Скачать 212.66 Kb.
|
Практическое занятие №1. Тема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса. Теоретические вопросы:
Практические задания:
Аристократия, суверенитет, баллотироваться, дозвониться, завидно, заржаветь, звонит, издавна, изредка, индустрия, каталог, квартал, коклюш, комбайнер, красивее, медикаменты, намерение, обеспечение, обострить, осведомиться, отчасти, премировать, принудить, приобретение, простыня, ржаветь, сирота, сироты, средства, статуя, столяр, усугубить, формировать, ходатайствовать, хозяева, цыган, черпать, шофер, брала, принято, продана, взята, создал.
Агент, баловать, закупорить, избаловать, включат, изредка, каталог, звонит, договор, афера, жалюзи, облегчить, ходатайство, феномен, апостроф, исчерпать, мизерный, пихта, столяр, танцовщица, украинец, холеный, досыта, обеспечение, торты, углубить, углубленный, щавель.
Шерстка, заем, амеба, атлет, гренадер, блестки, береста, маневр, многоженство, новорожденный, опека, оседлость, недоуменный, несовременный, никчемный, одновременно, осужденный, платежный, приведший, принесший, истекший.
Просв…щение, св…зали, выгл…нуть, пос…гнули, вытр…сла, земл…тр…сение, угн…тали, объ…динились, нар…дились, м…теж, оч…ровательный, без…сходный, неизм…римый.
Вечный, античный, нарочно, яичница, ночной, пустячный, порочный, скворечник, скучно, булочная, гречневый, сливочный, перечница, горчичник, конечно, сердечный, очечник.
Список литературы:
Словари:
Практическое занятие №2. Тема: Фонетический уровень русского языка. Орфоэпические нормы русского языка. Теоретические вопросы:
Практические задания:
2. Сделать фонетический разбор следующих слов: будет, походка, скучно. 3. Определить, какими звуками различаются следующие слова, охарактеризовать происходящие процессы: сказочка – сказка; ложечка – ложка; обрубить – обтесать; колдовать – колдовской; готовите – готовьте; просить – просьба; молотить – молотьба; такой – также; смыть – сдуть; сердце – сердчишко. 4. Определить произношение одного и того же предлога с в сочетаниях: С Саней, с Симой, с Герой, с Димой, с Зоей, с Зиной, с Шурой, с Женей. 5. Поставьте ударение в существительных мужского рода: алкоголь, алфавит, досуг, дефис, документ, доллар, занавес, квартал, инсульт, коклюш, километр, магазин, партер, портфель, планер, псевдоним, пурпур, созыв, отсвет, стартер, столяр, творог, центнер, часовщик, шофер. 6. Составьте словосочетания с приведёнными словами в их разных значениях, зависящих от ударения: видение, кирка, хаос, ледник, характерный, острота, рожки. 7. Составьте предложения, в которых различались бы слова-омонимы: выдержка, занять, класс, мир, нота, среда, точка, язык. Практическое занятие №3. Тема: Лексические нормы русского языка. Теоретические вопросы:
Практические задания:
Спортивный клуб – клуб дыма. Затопить печь – затопить корабль. Крутой берег – крутой кипяток. Вид моря – вид глагола. Трубит горн – пылает горн. Серебряный подстаканник – серебряный иней. Книжная полка – полка свеклы. Железнодорожный мост – воздушный мост. 4. Определить, из какого языка заимствованы слова: Космонавт, юннат, вуз, зарплата, день, десять, бык, волк, штора, штиль, шарф, джем, джигит, джинсы, витязь, килька, Кострома, сарафан, деньги, сахар, тетрадь, идол, декан, субъект, апельсин, брюки, абрикос, швабра, салат, абажур, жилет, балет, виртуоз, сонет, бумага, вахта, букинист, бутылка, шулер. 5. Подобрать к следующим словам синонимы: Аннотация, аудитория, полемика, пессимист, оптимист, тенденция, репродукция, феномен, транскрипция, пиетет, анонс, лингвистика, пролонгировать, консенсус, толерантность. 6.Переведите существительные с конечным –нт на русский язык (латинские по происхождению причастия настоящего времени действительного залога): студент, пациент, доцент, ассистент, аспирант, консультант, резидент, президент, лаборант, диссидент. 7.Прочитайте высказывания и прокомментируйте употребление иностранных слов. Всегда ли оно уместно и почему? Замените нужным словом.
Дружеский – дружественный, трагичный – трагический, желанный – желательный, практичный – практический; освоить – усвоить, отразить – отобразить, представить – предоставить, основать – обосновать; невежа – невежда, эффективность – эффектность, адресат – адресант, абонент – абонемент.
Быстро, мало, медленно, лгать, много, близко, хитрый, бездельничать, грустить. Практическое занятие №4. Тема: Морфологические и синтаксические нормы русского языка. Теоретические вопросы:
Практические задания:
Жизнь, коллега, бригадир, кольцо, мозги, соболь, конституция, мощь, хлебушко, оранжерея, мозоль, невежда, сознание, музей, ясли, матч, жираф, тюль, вояка, чистюля, сумерки, микроб, осадки, акация.
Ассорти, хинди, салями, пони, портье, какаду, фортепьяно, авторалли, безе, Конго, кенгуру, алоэ, Миссури, бра, такси, кашпо, харчо, эскимо, пюре, табло, колье, колибри, крупье, декольте, кофе, пончо, рефери, досье, пенальти, лото, Токио, желе, фламинго, маэстро.
а) домов, столов, коров, ковров, голов, основ; б) степей, ножей, батарей, шей (от шея), ушей, юношей. 6. Какой частью слова является -ий в словах медвежий, синий? 7. Каков состав слов двумястами, тремястами? 8. Являются ли глаголы увядать, увянуть, завял однокоренными? 9. Устраните ошибки в употреблении деепричастных оборотов. а) Сыграв роль сильной женщины, актрисе стали предлагать аналогичные роли. б) Поняв свою беспомощность, ему стало страшно. в) Написав диссертацию, работа будет допущена к защите. г) Имея право выбирать своего руководителя, судьба коллектива во многом зависела от самих людей. д) Прочитав внимательно произведение, каждому станет понятна его основная мысль. е) Вернувшись в родные края, их жизнь будет в безопасности. Практическое занятие №5. Тема: Орфографические и пунктуационные нормы русского языка Теоретические вопросы:
Практические задания:
Берег, бумага, верблюд, волк, галка, душа, изба, клок, кляча, книга, корова, крюк, лошадь, медведь, мужик, мышь, нога, пастух, река, рубаха, рука, собака, старик, старуха.
Биржа, вече, вещь, грош, груша, душ, еж, ерш, камыш, ключ, ковш, кумач, морж, нож, парча, плечо, плод, поле, плющ, сторож, холст, плюш.
Читать, рисовать, слышать, видеть, корчевать, считать, купать, просить, носить, греть, шлифовать, лакировать, блокировать, копировать, группировать, классифицировать.
Веять, держать, выдержать, полоскать, дремать, мылить, проскакать, брызгать, клеить, расколоть, роптать, клеветать, полоть. 5. Могут ли приведенные ниже слова употребляться с количественными и собирательными числительными? Составьте с ними словосочетания со следующими числами: Два (двое): варежки, шарф, носки, тиски; три (трое): дети, невежда; четыре (четверо): сутки, грязнуля; пять (пятеро): фамилия, рояль, подруга; шесть (шестеро): перчатки, бандероль. Практическое занятие №6. Тема: Функциональные стили русского языка. Стилистические нормы Теоретические вопросы:
Практические задания: 1. Ознакомьтесь, в каких значениях употребляется слово «стиль» в «Словаре современного русского литературного языка» (М.-Л., 1963. С.875-878). В каком из указанных значений это слово используется в изучаемой дисциплине? Проиллюстрируйте значения слова «стиль» своими примерами. Стиль
2. Определите, в каких значениях употребляется слово стиль в следующих словосочетаниях: Романтический стиль, восточный стиль, стиль рококо, высокий стиль, ошибки в стиле, авторитетный стиль. 3. Укажите, какие представленные слова являются стилистически нейтральными: Дом, объект, хата, улица, вода, хлебушек, ветер, погода, день, морфема, грядущий, неделя, созидание, будущность, хороший, плохонький, потрясающий, большой, огромный, отрицательный, гуманный, бежать, дерзать, жить, носить, заявлять, систематизировать.. 4. Определите стилистическую характеристику следующих слов (книжное, разговорное, просторечное): Абсолютный, барахтаться, бетонка, болтаться, брюзжать, взимать, всепрощение, грузооборот, диплом, дочурка, заочник, классифицировать, лежебока, методология, мямля, подсобка, простофиля, резонанс, сачок, старичок, свидетель, трудоголик. 5. Запишите по пять слов, обладающих нейтральной, книжной и разговорной окраской. Составьте с ними предложения. 6. Определите, какое языковое средство привносит стилистическую окрашенность в следующих словах и выражениях? Определите их стилевую принадлежность. Водица, притча во языцех, толстенький, бежать сломя голову, подать в отставку, секретарша, хвать друга камнем в лоб; И делать не делает, а время тянет; бра-аво! 7. Подберите к следующим словам синонимы по стилистической окраске, напр.: рука (нейтр.) – длань (книж.) – лапа (разг.). Наказание, создатель, есть, захотеть, глаза, уста, кричать, лгун, дочь, добрый. 8. Составьте два варианта небольшого текста на тему «Как я провел выходной день»: в художественном стиле и в разговорном (ответ на вопрос друга по телефону, устный рассказ в кругу семьи). Практическое занятие №7. Тема: Культура деловой речи Теоретические вопросы:
Практические задания:
Дипломная работа, ответчик, несоблюдение, соглашение, прогулка, прямые обязанности, посоветовать, единовременное пособие, установленный порядок, теология, обвинительный приговор, ходатайствовать, проводить исследование, чудесный случай, принять к исполнению, квадратный корень, жилищный фонд, воздать должное, нетрудоспособность, страховой полис, надлежащий, медленно, мирное сотрудничество.
а) характер сообщения Сообщаем (Вам; о том), что… Извещаем (Вас; о том), что… Ставим (Вас) в известность (о том, в том), что… Доводим до (Вашего) сведения (то, о том), что… Уведомляем (Вас; о том, в том), что… б) выражение просьбы, требования, пожелания Университет (редакция, завод, отдел) просит (Вас) о (о том, чтобы)… …выражает просьбу……настаивает… Требует выполнения… убедительно требует…выражает пожелание… в) мотивировка действия Ввиду возникающих трудностей…обязать (поручить, предложить)… В связи с отказом (решением, указанием, проведением, задержкой, возможным уточнением)… Решение (обязательство, обещание) не выполнено ввиду (в связи с, так как, из-за, потому что, вследствие, по причине)… В целях (для; чтобы принять, уточнить; в порядке; затем, чтобы; в связи с, ввиду) оказания помощи… Согласно указаниям… г) выражение отказа Ваше предложение отклонено (отклоняется, не может быть принято, не получило поддержки, не отвечает требованиям, нереально, не соответствует, недействительно)… Ваше предложение отклонено (отклоняется) в связи (ввиду, по соображениям, из-за, согласно, благодаря)… д) выражение согласия Университет (отдел, завод) не возражает (согласен, поддерживает, присоединяется, одобряет, удовлетворяет)…
Практическое занятие №8. Тема: Культура научной речи Теоретические вопросы:
Практические задания:
Практическое занятие №9. Тема: Разговорно-бытовой стиль речи. Теоретические вопросы:
Практические задания:
Практическое занятие №10. Тема: Стиль массовой коммуникации. Теоретические вопросы:
Практические задания:
Практическое занятие №11. Тема: Литературно-художественный стиль речи. Теоретические вопросы:
Практические задания: 1. Приведите примеры использования тропов в художественных текстах. 2. Определите средства создания образности в следующих художественных текстах. SILENTIUM Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои – Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи, - Любуйся ими – и молчи. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, - Питайся ими – и молчи. Лишь жить в себе самом умей - Есть целый мир в душе твоей Таинственно-воздушных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, - Внимай их пенью – и молчи!.. Ф.И.Тютчев. 1830 Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. А.А.Фет,1850 3. Переделайте текст одного стиля в текст другого стиля, стараясь полностью сохранить передаваемую информацию: запишите объяснительную записку о пропуске занятий – возвышенно-художественным слогом. Практическое занятие №12. Тема: Публичная речь
Практические задания:
Практическое занятие №13. Тема: Речевой этикет Теоретические вопросы:
Практические задания:
|
Н. Н. Сперанская Кандидат филологических наук доцент кафедры «Русский язык и культура речи», «Язык и искусство общения» (речевая часть). Пособие составлено в соответствии с программой указанных... | Программа курса «Русский язык и культура речи» Дисциплина «Русский язык и культура речи» В связи с этим программа базового курса включает материал, позволяющий студентам | ||
Рабочая программа дополнительного учебного курса «Культура речи.... Русский язык и культура речи вводятся в соответствии с фгос в качестве инвариантной дисциплины гуманитарного цикла | Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «актуальные проблемы фразеологии» «Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Основы межкультурной коммуникации», «Современный русский язык и культура... | ||
Конспект лекций Раздел Культура речи: аспекты и критерии Тема 1 Основные понятия: культура речи, коммуникативные качества хорошей речи, коммуникативная компетенция, речевая коммуникация, коммуникативный... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи» Русский язык и культура речи Направление подготовки 032100. 62 Физическая культура Форма подготовки очная/заочная | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) спецсеминар «проблемы языковой номинации» «Введение в языкознание», «Введение в специальную филологию», «Теоретическая фонетика основного иностранного языка», «Основы межкультурной... | Методические рекомендации к курсу Русский язык и культура речи Русский язык и культура речи: Методическое пособие (заочное обучение)/ Пермский институт фсин россии | ||
Рабочая программа дисциплины русский язык и культура речи степень... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных... | Русский язык и культура речи Данные задания, контрольные вопросы, темы рефератов и тесты помогут вам при изучении предмета «Русский язык и культура речи», а также... | ||
Русский язык и культура речи Русский язык и культура речи: Контрольные задания для студентов заочной формы обучения сгга/ Сост доц. М. К. Чирейкин. ─ Новосибирск:... | Программа курса Цель курса Курс “Русский язык и культура речи нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в разных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Охватывает основные разделы курса: язык как средство общения, литературный язык и культура речи, культура научной речи, культура... | Учебно-методический комплекс по дисциплине русский язык и культура речи «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Программа зачетной работы для студентов зо факультета лмф письменная... Указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «русский язык и культура речи» | Рабочая программа дисциплины (модуля) Русский язык и культура речи... Дисциплина «Русский язык и культура речи» нацелена на повышение уровня практического владения современным русским языком и приобретение... |