофильм. Сделать стилистический и композиционный анализ этой рецензии.

      3. Подберите публицистические тексты из средств массовой информации, в которых встречаются канцеляризмы, речевые штампы, жаргонные слова, заимствования, диалектизмы.


Практическое занятие №11.

Тема: Литературно-художественный стиль речи.

Теоретические вопросы:

  1. Стилистическая нагрузка языковых единиц в литературно-художественном стиле. Системная взаимосвязь в данном стиле языковых единиц как составных элементов целого, обусловленная идейно-образным содержанием. Слово в художественной речи.

  2. Эмоциональность и экспрессия в художественной речи.

  3. Художественные средства создания образности. Фигуры и тропы (метафора, аллегория, каламбур, метонимия, синекдоха, аллюзия, окказионализмы).


Практические задания:

1. Приведите примеры использования тропов в художественных текстах.

2. Определите средства создания образности в следующих художественных текстах.



SILENTIUM

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, -

Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-воздушных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью – и молчи!..

Ф.И.Тютчев. 1830



Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

А.А.Фет,1850



3. Переделайте текст одного стиля в текст другого стиля, стараясь полностью сохранить передаваемую информацию: запишите объяснительную записку о пропуске занятий – возвышенно-художественным слогом.

Практическое занятие №12.

Тема: Публичная речь


  1. Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо).

  2. Типы речи.

  3. Виды публичной речи.

  4. Основные требования к публичному выступлению.

  5. Техника речи оратора. Артикуляция и дикция. Тембр голоса. Темп речи.

  6. Виды красноречия, связанные с профессиональной и общественной деятельностью человека (социально-политическое, академическое, судебное, духовное (церковно-богословское), социально-бытовое и т.д.).


Практические задания:

  1. Подготовьте произношение 3-х скороговорок. (Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп. Рапортовал, да недорапортовал, стал дорапортовывать – зарапортовался.). Начинайте с медленного произношения и четкого проговаривания каждого звука.

  2. Подготовьте, используя риторические фигуры, похвальную речь положительным качествам человека (на выбор): Дружбе, Доброте, Справедливости и т.д.

  3. Подготовьте порицательную речь отрицательным явлениям (на выбор): Клевете, Лживости, Тщеславию и т.д.

  4. Подберите аргументы для защиты или опровержения данных ниже тезисов в одной из следующих ситуаций: а) при разговоре с деканом, б) в беседе с друзьями-студентами, в) в дискуссии на ток-шоу. Укажите, к какому виду относятся подобранные вами аргументы (напр.: точно установленные и взаимосвязанные факты и суждения; ссылки на законы, уставы, руководящие документы, если они исполняются и соответствуют реальной жизни; цитаты из публичных заявлений, книг, признанных в той или иной сфере авторитетов; показания свидетелей и очевидцев событий; статистическая информация, собранная и обработанная профессионалами и др.):

    • Выпускник вуза должен быть скорее энциклопедически образованной личностью, чем узким специалистом.

    • Изучение русского языка и культуры речи в вузе необходимо студентам всех специальностей.

    • Занятия в университете должны начинаться не ранее 10 часов утра.

    • Каждый российский студент должен пройти стажировку в зарубежном вузе.


Практическое занятие №13.

Тема: Речевой этикет
Теоретические вопросы:

  1. Речь и этика. Этические нормы речевого общения. Приветствие, обращение. Этикетные формулы. Эвфемизация речи. Перебивание. ВЫ-общение и ТЫ-общение.

  2. Этика и сфера общения. Соблюдение нравственных норм в разных ситуациях общения (в ситуации приказа, просьбы, отказа и т.д.). Причины коммуникативных неудач.

  3. Этика и виды речевой деятельности. Искусство ведения диалога и полилога. Проблемы этикета и этики в ситуации спора.


Практические задания:

  1. Привести примеры этикетных речевых формул нейтрального и официального стиля извинения, просьбы, несогласия, благодарности, сочувствия. Напр.: просьба: пожалуйста (нейтр.), будьте любезны (офиц.).

  2. Подготовьте выступление на одну из тем: «Речь, которая мне запомнилась», «Оратор, который произвел на меня сильное впечатление», «Каких ораторов я люблю слушать», «Какие ораторы мне не нравятся». Зафиксируйте письменно этапы подготовки выступления.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса iconН. Н. Сперанская Кандидат филологических наук доцент кафедры
«Русский язык и культура речи», «Язык и искусство общения» (речевая часть). Пособие составлено в соответствии с программой указанных...
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса iconПрограмма курса «Русский язык и культура речи» Дисциплина «Русский язык и культура речи»
В связи с этим программа базового курса включает материал, позволяющий студентам
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса iconРабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи....
Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса iconРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «актуальные проблемы фразеологии»
«Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Основы межкультурной коммуникации», «Современный русский язык и культура...
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса iconКонспект лекций Раздел Культура речи: аспекты и критерии Тема 1
Основные понятия: культура речи, коммуникативные качества хорошей речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация, коммуникативный...
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи»
Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса iconРабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «проблемы языковой номинации»
«Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной...
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса iconМетодические рекомендации к курсу Русский язык и культура речи
Русский язык и культура речи: Методическое пособие (заочное обучение)/ Пермский институт фсин россии
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса iconРабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных...
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса iconРусский язык и культура речи
Данные задания, контрольные вопросы, темы рефератов и тесты помогут вам при изучении предмета «Русский язык и культура речи», а также...
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса iconРусский язык и культура речи
Русский язык и культура речи: Контрольные задания для студентов заочной формы обучения сгга/ Сост доц. М. К. Чирейкин. ─ Новосибирск:...
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса iconПрограмма курса Цель курса
Курс “Русский язык и культура речи нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных...
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охватывает основные разделы курса: язык как средство общения, литературный язык и культура речи, культура научной речи, культура...
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса iconУчебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи
«Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса iconПрограмма зачетной работы для студентов зо факультета лмф письменная...
Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи»
Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса iconРабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи...
Дисциплина «Русский язык и культура речи» нацелена на повышение уровня практического владения современным русским языком и приобретение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск